Странноприимный дом шереметева в москве: описание, фото

История

Основание Шереметевской больницы

Граф Николай Петрович Шереметев, один из богатейших людей России, задумал устройство в Москве богадельни на 100 человек обоего пола и бесплатной больницы на 50 коек в начале 1790-х годов. Для строительства богоугодного заведения был выделен участок «на Черкасских огородах» близ церкви Преподобной Ксении (1649), доставшийся графу в наследство от матери — последней княжны Черкасской старшей линии.

Уставные документы лечебницы, подготовленные А. Ф. Малиновским, были Высочайше утверждены 21 апреля (3 мая) 1803 года. Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через семь лет, 28 июня (10 июля) 1810 года. Первыми жителями приюта стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане — бывшие торговцы, священники, чиновники. Во время Отечественной войны 1812 года в здании размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии.

Главным смотрителем до 1826 года был Алексей Малиновский. Затем московское дворянское собрание избрало его преемником Сергея Васильевича Шереметева, который не отличался требовательностью и редко бывал в доме. После него главными смотрителями были: князь Валентин Михайлович Шаховской (в 1835—1839 гг.), граф Николай Алексеевич Шереметев (в 1839—1847 гг.), Платон Степанович Нахимов (в 1848—1850 гг.), генерал-майор Лев Николаевич Верещагин (в 1851—1860 гг.).

Советский период

В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили ЮНЕСКО включить архитектурный ансамбль Шереметевской больницы в список Всемирного наследия.

Настоящее время

В настоящее время в здании восстановлен и действует храм Троицы Живоначальной при Странноприимном доме Н. П. Шереметева (НИИ им. Н. В. Склифосовского)

Примечания

  1. Общемосковский классификатор улиц Москвы. Большая Сухаревская площадь (недоступная ссылка)
  2. Поляк Г. Б., Софронова Е. В. Генеральный план и бюджет Москвы. М.: «Финансы», 1973 г. — С. 93.
  3. 123 Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 449, 465-466. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  4. Васильев Н. Ю., Евстратова М. В., Овсянникова Е. Б., Панин О. А. Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — С. 102. — 480 с.
  5. Васильев Н.Ю., Овсянникова Е.Б., Воронцова Т.А., Туканов А.В., Туканов М.А., Панин О.А. Архитектура Москвы периода НЭПа и первой пятилетки. — Москва: ABCdesign, 2014. — С. 60. — 328 с. — ISBN 978-5-4330-0031-5.
  6. Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2020. — С. 129. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  7. Гинцбург Александр Ильич (недоступная ссылка — история ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015. Архивировано 4 марта 2020 года.

Кузнецова, Ковалева, Горбунова, Жемчугова, Шереметева

Все началось в далеком 1773 году. Граф Николай Петрович Шереметев вернулся из заграничного путешествия в фамильное имение Кусково, отличавшееся, кроме прочего, блестящим крепостным театром

И сразу обратил внимание на крепостную актрису Прасковью (Парашу) Кузнецову, она же Ковалева, она же Горбунова. Дело тут не в двух замужествах – просто отец Параши был кузнец или, как в то время говорили, коваль, да к тому же горбатый

Отсюда – три прозвища.

А сценический псевдоним ее был на цыганский манер – Жемчугова.

Сохранилось описание внешности Параши: «Ни античной, ни классической, ни художественно правильной красоты в ней… не было, напротив, с этой точки зрения лоб нашли бы малым, глаза не достаточно обрисованы ясными линиями и не велики, а по краям несколько растянуты по-восточному, в волосах нет роскоши, скулы выдаются слишком заметно, колорит лица то нежно-слабый, то смугловатый и запаленный. Но… выражается здесь душа».

И граф Шереметев влюбился, как юноша. Он писал: «Пиршества переменил я в мирные беседы с моими ближними и искренними, театральные зрелища заступило зрелище природы, дел Божиих и деяний человеческих, постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная».

Невзирая на тогдашние общественные настроения (а они были строгими и беспощадными), Николай Петрович обвенчался со своей возлюбленной. Предварительно он «выправил» ей некую фальшивую родословную, но обмануть московских кумушек не удалось: о мезальянсе говорили всюду.

Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803 гг. Изображение с сайта wikipedia.org

Правда, графа это не смущало. Он влюблен, любим ответно, у него есть деньги. Часть этих денег он решил потратить на благотворительность и начал возводить на Сухаревской площади огромный, как в то время говорили, странноприимный дом для оказания медицинской помощи и предоставления крова московским беднякам.

Первый камень был заложен в 1792 году, а незадолго до окончания строительных работ Параша скончалась от легочного процесса.

Граф писал: «Кончина супруги моей графини Прасковьи Ивановны столь меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое строение Странноприимного дома, сделал я предположение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения».

К счастью, у них успел родиться сын Дмитрий – род Шереметевых не угас, и вплоть до самой революции было кому заниматься зданием на Сухаревке.

Сам же Николай Петрович страшно горевал, не смог пережить страшную утрату и ушел из жизни несколькими годами позже, так и не дождавшись, когда в странноприимном доме – названном, разумеется, в честь любимой супруги – появятся первые постояльцы.

А Гавриил Державин посвятил ему стихи:

Нет, нет, не роскошью такой Его днесь в свете прославляют, Столы прошли, как сон пустой. Их скоро гости забывают: Но тем обрел он всех любовь, Что бедным дал, больным покров.

Препятствия на пути к браку

Однако существовавшие традиции не позволяли им узаконить отношения. С точки зрения аристократии, одно дело – наслаждаться пением крепостной актрисы, и совсем другое – позволить ей войти в высший свет, признав в ней ровню. Немаловажную роль сыграли и протесты многочисленной родни графа, видевшей в Прасковье претендентку на наследство. Любопытно отметить, что в ту эпоху люди актёрской профессии вообще имели настолько низкий статус, что их даже было запрещено хоронить в церковной ограде.

Разумеется, в такой обстановке брак был невозможен. Единственный выход из сложившейся ситуации могло бы дать высочайшее дозволение, с просьбой о котором Шереметев обратился лично к императору, надеясь на то, что Павел I сделает для него исключение из общего правила. Однако даже память о детской дружбе не заставила самодержца нарушить порядок, устоявшийся веками.

Желанный, но недолгий брак

Лишь после убийства заговорщиками Павла I граф сумел осуществить задуманное, подделав документы своей невесты, в результате чего Прасковья Жемчугова стала значиться польской дворянкой Параскевой Ковалевской. Александр I, сменивший на престоле своего отца, дал Шереметеву согласие на брак, но и в этом случае венчание было тайным, состоявшимся 8 ноября 1801 года в одной из небольших московских церквей.

В 1803 году в семье Шереметевых родился сын, получивший во святом крещении имя Дмитрия. Однако радость отца скоро обернулась скорбью: через двенадцать дней после появления на свет ребёнка скончалась его жена Прасковья, так и не сумевшая оправиться после родов.

Ближайшие достопримечательности

Мертвое море – 7 км

Уникальный природный объект Мертвое море расположен в самой низкой точке поверхности земли – 400 метров ниже уровня мирового океана. Вода в море настолько соленая, что ней нельзя утонуть, даже совершенно не умея плавать: выталкивающая сила этой воды такова, что в вертикальном положении человек не погружается не более, чем по грудь.

Гора Моисея (гора Нево́) – 18 км

Библейский текст повествует, что пророку Божию Моисею было повелено привести иудеев в Землю Обетованную, но не дано было войти в нее. С горы Нево́ Моисей увидел сбывшееся пророчество Божие, здесь же пророк умер и был похоронен. С горы открывается потрясающий широкий вид на окрестности, в ясную погоду с вершины прекрасно виден Иерусалим, Амма́н и бесконечные живописные горные перевалы, тянущиеся во все стороны по земле Израиля и Иордании.

Ма́даба – 25 км

Ма́даба — город к югу от Амма́на, население которого — преимущественно христиане. Этот город известен благодаря уникальной мозаичной карте святых мест Палестины, датируемой VI веком по Р.Х. Карта расположена в полу базилики св. великомученика Георгия Победоносца, построенной в конце XIX века на основании древнего христианского храма.

Термальные источники Зарка-Маин – 25 км

О лечебных свойствах горячих минеральных источников Зарка-Маин знали еще в эпоху Древнего Рима и Византии. Как гласит предание, сам Ирод Великий, царь Иудеи, любил бывать здесь и окунаться в живительные воды. Источники Зарка-Маин представляют собою тридцатиметровые горячие водопады и естественные природные купальни, в которых удобно принимать термальные ванны. Здесь же можно увидеть живописную пещеру, которую горячий пар, поднимающийся из источников, украсил причудливыми и неповторимыми наскальными рисунками.

Макави́р – 30 км

Макави́р — место усекновения главы св. Иоанна Предтечи. По преданию, в местечке Макави́р в древности находился замок царя Ирода — Махайрос. Именно в темнице замка Махайрос пребывал в заточении св. Иоанн Предтеча, здесь же происходило известное пиршество в честь дня рождения Ирода, описанное в Евангелии, во время которого св. Иоанн Предтеча был усечен мечем. В 72 году по Р.Х. замок Ирода был разрушен римлянами, которые не оставили от него буквально камня на камне, однако библейские руины до наших дней свидетельствуют о событиях, происшедших здесь.

Амма́н – 35 км

Столица Королевства Иордания, город Амма́н, известен благодаря многим памятникам как христианской, так и дохристианской древности. Построенный во времена императора Антония Пия римский театр до сих пор поражает своими масштабами – он рассчитан на шесть тысяч зрителей. Сохранились в Аммане и христианские храмы – базилики первых веков нашей эры.

Аэропорт «Королева Алия» – 40 км

Международный аэропорт им. Королевы Алии — «Queen Alia International Airport» — крупнейший современный транспортный терминал Королевства Иордания. Отсюда совершаются авиарейсы во все государства мира, в том числе и в Россию. Туристы и паломники, прибывшие в аэропорт из других государств, могут без труда оформить здесь месячную туристическую визу в Иорданию.

Гера́са (совр. Джера́ш) – 60 км

Гера́са – старинный римский город, погребенный некогда под массивными слоями песка и глины, благодаря усилиям археологов в наши дни вновь предстает перед взором паломника. Постройки времен римского владычества, древние амфитеатры, христианские базилики, а также известная на весь мир трехстворчатая Триумфальная арка Адриана, построенная в 130 году по Р.Х. – главнейшие достопримечательности современного Джера́ша, который без преувеличения можно назвать «город-музей».

Пе́тра – 165 км

В 2007 году древний город Пе́тра, вырубленный в скалах племенем набатеев, включили в список «новых чудес света» наряду с Великой Китайской стеной и римским Колизеем. И хотя Пе́тра расположена от русского Странноприимного дома на месте Крещения Господня не близко, однако не побывать здесь – значит не побывать в Иордании, ведь именно Пе́тра — символ Иордании, именно здесь заключен весь неповторимый колорит этого удивительного королевства Востока.

История

Сухарева башня, вид со Сретенки, 1900-е годы Название возникло в XVIII веке по Сухаревой башне, возведённой здесь в конце XVII — начале XVIII веков и снесённой в 1934 году. В XVII веке здесь была стрелецкая слобода, в которой стоял полк Л. П. Сухарева, охранявший ворота Земляного города. На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок — в московском просторечье и рынок, и площадь называли Сухаревка. С 1939 — по 1994 год — Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников» (в 1934—1939 годах — Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью). При возвращении исторического названия поначалу обе Колхозные площади были объединены под единым названием Сухаревская, но это требовало перенумерации зданий, особо недопустимой в данном случае (менялся адрес Института скорой помощи им. Склифосовского). Поэтому в результате оставили старое деление Сухаревской площади на Большую и Малую. Первоначальные названия возвращены площадям в 1994 году.

В центре площади, на месте нынешнего сквера между Садовым кольцом и Панкратьевским переулком, в советское время планировалось построить гигантский универмаг (при этом Сретенка оказалась бы на эстакаде). Но планы не были осуществлены.

Любовь к крепостной актрисе

Дело в том, что к своим 45 годам граф Шереметев Николай Петрович был не женат. Обладая колоссальным состоянием, которое делало его богаче самого императора, и отменной внешностью, граф являлся самым завидным женихом в России, о браке с которым мечтали многие невесты из высших слоёв общества.

Однако сердце графа прочно заняла крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова. Обладавшая удивительной природной красотой и замечательным голосом, она тем не менее в глазах общества оставалась всего лишь крепостной девкой – дочерью сельского кузнеца.

Когда-то в детстве граф заметил эту голосистую девчушку и, дав ей достойное воспитание, сделал первоклассной актрисой, таланту которой без устали рукоплескали самые взыскательные зрители. Её настоящая фамилия – Ковалёва, Жемчуговой же её сделал сам граф, сочтя такой сценический псевдоним более звучным.

Наследник несметных богатств

Николай Петрович Шереметев родился 9 июля 1751 года. Волею судьбы он стал наследником одного из богатейших и знатнейших дворянских родов России. Его отец – Пётр Борисович, глава рода Шереметевых – стал обладателем одного из самых больших состояний в стране, выгодно женившись на дочери видного государственного деятеля, канцлера России – князя А. М. Черкасского.

В своё время он был широко известен как меценат и покровитель искусства. В принадлежавших Петру Борисовичу дворцах Санкт-Петербурга и Москвы хранились ценнейшие коллекции живописи, фарфора и ювелирных изделий. Однако его главную славу составлял домашний театр, представления которого не гнушались посещать порой даже члены царствовавшего Дома.

Воспитываясь в семье, где сценическое искусство воспринималось как одно из высших проявлений духовности, его сын Николай с ранних лет полюбил сцену и в возрасте 14 лет уже дебютировал, исполняя партию бога Гименея. Вместе с ним в спектаклях отцовского театра принимал участие и его друг – наследник престола цесаревич Павел.

Период царских милостей

Крутой поворот в жизни графа наступил в 1796 году, когда после смерти Екатерины II российский престол занял её сын Павел. Ощущая к Шереметеву, как к другу своего детства, искреннюю привязанность, он одним из первых своих указов пожаловал ему чин обер-гофмаршала и ввёл его, таким образом, в число наиболее влиятельных государственных сановников.

С этих пор ордена, звания, привилегии, дарственные имения и прочие царские милости сыпались на него одна за другой. С 1799 года он – директор императорских театров, а ещё через некоторое время – начальник Пажеского корпуса. Однако в эти годы совсем иного пытался добиться от императора Шереметев, и как раз об этом пойдёт дальнейший рассказ.

Архитектура

Проект Странноприимного дома был заказан у московского архитектора Елизвоя Назарова, который «помощничал» у своего родственника Василия Баженова и усвоил многие его архитектурные приёмы. Со стороны здание выглядит как монументальная дворянская усадьба с углублённым в сторону парка главным корпусом — храмом Троицы, над которым возносится полукруглый бельведер. Парадный двор образуют два крыла-полукружия, вынесенные далеко в сторону Садового кольца и составляющие в плане подкову.

Вид Шереметевской больницы с Сухаревой башни (1914)

Хотя в Москве давно существовали частные богоугодные заведения (например, Куракинская богадельня), монументальная архитектура и градостроительный размах проекта графа Шереметева не имели прецедентов. Строительство вели с 1792 по 1807 годы крепостные зодчие П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин. На содержание заведения граф внёс на депозит 500 тысяч рублей вместе с доходами со своих поместий в Тверской губернии. Шереметевы продолжали финансировать больницу до национализации их имений в 1917 году.

На портрете работы Боровиковского граф Н. П. Шереметев указывает правой рукой на Странноприимный дом как на своё главное свершение

«Торжественная полудуга открытой двойной колоннады» перед Троицкой церковью была спроектирована в 1803 году, когда не стало любимой супруги графа — бывшей крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Мемориальный характер проекту Странноприимного дома придал мастер классицизма — Джакомо Кваренги, который по своему обыкновению дорабатывал чертежи «дистанционно», не выезжая из Петербурга.

В окончательном виде проект приобрёл скульптурные акценты с обоих фасадов (парадного и садового), а также фигурную решётку с центральными воротами и угловыми бельведерами. Для украшения интерьеров использовались мрамор и уральский камень светло-зелёного оттенка. Купол церкви расписал художник Д. Скотти. В парадной колоннаде была установлена скульптурная аллегория Милосердия.

Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь — одна из центральных площадей Москвы, часть Садового кольца, расположена в Мещанском и Красносельском районах между проспектом Мира, Сретенкой и Садовой-Спасской улицами. Здесь находится знаменитый Институт скорой помощи Склифосовского. На пересечении со Сретенкой находится станция метро «Сухаревская».

Название возникло в XVIII веке по Сухаревой башне, возведённой здесь в конце XVII — начале XVIII веков и снесённой в 1934 году. В XVII веке здесь была стрелецкая слобода, в которой стоял полк Л. П. Сухарева, охранявший ворота Земляного города. На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок — в московском просторечье и рынок, и площадь называли Сухаревка. С 1939 — по 1994 год — Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников» (в 1934—1939 годах — Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью). При возвращении исторического названия поначалу обе Колхозные площади были объединены под единым названием Сухаревская, но это требовало перенумерации зданий, особо недопустимой в данном случае (менялся адрес Института скорой помощи им. Склифосовского). Поэтому в результате оставили старое деление Сухаревской площади на Большую и Малую. Первоначальные названия возвращены площадям в 1994 году.

Большая Сухаревская площадь расположена на Садовом кольце между Малой Сухаревской площадью и Садовой-Спасской улицей. Начинается от пересечения Садового кольца со Сретенкой и проспектом Мира, проходит на восток, направо от неё отходит Панкратьевский переулок, затем Ананьевский переулок (справа) и 1-й Коптельский переулок (слева), заканчивается на пересечении Садового кольца с Большой Спасской улицей и дальше продолжается как Садовая-Спасская. Северную сторону площади занимает дом Шереметева, где расположен Институт скорой помощи.

Автомобильное движение по площади — двустороннее 8-полосное на каждой стороне, на внешнем кольце перед Институтом скорой помощи есть дополнительная территория для выезда автомобилей скорой помощи.

На площадь выходит фасад Дома Шереметьева. История Института скорой помощи связана с судьбой целого комплекса старинных зданий на Большой Сухаревской площади. Она началась более 200 лет тому назад, когда граф Н. П. Шереметьев построил странноприимный дом на 100 мест — больницу и богадельню. 23 июля 1923 года Шереметьевская больница была переименована в Институт травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского, который позже стал называться Научно-исследовательским институтом скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.

Здания:

  • № 1/2 — Жилой дом (1891, архитектор Г. П. Воронин), сейчас — «Медицинская газета»;
  • № 3 — НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского; Отделение переливания крови;
  • № 3, корпус 7 — Московский городской центр острых отравлений при НИИ скорой помощи им. Склифосовского Н. В.;
  • № 3, корпус 9 — Судебно-медицинский морг № 3;
  • № 3, корпус 6 — Российское научно-медицинское общество терапевтов;
  • № 5 — Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве ФГУ филиал № 48;
  • № 12 — Доходный дом М. Н. Миансаровой (1908—1911, 1913, архитектор С. К. Родионов)
  • № 14/7 — Мособлспецстрой; кафе «Виллаж»;
  • № 16/18 — Доходный дом В. И. Канановой (1894, арх. А. Ф. Мейснер). В настоящее время — издательство «Орбита-М»; ресторан «Триш»;
  • № 16/18, строение 2 — Сберегательный банк РФ (АКСБ РФ) Стромынское отд. № 5281/08; Фонд развития сельской кредитной кооперации.

четверг, 13 декабря 2012 г., 15:14.

Постоянная ссылка Ответить Подписаться

Троицкая церковь

Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портреты Прасковьи Шереметевой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.

По замыслу архитекторов церковь объединяла все части величественного здания. Расстановка и мерный ритм колонн подчеркивают центральную часть здания под высоким куполом. Убранство храма из белого итальянского мрамора и зеленого уральского камня не уступает дворцовым помещениям. Центральный престол церкви посвящен Живоначальной Троице, боковые ― Николаю Чудотворцу и Димитрию Ростовскому. Классическая простота линий и изящество отделки придают двухсветному залу церкви ощущение радости; недаром церковь Странноприимного дома называли вертоградом ― садом Господним.

В конце XIX века произошел забавный случай. В Городскую управу было подано прошение владельца морской выставки «Кит-великан» Вильгельма Карловича Эглита. Хозяин настоящего кита добивался разрешения провести свою выставку в разных местах города, но всюду его постигала неудача, так как для размещения кита-великана надо было строить временный балаган. Эглиту помогло заступничество Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, благодаря которому было дано разрешение разместить балаган на парадном дворе Странноприимного дома. Вход на выставку был платным для всех, кроме учащихся городских училищ. И можно сказать, что богадельня на время приютила еще одного «бездомного».

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector