«невтерпеж», «не втерпеж» или «не в терпеж»: как пишется слово?
Содержание:
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий
- Исключения в корнях слов
- СТИХИ-ЗАПОМИНАЛКИ Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила русского языка.
- Уж замуж невтерпеж, или А зачем жениться-то?
- «Выдь замуж, голубушка!»
- Дары в супружестве
- Правописание слова
- Примеры, исключения
- Жена как феномен
- Правописание слова «невтерпёж»
- Тайна христианского брака
- Дальнейшие контраргументы
- Контраргументы и их разоблачение (по Булгакову)
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Мягкий знак встречается во многих частях речи (именах существительных, прилагательных, глаголах и т.д.), где он может играть разные функции:
- Смягчающую (соль).
- Смыслоразличительную (угол — уголь).
- Разделительную (воробьи).
Но в наречиях, как и в глаголах на шипящий, функция мягкого знака будет иной. Ее нельзя назвать смягчающей, так как шипящие «ж», «ш» всегда твердые. Это означает, что даже буква «ь» их смягчить не может. Сравните: настежь — тетрадь. В приведенных примерах видно, что без «ь» слово «тетрадь» будет звучать как тера, что с точки зрения орфоэпии недопустимо. Слово «настежь» не произносится с мягкой согласной на конце даже при наличии буквы «ь».
Что касается всегда мягких согласных «ч», «щ», то и в этом случае «ь», находящийся за ними, не будет смягчающим, поскольку отмеченные буквы и без того всегда мягкие: точь-в-точь.
Из-за представленной выше характеристики шипящих «ь» в наречиях на шипящие также не может быть смыслоразличительным: одни шипящие и без него являются мягкими, а другие он смягчить по уже отмеченным причинам не может.
Для глаголов, наречий и существительных 3 склонения учеными предусмотрена еще одна функция «ь»: грамматическая. Ее роль заключается в том, чтобы определить ту или иную грамматическую категорию. У глагола, например, это может быть:
- начальная форма (что делать?) — мочь;
- форма 2 лица, единственного числа (читаешь, смотришь).
В наречиях «ь» является показателем некой наречной формы, которой присуща неизменяемость.
Исключения в корнях слов
Правописание корней проверяется в задании №9. При этом, существует три вида орфограмм:
- безударные проверяемые гласные,
- безударные непроверяемые гласные,
- чередование.
Чаще всего слова-исключения в русском языке относятся к корням последнего типа
Помимо основных исключений, важно также помнить, что под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится. Однако любые слова-исключения в русском языке из правила на чередования все еще содержат чередующуюся гласную
Задание №9 ЕГЭ по русскому формулируется так, что в ответе нужно указать номера строк, все слова которых содержат гласную определенного типа (то есть одну из трех орфограмм, приведенных выше). То есть слова со сложным корнем, содержащим две и более безударных гласных, могут попадать под несколько типов и подходить под разные задания. Например, метафоричный — две непроверяемые и одна проверяемая, значит, подойдет под два типа формулировок: если ищут и проверяемую, и непроверяемую, это слово будет искомым и там, и там.
СТИХИ-ЗАПОМИНАЛКИ Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила русского языка.
СТИХИ-ЗАПОМИНАЛКИ Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила русского языка.
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Шомпол, чопорный и шоры,шов, крыжовник и обжоры,шоколад, шоссе, шофер —вот и весь набор.Множественное число
В детской сказке Колобокпо траве катиться могбез ботинок, без сапог,без носков и без чулок.Шесть гектаров апельсинов,Яблок, груш и мандаринов,баклажанов – грядок пять,помидоров не собрать.
Уважают человекау туркмен, татар, узбеков,у таджиков и армян,у монголов и цыган,у якутов и тунгусов,у башкир и белорусов,у киргизов и грузин,у бурят и осетин Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение –Ты ее немедленно ставь под ударение!
***В городе Бордо,на улице Бордовой,закат бАгряный и бАгровый.
***На вЕранде вЕтерНа вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, -СЯ не терять.
***Вопросы, на которые отвечают наречия: где,когда, куда, откуда, как, зачем и почему.Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***Либо, кое, ка, нибудь, –То, таки не позабудьНаписать через дефис,Как предлог со словом из.
***Кое, либо, то, нибудьЧерточку-то не забудь,А частицы же, ли, быТы раздельно запиши.
***Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасноБукву Т писать напрасно!Всем известно, как прелестноБукву Т писать уместно!
***Интересно:Не чудесно, не прекрасно,А ужасно и опасноБукву Т писать напрасно.
***Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.***До чего ж сегодня день чудесНый,СоЛнце в небе празДнично горит,Освещает месТность и окресТность,И теплом своим серДца бодрит,Но лежит на пасТбище корова,ГрусТно смотрят карие глаза,Потому что ей пастух суровый«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулкиНоски короткие – слово длинное: носков,Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Уж замуж невтерпеж, или А зачем жениться-то?
Грамматика — наука строгая, чтобы не сказать занудная (сама лингвист, имею право). Однако школьный курс русского языка был обречен на проблеск юмора; это когда проходили единственные три наречия, кончающиеся на -ж и вынесенные в заголовок. Конечно, в учебнике они пишутся через запятую, и, конечно же, никто кроме неисправимых отличников не читал их иначе как цельную фразу, что и вызывало вспышку несанкционированного веселья к раздражению учительницы (особенно, если сама незамужняя) и к смущению отвечающей урок ученицы (сказать такое перед всем классом — это ж надо!).
Думаю, однако, что сейчас положение в корне меняется. Не знаю, заучиваются ли в школе правила грамматики. Боюсь, что нет, потому что читала статью популярного педагога о том, что-де мол зачем правила учить, когда компьютеры есть. Но даже если и заучиваются, для нового поколения проблема замужества, кажется, представляется снятой. По Гегелю.
«Выдь замуж, голубушка!»
Факт налицо: девушки не хотят выходить замуж. Происходит некоторое, если можно так выразиться, дежа-вю с обратным знаком. Некогда просторы Европы и Азии оглашал (на разных языках) девичий вопль: «Женись, голубчик!» Из-за игнорирования этого вопля утопилась карамзинская бедная Лиза, судьбу которой тысячи людей оплакивали десятки лет. Пушкинская Русалка тоже утопилась, но судя по тексту неоконченной поэмы, коварный изменник получил-таки в конце свое суровое воздаяние. А сейчас я знаю не один случай, когда несчастный молодой человек умоляет: «Ну, выдь за меня замуж!» — и слышит хладнокровное: «Так — пожалуйста, а регистрироваться не хочу». Прямо не девушки, а какие-то черные гусары.
Почему это так — об этом можно говорить долго и проникновенно, однако ограничимся тем, что наряду с универсальной причиной — утратой христианских основ жизни — укажем еще только одну, безусловно, с ней связанную, но гораздо реже упоминающуюся: влияние матерей, жертв победившего, развивающегося, совсем-совсем развитого, зрелого и, в конечном итоге, перезревшего социализма, искалечивших свою жизнь и другой возможности просто не желающих видеть. Мне в свое время пришлось чуть ли не зубами отрывать высокоинтеллигентную и верующую женщину от зятя, которого она стремилась стереть с лица земли, утверждая, что дочери он уже не нужен: замужем побывала, штамп в паспорте есть, ребенок есть, так зачем еще такая обуза, как муж (кстати, очень порядочный, очень образованный и хорошо зарабатывающий)? Замечу кстати, хотя это к данной теме вроде бы отношения не имеет, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» значится, что если муж принуждает жену к аборту, то она имеет право с ним развестись. Про мамаш там ничего не сказано, а их подзуживание встречается гораздо чаще.
Но значительно интереснее попытаться ответить на вопрос: а зачем, в самом деле, замуж-то выходить?
Дары в супружестве
А ведь женщины наделены свыше прекрасными дарами. Женщина способна быть хорошей женой, любящей и любимой, невзирая на возраст и изменения внешности. Противно смотреть на цветущих рекламных супругов, вместе обожающих дрянной маргарин, сомнительный молокопродукт или моющее средство, но нет более дивного зрелища, чем супруги, вместе прожившие долгую жизнь и вместе состарившиеся. На их лицах — покой души, основанный на внутреннем мире и глубочайшем, выверенном десятилетиями взаимопонимании. Им хорошо, им очень хорошо. Их жизнь полна любви, и их миновало тяжкое проклятие старости — одиночество.
Конечно, можно возразить, что никто не мешает свободной женщине свободно родить ребенка, а то и не одного. Но уже можно наблюдать старость таких матерей, и она незавидна, потому что дети не прощают неполноты своего детства — если она произошла по воле матери; при этом если женщина овдовела или муж ее недостойно бросил, дети это понимают. А кроме того, понимают — и видят, и ощущают, как гордая своей самостоятельностью мать с годами не мягчает, а черствеет, не мудреет, а становится агрессивной, ограниченной женщиной, на глазах обрекающей себя на одиночество. Да и сами эти дети, лишенные полагающейся ребенку доли семейного тепла, растут нельзя сказать чтобы очень душевными людьми.
Так почему бы свободной и деятельной женщине не заработать кучу денег (чаще всего мешает отсутствие необходимых способностей, но кто ж об этом думает) и на эти деньги обеспечить себе комфорт в старости? Но вот вам пример: Коко Шанель, красавица, умница, талант, величайшая из великих кутюрье, перевернувшая моду и создавшая стиль на десятилетия. Живет в сверхроскошных апартаментах сверхроскошного отеля. Умирает в полном одиночестве, как бесприютная бродяжка в чистом поле: не любила, чтобы ее беспокоили, вот никто и не заглядывал. А что было на душе у этой одинокой старухи, отвернувшейся от всех людей и от всего человеческого — можно только догадываться. Страшно.
Да разве только в старости дело? Юные о ней и не думают вовсе. Но «состоявшееся» супружество и в более молодые годы обладает удивительными свойствами, которые так просто не опишешь.
. Много лет назад Москве повезло: приехали на несколько дней две легенды — величайший режиссер Федерико Феллини и его жена, удивительная актриса Джульетта Мазина. Был на скорую руку устроен прием, на который набилось человек двести: режиссеры, актеры, композиторы. И каждому хотелось что-то сказать и что-то услышать. И вот, в одном конце большого зала буквально рвут на части Феллини, в другом — Мазину. Для собравшихся это было великим счастьем, уникальным, неповторимым событием. А для «гостей» — величайшим напряжением. И замечено было, что они совершенно синхронно оборачиваются, обмениваются быстрым взглядом — и снова отдают себя на растерзание. Это и есть брак: они в одну и ту же секунду чувствовали необходимость поддержки — и получали ее, лишь взглянув друг на друга.
Я очень люблю наблюдать, как идут супруги. Ведь вот и не в обнимку, и не под ручку, и подчас даже не рядом — а видно, что они едины. Удивительные слова Писания про единую плоть (см. Быт 2:24; Мф 19:5-6; Мк 10:7-8, 1 Кор 6:16; Еф 5:31), как следует из контекстов, относятся отнюдь не только к физическому соединению супругов, но к образованию некоего таинственного и таинственного единства, способного совершенно преобразить отношения между личностью и миром, сделать их как бы цветными и многомерными; точнее, это жизнь одиноких представляется черно-белой и плоской при сравнении. Никакая дружба, пусть самая крепкая и верная, и тем более никакой «роман», сколь угодно головокружительный, не дают того душевного взаимопонимания и взаимопроникновения, которое вырастает в браке и длится десятилетиями — и движется «по возрастающей».
Правописание слова
Для начала определимся с тем, какую часть речи представляет это слово. Некоторые филологи относят его к категории наречий, а именно: наречия меры и степени, так как оно отвечает на вопрос «как?» и при этом обозначает силу и срочность какого-то желания, стремления.
Другие же ученые выделяют такие слова в отдельную часть речи – предикатив, обозначающий категорию состояния. В предложениях он обычно выступает в качестве сказуемого. В русском языке подобных слов несколько, есть и синонимичные предикативу невтерпёж: «невмоготу», «невмочь».
На первый взгляд, в этом слове есть частица «не», которая пишется отдельно. Что, в принципе, было бы логично, если бы мы исходили только из того, что предикатив образован от глагола «терпеть» и частицы «не». Ведь мы знаем, что «не» с глаголами пишется раздельно.
Но тогда раздельно бы писался и предлог «в»: «не в терпёж», тем более, что существительное «терпёж» хотя и устарело, но иногда употребляется в разговорной речи: «никакого терпежу нет!».
Однако со временем три слова «не в терпёж» срослись в единое целое, и теперь пишутся слитно. И частица «не» не отделяется, так как слова «втерпёж» уж точно не существует.
Кроме того, что проблема может возникать в слитном или раздельном написании невтерпёж, возникают сомнения в наличии или отсутствии мягкого знака в конце. Ведь есть правило, которое велит нам ставить мягкий знак в наречиях после шипящих:
- настежь;
- прочь;
- навзничь;
- сплошь.
По аналогии с такими словами мягкий знак так и просится в предикатив невтерпёж. Но его там нет! Хотя бы потому, что изначально, как уже было сказано, «терпёж» – это существительное мужского рода, а в них после шипящих мягкий знак не ставится.
Но легче, пожалуй, запомнить три слова-исключения из правила про мягкий знак: «уж замуж невтерпёж». Именно в этих трёх наречиях мягкий знак в конце не ставится.
Что же касается того, какая гласная пишется в последнем слоге, Е или Ё, то тут нужно ориентироваться на звучание: ударение падает именно на третий слог, в котором слышится Ё. Значит, именно эта гласная там и пишется.
Примеры предложений
- Павлу было настолько невтерпёж, что он обгрыз все ногти и извёл бабушку вопросами.
- — Если тебе так уж невтерпёж, закончишь уборку – и беги на станцию, — сухо сказала мама.
- Ирине давно было невтерпёж увидеть жениха сестры, но она заставляла себя сидеть тихо.
- — Будет сильно невтерпёж, — сказал Игорь Петрович, — позвоните по этому вот номеру.
- Олегу было не так уж и невтерпёж: он спокойно позавтракал, только потом вышел из дома.
Примеры, исключения
Для активизации визуальной памяти изложенное выше правило представлено ниже наглядно:
Представленные выше слова-исключения можно без труда запомнить, отработав их на примере следующих упражнений.
1. Младшая сестра Лена выходит замуж…, поэтому она скоро уж… поедет проч… из отцовского дома, точ…-в-точ… как папина сестра Нина Алексеевна, у которой желание съехать было невтерпеж… .
2. Береч… (?), могуч… (?), навзнич… (?), хорош… (?), замуж… (?), силач… (?), крепыш… (?), вскач… (?), мимо туч… (?), уж… (?), береч… (?), грач… (?), гора с плеч… (?), точ… (?)-в-точ… (?), у дач… (?), вчитаеш…ся, навзнич… (?), наотмаш…(?), промеж… (?).
Упражнение №1 ориентировано на запоминание словарных слов, а №2 позволяет не только отработать правописание наречий, но и способствует навыкам дифференциации разных частей речи на шипящий.
Правильные ответы к упражнению 1: замуж, уж, прочь, точь-в-точь, невтерпеж.
Правильные ответы с комментариями к упражнению 2:
беречь (все глагольные формы на шипящий пишутся с мягким знаком); могуч (это краткое прилагательное, которое всегда пишется без мягкого знака); навзничь (наречие, требующее наличие «ь»); хорош (краткое прилагательное); замуж (наречие-исключение); силач (существительное мужского рода); крепыш (существительное мужского рода); вскачь (наречие); мимо туч (существительное в форме множественного числа, Родительного падежа); уж (наречие-исключение); беречь (глагольная форма на шипящий); грач (существительное мужского рода); гора с плеч (множественное число имени существительного в Родительном падеже); точь-в-точь (наречие); у дач (форма множественного числа имени существительного в Родительном падеже); вчитаешься (глагольная форма на шипящий); навзничь (наречие); наотмашь (наречие); промеж (наречие-исключение).
Жена как феномен
Поскольку я все-таки лингвист, приведу небезынтересную аналогию. В грамматике считается, что глава предложения — подлежащее, по нему все строится, но квинтэссенция смысла — в сказуемом. Так вот, глава семьи — безусловно, муж, без него семьи нет (термин «неполная семья» создан не от хорошей жизни и чем-то напоминает всадника без головы и иные столь же жизнеспособные конструкции). Но сердце семьи — жена.
В осетинском фольклоре есть такая сказка. Молодежь пустилась в дискуссию о том, кто важнее в семье, и до того разгорячилась, что решено было поставить эксперимент: самая умная девушка в селе вышла замуж за самого глупого парня, а самый умный из молодых людей женился на самой глупой девице. Умная жена при всем своем уважении к мужу потихоньку-полегоньку, «по-умному», помогала ему принимать умные решения, и со временем он стал уважаемым членом общества. А глупая жена так разрушающе влияла на мужа, что он стремительно поглупел и превратился в полное ничтожество. И когда молодые жены отчаянно жалуются на то, что муж негодящий попался, я, во-первых, думаю, куда она раньше-то смотрела, а во-вторых — вспоминаю эту сказку.
Сказка — вещь мудрая, но все же она не более чем сказка. А вот один архиерей (очевидно, не менее мудрый) говорил, что когда к нему приходит кандидат на рукоположение со своей женой, то он больше смотрит на будущую матушку: «Если она — на пятерку, а муж — на тройку, то я рукополагаю, а если он — на пятерку, а она — на тройку или еще хуже, то нет». И так, без специальных деклараций, поступают многие архиереи.
А что значит — «на пятерку»? В воспоминаниях одного почтенного батюшки говорится, что когда он собирался искать себе жену, его духовник сказал: «Нужно, чтоб или христианка была как кремень, или чтоб семья из нее так и перла». Заметим, что твердость в вере здесь на первом месте: имеется в виду, что настоящая христианка по вере своей сумеет стать хорошей женой. Троекратное «увы» церковным активисткам, которые якобы по благочестию пренебрегают семьей.
Правописание слова «невтерпёж»
Чтобы выяснить, слитно или раздельно пишется с не- рассматриваемое слово, определим его морфемный состав:
не в терп ёж — приставка/приставка/корень/суффикс.
Не существует слова «втерпеж», так что сделаем вывод:
Вторая орфограмма в этом слове — написание мягкого знака. Как правильно пишется это наречие, с мягким знаком после шипящего или без него? Ведь согласно правилу орфографии наречия, имеющие шипящие «ж», «ч», «ш», «щ» на конце, пишутся с мягким знаком.
Например:
- уйти прочь;
- пуститься вскачь;
- раскрыть настежь;
- хлестнуть наотмашь;
- совсем невмочь;
- опрокинулся навзничь.
В отличие от написания этих слов наречие «невтерпёж» пишется без мягкого знака после шипящего, являясь исключением из правила, как и слова «уж» и «замуж», написание которых запомним или справимся о них в орфографическом словаре.
Тайна христианского брака
На это на все могут сказать: ну, допустим, брак создает уникальные отношения, но ведь люди смертны, и далеко не всем удается «умереть в один день», как живописал супружеское счастье романтический Александр Грин. И что тогда — темный ужас одиночества, еще более страшного, поскольку произошла утрата? — Да в том-то и дело, что вовсе нет. Для христианского брака нет вечной разлуки, а есть вечная жизнь, хотя и в таких формах, о которых мы знать не можем. Но когда я в «Альфе и Омеге» печатала воспоминания двух супругов (кстати, идеально дополняющие друг друга), один из которых к тому времени скончался, я в послесловии написала, что язык не поворачивается назвать ту, которая еще в земной жизни, вдовой. И она позвонила мне, поблагодарила и сказала, что это чистая правда, что она себя вдовой и не чувствует.
Вот это все и есть то, ради чего очень даже стоит вступать в брак. А то, что обычно называют семейными радостями — это лишь внешнее выражение удивительной тайны супружества, но и оно полно красоты и величия и дивно в очах Божиих и человеческих.
Дальнейшие контраргументы
Почему-то распространено мнение о том, что если женщина — не летчик, не капитан дальнего плавания, не банкир или на худой конец не инженер-строитель, то жизнь ее прожита впустую. Короче говоря, если женщина — не мужчина, то она вроде бы и не человек. Смешно то, что эту идею горячо поддерживают феминистки, которым вроде бы больше к лицу утверждать самостоятельную ценность женщины как таковой. Ан нет, не получается, и очевидно, что из-за того, что основная идея выбрана не из лучших.
Еще у сторонниц безбрачия в моде наука (все равно какая) и творчество, ради которых стоит якобы отказаться от семьи. И здесь вранье; существует множество женщин-ученых, художниц, писательниц, живущих полноценной семейной жизнью. И сотни тысяч вечных лаборанток, мелких чиновниц, служащих и т. д., ненавидящих свою работу и лишенных утешения в виде домашнего уюта и семейного тепла. А что получится из юной противницы брака, кассирша или топ-менеджер, еще неизвестно, но известно, что статистически преобладают кассирши.
Между тем женщина есть женщина, со всеми своими свойствами и качествами. Нужно только понять, что свойства эти — не только физиологические, но и душевные и даже (страшно сказать!) духовные. Именно они и должны развиваться и достигать своего максимума, и происходит это в семье.
Не будем сейчас говорить о, так сказать, высоком безбрачии, о монашестве, потому что это — дар особый. Недаром была высказана святоотеческая мысль о том, что постриг — для тех, кто имеет любовь совершенную, а для тех, кто не имеет, существует семья как школа любви. Между тем женские монастыри сейчас стонут навзрыд от набегающих «послушниц», явившихся со смутными и возвышенными целями — и, к счастью, столь же стремительно убегающих. К счастью для монастыря, — но у них-то самих жизненная травма. Однако в основном девушки, отказывающиеся от брака, о монашестве и не помышляют, а желают жить по своей воле, по своему произволу, ни с кем не считаясь. И это — главная причина формирования класса амазонок.
Семья. Середина XX века. Фото из архива журнала «Фома»
Контраргументы и их разоблачение (по Булгакову)
Широко распространено мнение, что муж — это бремя, рабство, множество дополнительной работы. Первое место в примерах занимают варка супа и стирка носков. Однако суп — чрезвычайно полезная и недорогая еда, так что варить его всегда невредно, а стирка в стиральной машине хоть чего — не проблема. Так что это, как говорил один из булгаковских персонажей, случай так называемого вранья. На самом деле дело не в этом, а просто лень любить. Ибо для любящей не только супы и носки, но и гораздо более сложные «испытания» превращаются в ничто и даже некоторым образом в дополнительное развлечение, в одну из маленьких радостей семейной жизни. А леность начинает действовать уже на дальних подступах к браку, и девушка, не умеющая любить и от лености вовсе не желающая этому учиться, либо вовсе не в состоянии найти свою родную половину, либо по лености соглашается на совершенно негожий вариант. При наличии ума и прилежания его, правда, тоже можно было бы сделать сносным, да лень.
Главный порок классического романа состоит в том, что он, как правило, кончается свадьбой. Между тем именно после свадьбы и начинается самое интересное — нормальная человеческая жизнь, которая строится отнюдь не по рекламным клипам. Да, семью нужно создавать, и это великий труд, но труд благодатный, и плод его — развитие личности. Именно так, а байки про то, что семья-де мешает личному развитию — это опять-таки вранье. Семья «мешает» лености, безответственности, капризам, бессмысленному сиюминутному существованию. А личность женщины в семье расцветает, что для семейной жизни является первейшим из необходимых условий.
Семья. Вторая половина XIX века. Фото Николая Рахмонова, вторая половина XIX века / Russian Look