Анализ стихотворения «бородино» м. ю. лермонтова

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Краткое содержание

Молодой человек обратился к своему дяде, чтобы тот рассказал о войне с Наполеоном. Больше всего его интересовало великое Бородинское сражение, которое стало решающим в битве с французской армией. Старый воин поведал о былых сражениях, о мужественных солдатах, которым незавидная «досталась доля: немногие вернулись с поля». Они бы ни за что не отдали Москвы, «не будь на то господня воля». Отважным воинам «досадно было, боя ждали». Им было очень больного от того, что они были вынуждены отступать, отдавая врагам на растерзание родную землю. Однако нужно было исполнять приказы главнокомандующего, и бойцы повиновались.

Но вскоре ситуация изменилась – отыскали большое поле для сражения недалеко от деревни Бородино, «построили редут». Когда «утро осветило пушки и леса синие верхушки», французы начали наступление. В течение двух дней продолжались ожесточенные сражения, но ни одна из сторон не собиралась сдавать свои позиции. Все с нетерпением ожидали третий день, который должен был стать решающим в схватке. Русская армия, собрав все свои силы, нанесла сокрушительный удар по французам.

«Утиная охота» краткое содержание пьесы Вампилова – читать пересказ онлайн

Победа над ненавистным врагом принесла не только огромную радость, но и боль от страшных потерь. После завершения битвы русские воины принялись подсчитывать «раны, товарищей считать». Старый солдат очень гордился тем, что русский народ смог отстоять свою отчизну, и не отдать врагам родную землю.

Композиция

Композиция стихотворения «Бородино» кольцевая: старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением. Простые воины, пережившие все тяготы войны, погибшие в боях товарищи, раненые — это главные герои “Бородино”.

Также присутствует композиционный прием «рассказ в рассказе». Повествование о подвигах Лермонтов доверил ветерану, выступающему в противовес консервативной творческой позиции, когда поэты описывали только героев из командного состава, игнорируя заслуги простых солдат. Сам рассказчик мало говорит о себе, в стихотворении редко встречается “я”, чаще “мы”. Образ ветерана можно нарисовать не через словесный портрет, а через речевую манеру. Солдат груб и простодушен, но в то же время силен и благороден.

«Бородино» – это диалог

Во времена Лермонтова стихотворения в форме диалога были очень редкими. Свое произведение поэт постоил как диалог между юношей и «дядей» – бывшим артиллеристом, участником военных действий 1812 года. Все это сделано для придания максимальной достоверности событиям. В «Лермонтовской энциклопедии» сказано: «Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения и данная им событию субъективная оценка разделяется автором»

Важно также, что в своем рассказе «дядя» всегда подчеркивает единство народа: «И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой»

Смысл произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов в своём творчестве особо выделял тему исторических событий своей страны. Своим произведением поэт показал своё отношение к войне 1812 года. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова заключается в том, чтобы продемонстрировать читателям, как простой человек переживает за судьбу своей Родины.

В основе произведения лежат подлинные рассказы людей, которые принимали непосредственное участие в Бородинской битве. Это стихотворение принадлежит к гражданской лирике. М.Ю. Лермонтов построил «Бородино» в виде диалога. Два человека. Один из них — реальный участник страшной битвы. Диалог постепенно становится рассказом о подвигах простого народа. Солдат-артиллерист без прикрас говорит о великом сражении.

В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов сравнивает прошлое и настоящее. Он восхищается стойкостью, мужеством, внутренней силой, патриотизмом простых людей. Народ готов был отдать свою изнутри на благо своей страны. Ради светлого и счастливого будущего люди шли на подвиги. Когда поэт говорит о нынешнем поколении, в его словах прослеживается тоска, грусть. М.Ю. Лермонтов критично высказывается относительно настоящего времени. «Богатыри — не вы». Этой фразой автор подчёркивает, что важный этап жизни страны завершён, период подвигов окончен.

Основная часть произведения посвящена воспоминаниям бывалого солдата. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова раскрывается в чувствах, мыслях, эмоциях простого человека, который лицом к лицу столкнулся с ужасами войны 1812 года. Эта ожесточённая кровопролитная битва отложила огромный отпечаток на дальнейшем существовании страны. Однако герой, от лиц которого идёт повествована, это не отдельно взятый человек, а собирательный целостный образ. Главный персонаж — это олицетворение всего русского народа.

М.Ю. Лермонтов не только серьёзно рассказывает о значимых событиях. Когда речь заходит о самой битве, автор патриотично и ёмко даёт характеристику событиям. Однако когда в рассказе появляются воспоминания отдельно взятого человека относительно его действий, Михаил Юрьевич использует мягкий ненаигранный юмор.

Смысл стихотворения «Бородино» в том, чтобы передать читателю настроение, с которым жил русский народ во время страшного сражения. Несмотря на утраты, лишения, люди не отчаялись, не сдались. Они боролись до последнего, не взирая на опасность и боль. Русский народ вышел победителем в битве с французами. Патриотизм, несокрушимая сила воли, стойкость характера помогли обычным людям выстоять в этом кровопролитном сражении. М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении восхищается подвигами простых солдат, многие из которых ценой своей жизни помогли стране одержать победу.

Текст стихотворения:

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

“Пора добраться до картечи!”

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!”

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Сюжет и композиция «Бородино»

Картины Бородинского сражения. Образ войны

Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России.Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения, эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой.Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью. Покорив Европу, захватчики в Россию пришли за добычей и славой. Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение. Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины, осознавая свое место в системе отношений между людьми. Над простым солдатом стоит полковник-хват, которому безоговорочно доверяют, как отцу; а полковник – слуга государю. Но высшей инстанцией для народного сознания является Господь Бог. «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг, ставший залогом национальной свободы.

Картины Бородинского сражения представлены с позиции солдата-артиллериста. Мощь столкновения передана им в череде лаконичных и ярких оценок: «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди», «залпы тысячи орудий», «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Подчеркивается продолжительность, стремительность и ожесточенность битвы.

Солдат стал выразителем общенародного отношения к войне, получившей название «отечественная», и ратному делу, как серьезному воинскому долгу. О гибели множества солдат на поле боя говорится с сожалением, но обобщенно: «гора кровавых тел», «немногие вернулись с поля», «плохая им досталась доля». Упоминается об обстоятельствах смерти только одного конкретного, но тоже безымянного человека – полковника: «Жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Перед сражением боевой офицер призвал дать клятву верности: «Умремте ж под Москвой». Командир погиб на передовой, став для бойцов образцом доблести, удали и самоотверженности.

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды

В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.

Стихотворение «Бородино» относится к гражданской,патриотической лирике. Это многоплановое произведение, его жанр литературоведы определяют, как батальную поэму, народную оду, патриотическую балладу.Реалистическим, конкретным изображением событий стихотворение относится к литературному течению реализма, однако присутствуют и элементы романтизма в прославлении воинов, изображенных«могучим, лихим племенем», настоящими богатырями.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Бородино

«Скажи-ка, дядя, ведь недаромМосква, спалённая пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Не многие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.Досадно было, боя ждали,Ворчали старики:«Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундирыО русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут.У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдём ломить стеною,Уж постоим мы головоюЗа родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?Мы ждали третий день.Повсюду стали слышны речи:«Пора добраться до картечи!»И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,И слышно было до рассвета,Как ликовал француз.Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,Всё шумно вдруг зашевелилось,Сверкнул за строем строй.Полковник наш рождён был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражён булатом,Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:«Ребята! не Москва ль за нами?Умрёмте ж под Москвой,Как наши братья умирали!»И умереть мы обещали,И клятву верности сдержалиМы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,И всё на наш редут.Уланы с пёстрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нами,Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена́, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,Наш рукопашный бой!..Земля тряслась — как наши груди;Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудийСлились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новыйИ до конца стоять…Вот затрещали барабаны —И отступили бусурманы.Тогда считать мы стали раны,Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:Не многие вернулись с поля.Когда б на то не божья воля,Не отдали б Москвы!»

Бородино. Лермонтов, 1837

Стихотворение «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Первое стихотворение, опубликованное самим Лермонтовым с его полной подписью. «Бородино» высоко ценил Л. Н. Толстой, назвавший его «зерном» своей «Войны и мира».
Ключевой мыслью стихотворения «Бородино» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел» — В. Г. Белинский.

Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами — речь идет о французской кавалерии: уланы были вооружены пиками, к которым привязывались матерчатые флажки наподобие флюгеров; к каскам драгун прикреплялись конские хвосты для защиты от сабельных ударов.
В «Бородино» Лермонтов использовал некоторые наиболее удачные образы стихотворения «Поле Бородино».

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Композиция

Композиция стихотворения «Бородино» кольцевая: старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением. Простые воины, пережившие все тяготы войны, погибшие в боях товарищи, раненые — это главные герои “Бородино”.

Также присутствует композиционный прием «рассказ в рассказе». Повествование о подвигах Лермонтов доверил ветерану, выступающему в противовес консервативной творческой позиции, когда поэты описывали только героев из командного состава, игнорируя заслуги простых солдат. Сам рассказчик мало говорит о себе, в стихотворении редко встречается “я”, чаще “мы”. Образ ветерана можно нарисовать не через словесный портрет, а через речевую манеру. Солдат груб и простодушен, но в то же время силен и благороден.

Михаил Кутузов

Незадолго до Бородинской битвы граф Михаил Кутузов стал главнокомандующим российской армии. На этом посту он сменил Михаила Барклая-де-Толли. В отличие от него, Кутузов не был настроен на постоянные сражения с французами: те превосходили русских числом, и под давлением противника российской армии приходилось все время отступать вглубь страны. Однако, когда армии Кутузова выделили небольшое подкрепление, он решил все-таки провести генеральное сражение на Бородинском поле. Бои продолжались два дня, за это время российская армия нанесла заметный урон войскам Наполеона, но и сама потеряла около трети солдат. Из-за этого Кутузов распорядился оставить поле боя.

Но отступление было не концом военной операции, а только ее началом. Когда российские войска покинули Москву, Кутузов тайно провел армию к селу Тарутино и перекрыл французам путь в южную часть России, которую война не успела затронуть. После этого маневра и сражения за Малоярославец в октябре 1812 года Наполеон вынужден был начать отступление. Французский император часто резко отзывался о своих противниках, но никогда не высказывался о Кутузове и предпочитал винить в своем поражении «суровую русскую зиму».

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, начало и финал речи героя отмечены повтором одних и тех же строк:

В этих словах обозначен главный конфликт стихотворения: современные люди не способны защитить отечество в минуту угрозы, а героев прошлого уже не вернуть. Своему произведению Михаил Юрьевич придал форму рассказа пожилого солдата. Именно он был не только очевидцем, но и участником Бородинского сражения. Лирическое повествование включает в себя четырнадцать строф. При этом, автор разделил повествование на две части.

Данное стихотворение написано разностопным ямбом. При этом, автор мастерски его соединил с особенной рифмовкой строф: парная + кольцевая ААБВВБ. Именно благодаря этому приёму повествование напоминает народные сказания. Подобные стихи очень легко воспринимать на слух, поэтому они довольно быстро распространяются в народе.

Критика

Не секрет, что известный литературный критик Виссарион Белинский много размышлял над творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Он не обошёл стороной и его знаменитое стихотворение «Бородино».

Известный критик восхищался той простотой и естественностью, которая присуща произведению. Белинский отмечал, что в каждом слове стихотворения можно услышать солдата, язык которого является простым и благородным. Кроме того, критик подчеркивал, что произведению присуща особая выдержанность тона, которая позволяет в полной мере ощутить основную мысль стихотворения.

Таким образом, Михаилу Юрьевич удалось создать поистине грандиозное и великое стихотворение. Автор наглядно показал, каким героизмом и силой воли обладает русский народ, готовый во что бы то ни стало защитить родную страну и отстоять её независимость.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector