Что такое светское государство?

References

  1. Bhargava R. Political Secularism / R. Bhargava // Dryzek J. The Oxford Handbook of Political Theory / J. Dryzek, B. Honnig, A. Philips. Oxford: Oxford Academy, 2009. P. 636 — 655.
  2. Hittinger F.R. Political Pluralism and Religious Liberty: The Teaching of Dignitatis Humanae / F.R. Hittinger // Universal Rights in a World of Diversity. The Case of Religious Freedom Pontifical Academy of Social Sciences, Acta 17, 2012. URL: www.pass.va/content/dam/scienzesociali/pdf/acta17/acta17-hittinger.pdf (дата обращения: 15.05.2018).
  3. Kuru A.T. Passive and Assertive Secularism: Historical Conditions, Ideological Struggles, and State Policies toward Religion / A.T. Kuru // World Politics. 2007. Vol. 59. P. 568 — 594.
  4. Kuru A.T. Secularism and State Policies toward Religion: The United States, France, and Turkey / A.T. Kuru. New York: Cambridge University Press, 2009. 581 p.
  5. Modood T. Moderate Secularism, Religion as Identity and Respect for Religion / T. Modood // The Political Quarterly. 2010. Vol. 81. No. 1. P. 4 — 14.
  6. Turner C. Said Nursi / C. Turner, Н. Horkuc // Said Nursi: Makers of Islamic Civilization. Oxford: I.B. Tauris & Co Ltd, 2009. 160 p.
  7. W. Cole Durham, Jr. Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections / W. Cole Durham, Jr. // Pontificia Accademia delle scienze sociali. Plenary Session. 2011. April 30. P. 359 — 389.

Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений

Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, — это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.

Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.

В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:

  • 1 модель «светское государство» – государство отделено от церкви;
  • 2 модель «теократическое государство» —  государственная и церковная власть едины, глава государства выступает и как глава религиозной конфессии;
  • 3 модель «клерикальное государство» — в государстве имеется, как правило, одна религия, имеющая государственный статус, которая наделяется огромными привилегиями, становясь влиятельной политической силой.

Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.

Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.

Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.

В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.

Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.

Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.

Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.

Список самопровозглашенных светских государств по континентам

Карта светских государств синим цветом. Состояния с государственной религией показаны красным, а неоднозначные состояния показаны серым.

Это список стран, которые прямо описаны как светские в своих конституциях или других официальных государственных документах.

Африканские страны

  • Ангола
  • Бенин
  • Ботсвана
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Камерун
  • Центрально-Африканская Республика
  • Чад
  • Берег Слоновой Кости
  • Демократическая Республика Конго
  • Республика Конго
  • Габон
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Мадагаскар
  • Мали
  • Намибия
  • Нигерия
  • Руанда
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Сенегал
  • Танзания
  • Идти

Азия

  • Азербайджан
  • Китай
  • Восточный Тимор
  • Индия
  • Бангладеш
  • Япония
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Непал
  • Филиппины
  • Сингапур
  • Таджикистан
  • Турция 1
  • Туркменистан
  • Вьетнам

1 Трансконтинентальная страна .

Европа

  • Албания
  • Австрия
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Хорватия
  • Чехия
  • Эстония
  • Франция
  • Италия
  • Косово 2
  • Латвия
  • Португалия
  • Россия 1
  • Сербия
  • Словакия
  • Словения
  • Испания
  • Швеция
  • Украина

1 Трансконтинентальная страна . 2 государства с ограниченным признанием .

Деятельность религиозных организаций

В нашей стране для церкви и всех религиозных организаций предоставлена свобода в деятельности, не противоречащей законам. Государство не определяет и не навязывает гражданам какого-либо отношения к религии, признает деятельность организаций в данной сфере независимой, не возлагает на эти объединения полномочий государства и органов местного самоуправления.

Принципы светского государства отделяют систему образования от религии, поэтому церковь и другие объединения не участвуют в системе школьного образования. Также они не могут принимать участие на выборах федерального и местного уровня. Деятельность религиозных объединений регламентируется законами федерального уровня.

Ранее деятельность подчинялась Закону 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», далее был издан новый федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В статье 4 действующего закона обозначен конституционный принцип, который отделяет друг от друга деятельность государства и религии, а также регламентирует отношения между ними.

По данному закону РФ, как государство, обязано обеспечить:

  • невмешательство в отношение граждан к религии, к вопросам формирования отношения детей к религии. Родители вправе самостоятельно воспитывать своих детей, руководствуясь собственными убеждениями и обозначенными правами ребенка, в том числе и на свободу вероисповедания;
  • свободу для религиозных объединений от необходимости участвовать в работе органов государственного и местного управления, государственных учреждений;
  • невмешательство во внутренние вопросы религиозных организаций при условии, что те соблюдают установленные законами нормы;
  • светский характер системы образования на государственном и местном уровнях.

Это означает, что в работе органов государственной власти и местного уровня неуместны религиозные церемонии и обряды, служебное положение и продвижение по карьере для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других лиц не могут зависеть от их вероисповедания и отношения к религии.

Принцип отделения религиозных объединений гарантирует:

  • неспособность церкви и других организаций исполнять полномочия органов власти;
  • свободу религиозных деятелей от участия в выборах любого уровня;
  • свободу от участия в деятельности политических объединения, оказания им материальной помощи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Религиозные организации функционируют отдельно от государственных структур, но это не означает, что они ограничены в конституционных правах. Представители духовенства, как и все граждане, которые являются приверженцами определенной религии, могут участвовать в демократическом процессе в качестве избирателей на выборах государственного и местного значения, политических партий, а также на референдумах общественного значения.

Замечание 1

Государство принимает во внимание просьбы религиозных объединений по объявлению религиозных праздников нерабочими днями. Например, всероссийским выходным днем является 7 января, в этот день православные христиане отмечают праздник – Рождество Христово

Государство отделено от религии в правовом плане, но это не означает, что оно не может оказывать материальную помощь. Государство поддерживает религиозные объединения посредством финансового содействия в содержании и восстановлении значимых зданий, объектов, которые считаются памятниками культуры и истории, а также в предоставлении льгот, например, налоговых. Также государство оказывает помощь в организации образовательной работы религиозных объединений.

Положение религии в государстве

В Конституции зафиксировано два положения:

  • государственная религия отсутствует, религия не может быть обязательной;
  • государство не участвует в деятельности религиозных организаций, им нельзя делегировать функции органов государственной власти.

Отношения между религией и государством в России можно охарактеризовать, как обоюдное невмешательство. Такие взаимоотношения сложились исторически, в истории государства были разные периоды: прямого влияния религии на государственные вопросы, ущемления интересов сторонников определенных верований, использования религии в государственных интересах, в советские времена были распространены гонения на почве религии и даже террор по отношению к верующим и представителям церкви. Именно на почве такого прошлого определилась значимость соблюдения принципов светского государства, равенства между разными религиями и независимого сотрудничества правительства и представителей духовенства.

Королевство свевов — первое славянское государство в Западной Европе

Хочу возразить.В российской исторической науке первым славянским государством считается не Первое Болгарское царство (681-1018 гг.), а Государство (или Держава ) Само (623-658гг.).«Согласно «Хронике мира» Фредегара в 623-624 годах славяне восстали против авар (обров), кочевников, занявших около середины VI века Паннонию – одну из римских провинций – и постоянно нападавших на франков, византийцев и славян. К восставшим славянам присоединились прибывшие к ним в то время для торговли франкские купцы, в том числе и Само, уроженец Сенонской области Фракии. По каким-то причинам Само прекратил торговлю с аварами и в битвах против них на стороне венедов показал себя искусным и храбрым воином, хорошим стратегом, умеющим вести за собой людей. После победы над аварами Само был избран вождем славян. Царствование Само продолжалось тридцать пять лет. За это время он создал обширное государство, которое включало земли лужицких сербов, дулебов, чехов, моравов, словаков, черных хорватов, распространялось за Дунай, на территорию Паннонии и южных славян. Главным городом державы Само стал Вышеград на реке Мораве.Держава Само представляла собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. Судя по хронике Фредегара, держава Само вела постоянные войны с гуннами, аварами, франками, алеманнами и лангобардами. В частности, Фредегар рассказывает о трех битвах славян с воинами короля восточной части франкской державы Дагоберта, которые стали результатом убийства славянами франкских купцов и дерзкого отказа князя Само выдать королю виновных. В сражениях с армиями алеманов (на территории современной Австрии) и лангобардов (в Хорутании) славяне потерпели поражение, однако в последней битве под крепостью Вогастибург (согласно хронике Фредегара битва продолжалась три дня) армия Дагоберта была разбита, и славяне разграбили несколько областей франкской державы.По свидетельству Фредегара, Само правил с 623 по 658 годы, однако после его смерти государство распалось, несмотря на то что после себя Само оставил двадцать два сына и пятнадцать дочерей от двенадцати жён-славянок.Карантания (Хорутания)После распада государства Само в бассейне реки Мура и верховьях реки Дарва образовалось раннефеодальное государство словенцев – Карантания (Хорутания – VII – XI века). Сведения об этом государстве содержатся в трактате «Обращение баварцев и хорутан» (вторая половина IX века), причем термин «карантани» в этом памятнике последовательно употребляется как этноним, обозначающий особый славянский этнос, заселявший пространство между Баварией и Нижней Паннонией. Как отдельный славянский народ карантанцы фигурируют и в русских летописях:Образование Карантанского княжества вызвало некоторую стабилизацию в жизни славян Альпийского региона и привело к их объединению. Об этом свидетельствует сложившаяся здесь в начале VIII века единая археологическая культура. Очевидно, с формированием и развитием карантанской культуры начался процесс становления особой славянской народности.Однако около 745 года Карантания попадает в зависимость от империи Каролингов. С этого времени начинается активный процесс христианизации карантан миссионерами из Баварии и Италии. В 20-х годах IX века Карантания окончательно оказалась в составе империи Карла Великого, и альпийские славяне утратили свою государственность. Альпийский славянский этнос так и не успел сформироваться. В XI — начале XII века Карантания расчленяется на мелкие административно-территориальные образования: Каринтию, Штирию, Крайну. Одновременно начинается интенсивный процесс колонизации этих земель немецкими крестьянами и вместе с тем германизации славянского населения. Если в XV веке здесь еще сохранялись славяне, считавшие себя особым этносом, то позднее сведения о них исчезают.Потомками альпийских славян сейчас являются только словенцы. Полагают, что становление их языка восходит к периоду существования Карантании. Ряд фонетических явлений словенского языка сложился уже к концу IX века. «

Сущность светского государства

Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Светское государство 450 руб.
  • Реферат Светское государство 230 руб.
  • Контрольная работа Светское государство 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия япредставляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

Бывшие светские государства

  • Конфедеративные Штаты Америки (1861–1865)
  • Демократическая Республика Афганистан

    Афганистан стал светским государством , после советского вторжения , но ислам снова стал официальной религией в 1987 году.

    (1980–1987)

  • Доминион Пакистана (1947-1956)
  • Императорское государство Иран

    Иран был светским государством до 1941 года, когда он сверг Реза-шаха . После переворота 1953 года он снова был светским государством до исламской революции 1979 года, в результате которой был свергнут Мохаммад Реза Пехлеви и образовалась исламская республика .

    (1925–1941, 1953–1979)

  • Ирак

    Ирак стал светским государством в 1932 году после обретения независимости. Однако ислам стал государственной религией Ирака в 2005 году после принятия новой конституции Ирака .

    (1932–2005)

  • Самоа

    В 2017 году законодательное собрание Самоа одобрило поправку к конституции, согласно которой христианство было признано государственной религией.

    (1962–2017 годы)

Типология светских государств

В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:

  • присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
  • уровень воздействия религии на государственную систему права.

Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:

  1. Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
  2. Преференциальный тип;
  3. Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
  4. Контаминационный тип.

Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Замечание 2

Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом. . Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

  • Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
  • Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
  • Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
  • Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства. Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал. Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).

Какие страны являются светскими государствами?

Всего в мире 96 светских государств. Африка и Европа имеют наибольшее количество светских государств в мире, с 27 и 33 светскими государствами соответственно. В Азии 20 светских государств, а в Южной Америке семь светских. Океания и Северная Америка имеют наименьшее количество светских государств: только 4 (Австралия, Новая Зеландия, Микронезия и Фиджи) в Океании и 5 (США, Мексика, Куба, Канада и Гондурас) в Северной Америке. Тем не менее, многие светские государства демонстрируют тенденции, наблюдаемые в религиозных государствах. Например, Великобритания является признанным светским государством, но ее конституция требует, чтобы глава государства поклялся защищать Англиканскую церковь путем принятия присяги на коронацию. Эта клятва, принятая в конце 17 века, характерна для религиозных, а не светских государств. Еще один повод для беспокойства виден в палате лордов Великобритании, где представлены священнослужители, взятые из англиканской церкви.

Государства, не обладающие статусом светских

Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.

В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:

  • Англии;
  • Дании;
  • Египте;
  • Тунисе;
  • Бангладеш и некоторых других странах.

Не полностью религия отделена от государства в Израиле.

Замечание 1

Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.

Основные типы светских государств

В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью выделяются несколько основных типов светских государств:

1. Эквипотенциальный тип (от латин. «аequus» — равный) – государство позиционирует себя максимально внерелигиозно, стремится дистанцироваться и изолироваться от церкви и различных религиозных институтов. К иным признакам эквипотенциального светского государства относятся:

  • провозглашение свободы совести и равенства религиозных перед законом и во взаимоотношениях с институтами государства;
  • установление запрета на использование религиозных атрибутов в государственной символике;
  • отсутствие в государственной судебной системе особых духовных или религиозных судов.

Эквипотенциальная модель характерна для современной Японии, КНР, Южной Кореи и США (только отчасти).

2. Преференциальный тип (лат. «praeferentia» — предпочтительный, преимущественный) – характеризует «мягкий» режим отделения религиозных объединений от государства.

В преференциальных светских государствах в силу исторической обусловленности выделяется одна (реже несколько, например, в Германии две — лютеранство и католицизм) религии, которым предоставляется льготный режим существования и деятельности.

Закрепление подобного статуса за определенной религией возможно официально, например, на конституционном уровне, либо неофициально, в силу сложившихся традиций. Например, в Конституции Дании официальная церковь, которая пользуется поддержкой государства, — это Евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), ее устав устанавливается законом.

Нужно обратить внимание на принципиальное положение о том, что законодатель использует термин «государственная религия», но не «общеобязательная». Таким образом, государство поддерживает определенную религию в силу, как правило, исторических традиций, но не навязывает ее гражданскому обществу как единственно возможную, сохраняя для граждан свободу совести и вероисповедания

3. Контаминационный тип (лат. «contaminatio» — смешение, соединение) — границы между светской и религиозной системами в таком государстве размыты. Религиозное право оказывает влияние на правовую систему государства.

Несмотря на то, что конституции контаминационных стран закрепили отделение религиозных объединений от государства, на практике они играют важную роль, фактически являясь государственной религией. Например, в Лаосе, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии такой религией является буддизм, в Индии и Непале — индуизм. Такая модель характерна и для государств так называемого исламского мира.

4. Идентификационный тип (лат. «identifico» — отождествление) — расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства.

Отличие данного типа от преференциального заключается в том, что здесь более жесткое отделение государства от религиозных объединений, сотрудничество государства происходит с несколькими религиозными объединениями без ярко выраженного предпочтения, граждане сами активно заявляют свою религиозную идентичность.

Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые имеют зачастую печальный опыт гонений на религию, в связи с чем исторические традиции бывают частично утеряны или реконструированы (Россия, Франция, Украина и др.).

Таким образом, несмотря на большое разнообразие типов и подтипов светских государств, во всех из них императивно установлен принцип отделения церкви от государства, который является основополагающим для характеристики светского государства.

В целом, жизнь показывает, что в реальной жизни не существует в абсолютном чистом виде светского государства.

Современная российская практика также демонстрирует отход от конституционных принципов светскости государства. Например, в обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что Россия в целях сохранения государственного единства чтит память предков, сохраняя и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1).

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, , и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Принципы светской державы

Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

Взаимоотношение между церковью и государством в РФ

Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.

Замечание 4

В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.

С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Православие в России

Юридически церковь отделена от государства, но она неразрывна связана с обществом. Граждане страны вправе лично принимать решение исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Люди выбирают себе веру добровольно и добровольно участвуют в религиозных обрядах или игнорируют их. Именно такой порядок обеспечивает корректное взаимоотношение между разными религиозными объединениями, обеспечивает согласие и мир в такой многонациональной и неоднородной стране, как Россия. Вторая часть статьи 14 Конституции определяет все религиозные организации равными перед между собой и с точки зрения закона. В этом заложено не только правовое, но и моральное равенство всех религий.

В нашем государстве сложились особые социальные и исторические условия для развития религий, в результате которых самой широко представленной религией по количеству приверженцев стало православие. Данная особенность закреплена преамбулой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о том, что Россия, как светское государство, признает вклад православия в историю своего становления, в культурную и духовную составляющую жизни общества. При этом сохраняется уважение к исламу, иудаизму, буддизму и другим религиям, многие из которых также оказали содействие в формировании свободы совести и вероисповедания.

Русская православная церковь и все ее представители придерживаются позиции поддержания согласия и гармонии в отношениях с государством, невозможности противопоставление религии и государства. Церковь была отделена от государства, но это не означает начало политики конфессионального равнодушия.

Замечание 2

Священник Алексей Николин выразил свое мнение относительно взаимодействия государства и церкви. Он считает, что основой взаимоотношений должна быть гармония, которую называют «симфонией властей» (consonatia), когда церковь и государство сотрудничают без стремления подчинить друг друга. По словам священника, именно к такому укладу стремились все православные христиане, проживающие в России.

Аналогичное видение должно распространяться на все конфессии и религии, тогда они смогут сосуществовать в согласии, сотрудничать ради соблюдения интересов своих прихожан, действовать в соответствии с Конституцией и законами.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Альтернативные модели государственного устройства

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector