Последовательниц тульского бесогона могут признать экстремистским сообществом

«Жил-был Влас…»

Как-то раз пришли к нему люди, говорят, вот мы за вас, батюшка, молимся! Он спрашивает: «А как вы меня поминаете?» Люди отвечают: «Как великого заступника и молитвенника за нас!» А отец Власий им в ответ: «Неправильно вы меня поминаете! Надо так: “Жил-был Влас, обормот и лоботряс! Только ему и хочется, что пузо набить, да полежать-поворочаться!”»

Но за этим напускным легким шуточным поведением, подкупающим своей открытостью, скрывался опытный аскет и молитвенник, который как огненный столб стоял перед Богом и неотступно молил Его о милости к вверенному ему народу.

Это ему принадлежат слова, что монашеская келья — это гроб, где монах должен умереть для мира и воскреснуть для жизни вечной.

Что «как утренняя роса на цветы, покаянная молитва сходит на сердце и тогда оно оживает для Неба».

Про свои старые четки он говорил:

«Это мой духовный меч. Они у меня одни, с Афона, когда-то они очень красивыми были, а теперь поблекли, затерлись. На них мои слезы, прошения и молитвы. Четки — это мерило моей духовной жизни. Когда настанет мой час уйти к Богу, я прошу, чтобы эти четки положили со мной в гроб».

Людям, которые чаще всего (и я в их числе) приходили к нему за помощью и батюшкиной молитвой в каких-то своих земных делах, он помогал, а потом тихо говорил:

«Ко мне очень многие приходят с вопросами, как что купить, квартиру продать, работу хорошую найти, устроиться в жизни, выгодную сделку заключить, дочку успешно выдать замуж. Большинство с такими вопросами идет. Но бывает, приходит человек и говорит: “Батюшка, все у меня есть, но одного только мне не хватает, нет у меня веры! Вера моя слаба, не знаю, как мне спастись?” С таким вопросом приходит очень мало людей. А ведь это для человека главный в жизни вопрос».

Отцу Власию часто дарили дорогие подарки, от которых потом он виртуозно избавлялся. 

Подарит ему какой-нибудь важный посетитель дорогие часы или картину, а буквально через час эти подарки батюшка вручал какой-нибудь многодетной семье или одинокой матери на учебу сына.

Помню, когда в монастырь приезжал Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) с американскими священниками и паломниками, они привезли батюшке в подарок большое дорогое рукописное Евангелие в коробке из телячьей кожи. Тот его полистал, порадовался, а в конце встречи отдал кому-то из братии, чтобы тот отнес его в монастырскую библиотеку. «Зачем оно мне, такое большое? Я его и до кельи-то не донесу!» И смеется как ребенок.

Когда в Пафнутьев Боровский монастырь приезжал духовный сын отца Власия — Представитель Русской Православной Церкви в Германии архиепископ Клинский Лонгин, мы с ним общались, и он сказал мне про отца Власия: «Моими духовниками были митрополит Никодим (Ротов), митрополит Антоний (Сурожский), в жизни мне довелось близко общаться со многими людьми высокой духовной жизни. Исходя из опыта этого общения я скажу про отца Власия — он из таких. Он может наставить, вразумить и обратить человека к Богу. Я благодарен Господу, что Он подарил мне такого духовника, как отец Власий».

Отец Власий со своим духовным сыном архиепископом Лонгином

В каждом человеке отец Власий видел неповторимый образ Божий. Он видел душу человека во всей ее неприкаянности, но никогда никого не судил. Отец Власий говорил:

«Суды человеческие и суды Божьи отстоят как небо от земли! Мы часто видим человека, как он грешит, но не видим и не имеем понятия, как он кается. Но Бог смотрит на нас не так, как люди. Он смотрит на сердце человека и каждому желает только одного — спасения! Поэтому мой вам совет — не судите, и не судимы будете!»

Те, на кого уже махнули рукой

Людей он любил безоглядной искренней любовью Христовой, а грех ненавидел. Он всегда искал в первую очередь духовную причину болезни:

«Для чего Бог попускает человеку болезни? Чтобы его спасти! Через немощи и болезни тела лечится внутренний духовный человек, его душа. Через болезни человек смиряется, приходит к покаянию и осознанию своих грехов, становится податливым для благодати Божией. Он уже не мнит себя невесть кем, а плачет и просит у Бога исцеления: “Господи, только исцели, только помилуй! Больше не буду грешить, буду послушным, только не оставь, исцели!” Врачебный диагноз — это одно, а духовный диагноз — другое. Бывают болезни наследственные по генетике, а бывают приобретенные по грехам. Если человек осознает свое гибельное духовное состояние, исправляет свою жизнь, кается, исповедуется, причащается Христовых Тайн, то Господь исцеляет. Как сказано в псалмах Давидовых: “Поболех, отчаяхся, помолихся, Бога призвах”. И Бог послал царю Давиду исцеление». 

К нему приносили смертельно больных, неизлечимых, брошенных, на кого все давно махнули рукой. И отец Власий с любовью их принимал, отмаливал, буквально вытаскивал с того света. Человек знал, что должен был умереть, но вот он жив и здоров — и все благодаря Богу и батюшкиной молитве.

Сколько можно было встретить в монастыре счастливых семейных пар с маленькими детьми, которым когда-то врачи поставили страшный диагноз «бездетность». Многие опробовали все мыслимые и немыслимые средства, ездили в дорогие клиники за границу, лечились у самых известных врачей, а когда ничего не помогало, шли к отцу Власию. И порой уже через год приезжали к нему с младенцем на руках. Некоторым из новорожденных счастливые родители давали имя Власий. Один такой мальчик Власий, теперь уже юноша, который по всем медицинским законам никогда не должен был появиться на свет, из моего родного Екатеринбурга каждое лето приезжал в Боровский монастырь и помогал в алтаре, мы с ним даже дружили.

Большое значение для всех нас имеет наше окружение, с кем мы общаемся и дружим.

Отец Власий знал и близко общался со многими людьми высокой духовной жизни, некоторые из которых прославлены в лике святых, получая от них духовные наставления и бесценный опыт живой веры служения Христу.

Избрав монашество, он неоднократно ездил в Одессу к святителю Луке Войно-Ясенецкому, спрашивал духовные советы, брал у него благословение. В монастыре Флора и Лавра в Закарпатье, где они жили со своим прозорливым духовником отцом Иларионом (Рыбарем), келейником которого он был 11 лет, подвизался преподобный Кукша Одесский, которого, как вспоминал батюшка, он много расспрашивал о духовной жизни. 

Также отец Власий близко общался с преподобным Севастианом Карагандинским, слушал его духовные наставления. Когда в шестидесятых годах прошлого столетия он ездил в Грузию, то познакомился с преподобным Гавриилом Ургебадзе. Как батюшка вспоминал, встреча произвела на него сильное впечатление, они потом были в молитвенном общении, переписывались. Его духовными друзьями, с которыми отец Власий долгие годы состоял в духовной переписке и молитвенном общении, были схиигумен Савва (Остапенко) духовник Псково-Печерского монастыря, и схиархимандрит Зосима (Сокур), основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители.

К отцу Власию обращались первые лица российского государства. Например, министр финансов РФ приезжал на своем мотоцикле BMW. Без помпы, без охраны, в шлеме, в очках, в кожаной куртке. Его проводили к батюшке, они общались. Светлана Медведева у батюшки не раз бывала. Главы крупных компаний, известные политики, знаменитые певцы обращались к нему за советом. В девяностых к отцу Власию приезжал Александр Исаевич Солженицын. Они много разговаривали.

Духовник Пафнутьева монастыря и Патриарх Алексий Второй

Помню, на вечерней в храме Рождества Пресвятой Богородицы стою в алтаре, заходят четверо представительных монахов с посохами и панагиями на груди. Увидели батюшку, посохи побросали, как дети отца Власия облепили, радуются, обнимают, целуют: «Власие, Власие!» Он их тоже обнимает, целует, у всех слезы радости на глазах. Как оказалось, это были отцы-настоятели с Афона, батюшкины друзья.

«Попенок»

Он прожил трудную скорбную многострадальную жизнь, его гнали, предавали, убивали, преследовали за веру, но чем больше гнали, тем больше он прилеплялся ко Христу.

Дома он был нелюбимым ребенком. После того, как отец умер, мать снова вышла замуж, отчим пасынка люто невзлюбил, называя «попенком» и «монашком». До четвертого класса его воспитывала бабушка — схимонахиня Михаила. Уже с седьмого класса он сам зарабатывал себе на хлеб. Обладая живым творческим умом, самостоятельно поступил на кафедру педиатрии и детских болезней Смоленского мединститута. В это же время стал ходить в Успенский кафедральный собор. Девушка, которую он любил, узнав, что он ходит в церковь, донесла на него. 

Его травили и заставляли отречься от веры. Но он выбрал для себя Божье.

Всеми гонимый, никем не понимаемый, затравленный, на грани нервного срыва в беспамятстве, он пошел пешком в Мичуринск к дому своего будущего духовного отца — схииеромонаха Илариона (Рыбаря). Тот его принял, утешил и оставил у себя в доме. Вместе с ним батюшка уехал в Закарпатье в монастырь свв. Флора и Лавра. Дома его объявили во всесоюзный розыск, он вынужден был сменить имя, его нарекли Петром в честь апостола Петра.

Через пять лет инок Петр был пострижен с именем Власий в честь Власия Севастийского. Во время хрущевских гонений монастырь советские власти закрыли, монахов разогнали. Он вернулся в Смоленск, был псаломщиком и регентом в Успенском соборе. Там сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха. Когда в 1972 году владыку назначили управляющим Новосибирской епархией, батюшка переехал с ним в Новосибирск.

Затем отца Власия назначили настоятелем Покровского собора в Тобольске, где он служил у мощей святителя Иоанна Тобольского. Уже тогда отец Власий был известен как ревностный любвеобильный пастырь, к нему в храм шли люди, властям это не нравилось. Омский епископ Максим тоже его люто невзлюбил, считая чуть ли не сектантом, за то, что батюшка после служб пел псалмы, постоянно служил молебны у раки святителя, подолгу исповедовал людей, тогда это было не принято, власти за этим следили.

Архиерей в глаза говорил батюшке, что согнет его в бараний рог, сотрет с земли, что и не вспомнят о таком.

Он хотел, чтобы отца Власия извергли из сана и навсегда запретили в служении, написал докладную Патриарху Пимену.

Вскоре из Москвы пришла телеграмма, чтобы отца Власия не было в Тобольске в течение 24 часов. Зимой в мороз батюшка оказался выброшенным на улицу в стареньком подряснике, скуфейке и летнем плаще.

Доброе слово о Надежде Васильевне Новиковой

К слову сказать, овдовев, Надежда Васильевна ещё больше преисполнилась религиозного чувства. Несмотря на крайнюю занятость, вызванную домашними делами и повседневной работой, она много времени проводила в храме Иоанна Предтечи, находившемся в восьми километрах от села, где помимо участия в богослужениях помогала чем могла его настоятелю и своему духовному отцу протоиерею Михаилу (Чудакову).

В последние же два десятка лет Надежда Васильевна добровольно наложила на себя ограничения в пище, принятые у монахов. Она никогда не вкушала мясного, а по понедельникам, средам и пятницам весь её дневной рацион состоял лишь из просфоры, запиваемой святой водой. При каждом удобном случае Надежда Васильевна совершала паломничества в Троице-Сергиеву Лавру, куда брала с собой и детей.

Впоследствии иеромонах Василий (Новиков), фото которого представлены в этой статье, часто вспоминал, как глубоко запало ему в душу пение монахов, не раз слышанное им в таких поездках. Рассказывал он и о том, как благодаря музыкальным способностям, проявившимся ещё в раннем возрасте, он часто во время церковных служб вставал рядом с певчими и подпевал им.

Пострижение в монахи

На Страстной неделе Великого поста 1997 года Господь призвал в Свои Небесные Чертоги жену отца Василия Валентину, после чего батюшка окончательно переселился в село Спасское Тульской области, где и провёл всю оставшуюся жизнь. В апреле 2006 года по благословению епархиального владыки он принял тайный монашеский постриг с сохранением прежнего имени.

С этого дня началось его служение в «чине ангельском», как испокон веков говорили о тех, кто, отвергнув преходящие радости суетного мира, всего себя посвятил служению Богу. Известно, что, кроме отца Василия, тогда же в монахи было пострижено ещё 14 человек, положивших начало созданию новой обители.

Горячий приверженец монархизма

По своим политическим пристрастиям отец Василий был убеждённым монархистом, полагавшим, что только самодержавие способно обеспечить России мир и процветание. Являясь искренним почитателем безвинно убиенного государя Николая II, он воспринимал его смерть как искупительную жертву, принесённую на алтарь отечества.

Неоднократно побывав в селе Тайнинском, где местным священником совершался в те годы Чин покаяния в преступлениях большевиков, батюшка и у себя в храме много раз повторял этот обряд. Подобная практика во многом способствовала той известности, которую он приобрёл в 2000-е годы.

Важную роль в этом сыграла и пламенная проповедь иеромонаха Василия Новикова (август 2007 года) о значении истинной веры в жизни человека, и недопустимости её подмены поклонением мирским и приходящим ценностям. Видеозапись этого выступления получила широкое распространение в интернете.

Одновременно с ней появился и фильм, в котором такие яркие представители духовной жизни России тех лет, как Иеромонах Василий (Новиков), старец Николай (Гурьянов) и иеродиакон Авель (Семёнов), обращаются к россиянам с пастырским наставлением, сопровождая свои слова пророчествами о будущем страны.

Важный поворот в жизни

Казалось бы, что ещё желать молодому человеку? Однако не о такой судьбе мечтал иеромонах Василий (Новиков), биография которого к тому времени вполне укладывалась в советские стереотипы. Своим истинным призванием он считал священство, к которому стремился всей душой, но столь крутой поворот в жизни требовал от него немалой решительности.

Поскольку Василий был человеком обременённым семьёй, то, разумеется, не мог принять столь важное решение без согласия жены. Поведав же Валентине о своих намерениях, он встретил с её стороны категорическое возражение, суть которого сводилась, главным образом к тому, что замуж она выходила «за машиниста, а не за попа»

Не смея навязывать жене своего мнения, и лишь усердно помолившись Богу о вразумлении рабы Его Валентины, Василий отправился в Троице-Сергиеву Лавру, где возле раки с мощами преподобного Сергия Радонежского просил святого о помощи и заступничестве в столь важном деле. Его молитвы были услышаны и, вернувшись домой, паломник обрёл свою жену умягчённую сердцем и полную готовности следовать за ним на новом поприще

Завершилась эта история тем, что в один из дней Великого поста 1993 года раб Божий Василий (Новиков) был рукоположен в сан дьякона, а через неделю – в иерея. Так началось его многолетнее служение Богу, на путь которого он вступил, обретя в том благословение великого святого земли русской – преподобного Сергия Радонежского.

Возведение в сан и начало духовного подвига (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Своё пастырское служение отец Василий начал в селе Спасском Тульской области, куда его направили после возведения в сан. Поскольку 90-е годы были периодом, завершавшим долгие десятилетия гонений на российское православие, то многие храмы, особенно находившиеся в сельской местности, были к тому времени в весьма плачевном состоянии.

Именно такой оказалась церковь Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в селе Спасском, настоятелем которой был назначен иеромонах Василий (Новиков). Пламенная проповедь батюшки, обращённая к сердцам его новых односельчан, помогла ему обрести среди них много добровольных помощников в деле восстановления святыни.

Когда же, благодаря их трудам, подкреплённым его собственным усердием, храм был приведён в надлежащий вид, и в нём возродилась религиозная жизнь, епархиальное начальство передало под его попечение ещё одну церковь, находившуюся в соседнем селе, и почти полностью разрушенную. Это был, некогда известный на всю округу, храм Казанской иконы Божьей Матери. Его также удалось восстановить с помощью боголюбивых односельчан и добровольных спонсоров, которых отыскал отец Василий.

Военная служба и начало самостоятельной жизни (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Окончив среднюю школу, и достигнув призывного возраста, Василий отправился служить в армию. Комиссией Военкомата он был направлен на Северный флот, где в течение трёх лет служил на атомной подводной лодке. Здесь пригодился юноше навык к труду, выработанный в нём с детства. Добросовестно выполняя любую, порученную ему работу, матрос Новиков заслуженно снискал всеобщее уважение.

Демобилизовавшись в 1970 году, будущий иеромонах Василий (Новиков) поступил учиться в Узловское железнодорожное училище и, по его окончании, получил распределение в город Ершов, где стал работать помощником машиниста тепловоза. Там же вскоре Господь послал ему невесту Валентину.

После свадьбы молодая чета поселилась в городе Узловая Тульской области, где у них родилось трое детей – сыновья Александр и Михаил, а также дочь Наталья. Вскоре, как передового работника, Василия выдвинули на руководящую должность.

Другие статьи из рубрики «Имена»

24 ноября 2015
Духовная сцена в ожидании зрителя
Современный православный театр зародился в 1990-х, и общественность
сразу разделилась на его сторонников и противников.
И те и другие искали — и легко находили —
аргументы «за» и «против». Спустя почти два десятка лет в России,
в том числе в Санкт-Петербурге, существуют …

16 февраля 2013
Стоик, который не устоял
Александр Башлачёв (СашБаш) погиб 25 лет назад — 17 февраля 1988 года. За свою короткую жизнь он создал около 60 песен. Совсем немного. Но никто не будет спорить, что эти песни — лучшее, что дала миру русская рок-поэзия. Все (или почти все) аудио- и видеоматериалы изданы, опубликованы воспоминания о поэте, интервью, черновики …

13 ноября 2015
Иконописец-авангардист

13 ноября минул год со дня кончины петербургского иконописца и преподавателя иконописи Андрея Пономарева. Это художник, который привел к Богу множество душ через икону, радостное христианство и духовную щедрость. Андрея Валентиновича вспоминают его друзья и ученики.

18 июня 2013
Философ и бесконечность
19 июня исполняется 390 лет со дня рождения Блеза Паскаля, великого математика, физика, механика, писателя и философа. Его именем названы теорема, язык программирования и единица измерения атмосферного давления. Однако сам бы он предпочел, чтобы его помнили как защитника веры и религиозного мыслителя. Он был верным чадом Католической Церкви, …

17 сентября 2015
Расцветший образ

Духовные чада протоиерея Алексия Коровина вспоминают о нем как о пастыре и духовном меценате.

Неканонизированный святой (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В этот день многие священники и духовные чада посетили дом, в котором вознёс свою последнюю молитву их брат во Христе и духовный наставник – иеромонах Василий (Новиков). Причина смерти этого подвижника благочестия была, без сомнения, не только в постигшем его недуге, но и в крайнем истощении сил, отданных служению церкви.

Погребение отца Василия происходило при стечении огромного количества народа, приехавшего в село Спасское со всех концов страны, чтобы проводить в последний путь своего духовного наставника и учителя. Но и после того как минули установленные церковной традицией дни поминовения усопшего, могила иеромонаха о. Василия (Новикова) регулярно посещается его почитателями. На ней всегда мерцает неугасимая лампада.

Все они верят в то, что однажды среди прочих российских святых будет прославлен в лике преподобных и их духовный наставник – иеромонах Василий (Новиков). Тропарь ему был составлен вскоре после кончины, и недалёк тот день, когда в очередную годовщину смерти он зазвучит во всех российских церквях.

Юные годы будущего ревнителя веры (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Немаловажную роль в религиозном воспитании сына сыграли и сами родители – люди глубоко набожные, строившие свою жизнь по заповедям Божьим и в соответствии с традициями православия. В результате посещая в детстве советскую школу, иеромонах Василий (Новиков) сумел остаться истинным христианином, не запятнавшим себя атеистическим нигилизмом. Следует отметить, что он, как и остальные дети в их семье, никогда не вступал ни в пионерскую, ни в комсомольскую организацию.

Подобно большинству сельских ребятишек, Василий с ранних лет приобщался к труду, помогая родителям на огороде и в поле, на выпасе скота и заготовке дров. Особенно тяжело ему пришлось после того как в результате тяжёлой болезни скончался отец, и мать, работавшая медсестрой в районной больнице, осталась одна с четырьмя детьми.

В их семье навсегда сохранилось воспоминание об одном весьма необычном обстоятельстве, связанном с последними днями жизни Николая Евгеньевича. Впоследствии рассказывали, что незадолго до его кончины неожиданно потускнел, помещённый в красном углу образ Николая Чудотворца, являвшейся их родовой святыней. Перемена в нём была столь значительна, что стали почти неразличимы запечатленные на нём черты. Когда же душа усопшего покинула тело, икона приняла свой прежний вид.

Внук старицы Пелагеи

14 января 1949 года в благочестивой русской семье Николая Евгеньевича и Надежды Васильевны Новиковых, проживавших в селе Ракитино Тульской области, родился первенец, наречённый во святом крещении Василием. После него Господь послал его родителям ещё троих детей – братьев Сергея и Ивана, а также сестру Лидию.

Семья, в которой появился на свет будущий пастырь, с давних лет была теснейшим образом связана с православием. Их односельчане доныне хранят память его бабушки Пелагеи, заслуженно стяжавшей славу старицы. Ещё в далёкие дореволюционные годы она дважды совершала пешие паломничества в Иерусалим. Старожилы рассказывали, что уже после первого такого путешествия в ней со всей очевидностью стал проявляться дар прозорливости.

Так, она с поразительной точностью предсказывала события, которым ещё только предстояло свершиться. Сподобившись же во второй раз побывать во Святой земле, старица Пелагея (именно так величали её с тех пор все в округе) являла поразительные примеры исцеления недужных и изгнания бесов. Всему этому в ранние свои годы был свидетелем будущий иеромонах Василий (Новиков).

Он сам не раз вспоминал, как с дикими криками рвался из цепей бесноватый, привезённый на исцеление к бабушке Пелагее, и как вдруг затих и заговорил спокойным внятным голосом после того, как она, окропив его святой водой, прочла молитву. Разумеется, подобные сцены, которых было немало, накладывали неизгладимый отпечаток на формировавшееся сознание подростка.

Духовный пастырь односельчан (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Оставаясь, как и прежде, настоятелем сельского храма, иеромонах Василий (Новиков) Тульский – так его принято величать, неустанно заботился о благочинии и благолепии церковной жизни. Исключительно благодаря его усердию была отреставрирована, пришедшая в негодность стенная роспись, построена крестильная и здание богадельни, открыта воскресная школа для детей и их родителей, а также организован хор клиросного пения.

Всегда погружённый в приходские дела, иеромонах Василий (Новиков) не забывал и о несении монашеских подвигов, главным из которых в тот период была непрестанная внутренняя молитва, обет об исполнении которой он давал при пострижении, а также регулярные молитвенные ночные бдения. Жители села вспоминали, как часто свет в окне батюшки Василия не угасал в течение всей ночи.

Начав творить такие молитвы келейно, то есть дома, уединённо ото всех, в скором времени батюшка перенёс их во храм, где собирал всех желающих. Богослужебные тексты он сопровождал чтением Псалтири и акафистов. Завершала же ночное бдение всегда глубоко продуманная и блестяще исполненная проповедь иеромонаха Василия (Новикова).

Кончина праведника

Последним благочестивым деянием отца Василия является возведение в селе Иваньково купели над святым источником, посвящённым Казанской иконе Божьей Матери. Это сооружение, освящение которого состоялось 4 ноября 2010 года, было построено им при помощи духовных чад, а также добровольных жертвователей. Работа отняла у батюшки много сил, так как ещё в начале того же года он, простудившись заболел, и в течение последующих месяцев старался перенести на ногах недуг, не отпускавший его.

К врачам за помощью отец Василий не обращался, отдавая предпочтение народным средствам и молитве. Однако в ноябре его состояние настолько ухудшилось, что собороваться в очередной раз, и причаститься Святых Христовых Тайн он смог лишь не подымаясь с одра. Наконец, ранним утром 11 ноября 2010 года, во время чтения одного из канонов, он тихо отошёл ко Господу.

Жизнь для ближних

Спасо-Парголовской церквипротоиерей Василий Леснякпротоиерей Анатолий ТрохинПротоиерей Василий Лесняк (1928–1995) родился в деревне Клейники Брестской области. В 1951 году окончил Минскую духовную семинарию, в 1955-м — ЛДА. В 1952–1957 годах — клирик Спасо-Парголовской церкви; В 1957–1961-м — Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры; В 1961–1976-м — Никольской церкви на Большеохтинском кладбище; ­
В 1976–1995-м — Спасо-Парголовской церкви (с 1990 года — настоятель). Был одним из самых авторитетных духовных наставников в Ленинграде второй половины XX века, из его окружения вышли архиереи, монашествующие, более пятидесяти священников. Он создал первую в городе церковно-приходскую школу. Благодаря отцу Василию еще в конце 1980-х в некоторых школах Ленинграда был введен предмет «История религий». Один из пионеров движения трезвости.

Борец за чистоту веры (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

На следующий год отец Василий подал руководству епархии заявление о выводе его за штат, и предоставлении возможности продолжать пастырскую деятельность по месту жительства, что предусмотрено одной из статей действующего ныне Церковного устава. Его просьба была удовлетворена, и с тех пор проповедь иеромонаха Василия (Новикова) звучала для всех, кто собирался в назначенные дни возле его дома в Спасском.

Следует отметить, что отец Василий всегда отличался высокой принципиальностью и никогда не шёл на компромиссы в вопросах веры и многих иных аспектах современной жизни. В частности, он публично высказывал своё крайне негативное отношение к экуменизму и глобализму. В связи с этим известно, что иеромонах Василий (Новиков), пламенная проповедь которого порой касалась и этих проблем, не раз подвергался нападкам властей, усматривавших в его речах признаки экстремизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector