Евреи: почему они считаются богоизбранным народом

Влияние на отношения иудаизма с другими религиями

Ави Бекер , израильский ученый и бывший генеральный секретарь Всемирного еврейского конгресса , считал идею избранного народа определяющей концепцией иудаизма и «центральной невысказанной психологической, исторической и теологической проблемой, которая лежит в основе еврейско-языческих отношений. » В своей книге «Избранные: история идеи и анатомия навязчивой идеи» Бекер выражает мнение о том, что концепция избранности является движущей силой еврейско-нееврейских отношений, объясняя как восхищение, так и, точнее, зависть и зависть. ненависть, которую мир испытывает к евреям как в религиозном, так и в светском плане. Бекер утверждает, что, хотя христианство изменило свою доктрину о перемещении евреев, ислам не изменил и не реформировал свою теологию, касающуюся преемственности как евреев, так и христиан. По словам Бекера, это представляет собой серьезный барьер на пути разрешения конфликта в арабо-израильском конфликте.

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на «Обетованную землю» больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», — сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов, миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.

Реформировать взгляды

Реформистский иудаизм рассматривает концепцию избранности следующим образом: «На протяжении веков миссией Израиля было свидетельствовать о Божественном перед лицом всех форм язычества и материализма. Мы считаем своей исторической задачей сотрудничать со всеми людьми в истеблишменте. Царства Божьего, всеобщего братства, Справедливости, истины и мира на земле. Это наша мессианская цель ». В 1999 году движение за реформы заявило: «Мы подтверждаем, что еврейский народ связан с Богом вечным заветом, что отражено в нашем разнообразном понимании Творения, Откровения и Искупления Мы — Израиль, народ, стремящийся к святости, выделенные нашим древним заветом и нашей уникальной историей среди народов, чтобы быть свидетелями присутствия Бога. Мы связаны этим заветом и этой историей со всеми евреями во все времена и в любом месте ».

Этноцентризм

Израильский философ Зеев Леви пишет, что избранность может быть «(частично) оправдана только с исторической точки зрения» в отношении ее духовного и нравственного вклада в еврейскую жизнь на протяжении веков как «мощного средства утешения и надежды». Однако он указывает, что современные антропологические теории «не просто провозглашают неотъемлемое универсальное равенство всех людей человеческих существ; они также подчеркивают эквивалентность всех человеческих культур». Он продолжает, что «нет низших и высших людей или культур, а есть только другие, другие ». Он заключает, что концепция избранности влечет за собой этноцентризм , «который не идет рука об руку с инаковостью, то есть с безусловным уважением к инаковости».

Некоторые люди утверждали, что концепция избранного народа иудаизма является расистской, потому что она подразумевает, что евреи превосходят неевреев. Антидиффамационная лига утверждает , что понятие избранного народа в рамках иудаизма , не имеет ничего общего с расовым превосходством.

Лучшие ответы

Татьяна Зайченко:

Бог выбрал потомков Авраама. Евреи- не национальность. Авраам стал евреем. Слово «еврей» образовано от ивритского глагола «переходить», если я не ошибаюсь. Авраам последовал туда, куда указал ему Бог, он был искренне верующим человеком, любил Бога. И Бог даже назвал Авраама Своим другом. Бог заключил с Авраамом Завет (соглашение) , что произведет от него народ, который станет царством священников. Т. е. евреи должны были исполнять функции священников для всех остальных. Вот в чем была их избранность. Но этот народ отринул Сына Божьего, Первосвященника от Бога, поэтому и Бог отринул народ. В Пятидесятницу 33-го года н. эры Бог послал Святой Дух помазать новый народ, который стал называться «Израиль Божий». В этот народ уже вошли люди из всех наций, а не только евреи, которые приняли Христа. И с этим новым народом был заключен Новый Завет (Соглашение).

валерий сокулин:

Иудеи — люди любой национальности, напрямую общающиеся с Господом.

Воробей Ворч:

Еврейский Бог победил в эволюционной конкуренции…

Roman:

потому что только евреи имели монотеистическую веру, т. е. верили в единого Бога

Сергей Бодров:

они были избраны еще до своего рождения на Земле стать ими…

}{((я))((8))((н))}{:

первоначально выбрал, а после распятия Сына Божьего, Иисуса Христа, все стали равны!! !

кто примет Меня, того приму и Я, и Бог Отец!!!

Нурлан:

только одни евреи стали сами себя считать избранным народом и остальным это внушили

Илья Савельев:

В еврейском народе Бог сохранянял родословную от Адама до Христа

ERDETREU:

Вы иудофилка? Мда.. . Вырождается народ. А главное, глупеет.. . Зороастризм — монотеистическая религия древнее иудаизма, лохи вы такие. С него и копировалось. Ахаахахахахахахаха.)))))))

Ник Ков:

Никто из народов не согласился…

С.Н.:

Бог пришел спасти людей от грехов их…. Наибольшее (по видимому) грехопадение человеческое было в этом уголке мира….

Серебряная Тень:

У каждой национальности (у евреев в т. ч. ) были свои боги. Просто именно эта часть культурного наследия распространилась, принципиально же Перун или Зевс ничем не хуже Яхве. Распространилась бы греческая религия-сейчас бы вы спрашивали, «почему Зевс выбрал греков»

Терентий Цирроз:

Господь выбрал не евреев, а Авраама. Авраам не был по рождению евреем. Евреем его назвали люди той местности, куда он переехал жить со своей родины. Евреев тогда вообще еще не существовало. Так вот, Авраам был человеком праведной жизни. И за его праведность Господь Бог пообещал Аврааму, что произведет из него (Авраама) народ избранный. Слышишь? Евреи избраны не сами по-себе за какие-то заслуги, а как потомки праведного человека. За заслуги и праведность одного человека, своего предка по имени Авраам. Бог исполнил своё обещание во всей полноте, создав от Авраама многочисленный и талантливый народ. Теперь возникает другой вопрос. — Что евреи сделали со своей избранностью? Печальная история…

Вика Николаева:

Видать: либо за красоту неземную) либо за образцовую мораль) (уж после ветхого завета-то сомнений в высокой морали богоизбранного народа не могло остаться))))

Андрей Котов:

Потому, что этот «господь» и создал только евреев. ))) Вполне естественно, что и «выбрал» он тех, кого создал.

Андрей Чирказеров:

Бог избрал Аврама, только потому что тот поверил Ему. А уже потом произвел от Авраама еврейский народ.

Владимир Герасимович:

«Я отделил вас от всех народов, что бы вы были мои».Евреи народ очень хитрый, Они и здесь всех облапошили.

Андрей:

Не знаю при чём здесь евреи, ведь рай был на территории нынешней Индии и Индуиз -самая древняя религия, самая первая.

Михаил Кондаков:

Потому что на тот промежуток времени, только евреи были способны в чистоте нести религию. В то время как вся поднебесная т. е. все нации покланялись идолам.

За какие заслуги?

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля… Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога – это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу – творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.

Русские: Третий Рим и «Святая Русь»

Корни русской идеи стоит искать в XV веке, когда Москва категорически разошлась с Константинополем в вопросах Флорентийской унии — попытке Ватикана объединить обе конфессии под своим началом. «Измена» греков привела к тому, что спустя три года, в 1441 году, по распоряжению Василия II греческий митрополит Исидор был смещен со своего поста, а на его место избран русский по происхождению святитель Иона.

В 1453 году, не выдержав нашествия османов, пал Константинополь, бывший центром православного мира. В русском обществе понимали, что Православная Церковь не может оставаться без единого духовного центра: этот факт и порождал брожение мыслей о возможной преемственности между Константинополем и Москвой.

Тема о централизации православия вокруг Москвы оказалась актуальной и в свете пророчеств о конце света. 1492 год по православному календарю завершал 7000-летний период, ведущий свое начало от Сотворения мира.

О серьезности отношения Церкви к этой дате говорил хотя бы тот факт, что на ней заканчивался цикл пасхалий. В том же 1492 году мы впервые встречаемся с зафиксированной на бумаге мыслью о русской преемственности Византии. Митрополит Зосима в предисловии к «Изложению Пасхалии» на начало наступающего восьмого тысячелетия недвусмысленно высказывался, что Иван III является новым Константином, а Москва новым Константинополем.

Концепция «Третьего Рима» нашла свое продолжение в православной монархии и русской идее. Ее сторонники верят в миссию России как народа-богоносца. Впервые, термин «русская идея» появился у Достоевского, соединившего идею народа-богоносца с мессианством. Согласно его концепции, только русский народ достоин нести христианскую веру в ее самом верном проявлении – православии.

Альтернативные виды

Равенство душ

Раввин Менахем Мендель Шнеерсон , «Любавичский Ребе»

Многие каббалистические источники, особенно Таня , содержат утверждения о том, что еврейская душа качественно отличается от нееврейской души. Ряд известных раввинов Хабада предлагали альтернативные прочтения Тани, не воспринимали это учение буквально и даже сумели примирить его с левыми идеями интернационализма и классовой борьбы . Первоначальный текст Тани относится к «идолопоклонникам» и вообще не упоминает «народы мира», хотя такая интерпретация была одобрена Менахемом Менделем Шнеерсоном и популярна в современных кругах Хабада. Гилель из Парижа , один из первых комментаторов Тани, писал, что души праведных язычников больше похожи на еврейские души и, как правило, добрые, а не эгоистичные. Это учение было принято Шнеерсоном и считается нормативным в Хабаде.

Разные по характеру, но не разные по стоимости

По словам самого автора Тани, праведный нееврей может достичь высокого духовного уровня, подобного ангелу, хотя его душа все же по характеру, но не по ценности, принципиально отличается от еврейской. Цемах Цедек , третий ребе Хабада, писал, что мусульмане от природы добросердечные люди. Раввин Йосеф Якобсон, популярный современный лектор Хабада, учит, что в современном мире большинство неевреев принадлежат к категории праведных язычников, что фактически делает позицию Тани анахроничной.

Альтруизм

Антисионистская интерпретация Тани была предложена Абрахам Yehudah Хейны , известным украинского ХАБАД раввин, который поддерживал анархический коммунизм и считал Петр Кропоткин великим праведником . Хейн в основном читал Таню задом наперед; Так как души идолопоклонников известны как злые, согласно Тане, в то время как еврейские души известны как добрые, он пришел к выводу, что истинно альтруистические люди на самом деле являются евреями в духовном смысле, в то время как еврейские националисты и классовые угнетатели не являются . Исходя из этой логики, он утверждал, что Владимир Соловьев и Рабиндранат Тагор, вероятно, имеют еврейские души, а Лев Троцкий и другие тоталитаристы — нет, а многие сионисты, которых он сравнивал с обезьянами , просто «евреи по свидетельству о рождении».

Праведные неевреи

Нахман из Бреслова также считал, что еврейство — это уровень сознания, а не внутреннее врожденное качество. Он писал, что, согласно Книге Малахии , среди всех народов можно найти «потенциальных евреев», чьи души озаряются прыжком «святой веры», который «активировал» еврейство в их душах. В противном случае эти люди обратились бы в иудаизм, но предпочли бы этого не делать. Вместо этого они признают Божественное единство в своих языческих религиях.

Исаак Арама , влиятельный философ и мистик 15 века, считал, что праведные неевреи духовно идентичны праведным евреям. Раввин Менахем Мейри , известный каталонский комментатор Талмуда и философ- маймонид , считал всех людей, искренне исповедующих этическую религию, частью более великого «духовного Израиля». Он явно включил в эту категорию христиан и мусульман. Мейри отверг все талмудические законы, которые проводят различие между евреями и неевреями, утверждая, что они применимы только к древним идолопоклонникам, у которых не было чувства морали. Единственное исключение — несколько законов, прямо или косвенно связанных с смешанными браками, которые Мейри признала.

Мейри применил свою идею «духовного Израиля» к талмудическим утверждениям об уникальных качествах еврейского народа. Например, он считал, что известное высказывание о том, что Израиль выше астрологического предопределения ( Эйн Мазаль ле-Исраэль ), применимо и к последователям других этических верований. Он также считал страны, населенные порядочными моральными неевреями, такие как Лангедок , духовной частью Святой Земли .

Одним из еврейских критиков избранности был философ Барух Спиноза . В третьей главе своего Богословско-политического трактата Спиноза выдвигает аргумент против наивной интерпретации выбора евреев Богом. Приводя доказательства из самой Библии , он утверждает, что выбор Бога Израиля не был уникальным (он выбрал другие народы до того, как избрал еврейский народ), и что выбор евреев не является всеобъемлющим (он не включает всех евреев, но только «благочестивые»), ни исключительные (сюда входят и «истинные языческие пророки»). Наконец, он утверждает, что выбор Бога не безусловен. Вспоминая, как много раз Бог угрожал полным уничтожением еврейского народа, он утверждает, что этот выбор не является ни абсолютным, ни вечным, ни необходимым.

Противоречивая тема

Для евреев тема богоизбранности всегда была особой. Но в последнее время она стала болезненной. Представители еврейства сетуют на то, что другие народы видят в избранности доктрину превосходства и жажды мирового господства.

И действительно, краеугольным камнем многих конспирологических теорий является идея о неком мировом правительстве, состоящем из евреев, эксплуатирующем остальное население Земли и стремящемся к максимальному сокращению его численности.

Но и у рядового человека, не относящегося к иудеям или сторонникам теорий заговора, богоизбранность евреев вызывает если не раздражение, то как минимум недоумение. Раввины здесь занимают двойственную позицию: они считают, что понятие «богоизбранный народ» в его нынешнем смысле – продукт, навязанный христианской идеологией, но в тоже время признают, что избранническая миссия евреев остается в силе, так как Завет Моисея с Богом никто не отменял.

Однако и в последнем у евреев нет единства. В религиозных кругах иудаизма существует положение, что только неукоснительное следование заповедям делает евреев избранным народом, в то время как ортодоксы утверждают, что даже еврей, ведущий исключительно светский образ жизни, может считаться «избранным».

В Библии

Согласно Второзаконию , когда Господь избавит израильтян до земли, другие народы будут изгнаны, и «не вступай с ними в союз и не оказывай им милосердия» Второзаконие 7: 4-7: 5,

«Но так поступите с ними: разрушите жертвенники их, сокрушите изображения их, вырубите рощи их и сожгите их истуканы огнем. Ибо ты народ святой для Господа Бога твоего: Господь твой Бог избрал тебя, чтобы ты был особенным народом для Себя выше всех людей, живущих на земле «.

Подобный отрывок, превозносящий Израиль как избранный народ, следует запретам на облысение и порезаться в трауре: «Ты — народ святой».

Пророк Амос в изображении Гюстава Доре

В Торе также сказано:

«Итак, теперь, если вы действительно послушаетесь моего голоса и будете соблюдать Мой завет, тогда вы станете для меня особым сокровищем от всех народов, ибо вся земля моя».

Бог обещает, что никогда не обменяет свой народ ни с кем другим:

«И заключу Мой завет между Мною и вами, и вашими потомками после вас в их роды, на вечный завет, чтобы быть Богом вам и вашим потомкам после вас».

Другие стихи Торы об избранности,

  • «И будешь для меня царством священников и народом святым»
  • «Господь возлюбил вас и избрал вас не потому, что вас было больше, чем любого народа; потому что вы были наименьшим из всех людей; но потому, что Господь любил вас и потому что Он сдержал клятву, которую Он поклялся вашим предкам «.

Обязанность, возложенная на израильтян, была подчеркнута пророком Амосом :

«Только тебя Я выделил из всех племен земных; за то Я посету тебя за все твои беззакония».

Поляки: потомки первых рыцарей

Говоря о миссии польского народа, стоит выделить две концепции: польское мессианство и ягеллонскую идею. Первая зародилась еще в XVI веке вместе с идеологией сарматизма. Согласно ей польская шляхта ведет свое происхождение не от славян, как простолюдины, а от древнего народа сарматов. Кочевники сарматы противопоставлялись диким скифам и считались родоначальниками рыцарства. Таким образом, польская аристократия позиционировала себя наследников первых рыцарей Европы.

Речь Посполитая должна была стать «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы».

Впоследствии концепция исключительности была перенесена на весь польский народ. Польское мессианство гласит, что поляки обладают выдающимися способностями и тем самым выделяются на фоне остальных народов мира. Соответственно, именно они ответственны за развитие и просвещение всех остальных народов мира.

Другая идея, «ягеллонская» (от имени польской королевской династии Ягеллонов) получила распространение в начале XX века после революции, когда Польша вышла из состава Российской империи. Согласно ей, все восточноевропейские страны – Литва, Белоруссия, Украина должны были объединиться под эгидой польского федерального государства – империи, и создать противовес общему врагу – России. Как задача максимум – расчленение России путем поддержки национальных движений ее малых народов, а затем объединение их в федерацию во главе с Польшей.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.

Англичане: «Великая Британия»

В конце XIX века, когда успехи колониальной торговли были уже в прошлом, а «нация лавочников», как англичан называли в иностранной прессе, не могла более рассчитывать только на производство и торговлю, в Англии появилась идея об ином предназначении британской нации – об имперской миссии. Основная ее идея заключалась в том, что настоящим призванием англичан является распространение достижений западной цивилизации по всему миру и «опекунство» над менее развитыми странами – Индией, Африкой и другими. Впервые эту идею высказал лидер консерваторов и премьер-министр Дизраэли: «Величественность и суверенитет, дух и энергия парламента, неисчерпаемые ресурсы, изобретательность и решительность народа – вот ключ к Индии».

По словам одного из имперских идеологов, лорда Розбери, Британская империя стала чем-то вроде: «величайшего светского агентства по распространению добра, которое когда-либо видел мир».

Британцы считали себя сродни христианским миссионерам, несущим свет и просвещение человечеству.

Важнейшей составляющей идеи «Великой Британии» были многочисленные теории, призванные утвердить превосходство и определить единое предназначение англо-саксонской расы. Ученые и писатели пытались определить базовые черты, свойственные ее представителям. Чаще всего в этом качестве фигурировали стремление к свободе и независимости, умение полагаться на свои силы, индивидуализм и твердость.

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами, и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», — сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон — это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В древнегреческом оригинале стоит слово παιδαγωγός (педагогон, «детоводитель», «ведущий ребенка»), однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается — перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», — замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector