Светское государство: характеристика, признаки

Светское государство имеет следующие особенности:

  • отсутствие в стране обязательной религии;
  • независимость и отделение государственных учреждений от церковных;
  • невозможность влияния религиозных организаций на органы власти, запрет на формирование органов власти религиозными организациями;
  • государственные органы являются некомпетентными в сфере религии, принимают по отношению к ней нейтральную позицию и являются лишь гарантом религиозной свободы;
  • отсутствие власти государства в религиозных и догматических вопросах;
  • нейтралитет государства и его должностных лиц к религиозным организациям, религиозному мировоззрению и культуре;
  • предоставление государством гражданам права молчать о своём религиозном мировоззрении;
  • отказ государства от дифференциации граждан по религиозному критерию;
  • отказ государства от финансирования религиозной деятельности религиозных обществ;
  • отсутствие привязки деятельности учреждений и органов государства к религиозным обрядам;
  • государственные школы имеют светский характер, в них можно преподавать науку религиоведения, но в качестве добровольного предмета;
  • светское государство исключает власть и вмешательство религиозных общин в политику;
  • оно не имеет организационных связей с религиозными объединениями;
  • государство в отношениях со всеми деноминациями руководствуется принципом равноправия;
  • светское государство не предоставляет религиозным общинам институциональной поддержки в осуществлении их миссии, а также не пользуется их помощью при реализации своих целей;
  • государство является носителем, а не создателем общечеловеческих, земных ценностей, не пропагандирует ценности сверхъестественные и религиозные.

Типология светских государств

В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:

  • присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
  • уровень воздействия религии на государственную систему права.

Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:

  1. Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
  2. Преференциальный тип;
  3. Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
  4. Контаминационный тип.

Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Замечание 2

Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом. . Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

  • Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
  • Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
  • Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
  • Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства. Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал. Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).

Основные типы светских государств

В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью выделяются несколько основных типов светских государств:

1. Эквипотенциальный тип (от латин. «аequus» — равный) – государство позиционирует себя максимально внерелигиозно, стремится дистанцироваться и изолироваться от церкви и различных религиозных институтов. К иным признакам эквипотенциального светского государства относятся:

  • провозглашение свободы совести и равенства религиозных перед законом и во взаимоотношениях с институтами государства;
  • установление запрета на использование религиозных атрибутов в государственной символике;
  • отсутствие в государственной судебной системе особых духовных или религиозных судов.

Эквипотенциальная модель характерна для современной Японии, КНР, Южной Кореи и США (только отчасти).

2. Преференциальный тип (лат. «praeferentia» — предпочтительный, преимущественный) – характеризует «мягкий» режим отделения религиозных объединений от государства.

В преференциальных светских государствах в силу исторической обусловленности выделяется одна (реже несколько, например, в Германии две — лютеранство и католицизм) религии, которым предоставляется льготный режим существования и деятельности.

Закрепление подобного статуса за определенной религией возможно официально, например, на конституционном уровне, либо неофициально, в силу сложившихся традиций. Например, в Конституции Дании официальная церковь, которая пользуется поддержкой государства, — это Евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), ее устав устанавливается законом.

Нужно обратить внимание на принципиальное положение о том, что законодатель использует термин «государственная религия», но не «общеобязательная». Таким образом, государство поддерживает определенную религию в силу, как правило, исторических традиций, но не навязывает ее гражданскому обществу как единственно возможную, сохраняя для граждан свободу совести и вероисповедания

3. Контаминационный тип (лат. «contaminatio» — смешение, соединение) — границы между светской и религиозной системами в таком государстве размыты. Религиозное право оказывает влияние на правовую систему государства.

Несмотря на то, что конституции контаминационных стран закрепили отделение религиозных объединений от государства, на практике они играют важную роль, фактически являясь государственной религией. Например, в Лаосе, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии такой религией является буддизм, в Индии и Непале — индуизм. Такая модель характерна и для государств так называемого исламского мира.

4. Идентификационный тип (лат. «identifico» — отождествление) — расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства.

Отличие данного типа от преференциального заключается в том, что здесь более жесткое отделение государства от религиозных объединений, сотрудничество государства происходит с несколькими религиозными объединениями без ярко выраженного предпочтения, граждане сами активно заявляют свою религиозную идентичность.

Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые имеют зачастую печальный опыт гонений на религию, в связи с чем исторические традиции бывают частично утеряны или реконструированы (Россия, Франция, Украина и др.).

Таким образом, несмотря на большое разнообразие типов и подтипов светских государств, во всех из них императивно установлен принцип отделения церкви от государства, который является основополагающим для характеристики светского государства.

В целом, жизнь показывает, что в реальной жизни не существует в абсолютном чистом виде светского государства.

Современная российская практика также демонстрирует отход от конституционных принципов светскости государства. Например, в обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что Россия в целях сохранения государственного единства чтит память предков, сохраняя и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1).

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, , и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Понятие суверенитета Российская Федерация – демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское государство

Суверенитет как высшее состояние государства формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии с духом времени. Практически все периоды развития государственности связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно-правовой категории всегда сопровождается усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственный суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4).

Многонациональный народ России возрождал суверенную государственность, учредил политико-правовое содержание государственного суверенитета России и незыблемость демократических основ. Указанные конституционные идеи находят свое воплощение в верховенстве и единстве государственной власти и ее самостоятельности и независимости в международных делах и внутренней политике.

Под государственным суверенитетом понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства».

Торжественное провозглашение государственного суверенитета России произошло в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР. Декларация устанавливала, что Россия является суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России устанавливалась полнота власти России при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

Основные положения Декларации нашли отражение в ст. 4 Конституции Российской Федерации.

  • Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Основополагающий принцип суверенитета – единство и независимость государственной власти. Единство государственной власти находит отражение в согласованном взаимодействии и функционировании органов государственной власти, учрежденных на основе механизмов народовластия и реализующих общегосударственные задачи и цели всего общества.

Независимость государственной власти находит отражение в ее самостоятельности и свободе усмотрения во взаимоотношениях с другими государствами, международными организациями. В законодательстве закрепляются различные гарантии государственного суверенитета России. К политическим относится право Российской Федерации самостоятельно определять свою политическую систему, способы формирования органов государственной власти и т. д.

Правовыми гарантиями являются собственная правовая система и закрепленное на конституционном уровне верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. К экономическим гарантиям суверенитета относятся единая кредитно-денежная система России и федеральная государственная собственность, единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.

В целях защиты государственного суверенитета созданы Вооруженные силы России. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

показать содержание

Принципы светской державы

Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

Положение религии в государстве

В Конституции зафиксировано два положения:

  • государственная религия отсутствует, религия не может быть обязательной;
  • государство не участвует в деятельности религиозных организаций, им нельзя делегировать функции органов государственной власти.

Отношения между религией и государством в России можно охарактеризовать, как обоюдное невмешательство. Такие взаимоотношения сложились исторически, в истории государства были разные периоды: прямого влияния религии на государственные вопросы, ущемления интересов сторонников определенных верований, использования религии в государственных интересах, в советские времена были распространены гонения на почве религии и даже террор по отношению к верующим и представителям церкви. Именно на почве такого прошлого определилась значимость соблюдения принципов светского государства, равенства между разными религиями и независимого сотрудничества правительства и представителей духовенства.

Россия — светское государство

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное’ образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время.

Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений

Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, — это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.

Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.

В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:

  • 1 модель «светское государство» – государство отделено от церкви;
  • 2 модель «теократическое государство» —  государственная и церковная власть едины, глава государства выступает и как глава религиозной конфессии;
  • 3 модель «клерикальное государство» — в государстве имеется, как правило, одна религия, имеющая государственный статус, которая наделяется огромными привилегиями, становясь влиятельной политической силой.

Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.

Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.

Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.

В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.

Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.

Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.

Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.

Права человека в секулярном государстве

Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

  • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
  • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
  • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

Деятельность религиозных организаций

В нашей стране для церкви и всех религиозных организаций предоставлена свобода в деятельности, не противоречащей законам. Государство не определяет и не навязывает гражданам какого-либо отношения к религии, признает деятельность организаций в данной сфере независимой, не возлагает на эти объединения полномочий государства и органов местного самоуправления.

Принципы светского государства отделяют систему образования от религии, поэтому церковь и другие объединения не участвуют в системе школьного образования. Также они не могут принимать участие на выборах федерального и местного уровня. Деятельность религиозных объединений регламентируется законами федерального уровня.

Ранее деятельность подчинялась Закону 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», далее был издан новый федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В статье 4 действующего закона обозначен конституционный принцип, который отделяет друг от друга деятельность государства и религии, а также регламентирует отношения между ними.

По данному закону РФ, как государство, обязано обеспечить:

  • невмешательство в отношение граждан к религии, к вопросам формирования отношения детей к религии. Родители вправе самостоятельно воспитывать своих детей, руководствуясь собственными убеждениями и обозначенными правами ребенка, в том числе и на свободу вероисповедания;
  • свободу для религиозных объединений от необходимости участвовать в работе органов государственного и местного управления, государственных учреждений;
  • невмешательство во внутренние вопросы религиозных организаций при условии, что те соблюдают установленные законами нормы;
  • светский характер системы образования на государственном и местном уровнях.

Это означает, что в работе органов государственной власти и местного уровня неуместны религиозные церемонии и обряды, служебное положение и продвижение по карьере для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других лиц не могут зависеть от их вероисповедания и отношения к религии.

Принцип отделения религиозных объединений гарантирует:

  • неспособность церкви и других организаций исполнять полномочия органов власти;
  • свободу религиозных деятелей от участия в выборах любого уровня;
  • свободу от участия в деятельности политических объединения, оказания им материальной помощи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Религиозные организации функционируют отдельно от государственных структур, но это не означает, что они ограничены в конституционных правах. Представители духовенства, как и все граждане, которые являются приверженцами определенной религии, могут участвовать в демократическом процессе в качестве избирателей на выборах государственного и местного значения, политических партий, а также на референдумах общественного значения.

Замечание 1

Государство принимает во внимание просьбы религиозных объединений по объявлению религиозных праздников нерабочими днями. Например, всероссийским выходным днем является 7 января, в этот день православные христиане отмечают праздник – Рождество Христово

Государство отделено от религии в правовом плане, но это не означает, что оно не может оказывать материальную помощь. Государство поддерживает религиозные объединения посредством финансового содействия в содержании и восстановлении значимых зданий, объектов, которые считаются памятниками культуры и истории, а также в предоставлении льгот, например, налоговых. Также государство оказывает помощь в организации образовательной работы религиозных объединений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector