Вятичи

Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов (перечислять их тут не стану, на эту тему уже была статья). Все перечислять не стану, а вот Дедославль упомяну (почти родное село для меня).

Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.

Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:

Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.

Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:

Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.

Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.

Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».

Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).

Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.

Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.

И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.

Расовое смешение

Обнаруженные останки черепов в могильных курганах вятичей помогают понять, как выглядели эти люди. Выяснилось, что черты облика у них схожи с мордвой–эрзю- народностью, которая входила в финно–угорскую группу народов. К этой же группе относятся венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты. Следовательно, можно предположить, что народности имеют схожие внешние черты из-за общих корней либо смешения.

Кроме того, при исследовании черепов оказалось, что у вятичей явно выступает верхняя губа. Это навело ученых на мысль, что вятичи могли смешиваться с людьми различных антропологических групп, о чем явно свидетельствует зубной прогнатизм (выступающие вперед челюсти). На основе полученных данных появилась версия, что в глубокой древности в ходе странствований либо уже во времена ведения оседлого образа жизни вятичи имели смешения с представителями негроидной расы.

Где находится Корьдно на карте?

Удивительно, но при всем при этом, стольный город вятичей Кордно до сих пор не найден учеными, в то время как местоположения центральных городов других славянских племен отлично известны и споров не вызывают. Дошло до того, что некоторые историки предложили считать, что в древнюю летопись закралась опечатка и в строчках «ко Корьдну» речь идет не о городе Кордно, а о походе к низовьям Дона «ко корь Дну»… Впрочем с таким переводом согласны далеко не все лингвисты, и почему «корь» вдруг каким-то непостижимым образом приобретает именно такое толкование — непонятно. И как быть с князем Ходотой? Он то уж, очевидно, персонаж исторический. А раз был такой князь, то у него должен быть и город… кроме того, известен этот город славян и арабским историкам, в летописях которых сохранился под названием Хордаб.

Впрочем, претендентов на звание наследника города Кордно немало — благо недостатка в древних безымянных городищах в наших широтах нет (а сколько еще ненайденных и неизученных?) Помещают его и в Московскую область, и в Тульскую, и в другие — единогласного же мнения пока все же нет.

Напишем об одной гипотезе, которая кажется наиболее интересной и убедительной. Раз город княжеский и центральный, то, очевидно, стоит согласиться, что его положение должно соответствовать — он точно должен находиться на реке и на пересечении торговых путей. Искать его где-то в глуши смысла нет. При этом, не стоит думать, что это обязательно какое-то забытое и покинутое место, ведь Кордно мог стать основой для какого-то крупного города с другим названием.

Вполне вероятно, что речь идет о Калуге и близлежащих деревнях

Город как раз расположен в зоне проживания вятичей и стоит на важном торговом пути неподалеку от впадения Угры в Оку, что удобно для города в плане сбора пошлин с проплывающих купцов — если поставить город выше на Оке, то его можно было бы миновать пройдя Угрой и наоборот

Известно, что Калуга по меньшей мере 3 или 4 раза «переезжала» на новое место в пределах обозначенного района, самым первым было укрепленное место на берегу Оки при впадении в нее реки Калужки. Там и сейчас остались трехметровые земляные валы, а поблизости было в свое время обнаружено археологом Иваном Четыркиным не менее 12 крупных курганов. Неподалеку от этого укрепления вверх по течению р. Калужки стоит еще одна раннеславянская крепость, а еще через два километре вверх по Калужке — деревня Городня.

Карта взаиморасположения современной Калуги, деревни Городня, реки Калужка и Оки

Деревня это не простая — это бывшая крепость Городенск, упоминаемая еще в 1158 в грамоте Юрия Долгорукого. Интересно то, что она когда-то была настолько крупной и значимой, что даже волость называлась Городенской. Получается, что две мощные крепости охраняют некую третью крепость (Городенск) со стороны Оки — чем не место для стольного города? То есть Кордно — это в другой транскрипции Гордно, Городня, Городенск, или, попросту говоря — «Город».

Впоследствии первый рубеж обороны — крепость-Калуга, пережившая пожар, следы которого археологи нашли на ее первом месте у впадения Калужки в Оку, переместилась, сохранив прежнее название. Еще через некоторое время Калуга и вовсе вышла на первый план, затмив Гордно, которое она изначально была призвана защищать. С разгромом племени вятичей, название их центрального города и вовсе постарались забыть… Так является ли современная Калуга «наследницей» древнего города Корьдно или скорее его соперницей за влияние в регионе? Спустя столько веков после описываемых событий точную картину восстановить крайне трудно. Но если мы примем за истину вышеозвученную гипотезу, то нельзя не согласиться с тем, что именно в Калугу должны были перетечь уцелевшие жители Корьдна или Городенска, до которого всего пара километров. Впрочем, и без этого основную часть населения Калуги так и так составляли вятичи, а город этот расположен в самом сердце их земли, так что если где-то сохранялся дух столицы вятичей — то именно там.

Герб Калуги

В свете вышесказанного интересно отметить некое исключительное отношение всех Рюриковичей — потомков Владимира Мономаха — к «волости Городенка» (заметьте, что название области долго еще сохранялось именно в таком виде). Всегда она была вроде как на особом контроле — князья и цари зачастую именно ее завещают во владение своим старшим сыновьям, братьям или относят в «прямое подчинение» Москве. В Калугу же по какой-то причине убегает Лжедмитрий II… А городской герб Калуги почему-то увенчан золотой короной, аналогично Петербургу. Удивительно, но даже Москва на гербе короны не имеет.

Источник — https://snegir.org/post/gorod-kordno-stolitsa-vyatichej/

Где строить дом?

Особое внимание уделялось выбору места для строительство будущего дома. Дело в том, что места, подобно деревьям, делились на счастливые и проклятые

Соорудил избу в проклятом месте — жди беды. К таким местам относились дороги, а также земли со стоявшими там ранее банями. В зону особой опасности также попадали земли с обнаруженными там костями, пролитой кровью, опрокинутым возом и следами от удара молнии.

Счастливыми местами были места обжитые, а также те, где скотина отдохнуть приляжет. Чтобы определить, пригодно ли место для строительства, применялись народные гадания. Так, в намеченное место будущий хозяин избы вечером насыпал по четырем углам кучки зерна. Если на утро все они оставались нетронутыми — значит, место верное и безопасное.

Поселения

Жилища вятичей представляли собой землянки (4 метра на 4 метра), обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.

Известны городища вятичей в Глазуновском районе Орловской области (Тагинское городище), на территории Кремля в Москве, в Рязани (Старая Рязань).

Позднее вятичи начали строить срубные дома, которые одновременно являлись жильём и защитным сооружением. Срубной дом был выше полуземлянки, часто строился в два этажа. Его стены и окна украшались резьбой, что производило сильное эстетическое впечатление.

Вантит – земля вятичей?

Арабские летописи повествуют о том, что в 9-11 века, в бассейне Оки существовало независимое от Киева государство, которое именовалось Вантит. И жили в нем воинственные люди, и имя им было — Вятичи. Конечно, все могло быть и не так, но теория интересная.

Государство славян-вятичей – Вантит являлось крупным территориально-племенным объединением. В нем была четкая структура и иерархия: небольшими племенами управляли «светлые князья», которые, в свою очередь, подчинялись единому правителю – «Князю князей».

«И упомянутый глава их, которого они называют «главою глав», зовется у них «свиет-малик». Владыка этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги…» (Ибн-Русте)

Но пусть вас это не смущает, так как жили наши предки общинно-родовым строем, а «князя» выбирали на советах общины (вече).

Из всех племен восточных славян, вятичи — самое выдающееся (по ряду причин), отчасти, они действительно Великий народ. Нет, конечно, усыпальниц под небеса наши предки не сооружали, странных письмен, над которыми ломали бы свои светлые головы историки и криптографы, они нам тоже не оставили, однако…

 

Примечания

. См. выше раздел «Восточные источники».

. Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе. — ЖМНП, 1908, II—III. Автор считает, что это обозначение страны, а не города.

. Новосельцев А.П. Древнерусское государство и его международное зпачение. М., 1965, с. 389.

. Шахматов А.А. Южные поселения вятичей. — ИОРЯС. СПб., 1907; Городцов В.А. Древнее население Рязанской губернии. — ИОРЯС, СПб., 1908, т. XIII, кн. 4. Ефименко П.П. и Третьяков П.Н. Древнерусские поселения на Дону. — МИА, 1948, № 8.

. Рыбаков Б.А. Путь из Булгара в Киев. — В кп.: Древности Восточной Европы. — МИА, № 169. М., 1969, с. 189—196.

. Ефименко П.П. и Третьяков П.Н. Древнерусские поселения на Дону.

. Новосельцев А.П. Древнерусское государство…, с. 388.

. Новосельцев А.П. Древнерусское государство…, с. 389. Разноречия в написании (Хордаб — Хурдаб, Джерваб) обычны для восточных авторов.

. Minorsky V. Hudud al-Alem. London, 1937, p. 76.

. Minorsky V. Hudud al-Alem., p. 67.

. ПСРЛ. М., 1962, т. II, с. 338.

. Очерки по истории русской деревни X—XIII вв. М., 1956, с. 177.

. Радзивилловская летопись. СПб., 1902, л. 6.

. Радзивилловская летопись, л. 34 об. (966 г. «Победи Святослав Вятичи и дань на них возложи»); л. 46 (981 г. «Владимир Вятичи победи»; 982 г. «Зараташася Вятичи и иде на ня Володимер и победи я второе»). Иллюстратор летописи, мысливший символами, очень редко изображал лес, деревья. Деревья в миниатюрах появляются или для характеристики лесной страны (как в случае с вятичами) или же для обозначения священной рощи языческого Киева (л. 43, 48 об., 49).

. Абрамович Дмитро. Киево-Печерский Патерик. Київ, 1931, с. 110, 111.

. Арциховский А.В. Курганы вятичей.

. Повесть временных лет. М.; Л., 1950, с. 159; см.: Орлов А.С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946, с. 184—188.

. ПВЛ, с. 160.

. Соловьева Г.Ф. Славянские союзы племен по археологическим материалам VIII—XIV вв. н. э. (вятичи, радимичи, северяне). — СА, 1956, № 25, с. 161—165, рис. 8.

. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М., 1948, с. 452. Карты на с. 446 (рис. 119) и на с. 461 (рис. 122).

. Анализируемые источники, восходящие к не дошедшей до нас «Анонимной записке» середины IX в. («Худуд ал-Алем», Ибн-Русте, Гардизи), цитируются по изданию А.П. Новосельцева, указанному выше.

. Заходер Б.Н. Каспийский свод…, т. II, с. 55.

. Новосельцев А.П. Древнерусское государство…, с. 395.

. Миллер Орест. Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1869, с. 263, 264.

. Шахматов А.А. «Повесть временных лет», с. 13.

. Рыбаков Б.А. Русалии и бог Симаргл-Переплут. — Советская археология, 1967, № 2, с. 91—116.

. Шахматов А.А. «Повесть временных лет», с. 13.

. Рыбаков Б.А. Нестор о славянских обычаях. — МИА, 176. Древние славяне и их соседи. М., 1970, с. 40—44.

. Заходер Б.Н. Каспийский свод…, т. II, с. 138.

. Заходер Б.Н. Каспийский свод…, т. II, с. 136.

. Заходер Б.Н. Каспийский свод…, т. II, с. 120.

. Шахматов А.А. «Повесть временных лет», с. 33—35.

. Шахматов А.А. «Повесть временных лет», с. 63.

. Лаврентьевская летопись. СПб., 1897, с. 387, 388.

. Рыбаков Б.А. Смерды. — История СССР, 1979, № 2, с. 40.

. Заходер Б.Н. Каспийский свод…, с. 124.

. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956, с. 204.

. Янин В.Л. Денежно-весовые системы…, с. 84, 89, 104.

. Янин В.Л. Денежно-весовые системы…, с. 86, рис. 5, клады № 9—12.

. Янин В.Л. Денежно-весовые системы…, с. 102, рис. 17, клады № 6—18.

. Янин В.Л. Денежно-весовые системы…. рис. 24 и 31.

. Шахматов А.А. «Повесть временных лет», с. 76 и 99.

. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси, с. 103—106.

. Заходер Б.Н. Каспийский свод…, т. II, с. 87.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.
Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Тайны курганов

О культуре древних народов проще всего судить по археологическим находкам, а именно – погребениям, что были найдены учёными. Это относится и к вятичам. Если объективно взглянуть на различные курганы, принадлежащие представителям разных славянских племён, то можно сделать вывод о том, что культура вятичей находилась на высоком уровне развития. Почему? Об этом свидетельствуют предметы, найденные в захоронениях. По ним можно сказать, что вятичи с особым почтением относились к умершим. Кроме того, поражает обилие предметов, оставленных в курганах.

Вероятно, народ этот представлял, что в загробном мире умершему пригодятся самые разные вещи, которыми он пользовался при жизни. Особенно богаты (как в материальном, так и в художественном плане) захоронения женщин. И, кстати, это указывает на почитание женщин (быть может, даже некие матриархальные аспекты).

Некоторые усыпальницы вятичей представляют собой одиночные захоронения, однако встречаются и образцы коллективных могил. На мой взгляд, необходимость в последних возникала во время войн с другими племенами. Стоит отметить, что вятичи были весьма искусны в военном деле, благодаря чему долгое время властвовали на своих землях.

Украшения и другие предметы, принадлежавшие вятичам, в Орловском краеведческом музее / Д.Кирилюк / excurs-orel.ru

Религиозные традиции вятичей

Чтобы понять, почему летописец Нестор даёт столь нелестную характеристику вятичам, стоит познакомиться с их религиозными обычаями. Очень долгое время представители племён вятичей оставались язычниками (даже тогда, когда большая часть Руси приняла христианство).

Главным божеством у них выступал Стрибог (его порой называли Старый Бог). Согласно преданиям, именно он ознакомил людей с кузнечным делом и научил создавать из металла ценные предметы и орудия труда.

Не менее почитаемым был и Ярило – бог весеннего солнца. Конечно, с его праздником связывали начало полевых работ, время оживления земли. Среди молодёжи главным покровителем считался Лель – воплощение юности, красоты и весны. Кроме того, этот бог помогал обрести счастье в любви.

Помимо богов, в мире вятичей существовали самые разные духи. Это – привычные для нас образы славянской мифологии. К примеру, в лесах, как верил народ, проживал седой косматый старик, который следил за порядком под сенью деревьев. Звали его Лешим. А вот водоёмы контролировал Водяной. Он же считался царём подводного мира, “отцом” русалок и прочей водной нечистой силы.

Даже во времена распространения христианства вятичи не спешили отказываться от веры предков. Летописец Нестор, считавший язычников дикими племенами, причислял к ним и вятичей. Он как христианин не мог смириться с верой вятичей в древних богов, совершением ими старинных обрядов поклонения своим небесным покровителям.

Герасимов Михаил Михайлович «Женщина вятичанка», реконструкция, 1945-1947 годыМестонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.

Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:

«Победи Вятиче Святослав, и дань на ня возложи»

Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.

Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:

«Вятичи победи, и возложи на ня дань от плуга, якоже и отецъ его имаше»

Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.

Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.

Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».

Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).

Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.

Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.

И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск.
Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия «Сибирь».

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты.
В Византию они везли хлеб и меха, обратно — золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами.
Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Археология

Височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка. XII—XIII вв.

С VIII века начинается заселение верховьев Оки славянским населением, мощинская культура сменяется археологической культурой, которая сопоставляется учёными с роменской и борщёвской. Об этом говорят культурные элементы в домостроительстве и керамике, характерные для славян. Считается, что при этом балты не покинули прежних мест расселения, а переняли некоторые обычаи у пришедших славян. Так, под влиянием представителей мощинской культуры у славян появляется традиция хоронить умерших в курганах, ранее для них не характерная, как и обычай сооружения кольцевых оград. Характерные особенности славянской культуры верхнего Поочья VIII—X веков — это керамика, близкая по характеристикам к роменской, и лепная посуда (горшки, миски и сковороды), большая часть которой не имеет орнаментов, меньшая имеет орнаментацию, аналогичную роменской.

В верховьях Оки, до впадения в неё Угры, процесс ассимиляции протекал наиболее интенсивно и завершился к XI—XII векам.

Вятичи внесли значительный вклад в славянскую колонизацию Волго-Окского междуречья. Продвижение вятичей на северо-восток вдоль долин Оки, а затем Москвы происходит с IX—X веков. Об этом говорят открытия нескольких селищ с лепной керамикой в Серпуховском, Каширском и Одинцовском районах Московской области. При этом славянская колонизация не происходит в бассейнах Нары и Протвы. Указанный период характеризуется высокой плотностью славянских курганов с типичными для вятичей семилопастными височными кольцами. Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы. Граница ареала вятичей и кривичей прошла по водоразделу Москвы и Клязьмы. Вятичи освоили большую часть будущей Рязанской земли, однако не стали преимущественным славянским населением на нижней Оке, в районе Мурома, где преобладали кривичи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector