Гавриил державин
Содержание:
- Краткое содержание
- Г. Р. Державин, «Фелица»: краткое содержание по строфам. Начало
- Анализ оды Державина «Бог»
- Сатира на вельмож
- Короткий пересказ «Фелица»
- Образы в оде
- Анализ стихотворения «Памятник» Державина
- Поэтический анализ
- Художественные особенности оды «Фелица»
- «Властителям и судиям» Г.Державин
- СТИХОТВОРЕНИЯ
- Анализ оды Гаврилы Державина «Бог»
- Краткая история создания
- Тематика и проблематика
- Анализ стихотворения «Видение Мурзы» Державина
- Державин и императрица
- Ода к Фелице: анализ
Краткое содержание
Державин посвятил эту оду Екатерине Великой. Но эта ода стилистически отличалась от всех хвалебных песен, написанных раньше другими писателями. Фелицей автор называет императрицу Екатерину. Это имя Державин взял и сказки «О царевиче Хлоре», написанной самой императрицей.
В начале оды Державин восхваляет императрицу. Восхищается ее вкусами, образованием, манерами и умом. Он воспевает ее мудрость и щедрость. В то время как ее окружение автор называет «мурзами». К ним же он относит и себя, намекая на татарские корни. Но мурзы – это, в первую очередь, вельможи, окружавшие Екатерину. О них Державин отзывается не без нотки насмешки.
А вот императрица – полная противоположность своим вельможам. Она часто ходит пешком, на ее столе – простая еда без изысков. Она набожная, не забывает молиться перед сном. Екатерина не забывает повышать свою грамотность, и способствует повышению уровня просвещения в стране.
После чего автор красочно описывает портреты разных вельмож. Первым идет Потемкин. Он любит роскошь и праздники. Потемкин живет на широкую ногу, не думая ни о чем. Но все-таки в его голове то и дело рождаются различные мечты о подвигах и победах. Он даже мог возомнить себя султаном – так хотелось ему славы и подчинения.
Князь Орлов представлен любителем охоты, кулачных боев. Он очень любил разные забавы. Таким представлен он в оде Державина.
Высмеивает Державин и Нарышкина, устроившего у себя дома целый оркестр. Нарышкин любил разъезжать со своими музыкантами на лодках, что никак не соответствовало его статусу и необходимости вести дела государства. Эта забава вызывает смех у автора.
Вяземский представлен совершенным бездельником и невеждой. Его ежедневные дела состоят из игры с женой в карты, любованием голубятней. Есть в нем претензия на грамотность, но, к сожалению, князь засыпает за чтением книг.
Гавриил Романович Державин
А вот в императрице Державин воспевает умение прощать и смотреть сквозь пальцы на многое. И только зла не прощает великодушная Екатерина. В ней Державин видит настоящую государыню, мудрую и добрую.
Но больше всего поражает в императрице автора свобода слова, которую она дала вельможам. И тут же он вспоминает страшные времена бироновщины.
Заканчивается ода красиво сложенными строками, в которых выражено искреннее восхищение Державина добродетелями императрицы.
За эту оду Державина часто называли льстецом, обвиняли в неискренности.
Ода написана в 1782 г – первая работа, которая сделала поэта известным, и помимо этого, является образом нового стиля для поэзии в России.
В произведении видны, как вполне установленные образы порядочной царицы, где отражены понятия автора про эталон посвященного монарха. Сильно скрашивая саму ЕкатеринуII, поэт верит образу созданным им.
Но если посмотреть немного по-другому, то в произведении Державина отражена так же и не порядочностей приказчиков, которых манят лишь только выгодные предложения. Это дума не считается новой, но за образами вельмож, которые расписаны в данной работе, четко отражены фигуры настоящих людей.
Здесь просто разузнать образ любимца императрицы князя Потемкина, а так же Орлова, Панина и других. Обрисовав их четкие смешные образы, поэт отразил свою большую храбрость – поскольку любой, кого затронул автор, мог запросто разобраться с Державиным. И только хорошее отношение с Екатериной, помогло поэту. И он дает совет Екатерине – подчиняться своим законам, ведь он один для всех.
Биография Державина кратко самое главное
Оцените произведение: Голосов: 43
Читать краткое содержание Державин — Фелица. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Г. Р. Державин, «Фелица»: краткое содержание по строфам. Начало
Ода состоит из 25 строф. Начало её традиционно классицистическое: в первых строфах рисуется торжественный, возвышенный образ. Екатерина именуется киргиз-кайсацкое царевною потому, что в то время у самого поэта имелись деревни в тогдашней Оренбургской губернии, недалеко от которых начинались территории киргизской орды, подвластной императрице. Кроме этого, здесь упоминается некая сказка о царевиче Хлоре – это по-восточному колоритное произведение, которое было написано и напечатано в 1781 году самой Екатериной для 5-летнего внука, будущего императора Александра Павловича (известного как Александр I). Хлор, похищенный ханом, был сыном великого киевского князя. Похититель, желая проверить способности мальчика, отправил его на верную смерть, приказав достать розу без шипов. Хлору помогла Фелица – любезная, добрая и веселая ханская дочь, которая дала ему в провожатые помощника, своего сына, которого звали Рассудок. Мальчик подвергался искушениям: с пути его хотел сбить мурза Лентяг, однако Хлору всё время помогал Рассудок. Наконец товарищи добрались до каменистой горы, где росла та самая роза без шипов – как оказалось, это была Добродетель. В результате Хлор благополучно добыл её и вернулся к своему отцу, киевскому царю. Именно тема добродетели проходит через всю оду красной нитью. Фелицей же названа сама императрица в честь римской богини блаженства, успеха и счастья.
Анализ оды Державина «Бог»
Гавриила Романовича Державина можно считать одним из самых важных деятелей литературы восемнадцатого века. Его творчество было необычайно и разнообразно. Образ гражданина, воспетый в творчестве Державина, был воистину велик и поэтичен. Поэт был новатором, он имел и не боялся выражать собственные прогрессивные мысли. Немало внимания в своей жизни Державин уделил теме значения поэта, творчества. Об этом было написано множество его произведений, в том числе стихотворение «Памятник».
Философия Державина Гавриила Романовича очень не проста, её нелегко понять. Необходимо внимательно вчитываться не только в строки его произведений, но и пытаться читать «между строк». Державин однажды писал о себе, что первым словом, которое он произнёс в своей жизни, было слово «Бог». Спустя года поэт напишет прекрасную оду «Бог», о которой мы сейчас и побеседуем.
Ода Державина «Бог» — одно из самых глубоких и философских произведений поэта. Она была написана в 1780-1784-ые года. В этом стихотворении, Гавриил Романович показал своё мировоззрение, отношение к окружающему миру. Когда Державин написал оду «Бог», ему было больше сорока, и основанием для этого произведения послужили его жизненный опыт и полученная с годами мудрость.
В оде «Бог» Державина сложно найти что-то новое, то, что нельзя прочесть в других произведениях. Но поэту удалось сказать главное – Бог-это мы с вами. Он отражается в нас, он всегда вокруг. Это стихотворение необычайно чистое и светлое. Именно поэтому я так люблю Державинскую оду «Бог».
Сатира на вельмож
Литературный анализ оды «Фелица» говорит о том, что Державин с глубокой сатирой подчеркивал все их слабости, мелочные интересы и прихоти. Достопочтенным людям высокого ранга нельзя выглядеть таким неподобающим образом. Вот, например, Потемкина он изобразил гурманом и чревоугодником, любившим пиры и застольные увеселения. Орловы любили развлекаться пляской и кулачными боями. Панин, оставив выполнять свои обязанности других, уезжал на охоту с собаками. А Вяземский просвещал свой ум чтением «Полкана и Бовы», так как над Библией он часто засыпал.
Продолжим изучать оды краткое содержание. Державина «Фелица» оригинально и очень смело преподносит образ самого автора в произведении. Живо и правдиво он написал: «Сидя дома, я прокажу, играя в дураки с женой…».
Обращает на себя внимание и очень оригинальный восточный колорит оды, так как она ведет повествование от лица татарского мурзы, да еще упоминаются восточные города Смирна, Кашмир и Багдад. Заканчивается ода по традиции в высоком и хвалебном стиле
Державин в своей оде сравнивает правление Екатерины II, которая создает ряд полезных для государства Великого законов, с несправедливыми и жестокими нравами, царившими в России при Анне Иоанновне, называемые временами бироновщины.
Короткий пересказ «Фелица»
Краткое содержание «Фелица» Державин:
Свое название ода получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», которая была написана самой Екатериной II. Этим же именем, которое переводится как “счастье”, она названа и в оде Державина, который прославил императрицу и карикатурно изобразил все ее окружение.
И правда, нарушив все традиции жанра похвальных од, Державин широко ввел в нее разговорную лексику и даже нелитературные высказывания, но самое главное — нарисовал не официальный портрет императрицы, а изобразил ее человеческое обличие. Но весьма не все были от этого стихотворения в таком же восторге, как императрица. Многих оно смутило и обеспокоило.
С одной стороны, в оде «Фелица» рисуется вполне установленный образ «богоподобной царевны», в котором выражено понятие писателя про эталон преосвященного монарха. Заметно приукрашивая настоящую Екатерину II, Державин свято верит в образ нарисованный ним.
С другой стороны, в стихах писателя слышна мысль не только о мудрости власти, но и о недобросовестности исполнителей, которых интересует лишь собственная выгода. Мысль не является новой, но за фигурами вельмож, которые были описаны в оде, явно виднелись черты реальных людей.
В этих образах легко можно узнать любимчика императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Написав их яркие насмешливые портреты, Державин показал огромную смелость – потому что любой, из тех, кого задел поэт, мог легко расправиться с писателем.
И только доброжелательное отношение императрицы спасло Державина. И даже Екатерине он решается дать рекомендацию: подчиняться закону, который един для всех. Заканчивается произведение традиционным восхвалением Екатерины и желанием ей всех благ.
Заключение:
Таким образом, в «Фелице» Державин предстал как смелый первооткрыватель, который соединил стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внес в высокий жанр оды элементы низких стилей. Позже сам автор определил жанр «Фелицы» как «смешанную оду».
Образы в оде
Нужно отметить, что через все стихотворение также проходит образ царевича Хлора. Этот персонаж взят из «Сказки о царевиче Хлоре», которая была написана самой императрицей. Ода начинается с пересказа этой сказки, присутствуют такие образы, как Фелица, Лентяй, Мурза, Хлор, Роза без шипов. А завершается произведение, как и положено, хвалой благородной и милостивой правительнице. Подобно тому, как это бывает в мифических произведениях, образы в оде являются условными, аллегорическим. Но у Гаврилы Романовича они даны в совершенно новой манере. Поэт рисует императрицу не просто богиней, но и той, кому не чужды людские жизни.
Анализ стихотворения «Памятник» Державина
В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами. Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).
Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.
К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.
Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.
В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.
В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.
Поэтический анализ
Можно несколько иначе произвести анализ стихотворения Державина «Бог». Ода — это торжественное произведение. Ее обычно посвящают какому-то событию. В данном случае ее героем стал Творец. Ода требует подчеркнутой торжественности. Поэтому в ней так много архаических, не будничных слов и определений. Поскольку Державин написал оду на религиозную тему, то в ней много церковнославянской лексики. Читатель того времени ее воспринимал легко. Бывая хоть раз в день на обедне или литургии, что одно и то же, он свободно владел этим языком, который с трудом дается современному школьнику.
Нельзя не подсказать ученику, что великий У. Блейк написал стихотворение «Бог». Посмотрите ее 5-ю строфу, также А. Фета «Не тем Господь могуч…». Они написаны доступным русским языком и перекликаются с одой Державина. Религиозная восторженность автора, его философский замысел передаются через торжественные восклицания и антитезы. «Я пред тобой — ничто, — восклицает автор и с восторгом продолжает далее: — Но ты во мне сияешь». В 9-й строфе поразительная антитеза, где автор, смешав себя с грязью, поднимается до вершин духа. Он сам потрясен суждением, которое у него невольно вырвалось, и закончил предложение восклицанием.
Мысль его афористична. В последней строфе — ключ ко всей оде: человек мал и ничтожен, но может и должен развиваться и возвышаться, уподобляясь Творцу.
Художественные особенности оды «Фелица»
Державин творил в жанре классицизма. Это направление строго запрещало соединять несколько жанров, например, высокую оду и сатиру. Но поэт решился на такой смелый эксперимент. Причем он не только их объединил в своем тексте, но и сделал нечто небывалое для литературы того весьма консервативного времени.
Державин просто рушит традиции хвалебной оды, активно применяя в своем тексте сниженную, разговорную лексику. Использует даже откровенные просторечия, которые в принципе в те годы не приветствовались в литературе. Самое главное, рисует императрицу Екатерину II обычным человеком, отказываясь от ее классического парадного описания, которое активно применялось в подобных произведениях.
Именно поэтому в оде можно встретить описание бытовых сцен и даже литературный натюрморт.
«Властителям и судиям» Г.Державин
«Властителям и судиям» Гавриил Державин
Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!
Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»
Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.
К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина-II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.
Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.
В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины-II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.
Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.
СТИХОТВОРЕНИЯ
Объявление любви | 77 | |
Пламиде | 77 | |
Нине | 78 | |
Разлука | 79 | |
Пикники | 79 | |
Модное остроумие | 80 | |
Кружка | 81 | |
Невесте | 83 | |
Ключ | 83 | |
На смерть князя Мещерского | 85 | |
На рождение в Севере порфирородного отрока | 87 | |
К первому соседу | 90 | |
Властителям и судиям | 92 | |
На Новый год | 93 | |
На выздоровление Мецената | 94 | |
Разные вина | 97 | |
Фелица | 97 | |
Благодарность Фелице | 104 | |
Решемыслу | 106 | |
Видение мурзы | 109 | |
Бог | 114 | |
Желание зимы. Его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса | 117 | |
На смерть графини Румянцовой | 118 | |
Осень во время осады Очакова | 121 |
Первая цифра обозначает страницу текста, вторая (курсивом) — страницу примечания.
466
На счастие | 124 | |
Философы, пьяный и трезвый | 130 | |
Праведный судия | 132 | |
Изображение Фелицы | 133 | |
К Эвтерпе | 146 | |
На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского | 147 | |
На взятие Измаила | 156 | |
Любителю художеств | 166 | |
Анакреон в собрании | 171 | |
Прогулка в Сарском селе | 172 | |
Памятник герою | 174 | |
Ко второму соседу | 176 | |
Скромность | 178 | |
Водопад | 178 | |
На умеренность | 191 | |
К Н. А. Львову | 194 | |
На птичку | 196 | |
На смерть собачки Милушки, которая при получении известия о смерти Людовика XVI упала с колен хозяйки и убилась до смерти | l96 | |
Амур и Псишея | 196 | |
Храповицкому («Товарищ давний, вновь сосед. . .») | 197 | |
Горелки | 198 | |
Меркурию | 199 | |
Мой истукан | 200 | |
На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся | 207 | |
Ласточка | 207 | |
Сафе («Когда брала ты арфу в руки…») | 209 | |
Призывание и явление Плениры | 209 | |
К лире («Звонкоприятная лира!..») | 210 | |
Вельможа | 211 | |
Мечта | 217 | |
Радость о правосудии | 217 | |
На кончину великой княжны Ольги Павловны | 218 | |
К Анжелике Кауфман | 222 | |
Флот | 222 | |
Приглашение к обеду | 223 | |
Богине здравия | 225 | |
Спящий Эрот | 226 | |
Анакреон у печки | 226 | |
На пребывание Суворова в Таврическом дворце | 227 | |
Заздравный орел | 227 | |
Гостю | 228 | |
Другу | 229 | |
Соловей | 230 | |
Павлин | 232 | |
Памятник | 233 | |
Хариты | 233 | |
Надгробие Шелехову | 234 | |
На рождение царицы Гремиславы Л. А. Нарышкину | 235 |
467
На кончину г<рафа> Орлова | 238 | |
На покорение Дербента | 238 | |
Потопление | 239 | |
Афинейскому витязю | 240 | |
Крезов Эрот | 245 | |
Пчелка | 245 | |
Бой | 246 | |
Храповицкому («Храповицкой! дружбы знаки…») | 247 | |
Капнисту | 248 | |
К Музе | 250 | |
Возвращение Весны | 251 | |
Урна | 252 | |
К лире («Петь Румянцова собрался…») | 255 | |
На возвращение графа Зубова из Персии | 255 | |
Сафо («Блажен, подобится богам…») | 259 | |
Купидон | 259 | |
Дар | 260 | |
Развалины | 261 | |
Желание | 264 | |
Люси | 264 | |
Рождение красоты | 265 | |
К женщинам | 266 | |
Соловей во сне | 267 | |
Горючий ключ | 267 | |
Венерин суд | 268 | |
О удовольствии | 268 | |
Похвала сельской жизни | 270 | |
К самому себе | 273 | |
Геркулес | 273 | |
Богатство | 274 | |
Параше | 275 | |
Арфа | 275 | |
Цепи | 276 | |
Венец бессмертия | 277 | |
Стрелок | 278 | |
Пеночка | 278 | |
Жуковскому и Родзянке, приславшим с большими похвалами автору перевод его оды «Бог», на французском языке | 279 | |
На победы в Италии | 279 | |
Русские девушки | 280 | |
Виша | 282 | |
Мельник | 282 | |
Снигирь | 283 | |
На смерть Суворова | 284 | |
Гитара | 284 | |
Тишина | 285 | |
Тончию | 285 | |
Приношение красавицам | 287 | |
Крестьянин и дуб | 287 | |
Охотник | 288 | |
Шуточное желание | 288 |
468
Старик | 289 | |
Деревенская жизнь | 289 | |
К Скопихину | 290 | |
Свобода | 292 | |
Фонарь | 292 | |
Зима | 297 | |
Весна | 298 | |
Лето | 299 | |
Осень | 300 | |
На пастуший балет | 301 | |
Оленину | 302 | |
Лебедь | 303 | |
Фалконетов Купидон | 305 | |
Цыганская пляска | 306 | |
Ответ Тромпетина к Булавкину | 308 | |
Мщение | 308 | |
На Багратиона | 309 | |
Облако | 309 | |
Гром | 311 | |
Радуга | 314 | |
Цепочка | 315 | |
Персей и Андромеда | 316 | |
Атаману и войску Донскому | 320 | |
Луч | 324 | |
Крестьянский праздник | 325 | |
Евгению. Жизнь Званская | 326 | |
Похвала Комару | 334 | |
На прогулку в Грузинском саду | 342 | |
Признание | 342 | |
Задумчивость | 343 | |
Водомет | 343 | |
Привратнику | 344 | |
Аспазии | 346 | |
Синичка | 347 | |
Незабудочка | 348 | |
Оковы | 348 | |
Аристиппова баня | 349 | |
Царь-девица | 352 | |
Князь Кутузов-Смоленской | 358 | |
Полигимнии | 359 | |
«Река времен в своем стремленьи…» | 360 | |
Примечания | 361 | |
Словарь мифологических имен, устарелых и редко употребляемых слов | 453 | |
К иллюстрациям | 456 | |
Алфавитный указатель стихотворений | 457 |
Содержание // Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 466—469. (Библиотека поэта; Большая серия).
Электронная публикация РВБ, 20032021. Версия 2.1 от 20 января 2017 г.
Анализ оды Гаврилы Державина «Бог»
Гавриил Державин, по своей натуре, был человеком напористым, смелым. Он не боялся экспериментов, не сдерживал свои чувства и всегда прямо выражал свои мысли. Его творение «Бог» изначально было опубликовано без какой-либо жанровой принадлежности, но уже с первых строк на читателя обрушивается торжественный восторг, что испытывал автор в процессе написания. Что такое «ода»? Это стихотворение, в котором поэт поставил своей целью воспеть некое событие, показать героический образ отдельного героя или целого народа. Стихотворение «Бог» несет за собой именно такую цель. Так, Державин хотел показать нам свои чувства, что посетили его в Светлое воскресенье, о чем он пишет в своем дневнике: «воображение так было разгорячено, что в самом деле проливал он благодарные слезы за те понятия, которые ему вверены были».
Сколь великолепны были его чувства, что спустя почти два века, мы можем ощутить ту силу, которую вложил Державин в свою оду. Оду, которую он сам лично считал лучшим своим творением. Тогда, в 18-м веке, ода «Бог» вызвала широчайший публичный резонанс, имела потрясающий читательский успех. Неудивительно, ведь в те времена тема религии почиталась особо, и стихотворение, превозносящее Творца, да еще в такой совершенной форме не могло остаться незамеченным.
Своей первоначальной целью, Державин поставил изобразить могущество и всеобъемлющее величие Бога. Но, по мере того, как строфы складывались друг за другом, ему открылась истина — Бог, это мы. Отражение Бога есть все сущее в нашем мире. Державин пишет: «Я царь, – я раб, – я червь, – я Бог!», и, пораженный этой мыслью, ставит точку в своей оде.
Изобразив Бога, как всемогущую силу, Державин, сравнивает его с человеком. Читатель видит, чувствует, сколь ничтожен и мал человек по сравнению со Вселенной, воплощением которой и является Бог. И наша маленькая человеческая сущность в своих мечтах и терзаниях вечно стремится приблизиться к богу, вознестись к нему, увидеть воочию великий смысл бытия. По ходу лиричного, торжественного повествования, в своей оде Державин раскрывает свой главный замысел.
Человек — это не просто ничтожная пылинка, обреченная на приземленное существования, не знающая и не имеющая ничего, кроме земных, материальных оков. Человек — это и есть Бог, человек — тот, кто пробуждает Бога не только в себе, но и во всем окружающем мире. И эта мысль, открывшаяся Державину совершенно неожиданным образом, и мастерски воплощенная в стихах, настолько поразила общественность, что споры о замысле Державина до сих пор не утихают.
Краткая история создания
«Фелица» Державина была написана в 1782 году и стала ярким образцом нового стиля русской поэзии. Конечно, сейчас текст воспринимается достаточно сложно, но для тех времен это было настоящее открытие, ведь до Державина поэты использовали еще более высокопарную лексику и устаревшие синтаксические конструкции. Ода же стала свежим веянием.
Полное наименование произведения — «Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по своим делам в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского». Столь необычное название связано с тем, что императрица Екатерина Вторая написала сказку, главной героиней которой была царевна с именем Фелица (ударение ставится на втором слоге). Под этим необычным для русского читателя антропонимом Державин в своем стихотворении и вывел образ монаршей особы.
Известно, что в переводе с латыни «Фелица» означает счастье. Именно поэтому сама Екатерина в тексте прославляется, а некоторые вельможи из ее ближайшего окружения — высмеиваются с суровой беспощадностью. Исследователи творчества поэта отмечают, что он изначально не хотел публиковать оду под собственным именем, опасаясь мести тех, кого вывел в неблаговидном образе. Однако стихотворение стало широко известно в 1783 году и даже растрогало до слез императрицу, которая пожелала непременно познакомиться с автором строк.
Тематика и проблематика
Новизна оды «Фелица» для своего времени состоит в том, что в произведении присутствует не только прославление монархини, но и шутливая, с сатирическими мотивами, зарисовка из ее жизни и ближайшего окружения. При этом автор поднимает важнейшие для него вопросы, ответ на которые он хотел бы получить от Екатерины. Перед читателем рисуется яркий словесный портрет просвещенного монарха, обладающего всеми положительными качествами и полностью лишенного недостатков. Образ Екатерины идеализирован, однако Державин верит в то, что он соответствует действительности.
При анализе поэтического текста следует отметить, что второй важнейшей темой является изображение вельмож, наделенных властью и доверием монархини, но не сумевших в полной мере выполнить свои функции. Они подвластны соблазну, любят лесть, живут в роскоши, сознательно отказываясь от добродетели. За описанными в негативном ключе образами вельмож современники узнавали реальных людей — приближенных к трону:
Потемкина;
Панина;
Нарышкина;
Алексея Орлова.
Могущественные фавориты Екатерины могли бы очень жестоко отомстить своему остроумному обидчику, однако Державин не побоялся вывести их образы в строках своей оды, что говорит о большой его смелости.
Еще большую решительность показал поэт тем, что отважился дать совет самой Екатерине — править по совести и следовать закону, который един и для правителей, и для простых людей. Эту важную для него идею Державин высказывает простым и понятным каждому языком.
Анализ стихотворения «Видение Мурзы» Державина
Произведение «Видение Мурзы» Гавриила Романовича Державина впервые было опубликовано в «Московском журнале».
Стихотворение датируется 1783 годом. Поэту исполнилось 40 лет, он служит в Правительствующем Сенате, женат, а год назад после вручения императрице Екатерине II оды «Фелица» – прославился как литератор. Впрочем, поэта многие заподозрили в корысти и желании выслужиться. Ответом на обвинения и стало «Видение мурзы». По жанру – ода, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет. Лирический герой – татарский мурза (дворянин). Предки поэта были из татар. Выбор образа – еще один комплимент политике царицы (присоединение Крыма). Картина волшебной ночи в первых строках. Блеск лунного серебра и золота, спящий дом, окрестности. Герою же не спится. Гармония природы побуждает его воспеть удел мудреца и «доброго человека». «Нежная Пленира»: жена поэта. Приятная жизнь в кругу семьи и друзей, чередование разумного труда и отдыха – что еще нужно человеку. А если к этому прибавить благосклонность к его «россказням», стихам какой-нибудь царской особы, то счастье действительно становится полным (здесь намек на подарки автору за «Фелицу» от Екатерины II).
В этот момент «со облаков» сходит некая женщина в короне и одежде из самого дорогого виссона. То ли небожительница, то ли жрица обращается к восхищенному мурзе. Суть ее речей: если поэзия – не просто болтовня, а «дар богов», то нельзя ее использовать для лести, хотя бы и царям. Герой с трепетом спрашивает ее имя – и что же? Это она, Фелица (то есть, сама Екатерина II). Мурза заливается слезами и сладкими речами прославляет мудрость и величие Фелицы. Он возражает: я не из числа льстецов. Он уверяет, что чистосердечно, не за деньги, хвалил ум и дела царицы. Суть идиомы про арбуз и огурцы: на всякий вкус не угодишь. Лексический повтор: пел, пою и петь буду. То есть, поэт и в этой оде не оправдывается, а вновь рассыпается в похвалах царице и смеется над всеми недовольными. В финале афоризм: тобой бессмертен буду сам (надеется, что и его имя войдет в историю). Стихи интересны атмосферным, почти романтическим, описанием ночного пейзажа и чудесного видения. Новаторским был прием автора так много места в стихах уделить самому себе. Устаревшие и усеченные формы слов: погруженна, анбар (амбар), кохтях, досканец (табакерка), незапно, блаженствы. Экзотизмы: кади (судья), факир (бродячий аскет). Эпитеты: сребро-розовых, черно-огненна, темно-голубом, кроткая. Анафора: блажен. Столкновение возвышенной и просторечной лексики. Инверсия: нажил я. Сравнение: подобный радуге, как луч. Олицетворение: плавала луна.
«Видение Мурзы» Г. Державина – размышление о гражданском долге, злопыхателях и высоком предназначении творчества.
Державин и императрица
Поза певца здесь тоже меняется по отношению к предмету воспевания, если рассматривать не только всю предыдущую русскую литературу, но даже и стихи самого Державина. Иногда в оде ещё проскальзывает некая богоподобность царицы, но при всём этом и при общей почтительности, которую демонстрирует ода «Фелица», содержание показывает и определённую короткость отношения, не фамильярность, но теплоту почти родственной близости.
А вот в сатирических строках Державин иногда может быть понят двойственно. Собирательные черты образа мурзы высмеивают всех по очереди вельмож Екатерины, причём именно здесь поэт не забывает и себя. Автоирония — тем более редкостный факт в поэзии тех лет. Авторское «я» не лишено лирики, но ясно даётся понять, что «Таков, Фелица, я развратен!», «Сегодня властвую собою, а завтра прихотям я раб». Появление в оде такого авторского «я» — факт огромного художественного значения. Ломоносов тоже начинал оды с «я», но как верноподданный раб, а у Державина автор — конкретный и живой.
Ода к Фелице: анализ
Смесь риторики с поэзией, проблески гениальности с непостижимыми странностями – вот характер всех стихотворений и од Державина. Его поэзия четко отражает настроения того времени, в котором он творил. Он восхищался Екатериной Второй как мудрой правительницей, читал ее статьи, указы и сказки, поэтому ода «Фелица»- это не лесть в адрес императрицы, а искренний душевный порыв:
Искренность Державина нисколько не может повредить его славе, ни унизить литературных заслуг. Если рассматривать его поэзию с исторической точки зрения, она- ничто иное, как блестящая страница из истории русской поэзии, — «некрасивая куколка, из которой должна была выпорхнуть, на очарование глаз и умиление сердца, роскошно-прекрасная бабочка. И это дивное насекомое признано было вдохновить массу других талантливых авторов».
Вся поэзия Державина окутана противоречиями, поскольку на иную удачную оду можно насчитать несколько других, как будто написанных специально в опровержение первой. Причина, возможно, кроется в том, что не было тогда сильного общественного мнения. Кружок столичных интеллектуалов никак не мог заменить того многообразия оценок, которые можно услышать сейчас, причем, от представителя любого социального слоя. Кроме того, Державин все-таки был придворным поэтом, поэтому его литературная деятельность приравнивалась к службе. То есть, он был обязан отрабатывать свой хлеб независимо от наличия вдохновения.