Воронежский успенский адмиралтейский храм

Как перевести пожертвования

Сделать пожертвование на проект восстановления храма очень просто — форма для целевого перевода через интернет находится на сайте прихода вот тут.

Можно просто принести свое пожертвование в церковь и передать настоятелю. Мы должны помнить, что храм — это некоммерческая организация, он живет благодаря безвозмездным пожертвованиям верующих.

Главный праздник этой церкви – как 300 лет назад, Успение Пресвятой Богородицы – несмотря на то, что главный алтарь продолжает лежать в руинах. А куранты на колокольне как бы отсчитывают время жизни разрушающейся святыни, сердца города. Найдутся ли те, кто внесут свою лепту в дело восстановления храма и сохранят ему жизнь?

Наталья Сазонова 

Закрытие церкви

Ее решили переоборудовать под дом культуры. Но еще около 4 лет прихожане упорно не отдавали здание, обжаловали каждое решение. В 1931 г. Успенскую пришлось закрывать повторным решением властей.

Старожилы Калача помнят, как со всеми любимого Успенского снимали колокола, как оборвалась веревка, так что самый большой из них, пятитонный, рухнул, ломая перекрытия. Верующие разбирали по домам выброшенные иконы, хранили, как святыню, даже осколки колоколов.

Впрочем, ни звонница, ни храм полностью разрушены не были. Колокольню передали местной пожарной части, а в церковном здании открыли электростанцию, работавшую на мазуте. Копоть от него настолько пропитала стены, что ныне даже просто покрасить их – почти неразрешимая проблема.

Церковь Успения, Калач 2011г.

За советский период безвозвратно утрачено все имущество Успенской, уникальное убранство, фрески, созданные лучшими художниками страны. Когда с начала 1990-х заговорили о возможной второй жизни исторически и культурной значимой церкви, возрождать было уже почти нечего.

Планы на восстановление и их реализация

С 1997 г. воссоздание храма началось с реставрации колокольни. Общий кризис в стране не дал возможности восстановить ее полностью. Однако, удалось украсить проемы ажурными решетками. Их изготовил художник, скульптор А.В.Козинин. Тогда же бывшая звонница  украсилась часами-курантами, созданными мастерами из Воронежа А.В.Струковым и С.О.Балем.

Однако начать службы удалось только через 13 лет, с 2010 г. Тогда силами прихода удалось более или менее отремонтировать Сретенский придел, где начались ежедневные богослужения.

С 2011 г. началась реставрация центрального купола, а 24 сентября 2021 г. на него поднят крест, а на звонницу – новые колокола

Роспись

С 2017 г. началась реставрация уникальных фресок. Помимо того, что их пришлось освобождать от штукатурки, извести, оказалось, что лики буквально выцарапаны безбожниками, ненавидевшими святыню. Вердикт реставраторов, работавших здесь, был неутешителен: большинство фресок утрачены, по сути, нужно писать новые. Часть этой работы уже проделана художниками из Владимира, Александром и Ниной Барановыми. Им удалось восстановить пять фресок. Но на дальнейшую работу требуются средства.

Жизнь храма в советские годы

После 1917 г., с началом гражданской войны, мирный ход жизни города оказался нарушен. Есть данные, что сюда приезжал (и останавливался у И.Ф.Комова) атаман Войска Донского, П.И.Краснов, а многие горожане противостояли советской власти на стороне «белого» движения. 

Советская власть установлена в Калаче с 1919 г. К этому времени уехал (по другой версии – умер) И.Ф.Комов, покинули город или погибли многие благочестивые прихожане. Но все же церковь, духовное сердце города, была открыта еще 9 лет. Более того, с 1922 г. образовано викариатство, а Успенская церковь впервые стала кафедральной. В город прибыл первый в его истории епископ, Серафим (Адамов).

Однако духовно торжествовать оснований не было. Церковная летопись за 1922 год свидетельствует: приход не обошли стороной церковные расколы того времени, споры вокруг так называемого «обновленчества» и предполагавшихся церковных «реформ» вроде отмены монашества или введения женатого епископата.

Строки летописи, написанные тогдашними настоятелями, бесстрастно свидетельствуют: многие тогда сочувствовали обновленчеству, именовали его противников «тихоновцами», по подобию сектантов, хотя действующий предстоятель, свт. Тихон (Белавин) Патриархом был вполне законно. Уклонился к «обновленчеству» даже сам владыка Серафим.

Хроника приходской жизни обрывается на 1927 г. А архивные документы свидетельствуют: именно тогда был юридически ликвидирован приход, ведь церковная «десятка» (такая минимальная численность общины была установлена новой властью) не смогла уплатить все возрастающие «страховые взносы» за конфискованное властями здание.

Современное состояние храма и жизнь прихода

К настоящему времени удалось частично отремонтировать фасад, отремонтировать здание просфорной, заменить лестницы колокольни. Но реставрация церкви идет крайне медленно за недостатком финансов.

Между тем, специалисты говорят о почти критическом состоянии здания, которое, по сути, разрушается. Например, за советский период стены церкви «ушли в землю», теперь необходимо снимать грунт, который находится выше цоколя здания. К тому же, срочно нужен водоотвод: сейчас талые и дождевые воды текут под фундамент, продолжая его уничтожать.

Без реставрации остаются многие росписи, требуют замены двери, с фасада продолжает осыпаться штукатурка, обнажая кладку. Кроме одного придела, все остальные    представляют собой развалины. Фотографии, размещенные на сайте прихода, показывают провалившиеся перекрытия, разбитые окна, груды кирпича.

Молебен в Сретенском приделе

Тем не менее, в Сретенском приделе с вечера пятницы по вечер воскресного дня, а также по праздникам, неопустительно совершаются богослужения, работает воскресная школа. Приход сейчас невелик. По признанию настоятеля, иерея Димитрия Ткаченко, в основном это пожилые люди. 

Интересный фактНа помощь разрушенному храму часто приходят неравнодушные калачеевцы. Да не только они: здесь до сих пор вспоминают одну рабу Божию из Москвы, которая неделю, по сути, прожила у церкви, ночуя в своей машине. Женщине удалось организовать вывоз с территории не менее 5 грузовиков строительного мусора. 

Но все же предстоящий объем работы поистине необъятен, население Калача невелико, а православных здесь, против прежних лет, немного.

Разрушенный храм Успения Божией Матери

История храма не просто неразрывно связана с историческим прошлым города – он и есть это прошлое: от самого основания «слободы Калач». Так было всегда, так остается сейчас, когда уже многие годы идет восстановление святыни.

Благодаря добровольным пожертвованиям на храм неравнодушных людей, по крупицам собираются средства на его восстановление и выполняются необходимые работы. Но денег катастрофически не хватает и кажется, что собрать необходимую сумму на полную реставрацию просто невозможно… Но, памятуя слова Христа о том, что «все возможно верующему (Мк. 9:19), настоятель и прихожане продолжают молиться и делать все возможное, чтобы завершить начатое восстановление. 

«Слобода Калач»

Нынешнее место расположения Успенской церкви – город Калач, центр одного из районов Воронежской области. Ныне это небольшой город с населением около 20000 человек.

Город Калач

Интересный фактПри этом в городе и Калачеевском районе насчитывают более 100 культурных, архитектурных памятников, включая Успенскую церковь. 

Столь богатая история берет начало по одним данным – с конца XVI, по другим – с XVII в. Земли эти стали частью Русского государства при Иване IV, после присоединения Астраханского ханства. Время было неспокойное, военное: на русских поселенцев нападали татары, калмыки, Ногайская орда. А потому каждое поселение представляло собой военную крепость.

Не был исключением и Калач. Именование города совершенно не связано с известным хлебным изделием: по одной версии, его назвали из-за именуемой так местной реки (какой именно, краеведы пока не установили), по другой – «калачом» именовали круглую возвышенность, на которой построена была крепость.

Во всяком случае, название «слобода Калач» документы упоминают с конца XVII в., а официальный статус поселение получает около 1715 или 1716 г. Жили здесь казаки, выходцы с Украины. Крепость была частью так называемой  «Толучеевской  оборонительной линии», названной так по местной речке.

К этому времени здесь уже был по крайней мере один храм, стоявший на месте, где находится нынешний каменный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector