Четыре опоры духовной жизни

Заветы человека с Богом: содержание и форма

За две тысячи лет до Рождества Христова Авраам получил первый завет, по-гречески – приказ: верь в Меня, соблюдай до гробовой доски монотеизм, «праведный верою жив будет». И Господь дарует обетование Аврааму, если он сохранит эту веру, то его потомство умножится как песок морской. Отсюда пролагается русло отхода от монотеизма, которое роет дьявол, вместо приближения к Богу – удаление от Него.

Этимологически слово «грех» происходит от слов сжигать, жечь, обжечься, греть больше, чем может вынести человек. Когда человек постоянно удаляется от Бога, у него сжигается совесть, она уже не говорит человеку о грехе. Любое движение от греха предусматривает постоянное движение к Богу, если мы костенеем в каком-то грехе, то мы удаляемся от Бога. Поэтому чтобы убежать от греха нужно не смотреть назад, а идти только к Богу.

Грех как беззаконие – это самопроизвольное удаление человека от Бога, дезинтеграция от любви Божией. Начиная с пророков, сердце человека представляется как поле брани между Богом и дьяволом, и во взаимодействии двух энергий – божественной любви и дьявольской нелюбви – человек должен решиться, куда ему двигаться, будет он грешить или нет. Поэтому первый завет с Авраамом: верь в Меня, не уходи от Меня, и «праведный верою жив будет». Эта фраза предполагает ударение на последнем слове – «жив будет», то есть главное, что праведник будет жив, если будет верить, то есть он не умрет от оружия греха, он победит грех.

Второй завет – через 430 лет после Авраама: завет-закон с Моисеем на Синае. Моисей получил от Бога скрижали, на которых было 613 заповедей: 248 императивов и 365 запретов – мицвот. Содержание второго завета то же, что первого: вера в Единого Бога, монотеизм. Если человек из 613 заповедей нарушал хотя бы одну – он был повинен в нарушении всего закона. Когда Моисей, получив скрижали завета, возвращался с горы Синай, он увидел, что пока он отсутствовал, люди отступили, создали золотого тельца-кумира и стали поклоняться истукану. Подобно Христу, он мог бы воскликнуть: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»

Через 1500 лет после Моисея приходит Христос и говорит о той же вере в триединого Бога. И так же как во времена Моисея, стоило Ему только удалиться на гору Фавор, и девять учеников, оставшихся внизу, разуверились, они не смогли помочь отцу, у которого ребенок страдал бесовской одержимостью. Грех гнездится внутри сердца, ума, чувств и воли человека, и если мы разлучаемся с Богом – по разным причинам, объективным, или субъективным, – то удаление от Бога приводит к деградации веры.

Всякий закон имеет содержание и форму. Содержание – вера, и у Авраама в завете-приказе, и у Моисея в завете-законе, и у Христа. А вопрос о форме очень сложный, потому что Господь говорит о свободе. «Где дух Господень, там свобода» – пишет апостол Павел, где нет свободы, там нет духа. И Сам Господь говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Апостол снова вторит Ему: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», то есть свобода – это свобода от греха. Третий, новый, как говорит Господь – нестареющий завет, по содержанию тот же: вера в Бога, а форма – свобода от греха. Свобода – это осознанная необходимость не грешить.

Кардинальные добродетели

Греческие философы Аристотель и Платон, считал умеренность, мудрость, справедливость и храбрость четырьмя наиболее желательными чертами характера. В Книга мудрости один из семи Разумные книги включены в Септуагинта. В мудрости 8: 7 сказано, что плоды Мудрости «…добродетели; Ибо она учит умеренности и благоразумию, справедливости и стойкости, и ничто в жизни не может быть полезнее для мужчин ».

Моральные добродетели — это отношения и хорошие привычки, которые управляют действиями, страстями и поведением в соответствии с разумом; и приобретаются человеческими усилиями.Иммануил Кант сказал: «Добродетель — это моральная сила воли в выполнении требований долга». Основные добродетели — это благоразумие, справедливость, сила духа и воздержание.

  • Благоразумие из пруденция (что означает «способность видеть вперед, прозорливость») — это способность управлять собой и дисциплинировать себя с помощью причина. Это называется Auriga virtutum (колесничий добродетелей), поскольку он направляет другие добродетели.
  • справедливость это добродетель, которая регулирует человека в его отношениях с другими. С правосудием связаны добродетели религия, благочестие и благодарность.
  • Стойкость который Фома Аквинский занимает третье место после рассудительности и справедливости и приравнивается к храброй стойкости. Терпение и настойчивость — добродетели, связанные со стойкостью.
  • Умеренность это добродетель, которая умеряет в соответствии с разумом желания и удовольствия чувственного аппетита. С воздержанием связаны такие добродетели, как совесть, смирение и кротость.

Философы признали взаимосвязь добродетелей, так что смелость без благоразумия может превратиться в безрассудство. Фома Аквинский обнаружил взаимосвязь практической мудрости (пруденция) и моральная добродетель. Это часто называют «единством добродетелей»

Фома Аквинский также утверждал, что важно не только то, что человек делает, но и то, как он это делает. Человек должен стремиться к хорошей цели, а также сделать правильный выбор средств для достижения этой цели

Моральные добродетели побуждают человека стремиться к хорошему результату, но чтобы гарантировать, что человек делает правильный выбор в отношении средств достижения хорошей цели, нужна практическая мудрость.

Внутреннее противостояние

Естественно, совершенно любой человек может определить, какой поступок принесет пользу, а какой причинит зло, но, так или иначе, порок и добродетель для многих из нас собой представляют внутренний конфликт. Сложность нравственного выбора человеку была присуща все время. «Знаю что праведно, но выбираю приятное» — этот жизненный принцип актуален и на сегодняшнее время. Так как, согласитесь, осознание понятия добродетели, ее основного смысла, еще совершенно не обозначает соответствующего поведения.

Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно. Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении. В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.

С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.

Что такое добродетели?

На данный вопрос есть несколько ответов, но в широком смысле слова можно сказать, что добродетель — это человеческое качество, которое можно охарактеризовать постоянным стремлением делать добро. Оно выражается в добрых поступках, помыслах и намерениях. Многие философы говорят, что добродетельным может быть только тот человек, который имеет привычку делать добро и превращает это в образ жизни. Причем делать добрые дела можно посредством различных человеческих качеств, которые называют добродетелями.

Многие люди задаются вопросом о том, как понять слово «добродетель». В условиях вседозволенности, принятой за норму в современном обществе, не стоит отделять понимание слова от религиозных традиций. Эти понятия неразделимы, они тесно связаны во всех мировых религиях и определяют отношения между человеком и Богом.

Кардинальные добродетели

Греческие философы Аристотель и Платон считали умеренность, мудрость, справедливость и отвагу четырьмя наиболее желательными чертами характера. Книга мудрости является одним из семи поучительных книг , включенных в Септуагинты . В Мудрости 8: 7 сказано, что плоды Мудрости «… суть добродетели; ибо она учит умеренности и благоразумию, справедливости и стойкости, и ничто в жизни не может быть полезнее для людей».

Моральные добродетели — это отношения и хорошие привычки, которые управляют действиями, страстями и поведением в соответствии с разумом; и приобретаются человеческими усилиями. Иммануил Кант сказал: «Добродетель — это моральная сила воли в выполнении требований долга». Основные добродетели — это благоразумие, справедливость, сила духа и воздержание.

  • Благоразумие от благоразумия (что означает «способность видеть вперед, прозорливость») — это способность управлять собой и дисциплинировать себя с помощью разума . Его называют Auriga virtutum (возничий добродетелей), поскольку он направляет другие добродетели.
  • Справедливость — это добродетель, которая регулирует отношения человека с другими. Со справедливостью связаны добродетели религии , благочестия и благодарности.
  • Стойкость, которую Фома Аквинский занимает третье место после благоразумия и справедливости и приравнивает к храбрости. Терпение и настойчивость — добродетели, связанные со стойкостью.
  • Умеренность — это добродетель, которая разумно смягчает желания и удовольствия чувственного аппетита. С воздержанием связаны такие добродетели, как совесть, смирение и кротость.

Философы признали взаимосвязь добродетелей, так что смелость без благоразумия рискует превратиться в безрассудство. Фома Аквинский обнаружил взаимосвязь практической мудрости ( prudentia ) и моральной добродетели. Это часто называют «единством добродетелей»

Фома Аквинский также утверждал, что важно не только то, что человек делает, но и то, как он это делает. Человек должен стремиться к хорошей цели, а также сделать правильный выбор средств для достижения этой цели

Моральные добродетели побуждают человека стремиться к хорошей цели, но чтобы гарантировать, что человек делает правильный выбор в отношении средств достижения хорошей цели, нужна практическая мудрость.

Алчность

Второй по счету сметный грех в христианстве. Алчным называют жадного либо скупого человека, который склонен к приумножению своего богатства. Этот грех делят на желание получить больше, чем человек уже имеет, — жадность и нежелание терять то, что есть у него, стремление сохранить это — скупость. Алчность возбуждает внутренние недуги, такие как страх и злость. Человек, идя по головам, используя товарищей, не считаясь с мнением окружающих, добывает для себя те блага, которые ему дороги. Человек, пребывающий в таком грехе, ставит в своей жизни на первое место деньги, материальные блага, предпочитая их духовным ценностям. Грешник зачастую готов потратить большую часть своего времени на пересчеты имеющихся богатств. Если вдруг богатства его будут утеряны, то человек такой ощутит в своей душе пустоту, смысл жизни будет утерян.

Жизнь такого человека нередко сопровождает гнев. Это естественное для алчного человека чувство.Его не интересует ничего, кроме материальной выгоды. Душевную пустоту такого человека заполняют деньги либо вещи. Корнем этого порока является ощущением незащищенности, опасности, нестабильности.

Основной проблемой алчности в религии и психологии считается деградация личности человека. Индивид просто хочет быть счастлив и считает, что достигнет этого с помощью сохранения и накопления материального. Ощущение, будто чем больше имеет, тем будешь счастливее. Но в связи с тем, что такие вещи не радуют долгое время, приходится приобретать их снова и снова.

Что такое грех

Грех – это то, что отдаляет человека от Бога. Грехи бывают разные – большие и малые, вольные и невольные, серьезные грехи и небольшие прегрешения. Некоторые из них называются «смертными», потому что приводят душу к смерти. Душа может умереть при живом еще теле. Сначала она поражается болезнью вследствие греха, мрачнеет, а затем, если не принять меры, может умереть.

После каждого греха душа заболевает, и лекарство есть только одно – покаяние. Посредством исповеди душа врачуется после отпущения греха. Слезами покаяния душа омывается, очищается. Но если человек возвращается к старым грехам, с душой происходит все заново.

Святой Игнатий Брянчанинов писал, что возвращаться на прежние грехи не только гнусно, но и опасно. И наказание за это есть только одно – вечное мучение. В Евангелии Христос исцелял людей и наказывал только одно после этого: «иди и больше не греши!». Т.е. больше не возвращайся к прежним грехам. «Да не хуже тебе что будет!». Значит Сам Господь предупреждал, что после возвращения к прежним грехам по исцелении последствия могут быть самые ужасные.

Смерть души нередко приводит к телесной смерти. Потому что
человек мрачнеет, перестает стремиться к чему-то, верить, теряет цель в жизни. Поскольку
душа связано с телом при этой жизни, то и тело начинает страдать. А когда душа
исцеляется, то и тело нередко выздоравливает.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

К примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

Кардинальные добродетели

Греческие философы Аристотель и Платон, считал умеренность, мудрость, справедливость и храбрость четырьмя наиболее желательными чертами характера. В Книга мудрости один из семи Разумные книги включены в Септуагинта. В мудрости 8: 7 сказано, что плоды Мудрости «…добродетели; Ибо она учит умеренности и благоразумию, справедливости и стойкости, и ничто в жизни не может быть полезнее для мужчин ».

Моральные добродетели — это отношения и хорошие привычки, которые управляют действиями, страстями и поведением в соответствии с разумом; и приобретаются человеческими усилиями.Иммануил Кант сказал: «Добродетель — это моральная сила воли в выполнении требований долга». Основные добродетели — это благоразумие, справедливость, сила духа и воздержание.

  • Благоразумие из пруденция (что означает «способность видеть вперед, прозорливость») — это способность управлять собой и дисциплинировать себя с помощью причина. Это называется Auriga virtutum (колесничий добродетелей), поскольку он направляет другие добродетели.
  • справедливость это добродетель, которая регулирует человека в его отношениях с другими. С правосудием связаны добродетели религия, благочестие и благодарность.
  • Стойкость который Фома Аквинский занимает третье место после рассудительности и справедливости и приравнивается к храброй стойкости. Терпение и настойчивость — добродетели, связанные со стойкостью.
  • Умеренность это добродетель, которая умеряет в соответствии с разумом желания и удовольствия чувственного аппетита. С воздержанием связаны такие добродетели, как совесть, смирение и кротость.

Философы признали взаимосвязь добродетелей, так что смелость без благоразумия может превратиться в безрассудство. Фома Аквинский обнаружил взаимосвязь практической мудрости (пруденция) и моральная добродетель. Это часто называют «единством добродетелей»

Фома Аквинский также утверждал, что важно не только то, что человек делает, но и то, как он это делает. Человек должен стремиться к хорошей цели, а также сделать правильный выбор средств для достижения этой цели

Моральные добродетели побуждают человека стремиться к хорошему результату, но чтобы гарантировать, что человек делает правильный выбор в отношении средств достижения хорошей цели, нужна практическая мудрость.

3-я добродетель: Целомудрие

Под целомудрием чаще всего подразумевается чистота и непорочность плоти, девство. Однако это понятие может иметь и более широкое значение – духовная красота личности, её нравственная цельность, стойкость в противостоянии соблазнам.

Как мы помним, грехи и 7 добродетелей являются противоположностями. Какие же духовные недуги побеждаются целомудрием? Прежде всего, это блудные грехи, а также нечистые помыслы и сквернословие. Нам следует хранить чистоту души и тела, поскольку они предназначены для обитания в них Святого Духа:

Евангелие говорит нам, что блудники, прелюбодеи, рукоблудники и мужеложники совершают мерзость перед Богом и не обретут Царствия Небесного (1Кор. 6:9-10). Даже мысленный разврат отдаляет человека от Бога и делает рабом низменных страстей, которые ведут ко греховным действиям. В связи с этим святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что прежде всего необходимо

Доб­ро­де­тель в трех зна­че­ниях

  1. стрем­ле­ние духа к добру, хри­сти­ан­ски доб­ро­де­тель­ное настро­е­ние духа;
  2. разные добрые рас­по­ло­же­ния воли и сердца;
  3. каждое отдель­ное доброе дело. /Свя­ти­тель Феофан/

А есть ли у злых про­яв­ле­ний чело­ве­че­ской при­роды подоб­ная схо­жесть?

Да, есть:

  1. стрем­ле­ние и скло­не­ние чело­ве­че­ского духа ко злу
  2. злоб­ные рас­по­ло­же­ния воли и сердца чело­ве­че­ского
  3. каждое отдель­ное злое дей­ствие, посту­пок и навык

Пояс­не­ние

  1. Стрем­ле­ние к добру есть то же, что стрем­ле­ние пре­бы­вать в Боге, или жажда бого­об­ще­ния. Хри­сти­ан­ски доб­ро­де­тель­ным настро­е­нием духа, будет: жажда и сила пре­бы­вать в обще­нии с Богом посто­ян­ным, полным и все­гдаш­ним испол­не­нием Его воли с помо­щью бла­го­дати и с верою в Гос­пода, по силе и обету Кре­ще­ния.
  2. Доброе рас­по­ло­же­ние есть чув­ство или любовь к добрым (бого­угод­ным) делам, лежа­щее в осно­ва­нии их.
  3. Всякое испол­не­ние запо­веди над­ле­жа­щим обра­зом, то есть с исти­ною целью, во славу Божию по вере в Гос­пода и с закон­ными обсто­я­тель­ствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если тво­рится для Бога и во славу Божию.

Семь добродетелей и семь главных грехов

Список семи добродетелей, которые противостоят семь смертных грехов появился позже в эпическая поэма названный Психомахия, или же Битва / Соревнование души. Написано Аврелий Клеменс Прудентиус, христианский правитель, умерший около 410 г. н.э., он влечет за собой битву между добрыми добродетелями и злом пороки. Огромная популярность этого произведения в Средний возраст помог распространить концепцию святой добродетели повсюду Европа.

После того, как Папа Григорий I опубликовал свой список семи смертных грехов в 590 году нашей эры, эти семь добродетелей были идентифицированы как целомудрие, умеренность, благотворительность, усердие, терпение, доброта, и смирение. Говорят, что их выполнение защищает от искушение от семи смертных грехов.

Добродетель латинский Глянец Грех латинский
Целомудрие Castitas Чистота, воздержание Похоть Luxuria
Умеренность Temperantia Человечество, невозмутимость Обжорство Гула
Благотворительность Каритас Будем, доброжелательность, щедрость, жертва Жадность Avaritia
Усердие Industria Упорство, усилие, этика Лень Acedia
Терпение Терпение Прощение, милосердие Гнев Ира
Доброта Humanitas Удовлетворение, сострадание Завидовать Инвидиа
Смирение Humilitas Храбрость, скромность, благоговение Гордость Супербия

Эти семь добродетелей не соответствуют семи небесным добродетелям, достигнутым путем сочетания основных и теологических добродетелей. Кроме того, в средние века попытки противопоставить семь небесных добродетелей семи смертным грехам были редкостью и сопряжены с трудностями. «Реатизы, сосредоточенные исключительно на обеих семеричиях, на самом деле довольно редки». и «примеры позднесредневековых каталогов добродетелей и пороков, расширяющих или разрушающих двойную гептаду, можно легко умножить». И с этим параллелизмом есть проблемы.

Лекарство от греха

Любой из нас может совершить ошибку, избавиться от вредных привычек. Но когда нам становится плохо, мы обязательно идем к врачу, и он выписывает нам лекарства. А существует ли лекарство от греха?

Читать далее: Влияние бани на физиологическое и психологическое здоровье человека

Грех появляется в душе человека. А возникает оно от искушения, то есть провокации. Провоцировать на грех могут как другие люди, которые не следуют заповедям Божеским, так и мы сами, когда идем на контакт с такими людьми. В связи с этим искушение берет верх над нами и мы, следовательно, совершаем плохой поступок.

Противостоять греху мы должны посредством своих чувств

Важно противостоять низким поступкам, злым мыслям, корыстным чувствам. Бороться с грехом, конечно трудно

Особенно делать это сложно в современном мире, когда нам навязывают грех, как обычную модель поведения.

Воспользуйтесь лекарством от греха правильно:

  1. Научитесь видеть себя со стороны.
  2. Давайте анализ своим мыслям, чувствам, поступкам.
  3. Как можно чаще ставьте себя на место другого человека.
  4. Задумывайтесь над чувствами окружающих людей.
  5. Совершив грех, покайтесь, попросите прощение.

Главный смысл всей нашей жизни — прожить её в праведности. А в этом вам помогут добродетели.

В чем отличие?

Заповеди Божии – это правила для жизни человека, своеобразное руководство. Можно сказать, что это список подсказок того, чем следует руководствоваться при повседневных поступках, в собственных мыслях и желаниях.

Нарушение заповедей, безусловно, является прегрешением, любой из 10. Смертных грехов по Библии список этот никоим образом не затронет. Понятие смертного греха и нарушения заветов Господа – вещи совершенно разные.

Смертный грех – вовсе не обратная сторона заповедей, а ловушка дьявола. То есть это перечень соблазнов, при помощи которых сатана ловит человеческие души. У семи смертных грехов существуют и антиподы, противопоставлены им в христианстве добродетели, в аналогичном количестве.

Аллегория

Могила сэра Джона Хотэма , поддерживаемая фигурами главных добродетелей.

Четыре главные добродетели; Лувр, Париж. Архивы Бруклинского музея, Архивная коллекция Goodyear

Кардинальные добродетели часто изображаются как женские аллегорические фигуры и были популярным предметом для погребальной скульптуры. Атрибуты и названия этих фигур могут отличаться в зависимости от местной традиции.

Во многих церквях и произведениях искусства Кардинальные добродетели изображаются с помощью символических предметов:

  • Правосудие — меч, весы и весы и корона
  • Умеренность — колесо, уздечка и поводья, овощи и рыба, чаша, вода и вино в двух кувшинах.
  • Стойкость — доспех, палица, со львом, ладонь, башня, ярмо, сломанная колонна
  • Благоразумие — книга, свиток, зеркало (иногда подвергается нападению змеи)

Известные изображения включают скульптуры на могиле Франциска II, герцога Бретани, и на могиле Джона Хотэма . Они также были изображены в саду замка Эдцелль .

Кардинальные добродетели, изображенные на гробнице Папы Климента II в Бамбергском соборе
Юстиция (справедливость) Fortitudo (сила духа) Prudentia (благоразумие) Temperantia (умеренность)

Аллегории добродетелей на фасаде церкви Джезуати в Венеции (1737 г.)

Аллегории добродетелей на фасаде ратуши Ла-Рошели

Христианские добродетели

В христианстве вопрос существования во имя добра рассматривается довольно часто. Что такое добродетели в христианской религии? Это достаточно непростой вопрос, но весьма интересный, требующий содержательного и обстоятельного ответа.

Христианские добродетели изложены в Евангелии, но они являются всего лишь вершиной айсберга теологических споров на данную тему. Богословы делят добродетели на две категории:

  • естественные — они обусловлены чертами характера и врожденными качествами;
  • религиозные — они предписаны тем, кто станет христианином, и должны неуклонно выполняться.

Последние должны воспитываться человеком в себе и являются характеристикой его отношений с Богом. Их можно назвать своеобразным заветом между душой и высшими силами, выполнение которого обеспечивает положительную оценку личности в глазах общества и Бога.

В Евангелии описаны семь добродетелей, которые являются прямыми противоположностями смертным грехам. В совокупности они представляют собой разнообразную модель поведения, выбираемую человеком осознанно или по наитию, исходя из его наклонностей. В дальнейшем христианские добродетели стали сводить к трем аспектам:

  • вере;
  • надежде;
  • любви.

Они стали характеризовать богобоязненного и добродетельного человека. Причем в Библии указано, что человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их только в союзе с Богом. Причем любовь ко всем окружающим кардинально отличает христианина от остальных людей.

Что такое добродетели?

Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Добрый поступок Добродетель
Помириться с обидчиком Простить обидчика, молиться о нем даже, если он не желает примирения. Отказаться от мщения, не желать ему зла.
Хранить верность супругу Не изменять супругу даже помышлением, ведь Христос сказал «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем».
Накормить нуждающегося Отдать последнее тем, кто нуждается в помощи. Не привязываться к материальному миру, деньгам, вещам.

Итак, добродетели отличаются от стандартных «добрых дел». Добродетели — это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель — то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Сказки: добродетели в детских историях

Традиционно принято, что добродетели в сказках отведено большое место. Ведь именно сказки и их герои являются первыми учителями для подрастающего поколения. Дети, наблюдая за любимыми героями, воспринимают нормы морали и этики, получают первые представления о добре и зле. Можно сказать, что сказки несут мощный воспитательный эффект, которого невозможно добиться разговорами и объяснениями.

Благодаря сказкам дети формируют в своем сознании правильную модель поведения в различных ситуациях, ведущую к росту личности и нравственному развитию. Ведь только нравственный человек может задумываться о добродетели и стремиться к ней.

Трудно перечислить всех сказочных персонажей, предстающих перед восторженными детскими глазами в виде добродетельных героев. Но некоторых мы можем привести в пример. Золушка является самым ярким представителем добродетельного персонажа — она скромна, трудолюбива и почтительна. В конце истории девушка получает вознаграждение за все свои добродетели — счастливый союз со сказочным принцем. Чем не пример правильного поведения для подрастающего поколения девочек?

Кот в сапогах тоже предстает в виде добродетельного персонажа. Ведь он преданный, стойкий и делает добро для своего хозяина без всякой выгоды для себя. Он готов тратить все свое время на то, чтобы помочь ближнему и в итоге обретает счастье, радуясь успеху других сказочных героев.

Психологи утверждают, что чтение детских сказок способно сформировать в подсознании ребенка прочную систему ценностей, которую трудно будет поменять в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector