Преступная депортация балкарцев и последующее возрождение народа

Хитрости названия

Балкарцы принадлежат к достаточно изученным народностям, но есть аспекты, что по сей день вызывают споры исследователей. И в первую очередь, касаются они названия этноса.

Почему именно “балкарцы”? На этот счёт у учёных есть несколько версий. Условно можно разделить этнографов на два “лагеря”, первый из которых придерживается “русской” версии происхождения этнонима, второй же склоняется к связи с другими народами.

Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)

Итак, сторонники первой теории утверждают, что “балкарцы” — это слово, произошедшее от этнонима “малкарцы” (а так действительно называли жителей Балкарии). Столь необычная интерпретация не вызывает удивления: малкарцами именовали жителей ущелья Малкар. В дальнейшем и сам народ расширил границы своих земель, и название его несколько изменилось.

Однако с этой теорией не соглашается иная группа исследователей. По их мнению, “балкарцы” происходят от названия “булгары”, а значит, имеется связь с древними племенами, населявшими Волжскую Булгарию.

Косари Балкарии, начало XX века

История [ править ]

Этногенеза балкарцев привело, в частности, от вторжения в Аланию в течение 11 — го века, по Кипчак Теркс и их Cuman союзников. Столица Алании находилась в Магасе , который одни авторы помещают в Архыз , в горах, в настоящее время населенных Карачаево-Балкарскими республиками , в то время как другие помещают ее либо на территории современной Ингушетии, либо в Северной Осетии .

В 14 веке Алания была разрушена Тимуром . Многие аланы, половцы и кипчаки мигрировали на запад в Европу. Вторжение Тимура на Северный Кавказ познакомило остальных с исламом .

Большинство балкарцев приняли ислам в середине восемнадцатого века под влиянием кабардинцев . Балкарцы считаются глубоко религиозными. Суфийский орден Кадирия имеет сильное присутствие в регионе.

В 19 веке Россия аннексировала эту территорию во время русского завоевания Кавказа . 20 октября 1828 года произошло сражение при Хасауке ru , в котором русские войска находились под командованием генерала Георгия Эмануила . На следующий день после битвы, когда российские войска приближались к аул из Kart-Dzhurt ру , старейшины карачаево-балкарский встретился с российским руководством и была достигнута договоренность о включении в карачаево-балкарский в состав Российской империи.

Приложения

Библиография

  • (ru) Фольклор Северо-Западного Кавказа и Чечни: включает: «Агыгский фольклор», «Убыхский фольклор», «Карачаево-балкарский фольклор», «Чеченский фольклор» (перевод с русского Д.Г. Ханта, оригинальное изд. Кавказский дом и Москва, Тбилиси), сн., 2004, 191 с.
  • (ru) Танзилия М. Хаджиева (и др.), Нарты: героический эпос карачаевцев и балкарцев , Издательская фирма Восточная лит-ра, Москва, 1994, 621 с. ( ISBN   )
  • (ru) Джеймс С. Олсон (ред.), «Балкар», в Этноисторическом словаре русской и советской империй , издательство Greenwood Press, Нью-Йорк, Вестпорт (Коннектикут), Лондон, 1994, с.  79-80 ( ISBN  0-313-27497-5 )

О других проектах Викимедиа:

Балкарцы , на Wikimedia Commons

  • Авторитетные записи  :

    • ( )

Примечания и ссылки

  1. RSSA = Автономная Советская Социалистическая Республика

Народы Европы по версии «Национальные меньшинства в Европе»

> 50 миллионов
  • Русские (Европа и Азия, 122 миллиона)
  • Немцы ( немецкоязычные , особенно немцы , австрийцы , но также эльзасы , лоррейнцы , южно-тирольцы , немецкоязычное сообщество Бельгии и Северного Шлезвига и  т  . Д .; 89,3 миллиона)
  • Турки (Азия и Европа, 56,5 млн.)
  • Итальянцы (56,4 миллиона)
  • Французский ( от французского языка , валлоны  ; 55,0 млн. )
> 20 миллионов
  • Английский (46,0 млн.)
  • Украинцы (включая русинов , 43,2)
  • Польский (38,4)
  • Испанцы ( в том числе Mirandais и Barranquenhos , 31,1 )
  • Румыны (в том числе молдаване , 23,5 )
  • Голландский ( включая фламандцев , 20,7 )
> 5 миллионов
  • Мадьяры (11,7)
  • Португальский (включая галичан , 11,6)
  • Греческий (11,6)
  • Белорусы (10,2)
  • Рома (10,0)
  • Чехи (включая моравцев  (в) , 9.80)
  • Шведский (8.00)
  • Сербы (7,70)
  • Швейцарский (7.00)
  • Болгары (включая помаков , 6,70)
  • Каталонцы (включая валенсийцев  (ru) , 6.40)
  • Ирландский (6,10)
  • Окситаны (включая аранский , 5,95)
  • Татары (включая крымских татар 5,70)
  • Шотландский (5.50)
  • Финский (5,34)
  • Албанский (5,30)
  • Датский (5.10)
  • Словацкий (5.00)
  • Сицилийцы (5,05)
<5 миллионов
  • Хорваты
  • норвежский язык
  • Литовцы
  • Словенцы
  • Чувашский
  • Славянские македонцы
  • Боснийцы
  • Латыши
  • Башкиры
  • Евреи
  • Сардис
  • Мордвес
  • Эстонцы
  • Чеченцы
  • Удмуртский
  • Карелы
  • Баски
  • Мужья
  • Рето-римляне

    • Фриульцы
    • Ladins
    • Ромашки
  • Черногорцы
  • Аварцы
  • валлийский
  • Кашубцы
  • Силезцы
  • Фризы
  • Бретонцы
  • Осетины
  • Кабарды
  • Мальтийский
  • Даргинцы
  • Арумыны
  • Коми Зириен
  • Люксембургский
  • Кумыки
  • Лезгины
  • исландский
  • Ingouches
  • Гагаузский
  • Черкесы (адыги)
  • Калмыки
  • Карачаевцы
  • Коми Пермяк
  • Лакш
  • Табассараны
  • Самис
  • Балкарцы
  • Ногайцы
  • Сорбс
  • Инуитов из Гренландии
  • Фарерские острова
  • Routouls
  • состояния
  • Вепсы
  • Цахур  (ru)
  • Караимы
  • Ижорцы

    Ingriens

  • Корнуолл
  • Маннуа  (ru)
  • Жизни
  • Корсиканцы
  • Валле-д’Аоста
  • Истро-румыны
  • Бояш
Кристоф Пан, Беата Сибилла Пфейл, Майкл Гейстлингер, Национальные меньшинства в Европе , Purdue University Press, 2004 ( ISBN  978-3700314431 )  : «  Народ Европы по демографическому размеру  », таблица 1, с.  11f .
  • Антропологический портал
  • Портал Турции
  • Кавказский портал

[править] Источники

  1. О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
  2. Мизиев И. М. История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России

Балкарцы и хазары относится к Хазарии

Войны Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) 
Битвы Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам 
Цари Хазарии Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка 
Известные хазары Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним 
Хазарский каганат Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика 
Города Хазарии Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне 
Внешние отношения Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария 
Артефакты Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) 
Изучение Хазарии и теории Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф

Быт балкарцев

Традиционное жилище

Поселения балкарцев, как правило, крупные, состоящие из нескольких родов.  Располагались уступами по склонам гор. В целях обороны возводили своеобразные башни. Иногда балкарцы селились на равнинах, стоя свои дома на русский, «уличный» манер с усадьбами.

В горных поселениях балкарцы строили свои жилища из камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами. Согласно семейному уставу, который был в силе до конца 19 века, спальная честь дома балкарцев должна быть разделена на две половины: женскую, и мужскую. Кроме того, присутствовали хозяйственные комнаты, иногда гостевая. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в конце 19 века. В 20 веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками. В старые времена дом балкарцев отапливался и освещался открытым очагом.

Народный костюм

Традиционная одежда балкарцев северокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска, подпоясанная узким ременным поясом. Из зимней одежды: шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шапочки

Балкарские женщины большое внимание уделяют украшениям: браслеты, кольца, серьги ожерелья и так далее. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой

Кухня балкарцев

Традиционная кухня балкарцев в основном состоит из пищи, приготовленной из злаков (ячмень, овес, пшеница, кукуруза…). Мясную и молочную пищу употребляли довольно редко, в основном по праздникам. В будни дни ели мед, лепешки, хлеб и похлебки. Варили пиво из ячменя.

История

Важным моментом для становления балкарского этноса стало смешение коренного народа проживающего на территории современной Балкарии с представителями многих других племён и народностей, среди которых такие как: карачаевцы, кабардинцы, грузины, осетинцы и многие другие. В итоге данный этнос распространился практически на всю территорию Центрального Кавказа.

13 век ознаменовался большим количеством набегов монголо-татар, из-за чего многим балкарцам пришлось покинуть свои поселения и уйти дальше в горы. Именно в горах они начали основывать новые поселения. До 17 века балкарцы жили преимущественно закрыто. Однако, в 17 веке они начали активно контактировать с русскими в результате чего были налажены торговые связи и происходил культурный обмен между двумя этими народами. Также это привело к налаживанию дружественных связей между аристократическими семьями обоих народов.

В самом начале 19 века большинство балкарцев приняло подданство Российской Империи. В результате этого многие балкарцы начали призываться в армию Российской Империи и приняли участие во многих войнах, которые вела Россия в 19-20 веках. Революция в России 1917 года принесла массовые репрессии балкарцам. С другой стороны это привело к существенному экономическому подъёму данного региона. На территории Балкарии массово начали открываться различные учебные заведения, что привело к существенно повышению интеллектуального уровня населения. В свою очередь это привело к развитию большого количества различных сфер деятельности.

Вторая мировая война привела к новым испытаниям для этого народа. Местные жители были подвергнуты террору со стороны НКВД. В 1944 году многие представители этого народа были депортированы в Среднюю Азию. Через 13 лет после этого правительство СССР восстановило права этого народа, после чего многие его представители вернулись на родную землю.

Продвижение пратюрков в Закавказье и Переднюю Азию

В последней трети III тыс. до н.э. курганы начинают проникать с Северного на Южный Кавказ через Дербентский проход – территорию Дагестана и Краснодарский край. Такой путь продвижения наглядно можно проследить через курганы уст. Новотитаревской и у сел. Утамыш в Дагестане. Археологи Закавказья единодушны в том, что курганная культура здесь появляется внезапно, как совершенно чуждая для местных племен. Эти памятники известны во многих районах Закавказья, но наиболее ранние расположены у с. Бедени в Грузии, это и курганы Уч-тёпе в Азербайджане и др.

Отсюда – далее на юг курганная культура достигает берегов озера Урмия в Передней Азии.

На территории Закавказья, Передней и Малой Азии древние ямники-овцеводы впервые сталкиваются с оседло-земледельческими племенами. Происходит закономерный симбиоз двух культур и смешивание различных этнокультурных течений. В результате этого симбиоза формируется новая оседло-земледельческая и скотоводческая этническая общность, сочетающая оба вида экономического уклада.

Этот симбиоз на территории древней Месопотамии (современный Ирак) дает огромный толчок в формировании известной всему миру цивилизации Шумеров (сомаров, суваров). Между носителями майкопской культуры Северного Кавказа и древними шумерами (суварами, сомарами) складываются самые тесные культурно-экономические связи, проявляющиеся в том, что в городах Шумера и майкопских курганах неоднократно обнаруживались уникальные аналогичные предметы вооружения, украшений и т.п

Важно отметить, что эти предметы встречаются в городах Шумера и северокавказских майкопских курганах, но почти не встречаются в памятниках на пространстве между ними ни в Закавказье, ни в других районах Северного Кавказа. Взаимные контакты между майкопцами и шумерами носили характер отношений между давно оторвавшейся частью древних пратюркских племен и их прародиной на Северном Кавказе и прилегающих степях Евразии

Создается впечатление, что эти связи носили транзитный характер, вероятно, объясняющийся близостью их традиций и культур.

Есть множество подтверждений тому, что древние шумерийцы были давно оторвавшейся от основной массы частью тюрков, о которых писали многие ученые прошлого века и сегодняшних дней.

История балкарцев

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами. Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

Приветствие

Здравствуй (-те)! Доброе утро! Добрый день!    Салам алейкум! (с мужчинами) Алейкум салам! (ответ) Эрттен ахшы болсун! Кюн ахшы болсун!
Добрый вечер! Ингир ахшы болсун!
Доброй ночи! Кече ахшы болсун!
И тебе (вам) желаю добра! Ахшылыкъ кёр (-югюз)! (ответ)
Добро этому дому! Юйге да игилик!
Добро и входящему! Келгеннге да игилик!
Успешной (доброй) работы вам! Иш къолай болсун!
Да умножится! (пастуху, чабану, табунщику, тому кто собирает какой-то урожай) Кёп болсун!
Успешного пути! Доброй дороги! (при встрече в дороге). Жол болсун!
Приятного аппетита! Аш татлы болсун!
Добро пожаловать! С приездом! Сау кел (-игиз)!
Как поживаешь (поживаете)? Къалайса (къалайсыз)?
Хорошо Игиме. Иги турама.
Прекрасно Хайт деп.
Как ты (вы) себя чувствуешь (чувствуете)? Халинг (халигиз) къалайды?
Спасибо, чувствую себя хорошо. Сау бол, игиме (хатам жокъду).
Как поживает ваша семья? Юйюрюгюз къалай турады?
Все живы и здоровы. Бары да сау-эсендиле.
Как твои дела? Къалайса? Не ишлейсе?
Спасибо, хорошо. Сау бол, игиме.
Какие новости? Не жангылыкъ барды?
Ничего нового. Сен эшитмеген жангылыкъ жокъду
Мне очень приятно тебя (вас) видеть. Сени (сизни) кёргениме бек къууандым.

Религия

Как и большинство других народов в древности балкарцы были язычниками, у них был весьма развит культ камней, также они считали священными деревьями, среди балкарцев также процветал анимизм. С началом 17 века многие балкарцы познакомились с такой религией как Ислам. Также наблюдалось активное смешение различных религиозных культов и верований среди балкарцев, вплоть до 19 века.

На текущий момент большая часть представителей этого народа являются суннитами. Несмотря на это определённые языческие верования и культы по-прежнему встречаются среди балкарцев, некоторые из них стали частью народной традиции.

Необычные традиции балкарцев

В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага ценилось особенно. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определённый день, когда можно было “делиться” огнём с соседями или брать угольки для себя.

Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Ещё куначество называют искусственным родством, что, на мой взгляд, очень точно. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, что желают связать судьбы своих родов воедино.

Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочерёдно давая друг другу клятву, выпивали его.

В конце обряда друзья обменивались оружием, преподносили друг другу подарки. Тот, кто совершил куначество, считался равным кровному родственнику. Он должен был поддерживать товарища в любой ситуации, а при необходимости – даже отдать жизнь за друга.

Танец балкарцев

Язык и грамотность

В кириллице, используемой балкарцами, восемь гласных и двадцать семь согласных. В прошлом официальными письменными языками были арабский для религиозных служб и турецкий для деловых вопросов. С 1920 г. в начальных школах велось обучение на балкарском языке; последующее обучение ведется на русском языке. До 1928 года для письма на балкарском языке использовались арабские буквы; после 1937 года использовалась кириллица. Девяносто шесть процентов населения говорят на балкарском и русском языках. Количество органов массовой культуры, школьных текстов, газет и журналов на балкарском и русском языках продолжает расти. В 2015 году количество двуязычного населения увеличилось на 1,3 процента, так что 97,3 человек сейчас говорят как на балкарском, так и на русском языке, что связано с глобализацией городских территорий и влиянием российского образования. Детей чаще обучают на русском языке.

Пример балкарского автора: Кайсын Кулиев кто подчеркивает любовь к Балкария земля и балкарские традиции.

Жилища и поселения

Необычайная земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. В Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Портрет 2- женщин из с.Тубенель. Балкария. Балкарцы. Начало ХХ в

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.Проводилась определенная физическая и военная подготовка молодежи, в том числе и в специальных лагерях таубиев («Басиат-къош»).

Кавказ и древние пратюрки. Майкопская культура

Древнейшие пратюрки – носители ямной (курганной) культуры широко расселялись и в направлении Кавказа. Здесь они сталкивались и вступали в этнокультурные и языковые контакты с древнейшими кавказскими племенами, которым ранее не было свойственно возводить курганные насыпи над могилами усопших. Курганы на Кавказ и далее в Переднюю и Малую Азию принесли с собой древние ямники – предки современных тюркских народов.

Древнейшим археологическим свидетельством проживания на Северном Кавказе пратюркских племен является так называемый «Нальчикский могильник» конца IV тыс. до нашей эры. Этот могильник располагался на территории района «Затишье» нынешнего города Нальчика. Материалы этого могильника показывают теснейшие связи и контакты кавказских племен и древнейших ямников. Позднее эти контакты и связи все более расширяются. Памятники древних ямников обнаруживаются у станицы Мекенской в Чечено-Ингушетии, у селений Акбаш и Кишпек в Кабарде, у селения Быллым в Балкарии, во многих районах Краснодарского края и Карачаево-Черкесии: у ст. Келермесской, Новолабинской, хутора Зубовского, у г. Усть-Джегута и т.д. Всего на Северном Кавказе древнеямных археологических комплексов насчитывается более 35.

Все имеющиеся историко-археологические и этнокультурные факты говорят о том, что древнейшие предки тюркских народов проживали на Северном Кавказе уже более 5000 лет тому назад. Позднее, в середине III тыс. до н.э. на Северном Кавказе формируется так называемая майкопская археологическая культура, получившая свое название по кургану, раскопанному в нынешнем г. Майкоп. Следует отметить, что майкопская культура – это исключительно курганная культура. А курганы издревле не были присущи Кавказу, а являются этнокультурным признаком именно степей, где и зарождалась курганная культура. Майкопская культура на ранних стадиях развития еще сохраняет свои степные формы и погребальный обряд в широких грунтовых просторных ямах, обложенных деревом, с подстилкой из коры дерева, органических веществ, или просто чистой желтой глины, никаких каменных сооружений в этих курганах и погребениях еще не было. И лишь позднее, в конце III тыс. до н.э. точнее, примерно в последней трети тысячелетия в майкопской культуре наглядно просматриваются ощутимые местными черты погребального обряда, отражающиеся в различных каменных включениях в основаниях курганов, каменных подстилок в погребальных камерах, каменных курганчиков внутри земляной насыпи непосредственно над могилой и т.п. Однако сама курганная форма и обряд остаются неизменными. Влияние курганников было настолько сильно, что даже такие типично кавказские погребальные детали, как каменные ящики и даже огромных размеров каменные дольмены, сооруженные из громадных валунов, сами «входили» под курганную насыпь, что особенно хорошо видно на памятниках у станицы Новослободненской.

Курганная культура со своими специфическими этнокультурными признаками в конце IV тыс. до н.э. начинает проникать и на территорию нынешней Турции (в Анатолию). Ранее здесь неизвестные и вновь появившиеся памятники этой культуры обнаружены в долинах реки Амук на северо-западе Сирии, у подножий гор Аманус, в турецкой провинции Хатай в местностях Норсун-тёпе, Коруку-тёпе и других областях Турции и Сирии. Сюда проникали носители этой культуры со своими традициями, скотоводческим укладом жизни, умением разводить лошадей и т.п.

Исторический контекст

Депортации 1944 года и их влияние на современное движение

В 1943 и 1944 годах в Среднюю Азию были массово депортированы балкарцы и карачаевцы , а также чеченцы, ингуши и калмыки. Все группировки обвинялись в «сотрудничестве с нацистами».

После депортации, как и другие жертвы, балкарцы и карачаевцы лишились всякого политического признания своих территорий. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинском АССР , в то время как карачаево автономная область была полностью уничтожена карта и разделяла на территории , предоставленных в Черкесской автономной области , Ставропольский край , Краснодарский край и Грузинской ССР .

На счету НКВД (организация, виновная в депортации) приводились следующие статистические данные:

  • В общей сложности 724,297 люди были отправлены в Среднюю Азию ( Сибирь и Казахстан ) в безвоздушном грузовых поездах (других, такие как Чеченская аул из Хайб , были убиты в массовом порядке , а)
  • Депортировано 39 407 балкарцев, 71 869 карачаевцев, 412 548 чеченцев, 96 327 ингушей и 104 146 калмыков.
  • По данным НКВД , средняя смертность депортированных составила около 23,5% (144 704 человека).

Многие историки подвергли сомнению достоверность отчета НКВД, заявив, что это, вероятно, было сильно преуменьшением, отмечая также, что цифра, представленная Хрущевым в 1956 году, противоречит цифре Берии по крайней мере на 96000 человек (и заявляя, что даже данные Хрущева могли быть преуменьшением, учитывая его позицию).

Вопреки советскому взгляду на целые народы как на вероломных нацистов-коллаборационистов, согласно официальной статистике, 4428 депортированных чеченцев, 946 ингушей, 2543 карачаевцев и 1045 балкарцев были ветеранами Красной Армии.

Несмотря на ужасные условия, балкарцы и карачаевцы внесли большой вклад в экономическое развитие советской Средней Азии. В 1946 году только в Ворошиловском районе Кыргызстана насчитывалось более 50 карачаевцев- стахановцев и 70 карачаевцев-ударников (отличия для тех, кто постоянно превышал квоты). Когда балкарцы и карачаевцы продемонстрировали свое трудолюбие и патриотизм, они заняли более авторитетные должности, особенно в Кыргызстане, где можно было найти множество карачаевских физиков, врачей и педагогов. Карачаевцы настолько ценились, что перед их отъездом на родину в 1957 году власти как в Казахстане, так и в Кыргызстане предложили создать для них автономную область, если они согласятся остаться.

В изгнании карачаевцы и балкарцы смогли получить образование для своих детей на уровне, намного превосходящем то, что было бы возможно на их родине. Они также интегрировались в религиозную жизнь жителей Центральной Азии, и многие получили формальное исламское образование и собрали частные библиотеки исламских книг. По возвращении домой они сохранили связи с оставленными ими религиозными общинами. Вернувшиеся были лучше образованы, чем те, кто остался, лучше осведомлены в исламе, чем они были раньше, и испытывали глубокое чувство негодования за несправедливые и бесчеловечные действия, совершенные против них советским правительством.

Как и в случае с другими жертвами этой депортации, а также многих советских депортаций в целом, балкарцы и карачаевцы рассматривают ее как национальную трагедию, центральную часть жертвы нации и требуют ее признания геноцид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector