Никон воробьев: письма о духовной жизни

Писания преподобного батюшки

Как уже упоминалось выше, игумен описал свою жизнь в своих писаниях. Сегодня они объеденные в одной книге. Многие современные священники читают данные писания. К сожалению, читая их не всегда понимают о чем там идет речь. Писания понятны только глубоко верующим людям, которые пытаются найти истину в жизни, как когда то искал ее сам игумен.

Труды Никона Воробева очень популярны среди верян, обучающихся в духовных семинариях. Они дают много ответов на вопросы простого христианина. Здесь каждый может найти объяснение что такое Православие, как жить на основании православных учений и т. д. В содержание книги входят писания :

  • к монахини Марии;
  • к Екатерине;
  • к монахине Евпраксии;
  • духовным чадам и т. д.

Более того в книге также даны ответы на вопросы приходской жизни Игуменом Никоном Воробьевом.

Также нужно выделить то, что батюшка Никон Воробьев вечерние молитвы в храме проводил часто. На них собиралось много людей. Причина была очевидна. На его служениях люди исцелялись. Они находили ответы на многие свои вопросы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Святой Троицы в чем помогает

Детство Воробьева

Николай (мирское имя Никона Воробьева) родился в многодетной крестьянской семье 4 мая 1894 года в селе Микшино Тверской губернии.

Происхождение и рождение

Поначалу биография Николая Воробьева была самой заурядной, он рос, как все мальчишки, его отец и мать были простыми крестьянами, очень верующими и набожными людьми. К сожалению, в архивах не сохранилось фотографий или описаний самого Николая в детстве, его родителей. Но можно предположить, что жизнь крестьянского ребенка в ту пору была трудной с самого начала.

Семья

Семья, в которой родился Николай, была многочисленной, в ней все умели и любили трудиться. У Коли было еще 6 младших братьев. Мальчик был очень любознательным и подвижным, он ничем не выделялся среди других детей. Единственное отличие — был очень жалостливым и добрым. Еще в Николае с детства сильно было желание докопаться «до сути вещей», в его характере была особая честность и порядочность. Коля очень хорошо учился и с отличием окончил сельскую школу.

Позже игумен Никон вспоминал, что монашество ему было предсказано еще в детстве. В их деревне жил юродивый Ванька, который однажды подошел к маленькому Коле и стал тыкать в него пальцем, повторяя: «Монах, монах».

Образование Николая

Когда Коля подрос, отец отдал его в реальное училище в город Вышний Волочек. Талантливый мальчик с усердием принялся за учебу.

Благодаря врожденной усидчивости и ответственности ему давались даже самые сложные дисциплины:

  • черчение;
  • рисование;
  • математика;
  • пение;
  • танцы;
  • игра на альте.

Все его таланты не прошли незамеченными среди преподавательского состава: за годы учебы в реальном училище Коля удостоился нескольких похвальных листов и грамот.

Родители по мере сил помогали сыну деньгами, однако, когда младшие братья подросли, родительская помощь сократилась: надо было поднимать остальных детей. Николай не отчаивался, учебу он продолжал с прежним рвением. Средства же на оплату жилья и пропитание он добывал тем, что помогал своим отстающим в учебе богатым товарищам.

Вскоре в это же реальное училище поступил его младший брат Михаил, и Коля взял на себя заботу о его содержании. И хотя ему приходилось очень трудно, он не отступал от поставленной цели: закончить учебу и помочь младшему брату.

Николай Воробьев происходил из верующей православной семьи, однако, как это часто бывает, вера эта была «поверхностной», без глубокого понимания и проникновения в душу. Когда Николай с головой окунулся в изучение наук в училище, он подумал, что в этом и есть настоящая истина, он стал атеистом.

Как всякий подрастающий молодой человек, он хотел докопаться до смысла жизни, решил, что найдет его в философии. Стал с увлечением изучать философские труды, на последние деньги мог купить интересную книжку, предпочитая ее ужину. Со временем Николай достиг больших успехов в философии, с ним советовались даже преподаватели училища. Однако, вскоре Николай понял, что нет в этой науке ответов на мучающие его жизненные вопросы.

Юношеские годы и молодость

В 1914 году Николай Воробьев блестяще оканчивает реальное училище. Перед ним встает выбор дальнейшего пути. К этому времени Николай уже полностью разочаровался в философии, как науке, способной дать ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни и месте человека в ней.

Поступление в университет

Юноша решает продолжить свое образование в Петроградском психоневрологическом институте и изучать физиологию человека, он успешно сдает вступительные экзамены и с головой окунается в новую для него науку. Но уже через год учебы его ждет еще большее разочарование. И здесь он не находит ответов на свои вопросы, которые беспокоили его почти с самого детства.

Николай впадает в тяжелейшую депрессию, испытывает сильнейшее психологическое потрясение. Он оставляет учебу в институте. Его душевный надлом был так велик, что он начал задумываться о суициде.

Знакомство с религией

Летом 1915 года Николай Воробьев находится на грани самоубийства. Вспомнив о Боге, Николай от всей глубины своей, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?»

И Бог ответил Воробьеву на мольбу. Позже игумен Никон вспоминал, что это было неким Откровением, после которого в его душе произошел какой-то нравственный перелом.

Он не мог точно сказать, что с ним случилось, но с этого времени Николай Воробьев уверовал в Бога окончательно и бесповоротно, увидел свой путь и предназначение. Его более не интересовала мирская жизнь и мирские увлечения. Он предался изучению и произнесению молитв, чтению Евангелия и Откровений Святых Отцов.

В 1917 году Воробьев поступил в Московскую духовную академию, где очень ревностно начал изучать основы Богословия, однако, революционные события в Петрограде и в столице прервали его обучение. Вслед за революцией, начались и политические изменения в стране. Воробьев уезжает в деревню Сосновицы (под Вышним Волочком) и какое-то время работает в местной школе преподавателем математики.

Затем, волею Судьбы, он снова оказывается в Москве и трудится псаломщиком (чтецом) при Борисоглебском храме.

Монашеский постриг

Воробьев все более проникается христианским учением, и к 1931 году твердо решает для себя избрать монашеский путь. В Вербное воскресенье 1931 года 5 апреля (23 марта по старому стилю) на Козыревском кладбище при церкви святителя Николая Чудотворца в Минске он был пострижен в монахи епископом Феофаном (Семеняко). Ради этого события оба приехали в Минск из Москвы. При постриге Николаю дано было имя Никон.

Письма о духовной жизни — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Письма о духовной жизни», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

25

Знакомая в Вышнем Волочке.

26

Она говорит здесь о своем молитвенном правиле и молитве Иисусовой.

27

Московский врач, кандидат медицинских наук (1913– 30/12–2006).

28

Из дворян, двоюродная сестра прот. Всеволода Шпиллера. Скончалась в Москве в 1960 г.

29

Прот. Всеволод Шпиллер.

30

Прихожанка из козельской интеллигенции.

31

Игумен Серафим Бушуев (†1974), служил в Ташкенте.

32

Девушка 1928 года рождения. В пятнадцать лет у нее были парализованы руки и ноги. Руки были им исцелены полностью.

33

Падения делом очень тяжело отзываются на духовном устроении, требуют потом большого труда для очищения себя и долго тормозят движение вперед. Мысленные же непроизвольные падения даже необходимы для познания себя, своей немощи, негодности для Царствия Божия, так как приводят к смирению, показывают, что сам человек своими силами не может духовно возрастать, а должен постоянно взывать к Богу о помощи, должен пользоваться для спасения Таинствами и всем, что дает Св. Церковь. Помогает духовному росту постоянное чтение Св. Писания (Нового Завета и св. отцов). А еще лучше, если будет духовный руководитель, но их теперь не стало, и приходится идти самому, руководствуясь чтением и молитвой, испрашивая помощи от Господа и св. угодников. Прости меня.

34

Принятие монашества.

35

Александр Осипов, профессор Ветхого Завета Ленинградской Духовной Академии (к моменту отречения был под запрещением за вторичный брак).

36

Блудный и тщеславный.

37

Речь идет об учебнике (конспекте) по Нравственному богословию ректора МДА прот. Константина Ружицкого.

38

Алтарница.

39

Завещание было адресовано конкретным людям, среди которых были и считавшие нормальным причаститься один раз в несколько лет. Батюшка советовал причащаться не реже одного раза в месяц.

40

У Франциска Ассизского даже стигматы появились.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Путь настоятеля

Нападение немцев, страх, неуверенность в будущем вновь поворачивают сердца людей к Богу, в молитвах они ищут спасения, освобождения и поддержку. Советское правительство разрешает открыть некоторые храмы. Отец Никон возвращается к священнослужению.

В 1944 году архиепископ Калининский и Смоленский Василий назначает священнослужителя Никона настоятелем Козельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, после этого в 1948 году следует перевод в Белев, после него — Ефремов, а далее следует Смоленская епархия, Смоленск, Гжатск.

Жизнь игумена Воробьева продолжается в тяжелых условиях, гжатский приход находится в полном запустении и нуждается в реставрации. Слабый здоровьем, потерянным в лагерях, батюшка принимается за работу по восстановлению храма и обустройству своей жизни.

В 1956 году на праздник Воскресения Иисуса Христа преосвященный Михаил (Чуб) награждает отца Никона чином игумена. Несмотря на то, что священнику приходится много физически работать, он не пропускает утренние молитвенные чтения, проводит богослужения, наполненные Божьим рвением.

Книга Никона Воробьева «Письма о духовной жизни»

В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.

Краткое жизнеописание

Священнослужителем русской православной церкви, как правило, становятся в результате мучительных исканий. К вере приходят через преодоление трудностей, через внутренние споры – так было и с Николаем Воробьевым, сыном простого сельского жителя.

Происхождение

Семья, в которой родился Николай, была многодетной. В 1894 году, когда родился будущий игумен, крестьянские села тверской губернии переживали далеко не лучшие времена. Не хватало хлеба, другой провизии.

Детские годы

Воспоминания о детстве у Николая остались самыми светлыми: он любил играть с братьями, часто помогал отцу во дворе и по хозяйству. Несмотря ни на что, он рано проявил тягу к знаниям, ходил к местному священнику, который обучал его грамоте.

Вспоминают особый случай, который стал для Николая пророческим. Село часто посещал юродивый, известный на всю округу. Его любили местные жители, подкармливали, отдавали вещи. Увидев на церковном дворе юного Колю, юродивый подошел к нему и обратился, как к монаху. Это стало символом предопределения дальнейшей судьбы.

Молодость

Николай часто задумывался о философских идеях, хотел понять и осмыслить суть бытия. Отец помог ему поступить в Реальное училище, что было весьма престижно для сына простого крестьянина. Заведение было окончено Николаем блестяще, хотя он полностью разочаровался в философии, так и не найдя ответов на свои вопросы. Этот период был одним из самых тяжелых. По воспоминаниям игумена, к нему приходили мысли о самоубийстве – так тяжело было собственное бессилие. Наконец, он подумал о Боге, начал молиться, тогда к нему пришла благодать.

Монашеский подвиг

В 1931 году в одном из монастырей города Минска он принял монашеское имя, стал называться Никоном. С этих пор начался его нелегкий монашеский путь. На территории Борисоглебского монастыря он вскоре был посвящен в иеродьяконы, проповедовал слово Божье, честно служил на своем месте.

Именно за это был арестован и сослан в Сибирь во второй половине 1933 года. Никон попал в сибирский лагерь Комсомольска-на-Амуре. Условия жизни там были суровыми, приходилось много трудиться физически, но монах не забывал молиться и писал записки, которые позднее стали основой духовных писем.

За прилежное поведение он был отпущен раньше. Вышел на свободу через пять лет заключения вместо семи лет. После этого уехал в Вышний Волчек. Там Никон нашел себе место в семье местного врача, стал работать универсальной прислугой. Первые годы работы были осложнены тем, что женщины, которым он служил, придерживались атеистических взглядов. Они могли позволить себе нелестные высказывания по отношению к церкви, что батюшке Никону приходилось терпеть с великим смирением.

Дождавшись открытия церквей после Отечественной войны, батюшка приступил к службе. На этом пути его поджидали новые трудности. Он обратил к вере многих неверующих людей. Кроме того, батюшка столкнулся с завистью, непониманием. К 1956 году он был переведен на территорию Гжатска, где возглавил один из приходов. На этом месте он стал игуменом. Служба давалась нелегко. Гжатск был для игумена Никона периодом полного смирения и понимания истинной ценности веры. Деятельность игумена Никона всегда имела для окружающих особенные черты:

  • он никогда не торопился при совершении молебнов, треб и других служб;
  • батюшка принимал исповеди, не жалея собственного времени, особенно внимательно выслушивал тех людей, которые приходили редко или исповедовались впервые;
  • установил правило – не находиться за алтарем без крайней надобности, считал это место священным, говорил там очень мало, только то, что было необходимо;
  • после исповеди не сразу допускал к причащению, называя этот ритуал самым важным;
  • был внимателен к маленьким прихожанам, считая, что с самого незрелого возраста необходимо формировать православное мировоззрение.

Главное, что отмечали современники Никона, игумен был строг по отношению к себе. Он рано вставал, много молился, обходился лишь необходимыми для поддерживания жизни вещами.

Смерть

Никон болел несколько месяцев, при этом он оставался на ногах, не жаловался и не выражал никакого недовольства. Окончательно слег Никон за 10 дней до кончины. До последних минут он сохранял твердость разума, разговаривал с близкими людьми, которые его окружали. Никон был готов к смерти до такой степени, что с улыбкой осматривал гроб и одеяния, которые выбрал для себя сам.

Житие Игумена Никона Воробева

Игумен родился в далеком 1894 года. Его месторождение было село Мишкино в Тверской губернии в семье крестьянина. В семье было 6  детей, он был вторым. Еще с раннего детства ребенок отличался особой сердечностью и добротой. С этими чертами характера он прожил всю жизнь. Несмотря на все тягости в жизни он всегда оставался добрым и старался помогать всем нуждающимся людям.

Одной интересной историей из жизни было то, когда Никон был маленьким в их деревню часто приходил юродивый  Ванька, которого часто забирали в семью родители Николая. Однажды когда они играли во дворе Ванька подошел к маленькому Николаю Воробьеву подошел юродивый и сказал «он будет монахом».

Тогда этому никто никакого значения не придал, но когда мальчик вырос и пошел служить Господу монахом, все вспоминали этот случай. Но тогда мало кто задумывался и замечал то, что на первый взгляд недоразвитый ребенок на самом деле обладал даром предсказаний.

На протяжении всей жизни игумену мало чем помогали родители. Так как у них была многодетная семья. У родителей не было возможности длительное время помогать своему ребенку, поэтому они его обучили только в школе. Когда мальчик захотел продолжить учебу, он не мог обучатся в нормальных условиях. Но при этом всем не отказался от нее. Игумен продолжал обучение в таких условиях, что для современного человека покажутся не реальными.

После окончания уроков он помогал отстающим и сам преподавал. Уроки он проводил обеспеченным ученикам, за что и получал немного денег. После чего он приходил на съемную свою квартиру и брался за выполнение заданий, которые задавали. Его вечными спутниками были холод и голод. Из-за нехватки денег мальчик постоянно не доедал.

Семья в которой родился Никона была верующей, но на то время православная вера была очень слаба. Она не имела твердой основы и опоры. А как известно такая вера могла легко потеряться. Так и случилось с Николаем, когда он пошел обучатся в училище, он с большим интересом начал изучать различные науки, пытаясь найти истину.

Но со временем он все таки понял, что наука не показывает истину бытия человека. Чем старше становился Николай, тем больше он понимал бессмысленность жизни. Он настолько стремился к учениям, что очень часто оставался голодным. Вместо сна и еды он читал книги. Успешно окончив училище, он провел выпускной без особой радости. Поступив в институт Никон не переставал искать смысл жизни. В его душе настолько большая шла борьба поисков, что он не выдержал и хотел покончить жизнь самоубийством. Но потом вспомнив детские годы он задумался о вере и решил вернутся к ней.

Только начав изучать Евангелие он нашел истину жизни. После чего он решил служить Господу Богу. Он был не только монахом, но и батюшкой в храме. После того как он нашел свое истинное призвание, начал писать Игумен Никон Воробьев письма о духовной жизни. Они детально описывают духовные наставления и истину веры.

Всем и каждому

У игумена Никона (Воробьева) не один десяток книг, и в каждой он делится сокровенным знанием о Боге, вере, любви, добре и зле. Известно более 300 духовных писем, и в каждом он подчеркивает, что покаяние – жизненная влага для Русской Православной Церкви. Пока в людях живет чувство смирения, послушания и веры, нет на земле силы, способность отвернуть от нас Господа и его от нас. Всевышний терпит больше любого мирянина или инока: только Бог знает обо всех наших прегрешениях, дурных помыслах и злых словах.

Своих читателей игумен Никон называет чадами, божьими детьми. Пока в наших сердцах живет покаяние, мы всесильны перед искушениями и соблазнами. Господь рождается в нас самих, и мы рождаем его в душах наших.

Кроме печатных изданий, духовные обращения игумена Никона (Воробьева) размещаются на электронных и аудионосителях. Таким образом, каждый из нас может впитывать слова старца не только традиционным способом, но и более современным. Не упускайте возможность насытиться божьей силой: прочтите хоть одно послание великого сподвижника наших дней.

«Не ищите высоких состояний»

О чем же пишет о. Никон? О «первом камне» в основании спасения – о смирении. «Мне все больше и больше открывается глубокое падение человечества, а отсюда – значение Спасителя Господа Иисуса Христа. От дел не спасется никакая душа, только одно спасение – Христос, спасающий тех, кто верует в Него и сознает нужду в Спасителе, т.е. считает себя грешником, недостойным царствия Божия. Таких грешников и пришел Иисус Христос призвать к покаянию да спасению».(1)

Напоминает он и о том, что человеку, видящему свои грехи и надеющемуся получить прощение от Бога, не свойственно осуждать: «…чем грешнее человек, тем он меньше видит в себе грехов и тем больше и злостнее осуждает других. Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства милостей Божиих и неосуждение других».(2)

Часто пишет и о непременном прощении других, без которого надежда на спасение была бы тщетна: «Только тогда Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем, чтобы и Господь нас простил»(3).

Унывающих под тяжестью скорбей о. Никон ободряет напоминанием о том, что и эта жертва не бесцельна, и если сами мы взываем ко Господу, прося очистить нас от «ветоши» прежних привычек, то не должны и пренебрегать посылаемым нам лекарством, не всегда приятным на вкус.

Все это узнаваемо, известно из наставлений старцев Оптиной Пустыни, святителя Игнатия (Брянчанинова), но в те годы, когда не было духовной литературы, важно было «из уст в уста» передать людям основные принципы духовной работы. Хотя есть в письмах игумена Никона (Воробьева) и вещи, предназначенные словно специально нам, сегодняшним

Хотя есть в письмах игумена Никона (Воробьева) и вещи, предназначенные словно специально нам, сегодняшним.

Мощная «прививка» от самомнения – его предостережение о том, что следует избегать ложного чувства «правоты и правомочности»: «Не возвышай голоса ни на кого. Помни непреложное слово Господа: Бог гордым противится. Это значит, что ты ни в чем не будешь иметь успеха, ни во внутренней жизни, ни во внешней. Во внутренней жизни уже видишь холод, леность, бесплодие. То же будет и во внешней. Будешь терпеть позор, поношение, нищету, болезни. Не исполнится ни одно твое желание и ожидание, будешь растоптана в грязь, пока не смиришься»(4); «Не командуй никем никогда. Не учи других, коль сама себя не научила ничему…»(5)

Но, возможно, наиболее ценны сегодня, в условиях, когда мы сталкиваемся с попытками обоснования некоего «секулярного» понимания духовности, простые и ясные напоминания о. Никона о том, что отличает духовность от культуры в широком понимании. Духовность, – напоминает он, – это обожение, т.е. стяжание Святого Духа, обновление природы человека: ума, души и даже тела; это состояние высшей радости богообщения(6).

Сноски

1. Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам. Интернет-версия: Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_v/repentance1/contents.html). Письмо 21.

2 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 23.

3 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 29.

4 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 107.

5 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 120.

6 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 260.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  • Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма о духовной жизни. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007
  • Письма игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам. Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008
  • Интернет-версия: Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви
  • Игумен Никон (Воробьев). russian-inok.org
  • Игумен Никон (Воробьев). fotki.yandex.ru
  • Игумен Никон (Воробьев). azbyka.ru
  • Игумен Никон (Воробьев). krotov.info

Литературное наследие

Батюшка Никон оставил огромное наследие нашим современникам. Его наставления, книги, проповеди и личный богатый жизненный опыт и для взрослого населения, и для подрастающего поколения — ключ к познанию самого себя и к ответам на многие жизненные вопросы, которые волнуют каждого из нас.

Особенности стиля автора

Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, ученика и духовного чада святого старца.

Сама манера, с которой батюшка Никон ведет беседу со своими последователями в книгах, говорит о высокой духовности и образованности этого человека. Он обладал великолепным ораторским искусством, был мастером слова. Батюшка не навязывает своего мнения, но советует и приводит примеры из жизнеописаний Святых Отцов, а окончательный выбор всегда оставляет за самим читателем.

Письма о духовной жизни

Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем, в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову Божию, по-христиански.

Это не просто изложение Закона Божьего, жизнеописания святых отцов. В своих трудах Никон делится с читателями своим опытом постижения Бога и смысла духовной жизни, помогает верующим применять духовные знания в современной жизни.

Как жить сегодня

В книге «Как жить сегодня» игумен Никон Воробьев перекладывает учения святых отцов на современный, понятный для нас язык. Известно, что Никон был большим почитателем трудов и рассуждений святителя Игнатия (Брянчанинова), и рекомендует его к прочтению каждым православным верующим. Он пишет, что не только никогда нельзя унывать и нужно бороться, но необходимо обращаться каждый раз к Господу. Просить у Бога защиты и помощи, и всегда надо анализировать свой прошлый опыт, стараясь избегать повторения уже свершенных ошибок.

Нам оставлено покаяние

Послания Никона к духовным чадам неоднократно переиздавались под названием «Нам оставлено покаяние». Это книга, которая содержит более 300 писем Наставника о духовной жизни, в них он дает ответы на самые важные вопросы и наставляет своих чад на путь истинного христианства.

Старец призывает нас оставить лень, трудиться, нести тяготы не только свои, но и чужие. За это Бог и любит нас, и прощает нам. Людские грехи разрушают душу, отворачивают человека от Бога. Спасение человека рождается от его покаяния, от чувства жалости, но не к себе, а к своим близким, которое способно пробудить человеческую душу ото сна, разбудить в сердце человека кротость и смирение.

Другие произведения

Среди других лучших произведений батюшки Никона можно назвать:

  1. «Господи, откройся мне».
  2. «О началах жизни» (есть аудио на двух CD). Книга в двух частях, первая — о самолюбии и самооправдании, вторая — письма о духовной жизни, Феофан Затворник.
  3. «Внимай себе». Сборник содержит наставления, основанные на святоотеческом наследии и подкрепленные собственным опытом духовного делания.
  4. «Будь милостив к себе. Письма к пьющему брату». Письма адресованы человеку, подверженному губительному пороку пьянства.
  5. «Чистое сердце».
  6. «О непрестанной молитве».
  7. «Письма к духовным детям» игумена Никона Воробьева.

https://youtube.com/watch?v=uraC3v4hiGg

Наследие

После кончины игумен Никон оставил множество писем, которые раскрывают истинную суть покаяния, смирения. На протяжении всей жизни он наставлял молодых монахов и написал немало текстов, в которых излагал основные положения своих взглядов.

Стилевые особенности автора

Никон писал ученикам и близким людям с целью помочь, наставить, дать совет. Современники отмечают, что батюшка никогда не переходил границ личного пространства, его советы не были приказами. Он постоянно подчеркивал, что свои рекомендации он дает от души, но последнее слово остается за самим учеником. Письма всегда отличал стройный и деликатный слог. Собственные советы батюшка любил подкреплять историями из жизни, примерами и наблюдениями.

Кроме того, Никон владел латинским и древнегреческим языком, мог позволить себе процитировать первоисточники и трактовал многочисленные высказывания философов о смысле жизни и бытии.

Письма о духовной жизни

Никон написал множество писем, наполненных размышлениями о вере, предназначении человека и роли Бога во Вселенной. Из этих писем был составлен сборник, где они расположены по датам написания. Игумен Никон много писал о покаянии, он считал эту добродетель одной из главных среди других черт верующего человека. Эти письма – не просто ответы на вопросы самого игумена – это научный труд священнослужителя, в котором собраны различные мысли преподобных отцов, живших до него, оставивших после себя культурное наследие. Ссылки на слова преподобных батюшек подкреплены собственными рассуждениями Никона о вере, о смирении, об основах, которые порождают грехи и духовное разложение.

Как жить сегодня

Это сборник наставлений, которые составляют основу мировоззрения игумена Никона:

  • он пишет о беспрекословном соблюдении заповедей Господа;
  • повествует о собственном смирении, которое открыло в нем новые стороны личности;
  • батюшка сообщает, что божественная благодать дается далеко не сразу, но нельзя отпускать руки, переставать ждать ее;
  • главными условиями жизненного бытия он считает покаяние и смирение – эти два явления способны возродить свет души, вернуть самого падшего человека на истинный путь;
  • батюшка призывает отбросить уныние, отчаяние, утверждает, что не существует безвыходных ситуаций.

«Нам оставлено покаяние»

Книга Никона посвящена рассуждениям об оскудении современной духовной жизни и о том, что можно сделать, чтобы возродить истинные традиции почитания Бога. Никон считал, что вера православных людей пошатнулась из-за отсутствия постоянного примера аскетической жизни перед глазами, он обвинял современников в том, что они стали больше служить бренным вещам, чем источникам духовного насыщения.

Никон подчеркивал, что единственный путь, который может вернуть людей к Богу, – это постоянное покаяние, раскаяние, признание грехов, регулярное воспитание своего духа и тела.

Другие произведения

Никон был блестящим проповедником, он умел владеть словом, его проповеди приходили слушать издалека. Те письма, что он оставил после кончины, были собраны в сборники, которые читают на занятиях в Духовной семинарии, разбирают по тезисам, ставят, как пример православного письма.  Распространены его письма «к жене пьющего мужа», он писал о том, «как принимать скорби», составлены письма с общими положениями, в которых он обращается к «своим духовным чадам».

Почитание памяти игумена Никона

В честь 50 годовщины со дня смерти священника была проведена конференция, где выступали как люди, которые были знакомы с ним, так и те, кому помогли его книги на пути к христианской жизни.

На этом мероприятие профессор Алексей Ильич Осипов также поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

По словам Алексея Ильича, батюшка Никон в ряду прочего огромное внимание уделял качеству проведения церковной службы. Он строго-настрого запрещал торговлю в лавке, подачу записок, а также всяческие благотворительные сборы во время большей части богослужения

Также игумен решительно боролся с излишне эмоциональным исполнением песнопений церковным хором. Никон Воробьев говорил, что священник обязан постоянно работать над своей дикцией, а темп его речи во время службы не должен быть слишком быстрым.

«Слуга»

Вышний Волочек в Тверской области, работа в качестве универсальной прислуги у врача… После четырех лет лагерной жизни это уже не казалось чем-то отягощающим. Была какая-никакая крыша над головой, какое-никакое питание, и главное – свобода, так, что еще оставалось время для молитвы и для чтения.

Шел 1937 год, оказавшийся для миллионов людей в России «последней чертой», а о.Никону несказанно повезло – его как раз освободили по зачету рабочих дней.

Зная о том, что для нового ареста не потребуется и особого повода, он жил незаметно, беспрекословно, со всей добросовестностью выполняя то, что ему поручали – самую черную работу – уборщика, мусорщика, прачки, посыльного. Разговоров о вере ни с кем не вел, ни взглядом, ни полусловом не выражал осуждения или нерасположения по отношению к родственникам доктора, убежденным атеистам.

Терпеливый, внимательный, простой в обращении, он по большей части молчал, хотя не чуждался людей и не выглядел букой. Мало-помалу к нему привыкли. Помощником он оказался незаменимым.

Чем он располагал к себе, почему хотелось задержаться возле него? На эти вопросы едва ли у семьи врача нашелся бы ясный ответ. Но только во всем, что он делал, в самой его манере слушать, в его тихости было столько тепла и настоящего человеческого участия, что мирно и спокойно становилось на душе от одного его слова, кивка головы. Видно было, что в скромном своем положении он не искал выгод и был добр не по расчету.

Наблюдая за ним и за его жизнью продолжительное время, жена доктора и ее сестра из людей совершенно неверующих через несколько лет стали христианками… Чудо: проповедь без слов и риторических приемов. Свет просиял для них однажды в образе человека, за внешним они вдруг увидели божие.

Нищий, лишенный всего, о. Никон мог утешать тех, кто, кажется, имели все. Источниками его радости были вера и еще большие дары – монашество и благодать священства. Постриг батюшка принял в Минске, в 1931 году, из рук епископа Феофана (Семеняко), а за год до своего ареста был рукоположен в иеромонаха; и хотя впереди у него были сибирские лагеря, внутри – устроенный «храм Божий», да еще с возможностью совершать службы и быть ходатаем за людей.

Допросы и заключение

Отца Никона неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что этот человек не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных бумаг видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не делал ложных показаний.

Батюшка Никон не признал своей вины в антисоветской агитации. Он сказал, что все его проповеди были посвящены только проблемам духовной жизни и не содержали в себе никаких политических призывов и манифестов.

Отвечая на вопросы, священник утверждал, что посвящал себя только служению Богу, в которого уверовал и в его существовании нисколько не сомневается.

Несмотря на то что не было найдено никаких серьезных доказательств вины отца Никона, ему все равно вынесли приговор в виде пяти лет лишения свободы. Отбывать срок наказания он отправился в Сибирь. Даже в эти тяжелые моменты жизни батюшка не забывал о Боге и упросил конвоиров позволить ему взять с собой в лагерь Священное Писание на греческом. Охранники, естественно, не знали этого иностранного языка, поэтому не смогли прочитать ни единого слова из предъявленной книги. В итоге им пришлось разрешить отцу Никону читать Евангелие.

Пробыл в заключении священник около 5 лет. Его освободили раньше срока из-за примерного поведения и перевыполнения рабочего плана. Это обстоятельство тоже можно считать чудом, потому что в скором времени правительство страны отменило закон, на основании которого это было сделано.

После освобождения игумен Никон Воробьев поселился в городе Козельске, который теперь называется Гагариным. Там ему доверили небольшой храм, находившийся на заброшенном кладбище.

По инициативе священника вокруг церкви был разбит огромный сад с фруктовыми деревьями. Батюшка сам работал над посадкой растений. Люди, лично знавшие его, вспоминают, что это был очень трудолюбивый человек. Священник ежедневно ложился спать не раньше полуночи, а вставал в пять часов утра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector