Душеполезные поучения преподобного аввы дорофея
Содержание:
- Во что перерастает раздражение?
- “Смущение” и “раздражение”
- Творения
- В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство
- У Дорофея был ученик — Досифей, ныне преподобный
- В чем состоит “злопамятность”?
- Преподобный авва Дорофей, христианский Святой
- Кто подкладывает дрова в огонь…
- Поучения аввы Дорофея
- Изображения на иконах
- Смущение “дымится и бросает искры…”
- Различные, краткие изречения
- Переиздания произведений
Во что перерастает раздражение?
Итак, во что далее переходит раздражение? “Когда возгорится раздражительность, — объясняет переход от второго этапа состояния конфликта к третьему авва Дорофей, — если он <то есть брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья, и это есть гнев”.
После весьма красочного описания порывов ярости, сделанного в свое время свт. Григорием Богословом, когда “законы отметались в сторону, врага, отца, жену и родных — всех сметал стремительный поток…”, или же после описания гнева, оставленного свт. Тихоном Задонским, когда человек “негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке”, показ гнева аввой Дорофеем может показаться слишком бледным.
Гнев авва Дорофей в сравнении с другими этапами развития злопамятности описывает наименее выразительно. Безусловно, на это есть свои причины. Прежде всего не требовалось в поучении к монахам, стремившимся контролировать каждый свой помысел (что, понятно, приходило не сразу), тратить время на борьбу с пороками, которых у них не было. Научиться держать себя в руках во внешнем поведении, — это первое, с чего начинал каждый из них еще в миру.
Ясно, что гнев учеников аввы Дорофея принимал иные, не столь ярко выраженные формы. Поэтому третий этап развития конфликта он обозначает, кроме “гнева”, еще другим словом: “Раздражение же обращается в дерзость”
Значит, дерзость, то есть внутренняя решимость удовлетворить свою мстительность (неважно, будет ли она осуществлена), — это одна из форм гнева. Об этом особенно хорошо следует помнить нам, живущим в обществе, где также (правда, по другим причинам) слишком прямые проявления гнева считаются неприличными
Ярость и гнев в нынешнем “цивилизованном” обществе позорны не потому, что они по сути — покушения на заповедь “не убий”, а потому что открывают постыдную слабость характера… А вот дерзость, то есть внутренне контролируемый гнев, в наше время почитается прямо-таки доблестью.
Однако человек, одержимый любой формой гнева, как подчеркивает преподобный Дорофей, претерпевает тяжелые мучения духа, он не свободен, он “побеждается сею страстию…”, то есть страдает…
“Смущение” и “раздражение”
“Смущение” — это завязка конфликта, естественная реакция на “слово брата, — как пишет авва Дорофей, — нанесшего оскорбление”. “Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце”, — в этом, согласно авве Дорофею, состоит начальный этап конфликтной ситуации.
Второй этап — раздражение; как его определяет авва Дорофей, — это“отомстительное восстание на опечалившего…”. Чтобы точнее передать, в чем состоит раздражение, авва Дорофей находит еще другое его название: “Его также называют острожелчием (вспыльчивостью)”.
В чем же состоит развитие конфликта на этом этапе? Смутившись, растерявшись в первый момент от неожиданно встреченного недоброжелательства, вслед за этим человек многократно “прокручивает” в памяти инцидент. При этом, разумеется, он начинает особо остро ощущать несправедливость того, “как со мной поступили”, и разгоряченно перебирать в уме способы, которыми он “восстановит” справедливость. Авва Дорофей поясняет: “Если же ты будешь продолжать <…> раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: «зачем он мне это сказал, я и ему скажу то и то»; то от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар крови около сердца”.
Не удовлетворившись собственным заключением сущности раздражения, преподобный Дорофей обращается к авторитету другого писателя-аскета, преп. Марка Подвижника: “как сказал блаженный авва Марк: «злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце»”.
Творения
Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, — эта мысль пронизывает все поучения аввы Дорофея.
Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.
Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. На Руси его книга душеполезных поучений и ответов преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка по количеству списков была самой распространенной, наряду с Лествицей преподобного Иоанна и творениями преподобного Ефрема Сирина. Известно, что преподобный Кирилл Белозерский (+ 1427), несмотря на многочисленные обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея вместе с Лествицей преподобного Иоанна.
Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя.
Преподобный авва Дорофей, фреска, Оптина пустынь. |
- Поучения. М., 1652. То же. Вильна, 1767.
-
Душеполезные поучения и послания с приложением вопросов и ответов, данных на оные святыми старцами Варсонуфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1756. То же. Изд. 2-е. СПб., 1862. (Разговор с великим старцем святым Варсонуфием и учеником его аввою Иоанном прозорливым. См. также: Христианское чтение. 1829. ХХХVI. С. 154 слл.). То же. Оптина пустынь, 1913.
- Книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем, содержащая заповеди Евангельские и святых отец поучения. Варшава, 1785. То же. Гродно, 1790, 1795.
- Книга Богоугодных трудов преподобного отца нашего Ефрема Сирина и аввы Дорофея. М., 1701.
- Святыя книги преподобных отец Ефрема Сирина и аввы Дорофея. Вильно, 1780.
- Святыя и Богодухновенныя книги святых и преподобных отец Ефрема Сирина и блаженного аввы Дорофея. М., 1652. То же. Клинцовский Посад, 1787. То же. Супрасль, 1791. То же. Яновская тип., 1817.
- Наставления (О самоотвержении. — О том, что не должно осуждать ближнего. — О смирении. — О страхе Божием. — О том, что не должно располагать собою по собственному разуму. — О том, что мы бодрственно и с известною целью должны идти по пути Божию. — Монастырскому эконому) // Христианское чтение. 1826. ХХIV; 1827. ХХV; 1829. ХХIII; 1830. ХXXIХ, ХL; 1831. ХLIII.
- Слова (О святом посте. — О злопамятстве. — О здании и согласии душевных добродетелей. — О совести. — О ужасе будущего мучения, и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении. — О лжи. — О перенесении искушений с спокойствием и благодарностью) // Христианское чтение. 1830. ХХVII; 1829. ХХХIV, ХХХV, ХХХVI; 1831. XLI, ХLII.
- Изъяснение некоторых речей святого Григория, поемых с тропарями во Святую Пасху и при воспоминании святых мучеников // Христианское чтение. 1830. ХХХVIII; 1831. ХLIII.
- Письма // Там же. 1830. ХХХVII, ХXХIХ, ХL.
- Поучения к добродетельной жизни // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 20-24; № 12. С. 32-35.
- Поучение на Святую Пасху // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 4. С. 25-27.
В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство
Хотя преподобный Дорофей прозван Газским, родился он в другом городе — Аскалоне. И сегодня на побережье Средиземного моря есть Ашкелон, хотя тоже не тот, что был изначально. В 1270 году город разрушил турецкий султан Бибарс, а гавань наполнил камнями. Сохранились лишь стены. Семь веков Аскалон стоял в безмолвии.
(Соф. 2:4)
К моменту рождения преподобного Дорофея Аскалон уже пережил рассвет, разрушение Навуходоносором II, эллинистический период. Будущий святой родился в великом, но увядающем городе, который был византийской автономией.
Разумеется, христианство уже распространилось на этих землях, хотя и не было единственной религией: Аскалон всегда населяли люди разных национальностей и вероисповеданий.
Авва Дорофей родился в городе Аскалон
Однако долго в Аскалоне Дорофей не прожил и уже в ранней молодости поселился в Газе. На этих землях утвердилось христианство, хотя это произошло не быстро и не мирно.
Газа — не последнее место в древнем мире: она славилась философами, поэтами, риториками, многими искусствами. В ней соприкасались самые разные культуры, и многие современники преподобного Дорофея искали симбиоз христианства и античной традиции.
Но времена были не спокойные. Пограничное положение Газы приводило к постоянным военным столкновениям. Персидский шахиншах Хосров II Парвиз неоднократно пытался завоевать город и даже ненадолго преуспел, тем же занимались арабы. Кстати, в 634 году они своего добились, но преподобный Дорофей до этого не дожил.
У Дорофея был ученик — Досифей, ныне преподобный
Из ярких событий в жизни Дорофея стоит отметить встречу с Досифеем — родственником влиятельного военачальника. Этот человек явился в обитель после чудесного видения. Некая женщина приказала ему не есть мясо и часто молиться, чтобы избавиться от мук. Досифей принял новый образ жизни и поселился в монастыре аввы Серида, где стал учеником и помощником Дорофея в больнице монастыря.
Досфией прилежно выполнял любые поручения, но быстро скончался — всего спустя пять лет, а затем явился во сне Варсонофию Великому в окружении небесных монахов.
Именно Дорофей и записал житие своего Досифея, хотя работу над текстом завершали уже его ученики.
В чем состоит “злопамятность”?
“Случается, что, когда между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие, — показывает развитие конфликтной ситуации авва Дорофей, — один из них поклонится другому <прося прощения>, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковый не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность!”. Итак, злопамятность, — это неизжитое, затаившееся в душе зло на человека. Злопамятность мучит и изматывает прежде всего самого того, в чьей душе она поселилась. Все взаимоотношения с “предметом” мстительной памяти отравлены немирным состоянием духа. Человек и хотел бы освободиться от этого огорчающего его чувства, да не так-то это просто!
Проявления злопамятности, описанные аввой Дорофеем, опять воспринимаются очень современно:
“Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом <…> случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего <…> Другой <…> в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него”.
“Другой <…> если услышит, что кто-нибудь оскорбил того в чем-либо, или его побранили, или уничижили, и он радуется, слыша это <…> Другой <…> не радуется и благополучию его; но если видит, что того прославляют и тому угождают, то он скорбит…”.
“Иной <…> через несколько времени <после примирения, если> тому опять случится сказать что-либо оскорбительное для него, то он начинает вспоминать и прежнее, и смущаться не только о втором, но и о прежнем”.
Кроме некоторого сходства “той” и нашей ситуацией, между начинающими учениками аввы Дорофея и средним “воспитанным” человеком сегодня есть и принципиальное различие. Те пришли в монастырь, чтобы освободиться от обуревающих их страстей, а наш современник едва ли задумывается, что сам глубоко страдает от мстительности и злопамятности. К подобным страстям современные люди относятся в большинстве своем как к одной из своих естественных потребностей: возникло чувство голода — надо поесть; появилось мстительное желание — надо отомстить…
Не так воспринимали страсти тогда. Новоначальные приходили к опытным старцам с вопросом жизни и смерти: как освободиться от этой муки ада, постигшей душу еще в земной жизни… Но и ответ не был “легким рецептом успеха”, какие нам отовсюду навязывают сегодня. “Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды <…> потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево”, — так поучал авва Дорофей.
Преподобный авва Дорофей, христианский Святой
Преподобный авва Дорофей — христианский Святой, автор нравственных наставлений и аскетических поучений. В Православной Церкви его память совершается 5 (18) июня. Аввой на христианском Востоке называли духовного наставника.
О жизни преподобного аввы Дорофея известно немного. Предположительно он жил в конце VI — начале VII века и был уроженцем Аскалона. По его собственным воспоминаниям, в молодости он изучал светские науки. Об этом преподобный Дорофей упоминает в начале десятого поучения. Вероятно, семья аввы Дорофея была состоятельной, так как ему было доступно образование. Он хорошо знал греческий язык и риторику, разбирался в медицине и философии.
Авва Дорофей не сразу полюбил книги, но с Божьей помощью, чтение со временем стало его любимым занятием. Преподобный Дорофей хорошо знал Писания Святых Отцов и Учителей Церкви:
- Василия Великого,
- Григория Богослова,
- Иоанна Златоуста,
- Климента Александрийского.
Точно неизвестно, когда именно авва Дорофей решил удалиться в пустыню. Неизвестны и точные обстоятельства, при которых он принял это решение. Возможно, ответ на вопрос о причинах, побудивших его начать монашеский путь, содержится в первом поучении аввы Дорофея, где он говорит о Святых мужах:
В Палестинском монастыре аввы Серида преподобный Дорофей изучал Слово Божье, Жития Святых, исполнял послушание, которое состояло в приеме и устроении паломников. В дальнейшем преподобный авва Дорофей прислуживал в лечебнице монастыря, деньги на которую выделил его брат.
В течение долгого времени (предположительно около десяти лет) авва Дорофей был учеником преподобного Иоанна Пророка, что почитал за великий дар от Господа. В монастыре авва Дорофей принимал наставления многих благочестивых подвижников. Одним из них был авва Зосима.
Во все время пребывания в монастыре авва Дорофей обучался иноческому деланию:
- читал Писание;
- Открывал помыслы своему духовному отцу.
В монастыре авва Дорофей прошел школу смирения, оставив об этом письменные свидетельства. Так, например, он пишет:
После смерти преподобного Иоанна и игумена Серида авва Дорофей покинул обитель. Он основал другой монастырь и до самой смерти, последовавшей около 620 года, был там настоятелем. Наследие преподобного аввы Дорофея состоит из 21 поучения, нескольких посланий, 87 вопросов с ответами на них преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. Авва Дорофей в рукописях также оставил запись наставлений преподобного аввы Зосимы и 30 слов о подвижничестве. Эти работы были во всех монастырских библиотеках и в обязательном порядке переписывались. На Руси известные святители переписывали его книги от руки. Оптинские старцы высоко оценивали труды аввы Дорофея. Его тексты, адресованные инокам, на самом деле полезны каждому, кто ступил на путь духовного совершенствования. Произведения аввы Дорофея написаны простым доступным языком. Поучения полны духовной мудрости и пронизаны глубокой любовью к Богу и ближним.
Кто подкладывает дрова в огонь…
Если первый этап развития конфликта авва Дорофей сравнивает с тлеющим угольком, попавшим в воспламенимую среду, то нетрудно угадать, о чем он будет говорить дальше. Однако опытный наставник улавливает и эту тень разочарования на челе ученика, отгадавшего весь замысел. От пламени, оживляющего очаг или взметнувшегося над костром, он вдруг переходит к жару совсем другого рода: “…от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности…”. “Не увлекайся и не забывай, — как бы говорит он, — что и «искра смущения», и «огонь в сердце», да и само слово «раздражительность» — это только метафоры, словесные модели духовных состояний, которые иначе чем через внешние аналогии и не передашь…”.
“Вот как происходит раздражительность… — продолжает он. — Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его…”.
“Также когда возгорится раздражительность, если он и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь…”.
Итак, раздражение — это когда искру смущения раздувают и разгорающийся огонь снабжают “топливом”. Но это еще не все: далее на третьей стадии последует гнев: что же приводит к нему? “Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется (много) горящего уголья, и это есть гнев”. Все те же “дрова”, тот же горючий материал, подбрасываемый в тлеющее раздражение, приводит к тому, что “полыхнет” пламя гнева!
Что служит топливом для возгорания гнева? Из слов аввы Дорофея явствует, что “когда возгорится раздражительность, если он <брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья”. “Горючее” гнева — все те же смутительные помыслы, распаляющие в душе эту страсть.
А чтобы еще раз подчеркнуть, что гнев, как всякая страсть — болезненное, мучительное состояние, авва Дорофей обращается к иной параллели, не связанной с развернутой метафорой возгорания пламени из искры. Гнев он сравнивает с раной на теле человека: “…была у него рана, и он приложил пластырь (то есть сделал поклон), и <…> исцелил рану, то есть гнев…”.
Поучения аввы Дорофея
Преподобный авва оставил после себя несколько посланий, более двадцати поучений и 87 ответов своего духовного отца Иоанна Пророка и преподобного Варсануфия Великого на различные свои вопросы. Кроме того, были опубликованы письма, написанные рукой аввы Дорофея. Все эти произведения изложены ясным, отточенным и одновременно простым языком, они отличаются доступностью и мудростью. Сквозь все тексты авторства аввы проходит мысль о том, что необходимыми добродетелями для духовной жизни являются смирение в сочетании с любовью к Богу и к ближнему своему. Манера изложения безыскусствена и очень хорошо отражает характер преподобного. Как описывал его один из учеников, к братии авва обращался стыдливо, приветливо и с большим смирением. В обращении с людьми он был добродушен и прост – именно это является началом единодушия, основы других добродетелей.
Его сочинения были и остаются популярными. Раньше они в обязательном порядке переписывались во многих монастырях, а сейчас их регулярно переиздают. Наверное, не найдется ни одного православного монастыря, в библиотеке которого не было бы издания поучений аввы. Известны случаи, когда известные святители Руси переписывали его книги от руки. Так происходит потому, что хотя тексты и адресованы инокам, на самом деле советы, наставления и душеполезные поучения аввы Дорофея представляют собой основу для каждого, кто вступил на путь духовного совершенствования и стремится исполнять Божьи заповеди. Его книги становятся надежным путеводителем для достижения этой цели, их можно назвать своеобразной азбукой. Произведения аввы высоко оценивали преподобный Феодор Студит и оптинские старцы.
Изображения на иконах
Прп. Дорофей Палестинский
Святой изображается в традиционной иноческой одежде. Иконы доносят до нас его прижизненный облик седого старца с густой бородой, и, конечно, удивительную доброту в глазах.
Неизменная принадлежность икон – свиток в руках. Ведь духовные наставления и есть та память, которую оставил о себе преподобный. Иногда свиток пишется развернутым, в этом случае на нем начертаны слова преподобного. Есть также вариант иконы, когда в руках святого пишется закрытое Евангелие. Рука преподобного приподнята в характерном ораторском жесте, означающем «я говорю».
Наставления на каждый день недели
Некоторые выдержки из поучений содержатся в часто переиздаваемой книге св. Дорофея, «Как возрастать духовно», содержащей 7 наставлений, по одному на каждый день седмицы.
Каждая краткая беседа состоит из небольших изречений
Слова преподобного посвящены борьбе со страстями, причем особое внимание уделяется тем, от которых происходит множество других грехов. Это:
- гнев;
- осуждение;
- сребролюбие.
Страсти это пагубные, но советы святого дышат кротостью, участием и так свойственными ему при земной жизни добротой, сочувствием к людям, больным грехом.
Смущение “дымится и бросает искры…”
Как опытный наставник, авва Дорофей знает, что объяснить что-либо на словах, особенно если это — внутренний опыт сопротивления искушениям, очень трудно и даже совсем невозможно, если у человека нет хоть сколько-нибудь похожего собственного опыта. Он просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому процесс развития злопамятности в человеческой душе авва Дорофей иллюстрирует параллелью, взятой из обыденности, с которой знакомы все.
Первый этап конфликта — смущение — авва Дорофей сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающего костра. Даже самый крошечный тлеющий уголек может послужить причиной большого пожара: “Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление”. Погасить эту искру пока еще совсем не трудно, да она и сама быстро погаснет, если не попадет в горючее вещество: “Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек”. Но если вместо того, чтобы дать искре погаснуть самой, бросить ее в легко воспламеняемый материал, то от нее разгорится (пока еще слабый) огонек: “Если же будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», — вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение”.
Итак, когда солома или дерево начали тлеть и дымиться от упавшей искры, но еще не воспламенились, это в образной системе аввы Дорофея — смущение: “оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры…”.
Для этого этапа развития греха авва Дорофей приводит и другой, уже упоминавшийся, весьма убедительный пример из окружающей природы: “…отсекайте страсти, пока они еще молоды <…> иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево”.
Различные, краткие изречения
Авва Дорофей говорил, что полагающемуся на свой разум или на своё суждение [Примечание: по-гречески – почитающему себя умным, или имеющему собственный помысл] невозможно повиноваться или последовать доброму делу ближнего.
Говорил также: будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит.
Говорил также: кто не презрит всех вещей, славы и телесного покоя, а вместе с тем и самооправдания, тот не может ни отсечь своих пожеланий, ни избавиться от гнева и скорби, ни успокоить ближнего.
Говорил также: не великое дело не судить того или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе; но велико – не судить того, кто тебе противоречит, не мстить ему по страсти, не соглашаться с осуждающим его и радоваться вместе с предпочтённым тебе.
Ещё сказал: не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.
Ещё сказал: кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.
Ещё сказал: ничто так тесно не соединяет людей между собою, как то, когда они сорадуются (друг другу) в одном и том же и имеют одинаковый образ мыслей.
Ещё сказал: не презирать даяния ближнего есть (дело) смиренномудрия: и должно принимать оное (даяние) с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно.
Ещё сказал: если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле.
Ещё сказал: во всяком деле хорошо самому заботиться о том немногом, в чём нуждаешься, ибо неполезно по всему быть успокоенным.
Ещё сказал: при всяком случавшемся со мною деле, я никогда не желал ограждать себя человеческою мудростию: но что бы то ни было, я всегда делал по силе моей и всё представляю Богу.
Ещё сказал: кто не имеет своей воли, то всегда исполняет своё (желание). Поелику таковой не имеет своего желания, то, что бы ни случилось (с ним), он всегда бывает доволен и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были, как будут.
Ещё сказал: неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя; да и в другое время не должно делать сего для того, чтобы мстить за себя.
Говорил также: любовь к Богу сильнее естественной любви.
Говорил также: не должно желать избавиться от страсти для того, чтобы избежать происходящей от неё скорби, но по совершенной ненависти к ней, как сказано: совершенною ненавистiю возненавидехъ я, во враги быша ми (Пс. 138, 22).
Говорил также: невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.
Говорил также: признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносит обличение, т.е., вразумление, есть признак того, что кто-либо был побеждён страстию или исполнил её по неведению. Богу же нашему подобает слава во веки веков. Аминь .
Цитируется по:
Преподобного Аввы Дорофея. Душеполезные поучения и послания. М.: Подворье Троице-Сергиевой Лавры. 1995.
Переиздания произведений
В конце многих изданий произведений аввы к основным поучениям обычно добавлены послания и его вопросы к великим святым.
Также существуют современные переиздания этого произведения, например, «Наставления преподобного аввы Дорофея на каждый день недели», которые представляют собой краткий конспект поучений аввы, соответствующий дням недели. Создана она с той целью, чтобы верующие люди могли чаще обращаться к поучениям святого отца. Фактически книга является сборником мудрых цитат.
Таким образом, произведения преподобного аввы Дорофея адресованы не только инокам, но и всем христианам, желающим спасти свою душу, поскольку его наставления решают основные вопросы духовной жизни, которая так важна для каждого верующего человека. Именно поэтому тексты аввы продолжают быть актуальными до сих пор.