Что такое ислам? ислам: возникновение, история

Считается, что история ислама в Аравии и мире в целом олицетворение Мухаммада

Из-за отсутствия на территории какого-либо политического союза и организованного правительства между арабами постоянно происходили конфликты и войны. Племенные распри, набеги и грабежи одного племени другим были обычным явлением Арабской жизни в то время. Суеверие, неограниченная свобода и неограниченное наслаждение господствовали в арабском обществе. Множественность жен и мужей была в порядке вещей. Прелюбодеяние было распространено среди доисламских арабов. Положение женщин в арабском обществе крайне унизительно, к ним относились как к движимому имуществу и с презрением. Рождение ребенка женского пола считалось великим проклятием, и девочки часто были заживо похоронены бессердечным отцом. Женщины доисламских времен не имели никакого статуса в обществе.

В экономическом отношении доисламское арабское общество было примитивным. В стране было мало сельского хозяйства, а люди вообще жили благодаря разведению овец и крупного рогатого скота. Лишь немногие из них вели торговлю с соседними странами, которые становились богатыми и преуспевающими в этом обществе.

Коран

Коран является священной книгой мусульман. Он – божье откровение. Коран являет собой записанные речи и высказывания пророка Мухаммеда спустя десятилетия после его смерти. Это запись так называемых речей Аллаха, вложенных в уста пророка. И хотя ислам – самая молодая религия, арабы в то время бумаги еще не знали и все слова и проповеди пророка записывали на примитивные носители информации: пальмовые листья, пергамент, лопаточные кости верблюда. Иногда текст Корана заучивался наизусть и передавался в устной форме. Мусульмане плохо относятся к идеям перевода Корана на другие языки, считая, что при этом божественные тексты утратят свою гармонию.

Историческое повествование Корана совпадает с ходом событий, описываемых в Библии. Параллельно действуют и выдающиеся личности:

  • Авраам;
  • Ной;
  • Адам;
  • Моисей;
  • Иосиф;
  • Давид;
  • Соломон;
  • Илия;
  • Иоанн Креститель;
  • Мария;
  • Иисус.

Здесь также упоминаются такие события, как:

  • грехопадение первого человека;
  • потоп;
  • гибель Содома.

Численность мусульман

В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).

По состоянию на начало года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман .

Династия Омейядов

После убийства Али шииты провозгласили новым халифом его старшего сына Хасана (ум. в 669 г.), однако после переговоров с Муавией Хасан отказался от притязаний на верховную власть в обмен на огромную денежную компенсацию и большой пожизненный пенсион. Муавия ибн Абу Суфйан (605-680), принадлежавший к знатному курейшигскому роду Омейядов, быстро распространил свою власть на весь Халифат. Как халиф, Муавийа отличался щедростью и снисходительностью к врагам, он покровительствовал поэтам и ученым. Столица Халифата была перенесена в Дамаск, а сын Муавийи Йазид был объявлен официальным преемником, что означало введение принципа династического наследования верховной власти (вместо принципа выборности халифов, существовавшего со времен Мухаммеда).

После смерти халифа Муавийи в 680 году шииты объявили Хусайна, младшего сына Али, своим третьим халифом, но на пути из Мекки в Куфу малочисленный отряд Хусайна был остановлен омейядским войском, и 10 октября 680 года Хусайн пал в бою, получив десятки колотых и рубленых ран. Халиф Йазид публично выразил огорчение по поводу гибели внука пророка. Хусайн был объявлен «величайшим мучеником», а город Кербел, возникший позднее на месте его гибели, превратился в одну из главных шиитских святынь.

Муавийа и другие омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова, Средняя Азия; они пели длительную, по безуспешную войну против Византии, несколько раз осаждали Константинополь. Завоеванные территории простирались от границ Китая до Атлантического океана. При Омейядах в государственных учреждениях греческий и другие местные языки были заменены на арабский. Возникла мусульманская культура с ее самобытным зодчеством, декоративным искусством, развивалась исламская наука.

Однако халифы из рода Омейядов постоянно сталкивались с враждебностью со стороны мекканских мусульман, которые упрекали их в том, что они нарушали заповеди пророка и занимались преимущественно земными делами. Особенно сильным было возрастающее противостояние со стороны шиитов и хариджитов.

В результате восстания 747-750 годов под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, и к власти пришли Аббасиды — прямые потомки Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Одному из немногих уцелевших представителей рода Омейядов Абдаррахману удалось добраться до Испании и основать там в 756 году Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Второй столп Ислама: Молитва

Совершать молитву (намаз) пять раз в день ежедневно строго в отведенное для этого время – это обязанность по Исламу каждого совершеннолетнего мусульманина. 

Молитва является величайшим видом поклонения, которое  включает в себя возвеличивание Аллаха, Его восхваление (тасбих), мольбу, чтение Корана, зикры, поясные и земные поклоны. Всевышний предписал мусульманам выстаивать молитву так же, как он предписывал её предыдущим  пророкам и их общинам.

Священный Коран не дает предписаний относительно того, как следует совершать молитвы, но есть указания на частные моменты, касающиеся времени и формул молитв, а также тех движений, которые следует совершать в намазе.

Порядок молитвы сложился в результате подражательных действий тем позам и движения, которые совершал Пророк Мухаммад ﷺ, со стороны первых мусульман. Посланник Аллаха ﷺ призывал свою умму молиться так, как его видели молящимся. Существует ряд правил, которые регулируют единообразие совершение намаза.

Молитвенные формулы и все слова намаза произносятся только на арабском языке. Отличие молитвенных формул может быть обусловлено мазхабом (правовой школой).

Ежедневный цикл молитв включает в себя пять обязательных намазов (фард):

  1. утренний намаз фаджр, состоящий из двух ракаатов и совершающаяся в период от рассвета до восхода;
  2. полуденная молитва зухр, состоящая из четырех ракаатов, которая совершается в период от зенита до момента, когда тень от предмета становится равной самому предмету;
  3. предвечерняя молитва аср, состоящая из четырех ракаатов, которая совершается в период после окончания времени полуденного намаза до того времени, когда начинается заход солнца;
  4. вечерний намаз магриб, который состоит из трех ракаатов и совершается в период между заходом солнца и наступлением темноты,
  5. ночная молитва иша, которая состоит из четырех ракаатов и совершается в период с позднего вечера и до момента полуночи.

В ряде случаев полуденный намаз может быть объединен с предвечерним, а вечерний может быть объединен с ночным намазом. Молиться запрещено ровно в наступление полудня и непосредственно в момент, когда происходит восход и закат.

Помимо ритуальных молитв, у мусульманина есть возможность обращаться ко Всевышнему Аллаху посредством дуа (мольбы), которая может произноситься на любом языке и в любое время дня. Намазы могут совершаться и индивидуально, и коллективно в специальном месте, которое подходит для его совершения.

Пятничный джума намаз, имеет особую социальную значимость и его следует совершать в мечети, мусульмане слушают проповедь имама, а затем совершают коллективную молитву.

Мусульмане выполняют не только обязательные, но и добровольные молитвы, которые также относятся к категории богоугодных.

Ночь предопределения

В сорокалетнем возрасте Мухаммед ощутил потребность в уединенной жизни. Аскетические подвиги стали началом его пророческой миссии. В трех с половиной километрах от Мекки, на склоне горы Джабаль Ан-Нур он нашел уединенное место. В небольшой пещере он проводил много времен в молитвах. Пополнял у Хадиджы запасы пищи и воды и снова возвращался в пещеру. Мухаммеду стали сниться вещие сны.

В 610 году, в ночь на 27-е месяца рамадана пророку Мухаммеду было открыто первое пророчество от архангела Гавриила (Джабраила), посланного Аллахом. Архангел произнес первые пять глав-аятов Корана. Мухаммед стал проповедовать откровения сначала в кругу своих родственников, которые приняли исповедание покорности единому Богу, то есть ислам. Возникновение новой религиозной общины произошло благодаря жене пророка Хадидже и еще восьми личностям, среди которых были будущие халифы Абу Барк, Усман и Али. За три года Мухаммеду удалось сплотить только сорок последователей.

В 613 году пророк выступает с открытой проповедью. Что такое ислам, он пытается объяснить воззваниями нравственного характера. Некоторые из сторонников Мухаммеда записывали его речи на пергаменте и папирусе. Этим было положено начало составлению главной книги исламской религии — Корана. Сам Мухаммед не является основателем религии, он последний в ряду пророков.

Эра неведения

«Эра неведения», или ал-джахилийа — так в арабском мире принято называть период до появления пророка Мухаммада и создания Корана. Исторически сложилось так, что в конце античности — раннем Средневековье, арабские племена оказались зажаты как в тисках между двумя великими цивилизациями и двумя великими религиями. С запада находилась христианская Византия, с востока — зороастрийская Персия.

Соприкасались арабы и с другими верованиями, распространёнными в регионе — иудаизмом, митраизмом, языческими культами. Несмотря на мощное культурное воздействие таких центров силы, как Восточная римская империя и Иран, арабы не стали адептами ни христианства, ни зороастризма, сохранив традиционные верования.

Однако ситуация менялась. Прежде бедные кочевники, основой жизни которых являлось простое выживание, оказались на пересечении торговых путей. В результате города, «оседлавшие» караванные тропы, в том числе Мекка, начали быстро богатеть. Рост благосостояния не сопровождался столь же быстрым ростом культуры, что создавало определённый вакуум, в том числе и веры. Старые верования также не соответствовали меняющемуся жизненному укладу.

Стоит отметить, что изменения, даже объективно положительные зачастую порождают в современниках этих изменений чувство тревоги, одиночества, неприкаянности. Духовной жажды, веры в чудо, наконец.

Ислам исповедует более 1,8 млрд человек в мире

В настоящее время ислам — вторая по численности после христианства мировая религия. Более 1,8 млрд человек в мире признают себя мусульманами. Активному росту количества верующих способствует, в том числе, то обстоятельство, что исламское учение просто для понимания.

1,8 млрд
столько людей в мире исповедуют ислам

В основе мусульманского культа лежат пять главных культовых обязанностей (аркан ад-дин), сформулированных ещё при жизни пророка Мухаммеда: исповедание веры (шахада), молитва (араб. салят, перс. намаз), пост в месяц рамадан (араб. саум, перс. ураза), милостыня (закят — в размере 2,5 % от дохода) и паломничество в Мекку (хадж).

Первая страница священного Писания мусульман (аль-Фатиха). Коран — священная книга мусульман. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме того, в исламе отсутствует такой институт, как Церковь, и догматика, подобная той, что есть в христианстве. Основные положения вероучения ислама изложены в Коране и сунне пророка Мухаммеда.

Регион традиционного распространения ислама охватывает Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Центральную Азию, Северный Кавказ и часть Закавказья, Центральную Россию (Поволжье и Приуралье).

Кроме того, ислам распространен в таких странах, как за пределами региона традиционного распространения крупные мусульманские общины имеются в странах Западной и Южной Европы, Северной Америки, Тропической и Южной Африки.

Основы вероучения ислама изложены в Коране и сунне пророка Мухаммеда.

В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах — влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др., ислам признан государственной или официальной религией.

Подавляющее большинство мусульман проживают в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. По данным переписи населения 2002 года, численность традиционно мусульманских народов в России составляла примерно 14,5 млн чел. — около 10 % населения страны.

Мечеть Сердце Чечни имени Ахмата Кадырова, Грозный. В России ислам исповедуют 14,5 млн человек. Фото: upload.wikimedia.org

Более трети мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитской юридической школы. Они проживают в Южной и Средней Азии, Китае, Турции и других странах. Маликиты преобладают в странах Магриба и в Судане.

Шафиитская школа получила распространение в Сирии, Индонезии и частично в Пакистане. Влияние ханбалитского мазхаба распространяется на население Аравийского полуострова. В шиизме распространён джафаритский мазхаб.

В настоящее время приверженцы шиизма живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне и Азербайджане. Небольшие группы шиитов есть в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии и Таджикистане.

История зарождения

Исламская цивилизация начала складываться одновременно с появлением Ислама, истоком ее рождения можно по праву считать начало проповеднической деятельности Пророка Мухаммада ﷺ, который учил благому нраву и добродетелям, первые же аяты Корана, которые были ниспосланы Мухаммаду ﷺ от Аллаха: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее…» (сура Аль-Алак (Сгусток крови), 1-й аят), повелевали к приобретению знаний, познанию Бога и окружающего мира.

Арабский религиозный центр, город Мекка, был завоеван в 630 году войском мусульман под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ. Мухаммад ﷺ умер через два года после этого сражения, но с того момента началось активное объединение арабов под знаменем Ислама, и с тех пор началась череда успешных военных походов, которые принесли мусульманам много побед.

Всего трех десятилетий хватило, чтобы к Халифату примкнули земли Византии, Египта, Палестины, Сирии, Ливии, Магриба и Персии. Позже завоевания продолжились, но уже не имели настолько интенсивный характер. Испания сдалась мусульманам в период с 711 по 718 годы, и представители мусульманского Халифата арабы, берберы и другие принявшие Ислам народы Магриба, предпринимали даже ряд попыток преодолеть Пиренеи, однако франкские войска отразили их атаки. На Востоке успехи арабской исламской цивилизации простирались до самого Кавказа, до Средней Азии и до реки Инд.

О распространении Ислама на территории современной Испании смотрите в видео проекте Гумера Исаева «Исламская цивилизация»:

По данной ссылке на цикл видео передач «Исламская цивилизация» вы узнаете об истории Андалусии и крестовых походах на Ближний Восток.

Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии

Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Буддизм
религиозно-философское учение, возникшее в I веке до нашей эры

Таким образом, можно сказать, что эта мировая религия древнее, чем христианство и ислам и, как минимум, приходиться сверстником индуизму. При этом буддизм можно назвать религией монотеистической, а индуизм нет.

Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления. Принц Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Фото: upload.wikimedia.org

С момента его появления в первом веке до нашей эры последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). При этом до сих пор выдуться споры о том, с какого момента считать историю Буддизма.

Так некоторые историки предлагают брать за точку отсчёта не события, произошедшие в первом веке до н.э., а года, когда Будда вступил в паранирвану. Сами последователи этого учения Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX век.

Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».

Буддизм был основан в I веке до н.э. индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой.

Буддизм появился в результате наблюдения за своим сознанием Буддо Шакьямуни. В результате он выяснил, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости.

Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно изменив свой образ жизни. Для этого нужно разрушить все привязанности и иллюзии устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медиации. В результате после смерти человек не перевоплотиться вновь

Столичный монастырь Гандан. Монголия. 1972 год. Без изучения буддизма невозможно понять культуру таких стран как Монголия и Тибет. Фото: upload.wikimedia.org

Буддизм — древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями.

Без ее понимания невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

Кроме того, буддизм также оказал влияния и на другие мировые религии, которые вошли с ним в соприкосновение.

Кратко о возникновении и распространении ислама

Легенда гласит, что в возрасте 40 лет, когда Мухаммед в пещере предавался размышлениям, его посетил ангел Джабраил и принес уму в дар истоки и каноны мусульманства, краткое содержание аятов. Сначала мужчина отнекивался от сакрального знания. Ангел был настойчив, и Мухаммед ощутил в себе искру божественного знания, которое принялся распространять.

В Мекке новая религия, проповедующая принципы смирения и воздержания, не нашла большого числа последователей. Вспыхивающие ссоры вынудили основателя мусульманства в 622 году перебраться в Медину, где быстро образовалось ядро приверженцев мусульманства.

Восемь лет длился газават между исламистами и язычниками. В 630 году, захватив главный священный город арабов, Мекку, Мухаммед объявил ислам господствующей религией.

Исламские истории о халифах

Жизнь халифов наполнена бурной общественной деятельностью, им приходится встречаться с различными людьми, учеными и простолюдинами, путешественниками и торговцами, решать порой сложные и неординарные задачи, поэтому о халифах можно часто встретить интересные и поучительные рассказы.

Исламская история о Харуне Ар-Рашиде

Как-то раз к халифу Харуну ар-Рашиду пришел ибн Саммак – его современник и знаменитый мудрец. Ибн Саммак задал ему вопрос, согласится ли Харун-ар-Рашид отказаться от половины своего халифата, если у него попросят ее за глоток воды, а он будет умирать от жажды. И Харун ар-Рашид ответил, что согласится. Тогда мудрец Ибн Саммак спросил, отказался ли бы Харун от второй половины своего государства, если бы вода, которую он глотнул, не вышла бы наружу, и для того, чтобы излечиться от нее, ему пришлось бы отдать вторую половину халифата. И Харун ар-Рашид ответил, что согласился бы и на это. И тогда мудрец спросил, стоит ли так страстно желать богатства и власти халифата, если цена ему – глоток воды и его выделение. После чего Харун ар-Рашид заплакал…

Исламская история о халифе Мансуре

Героем исламских рассказов часто становится Мансур, который являлся Аббасидским халифом. Как-то раз он сказал Раби ибн Юнусу, который был у него визирем, что мир был бы прекрасен, если бы в нем не было смерти. Но визирь ответил ему, что в смерти заключается вся выгода этого мира: если бы смерти не было, то и Мансур не являлся бы в этот момент визирем, потому что ему не перешел бы по наследству титул халифа после смерти предыдущего правителя.

Как молочница вышла замуж за сына халифа Умара ибн аль-Хаттаба 

Короткие поучительные исламские истории часто своим простыми, но очень мудрыми сюжетами трогают до слез, и слезы эти являются результатом долгих размышлений мусульман над незамысловатыми рассказами, которые многому учат.

Одна из таких историй рассказывает о халифе Умаре ибн Хаттабе, который имел обыкновение сменить одежду вечером и отправиться на прогулку в город: притворившись обычным человеком, таким образом проявляя интерес к заботам простых людей. В одну из таких прогулок он подошел к дому молочницы и услышал разговор между ней и ее дочерью: мать предлагала дочери разбавить молоко водой, а дочь возражала ей, напомнив, что существует запрет халифа на это. Тогда мать сказала, что халиф об этом не узнает, а дочь возразила «Если не видит халиф, видит Аллах!».

Халиф Умар ибн Хаттаб настолько был впечатлен словами этой девушки, что он женил на ней своего сына, и они стали родителями единственного из омейядских халифов справедливого правителя — Умара ибн Абдуль-Азиза.

Ислам в Российской империи

После того, как в Казань приехала императрица Екатерина Вторая в 1767 году, в России позиции ислама начали восстанавливаться. Императрица сняла все ограничения, которые существовали на строительство каменных мечетей, а также общественных зданий мусульман, а затем выпустила исторический указ «О терпимости всех вероисповеданий», который положил начало в России периоду межконфессиональной толерантности. Вскоре после этого в России появилась по указу императрицы первая официальная мусульманская организация — Оренбургское магометанское духовное собрание. Тогда же был назначен глава мусульман России, муфтий, чью кандидатуру утверждал император. Местом собрания была Уфа, а муфтии и их помощники, а также основное число мулл назначались из числа казанских татар.

Эта организация была создана для того, чтобы государство могло контролировать мусульманское духовенство, и поэтому ее состав определяло правительство, для возможности использования в дальнейшем официальные исламские институты в проведении среди мусульманского населения политики российской власти.

В 1817 году указом Александра I было создано Министерство духовных дел, в котором было указано, что муфтия должно избирать мусульманское общество, и в 1836 году то же положение вошло в Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Но реальное положение дел было иным: муфтия все также назначал император, опираясь на представление министра внутренних дел, и закон вступил в силу только в 1889 году после внесения соответствующего изменения в законодательство Государственным Советом.

На момент 1889 года ОМДС или Оренбургское магометанское духовное собрание ведало 4254 приходами, в которые входило почти три с половиной миллионов мусульман, 65 ахунов, 2734 хатыбов, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзинов. Это число увеличилось к 1912 году до четырех с половиной миллионов мусульман, а число приходов увеличилось до 5771-го.

Татарская элита периодически стремилась взять общество под свой контроль, поскольку ОМДС поддерживало действия правительства, и в результате в 1915 году, когда муфтием был назначен М.Баязитов, татарская элита подвергла ОМДС бойкоту.

Муфтий был смещен в 1917 году после Февральской революции национальными деятелями Уфы, а обществом управлять стала комиссия, состоящая из шестнадцати человек, которыми руководил имам Хабибулла Ахтямов.

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Что есть Коран

Кто такой истинный мусульманин? Как он живет, работает, строит семью? Все ответы даны в Коране. Каждый достойный гражданин стремится к Абсолюту, то есть проявляет терпимость к окружающим, соблюдает все предписания и обычаи, он достойный муж и отец. Праведен тот, кто:

  • всегда говорит правду;
  • верен супруге;
  • открыт и тактичен;
  • не держит долго обид;
  • в меру скромен;
  • не жаден;
  • чист сердцем и душой.

Что же касается семейных отношений, здесь тоже все противоречиво. Говоря о классическом, фундаментальном исламе, семья ― это основа всего. Практически недопустимы разводы, хотя в современном мире они не редкость. Обеспеченные люди могут иметь одновременно несколько законных жен (до четырех), но сегодня все чаще встречаются моногамные браки (в арабских странах содержание всех жен ― непозволительная роскошь). Жестокое обращение с женщинами, ставшее стереотипом, приветствуется сегодня далеко не везде. Во многих мусульманских странах женщины вольны развиваться в профессии, наносить макияж, заниматься искусством, не носить хиджаб (платок для покрытия головы). И хотя статус мужчины и женщины в исламском государстве очень отличается (мужчины имеют гораздо больше прав, но в то же время и обязанностей), львиная доля женщин чувствует себя не притесненными и угнетенными, а под постоянной защитой своей семьи и в достатке. Это отношение у них формируется с рождения, и другой жизни они не знают.

Течения

Разногласия верующих привели к настоящим междоусобным войнам, а в самой религии произошли серьезные изменения. Ислам подразделяется на несколько основных течений:

  1. суннизм;
  2. шиизм;
  3. суфизм;
  4. хариджизм.

Суннизм насчитывает самое большее количество последователей ― более 85% всех мусульман. В период, когда шла борьба за власть в Арабском халифате, члены этой религиозной группы поддержали первых четырех халифов.

Шиизм во многом схож с предыдущим течением, но своим главой шиитская община избрала имама Али ― одного из четырех халифов. Надо сказать, что верования этой группы мусульман более современны и упрощены. Совершение намаза допускается 1–2 раза в день, навязывать свою веру здесь ― дурной тон. Шииты полагаются на писания Корана, но имеют и свои религиозные тексты.

Хариджизм ― движение «против всех», одно из наиболее оппозиционных движений.

Суфиты (суфии) занимают важные посты и имеют большое влияние на политическую жизнь государства. Со времен гражданской войны суфизм претерпел ряд изменений, став самым таинственным, орфическим учением. Члены общества выступали против разделения религии на вышеперечисленные группы.

В исламе есть и другие ответвления и сектантские учения (как и в любой другой мировой религии). В чем-то они кардинально различаются, но все их объединяет преданность одному Богу, общие традиции и уклад жизни. Как и христиане, мусульмане верят в жизнь после смерти и Страшный суд. Рай для них ― это райские сады, ад ― огненный котел, куда неминуемо попадут грешники.

Ислам в Волжской Булгарии

Волжская Булгария (с 922 по 1241 год) располагалась в Прикамье и Среднем Поволжье, вела торговлю с Византией и Арабским халифатом, а с Киевской Русью соперничала в торговых и военных вопросах.

Правитель Волжской Булгарии решил, что страна должна перейти в Ислам, поэтому отправил послов в Багдадский халифат с предложением направить в Булгарию исламское духовенство для распространения ислама. В ответ на это исламский халифат направил в Волжскую Булгарию посла ибн Фадлана, который оставил известные записки о своем пребывании в Поволжье, имеющие большую историческую ценность. В результате этих поездок в 922 году ислам был объявлен государственной религией Волжской Булгарии, а когда в 1241 году Волжскую Булгарию покорили татаро-монголы, она стала частью Золотой Орды.

Пост в исламе

В девятый месяц лунного календаря (рамадан или рамазан) мусульмане, согласно шариату, соблюдают пост или «саум». Во это время следует полностью воздерживаться от пищи, питья, курения и развлечений в светлое время суток. От этого поста освобождаются те, кто по объективным причинам не может его соблюсти, а именно: участники военных действий, пленники, путники, больные. Освобождение от поста в месяце рамадан таким лицам дается с условием соблюдения этого поста в другое время. Без всяких условий от поста освобождают детей, стариков, беременных и кормящих женщин.

Видео по теме:

Первый человек удостоен чести

Господь сообщил Своим ангелам:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам
человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный
облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран 37:71-72)

Господь оказал великий почет Адаму –
первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик
Своими руками и повелел ангелам пасть ниц перед ним. Господь
приказал ангелам:

«…Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед
Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис (сатана) не был в числе поклонившихся»
(Коран 7:11)

Поскольку поклонение может быть обращено
только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. Как
только душа вошла в тело Адама, он чихнул и произнес «хвала Аллаху». В ответ
Господь наделил его Своей Милостью. Хотя это сообщение не приходит в Коране и
достоверных хадисах пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,
оно упоминается в некоторых комментариях к Корану. Так, в первые же секунды
своей жизни Адам был признан почтенным созданием, одаренным беспредельной
милостью Господа.

По преданию пророка Мухаммада, да
благословит его Аллах и приветствует, Господь сотворил Адама подобным Себе. Но
это ни в коем случае не означает, что Адам выглядит как Господь. Ведь Он
уникален во всем. Из этого предания мы понимаем, что Всевышний наделил Адама
некоторыми из своих качеств: милосердие, любовь, свобода воли… Хотя, милосердие
(как и другие качества) первого человека (и людей в общем) никогда даже
близко не подойдут к милосердию Всевышнего.

Великий Коран

Эту книгу или писание мусульмане считают самой священной реликвией из всех возможных. Да и как может быть иначе – ведь это по их мнению прямое и самое правильное изложение всего нужного человеку, это слово Бога вечного и не рожденного.

Слово Коран дословно обычно переводится как «декларировать или читать вслух». А сама книга Коран содержит 114 глав, называемых суры и 6200 стихов или еще их называют – аяты, что переводится как маленькие чудесные знамения или божественные откровения.

дана настоящая и прямая истина

Пророк Мухаммед

Великий исламский пророк Мухаммед был дарован Богом всем людям. Он был очень мудрым и часто улыбался. В русском языке часто используют слово Магомет, по сути это одно и тоже имя.

Согласно традиции ислама Мухаммед является последним пророком и посланцем Аллаха, и даже самым главным из всех пророков, и только священные писания Корана, как дарованные богом являются самыми истинными на земле.

Все остальные священные писания на земле, в том числе Библия считаются неправильными, искаженными, устаревшими или утратившими свою силу. Да, возможно ранее в них был смысл и часть истины, но они уже не актуальны после пришествия Мухамеда и написания Корана.

Также и Иисус Христос тут почитается в некоторой степени, но конечно не как Бог, а как один из пророков которые были до главного пророка Мухамеда, да благословит и приветствует его Аллах, как принято говорить у Мусульман при каждом произнесении этого имени. Что мы не делаем в данный момент из-за научной и непредвзятой с точки зрения религии подачи материала.

Главные идеи ислама

Главные идеи мусульман и исламской веры основаны, прежде всего, на вере в Единого Бога, которым, как как уже упоминалось является Аллах. А также на том, что истинным, главным и последним посланником Аллаха на этой земле является пророк Мухаммед.

Только Аллах может отвести человека в волшебный рай, в зависимости от поступков, которые он совершал в своей жизни. А поступки каждого мусульманина должны основываться на законах шариата и самого Корана.

Краткая суть учения ислам

Если кратко, то сутью учения ислам является Аллах – Бог Создатель всего сущего, который вечен и не был рожден. В этом плане, лишь Аллах уникален и без него мир не мог бы существовать. В Исламе, слово Аллах переводится дословно – как «Тот, Кому следует поклоняться».

Также, Аллах обладает «всевидящим оком» и потому от него ничего не скроешь, праведная и неправедная жизнь любого человека Ему видна сразу.

А Исламская религия не признает других богов, кроме Аллаха, ведь в принципе есть только один Бог, который всё создал и который всем управляет.

И разумеется именно служение великому Аллаху освобождает человека от любого рабства, как от других людей, так и от сил природы. С позиции ислама, разумеется очень греховно поклонятся любым культам, персонажам и посторонним силам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector