787,какие древние летописи по истории руси исторические?
Содержание:
- Содержание «Повести временных лет»
- Поучение
- Особенности жанра летописи в древнерусской литературе
- Некоторые редакции
- Общая характеристика летописей
- Эпический стиль
- Время зарождения расцвета Городища
- Центры летописания в Древней Руси
- Кто виноват в путанице
- В каком море проложены сразу три газопровода?
- Что такое летопись
- Центры летописания в Древней Руси
- Летописи и центры летописания в Древней Руси
- Монументальный стиль
- Сравнения
- Характерный
- Историческое значение произведения
- Ярослав Мудрый и перенос княжеского двора
- Кто автор
- Немного литературы
Содержание «Повести временных лет»
Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:
- Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
- Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
- Описания жизни святых и князей.
- Официальные документы и указы.
Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.
Военные походы
«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей
Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:
- Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
- Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
- Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
- Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.
Ключевые события в истории
Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.
Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».
Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.
Поучение
Система жанров древнерусской литературы выделяла его в качестве разновидности древнерусского красноречия. В поучении летописцы пытались выделять эталон поведения для всех древнерусских людей: простолюдина, князя. Наиболее ярким образцом данного жанра считается «Поучение Владимира Мономаха» из «Повести временных лет», датируемое 1096 годом. В то время максимального накала достигли споры за престол между князьями. В поучении Владимир Мономах дает рекомендации относительно организации своей жизни. Он предлагает спасение души искать в затворничестве, призывает помогать нуждающимся людям, служить Богу.
Мономах подтверждает необходимость молитвы перед военным походом примером из собственной жизни. Он предлагает выстраивать общественные отношения в гармонии с природой.
Особенности жанра летописи в древнерусской литературе
Определение жанра древнерусской летописи
Историки насчитывают около 5 тысяч летописных литературных памятников, сохранившихся до наших дней. Они делятся на три основных типа: синхронные погодные (то есть по годам) записи, ретроспективные хроники (описывание событий прошлого относительно самого летописца) и летописные своды. У большинства из них есть ряд характерных особенностей:
Начало летописи со слов «Въ лѣто …», то есть «В год …».
Изложение русской истории с самого её начала. Иногда древнерусские летописи начинаются с библейской, античной или византийской истории.
Наличие в их составе документов – международных договоров, указов, частных и публичных актов и т. д.
Наличие в их составе отдельных литературных произведений в жанрах житие, слово, повесть и т
д.
Основное внимание уделяется жизнеописанию правителей (князей и царей) и церковным иерархам, а также войнам и прочим конфликтам.
Минимальное количество сведений о культуре и о широких слоях населения.
Примеры древнерусских летописей
- Повесть временных лет
- Лавреньтевская летопись
- Новгородские летописи
- Киевская летопись
- Московско-Академическая летопись
- Псковские летописи
Некоторые редакции
- Полное собрание русских летописей : Русский : Полное собрание русских летописей . — СПб .; М, 1843; М., 1989. — Т. 1–38.
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М .; Л., 1950.
- Псковские летописи.— М .; Л., 1941—1955. — Вып. 1–2.
- Рассказы русских летописей XII — XIV вв. / Перевод и пояснения Т.Н. Михельсон. — М., 1968; 2-е изд. — М., 1973.
- Рассказы русских летописей XV — XVII вв. / Перевод и пояснения Т.Н. Михельсон — М., 1976, г.
- Севернорусский летописный свод 1472 года / Подг. текста и комм Я.С. Лурье; Перевод В.В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. — М., 1982. — С. 410–443, 638–655.
Общая характеристика летописей
Определение 1
Летопись – это сочинение времен Древней Руси, в котором содержатся сведения из отечественной истории и которое состоит из погодных известий. Данные извести могут быть как пространными, которые включают в себя собственный состав жизненных событий, так и краткими.
Определение 2
Летописец – это 1) автор-составитель летописи (например: Нестор) 2) небольшая по объемам, либо по тематическому содержанию летопись (например: Владимирский летописец). Также, зачастую летописцами считаются памятники монастырского, либо местного летописания.
Определение 3
Летописный свод – это совокупность реконструируемых историками этапов в системе летописания, которой свойственно конструирование новой летописи с помощью сведения, то есть объединения нескольких прошлых летописей. Под сводом также принято понимать общерусскую летопись VII века, компиляция которой не поддается сомнению.
В настоящее время, самые древние русские летописи в первоначальном своем виде не были сохранены. До настоящего времени они дошли в виде переработанных фрагментов, главной задачей в их изучении является реконструкция ранних летописей (XI – XII века) на основании более поздних (XIII – XVII века).
Практически у всех русских летописей, в их начальных частях содержится единая информация, в которой рассказывается о том, как был сотворен мир, и только после этого содержатся сведения о событиях русской истории от древнейших времен (с момента расселения славян на восточно-европейских широтах) до начала XII века – 1110 года.
Дальнейшее содержание повествования в разных летописях также является различным. Это является свидетельством того, что источником традиции составления летописей выступает общая для всех, первоначальная летопись, повествование которой продолжалось до начала XII века.
В начале текстов большинства летописей содержится заголовок, который начинается словами «Се Повесть временных лет…». Некоторые летописи, такие как Ипатьевская и Радзивилловская, содержат информацию об авторе, которым является монах Киево-Печерского монастыря (например, в Радзивилловской летописи содержится текст следующего содержания: «Повесть временных лет черноризца Федосьева монастыря Печерьскаго…»).
В Киево-Печерском патерике, в качестве автора обозначен «Нестор, иже паписа летописец». Хлебниковский список Ипатьевской летописи содержит имя автора уже в заглавии: «Повесть временных лет чернозирца Нестера Феодосьева Печерьскаго монастыря…».
Замечание 1
Хлебниковский список создавался в XVI веке в Киеве, в котором хорошо были ознакомлены с текстом Киево-Печерского патерика. Непосредственно сам древний список Ипатьевской летописи не указывает автора, которым является Нестор.
Вполне вероятно, что его имя было включено в текст Хлебниковского списка в процессе создания рукописи, что было сделано под руководством указания Киево-Печерского патерика. Фактом является то, что историки XVIII века определяли автором древнейшей русской летописи Нестора.
Исследователи XIX века были более осмотрительны в собственных суждениях о данном документе. Они рассказывали о нем уже не как о летописи Нестора, а как о общем своде русских летописей, который получил название «Повесть временных лет», которая, со временем начала считаться одной из важнейших хрестоматий литературы Древней Руси.
Эпический стиль
Дмитрию Лихачеву, исследовавшему «Повесть временных лет», жанр и композиционное своеобразие памятника, принадлежит разграничение монументального и эпического стилей. Последний особенно характерен для тех частей летописи «Повесть временных лет», жанр которых определяется как воинская повесть. Эпический стиль отличается тесной связью с фольклором, использованием образов, почерпнутых оттуда. Яркий тому пример – княгиня Ольга, представленная в летописи мстительницей. Кроме того, они становятся более реалистичными (настолько, насколько такая характеристика может применяться для персонажей древнерусской литературы).
Время зарождения расцвета Городища
В 2,5 километрах от старой части Великого Новгорода, недалеко от истока Волхва и озера Ильмень, располагается место древней княжеской резиденции первых князей Приильменья. Городище формируется с крепостных стен VIII—IX веков, выстроенных ильменскими словенами. Поселение окружала мощная деревянная стена на огромном валу.
По легендам, именно здесь стоял княжий стол Рюрика, а до него и Гостомысла, где принимались важнейшие решения в древнерусской истории. Есть мнение, что во времена Гостомысла, это место называлось Новоградом и по легенде Гостомысл имел тут небольшую крепость. В любом случае, академическая история утверждает, что Городище является древнейшим городом Руси, что подтверждается летописными данными и археологическими источниками.
Дударенко Виталий «Рюрик» / illustrators.ru
Рюриково городище в Х веке переживало свой расцвет, в то время поселение резко расширяется и занимает площадь уже в 7-10 га, создаются рвы, укрепляются валы, поселение окружает мощная деревянная крепость. Здесь сосредотачиваются административные и военные рычаги управления. Это место выполняло функции контроля за движением по оживленной водной магистрали, что сделало его крупным торговым центром. Здесь процветала торговля заморскими товарами, а также было развито ремесло.
Отмечу, что Городище было важным религиозным центром
Вблизи располагался Перынский скит – важное культовое место язычников, а позже, здесь были выстроены церковные постройки. На этот месте было шесть деревянных и каменных церквей, не дошедших до нашего времени
Историки сообщают, что в древности там был выстроен ансамбль княжеских построек, здания хозяйственного назначения, гридница, многочисленные мастерские ремесленников, жилые дома.
Игорь Машков «Пристань в древнем городе»
Центры летописания в Древней Руси
В летописи использовали различные методы ведения и написания. Здесь, например, использовали списки. Это переписанные копии древних летописей. Изменения вносили по разным причинам. Если менялся князь, то нужно было прославить деяния, по-новому описать события прошлых лет, внеся изменения, учитывая новые события. Также это делалось для внесения религиозных моментов в написание.
Также используется понятие “своды” или “сводные летописи”. Летописный свод Древней Руси это описание происходящего по хронологии. Описание происходит с точки зрения правящего класса, весь процесс ведения летописей был под контролем власти. Идеология играло важную роль.
Кто виноват в путанице
То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и Хлебниковском списке (XVI век).
Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.
Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печёрского инока) рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал
В каком море проложены сразу три газопровода?
Среди морей, омывающих Россию, есть море, по дну которого проложены сразу три газопровода. И каждый из них по-своему уникален: один из них – первый российский морской газопровод для поставок за рубеж, ещё один — первый морской газопровод для обеспечения голубым топливом потребителей в Росси, при строительстве третьего установлен мировой рекорд по скорости морской укладки.
В каком море они находятся?
ПАО «Газпром»
Чёрное
Балтийское
Охотское
Баренцево
«Хребет Хангай протянулся в северо-восточном — юго-западном направлении на сотни вёрст, служа водоразделом бассейнов; внутреннего, так называемого центрально-азиатского, с рекой Онгингол, теряющейся в пустыне Гоби, и внешнего — с рекой Орхоном, уносящей свои воды…» Перед вами фрагмент путевых заметок, оставленных в 1926 году членом Русского географического общества Петром Кузьмичом Козловым. Долина реки Орхон в течение двух тысячелетий была районом эволюции кочевой пастушеской цивилизации и включена в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Что такое летопись
Само слово «летопись» образовано от слов «писать» и «лета», то есть годы». Произведения в этом литературном жанре представляют собой историческое описание определённых исторических событий и временных периодов. В Византии той эпохи аналогичные произведения назывались хрониками, европейцы же именовали их либо хрониками, либо анналами. Изначально летопись появилась, как некий исторический архив всех событий, происходивших на русской земле, однако вскоре стала особым литературным стилем, повествующим о походах, битвах, подвигах, правлениях и природных явлениях Руси. Этот жанр литературы сложился на Руси в одиннадцатом-двенадцатом веках, и древнейшим историческим памятником тут является «Повесть временных лет», созданная в период правления Владимира Мономаха. Многие исследователи полагают, что были и более ранние образцы, но о них не сохранилось даже упоминаний.
Истоки происхождения литературного жанра летописи
Летописи были широко известны по всей Руси на протяжении довольного долго промежутка времени, вплоть до XVIII века. Это позволило сохранить в истории многие важные события, пусть порой и не слишком точно. Со временем летописи были доработаны некоторыми известными историками и деятелями литературы, что позволило больше узнать о прошлом Руси. Исторические события, описываемые в некоторых произведениях в этом жанре древнерусской литературы, вызывают сомнения у историков, в той же «Повести временных лет» многие даты и события признаны недостоверными. Тем не менее, летописи представляют собой важнейший источник информации об истории Древней Руси.
8 главных героев «Собачьего сердца» с характеристиками
8 главных героев поэмы «Полтава» с характеристиками
Центры летописания в Древней Руси
В летописи использовали различные методы ведения и написания. Здесь, например, использовали списки. Это переписанные копии древних летописей. Изменения вносили по разным причинам. Если менялся князь, то нужно было прославить деяния, по-новому описать события прошлых лет, внеся изменения, учитывая новые события. Также это делалось для внесения религиозных моментов в написание.
Также используется понятие “своды” или “сводные летописи”. Летописный свод Древней Руси это описание происходящего по хронологии. Описание происходит с точки зрения правящего класса, весь процесс ведения летописей был под контролем власти. Идеология играло важную роль.
Летописи и центры летописания в Древней Руси
Фото с сайта hostingkartinok
Летописи – это древнерусские писания, в них шло описание событий по годам, описывалась жизнь простых людей и княжеского двора, переписывались правовые документы, церковные тексты. В них охватывались разные периоды для описания. В некоторых описание шло от библейских событий, а в некоторых, начиная от заселения земель славянами. Описывается возникновение государства, принятие христианства. В них описывались все исторические события, произошедшие в Древней Руси. Каждый описанный в них период, конечно же, носит в себе элементы идеологии и пропаганды объединения, описания заслуг князей. Помимо исторических событий идет описание политики государства, уклада жизни славян. В отличие от европейских летописей, которые написаны на латинском языке, старорусские летописи написаны на древнерусском языке. Что делало их доступными, так как в Древней Руси было много мужчин и женщин, обученных грамоте, а также было много очень образованных людей.
Школьная версия история славян
Итак, цитирую….
«Древнейшая история славян содержит много ЗАГАДОК (выделено автором и далее), но с позиций современных историков сводится к следующему.
Сначала в III — середине II тыс. до н.э. НЕКАЯ праиндоевропейская общность из НЕЯСНЫХ районов вокруг Черного моря (возможно, с полуострова Малая Азия) переместилась в Европу».
И далее. «Существуют несколько версий историков по поводу места, где же именно сформировалась славянская общность (теории возникновения славян): первой была выдвинута Карпато-Дунайская теория (родина славян — район между Карпатами и Дунаем), в XX в. родилась и стала основной Висло-Одерская теория (славяне возникли севернее Карпат), затем академик Б. Рыбаков выдвинул компромиссную теорию, согласно которой славяне возникли ГДЕ-ТО в Восточной Европе — от Эльбы до Днепра. Наконец, существует версия, что прародиной славян было Восточное Причерноморье, а их предки — одна из ветвей скифов — скифы-пахари». И т.д.
К этому необходимо также добавить производимое в книге объяснение названия славян — «происходит от слов «слово» и «ведать», то есть означает людей, язык которых понятен, в отличие от «немцев» (как бы немых) — так славяне называли иностранцев». Согласитесь, все это очень интересно и даже занимательно.
Не знаю как Вас, уважаемый читатель, но меня все эти доводы типа — ЗАГАДКИ, НЕКАЯ, НЕЯСНЫХ, ГДЕ-ТО, не просто не удовлетворяют, но и наталкивают на мысль, что это какое-то намеренное извращение имеющихся фактов.
Я исхожу из того, что у академической науки должны же быть силы и средства, чтобы разобраться и внести ясность и определенность в нашу историю. Судя по выше отмеченному, никакой ясности, и никакой определенности нет. Почему у науки нет, а у меня есть, хоть и не полная, но обширная информация о древнейшей истории русского народа. И свою концепцию Русской истории изложены в рукописи «О древнейшей истории России».
То, что я вам представил выше нельзя назвать наукой.
Это интересно: 245,Внешняя политика России в XVIII веке: разъясняем обстоятельно
Монументальный стиль
Стиль монументального историзма является основным не только для древнейшего летописного памятника, но и всей литературы Киевской Руси. Он проявляется, прежде всего, в изображении персонажей. Летописец не интересуется их частной жизнью, а также теми, кто находится вне феодальных отношений. Человек представляет интерес для средневекового автора как представитель определенной социальной среды. Это повлияло и на характеристику персонажей, в которой заметна доля идеализации. Канон становится важнейшим понятием для «Повести…». Так, любой князь изображен в самых значительных обстоятельствах, не знающим душевной борьбы. Он смел, умен и имеет преданную дружину. Напротив, какой-либо церковный деятель из жития должен быть благочестивым, покорно следовать Закону Божьему.
Летописцу неведома психология своих персонажей. Средневековый автор не испытывал колебаний, относя героя к «добру» или «злу», и сложных, противоречивых образов, знакомых нам по классической литературе, возникнуть не могло.
Сравнения
Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печёрскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.
Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.
Характерный
Летописцы были в основном церковниками. Русские летописи составлялись в монастырях, при княжеских (см .: князь ) дворах (позже при царских дворах) и в канцеляриях митрополита . Отдельные летописи часто противоречили друг другу. Летописи обычно состояли из сборников кратких фактов за предыдущий год, часто включающих речи и диалоги между князьями. В некоторых случаях летописцы предоставляли расширенное повествование о наиболее значительных событиях славянской истории, часто приукрашенное литературными фразами, в том числе стандартными речевыми формулами, эпитетами , риторическими фигурами и другими.
Алексей Шахматов был крупнейшим знатоком текстологии древнерусских летописей. Он считал, что основную часть текстов летописей составляли своды , то есть собрания отдельных записей из разных источников, а каждый новый летопис был сводом каких-то предыдущих летописей и вновь добавленных исторических записей.
В недавних исследованиях многие летописи стали рассматриваться как собрания годовых записей, составляемых в определенных государственных или церковных учреждениях, как и летописи Западной Европы . Например, гипотетический «Новгородский архиепископ Летопис», как полагают, был подготовлен канцелярией Новгородской архиепископии с XII по XIV века и лег в основу Первой новгородской летописи XV века.
Историческое значение произведения
«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.
Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.
Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.
Ярослав Мудрый и перенос княжеского двора
Сопоставление археологических находок и письменных источников позволяет говорить о том, что поселение на берегу Волхова стало стремительно развиваться именно после прихода в эти земли князя Рюрика. Импульс не был потерян и после его смерти — жители городища начали селиться далеко за его чертой, благодаря чему в 10-м веке появляются фактически два города: один с центром в Рюриковом городище, а другой на месте современного Великого Новгорода.
В новом поселении обитали преимущественно высшие социальные слои, и постепенно первенство в торговых делах переходит именно к нему. Несмотря на то, что политическое доминирование оставалось за Рюриковом городищем (здесь всё ещё находилась княжеская резиденция), епископский дом и первый деревянный собор Святой Софии строятся именно здесь. Формирующийся город постепенно перенимал торговые и религиозные бразды правления у старого городища, однако был необходим последний, решительный шаг для того, чтобы окончательно закрепить за «торговой» стороной статус столицы.
Это произошло во время правления Ярослава Мудрого. Сын Владимира Святого прибыл в северную столицу Руси около 1011 года и, в отличие от преемников, поселился в новом городе, на торговой стороне — сейчас оно известно как «Ярославово дворище». Окончательно закрепил перенос административных и военных функций сын Ярослава, Владимир: в 1044 году он заложил крепость напротив княжеской резиденции. К этому времени Рюриково городище окончательно превращается в «пригород» Новгорода — интенсивность жизни, по данным археологических источников, постепенно снижалась ещё с конца 10-го века.
Ярославово дворище в наши дни. (ru.wikipedia.org)
Тем не менее на этом история первой княжеской резиденции не закончилась — уже в начале 11-го века новгородские князья вновь возвращаются в это поселение. На территории посёлка была выстроена величественная церковь Благовещения, противопоставленная новгородской Софии и ставшая своеобразным символом соперничества боярства и князей. Однако к этому времени в Новгороде всё большую и большую политическую роль начали играть бояре: административные функции остались в Новгороде. Князь же выполнял роль лишь «военного министра».
Кто автор
Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет». В научной среде в ходу еще два названия: «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».
Однако некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печёрской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А. А. Шахматов отводит ему роль переработчика Начального свода.
Что известно о Несторе? Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печёрская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 58 лет и считался глубоким старцем по тем временам.
Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.
«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет). Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось.
Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печёрского монастыря. Поликарп, другой печёрский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.
Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печёрского» доподлинно.
Немного литературы
- Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. — СПб., 1856.
- Алексей Шахматов . Исследование по древнерусской летописи Сводс. — СПб: Типография М.А. Александрова, 1908. — ХХ, 686 с. — Репринт из Хроники работы Императорской археографической комиссии . — Т. 20. ( Русский : ).
- Алексей Шахматов. Обзор Русской летописи сводов XIV — XVI вв. Москва / под ред. А.С. Орлова, Бориса Грекова ; АН СССР , Институт литературы. — Москва, Ленинград : Издательство АН СССР , 1938. — 372 с. ( Русский : А.С. Обозрение русских летописных сводов XIV — XVI вв. / Отв. Ред .: А.С. Орлов, акад. Б.Д. Греков; АН СССР, Институт литературы. — М .; Л .: Издательство АН СССР, 1938. — 372 с. ).
- Приселков М.Д. История русского летописания XI — XV вв. — Л., 1940.
- Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. — 2-е изд. — СПб .: Наука, 2002. — 512, с.
- Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М .; Л., 1947.
- Дмитриева Р.П. Библиография русского летописания. — М .; Л., 1962
- Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. — М., 1969.
- Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях XI — XIII вв. / Истоки русской беллетристики: Возникновение сюжетного повествования в древнерусской литературе. — Л .: Наука, 1970. — С. 31–66.
- Лурье Я.С. К изучению летописного жанра // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1972. — Т. 27. — С. 76–93.
- Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV — XV вв. — Л., 1976.
- Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII века. — М., 1986.
- Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. — СПб., 1994.
- Литература Древней Руси. Биографический и библиографический словарь / под ред. Олега Творогова. — Москва: Просвещение, 1996. ( Русский : ).
- Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. — СПб .: Дмитрий Буланин, 2000. — 287 с.
- Гиппиус А.А. К характеристике новгородского владычного летописания XII – XIV вв. // Великий Новгород в истории средневековой Европы: К 70-летию В.Л. Янина. — М .: Русские словари, 1999. — С. 345–364.
- Гимон Т.В. События XI — начала XII в. в новгородских летописях и перечнях // Древнейшие государства Восточной Европы: 2010 год: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства / отв. ред. серии Е.А. Мельникова. Институт всеобщей истории РАН. — М .: Рус. Фонд Содействия Образ. и Науке, 2012. — С. 584–706.