Дон кихот («хитроумный идальго дон кихот ламанчский»)
Содержание:
- Краткое содержание романа Дон Кихот
- Новые публикации
- Популярные сегодня темы
- Критика
- Сочинение 2
- Краткий пересказ 1 части романа «Дон Кихот»
- История создания произведения
- Сочинения
- Сейчас читают
- Смысл произведения «Дон Кихот»
- Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота
- Странствующий рыцарь
- «Подвиги» Дон Кихота
- Главные герои книги:
- 2 часть «Дона Кихота» кратко
- Проблематика
Краткое содержание романа Дон Кихот
Анализ произведения «Дон Кихот» следует начинать с краткого пересказа сюжета. События, описываемые в романе, происходят в Испании и охватывают разное время.
Роман довольно объемный, состоит из 2 частей. Количество персонажей превышает 600 человек и охватывает разные слои общества – от аристократов до преступников и проституток. Но без знакомства с ключевыми персонажами романа Дон Кихот смысл произведения понять будет сложнее.
Главные герои:
- Алонсо Кехано – обедневший дворянин лет 50, взявший себе псевдоним Дон Кихот. Идеалист, мечтающий изменить мир, стремиться помогать слабым, защищать угнетенных.
- Санчо Панса – крестьянин, ставший оруженосцем Дон Кихота. В отличие от рыцаря им движет жажда наживы и мечта стать губернатором острова.
- Дульсинея Тобосская – воображаемая дама сердца рыцаря, в реальности простая деревенская девушка Альдонса Лоренсо.
Первая часть
Алонсо Кехано, проводивший много времени за чтением романов о рыцарях, по примеру любимых героев отправляется странствовать, мечтая совершить множество подвигов. В рыцари его посвящает хозяин таверны, после чего Алонсо берет себе имя Дон Кихот.
Каждому рыцарю полагается дама сердца, которую новоявленный рыцарь назвал Дульсинеей Тобосской. По дороге герой подвергается избиению местными купцами, отказавшимися признать Дульсинею прекраснейшей дамой на свете.
Дон Кихот вынужден вернуться домой, но через несколько дней вновь отправляется в дорогу, взяв с собой Санчо Панса, восседающего на осле.
Во время странствий герой:
- сражается с ветряными мельницами, приняв их за великанов;
- освобождает похищенных принцесс, перевернув карету путешествующих дам;
- побеждает войско врагов, состоящее из баранов;
- освобождает каторжников, гонимых на галеры;
- отбирает медный таз у цирюльника, приняв его за шлем.
В результате всего этого по округе разносится слух о сумасшествии идальго Алонсо. К тому же у идальго возникают неприятности со стражниками из-за отпущенных каторжников и с цирюльником, требующим возмещения стоимости таза.
Местный священник вместе с сельчанами, решив вернуть рыцаря домой, помещает его в клетку и передает в руки племянницы.
Вторая часть
Дон Кихот восстанавливает здоровье дома под наблюдением племянницы. Но мысль о рыцарских подвигах не оставляет его. Узнав от Санчо о выходе книги «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» герой решает вновь отправиться в дорогу вместе со своим верным оруженосцем.
Перед походом рыцарю требуется благословение прекрасной Дульсинеи. Воспользовавшись тем, что идальго никогда видел свою даму сердца, Санчо выдает за нее простую, грубую крестьянку Альдонсу. Этим разочаровывает своего господина. Но этому находится объяснение – девушка стала жертвой злого колдуна.
По дороге герои встречаются с автором книги о Дон Кихоте – Самсоном Карраско, представившемся Рыцарем Зеркал. Между мужчинами состоялся поединок, из которого герой выходит победителем.
Продолжив путешествие, герои попадают во дворец. Герцог и герцогиня, знакомые с книгой о Дон Кихоте, поначалу относятся к путешественникам уважительно. Но после начинают потешаться над странной парой.
Покинув дворец, герои направляются в Барселону, где Дон Кихот вновь вступает в поединок с Карраско. В этот раз герой проигрывает битву и согласно условиям, выдвинутым победителем, возвращается домой.
Вернувшись в деревню и прожив там какое-то время, рыцарь понимает, что был безумен и перед смертью вновь меняет свое имя на Алонсо Кехано.
Новые публикации
Неделя русского языка – 2021 стартовала в Берлине 22.11.2021
С 22 по 27 ноября Русский дом в Берлине проводит Неделю русского языка. Задумывалась она как мероприятие для повышения квалификации немецких русистов, но быстро вышла за рамки одной страны, став международной. О том, какие языковые проблемы волнуют сегодня преподавателей русского языка по всему миру, рассказывает представитель оргкомитета Недели Ольга Васильева.
На языке живой памяти 22.11.2021
Реестр мемориалов стран антигитлеровской коалиции создаёт Ассамблея народов Евразии (АНЕ). У международной акции две глобальных задачи – взять на учёт все мемориальные комплексы стран Европы и напомнить миру, что партизан, военнопленных и мирных граждан на оккупированных территориях, а так же угнанных фашистами в Германию и соседние страны погибло не меньше, чем солдат и офицеров на фронте.
«Мне важно русское слово». 220 лет Владимиру Далю 22.11.2021. Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», и это не удивительно: на его создание было потрачено несколько десятков лет
Но Даль – фигура многогранная, и в его судьбе было много других интересных дел, выходящих за рамки лексикографической работы.
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», и это не удивительно: на его создание было потрачено несколько десятков лет. Но Даль – фигура многогранная, и в его судьбе было много других интересных дел, выходящих за рамки лексикографической работы.
Слова приходят и уходят: Яндекс исследовал русскую лексику за 100 лет 22.11.2021
22 ноября, в день рождения автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, в России отмечают День словарей. К этой дате в Яндексе провели исследование и собрали множество примеров изменений, произошедших в лексике русского языка с первой половины XX века до наших дней.
На 34 языках. В Москве наградили победителей конкурса «Билингва» 18.11.2021
Абхазский, аварский, башкирский, коми, марийский, осетинский, удмуртский, чеченский, чувашский… одно только перечисление языков народов России и мира, на которых говорят финалисты конкурса «Билингва», заняло около пяти минут на торжественной церемонии в Правительстве Москвы.
«Родина – Россия». В Югре обсуждают связи российских регионов с соотечественниками за рубежом 18.11.2021
В Югре проходит VI международная конференция «Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Содействие сохранению российской духовной и культурной среды».
Андрей Кибрик: Каждые две недели в мире исчезает один язык 17.11.2021
В Москве, в Институте языкознания РАН, прошёл международный «Лингвистический форум – 2021: Языковая политика и сохранение языков». Как на фоне глобального уменьшения числа языков сохранить языковое разнообразие России? Этот вопрос стал главным в работе форума. Ответить на него «Русский мир» попросил директора Института языкознания (ИЯ) РАН, лингвиста Андрея Кибрика.
Русская Ирландия в одной газете 17.11.2021
«Наша газета» остаётся в Ирландии единственным бумажным информационным изданием на русском языке. Этой осенью «Нашей газете» исполнилось 20 лет. Её история красноречиво показывает, что русский язык служит языком международного общения не только на востоке Европы, но и на самой западной её окраине.
Популярные сегодня темы
- Сочинение Смерть Обломова в романе Гончарова анализ эпизода Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия Обломов совсем не исправляет ситуацию
- Сочинение на тему Скромность Скромность на протяжении многих веков считается одним из главных достоинств человека. Скромность – это признак воспитанности, отсутствия хвастовства и высокомерия, а также излишней гордыни
- Цель употребления иностранных слов, в комедии Ревизор? сочинение Иностранные слова есть в лексике каждого языка. Они приходят туда разными путями и служат для обозначения новых предметов и понятий, обогащения речи. Однако некоторые персонажи комедии «Ревизор» употребляют их совершенно с другой целью
- План сказки Дюймовочка для 3 класса (Андерсен) Жила одна женщина, у нее не было детей, а она так мечтала о ребенке. Однажды пошла она к одной колдунье и рассказала ей о своей мечте. Колдунья дала ячменное зёрнышко, которое нужно было посадить в горшок для цветов и ждать.
- Русский язык
Критика
Истолкование романа и интерпретация всех его глубинных смыслов, что мы сейчас кратко обозначили, в основном пришлось на XIX век. О контрасте образа Дон Кихота высказывались поэты и писатели романтизма, например, Шеллинг, Байрон и Вордсворт. И. С. Тургенев, анализируя в своей статье два вечных образа — Гамлета и Дон Кихота — назвал второго натурой деятельной и простой, а первого натурой глубокомысленной и пафосной, а В. Г. Белинский высказался о произведении Сервантеса, как о первом романе Нового времени. Выход книги он назвал началом эры нового искусства.
Так, благодаря активной деятельности исследователей и критиков сегодня мы имеем полное истолкование этого выдающегося произведения, и оно уже не кажется нам простым приключением, а предстает тем гениальным текстом, каким и задумывалось.
Сочинение 2
Дон Кихот
Главный герой произведения – это смелый дворянин почтенного возраста, страстно любящий романы о рыцарях и их приключениях. Он придумывает себе имя – Дон Кихот и, возомнивши себя благородным странствующим рыцарем, мечтает прославить его. В глазах этого персонажа все видится по-другому, так, например, его старая лошадь представляется ему бравым конем, а простая деревенская девушка – благородной дамой. В конце своих тщетных стараний борьбы с ветряными мельницами, герой погибает.
Санчо Панса
Обычный деревенский мужичок, который поверил в рассказы и идеи Дон Кихота и стал его оруженосцем, проникшись духом авантюризма. Изначально этот герой преследовал лишь свои корыстные цели и показан хитрым плутом. Но постепенно с развитием событий, по мере нахождения рядом с Рыцарем он меняется. Читатель видит, как Санчо Панса приобретает лучшие черты характера, он становится благородным человеком, умеющим справедливо и честно подходить к принятию решении. В данном случае его здравый смысл и прагматизм уступают место народной мудрости.
Дульсинея Тобосская
Это обычная деревенская девушка, в чьем образе Дон Кихот узрел даму благородных кровей и даже дал ей звучное имя. Именно в честь нее Рыцарь должен был осуществлять свои подвиги, а поверженных врагов бросать к ногам девушки, которая решала бы их судьбу. Платоническая любовь к Дульсинее – вот что движет безумными идеями героя.
Антония
Данная героиня приходится Рыцарю любящей племянницей. Девушка переживает за дядюшку и искренне ждет его возвращения домой. Перед тем как отправиться в путешествие, Дон Кихот оставляет в наследство Антонии все свое имущество. Однако условием его получения ставит то факт, что девушка должна выйти замуж за человека, который бы никак не был связан с рыцарством. Антония тяжело переживает новость о болезни и гибели родного человека.
Экономка Дон Кихота
Женщина верна своему хозяину, уважает и любит его, ведь мужчина отвечает ей тем же. Даже находясь на смертном одре, он завещает ей полную оплату за все время работы и выдает немного средств на покупку нового платья.
Николас
Друг главного героя, старающийся отговорить товарища от безумной идеи. Остается с Дон Кихотом рядом вплоть до его смерти.
Самсон карраско
Также является верным другом рыцаря, состояние которого вызывает у него опасения. Находится рядом до последних минут жизни героя.
Хозяин Постоялого двора
Владелец трактира, который услышав речи дворянина, сразу решил, что тот рехнулся. Но решил ради забавы подыграть и выполнить все его просьбы. Он выступает в роли того, кто посвящает главного героя в статус рыцаря, даже не подозревая, чем это обернется.
Краткий пересказ 1 части романа «Дон Кихот»
Итак, Дон Кихот Ламанчский сам себя сделал рыцарем. Кое-какие доспехи он нашел среди хлама, самостоятельно из чего-попало соорудил шлем с забралом. Усевшись на старую клячу он смело идет навстречу подвигам.
Главы 1-3
В начале путешествия герой останавливается на постоялом дворе, но места для него не находится. Нелепый и смешной, он располагает к себе служанок и хозяина. Девушки снимают с него латы и оставляют только шлем. А хозяин посвящает идальго в рыцари, дав подзатыльник и ударив чуть ниже поясницы. Герой заступает на службу – охраняет трактир, представляя его сказочным замком. Завязывается небольшая потасовка с «напавшими врагами», которые на самом деле простые погонщики мулов.
Главы 4-6
Тяга к подвигам не угасает, но рыцарю нужны новые свежие сорочки, да и денег почти нет. По пути к дому идальго встречает торговцев. Горе-рыцарь требует от них признания Дульсинеи самой великолепной женщиной, но путники лишь посмеялись над Дон Кихотом. Во имя справедливости он атакует торговцев, и те забивают его.
Проходивший мимо крестьянин усадил избитого рыцаря на осла, взял клячу под уздцы и привел к дому. Друзья идальго понимают, в его сумасшествии виноваты проклятые романы, они летят в печку и сгорают. Санчо Панса становится оруженосцем Дона – хозяин в бреду пообещал ему, что делает Санчо губернатором большого острова. Вдвоем герои покидают деревушку.
Главы 7-20
Происходит битва с «великанами», которые на самом деле не что иное, как ветряные мельницы. Спокойно путешествующие монахи и карета с дамой в больном сознании идальго становятся разбойниками, похитившими прекрасную принцессу. Опять драка, монахи сбегают, а Дон переключается на конюхов и дерется с ними. У рыцаря ранено ухо, а при виде крови он чуть не упал в обморок. Залечивать раны они направляются на постоялый двор.
Рыцарь сварил целебное зелье, выпил сам и дал Санчо, оба отравились. Они покидают «замок» и по пути встречают две «вражеские армии» – два стада баранов на самом деле. Боя опять не получилось, рыцаря забили палками пастухи. Переночевав на лужайке, товарищи встретили цирюльника, надевшего на голову таз, чтобы уберечься от ливня. Но идальго уверен – это шлем, который он должен завоевать. Санчо надоедают безумства хозяина, он покидает его и забирает лошадь.
Главы 21-31
Оруженосец рассказал цирюльнику и священнику про безумные подвиги Дона. Теперь они решили вместе разыгрывать его и потешаться. Они заявили идальго, что тот должен спасти принцессу Микомиконскую, а затем жениться на ней. Всем вместе им предстоит отстоять постоялый двор от нападения «стрелков».
Дона похищают, посадив в клетку. По дороге они с Санчо решаются на побег. По пути встречают пастуха, который рассказывает, как в молодости его бросила девушка и он, отказавшись от наследства богатого отца, стал пасти овец.
Герои возвращаются в деревушку. С экономкой и цирюльником Дон рассуждает о безумствах, пытается убедить всех, что он в своем уме, но окружающие понимают – сумасшествие продолжается.
Главы 32-46
Далее краткое содержание приключений хитроумного идальго Дон Кихота повествует о том, как идальго уверовал, что рыцарство ему ниспослано свыше и парочка снова отправилась в путь. Герой решил, что даму благородных кровей и его возлюбленную Дульсинею заколдовали злые силы, поэтому она выглядит, как простолюдинка.
В пути они встретили королевских охранников, которые везли в клетке льва. Дон решил драться с животным, Санчо, рыдая, его отговаривал. Охранник открыл дверь клетки, но ленивый лев не захотел выходить, все единодушно признали, что животное испугалось рыцаря и покорилось ему.
Далее путешествие продолжилось по морю. Путники сели в лодку и поплыли мимо «замков с принцессами» — обычных водяных мельниц. Одна из лопастей зацепила лодку, Дон и Санчо оказались в воде. Спасли их мельники.
Главы 47-52
На постоялом дворе герой совсем разбушевался. Ему повсюду мерещилось нападение врагов. Хорошо, вовремя подоспел священник, ведь по округе уже разнеслась весть, что дворянин сошел с ума. Откупившись от стражи, которая хотела схватить идальго, он с друзьями посадил рыцаря в клетку и отвез Дона домой. На этом заканчивается краткий пересказ первого тома «Дон Кихот Ламанчский».
История создания произведения
Мотивом для написания романа стал выход другой книги под названием «Интерлюдии романсов». Сюжет книги строился вокруг шуток над незадачливым фермером, потерявшим рассудок от чтения рыцарских романов. После чего крестьянин бросил супругу и стал скитальцем. Как можно видеть, де Сервантес весьма откровенно позаимствовал сюжет у коллеги по литературному цеху.
Историки литературы отмечают, что в книге «Дон Кихот» есть весьма недвусмысленная отсылка на историю бурной личной жизни другого выдающегося писателя той эпохи – автора бессмертной «Собаки на сене» и еще 2000 пьес Лопе де Вега. Написав множество любовных произведений, основанных на личном амурном опыте, Вега в итоге покинул насиженное семейное гнездо и завербовался моряком в Непобедимую Армаду.
Литературные историки не исключают, что в этой отсылке Сервантеса к де Веге есть и выраженный оттенок зависти. Все дело в том, что Де Вега был и значительно популярнее, и многократно «плодовитее» самого Сервантеса. Высмеять своего коллегу-конкурента, спрятав его под «ширмой» главного героя – прием старинный, как сама литература.
Как уже писалось выше, роман вышел в двух частях, интервал между которыми составил 10 лет. Первая часть увидела свет в 1605 году. Следующая была опубликована в 1615-ом. Главной целью выхода второй части книги историки и критики считают попытку Сервантеса защитить честь и вернуть свое доброе имя – и вот почему.
За год до публикации второй части некий самозванец Авельянеда, подлинная личность которого до сих пор не установлена, опубликовал «самописное» продолжение истории идальго из Ламанчи – «Дон Кихот Авельянеды». На деле это было не столько продолжение, сколько «пародия на пародию», да еще с резкими выпадами персонально в адрес Мигеля де Сервантеса. После таких эскапад автор был просто обязан выпустить продолжение «от первого лица» и дать достойный отпор самозванцу-критикану.
Среди профессиональных исследователей литературы Европы XVII века бытует мнение, что был еще третий роман, короче по содержанию, но следов данной книги в настоящий момент не найти – она потеряна безвозвратно.
Сочинения
Испанский писатель Сервантес подарил читателям много интересных произведений, но больше всего мне нравится его роман о Дон Кихоте, который называется «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Роман повествует о разных приключениях героя, где переплелись романтика стремлений и душевная жизнь героя со скучной прозой окружающего мира. Используя тонкую иронию и грустный юмор, писатель с помощью своего главного персонажа высказал мысли о личной свободе, о равенстве и правах человечества.
Дон Кихот краткий анализ
Сюжет романа знакомит нас с благими намерениями главного персонажа, что решил бороться со злом. Прочитав множество рассказов о рыцарях, Дон Кихот и сам решил совершать подвиги. Оседлав лошадь, взяв с собой оруженосца Санчо Панса, он отравился в путь. Дон Кихот обладает сильным воображением, поэтому для него кляча — это боевой конь, а сельская девушка — благородная дама. Дон Кихот верит рыцарским романам и даже не думает о том, что это всего лишь выдумка. Вот только беда, сталкивается он с несоответствием и противоречиями, где реальность побеждает иллюзорный мир рыцарства и эта действительность далека от сказки.
Герой Сервантеса постоялый двор видит огромным замком, воюет с великанами, которые на самом деле оказываются обыкновенными мельницами. Себя же Дон Кихот представляет могущественным рыцарем, но вот мы видим простого старика, что живет в своем воображаемом мире и странствует, принимая женщин легкого поведение за принцесс, а стада баранов за армии.
Дон Кихот хочет помогать людям, а получается наоборот. Причем сколько бы персонаж не пытался творить добро, все его попытки были безуспешными, он так и не смог изменить мир к лучшему.
Характеристика героев
Создав свой роман, автор показал читателям испанскую действительность и взаимоотношения людей разных сословий и различных профессий. Здесь изображены дворяне и крестьяне, пастухи и священники, бандиты и коменданты, солдаты и купцы. Около шестисот персонажей задействованы в произведении, но главные из них — это наши герои Дон Кихот и Санчо Панса. Их давайте и охарактеризуем.
Прочитав роман, мы можем сделать характеристику Санчо Панса. Это крестьянин, который соблазнился обещаниями Дон Кихота заполучить губернаторский пост на завоеванном острове и вызвался быть оруженосцем. С этой ролью он и отправился с главным персонажем в путь, где с ними происходили разнообразные приключения. Он остроумный, забавный, немного хитрый, мудрый, живет земной жизнью, в отличие от Дон Кихота.
Характеристика Дон Кихота
Дон Кихот — дворянин, старик и чудак. Фантазер, что вообразил себя рыцарем. Это персонаж, который не просто начитался, а стал жить сказками о рыцарях и во имя своей прекрасной дамы пошел творить добро и делать мир лучше. Его намерения были замечательными, но вот воплотить их в жизнь у него не получалось, так как он не имел понятия, как это сделать в реальном мире. Да, мечты героя были разбиты действительностью, но он дал читателям хорошие уроки жизни.
Сейчас читают
- Краткое содержание Волки и овцы Островского К дому Мурзавецкой Меропии Давыдовны приходят за оплатой работники. Дворецкий к барыне не допускает: она гневается, сливки подали без пенки, расчета не будет. Аполлон Викторович, молодой человек 24 лет, прапорщик в отставке
- Краткое содержание Островский Сердце не камень В поместье на краю Москвы живет богатый старый купец Каркунов со своей семьей. Он много гуляет, разъезжает по клубам и трактирам и ведет разгульный образ жизни, при этом жутко ревнует свою жену и не позволяет ей покидать пределы своего поместья
- Фицджеральд
- Краткое содержание книги Гарри Поттер и философский камень Роулинг Гарри Поттер — мальчик со шрамом на лбу, воспитывающийся в семье дяди и тети. Родители мальчика погибли. Несладкая жизнь у сироты: избалованный двоюродный брат постоянно обижает его
- Краткое содержание О. Генри Короли и капуста Действие романа происходит в стране Анчурии, расположенной на латиноамериканском континенте. Жители этого государства живут за счет экспорта фруктов, переправляемых в Соединенные Штаты
Смысл произведения «Дон Кихот»
Нелепый высокий Дон Кихот и его коротышка-слуга отправились в увлекательное путешествие. Глупые ситуации, комичные приключения. Кажется, ничего интригующего и вдохновляющего. Но это только на первый взгляд. Два героя стали национальными любимцами. Произведение «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса — своеобразная пародия на рыцарские романы, которые были распространены в литературе Испании XVI века. В этих книгах авторы воспевали великие подвиги рыцарей. Однако действующие лица были вымышленными. События, описываемые в романах, не имели ничего общего с действительностью.
У главного героя произведения «Дон Кихот» была цель. Он хотел стать настоящим рыцарем, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался. Персонаж словно поместил себя в воображаемый мир, в котором так и остался жить. Слабые обездоленные люди должны находиться под защитой отважных рыцарей. Вершить справедливость — то, к чему стремился Дон Кихот. Однако внешний вид новоявленного рыцаря вызывает лишь усмешку. Медный таз на голове, тощий конь, старые, видавшие виды доспехи. Именно в таком облике Дон Кихот отправился совершать подвиги. Когда читатель знакомится с первой частью романа, на его лице невольно появляется улыбка. Кто же этот странный персонаж: благородный рыцарь или человек, который сошёл с ума.
В произведении прослеживается противоречивость в действиях героя. Несмотря на то, что Дон Кихот хочет казаться отважным, неустрашимым и решительным, в душе он очень добрый и ранимый. Он искренне желает помогать тем, кто в этом нуждается. Подвиги героя нелепы. Но он творит их с серьёзным лицом, словно от него зависит жизнь людей. Персонаж не боится показаться смешным и нелепым. Дон Кихот не отступает, даже когда силы противника превосходят его. Но в большинстве случаев опасность оказалась мнимой.
Дон Кихот является олицетворением благородства, великодушия и справедливости. Он глубоко не согласен с тем, что людей заковывают в цепи. Персонаж всеми силами старается освободить тех, кого повели на каторжные работы. Но спасённые им люди не оценили подвига Дон Кихота. Преступники оказались безжалостными и циничными. Однако для героя это не имело значения. У него было правило: свобода — то, что принадлежит каждому человеку, и никто не может ее отнять.
Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота
Дон Кихот — центральный персонаж романа. Комичная фигура престарелого бедного кастильского идальго Алонсо Кихано, который, начитавшись рыцарских романов, оставляет дом и пускается на поиски приключений, сразу же настраивает читателя на то, что перед ним — пародия на модные в то время романы. Уже само имя, придуманное себе героем (в переводе с испанского «кихот» означает «набедренник») вызывает недоумение и улыбку. Ведь идальго, представители низшего слоя испанского дворянства, не имели права на приставку частицы «дон». Почему же этот чудак пытается подражать прославленным героям прошлого и воображает себя странствующим рыцарем, совершающим подвиги по имя своей возлюбленной, прекрасной Дульсинеи Тобосской, которую он тоже придумал? Проще всего счесть его безумцем. Так и поступают все, кто с ним сталкивается во время его странствий по дорогам Испании. Автор лишь постепенно подводит читателя к тому, что его герой, несмотря на его весьма эксцентрические выходки, прекрасно образован, начитан в античной литературе, может быть трезвым и рассудительным, а в его безумии, говоря словами Шекспира, есть «своя последовательность». Свои неудачи на рыцарском поприще Дон Кихот объясняет происками злых волшебников, чарами которых великаны превращаются в ветряные мельницы, а дама его сердца, Дульсинея, принимает облик простой крестьянки. Дон Кихот свято верит в фантастические повествования о подвигах рыцарей, и эта вера поддерживает его неукротимый дух, который едва удерживается в дряхлом геле. Косность окружающих его людей и предметов не повергает его в отчаяние, поскольку они не властны над его идеалом. В романе Сервантеса мир «высокой» фантазии и «низкой» действительности, мир поэзии и прозы не противопоставлены друг другу, как это полагали писатели-романтики, видевшие в Дон Кихоте одинокого мечтателя, не понятого пошлой и вульгарной толпой. У Сервантеса эти миры причудливо переплетены, вписаны один в другой, между ними существуют взаимные переходы, открытые тому, кто дерзновенно верит в их возможность. Дон Кихот говорит о себе: «Волшебники могут отнять у меня счастье, но воли и мужества им у меня не отнять». Правда, во 2-й части романа героический энтузиазм Дон Кихота постепенно ослабевает, уступая место разочарованию и примирению с участью простого смертного — уже не странствующего рыцаря Дон Кихота, а бедного идальго Алонсо Кихано. Но это вовсе не означает, что автор ниспровергает идеалы, вдохновлявшие его героя. Сервантес показывает, что человек в своих духовных исканиях должен подражать высочайшим образцам, не боясь показаться смешным, но при этом обязан помнить, что он крепчайшими идеями связан со своим окружением, которое не только держит личность в плену обыденности, но и стимулирует ее потребность в творчестве, в создании образов, которыми будет жить не одно поколение. На протяжении всего романа Сервантес постоянно подвергает образ своего героя самому трудному и жестокому испытанию — испытанию смехом. И Дон Кихот его выдерживает. Трагическое и комическое в нем сливаются воедино, а смех благодаря гению Сервантеса приобретает новое измерение — он не унижает и не развенчивает, но облагораживает и утверждает веру в вечное достоинство смертного человека.
Странствующий рыцарь
Настоящее имя Дон Кихота — Алонсо Кихано. Он назвал себя Дон Кихотом Ламанчским, так как жил в местечке Ламанча. К его рыцарскому имени позднее добавляется прозвище Рыцарь печального образа.
Своего тощего коня Дон Кихот назвал Россинантом. Прекрасной дамой сердца у него стала скотница из соседней деревни, которую фантазия героя превратила в Дульсинею Тобосскую.
Образ безумного рыцаря уравновешивается поведением его слуги — Санчо Панса. Верный оруженосец искренне восхищен своим господином, он думает, что тот не может поступать иначе. Слуга видит, что его хозяин настоящий альтруист, ему ничего не нужно от других, в нём нет алчности.
Дон Кихот честно стремится к тому, чтобы стать идеальным рыцарем в его понимании, он хочет стать таким же храбрым и мужественным героем, о каких читал в романах. Но он совсем не учитывает влияние среды, которая его окружает. Дон Кихот и подумать не может, что все эти произведения о великих рыцарях всего лишь выдумка.
Больше всего главный герой романа Сервантеса хочет, чтобы везде торжествовала справедливость, а он мог дарить добро людям. Но, как известно, «один в поле не воин». Романтичный Дон Кихот в одиночку не может изменить совсем ничего, хотя готов для восстановления справедливости жертвовать всем, даже своей жизнью. В рамках его идеологии он герой, в рамках реальности — чудак, дерущийся с ветряными мельницами.
«Подвиги» Дон Кихота
Герой наивно думает, что он сможет с помощью копья и меча восстановить в мире справедливость. Но «рыцарские подвиги» Дон Кихота — это, скорее всего, причуды героя, а не реальные подвиги.
Примеры «подвигов» героя: бой с ветряными мельницами (они казались ему великанами); «подвиг» в честь Дульсинеи Тобосской (преградил дорогу купцам и призвал признать эту даму самой прекрасной в мире); спас пастушка от побоев хозяина (но после ухода Дон Кихота мальчик был побит ещё больше); освободил каторжников (а они его забросали камнями); хотел изрубить львов (но те не вышли из клетки), после этого Дон Кихот стал себя называть Рыцарем Львов.
Добрые намерения Дон Кихота, совершающего эти «подвиги», не осуществляются, потому что он наивен, доверчив, не знает жизни, людей. Ни в одном из своих «подвигов» герою не удалось искоренить зло и несправедливость.
Все злополучные «подвиги» Дон Кихота — это пародия на рыцарские странствия в романах. Герой Сервантеса при любом столкновении следует феодальному принципу — все конфликты разрешать силой оружия. Поэтому каждый «подвиг» кончается для него тем, что он оказывается избитым или искалеченным в результате потасовки.
Главные герои книги:
Дон Кихот. По сути – это смелый человек, дворянин достаточно почтенных лет, который начитался слишком много рассказов о бравых и благородных рыцарях. Следуя их примеру, а также возомнив себя одним из уважаемых рыцарей, Дон Кихот пытается ломать стереотипы. Он своими глазами смотрит на мир. Его старая и дряблая лошадь, дивным образом, преображается в сильного коня. А обычная деревенская девушка становится благородной девицей, в которую он влюблен. В конце своих «сражений» с ветряными мельницами, благородный герой погибает.
Санчо Панса. Простой крестьянин, который поверил в безумные рассказы дворянина. А исходя из воображаемого сценария – это преданный оруженосец Дон Кихота. Вначале, он предстает перед читателем как хитрый и продуманный человек, помогающий «рыцарю» из-за собственной выгоды. Но позже Санчо Панса становится поистине справедливым, добрым и честным помощником.
2 часть «Дона Кихота» кратко
Второй том начинается с того, что в дом к Дону пробивается Санчо. Экономка и священник не хотят впускать его, боясь, что воспоминания нахлынут на хозяина, и он опять возомнит себя рыцарем. Но оруженосец все-таки пришел к герою.
Главы 1-11
Находясь дома, дворянин узнает, что по мотивам его приключений издана книга. Гордый своими подвигами, о которых теперь узнают не только жители деревни, он снова собирается в путешествие.
В соседнем имении рыцарь и его оруженосец попадают на свадьбу. Свадьба превращается в неразбериху из-за парня, который явился, чтобы увести невесту из-под венца.
Главы 12-21
Продолжив путешествие, Дон попадает в кукольный театр. Происходит сражение с куклами. Придя в себя и осознав позор, он объяснил все происходящее злыми проделками колдунов.
Однажды по пути парочке попадаются почтенные граждане. Они читали книгу о Дон Кихоте и рады личному знакомству. Но после недолгого общения понимают, перед ними сумасшедший человек, а не героический рыцарь.
Хозяева имения потехи ради рассказывают идальго, что фрейлины и вся прислуга заколдованы, спасти их можно только, проскакав на коне. Лошадь оказалась деревянной, а над Доном, который бросился на выручку, хохотал весь двор.
Главы 22-41
Санчо все же становится губернатором острова – очередная шутка знатных вельмож из соседнего имения, которые «подарили» ему эти земли. Наслаждение губернаторством было прервано нападением заговорщиков на остров. Оруженосец решает вернуться к рыцарю.
Главы 42-59
Санчо и идальго направляются в Барселону. В пути они сталкиваются с разбойниками, угрожающими смертью. Путников спасает главарь банды, он узнал в них героев романа, который прочитал не так давно. Вожак сам проводил героев в город.
Проблематика
- Основная проблема романа — соотношение идеального мира и мира материального. Идеальный мир — это мысли, начинания и цели Дон Кихота. Мир материальный — все то, с чем он действительно сталкивается на своем пути. Герой редко считается с законами действительности, а потому ему трудно оценивать пользу своих поступков, но для читателя данный контраст отчетливо виден.
- Вторая важная проблема — это проблема несправедливого общественного устройства. Роман Сервантеса не имеет злободневного основания лишь на первый взгляд. На страницах двух обширных томов очень детально описывается мироустройство начала XVII века. Здесь встречаются персонажи различных сословий, интересов и видов занятий. При всей идеализации жизни крестьянина, автор является одним из немногих, кто так широко затронул проблему зависимости и угнетенности низшего сословия и феодального уклада жизни в целом.