Краткий анализ стихотворения лермонтова «пророк» по плану

История написания

Стихотворение «Пророк», одно из последних творений поэта, написано им в год его гибели — 1841. Причиной рождения произведения, возможно, стали споры автора с Одоевским В.Ф. В вопросах поэзии и философии они не могли прийти к общему мнению. Многие считают данное творение поэтическим прощанием автора. Опубликовано впервые стихотворение было в «Отечественных записках» в 1844 году. Известный критик Белинский В.Г. считал стихотворение «Пророк» одним из лучших в поэзии Лермонтова, отмечая глубину его мысли и особую энергию выражения.

В монологе героя особо остро прослеживаются отношения поэта, обладающего даром предвидения, с социумом. Людские сердца остаются холодными к попыткам всколыхнуть их поэтом – миссионером. Зависть и злоба становятся ответом на уникальный дар героя.

Речи «О любви и правде» не только натыкаются на глухую стену равнодушия, но и на открытую агрессию. Печально и то, что в общей массе неприятия и непонимания не только чужие и незнакомые люди, но и «все ближние».

Жанр, направление и размер

Михаил Юрьевич в создании стихотворения обращался к библейским сюжетам, потому что во времена романтизма талант поэта считался даром от Бога, поэтому работа Лермонтова похожа на книгу пророка Иеремии, так как она также близка к легенде.

Жанр произведения — лирическая исповедь. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Стих написан в спокойной, неспешной манере.

Ряд литературных критиков посчитало произведение прощальным, ведь оно словно стало пророчеством для автора. Уже через несколько месяцев он ушел в мир иной от озлобленности людей, непонимания и слухов.

Мотив пророка часто использовался в русской литературе. До Михаила Юрьевича к образу пророка обращался Пушкин, у него было стихотворение с таким же названием. Лермонтов начал свое произведение с последних строк Александра Сергеевича. Оба поэта писали от первого лица, поэтому кажется, что он продолжает его идею.

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова

В 1830 г. по России прокатилась волна крестьянских волнений, усилившихся в связи с эпидемией холеры. Лермонтов откликнулся на эти события стихотворением «Предсказание». В автографе поэт сделал многозначительную приписку: «Это мечта».

В произведениях юношеского периода, а также в романе «Вадим», поэт признает за народом право на восстание. При этом он не разделяет энтузиазма крайних революционеров и представляет себе это восстание в самых суровых и страшных красках. Выражение «черный год» появилось в России еще во времена восстания Пугачева и стало применяться по отношению к масштабным крестьянским бунтам.

Лермонтов понимал, что насильственное свержение самодержавия, даже оправданное произволом власти, приведет к разгулу самых диких и темных сил. На смену пусть несправедливым, но твердо установленным законам, придет ярость толпы, жаждущей кровавой мести («пища многих будет смерть и кровь»). Поэт изображает ужасную картину абсолютного беззакония. Вместе с убийствами страну захлестнет волна болезней, вызванных разлагающимися телами, и голод.

Во второй части стихотворения Лермонтов изображает появление «мощного человека». Этот образ символизирует беспощадного лидера восстания, вооруженного «булатным ножом». Мрачный и суровый вожак, выдвинутый толпой, будет глух к мольбам и стонам. Он будет руководствоваться только собственными представлениями о справедливости. От личности этого человека будет напрямую зависеть, до каких пор будет бушевать народная стихия. В любом случае, понадобится много времени, пока в стране вновь не установится порядок и спокойствие.

Возвращаясь к авторской приписке, логично предположить, что Лермонтов действительно мечтал о таком развитии событий. Он видел, что законные способы хоть как-то ограничить самодержавие бесполезны. Если выхода нет, то чаша народного терпения все равно когда-нибудь будет переполнена.

«Предсказание» Лермонтова воплотилось в Октябрьской революции. Описание поэта бледнеет по сравнению с событиями 1917-1922 гг. В Гражданской войне, ставшей величайшим бедствием для России, трудно найти правых и виноватых. Людей, взявшихся за оружие во имя какой-то идеи, было меньшинство. Большая часть либо просто была вынуждена это сделать, чтобы сохранить свою жизнь, либо представляла собой «чернь», обрадованную возможностью беззаконных убийств, насилий и грабежей.

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.

О произведении

Надписи в книге «русского Фауста»

В. Ф. Одоевский

Стихотворение Лермонтова «Пророк» написано в 1841 году. Это одно из последних произведений поэта, его поэтическое прощание. Перед отъездом поэта на Кавказ, писатель, знаток религиозных учений Владимир Одоевский, получивший за интерес к мистике прозвище «русского Фауста», подарил Лермонтову записную книжку с условием, чтобы тот возвратил ее обратно, но всю исписанную стихами. Одоевский сделал в ней несколько записей — напутственных евангельских цитат, апостольских посланий о мирских страстях, любви, молитве, смирении и проч.: Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать (1 Кор 14:1); Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор 13:8). Эти слова не могли не побудить в поэте желание обратиться к христианским смыслам, выразить свое понимание сущности пророческого тернистого пути.

Пророк=Поэт?

«Голова пророка». М. А. Врубель

Традиционно пророками именовались личности — провозвестники Божией воли, способные сообщить Божественные послания людям. Пророк — посредник между Всевышним и людьми.

Образ пророка, поэта-пророка встречается в художественной литературе довольно часто. Во многих произведениях поэт объявлялся пророком — глашатаем истин. Одним из самых известных обращений к этому образу стало стихотворение Александра Пушкина «Пророк» 1826 года. «Глаголом жги сердца людей», — было велено герою стихотворения свыше. Дар пророчествовать — великий дар, который отличает Божьего избранника от остальных людей, возвышает его над ними. Таким избранником является Поэт с присущей ему божественной силой Слова, которое он может и должен доносить до людей. Для русской поэзии характерно восприятие поэтического вдохновения как Божьего дара. Философ Соловьев, к примеру, утверждал, что в «Пророке» Лермонтова показан «идеальный образ идеального поэта в его сущностном и высшем призвании».

«С тех пор как вечный судия / Мне дал всеведенье пророка»

Иллюстрация В.А. Полякова к «Пророку» Лермонтова

Первые строки «Пророка» Лермонтова словно продолжают финальные строки пушкинского стихотворения. Но лермонтовский герой тщетно пытается «глаголом жечь сердца людей». Пророк становится свидетелем человеческих грехов. Люди не внемлют чистому слову пророка, в котором — искра божественного. Пророк видит всю порочность людей, их злые нравы — и становится ненавистен для них, они гонят его прочь.

Пушкин говорил о приобретении пророческого и поэтического слова, о его значимости для людей. Лермонтов же пишет об отверженности. Его пророк одинок, подвергается травле. Однако, несмотря на жестокое обращение с ним, он хранит «завет Предвечного» как великую милость.

Но громадная пропасть разделяет пророка и людей… Как, впрочем, поэта и «толпу» (ведь мысль Лермонтова вполне возможно прочесть аллегорически). Его лирический герой обречен на непонимание и одиночество. И возможно, поэт обращается к конкретным библейским образам и мотивам, чтобы подчеркнуть весь ужас собственного конфликта с окружающим человеческим миром, который он сознавал.

Лермонтову порой невероятно трудно сходиться с людьми… настолько, что иной раз легче найти «общий язык» со стихиями, с природой («Утес», «Выхожу один я на дорогу«, «Мцыри» и др.). В «Пророке» снова явлена тема гордого одиночества, — для Лермонтова одна из острейших.

Стихотворение Лермонтова

Если сопоставить «Пророка» Александра Сергеевича с произведением Михаила Юрьевича, то можно увидеть, что второй описал трудный и полный страданий путь поэта. Лермонтов считал себя продолжателем традиций А. С. Пушкина. Он активно развивал в творчестве тему назначения поэта в обществе. Но если сделать сопоставительный анализ произведений, можно увидеть, что взгляд на эту проблему и ее решение у автора были абсолютно иными, отличались от пушкинской трактовки.

Лермонтов — свидетель крушения идеалов предыдущей эпохи. Он осознал, что общество не понимает ошибок, не выносит никаких уроков. Особенно задело Лермонтова то, что смерть Пушкина была довольно быстро забыта и не оценена как трагедия государственного масштаба. Это повлияло на настроение стихотворения:

  • оно исполнено печалью;
  • горечью;
  • пессимизмом;
  • полным неверием в светлое будущее.

Создавая образ своего пророка, Лермонтов тоже обращается к Библии. Но если провести сопоставление, то уже на этом, начальном уровне проявляются отличия от восприятия Пушкина:

  1. Прототип героя Лермонтова — пророк Иеремия. Его имя в переводе означает «Господь возвеличит». Это говорит о том, что поэт как бы возвышается над другими людьми, так как по сравнению с ними он чист духовно, наделен лучшими качествами.
  2. Иеремия известен как «плачущий пророк». Это объясняет настроения Лермонтова, его пессимизм, отсутствие веры в исправление общества, греховного и порочного.
  3. Также этот библейский персонаж был обличителем царей. Это перекликается с судьбой Лермонтова, который был в конфликте с государством и наказан ссылками.

Стихотворение Михаила Юрьевича как бы продолжает произведение Пушкина, описывает данное предшественником направление всем поэтам. Путь, по которому суждено пройти пророку, очень тяжел, трагичен. Молчать и не обличать поэт не сможет, так как он несет божественную миссию. Но никогда понимания не найдет, общество будет его отторгать и порицать. Поэт обречен на страдания, изгнание, одиночество.

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса

  1. История написания
  2. О чем стихотворение?
  3. Жанр
  4. Главная идея
  5. Способ стихосложения

История написания

Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром. Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно. В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.

«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.

О чем стихотворение?

Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.

В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении. А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения. Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.

«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности. Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни. В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.

Главная идея

Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.

Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.

Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.

Способ стихосложения

Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.

Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки. Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен». К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.

Два разных пророка

В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С., но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично. Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.

Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Стихотворение «Пророк» было создано весной — в начале лета 1841 года. Оно было написано в записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским. В свете напутствия, сделанного Одоевским Лермонтову, это стихотворение звучит как ответ поэта князю. Одоевский написал на титульном листе строки из послания Апостола Павла коринфянам, которое в современном переводе выглядит так:

В то же время произведение перекликается со стихотворением «Пророк» Пушкина. И не просто перекликается, оно словно продолжает тему, начатую Александром Сергеевичем. Последние строки Пушкина:

Лермонтов начинает так:

Это произведение написано в жанре философской лирики. Лермонтов, как и Пушкин, пишет от первого имени, связывая себя с пророком. В этом стихотворении поэт выразил собственное мироощущение, собственное отношение с людьми. Он говорит о переживаниях, о собственном одиночестве. Приближение к Богу отдаляет поэта и пророка от людей, потому что пророки частенько говорят не то, что хотят слышать люди. Люди хотят слышать оправдание собственным порокам и слабостям. Если вспомнить Библейских пророков, жития святых христианской эпохи, то можно увидеть, что путь их был тернистым, нелегким, требовал самоотречения, подвижничества. Бог призвал пушкинского пророка к такому служению, но люди не были готовы его принять. Пророк Пушкин погиб. Та же участь ждала и пророка Лермонтова.

Признак скорби, потери и неверия

Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество. И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.

Основы стихосложения

Размер произведения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (кроме финального четверостишья). Опоясывающая рифмовка последней строфы позволяет усилить финальный эффект и делает завершение более глубоким. Лексика отличается богатством и разнообразием. Произведение изобилует устаревшими словами, например «в очах», «град», «судия», «главу». Это позволяет приобрести схожесть со священным пророческим текстом. Горечь, душевные страдания отражены с помощью часто встречающихся слов обиды: бросали каменья, глупец, злоба. Изобилует библейская лексика: тварь земная, завет. Высокому стилю способствуют торжественные эпитеты.

Приём противопоставления используется в рассказе об общении героя с людьми и природой. Применяются приёмы восклицания, иронии. Использование взрывных согласных способствует прерывистости и напряжённости повествования. Печальная интонация определяется преобладанием гласного звука «у».

Развернутый анализ с планом стиха «Пророк»

Вариант 1

История создания

Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.

Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”).

Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.

Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3–4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6‑й и 7‑й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

Средства выразительности

Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.

Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.

Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов (“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”), и метафор (“страницы злобы и порока”, “читать в очах”), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза“вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6‑й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.

История написания стихов

А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.

Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.

Своё стихотворение Лермонтов создал накануне гибели. Он как будто предсказывал собственную трагическую судьбу и непростой жизненный путь. За серию стихов («На смерть поэта», «Родина» и др.) Лермонтов попал в опалу и был сослан на передовые линии Кавказской войны. Официальным предлогом для ссылки была дуэль с сыном французского посла. Однако его стихи становились всё более прямыми и открыто выражали взгляды поэта.

Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.

Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия

Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца. С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано очень в эмоциональной манере.

В анализе «Пророка» Лермонтова нельзя не заметить, что произведения поэта чаще всего романтичны и печальны, но это пропитано трагизмом и обреченностью.

Михаил Юрьевич использовал художественные приемы:

  • эпитеты — ближний, земной, нищий, самолюбивый;
  • метафоры — вечный судия, лучами играя, чистые ученья, страницы злобы, звезды слушают, пищи Божьей;
  • архаизмы, церковнославянизмы — судия, в очах, каменья, главу, тварь, предвечного;
  • эмоционально-оценочная лексика — глупец.

В стихотворении автор использует выражение «Посыпал пеплом я главу», которое впервые было употреблено в Ветхом Завете. Это указывает на отчаяние пророка. Присутствует в тексте также сравнение поэта и птицы. Во втором, третьем и четвертом четверостишьи несколько строк начинаются союзом «И». Этим Лермонтов пытался указать на связь пророка с Богом, поскольку в Библии некоторые стихи также начинаются с этого слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector