Краткое содержание романа «дон кихот»
Содержание:
Краткое содержание романа Дон Кихот
Анализ произведения «Дон Кихот» следует начинать с краткого пересказа сюжета. События, описываемые в романе, происходят в Испании и охватывают разное время.
Роман довольно объемный, состоит из 2 частей. Количество персонажей превышает 600 человек и охватывает разные слои общества – от аристократов до преступников и проституток. Но без знакомства с ключевыми персонажами романа Дон Кихот смысл произведения понять будет сложнее.
Главные герои:
- Алонсо Кехано – обедневший дворянин лет 50, взявший себе псевдоним Дон Кихот. Идеалист, мечтающий изменить мир, стремиться помогать слабым, защищать угнетенных.
- Санчо Панса – крестьянин, ставший оруженосцем Дон Кихота. В отличие от рыцаря им движет жажда наживы и мечта стать губернатором острова.
- Дульсинея Тобосская – воображаемая дама сердца рыцаря, в реальности простая деревенская девушка Альдонса Лоренсо.
Первая часть
Алонсо Кехано, проводивший много времени за чтением романов о рыцарях, по примеру любимых героев отправляется странствовать, мечтая совершить множество подвигов. В рыцари его посвящает хозяин таверны, после чего Алонсо берет себе имя Дон Кихот.
Каждому рыцарю полагается дама сердца, которую новоявленный рыцарь назвал Дульсинеей Тобосской. По дороге герой подвергается избиению местными купцами, отказавшимися признать Дульсинею прекраснейшей дамой на свете.
Дон Кихот вынужден вернуться домой, но через несколько дней вновь отправляется в дорогу, взяв с собой Санчо Панса, восседающего на осле.
Во время странствий герой:
- сражается с ветряными мельницами, приняв их за великанов;
- освобождает похищенных принцесс, перевернув карету путешествующих дам;
- побеждает войско врагов, состоящее из баранов;
- освобождает каторжников, гонимых на галеры;
- отбирает медный таз у цирюльника, приняв его за шлем.
В результате всего этого по округе разносится слух о сумасшествии идальго Алонсо. К тому же у идальго возникают неприятности со стражниками из-за отпущенных каторжников и с цирюльником, требующим возмещения стоимости таза.
Местный священник вместе с сельчанами, решив вернуть рыцаря домой, помещает его в клетку и передает в руки племянницы.
Вторая часть
Дон Кихот восстанавливает здоровье дома под наблюдением племянницы. Но мысль о рыцарских подвигах не оставляет его. Узнав от Санчо о выходе книги «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» герой решает вновь отправиться в дорогу вместе со своим верным оруженосцем.
Перед походом рыцарю требуется благословение прекрасной Дульсинеи. Воспользовавшись тем, что идальго никогда видел свою даму сердца, Санчо выдает за нее простую, грубую крестьянку Альдонсу. Этим разочаровывает своего господина. Но этому находится объяснение – девушка стала жертвой злого колдуна.
По дороге герои встречаются с автором книги о Дон Кихоте – Самсоном Карраско, представившемся Рыцарем Зеркал. Между мужчинами состоялся поединок, из которого герой выходит победителем.
Продолжив путешествие, герои попадают во дворец. Герцог и герцогиня, знакомые с книгой о Дон Кихоте, поначалу относятся к путешественникам уважительно. Но после начинают потешаться над странной парой.
Покинув дворец, герои направляются в Барселону, где Дон Кихот вновь вступает в поединок с Карраско. В этот раз герой проигрывает битву и согласно условиям, выдвинутым победителем, возвращается домой.
Вернувшись в деревню и прожив там какое-то время, рыцарь понимает, что был безумен и перед смертью вновь меняет свое имя на Алонсо Кехано.
Сочинение 2
Дон Кихот
Главный герой произведения – это смелый дворянин почтенного возраста, страстно любящий романы о рыцарях и их приключениях. Он придумывает себе имя – Дон Кихот и, возомнивши себя благородным странствующим рыцарем, мечтает прославить его. В глазах этого персонажа все видится по-другому, так, например, его старая лошадь представляется ему бравым конем, а простая деревенская девушка – благородной дамой. В конце своих тщетных стараний борьбы с ветряными мельницами, герой погибает.
Санчо Панса
Обычный деревенский мужичок, который поверил в рассказы и идеи Дон Кихота и стал его оруженосцем, проникшись духом авантюризма. Изначально этот герой преследовал лишь свои корыстные цели и показан хитрым плутом. Но постепенно с развитием событий, по мере нахождения рядом с Рыцарем он меняется. Читатель видит, как Санчо Панса приобретает лучшие черты характера, он становится благородным человеком, умеющим справедливо и честно подходить к принятию решении. В данном случае его здравый смысл и прагматизм уступают место народной мудрости.
Дульсинея Тобосская
Это обычная деревенская девушка, в чьем образе Дон Кихот узрел даму благородных кровей и даже дал ей звучное имя. Именно в честь нее Рыцарь должен был осуществлять свои подвиги, а поверженных врагов бросать к ногам девушки, которая решала бы их судьбу. Платоническая любовь к Дульсинее – вот что движет безумными идеями героя.
Антония
Данная героиня приходится Рыцарю любящей племянницей. Девушка переживает за дядюшку и искренне ждет его возвращения домой. Перед тем как отправиться в путешествие, Дон Кихот оставляет в наследство Антонии все свое имущество. Однако условием его получения ставит то факт, что девушка должна выйти замуж за человека, который бы никак не был связан с рыцарством. Антония тяжело переживает новость о болезни и гибели родного человека.
Экономка Дон Кихота
Женщина верна своему хозяину, уважает и любит его, ведь мужчина отвечает ей тем же. Даже находясь на смертном одре, он завещает ей полную оплату за все время работы и выдает немного средств на покупку нового платья.
Николас
Друг главного героя, старающийся отговорить товарища от безумной идеи. Остается с Дон Кихотом рядом вплоть до его смерти.
Самсон карраско
Также является верным другом рыцаря, состояние которого вызывает у него опасения. Находится рядом до последних минут жизни героя.
Хозяин Постоялого двора
Владелец трактира, который услышав речи дворянина, сразу решил, что тот рехнулся. Но решил ради забавы подыграть и выполнить все его просьбы. Он выступает в роли того, кто посвящает главного героя в статус рыцаря, даже не подозревая, чем это обернется.
Сравнение с Дон Кихотом
Оруженосец главного действующего лица является в некотором смысле его двойником, несмотря на явную разницу в характерах. Недаром оба сразу нашли общий язык и на протяжении всего путешествия даже подружились. Дело в том, что у обоих можно найти немало общих черт. В первую очередь это касается их безграничной доверчивости. Ведь точно так же, как и Дон Кихот, простодушен и бесхитростен Санчо Панса.
Характеристика героя доказывает, что в этом отношении он очень похож на господина. Например, он сразу поверил в возможность своего губернаторства и на протяжении их путешествия ни разу в этом не усомнился. Несмотря на то что он часто подвергал сомнению слова спутника и даже не раз его обманывал, сам Санчо, тем не менее, с легкостью допустил возможность, что однажды ему суждено стать правителем. Вместе с тем для него важнее всего его собственный комфорт, о чем говорит его следующее высказывание: «А теперь накормите меня или же отберите губернаторство».
Удивительнее всего, что его желание действительно сбылось: однажды герцог в самом деле назначил оруженосца руководителем острова. Панса многое заимствовал у Дон Кихота и реализовал эти навыки при своем управлении. Так, он был честен, справедлив, стараясь подражать своему господину. Особенно жители были поражены его изысканной манерой выражаться, что во многом можно объяснить не только его врожденным красноречием, но влиянием хозяина.
Сочинение про Санчо Панса
Вторым по значимости персонажем легендарного романа «Дон Кихот» является Санчо Панса. По сути Санчо обыкновенный крестьянин, его жизнь ничем не примечательна, у него есть жена и дети. У Санчо очень практичный ум, он даже в малом всегда ищет для себя выгоду.
Честным его вряд ли назовешь: он с лёгкостью может не расплатиться в трактире и не испытывать никаких угрызений совести. Он из всего готов извлечь выгоду, она у него на первом месте. Также Санчо любитель обильного стола и хорошего, долгого сна. В общем, это обычный человек, выходец из народа и в первую очередь его тревожат дела насущные, обыденные.
Санчо Панса невысокого роста, с круглым лицом и таким же круглым брюшком, он везде путешествует на осле, при этом весь его внешний облик выглядит немного комично. Жизнь в деревне, среди простолюдинов, несомненно сказалась на его характере, он простой и даже, можно сказать, наивный.
Когда Санчо подвернулся случай послужить у Дон Кихота оруженосцем, он тут же ухватился за эту возможность. Он готов был идти куда угодно за своим господином, лишь бы добиться своих собственных целей. Например, он мечтал занять должность губернатора на острове, который они завоюют.
А вообще Санчо всегда стремился к богатству, чтобы обеспечить своих жену и детей. Занять какое-нибудь весомое место в обществе – ещё одно из стремлений Панса. Дон Кихот для него лишь ключик для осуществления своих целей.
Санчо Панса относится к своему хозяину с изрядной долей иронии, считая его мечтателем и где-то даже сумасшедшим и без труда им управляет.
Героев романа ожидают на пути много увлекательных приключений, которые они переживают вместе. Оруженосец, став свидетелем подвигов Дон Кихота, заражается его идеями и даже начинает находить между ними похожие качества: доброту, жажду справедливости.
Рыцарь и оруженосец становятся неразлучны, они помногу разговаривают и Санчо уже смотрит на своего хозяина другими глазами, он тоже начинает мечтать.
Впоследствии Санчо Панса начинает развиваться духовно. Это становится отчётливо видно, когда он становится губернатором. Он с умом и мудростью разрешает проблемы народа, показав себя справедливым правителем.
Личность Санчо разительно изменилась после знакомства с Дон Кихотом. Чем дальше читаешь роман, тем отношение к оруженосцу становится все лучше.
Экранизация
Роман «Дон Кихот» пережил громадное количество экранизаций, ранняя из которых состоялась на заре кинематографа, в 1903 году. Это была черно-белая немая короткометражка, снятая во Франции. Звук и цвет пришли в кино много позже.
Последняя известная экранизация романа вышла в 2007 году. Это мультипликационный фильм совместного производства Испании и Италии, снятый режиссером Хосе Посо.
В России также вышло несколько экранизаций. В 1957 году вышел цветной фильм от студии «Ленфильм» с актерами в главной роли и Юрием Толубеевым в роли Санчо Пансы. Еще одна экранизация с в роли Дон Кихота и в роли Пансы вышла в 1997 году под названием «Дон Кихот возвращается».
В честь персонажей книги названы два астероида. Первый, под названием «(571) Дульсинея», открыт в 1905 году, а второй — «(3552) Дон Кихот», — почти восемьдесят лет спустя, в 1983 году.
Образ Дон Кихота, чьим спутником был в романе Санчо Панса, оказал громадное влияние на мировое искусство и культуру. Имя героя стало нарицательным, породив такое понятие, как «донкихотство». Многие позднейшие литераторы обыгрывали либо пародировали образ Дон Кихота, давали отсылки к нему или предлагали собственные интерпретации.
Английский писатель Грэм Грин создал роман «Монсеньор Кихот», действие которого разворачивается в ХХ веке в Испании после падения франкизма. написал рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота», где создается образ вымышленного писателя, который извел годы собственной жизни на то, чтобы воспроизвести некоторые главы из романа Сервантеса. А испанский философ Мигель де Унамуно создал своего рода «философский пересказ» текста Сервантеса, названный «Житие Дон Кихота и Санчо».
В 2005 году в Москве открылся Виртуальный музей Дон Кихота, созданный Институтом Сервантеса. Экспонаты, выставленные в холлах и аудиториях института, раскрывают тему Дон Кихота так полно, как только возможно. В музее прошли выставки иллюстраций к роману, «Дон Кихот и кино», «Дон Кихот и театр» и даже «Дон Кихот и дизайн».
Санчо Панса и Дон Кихот сравнение
Что объединяет Санчо Панса и Дон Кихота? Ответ на этот вопрос Вы узнаете в этой статье.
Дон Кихот и Санчо Панса сходства и различия
На первый взгляд Санчо Панса полная противоположность Дон Кихоту: в то время как Дон Кихот, изнуряя себя физически, жаждет бескорыстно потрудиться на пользу человечества, Санчо Панса прежде всего старается ублажить свою плоть и послужить самому себе.
Санчо Панса — любит поспать и поесть (само имя его выразительно: panza по-испански значит «брюхо»), он хочет стать графом и губернатором, он хочет, чтобы жена его Тереса Панса ездила в золоченой карете. Размечтавшись о том, как он сделается властителем, он спрашивает, сможет ли он продать всех своих подданных в рабство и положить денежки в карман. Он весь в практике, в настоящем, в то время как Дон Кихот весь устремлен в мечту, в прошлое, которое он хочет оживить.
Но в то же время между ними есть глубокое внутреннее сходство — они отличаются добротой, отзывчивостью, человечностью, беспечностью в жизни, чистотой сердца, активностью.
Судьба их похожа: они, увлеченные своими фантазиями, отрываются от семьи и мирной здоровой жизни, чтобы пуститься по свету в поисках удачи, и оба в конце концов исцеляются от своих бредней, убедившись, что они были во власти миражей.
Но разница между ними та, что Дон Кихот пленился мечтой об искоренении зла на земле и о рыцарской славе, т. е. старым рыцарским идеалом в его классической форме, а Санчо Панса под влиянием безумного Дон Кихота прельстился идеей легкой наживы, духом авантюризма, т. е. современной формой рыцарского идеала — «рыцарством» первоначального накопления.
Есть разница также и в том, как они исцеляются от своих миражей. Дон Кихот, несмотря на все неудачи, остается во власти своих рыцарских иллюзий, пока, наконец, пелена не спадает с его глаз.
Напротив, Санчо Панса исцеляется умственно и нравственно задолго до конца романа. От бредней, воспринятых им от Дон Кихота, он освобождается в результате суровых испытаний, последним из которых было его «губернаторство». Однако в управление своим «твердым островом» он уже вступил излечившимся от овладевшей им ранее жажды наживы, и это произошло с ним отчасти под воздействием постоянного примера душевного благородства и доброты Дон Кихота.
Санчо Панса сопровождает Дон Кихота в третьем выезде из-за сердечной привязанности к своему господину, которого он искренне полюбил.
Под влиянием Дон Кихота Санчо становится вообще добрее и великодушнее в своем отношении к людям, и им начинает руководить уже не жажда обогащения, а любовь к справедливости и человечность.
Дон Кихот — носитель самых высоких гуманистических идей, а простодушный весельчак Санчо Панса ― воплощение народной мудрости и нравственного здоровья. Оба близки друг другу, что особенно отчетливо выступает в эпизоде губернаторства Санчо Пансы, где благородные гуманистические идеалы Дон-Кихота скрещиваются с практическим разумом, честностью и здоровой человечностью Санчо. Другой момент их глубокого и уже окончательного сближения — финал романа, когда Санчо Панса, обливаясь слезами, прощается со своим умирающим господином, который освободился от своих заблуждений и уже больше не Дон Кихот Ламанчский, а снова — Алонсо Кихана Добрый.
Чем отличаются Дон Кихот и Санчо Панса?
Дон Кихот | Санчо Панса | |
идальго | Положение в обществе | Крестьянин |
«Телосложения был крепкого, из себя худой, с лица худощавый …» | Внешность | «Грубое брюхо и низкий рост, борода …» |
Книжные знания, оторванность от реальной жизни | Образование | Народная мудрость. Основанная на жизненном опыте |
Романтические высокие идеалы | Жизненая позиция | Здравый смысл |
Жить по рыцарскими законами, бороться со злом, несправедливостью | Мечта | Быть губернатором |
Бескорыстие, щедрость, искренность, наивность, равнодушие к земным благам, энергичность, вспыльчивость | Черты характера | Скупость, меркантильность, стяжательство, хитрость, линькуватисть, трусость, грубость |
Мечтатель-Идеалист | Мировоззрение | Реалист-материалист |
Теперь Вы знаете чем похожи Дон Кихот и Санчо Панса и чем они отличаются.
Народные черты
Большое значение для понимания смысла романа имеет его образ. Санчо Панса – один из наиболее привлекательных героев не только в романе писателя, но и в мировой литературе вообще. Он стал близок многим читателям и приобрел большую популярность во многом благодаря тому, что в его лице автор воплотил традиционный народный характер. Такие персонажи, как правило, всегда пользовались любовью читателей из-за своего простодушия, доверчивости, юмора. По ходу путешествия герой воспринимает все приключения как нечто само собой разумеющееся, чем сразу становится симпатичен читателю. Он оперирует конкретными понятиями, в его речи почти нет никаких отвлеченных метафор («На хорошем фундаменте и здание бывает хорошее»).
Его реплики и фразы – это настоящая сокровищница народного опыта жизни. И если Дон Кихот объясняет происходящее с точки зрения рыцаря и дворянина, то его верный и бессменный оруженосец предпочитает обходиться меткими яркими фразеологизмами, которые вносят нотку теплого юмора в повествование.
Сочинения
Испанский писатель Сервантес подарил читателям много интересных произведений, но больше всего мне нравится его роман о Дон Кихоте, который называется «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Роман повествует о разных приключениях героя, где переплелись романтика стремлений и душевная жизнь героя со скучной прозой окружающего мира. Используя тонкую иронию и грустный юмор, писатель с помощью своего главного персонажа высказал мысли о личной свободе, о равенстве и правах человечества.
Дон Кихот краткий анализ
Сюжет романа знакомит нас с благими намерениями главного персонажа, что решил бороться со злом. Прочитав множество рассказов о рыцарях, Дон Кихот и сам решил совершать подвиги. Оседлав лошадь, взяв с собой оруженосца Санчо Панса, он отравился в путь. Дон Кихот обладает сильным воображением, поэтому для него кляча — это боевой конь, а сельская девушка — благородная дама. Дон Кихот верит рыцарским романам и даже не думает о том, что это всего лишь выдумка. Вот только беда, сталкивается он с несоответствием и противоречиями, где реальность побеждает иллюзорный мир рыцарства и эта действительность далека от сказки.
Герой Сервантеса постоялый двор видит огромным замком, воюет с великанами, которые на самом деле оказываются обыкновенными мельницами. Себя же Дон Кихот представляет могущественным рыцарем, но вот мы видим простого старика, что живет в своем воображаемом мире и странствует, принимая женщин легкого поведение за принцесс, а стада баранов за армии.
Дон Кихот хочет помогать людям, а получается наоборот. Причем сколько бы персонаж не пытался творить добро, все его попытки были безуспешными, он так и не смог изменить мир к лучшему.
Характеристика героев
Создав свой роман, автор показал читателям испанскую действительность и взаимоотношения людей разных сословий и различных профессий. Здесь изображены дворяне и крестьяне, пастухи и священники, бандиты и коменданты, солдаты и купцы. Около шестисот персонажей задействованы в произведении, но главные из них — это наши герои Дон Кихот и Санчо Панса. Их давайте и охарактеризуем.
Прочитав роман, мы можем сделать характеристику Санчо Панса. Это крестьянин, который соблазнился обещаниями Дон Кихота заполучить губернаторский пост на завоеванном острове и вызвался быть оруженосцем. С этой ролью он и отправился с главным персонажем в путь, где с ними происходили разнообразные приключения. Он остроумный, забавный, немного хитрый, мудрый, живет земной жизнью, в отличие от Дон Кихота.
Характеристика Дон Кихота
Дон Кихот — дворянин, старик и чудак. Фантазер, что вообразил себя рыцарем. Это персонаж, который не просто начитался, а стал жить сказками о рыцарях и во имя своей прекрасной дамы пошел творить добро и делать мир лучше. Его намерения были замечательными, но вот воплотить их в жизнь у него не получалось, так как он не имел понятия, как это сделать в реальном мире. Да, мечты героя были разбиты действительностью, но он дал читателям хорошие уроки жизни.
Сравнительная характеристика
Санчо Панса и его хозяин коренным образом отличаются друг от друга. Но в то же время у них немало общих черт. Сравнение персонажей приведено в таблице:
Дон Кихот | Его оруженосец | |
Происхождение | Состоятельный землевладелец. | Простой крестьянин. |
Внешность | Высокий, худой. | Маленький, толстый. |
Речь | Книжная, полная цитат и высказываний. | Простонародная, изобилующая пословицами и поговорками. |
Черты характера | Фантазерство, оторванность от жизни. | Практичность, плутоватость. |
Отношение к жизни | Мечты о возрождении рыцарства, желание вернуть прошлое. | Трезвые оценки происходящего. Санчо весь в настоящем, постоянно ищет, чем можно поживиться. |
В первой части романа Санчо предстаёт как плутоватый оруженосец, болтун и обжора. Даже его фамилия «Панса» в переводе означает «брюхо».
Подобный персонаж часто встречается в героическом французском эпосе. Но Сервантес написал образ Санчо Пансы с глубоким реализмом, сделал его необходимым для общего замысла произведения.
Рыцарь Печального Образа и его оруженосец дополняют друг друга. Оба они находятся во власти фантазий, оба коренным образом меняют свою жизнь, отрываются от своей семьи и отправляются на поиски удачи.
В своих путешествиях Дон Кихот и Панса быстро находят общий язык. Образованный хозяин, философ и гуманист, и его неграмотный слуга добры, отзывчивы, человечны, чисты сердцем.
Развитие образа
Санчо Панса постепенно оставляет мечты о богатстве и высоком положении в обществе. Он искренне и бескорыстно привязывается к своему хозяину. Во второй части его характер значительно меняется. Он остается все тем же плутоватым крестьянином, но проникается философским гуманизмом своего хозяина. Теперь этот представитель простого народа воплощает в себе мудрость и человечность.
Особенно ярко качества Санчо Пансы проявляются, когда его забавы ради назначают «губернатором острова» и подвергают шуточным испытаниям. Наивный крестьянин немало терпит от насмешников. Доктор не даёт ему поесть и убирает все блюда, как «вредные» для здоровья. Бедный «губернатор» получает колотушки при мнимом нападении врагов.
Но под влиянием наставлений рыцаря Санчо обнаруживает качества выдающегося правителя. Он сразу не разрешает называть себя доном, как дворянина, говоря, что их развелось слишком много. На «губернаторстве» Санчо справедлив и бескорыстен. Особенно эти качества проявляются во время его знаменитых судов. Он с удивительной мудростью разрешает самые сложные споры. А речь Санчо, которую он произнёс, уходя с поста «губернатора» – настоящий нравственный триумф.
Сумасбродный рыцарь Печального Образа и простодушный Санчо являются носителями лучших человеческих качеств, присущих испанскому народу. Первый из них – выдающийся гуманист, второй – воплощение здравого смысла и народной мудрости.
Описание героя
Санчо Панса – простой арендатор на землях, принадлежащих идальго Алонсо Кихана. До описываемых в романе событий он вёл простую и ничем не примечательную жизнь. У него жена и двое детей. Когда его хозяин повредился в уме на почве рыцарских романов и решил отправиться на поиски приключений, он предложил Пансе стать его оруженосцем.
У Санчо Пансы непримечательный облик:
- невысокий рост;
- солидное брюшко;
- круглое лицо;
- окладистая борода.
Наслушавшись речей своего безумного хозяина, Санчо мечтает стать значительным человеком и хочет, чтобы его жена каталась в позолоченной карете.
Он обладает следующими чертами характера:
- Хитрый оруженосец отличается практическим крестьянским умом. Он везде и во всём ищет легкую выгоду. Когда Дон Кихот интересуется, что он будет делать, когда станет властелином, тот спрашивает, можно ли продать своих подданных негров в рабство, а денежки присвоить.
- Он не пройдет мимо того, что плохо лежит, может прихватить чужую сбрую для своего осла и не расплатиться за обед в трактире. Угрызений совести он при этом не испытывает.
- Практичный крестьянин любит хорошо и обильно поесть, подольше поспать.
- К хозяину Панса относится с иронией, считая его беспочвенным мечтателем, хотя по наивности верит его бредням. Тем не менее он уважает его за образованность и благородство. Оруженосец пытается уберечь Дон Кихота от опасностей, открыть ему истинное положение вещей. При этом он иногда откровенно им манипулирует.
Как образ Христа отразился в мировой литературе?
Еще Блаженный Августин считал уподобление Христу целью христианской жизни и средством преодоления первородного греха. Если брать западную традицию, об этом писал святой Фома Кемпийский, из этого представления исходил святой Франциск Ассизский. Естественно, это отразилось и в литературе, например, в «Цветочках Франциска Ассизского», жизнеописании святого, столь ценимого, в том числе и Сервантесом.
Есть «Маленький принц» с героем, явившимся на землю ради спасения пусть не всех людей, но хотя бы одного человека (потому он и маленький). Есть удивительная пьеса Кая Мунка «Слово», недавно напечатанная в журнале «Иностранная литература», но давным-давно известная синефилам по гениальной экранизации Карла Теодора Дрейера. Есть роман Никаса Казандзакиса «Христа распинают вновь». Есть и тексты с довольно шокирующими образами — с традиционной религиозной точки зрения. Всё это свидетельствует о том, что евангельская история — одна из основ европейской культуры. И судя по новым и новым вариациям на темы евангельских образов (какие бы странные трансформации они не претерпевали), этот фундамент вполне крепок.
Судя по «Дон Кихоту», евангельские мотивы могут проявляться в литературе неявно, подспудно, даже незаметно для самого автора, просто в силу его естественной религиозности. Нужно понимать, что если бы автор XVII века вводил религиозные мотивы в текст намеренно, он бы куда заметнее их акцентировал. Литература того времени чаще всего открыто демонстрирует приемы, не скрывает их; так же мыслит и Сервантес. Соответственно, говоря о религиозных мотивах в романе, мы самостоятельно выстраиваем полную картину мировоззрения писателя, домысливаем то, что он обозначил лишь несколькими несмелыми штрихами. Роман это позволяет. И в этом тоже его подлинная современная жизнь.