Основные идеи гуманизма в философии

VIII. Ценности гуманизма

В отличие от человеческих качеств, т.е. свойств, способностей черт, присущих собственно человеку, область существования ценностей более обширна. Ценность связана не только с человеком и его внутренним миром, но и с другими людьми, обществом, и даже с другими субстанциальными реальностями. Вместе с тем ценность как таковая не существует без оценки и оценивающего, т.е. без человека. Таким образом, все объективные ценности фактически являются субъектно-объектными, поскольку без человека оценивающего, и тем самым конституирующего ценность, они не существуют. Конституируя, устанавливая и тем самым как бы превращая определенный феномен в ценность, человек одновременно придает ему положительное или отрицательное значение либо, кроме того, если речь идет о ценностях субъектных, ценностях внутреннего мира человека, — нормативный, регулятивный и предписывающий (прескриптивный) смысл. Куртц определяет ценность «как предмет или цель какого-либо интереса, желания или потребности человеческого существа».

Ценность — достаточно своеобразный вид реальности. Она не субстанциальна и не абсолютна как человек, общество, бытие, ничто и неизвестность, а релятивна и всегда существует — если это объективная ценность — «между», точнее на стыке человека с другими реальностями. Ее основой могут быть материальные объекты, небытие, социум, но в любом случае она обретает свой соответствующий статус при потенциальном или действительном бытии оценивающего субъекта, т.е. человека. Ценности возникают в процессе оценки, поэтому как таковые они обладают особого рода существованием — они существуют только тогда и где, когда, где и для кого они что-то значат. Значимость — специфическая форма существования ценности. Ценность как таковая (но не ее основа) не объективна и не субъективна в смысле произвольности или чистой психологичности, поскольку она всегда связана с какой-то субстанциальной реальностью. Судя по всему, абсолютно все ценности имеют или могут иметь объективный и транссубъективный характер, хотя бы в силу возможности самих транссубстанциальных коммуникаций. Это значит, что они могут обладать и обладают нормативными функциями и иметь значение ориентиров, установок для индивидуальных и коллективных суждений и поступков. Поскольку оценка связана у человека с целями, желанием, идеалами, стремлениями, интересами и т.д., то ценность включает в себя телеологические (целесообразные или  целевые), регулятивные и нормативные компоненты. Ввиду универсальности областей существования ценностей, существует невероятное множество ценностных классификаций. Разли- чают моральные, познавательные (научные), эстетические, юридические, политические, мировоззренческие (философские), религиозные, экономические, экологические ценности. Ценности разделяют на материальные и духовные, личные и коллективные. Для гуманистического сознания главным их критерием является наличие в них гуманности или их способность позитивным образом сочетаться, входить, интегрироваться с человечностью человека. Отсюда вытекают два простых следствия: (1) область антигуманного в человеке не может быть областью человеческих ценностей, но, напротив, обретает в свете оценки негативный, антиценностный смысл; (2) области гуманных и нейтральных человеческих качеств суть области гуманистических ценностей. Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность». Всё соответствующее или не противоречащее критерию человечности становится ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Я выделяю следующие области гуманистических ценностей: ценности экзистенциальные, непосредственно связанные с самой жизнью личности; ценности общесоциальные; ценности политические; ценности юридические; нравственные ценности; ценности познания; эстетические ценности. Далее это особая категория ценностей, которые я называю вероятностными ценностями транссубстанциальных коммуникаций. К ним непосредственно примыкают ценностные предположения относительно объективных субстанциальных реальностей. Кроме того, в этом контексте имеет смысл говорить об антиценностях как таких реальностях, отрицательное значение которых заключено в их античеловечности. Такого рода антиценности бытуют в пространстве по меньшей мере двух реальностей — человека и общества.

Виды гуманизма[править]

В обществознании различают следующие виды гуманизма:

  • гуманизм обыкновенный — один человек возведён в абсолют, остальные ему поклоняются и служат
  • некрогуманизм — человек, возведённый в абсолют, умер, однако остальные продолжают служить его идеям и заветам
  • ксеногуманизм — человек, возведённый в абсолют, является иностранцем для тех, кто ему поклоняются и служат
  • религиозный гуманизм — человек, возведённый в абсолют, является по совместительству Богом
  • коммунистический гуманизм — человек, возведённый в абсолют и остальные, кто ему поклоняются и служат, живут примерно в одинаковых условиях
  • демократический гуманизм — человеку, возведённому в абсолют, должны в равных условиях на всём земном шаре.

Что такое гуманизм?

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Гуманизм и мораль

Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.

Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.

Типы гуманизма

Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:

Ренессансный гуманизм

Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.

Светский гуманизм (секулярный)

Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.

Религиозный гуманизм

Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.

Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.

Читайте подробнее про религию.

Постгуманизм

Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).

Эти обвинения были направлены на гуманизм.

Марксистский гуманизм

Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».

Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.

Интегральный гуманизм

Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).

Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.

Виды гуманизма.

Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:

  • Литературный гуманизм;
  • Культурный гуманизм;
  • Философский гуманизм;
  • Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
  • Светский (Секулярный) гуманизм.

Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.

Культурный гуманизм — это рациональная и эмпирическая традиция, которая взяла свое начало в Древней Греции и Риме, после чего получила развитие в европейской культуре. Так сейчас она составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и праву.

Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.

Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.

Светский гуманизм.

Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.

Принципы светского гуманизма:

  • Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
  • Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
  • Уверенность в том, что только открытое демократическое общество с плюралистическими взглядами, может быть лучшей гарантией защиты прав человека от авторитарных элит и репрессивного большинства;
  • Глубокая убежденность в необходимости разделения церкви и государства;
  • Толерантное отношение к представителям любых рас, народов, вероисповеданий и взглядов;
  • Неприкосновенность частной жизни;
  • Поддержка таких моральных принципов как: честность, справедливость, альтруизм, ответственность, сострадание и так далее.
  • Сохранение Земли для будущих поколений;
  • Возможность развития творческих способностей у любого человека.
  • Нравственное воспитание детей;
  • Помощь обездоленным и инвалидам;

Гуманистические ценности в сфере образования

Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.

Большой толковый словарь

АНТИГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Противоречащий принципам гуманизма. А-ая мораль. А-ая акция. А-ие догматы. АНТИГУМАННЫЙ, -ая, -ое. Бесчеловечный. А. поступок. ВЫСОКОГУМАННЫЙ, -ая, -ое; -нен, -нна, -нно. Отличающийся высокой гуманностью. В-ое отношение к людям. ГУМАНИЗАЦИЯ, -и; ж. Распространение и утверждение гуманистических принципов в какой-л. сфере общественной жизни. Г. законов. Г. общественного сознания. ГУМАНИЗИРОВАТЬ, -рую, -руешь; св. и нсв. кого-что. Внести — вносить гуманность; проявить — проявлять гуманизм. Г. международные отношения. Гуманизироваться, -руется; страд. ГУМАНИЗИРОВАТЬСЯ, -руется; св. и нсв. Проявить — проявлять гуманизм; отличиться — отличаться гуманностью. Современный капитализм значительно гуманизировался. Гуманизация (см.). ГУМАНИЗМ, -а; м. 1. Мировоззрение, основанное на заботе о благе человека и его правах на свободу, равенство, счастье, развитии и проявлении всех сторон его личности, уважении его собственного достоинства. Г. эпохи Возрождения (идейно-культурное движение, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип всестороннего развития личности). 2. Человечность, любовь к людям и забота об их благе как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности. Проповедовать г. Проникнуться гуманизмом. Гуманистический (см.). ГУМАНИСТ, -а; м. Последователь гуманизма (1 зн.). Гуманисты эпохи Возрождения. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. к Гуманизм и Гуманист. Г-ая культура. Г-ие идеи. Г-ое отношение к людям. ГУМАНИТАР, -а; м. Разг. 1. Тот, кто занимается гуманитарными науками; гуманитарий. Г. до мозга костей кто-л. 2. Студент гуманитарного вуза, факультета, училища, класса и т.п. ГУМАНИТАРИЙ, -я; м. Тот, кто занимается гуманитарными науками. ГУМАНИТАРНЫЙ, -ая, -ое. [франц. humanitaire, от лат. humanitas — человеческая природа, образованность] 1. Относящийся к наукам, изучающим историю и культуру человеческого общества. Г-ые науки (общественные науки: философия, история, литературоведение, языкознание и т.п. в отличие от естественных и технических). Г-ое образование (основанное на таких науках). Г. институт (дающий такое образование). 2. Основанный на любви к человеку и заботе о нём. Г-ая помощь. ГУМАННЫЙ, -ая, -ое; -манен, -манна, -манно. 1. Человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях. Быть гуманным. Гуманен в обращении с больными. 2. Проникнутый гуманизмом; основанный на принципах гуманизма. Г-ые цели. Из гуманных соображений. Г-ое обращение с заключёнными. Г-ая профессия (обычно о профессии врача, учителя и т.п.). Г-ые методы, способы (не причиняющие боли, страдания). Гуманно, нареч. (2 зн.). Поступить г. Г. обращаться с кем-л. Г. мыслить. Гуманность, -и; ж. Проявить г. ГУМАНОИД, -а; м. Гипотетическое человекоподобное существо, обитающее на Земле или других планетах. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ, -и; ж. Утрата гуманистической сущности, гуманистических начал в ком-, чём-л. Д. искусства, науки. Д. общественного сознания.

3-1. Женщина в эпоху Ренессанса

В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу кучебе и стремящейся кбольшей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.

Тем не менее в XVIв. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них— королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская вИспании, МарияI Тюдор иЕлизаветаI вАнглии.

Шотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину кгосподству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… исправедливости».

В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, вчастности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать вжизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т.Мора видели вженщине впервую очередь мать, которая должна воспитывать детей.

Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы вИталии иФранции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.

Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа

Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей

С12лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.

Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение вуниверситетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.

Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-хгг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа иМаргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой иживописью. Некоторые из них стали профессионалами вобласти искусства.

Первой профессиональной писательницей в Европе стала в начале XV в. Кристина Пизанская. В одной из своих поэм она воспела подвиг Жанны д’Арк – знаменитой Орлеанской девы, героини Столетней войны. Еще одна из наиболее образованных женщин Возрождения – французская писательница ипереводчица Мари де Гурне. Самостоятельно изучив латынь и гуманитарные науки, она в 29 лет опубликовала свою первую книгу. М. де Гурне занималась переводами римских авторов, в частности, Вергилия. В своих работах она отстаивала право женщин на образование, собственность, доступ кгосударственным должностям, возможность получения равных с мужчинами возможностей и привилегий.

Своими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в27лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее иподражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.

Виды гуманизма.

Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:

  • Литературный гуманизм;
  • Культурный гуманизм;
  • Философский гуманизм;
  • Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
  • Светский (Секулярный) гуманизм.

Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.

Культурный гуманизм — это рациональная и эмпирическая традиция, которая взяла свое начало в Древней Греции и Риме, после чего получила развитие в европейской культуре. Так сейчас она составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и праву.

Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.

Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.

Светский гуманизм.

Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.

Принципы светского гуманизма:

  • Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
  • Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
  • Уверенность в том, что только открытое демократическое общество с плюралистическими взглядами, может быть лучшей гарантией защиты прав человека от авторитарных элит и репрессивного большинства;
  • Глубокая убежденность в необходимости разделения церкви и государства;
  • Толерантное отношение к представителям любых рас, народов, вероисповеданий и взглядов;
  • Неприкосновенность частной жизни;
  • Поддержка таких моральных принципов как: честность, справедливость, альтруизм, ответственность, сострадание и так далее.
  • Сохранение Земли для будущих поколений;
  • Возможность развития творческих способностей у любого человека.
  • Нравственное воспитание детей;
  • Помощь обездоленным и инвалидам;

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми: VK

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит

  • Гуманизм — интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities ).
  • Древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа, Конфуция.
  • Классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.
  • Теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом.
  • Атеистический гуманизм — гуманизм, основывающийся на идеях Жан-Поля Сартра и др.
  • Коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фиделя Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс.
  • Натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
  • Нормативный гуманизм — позиция, исходящая из признания того, что у человека есть специфические человеческие потребности, которые необходимо удовлетворять. Причем не человек должен приспосабливаться к обществу, а общество должно считать удовлетворение человеческих потребностей нормой своего функционирования.

Скелеты в шкафах

В ходе своих путешествий по миру я много раз наблюдал археологические раскопки, где имелись следы людей-гигантов, остатки их скелетов. Особенно много их в Южной Америке — в Перу, Эквадоре, Чили…

Что же это за кости? Больших древних животных? Однако местные учёные говорят, что проводимые ими исследования это не подтверждают.

Для начала перечислим лишь несколько случаев удивительных находок, упомянутых в исторических хрониках. В 1821 г. в США, в штате Теннесси, нашли развалины древней стены, под которой лежали два человеческих скелета ростом 215 см. В 1885 г. в Пенсильвании в могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет такого же роста. На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.

В 1899 г. в Германии, в Рурской области, шахтёры обнаружили окаменелые скелеты людей от 210 до 240 см. Примерно в то же время в Египте археологи нашли саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором лежали мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и телосложением мумии значительно отличались от древних египтян. Похожие мумии с рыжими волосами были обнаружены в Неваде.

А вот факты, подтверждающие, что в далёком прошлом на планете обитали люди ещё более высокого роста. Археологи и местные жители регулярно находят отпечатки огромных стоп. В Южной Африке местный фермер обнаружил «след левой ноги», впечатанный в горную породу. Его длина — 128 см. Другой пример — огромный камень в Голубых горах (Австралия) над поверхностью ручья. На нём виднеется отпечаток части огромной стопы с пятью пальцами. Поперечный размер пальцев — 17 см. Можно подсчитать, что рост существа, оставившего такой отпечаток, — 6 м.

В 1950-е гг. на Аляске рабочие обнаружили в могильном холме два черепа, позвонки и кости ног. Высота черепов достигала 58 см. Их обладатели располагали двойным рядом зубов и непропорционально плоскими головами. Позвонки, как и черепа, имели размер в три раза больший, чем у современного человека.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты

Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида

Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать  защитные механизмы психики. Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода

Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность  в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни

При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.

Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector