Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных?

Культура древности в настоящем

Традиции предков старообрядцы сохранили. По сей день их можно увидеть. Кроме вышеперечисленных канонов, они руководствуются и другими законами. Процесс крещения происходит только через полное трехразовое погружение. Эти люди не признают четырехконечных распятий, но такой крест (без Иисуса) присутствует в их домах.

Эти общины ведут скромный образ жизни. Они мало развлекаются и очень набожные. Но их религиозные праздники не менее веселые и колоритные, нежели в других религиях. Семейный устав — патриархальный. Женщина повинуется приказам мужа и родни с его стороны (даже тем, кто младше ее самой). Так как часто маленькое село состоит из одной семьи, парням приходилось искать себе девушек на самом деле за тридевять земель. Они едут за тысячи километров в другую общину, чтобы посвататься и жениться.

Староверцы (двоедане) и РПЦ – в чём разница?

Старообрядцы искренне были убеждены и остаются сегодня уверенными в том, что именно их вера православная, а русская православная церковь – нововерцы, никонианцы. Понятие «старообрядцы» ввёл в обиход Николай Второй, повелев не использовать более слово «раскольники», наверное, желал какого-то примирения среди верующих.

Никонианцы взяли для себя символ Святой Троицы, креститься стали тремя перстами, двоедане обзывали их щепотниками. Старообрядцы по-прежнему осеняли себя двумя перстами, что является символом двух Ипостасей Спасителя – истинный Бог и истинный человек.

Среди старообрядцев тоже ходили какие-то разногласия, они делились на поповцев, беспоповцев и единоверцев, но основные принципы, ценности и обычаи были одни.

В утвержденное Церковью учение были внесены изменения, которые старообрядцы не приняли, они были готовы пойти на смерть за каждую букву в Символе веры. Вот эти изменения и стали главным камнем преткновения между староверцами и никонианцами.

Во время крестного хода старообрядцы двигаются по солнцу, то есть по часовой стрелке. Патриарх Никон обновил этот обряд по греческому образцу: было принято решение совершать крестный ход против солнца. Для староверцев это было просто неприемлемо!

В старообрядческую церковь категорически запрещено заходить в галстуках и в рубашках с закатанными рукавами. Этот запрет провозглашён в память о казнённых во времена раскола церкви через повешение и сожжение. Сами староверцы во время службы надевают косоворотку с длинными рукавами, которая в быту не носится, то есть предназначена именно для богослужения.

Крест у старообрядцев признается только восьмиконечный с надписью «Царь славы», а у РПЦ в ходу и четырёх- и шестиконечный. Нательный крест двоедан не содержит изображения Исуса Христа, так как они считают, что это крест личный.

На службах староверцы кладут земные поклоны, тогда как патриархом Никоном они были запрещены. Он считал, что достаточно кланяться в пояс, не становясь на колени для великого земного поклона. Во время молебна руки двоедане складывают крестом на груди; четки в виде ленты содержат 109 бобочков, что символизирует лестницу от земли до небес.

При крещении старообрядцы совершают полное троекратное погружение, а православные могут либо частично погрузить в купель ребёнка, либо просто облить его святой водой. В РПЦ принято многоголосое пение, а у строверцев – одноголосное, как бы домашнее, не помпезное.

Исторические факты

К концу шестидесятых годов семнадцатого несогласных с церковными нововведениями было не меньше половины государства, но власть гнула свою линию, и в 1685 году при царевне Софье был принят документ «Двенадцать статей».

По сути это было согласие на физическое уничтожение староверов. На несогласных была объявлена охота. В стране происходили массовые казни.

Самыми известными жертвами репрессий стали протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова. Первый был сожжен после четырнадцатилетнего сидения в ледяной земельной яме, вторую также приговорили к сожжению, но благодаря заступничеству бояр казнь заменили на заточение в земельную тюрьму, где она и скончалась от голода в 1675 году.

При Петре Первом в 1716 году драконовский документ, принятый во время правления Софьи, был отменен, и старообрядцы получили возможность существовать полулегальным способом, при этом все платежи для них увеличились вдвое, как плата за раскол.

Тех, кто отказывался платить двойной налог ссылали на каторжные работы. Любое богослужение по старому чину каралось смертной казнью.

Часто, видя приближающийся вооруженный отряд, староверы прибегали к самосожжению, не желая сдаваться.

Невзирая на всю жестокость мер, даже в 19 веке насчитывалось большое количество приверженцев старой веры.

«Проблемное» население

Сам глава Верхнеимбатского сельсовета явно относится к старообрядцам с уважением. Но как у «человека от власти» у него есть к ним вопросы — в разговоре «своих» старообрядцев он называет «проблемным населением».

Автор цитаты

Церковь как мишень

Кто и почему нападал на храмы и священнослужителей в последние годы

Оформлять или переоформлять документы многие старообрядцы не стремятся потому, что связывают их с нечистой силой и доказывают местным властям, что на документах,якобы есть «число зверя». На любые попытки переубедить, просто говорят: «Мы паспорт получать не будем», — и под любым предлогом стараются уйти от этой темы.

Или, говорят в Верхнеимбатском сельсовете, есть пример того же Ханофера Ефимова.

Несколько лет назад, когда он только собирался жениться на Антониде, он уже приходил к Николаю Шляхову и просил выдать российский паспорт, объясняя, что родился в Красноярске. Глава сельсовета не поверил — и тогда Ханофер признался, что является гражданином Бразилии.

Николай Шляхов вспоминает, что предложил принести все имеющиеся документы, чтобы как-то решить вопрос с восстановлением документов. Например, отправить запрос в консульство, и предупредил, что процедура, скорее всего, будет длинная и сложная. «Тот ушел и больше не появлялся», — сокрушается муниципальный глава.

река

Вид на Енисей

Фото: Global Look Press/Michael Vershinin

Еще сложнее — с оформлением документов на детей. Их «выправлять» местные жители, живущие по своим, внутренним, законам, тоже не стремятся. По мере сил муниципальные власти сами стараются отслеживать появление новорожденных, чтобы убедить родителей оформить документы. Но среди детей, получивших свидетельства о рождении, многие по достижении 20 лет так и не получили паспорта: «И этими вопросами мы тоже занимаемся», — говорит Николай Шляхов.

Выстраивая взаимодействие между представителями таких поселений и «мирскими» — в том числе представителями всевозможных государственных органов и ведомств, — крайне важно избегать конфликтов, убежден председатель юридического центра при Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Корелов

Россияне продемонстрировали религиозную терпимость

Исследование Gallup International показало, что наиболее толерантны жители стран, не втянутых в конфликты

Автор цитаты

Что нельзя староверам. Ворон и голубей не есть

Ещё недавно старообрядцы жили натуральным хозяйством, покупали лишь соль да сахар. Сейчас в ход пошли всякие «сникерсы», однако ограничения в еде остаются. Староверам нельзя есть кролика – не потому что год его, а потому что – с когтями. Запрещены ракообразные и птица, рождённая слепой и без пуха, – вороны, голуби. Поперёк горла должна стать рыба без чешуи – угорь там или налим. А вообще посты четыре раза в году, не считая сред и пятниц.

При всём том староверы настаивают, что они самые обычные люди. Смотрят новости и фильмы по телеку, некоторые даже тарелки на дома повесили, молодые сидят в Интернете. А вот Новый год не празднуют, пост идёт. Силы берегут для Рождества, когда собираются за общим столом. Правда, без вина.

– А Новый год у нас 14 сентября. На Новолетие, как было до Петра, – напоминает отец Иоанн.

Работать можно везде, кроме увеселительных заведений и продаж спиртного с табаком. «Хотя женщины лучше бы сидели дома», – вздыхают казаки, поминая при этом, что и жена сейчас стала добытчицей.

Ну, а кто же они в миру? Тоже обычные пенсионеры и школьники. Надежда Серафимова – педиатр, Виктор Матвеев – водитель. Есть зубной врач, парикмахер, продавцы и военные. Общая гордость – фронтовик Тимофей Кузнецов. На стенах его дома фотографии в рамках, уцелели печка и прочая старина. С восхищением рассматриваю огромный часослов и не менее тяжёлую книгу минея – кроме староверов, таких древних фолиантов ни у кого нет. Маленьким диссонансом с обычаями и стариной смотрелись бутыли с вином вдоль стены. Заметив мой взгляд, Тимофей Иванович предупредил:

– Я только рюмочку, виноградное вера разрешает.

И повёл меня в летнюю кухню, где напрочь разбил последние представления о староверах как древних людях. Автоматический отопительный котёл, такая же стиральная машина – не было только озонатора воздуха. Да и снаружи изба обшита сайдингом.

Обряды-то старые. Только жизнь всё равно новая.

Мораль в теории жизни

Все эти знания постоянно возили с собой старообрядцы, староверы. Кто они, особенности их веры, суть их принципов понимала Екатерина II. Именно по инициативе царицы эти люди покидали обработанные земли и ехали семьями в неизвестную сторону на край России. Там они начинали новую жизнь, пусть тяжелую, но свободную и безопасную.

Их характерной особенностью является безграничная любовь к труду и Богу. Такими правилами они и руководствуются по жизни. По их теории, Всевышний сотворил человека похожим на себя, поэтому считается большим грехом менять что-то в своей внешности. Не практикуются стрижки и бритье.

Особое место в жизни занимают молитвы староверов. Разговаривать с Господом обязательно нужно утром и вечером. Если в начале дня время выделить тяжело, то произнести святые слова можно в свободную от работы минуту в течение светлой части суток.

Уникальным является и одежда этой общины. Празднично одеваются в церковь. Мужчины носят кафтаны, барышни — сарафаны и платки. Головные уборы для замужней женщины обязательны, поскольку открытые волосы и обнаженное тело считается большой непристойностью.

Искусству пошива одежды девочки учились с детства. Обычно до замужества они не выполняли тяжелой домашней работы, а только наблюдали. Мальчиков с детства приучали к труду в поле и к хозяйствованию.

Новые публикации

Неделя русского языка – 2021 стартовала в Берлине 22.11.2021

С 22 по 27 ноября Русский дом в Берлине проводит Неделю русского языка. Задумывалась она как мероприятие для повышения квалификации немецких русистов, но быстро вышла за рамки одной страны, став международной. О том, какие языковые проблемы волнуют сегодня преподавателей русского языка по всему миру, рассказывает представитель оргкомитета Недели Ольга Васильева.

На языке живой памяти 22.11.2021

Реестр мемориалов стран антигитлеровской коалиции создаёт Ассамблея народов Евразии (АНЕ). У международной акции две глобальных задачи  – взять на учёт все мемориальные комплексы стран Европы и напомнить миру, что партизан, военнопленных и мирных граждан на оккупированных территориях, а так же угнанных фашистами в  Германию и соседние страны погибло не меньше, чем солдат и офицеров на фронте.  

«Мне важно русское слово». 220 лет Владимиру Далю 22.11.2021. Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», и это не удивительно: на его создание было потрачено несколько десятков лет

Но Даль – фигура многогранная, и в его судьбе было много других интересных дел, выходящих за рамки лексикографической работы.

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», и это не удивительно: на его создание было потрачено несколько десятков лет. Но Даль – фигура многогранная, и в его судьбе было много других интересных дел, выходящих за рамки лексикографической работы.

Слова приходят и уходят: Яндекс исследовал русскую лексику за 100 лет 22.11.2021

22 ноября, в день рождения автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, в России отмечают День словарей. К этой дате в Яндексе провели исследование и собрали множество примеров изменений, произошедших в лексике русского языка с первой половины XX века до наших дней.

На 34 языках. В Москве наградили победителей конкурса «Билингва» 18.11.2021

Абхазский, аварский, башкирский, коми, марийский, осетинский, удмуртский, чеченский, чувашский… одно только перечисление языков народов России и мира, на которых говорят финалисты конкурса «Билингва», заняло около пяти минут на торжественной церемонии в Правительстве Москвы.

«Родина – Россия». В Югре обсуждают связи российских регионов с соотечественниками за рубежом 18.11.2021

В Югре проходит VI международная конференция «Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Содействие сохранению российской духовной и культурной среды».

Андрей Кибрик: Каждые две недели в мире исчезает один язык 17.11.2021

В Москве, в Институте языкознания РАН, прошёл международный «Лингвистический форум – 2021: Языковая политика и сохранение языков». Как на фоне глобального уменьшения числа языков сохранить языковое разнообразие России? Этот вопрос стал главным в работе форума. Ответить на него «Русский мир» попросил директора Института языкознания (ИЯ) РАН, лингвиста Андрея Кибрика.

Русская Ирландия в одной газете 17.11.2021

«Наша газета» остаётся в Ирландии единственным бумажным информационным изданием на русском языке. Этой осенью «Нашей газете» исполнилось 20 лет. Её история красноречиво показывает, что русский язык служит языком международного общения не только на востоке Европы, но и на самой западной её окраине.

Отличия

Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

Отличить их друг от друга просто:

  1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
  2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
  3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
  4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
  5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

Об интересе к старообрядчеству

Я долго искал тему внутри огромного пространства старообрядчества. Сначала у меня было просто любопытство: дух старообрядчества на Урале витает в воздухе, при этом мало кто знает об этом больше, чем несколько штампов.

Сейчас я сфокусирован на нескольких направлениях. Во-первых, это визуальный образ современного старообрядчества в эпоху глобализации — как одно из самых традиционных и закрытых обществ страны выглядит и живет сегодня. Во-вторых, старообрядчество в личных историях, воспоминаниях — это интервью с потомственными староверами, где они рассказывают о своих предках и о себе. Здесь меня интересуют прежде всего отношения государства, общества и инакомыслящего человека. В-третьих, старообрядчество и региональные особенности. Во время исследования я понял, что место проживания оказывает огромное влияние на образ жизни, судьбы, исторический контекст.

После реформы

Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал
креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками
и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость
корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги
и обряды.

Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО

Однако, появилось целое движение недовольных новыми
правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд
других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий
монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила,
было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись
армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или
отправляли в заключение или в ссылки.

Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались
с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции,
они не признавали этих святых.

Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально
начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная
церковь» или «староверы». Лишь к
концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

совершают только земные поклоны;не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;имя Иисус пишут Исус;признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?

Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?Брак с представителями другой веры у православныхПочему и зачем у православных много храмов?Почему на православных крестах есть полумесяц?

Разница между староверами и православными

Прошло уже три века со времен раскола русской церкви, однако старообрядцы до сих пор продолжают придерживаться догматов старой веры. Это видно не только по древнему церковному уставу, который является для них каноническим, но также по образу жизни, соответствующему старорусским традициям.

Отличить староверов от православных христиан можно по ряду признаков:

  • осеняют себя крестным знамением, сложив только два пальца (средний и указательный);
  • во время Таинства Крещения трижды окунают ребенка в воду;
  • священные песнопения поют обязательно хором;
  • для чтения молитвослова облачаются в специальное молитвенное одеяние;
  • богослужения проводят исключительно по старым изданиям Святого Писания (до 1652 г.);
  • главной святыней является не четырех- или шестиугольный крест, а восьмиконечный;
  • на распятие обязательно наносят слова «Царь Славы»;
  • нательные крестики изготавливают без изображения лика Иисуса Христа;
  • во время священнодействий в храме все присутствующие складывают крест-накрест руки на груди;
  • совершая богослужения, пользуются полной системой преклонений, однако главным является земной поклон;
  • имя Христа пишут на старорусский манер с одной буквой «и» (Исус);
  • для изготовления икон используют только медь или древесину;
  • вместо четок с бусинками используют лестовки, характерные для старой веры.

Отличия православного и старообрядческого нательных крестиков Сегодня староверами часто называют членов религиозных сект или организаций. Однако такое толкование понятия ошибочно, ведь настоящие старообрядцы не имеют ничего общего с современными религиозными течениями. Их история берет свое начало от крещения Руси и не меняется уже на протяжении десяти веков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Старообрядчество: борьба за выживание

В 1656 году на поместном соборе Русской церкви патриарх Никон объявил еретиками всех людей, крестящихся двумя перстами. Начались преследования: старообрядцев облагали налогами, у них изымали книги и иконы, предавали анафеме, заточали в монастырях, отправляли на каторгу и в ссылку, избивали кнутами, пытали и казнили, наконец, насильно переводили в новый обряд. В ответ на давление со стороны власти и официальной церкви в старообрядчестве появилась даже практика гари — массового самосожжения верующих в избах.

После большевистской революции начались новые мрачные времена: в Советском Союзе уничтожили целое поколение верующих. РПЦ реабилитировала старообрядчество в 1971 году, но государство не поощряло религиозность до самой перестройки.

Сегодняшнее старообрядчество  — это либо люди, перенявшие традицию от бабушек и дедушек, либо прошедшие путь советского гражданина и только в 1990-е вернувшиеся в религию, либо же те, кто сумел уйти в тайгу, в глухие деревни — так далеко, что власти до них не добирались. Некоторые занимались работой, которая не требовала образа советского гражданина-атеиста — таким образом верующие могли почти безнаказанно делать то, что считают нужным.

Факт 6

Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске. Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний. «Срывали крестики. Заставляли бросить все. И наши бросили. Дедам приходилось по три-четыре раза в год переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают, — делится дядя Ваня. — И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили, как русские: носили свои одежды, свой язык, свою культуру, свою работу… А прирастают староверы к земле с корнями. Как мне взять все бросить и уехать — не представляю. Выдирать придется только с кровью. Сильные были наши деды».

Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом. Там, где староверы, там начинает плодоносить земля, которую местные считали неплодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоемы. Эти люди не сетуют на жизнь, а берут и делают свое дело изо дня в день, помаленьку. Те, кто далеко от России, тоскуют по Родине, кто-то возвращается, кто-то нет.

Позитивное мышление

Важнее всего для людей, по мнению староверов, это спокойствие и отсутствие стресса. Ведь не зря же говорят, что все наши болезни от нервов. Именно поэтому старообрядцы стараются всегда думать только о хорошем, избегая любых негативных эмоций. Зависть, ревность, ненависть, осуждение, причинение боли другим людям, месть — все это разрушает человека изнутри, из-за чего он может рано умереть. Поэтому люди старой веры пытаются жить согласно Божьим заповедям и гонят от себя дурные мысли. Они стараются ни с кем не конфликтовать, окружать себя любовью, прощать обиды, все плохое отпускать с миром и творить добрые дела не ради похвалы, а потому что по другому никак нельзя. Доказательством же того, что отсутствие дурных мыслей положительно влияет на увеличение продолжительности жизни, можно считать женщину Жанну Кальман, умершую в возрасте 122 лет, которая считалась биологически невосприимчивой к стрессу.

Возвращался с работы и заметил розового пса на дороге: новый случай в Дзержинске

Упущенная роль в «Титанике»: Мэттью Макконахи поделился своей историей

Кто из трех невест подставная: посмотрите внимательно и угадайте, что ее выдает

Явление в религиозной жизни европейцев

Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.

Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.

Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.

Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.

Кто такие старообрядцы и откуда они взялись?

Часто путают понятие «староверы» и «старообрядцы»; кто-то считает, что это одно и то же, а кто-то называет староверов двоеданами. И те и другие глубоко ошибаются. Дело в том, что староверы – это те товарищи, которые жили на территории Киевской Руси до её крещения, то есть до христианства. Как они жили в те времена, во что верили, можно только предполагать, изучая древние раскопки.

Старообрядцы иногда называют себя староверцы, двоеданцы или двоедане. В сущности они раскольники. Откуда они взялись? Всё началось с Петра нашего Первого и патриарха Никона, которые помешавшись слегка, простите, на западной культуре, решили провести в России реформу не только армии, но и церкви.

Произошёл раскол: большая часть верующих пошла за протопопом Аввакумом, проповедовавшем старые обычаи и порядки, остальные – за патриархом Никоном в пользу греческой церкви. Начались притеснения раскольников: их убивали, сжигали живьём, изгоняли с насиженных мест, грабили их дома. Аввакум был казнён жесточайшим образом через сожжение. На всех раскольников был наложен двойной платеж дани.

Года два, рассказывал папка, предки его расчищали землю под огород и пашню, строили крепкий дом и хозяйственные постройки под одну крышу. А заборы сделали чуть ли не под три метра, да ещё и гвоздей сверху наколотили – зверья было в лесах видимо-невидимо. К их поселению присоединились другие семьи, выросла целая деревня.

Все помогали друг другу, собирали помочи на большие работы. Строили из сосны: ее легче было распиливать на доски, она не так гнила, как ель, не растрескивалась при высыхании. Старообрядцы были очень трудолюбивы, бережливы и аккуратны, все обучены грамоте. Они не пили спиртного, не курили, не позволяли даже рядом с собой курить.

Соблюдали все традиции, отвергали всё, что приходило из чуждого им мира. Лечились травами, близки были с природой. Считалось, что осина забирает хворь, поэтому при недомогании стояли несколько минут, обняв её ствол. Не раз замечала, как папка прикладывает ко лбу осиновое полено, объясняя, что дерево забирает головную боль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector