Мор, томас
Содержание:
Список литературы
- Давлетгаряева Р.Г. Воспитание как определяющий фактор дальнейшего развития человечества // Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 301-304.
- Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации // Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 182-183.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
- Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161-163.
- Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288-291.
- Зиатдинова Ф.Н., Давлетгаряева Р.Г. Основные принципы организации и управления в системе образования // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (26). С. 130-132.
- Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
- Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8-3 (47). С. 69-73.
характеристики
В этом фиктивном государстве правительство было республиканским и демократическим, как и у греков в период их расцвета. Для Моро идеальной страной управлял разум, а не экономическая мощь и божественные традиции.
Вся эта модель основана на внутренней доброте, которую этот гуманист приписывает мужчинам (по крайней мере, в работе).
Это разумное следствие, что все, что было поднято в утопия это неосуществимо, потому что характеристики его обитателей не от мира сего. Остается открытым вопрос, мог ли идеал Моро иметь место в обетованном Царстве Небесном.
Он также касается работы, распределенной среди членов сообщества, с конкретным расписанием. Еще один очень актуальный момент — идея брака для духовенства и гендерного равенства.
Это видение коммунизма было фундаментальным для таких теоретиков, как Карл Маркс. Но многие утверждали, что идеи, которые Моро демонстрирует в пьесе, являются не чем иным, как сатирой, и именно поэтому Моро выбрал так много полных сарказма каламбуров.
Факты из биографии
Общие сведения:
- Томас Мор прожил недолгую жизнь: всего 51 год. Писатель родился 7 февраля 1478 года и умер в 1535 году.
- Мировоззрение будущего гения во многом определил его отец. Сэр Джон Мор был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. Вот с кого будущий борец за права простого человека брал пример: сэр Джон был широко известен своей принципиальной неподкупностью и честностью.
- Мор снискал привязанность Джона Мортона. Будучи еще мальчиком, он поступил к кардиналу Мортону в услужение. Кардиналу очень понравился веселый, симпатичный и открытый мальчик. Мортон не уставал повторять, что ребенка ждет большое будущее, и оказался прав! Чего только стоит тот факт, что в средневековых учебниках по латинской риторике одна из фраз для перевода звучала следующим образом: «Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености».
- С самой юности общественный деятель свято верил в гуманизм. Гуманизм стал для тогда еще юного гимназиста основополагающим принципом. Всю свою дальнейшую жизнь он придерживался гуманистических ценностей. В Оксфорде молодой человек познакомился с Эразмом Роттердамским и, благодаря ему, стал вхож в кружки гимназистов в высшем обществе.
- Будущий адвокат, он учился в Оксфорде, но не слишком прилежно. Вместо сухих формулировок и зубрежки его привлекали современные трактаты гуманистов. Причем привлекали настолько сильно, что он самостоятельно перевел «Двенадцать мечей» известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола.
- Томас Мор был женат дважды. Его первой женой стала 17-летняя девушка Джейн Кольт. Она была девушкой из простонародья, возможно, молодой мужчина в своем выборе руководствовался гуманистическими идеями, поэтому усиленно занимался образованием своей жены. Их брак продлился недолго: несчастная умерла спустя 6 лет от лихорадки, оставив своему мужу четырех маленьких детей. Одному справляться было трудно, и тогда вдовец женился на состоятельной Элис Мидлтон, тоже вдове, с которой счастливо прожил все последующие годы.
- Оригинальный человек, Мор практиковал самобичевание. В молодости, еще до женитьбы, он провел несколько лет в монастыре, но, не захотев остаться там навсегда, все же вынес оттуда несколько обычаев. Например, вставать рано утром, постоянно молиться богу, поститься, жить скромно и добровольно подвергать себя телесным мукам. Убежденный флагеллант, он считал себя настоящим слугою Господа, и, как говорил его друг и наставник Эразм Роттердамский, предпочел быть верным супругом, чем распутным монахом.
- Томас Мор придумал слово «утопия». Более того, это слово стало названием не только его самого известного романа, но и всего литературного жанра. Писатель соединил греческую приставку отрицания «у» со словом «топос» (место). Получается, что утопия – это место, которого нет в действительности. Кроме того, в пределах Англии писатель знаменит также и своими стихотворениями, которые были оценены современниками и последователями.
- Томас Мор преподавал право, параллельно вел адвокатскую деятельность и, более того, был членом Парламента Англии от купечества. Занимая высокий пост, он заступался за простых англичан, критикуя налоговую систему, не считавшуюся с бедностью крестьян и горожан. За свою открытую позицию и близость к народу, его обожали англичане, но ненавидели коллеги.
- Мор был казнен по приказу Генриха VIII. Активная политическая деятельность и принципиальность сослужили недобрую службу: он отказался приносить присягу королю и его новой жене Анне Болейн и был обвинен в государственной измене, за что и гильотирован.
- В настоящее время, с Мора до сих пор не снято обвинение в измене, однако, вместе с тем он причислен к лику святых стараниями римской католической церкви.
Уже из приведенных общих сведений видно, что Томас Мор был очень незаурядной личностью, однако, к несчастью для него же самого,
практически каждый его шаг вызывал шквал критики консерваторов. Однако Мор располагал влиянием своего друга Эразма Роттердамского, и это не раз спасало его, ведь всю свою жизнь, с самой юности, он раздражал закоренелых консерваторов.
Политическая деятельность
В 1504 году Томас был избран в английский Парламент. Начав здесь свою трудовую деятельность, Мор сразу же выступил за то, чтобы уменьшить налоговые сборы в пользу казны английского короля Генриха VII.
За это последовала месть – король арестовал и заключил в тюрьму отца Томаса Мора. Освобождение последовало только после того, как Томас самоустранился от общественной деятельности и заплатил за родителя внушительный выкуп.
В 1509 году Генрих VII скончался, и Мор вернулся к политике. И уже в следующем 1510 году его назначили младшим шерифом Лондона. Все восторгались его красноречием, честностью и справедливостью
На Томаса сразу же обратил внимание пришедший к власти король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях. В 1515 году правитель назначил Томаса послом во Фландрию вести переговоры по поводу торговли английской шерстью
В 1517 году Мор оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ поднял против иностранцев бунт.
В 1518 году Томас был избран в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.
В 1520 году вблизи города Кале состоялась встреча Генриха VIII с французским королём Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты правителя Англии.
В 1521 году Томас получил к своему имени почётную приставку «сэр», за заслуги перед страной и королём его посвятили в рыцари.
В 1529 году впервые в английской истории на должность лорд-канцлера был назначен выходец из буржуазной среды, по рекомендации короля им стал Томас Мор. «Утопия»
Во время поездки во Фландрию Томас начал работу над первой частью своего самого знаменитого произведения «Утопия». Он завершил её, когда вернулся домой.
Это произведение состоит из двух частей, которые по содержанию мало похожи, но по логике неотделимы друг от друга. Здесь автор поделился своими взглядами, насколько несовершенны политическая и социальная системы. Томас высмеивал разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Здесь же он предлагал программу реформ, с помощью которых можно было изменить положение.
Вторая часть «Утопии» – это, по сути, и есть гуманистическое учение Томаса Мора. Его основные идеи:
- Полное равноправие и демократия, несмотря на наличие короля.
- Глава государства – это, прежде всего, мудрый монарх.
- Продукты распределяются только по потребностям.
- Эксплуатацию и частную собственность следует заменить общественным производством.
- Деньги надо использовать лишь при торговле с другими странами.
- Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.
Синопсис
Акт I
Пьеса драматизирует события из жизни Мора, и в ней затрагиваются вопросы подчинения короне и верховенства закона, особенно когда население возбуждено в анти-инопланетном рвении. Он состоит из 17 сцен, четыре из них отменены. Он начинается с событий Тяжелого Первомая 1517 года: иностранцы, иммигрировавшие в Англию из Ломбардии, которая является северным регионом того, что сейчас известно как Италия, плохо себя ведут и обращаются с гражданами Лондона. с оскорблениями и неуважением. Это возмущает лондонских рабочих, которые решают объединиться на Первомай и отомстить пришельцам. Лондонские дворяне не могут решить, что с этим делать, когда по всему Лондону вспыхивают беспорядки, и даже мэр Лондона находится под угрозой. Дворяне решают нанять популярного и уважаемого в народе шерифа Томаса Мора, чтобы попытаться успокоить гражданские беспорядки.
Акт II
Группа коренных жителей Лондона планирует поджечь дома иностранцев. Другие призывают к военному ответу. More решает, что лучший способ для него — поговорить с бунтовщиками.
Еще больше прибывают к воротам Святого Мартина. Мятежники выражают свои жалобы, а затем соглашаются выслушать Мора. More начинается с того, что беспорядки позорят Англию, и что, если беспорядки преобладают, гражданское общество развалится, и никто из бунтовщиков не доживет до старости. Он говорит им, что, когда они восстают против закона, они восстают против Бога. Мор предлагает бунтовщикам сделку: если они будут вести себя хорошо и спокойно попадут в тюрьму, он обещает им помилование. Единственный выход для них — смерть. Мятежники принимают предложение Мора, и их уводят.
Акт III
Бунтовщиков вот-вот повесят. Один из их лидеров, Линкольн, уже казнен. Затем прибывает Суррей, чтобы объявить, что приказ о казни был приостановлен по приказу короля, потому что Мор умолял сохранить их жизни.
Акт IV
Мора посвящают в рыцари и повышают до тайного советника за его роль в прекращении беспорядков.
Дома Мора навещает его друг, голландский философ и богослов Эразм. Более того, его посетил мэр Лондона. Для развлечения гостей разыгрывается спектакль «Свадьба ума и мудрости» .
Позже в Уайтхолле собирается Тайный совет, включая Мора, когда входит сэр Томас Палмер с нераскрытыми статьями короля Генриха VIII, который хочет, чтобы они были подписаны. More отказывается подписывать, потому что он сознательно против. Рочестера, который также отказывается подписывать, увозят в лондонский Тауэр . Мор подает в отставку и помещается под домашний арест. Его товарищи Тайные советники убеждают его изменить свое мнение и подписать, но он этого не сделает.
Еще идет домой и сообщает своей семье. Он обсуждает ситуацию и то, как она повлияет на них, и утешает их, сохраняя при этом позитивное поведение и свою моральную позицию. Графы Суррей и Шрусбери прибывают, чтобы побудить Мора подписать статьи; он этого не сделает, и его увезут в Башню.
Акт V
Кэтсби идет в дом Мора, чтобы сообщить семье, что Мор приговорен к смертной казни.
Семья Мора прибывает в Башню накануне казни. Они убеждают его изменить свое мнение, но он решителен. На следующий день, на Тауэрском холме, Мор решительно взбирается на эшафот и готовится умереть от обезглавливания. Море вдумчиво и тактично обменивается мнениями с присутствующими дворянами и своим палачом, а затем оказывается за кулисами своей судьбы.
Фразы
— «Вы не должны покидать корабль во время шторма, потому что вы не можете контролировать ветер. То, что нельзя сделать хорошим, надо как минимум сделать как можно хуже ».
— «Я никогда не притворяюсь, что, будучи Богом, мой добрый Господь, привязываю свою душу к спине другого человека, даже самого лучшего из людей, которых я знаю: потому что я знаю, куда это может привести ее».
— «Я умру как хороший слуга царя, но прежде всего Бога».
— «Мой случай был таков в этом вопросе из-за ясности моей совести, что, несмотря на то, что я могу чувствовать боль, я не понесу никакого вреда, так как в этом случае мужчина может потерять голову и не получить никакого вреда».
— «То, что откладывается, не избежать».
— «Я никогда не видел дурака, который не считал себя мудрым. Если дурак считает себя дураком, это не безумие, а маленькая искорка ума.
Краткая биография
- 1496 – сменил корпорацию «Нью Инн» на более статусную «Линкольн Инн».
- 1497 – сблизился с Эразмом Роттердамским. Разделяя взгляды гуманистов, Томас вошел в оксфордский кружок Джона Коллета, поддерживал гуманистические идеи равенства, справедливости, морального долга перед обществом. Эти идеи отразились в самом известном его произведении – «Утопии».
- 1500-1504 – по мнению историков, Томас Мор провел в монастыре картезианского ордена в Лондоне. Это один из самых аскетичных и суровых монашеских орденов Европы. До конца дней Мор придерживался монастырских правил: практиковал ранний утренний подъем, ношение власяницы, долгие молитвы.
- 1504 – между служением церкви или государству выбрал светскую жизнь и стал членом Парламента. Первым же публичным выступлением против увеличения поборов для короны молодой политик навлек на себя гнев Генриха VII. Отец его был арестован и отпущен только после отказа младшего Мора от политической карьеры и выплаты приличного штрафа.
- 1505 – взял в жены Джейн Коулт из Нозерхолла (графство Эссекс).
- 1510 – в результате выборов стал помощником шерифа Лондона. Его честность, принципиальность и дар красноречия сделали его самым популярным юристом среди людей разных сословий.
- 1514-1518 – писал исследование, посвященное эпохе Ричарда III, которое не завершил, но оно оказало большое влияние на английскую историографию и литературу.
- 1515 – Генрих VIII, коронацию которого литератор отметил изящными стихотворениями, заметил молодого юриста и отправил его с посольством во Фландрию с целью разрешения торгового конфликта.
- 1516 – книгоиздатель Дирк Мартенс опубликовал самую известную книгу Томаса Мора, которая называлась «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», всем известное как «Утопия». Опираясь на труды Платона, сочинения и воспоминания путешественников XV-XVI веков, в частности, Америго Веспуччи, заметки Чосера и др., Мор показал свое видение стройной государственной системы, основанной на идеях утопического социализма.
- 1518 – поступил на королевскую службу и вошел в Тайный Совет.
- 1520-1529 – вел непримиримую литературную полемику с реформатором Мартином Лютером по поводу церковных традиций. Причем первый трактат на эту тему «Утверждение семи таинств» Томас написал по просьбе и под именем Генриха VIII, за это Лев Х, Папа римский, пожаловал короля титулом «Защитник веры».
- 1521 – назначен помощником казначея королевства и произведен в рыцари.
- 1523 – избран Спикером палаты общин.
- 1524 – назначен распорядителем Оксфордского университета.
- 1529 – получил назначение на высшую государственную должность лорда-канцлера.
- 1532 – ушел в отставку. Официально из-за слабого здоровья. На самом деле по причине разрыва Генриха VIII с католической церковью и создание англиканской. Король решил развестись с бездетной Екатериной Арагонской и сочетаться браком с Анной Болейн. Католическая церковь воспротивилась такому решению. Не поддержал короля и Томас Мор.
- 1534 – Принят «Акт о супрематии», объявивший Генриха VIII главой церкви, и «Акт о престолонаследии», куда входила присяга. Каждый, кто ее приносил, клялся в верности детям Генриха и Анны Болейн, признавая их права на престол, и всему роду Тюдоров. Мор на церемонию пришел, но присягнуть не смог, так как это расходилось с его убеждениями.
- 17 апреля 1534 года – Томас Мор был арестован и брошен в Тауэр.
- 6 июля 1535 года – казнен через отсечение главы. Подходя к плахе на площади Тауэр-Хилл, он сказал: «Умираю как добрый слуга короля, но в первую очередь – Бога».
- 1935 – канонизирован Римско-католической церковью и причислен лику святых за верность церкви.
Казнь Томаса Мора (иллюстрация 1870 г.)
Образование
В 1492 году Томас поступил на учёбу в Кентербери-колледж при Оксфордском университете, его наставниками были знаменитые юристы того времени – Вильям Гросин и Томас Линакр.
Учился парень с лёгкостью, но уже в тот период сухие формулировки законов стали привлекать его меньше, чем произведения современных гуманистов. Во время учёбы Томас Мор увлёкся работами мыслителя эпохи Возрождения – итальянца Пико делла Мирандола, юноша переводил на английский язык его биографию и произведение «Двенадцать мечей».
В 1494 году Томас покинул учебное заведение в Оксфорде по настоянию отца и вернулся в Лондон. Сэр Джон Мор хотел, чтобы сын продолжил его дело, и нанял ему для изучения права опытных законоведов. Томас был способным учеником, из него действительно получился превосходный юрист.
В художественной литературе
- Роберт Болт , Томас Мор или одинокий человек , Scialtiel и TNP, 1963.
- Фред Зиннеманн , фильм года « Человек на все времена» ( A Man for All Seasons ) , получил «Оскар» за лучший фильм. С Полом Скофилдом и Орсоном Уэллсом по пьесе Роберта Болта, премьера которой состоялась в 1960 году).
- «Анна тысячи дней» , фильм 1969 года. Актер Эсмонд Найт.
- Жан Ануил , Томас Мор или свободный человек , Круглый стол, 1987.
- Чарльтон Хестон , Человек для вечности , телефильм 1988 года с Чарльтоном Хестоном, Джоном Гилгудом , Ванессой Редгрейв и Ричардом Джонсоном в главных ролях .
- Джереми Нортэм , Тюдоры , телесериал 2007 года.
- Габриэль Маргьери , Mainte nuit sans rest… Слова Томаса Мора , произведение для рассказчика, орган и клавесин, 2013, премьера2 октября 2013 г. в базилике Святой Клотильды в Париже Фрэнсис Перрен, рассказчик, Габриэль Маргьери, орган, Томас Пеллерин, клавесин.
- Антон Лессер , Волчий зал , сериал 2015 года.
- Филип Камбус , Испанская принцесса
Произведения
Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.
Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.
Карта страны из книги «Утопия» Томаса Мора
Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.
Иллюстрация к книге «Утопия» Томаса Мора
«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.
Делай, что хочешь
«Утопия» Мора была настолько популярна и породила такую волну подражаний, что очень скоро появились и первые утопии-пародии. Самая известная из них — описание Телемского аббатства из первой книги романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
После победы над королём Пикрохолом великан Гаргантюа решил наградить своего верного слугу монаха Жана Зубодробителя и предложил ему на выбор любое аббатство в своем королевстве. Но брат Жан отказался, пожелав вместо этого «основать обитель, не похожую ни на какую другую».
Гюстав Доре. Девиз Телемского аббатства «Делай, что хочешь». Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю». 1854 год
Жизнь в этом монастыре построена на отрицании традиционных монашеских добродетелей: целомудрия, бедности и послушания. Каждый телемит мог сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться полной свободой. Само название аббатства происходит от греческого слова thelema, которое в средневековой философии означало «выбирающую волю».
История Телемской обители — первая либеральная утопия. Её изъян виден невооруженным глазом. Этот общественный идеал не для всех, а только для людей со светлыми и чистыми лицами, хорошим происхождением и воспитанием. Логическое развитие этой идеи — элои и морлоки Герберта Уэллса.
Томас Мор
Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.
Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
- не существует частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
- все результаты труда поступают в общественные склады и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;
- в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
- первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически — трудовой коллектив), где все должностные лица избираются — прямо или косвенно;
- мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
- жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.