Опиум для народа

Ильф Илья и Петров Евгений

Вряд ли работы Ленина и Маркса, несмотря на их широкую популяризацию в СССР, могли превратиться в источник интенсивного продвижения этой фразы. Говорят, что в нынешнем виде (то есть в версии «опиум для народа») это крылатое выражение пропагандировалось благодаря снискавшему всенародную благосклонность роману Петрова и Ильфа «Двенадцать стульев».

В произведении создан сатирический образ алчного священника отца Фёдора, который в поисках сокрытого богатства стал оппонентом главных героев. Во время одной из стычек противостоящих сторон Остап Бендер, потешаясь над саном священника Фёдора, говорит фразу: «Почём опиум для народа?» Во времена Сталина в СССР имела место жестокая политика по дискредитации и преследованию церкви. Именно поэтому тогда это сравнение служения культа с продавцом опиума нашло у населения живой отклик.

С этой книгой читают

Алмазная мудрость. Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизньюРоуч Геше Майкл

Может ли буддийский монах заниматься бизнесом? Может ли он заниматься бизнесом успешно? Есть ли на самом деле противоречие между духовной практикой и материальным…

4.7
 (5)

Новый Завет и народ БожийТом Николас Райт

Данная книга представляет собой основополагающий труд многотомного проекта Тома Райта под общим названием «Истоки христианства и вопрос о Боге». Автор, с присущей ему…

3
 (2)

Тайны древних религийМизун Юлия Владиславовна, Мизун Юрий Гаврилович

Наука доказала, что уже десятки тысячелетий назад наши предки практически не отличались от нас по своему развитию. Недаром многие философы склонялись к мысли, что…

2.8
 (1)

Великие посвященные. Очерк эзотеризма религийШюре Эдуард

Эдуард Шюре — французский философ, поэт, писатель, музыкальный критик; автор нескольких пьес, исполнявшихся в Европе при жизни Шюре и принесших ему известность; издатель…

4.6
 (2)

Православие и религия будущегоиеромонах, Иеромонах Серафим Роуз

Индийские факиры, НЛО, неоязыческая магия и современные «христианские» пятидесятиические движения, что объединяет эти явления? Одна общая духовность, которая стремиться…

4.5
 (2)

История религии. Том 1Протоиерей Александр Мень

Творческое наследие Александра Меня поражает своей многогранностью и широтой научного кругозора. Когда окидываешь взглядом проделанную им работу в области библиологии,…

4
 (3)

Проект «Оборотень». ПенталогияЗемляной Андрей Борисович

В ходе операции на Африканском континенте майор ГРУ находит таинственный перстень, который кладет начало череде удивительных событий. Из защитника своей родины он…

3.55
 (39)

Проект «Переселение». Дилогия Панченко Сергей Анатольевич

Во вселенной постоянно происходят какие-то процессы, когда одни цивилизации пытаются подчинить, уничтожить или эксплуатировать другие. По большей части, это процесс…

2.8
 (3)

Прохождение

От указателя Двор Празднолюбцев в Велене следуйте по дороге на юг, пока не наткнетесь на руины, где разговаривают два крестьянина, Дагмар и Пребен.

Они объяснят, что делают подношение своему божеству, Всебогу, чтобы тот защищал и благословлял их. По крайней мере, так они думают.

Когда-то давно, один из крестьян из местной деревни был занят сбором хвороста неподалеку и внезапно рядом с ним загорелся куст, — настоящее чудо! Затем из ниоткуда к нему обратился голос, требующий подношений и поклонения. По их словам, Всебог проклял их, так как дары деревни стали скудны из-за продолжающейся войны.

Подойдите к статуе, находящейся напротив крестьян.

Поговорите с» божеством», которое будет утверждать, что он обрушит свой гнев на деревню и погребет ее под лавиной, если они не принесут ему лучшую пищу. Но с этими угрозами есть 2 проблемы: гор рядом нет и в помине, а сам голос отчетливо слышен из-под земли.

Далее для прохождение “Опиума для народа” в Ведьмаке 3 нужно применить ведьмачьи чувства, чтобы заметить недалеко от тотема бутылку, пахнущую уксусом. По запаху двигаемся к стене с разбросанными камнями, затем примените Глаз Нехалены на камне, чтобы развеять иллюзию и войти в тайный подвал.

Внизу Геральт находит Всебога — сильвана, который объявил себя божеством и неимоверно растолстел на крестьянских дармовых харчах.

Никонов

Многие знают, кто такой Александр Никонов. «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект» — известная книга, написанная этим талантливым писателем. Никонов – убеждённый атеист и выдающийся специалист по развенчиванию различных мифов. Он занимается анализом текстов Святого Писания.

С неизменным сарказмом, как всегда убедительно и логично, Александр в этой книге демонстрирует, что Ветхий Завет является сборником эпосов развитых цивилизаций, сказаний античных скотоводческих племён. Он обнаруживает, что в своих азах Евангелие является перепевами мифов архаических культур и что церковь, по существу, — планетарный торговый проект.

Книга Никонова «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», несомненно, касается религиозных чувств определённых групп людей. Впрочем, критики говорят, что её полезно прочитать всем – и неверующим, и верующим, и сомневающимся.

Этот том не о вероучении. Вера – интимное, внутреннее, личное дело каждого человека. А церковь и религия – совсем иное.

Что говорят о книге Александра Никонова «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект» люди? Многие уверены, что в этот раз автор перегнул палку. Они говорят, что так унижать веру – это слишком. Хотя они же и утверждают, что книга довольно интересная, что в ней логически показаны и доказаны все нестыковки в Библии.

Некоторые говорят, что, по сути, это пересказ Ветхого и Нового Заветов и части апокрифов, но с точки зрения истории, логики, социологии и многих иных наук. Всё это сопровождается фирменным стилем Никонова – издёвкой. Многие заявляют, что это интересная книга с изрядным чувством юмора и не советуют её читать тем, кто считает себя верующими.

Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»[]

На руинах усадьбы южнее Двора празднолюбцев ведьмак может обнаружить двух взволнованных мужиков – Дагмара и Пребена, которые спорят о неком Всебоге. Поинтересовавшись у них, в чем дело, Геральт узнает, что они уже несколько поколений как почитают Всебога, который требует от них жертв, а взамен «опекает» их деревню. Теперь же, во время войны, крестьяне уже не могут приносить божеству такие богатые дары, как раньше, из-за чего он разгневался и наслал на них проклятие. Ведьмак соглашается попросить Всебога смилостивиться над ними.

Подойдя к алтарю, Геральт обращается ко Всебогу, который отказывается снять проклятие и угрожает разными бедствиями. Ведьмак решает, что это не божество, а обманщик и решает найти хитреца. С помощью ведьмачьего чутья он находит груду камней, которые оказываются иллюзией, и скрывают вход в подвал.

Спустившись, Геральт обнаруживает кучу недоеденных «даров» и самого Всебога, который оказывается тучным сильваном. Он рассказывает, что где-то сто лет назад, во время зимы, сильван спрятался в этом подвале от непогоды, развел костер, который поджег кусты на горе. Сильван раскашлялся от дыма, а крестьянин, находившийся на верху, услышал голос из ниоткуда и решил, что это чудо. Так появился культ Всебога.

Далее у ведьмака есть три варианта: убить Всебога, уговорить его принимать более скромные дары, или оставить все как есть. Первый и третий варианты расстроят крестьян, а второй – обрадует. Также Геральт может рассказать мужикам о подвале, предоставив им решать судьбу сильвана самим.

Запись в дневнике

Бродя в лесной глуши Велена, Геральт наткнулся на алтарь. Рядом с ним оказалось двое озабоченных крестьян. Когда ведьмак спросил, что их беспокоит, мужики поведали, что почитаемое ими божество с повергающим в трепет именем Всебог отвергло принесенные ими дары. Ведьмак, хотя и не был человеком особенно религиозным, пообещал, что заступится за богобоязненных селян.
Оказалось, что окруженный невероятным почетом Всебог – обычный сильван или, как его называют простые люди, диавол. Хитрая бестия убедила мужиков в своем божественном могуществе и уже много лет жила в довольстве, питаясь приносимыми жертвами.
Если Геральт решил убить Всебога:

Ведьмак рассудил, что хотя сильван никого не убил и даже не ранил, он был вредоносным паразитом и, будучи таковым, заслуживал смерти. Геральт надеялся, что крестьяне поблагодарят его за избавление от рогатого нахлебника, но его рациональный подход к делу не встретил понимания.
Если Геральт убедил Всебога быть скромнее:

Геральт убедил сильвана, что привередливо копаться в дарах во времена всеобщей нищеты и голода недостойно божества, хотя бы и не настоящего. Сильван, казалось, собирался возражать, но вид серебряного меча за спиной ведьмака отбил у чудовища охоту полемизировать.
Если Геральт не стал убеждать Всебога:

Ведьмак убеждал сильвана, что придирки к дарам во времена всеобщего голода и нищеты, по меньшей мере, безнравственны и недостойны божества, однако аргументы эти на сильвана не подействовали. Геральт решил, что бисер перед сильваном метать не будет, а потому простился со Всебогом и пошел своей дорогой.

Задачи

  • Обратиться к Всебогу, используя алтарь.
  • Найти Всебога, используя ведьмачье чутье.
  • Убедить сильвана исправиться.
  • Убить Всебога.
  • Поговорить с мужиками.

Дополнительно[]

  • Название квеста в русской локализации является отсылкой к изречению немецкого писателя XVIII века Фри́дриха фон Ха́рденберга (литературный псевдоним «Новалис») о том, что любая религия является наркотиком для ее последователей. Позднее сравнение религии с опиумом с отсылкой к Новалису использовал Карл Маркс, в связи с чем существует устойчивое, но неправильное мнение о том, что изречение принадлежит именно Марксу.
  • Название квеста в английской версии является игрой слов. Фраза «A Greedy God» (англ. «Жадный бог») созвучна с выражением «greedy-guts», которое переводится как «обжора».
  • Рассказ Всебога о том, как крестьяне приняли подожженный им куст за божество, может являться отсылкой к библейскому сюжету о явлении Моисею Бога в образе горящего куста.
  • Данный квест доступен лишь после прохождения задания «На ощупь», где наградой Геральту от Кейры Мец будет магический амулет Глаз Нехалены.

Что сказал В.И. Ленин

Владимир Ленин в отличие от Карла Маркса, был настроен к религии очень категорично. Его позиция была обнародована 3 декабря 1905 года. Популярная в начале 20-ка века газета выпустила статью, где Ленин подробно разъяснил читателям свое видение фразы: религия опиум для народа.

Вот, что подразумевал под фразой вождь мирового пролетариата:

  1. Религия – вид духовного угнетения людей, которые всю жизнь только трудятся, измучены нехваткой денег, однообразностью быта.
  2. Вера в загробную жизнь помогает надеяться на лучшую долю. Пусть и не в этой жизни.
  3. Вера помогает и богатым почувствовать себя полезными людьми, оправдать праздную жизнь через благотворительность.
  4. Как дикарь бессилен объяснить природное явление и приписывает любую стихию чертям, чудесам и прочей мистике, так и верующий человек вынужден стать смиренным. Бороться с системой просто нереально.
  5. Религия дарит иллюзию правильного образа жизни всем, кто живет за счет чужого труда.

В конце, Ленин делает дерзкое для своего времени заключение, сравнивая религию с сивухой – дешевым спиртным напитком, который в то время повсеместно пили рабочие люди, крестьяне. Он призвал отказаться от одурманивания. Владимир Ильич изучал в гимназии «Закон Божий» и имел по предмету хорошие оценки, но позже он вел яростную борьбу с религией, запрещая ее, разрушая церкви и монастыри в Советском Союзе.

использованная литература

  1. « ». LibreTexts . 2021 20 февраля. Дата обращения 17 мая 2021 года.
  2. ^ Ellwood, Robert S .; Аллес, Грегори Д. (01.01.2007). . Издание информационной базы. С. 160–161. ISBN .
  3. ^ . . 2015-01-05 . Проверено 17 декабря 2016 .
  4. ^ Роджерс, М., и М. Е. Конечны. 2018. « ». Palgrave Communications 4 (73). DOI : .
  5. ^ Маркс, Карл. 1970. « ». «Вклад в критику философии права Гегеля» , переведенный А. Джолином и Дж. О’Мэлли, отредактированный Дж. О’Мэлли. Издательство Кембриджского университета. — через Marxists.org .
  6. Маккиннон, Эндрю М. (2005). «Чтение« Опиума народа »: выражение, протест и диалектика религии». Критическая социология . 31 (1–2): 15–38. DOI . ЛВП . S2CID .
  7. ^ Труман, Карл Р. (29 апреля 2021 г.). . Первые вещи . Проверено 17 мая 2021 .
  8. Велтон, Майкл (2015-09-11). . CounterPunch . Проверено 18 декабря 2016 .
  9. О’Брайен, Уильям Арктандер (1995). . Издательство Университета Дьюка. п. 154. ISBN 978-0-8223-1519-3.
  10. Гейне, Генрих. 1840. .
  11. Маклеллан, Дэвид (1969). Младогегельянцы и Карл Маркс . Лондон: Macmillan and Co. Ltd. стр. 78.
  12. Selsam, Говард , и Гарри Martel, ред. 1987. .
  13. Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г., цитата из
  14. . Ленин: Собрание сочинений . 15 . Москва: Издательство Прогресс. 1973. С. 402–13 — из Интернет-архива марксистов .
  15. .
  16. . BBC News . 12 июля 2019.

Мнение Маркса

Так что же собой представляет изречение «Религия — опиум для народа»? Необходимо помнить, что ранее восприятие слова «опиум» значительно отличалось от нынешнего. В те времена имелся в виду прежде всего лекарственный препарат, обезболивающее средство, приносящее недужному пусть временное, но облегчение. Так и верование, по мнению Маркса, призвано преодолеть гнёт общества и природы, под которым находится человек, осилить его беспомощность в сложившейся ситуации.

Либо хотя бы создать видимость этой борьбы, ведь наркотик не лечит недуг, а только устраняет боль. По Марксу, истинное бытие социума находится в неверных, извращённых экономическо-социальных условиях. Другими словами – есть угнетённые и угнетатели. Это и породило вероучение, которое призвано определённым образом истолковывать сложившуюся ситуацию, хоть как-то преодолевать «реальное убожество» человеческого бытия, то есть, по Марксу, исполнять идеологическое действие.

Безусловно, Маркс такую идеологию не считал правильной – но просто потому, что порождена она искажённой экономической реальностью.

Информация:

Довольно неоднозначное высказывание, имевшее разный смысл в разные времена. Так как до 19 века опиум не считался веществом, затуманивающим разум, а опиаты были законными, свободно продавались и считались полезным лекарством. Тем не менее, выражение, получило свою известность благодаря изречению воинствующего атеиста Карла Маркса использовавшего фразу в введении к работе «К критике гегелевской философии права», написанной в 1843 году:
«Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». — К. Маркс, «К критике гегелевской философии права», 1843

Слова Маркса «Религия — опиум народа» совсем не ругательны. Просто их нужно отделить от советского восприятия

В цитате Маркса нет предлога «для», что очень важно. Если «для народа» — значит, какая-то ненародная группа вырабатывает, а потом навязывает народу свой продукт, то «опиум народа» — это скорее то, что вырабатывает сам народ

Формулировка Маркса оригинальна, но саму идею сравнения опиума с религией он заимствовал у христианского социалиста Чарльза Кинглси (1819 — 1875). Карл Маркс был лично знаком с Кингсли, обменивался с ним мнениями, вёл полемику. Правда Кинглси религии приписывал не одурманивающие, а успокаивающие действие, облегчающее страдания:
«Мы использовали Библию, как будто это справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное – чтобы поддерживать порядок среди бедных». — Ч. Кинглси

Резкий отрицательный окрас, слова Маркса поучили благодаря В. И. Ленину сократившему фразу и добавившему собственный комментарий:
«Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса».— В.И. Ленин, «Об отношении рабочей партии к религии», газета «Пролетарий» № 45, 13 (26) мая 1909 г.

Существуют и другие примеры цитирования фразы Лениным изменяющим изначальный смысл.Однако, сравнение религии с опиумом, известно ещё до Маркса и Кинглси. Первым его использовал великий франко-швейцарский философ и писатель Жан-Жак Руссо в своём знаменитом романе «Юлия, или Новая Элоиза» опубликованном в 1761 году. Используя сравнение с опиумом, он указывал на полезные успокаивающие свойства религии:
«Набожность…есть опиум для души; она бодрит, оживляет и поддерживает, когда принимается помалу; в слишком сильных дозах усыпляет, или приводит к безумию, или убивает». — Ж.—Ж. Руссо, «Юлия, или Новая Элоиза». Часть 6. Письмо 8. Перевод П. Немчиновой

Так же, фразу иногда приписывают Маркизу де Саду, однако, его метафора «опиум» относится не к религии, а ко лжи, к которой прибегает правящая верхушка, чтобы отвлечь народ от причин его бедственного положения. В романе де Сада «Жюльетта» (1797) главная героиня использует метафору «опиум» в разговоре с королём Фердинандом, критикуя его политику по отношению к подданным:
«Вы боитесь, Фердинанд, что люди узнают правду, ту правду, которую я говорю вам в лицо, поэтому вы изгоняете искусства и таланты из своего королевства. Вы страшитесь проницательности гения, поэтому поощряете невежество. Вы кормите народ опиумом, чтобы, одурманенный, он не чувствовал своих бед, виновником которых являетесь вы сами.» — М. де Сад, «Жюльетта», 1797

Немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798) сравнивает религию с опиумом:
«Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы». — Новалис, «Цветочная пыльца», 1798

Еще один интересный пример употребления сравнений можно встретить у испанского писателя Мигеля де Унамуно «Святой дон Мануэль Добрый»:
«Религия есть опиум народа. Опиум … Опиум … Опиум, да. Давайте давать опиум, а спать и мечтать». — М. де Унамуно, «Святой дон Мануэль Добрый»

Фразу использовал и поэт Иосиф Бродский в стихе «Речь о пролитом молоке» написанном в 1967 году:
Нынче поклонники оборота «Религия — опиум для народа»поняли, что им дана свобода, дожили до золотого века. Но в таком реестре (издержки слога) свобода не выбрать — весьма убога. Обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека. — И. А. Бродский, «Речь о пролитом молоке», 1967

Другой, но не менее известный вариант фразы — «Почём опиум для народа?» из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Сообщить о ошибке

Метафора

Маркс использовал эту фразу, чтобы выдвинуть структурно-функционалистский аргумент о религии , и особенно об организованной религии .

По его мнению, религия может быть ложной, но это функция чего-то реального. частности, Маркс считал, что у религии есть определенные практические функции в обществе, которые были подобны функции опиума для больного или раненого человека: она уменьшала непосредственные страдания людей и давала им приятные иллюзии, которые давали им силы продолжать. В этом смысле, хотя Маркс может и не питать симпатии к самой религии, он испытывает глубокую симпатию к пролетариату, который доверяет ей.

Однако Маркс также считал религию вредной для революционных целей: сосредотачиваясь на вечном, а не на временном, религия отвлекает внимание угнетенных от эксплуатации и которая охватывает их повседневную жизнь. В этом процессе религия способствует развитию своего рода ложного сознания, которое поощряет культурные ценности и убеждения, которые поддерживают и подтверждают продолжающееся доминирование правящего класса

Тем самым он предотвращает социалистическую революцию , ниспровержение капитализма и создание бесклассового социалистического общества.

По мнению Маркса, как только рабочие наконец свергнут капитализм, неравные социальные отношения больше не будут нуждаться в легитимации, и отчуждение людей исчезнет вместе с любой потребностью в религии.

Подобные заявления и влияние

Эту же метафору использовали многие авторы примерно в 19 веке.

В 1798 году Новалис писал в « Blüthenstaub » («Пыльца»):

В 1840 году Генрих Гейне также использовал ту же аналогию в своем эссе о Людвиге Бёрне :

Работы Бруно Бауэра оказали ключевое влияние на Критику философии права Гегеля . Метафора Маркса предвосхищена в двух работах Бауэра: Die gute Sache der Freiheit и Der christliche Staat . В первой работе Бауэр говорит о религии как о причине «опиумного отупения»; в последнем Бауэр упоминает «опиумное» влияние теологии.

Чарльз Кингсли , канон в Церкви Англии , написал следующее в 1847 году, через четыре года после Маркса:

Мигель де Унамуно

Мигель де Унамуно , знаменитый испанский автор « Поколения 98-го» , сосредоточил свою ниволу « Сан-Мануэль Буэно», mártir, на теме опиатического воздействия религии на жителей сельской местности Испании . В книге главный герой Дон Мануэль — священник, который не верит в Бога, но продолжает проповедовать, потому что видит положительное влияние, которое он может оказать на жизнь своих прихожан. Таким образом, религия также помогает излечить его собственную глубокую депрессию через счастье, которое он испытывает, помогая людям Вальверде-де-Люцерна. Унамуно прямо ссылается на Маркса, когда Дон Мануэль объясняет:

Ленин

Владимир Ленин , говоря о религии в « Новой Жизни» в 1905 году сослался на более ранние комментарии Маркса:

Некоторые авторы делают современное сравнение фразы «опиум народа» к этому сродни спортивному фэндому , знаменитость , отвлечений телевидения, в Интернете , а также другие развлечения и т.д. Это можно рассматривать как параллельно концепции хлеба и зрелищ .

Что выбрать

Вклинившись в их разговор, Геральту становится известно, что Пребен и Дагмар, а именно так зовут этих двух странных немолодых человека, поклоняются некому божеству, именуемому «Всебогом».

Вам предстоит прослушать небольшой рассказ о том, что «Всебогу» поклоняются уже не одно поколение, начиная с тех пор, как неизвестным нам «Рослав из Деревни Рудник» не обнаружил его.

Учитывая военное положение, становится понятно, что почитатели божества уже не могут одаривать его такими же дарами, что и прежде. Это обстоятельство разозлило «Всебога», и он наслал на этих несчастных проклятье.

Геральт пытаясь разобраться в ситуации, подходит к Алтарю (находится там же) и начинает не особо продуктивный диалог со «Всебогом», используя для связи «кодовое слово», которое стало известно из диалога с Пребеном и Дагмаром – фраза «Помоги несчастному в беде, пожалуйста, пожалуйста».

После того, как Геральт скажет о сложном положение крестьян, «Всебог» продолжит показывать характер и продолжает угрожать, говоря об ужасных катаклизмах и стихийных бедствиях. Выбор угроз странен (например, угроза спустить лавину), что подтверждает Геральту подозрение о нелепости сложившейся ситуации.

Ведьмак замечает, что голос «Всебога» издаётся откуда-то снизу…

Напротив алтаря (у выхода, где свечи), используя ведьмачье чутьё мы обнаружим иллюзию, после нивелирования которой будет открыт проход в низ.

Спустившись, Геральт наконец-то лично знакомиться со «Всебогом», а точнее со сильваном, и затевает диалог, который и предрешит судьбу квеста.

Здесь есть три варианта, два из которых предполагают одинаковый исход:

«Убить сильвана» — по сути, ничего категоричного из-за принятия данного решения не будет, за исключение того, что местные жители не заплатят Геральту за работу, а просто уйдут после известий о смерти их божества.

«Попытаться договориться со сильваном» — это самый оптимальный вариант в данной истории.

Ведьмак, используя внушительный внешний вид и врождённый дар убеждения, направит «Всебога» на усмирение своего «аппетита», и уговорит продолжать принимать дары почитателей, несмотря на их скудность. Сильван не захочет связываться с Геральтом и пойдёт на уступки и снимет проклятье.

«Рассказать о том, кто на самом деле «Всебог» — этот вариант также не принесёт финансовую выгоду для Геральта, так как подобные известия подействуют на крестьян также, как и известия о смерти сильвана.

Кроме того, ничего не изменит намёк Геральта о том, что находится под руинами и где располагается проход.

«Опиум для народа» — это лёгкая двухминутная прогулка за 50 очками опыта.

Вам также будет интересно

  • Топ 100+ подарков для фанатов игры The Witcher 3
  • ТОП 4 — Лучших ноутбука для игры в The Witcher 3
  • Лучшие игровые ноутбуки до $1000
  • Лучший игровой жесткий диск (HDD) | 2.5 и 3.5 дюйма, SSHD — xGamers
  • Лучшие беспроводные наушники вкладыши

дальнейшее чтение

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с:
  • Абрамс, М. Х. 1971. Райское молоко: влияние опиумных видений на произведения Де Куинси, Крэбба, Фрэнсиса, Томпсона и Кольриджа . Нью-Йорк: Октагон.
  • Берридж, Виктория и Эдвард Гриффитс. 1980. Опиум и люди . Лондон: Аллен Лейн
  • Маркс, Карл. 1844. « . Deutsch-Französische Jahrbücher , февраль.
  • Маккиннон, Эндрю М. « ». Критическая социология 31 (1/2)
  • О’Тул, Роджер. 1984. Религия: классические социологические подходы . Торонто: Макгроу Хилл
  • Рохо, Серджио Вускович . 1988. «Религия, опиум людей и протест против истины: позиции Маркса и Ленина». Социальный компас 35 (2/3): 197–230.
  • Лучте, Джеймс. 2009. « ». Церковно-государственный журнал 51 (3): 413–37.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector