Суздаль. спасо-евфимиев монастырь. стены, башни, окружающая территория
Содержание:
Проездная башня
Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.
Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.
Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.
Проездная башня
Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.
Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.
Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.
Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI — первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.
Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.
История создания и развития монастыря
Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале
Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.
Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.
Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно
Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.
Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми
Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:
- Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
- Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
- Федор Шаховский, декабрист;
- Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
- священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.
Годы советской власти
Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами
И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.
Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.
В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.
С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.
Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.
Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря
Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.
Спасо-Преображенский собор
Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.
Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.
Интерьер Спасо-Преображенского собора
В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.
Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.
Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.
Успенская трапезная церковь
Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.
С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.
Звонница монастыря
Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.
Никольская церковь
Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.
Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре
На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.
Братский и тюремный корпуса
Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.
Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.
Благовещенская церковь
Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.
Тюремный корпус
За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.
Тюремный корпус
Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.
Тюремный корпус
Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:
Коридор монастырской тюрьмы
В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.
Тюремная камера, реконструкция
В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».
Плакат «Да здравствует НКВД»
Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.
Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе
В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.
Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленныхСхема размещения объектов офицерского лагеря №160
В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.
Тюремный корпус
в Спасоевфимиевом монастыре
Соборная церковь Спасо-Ефимиева монастыря
Изображенные на рисунке две церкви с колокольнею находятся в Суздальском Спасоевфимиевом монастыре, основанном при Великом князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском, зяте Олгердовом.
Строение каменной соборной церкви Преображения Господня Великий князь поручил вызванному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию — ученику Св. Дионисия, Епископа Суздальского и собеседнику Преподобного Сергия Радонежского. В присутствии Господаря Суздальского заложена была сия церковь 1352 г.; в течение двух лет она окончена под надзором черноризца-зодчего и освящена Архиепископом Иоанном, который Евфимия рукоположил в иеродиакона, потом в иеромонаха, наконец поставил его Архимандритом новоустроенной обители. На него также возложено было Великим князем строение келий и ограды. По имени зодчего и первого Настоятеля, монастырь стал называться Евфимиевым, а по соборной церкви Спасским, впоследствии Спасоевфимиевым.
В 1501 г., при Архимандрите Константине, весь монастырь выгорел; но вскоре возобновлен иждивением доброохотных дателей и старанием Настоятеля. Преемник Константина Кирилл, продолжая возобновление обители, увидел, что соборная церковь, потерпевшая от пожара, обветшала; посему, с благословения Суздальского Епископа Симона, разобрав ее, 1511 г., воздвигнул новую, где поставил на вскрытии св. мощи первого Архимандрита сего монастыря, найденные нетленными при копании рвов для фундамента. Но когда и сия церковь через 82 года обветшала, тогда сооружена на прежнем месте другая, доныне существующая. По свидетельству Митрополита Платона, стены вокруг монастыря простираются на 575 сажен.
Этот храм расположением и стенописью сходен с Московским Успенским и Троицко-Лаврским соборами. Древний в нем местный образ Преображения Господня в серебряном окладе с золотыми венцами и с драгоценными каменьями, так равно иконы Св. Троицы, Казанской Богоматери и Святителя Алексия принесены в дар князьями Пожарскими, имевшими особенное усердие к этой обители, которая служила родовою их усыпальницей.
В Спасоевфимиевом монастыре, как с вероятностью заключают, покоится прах знаменитого защитника Москвы, князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. Место могилы его неизвестно, оттого что в 1765 или 1766 г. много истреблено надгробных камней, употребленных на ступени крылец и починку стен. Но путевая икона князя Д.М. Пожарского недавно найдена в этом монастыре. В 1612 г., когда князь Дмитрий Михайлович с войском прибыл из Нижнего Новгорода в Ярославль, то отсюда нарочно ездил в Суздаль: «помолиться Всемилостивому Спасу и проститься с гробами родительскими.»
Соборная колокольня особенным устройством своим сходствует с Новгородскою при Софийском соборе, Ростовскою и бывшею в Симоновом монастыре.
Общая информация | История | Торговые ряды | Воскресенская церковь | Казанская церковь | Кресто-Никольская церковь | Входоиерусалимская церковь | Пятницкая церковь | Цареконстантиновская церковь | Скорбященская церковь | Борисоглебская церковь в Кидекше | Лазаревская церковь | Антипиевская церковь | Иоанно-Предтеченская церковь | Козмодамианская церковь | Кремль | Васильевский монастырь | Александровский монастырь | Покровский монастырь | Ризоположенский монастырь | Спасо-Евфимиев монастырь | Усыпальница под Покровским собором | Гостиницы |
Монастырская тюрьма в XVIII веке
Интересна судьба этого места в период правления императрицы Екатерины II. В 1766 г. она повелевает учредить в крепости тюрьму для «безумствующих колодников». Метровые стены, небольшие комнатки и окно, выходящее на арестантское кладбище, — вот и весь скудный мир для попавших сюда на долгие годы людей. А сроки здесь были иногда очень большие — 25, 40, 45, бессрочно… Ссылались сюда преимущественно религиозные преступники, неугодные власти или проповедовавшие сектантские ценности. Многие сходили с ума, их душераздирающие крики были слышны и днем, и ночью. Один из арестантов после двадцати проведенных здесь лет, выйдя на свободу, полностью потерял способность говорить по-человечески.
Спасо-Преображенский собор
По праву это главное сооружение всего музейного комплекса. Рядом с ним находится Евфимьевский придел — место, где хранятся мощи Преподобного Евфиема, первого игумена обители. Собор возводился в XVI веке, чуть позже, уже XVII веке он был оформлен росписью снаружи. Внутри здания стены расписаны по эскизам художника Гурия Никитина, известного на Руси своими фресками в Соборах городов Золотого кольца и его помощника Силы Савина.
Сцены из этапов жизни Преподобного Евфимия изображены в приделе, в самом соборе – фрески с обликом царя Михаила Федоровича и его сына. Роспись хорошо сохранилась, как и убранство Сбора. Можно получить большое эстетическое удовольствие от созерцания отделки амвона, живописной росписи куполов и атрибутики усыпальницы Преподобного Евфимия. Около Собора на площади расположена Звонница и Трапезная успенская церковь.
Спасо-Преображенский собор
Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается огромный многоглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.
В XVIII веке вокруг собора была построена галерея-паперть. Во второй половине XIX века с севера пристроили придел Сергия Радонежского. В результате перестроек строгий облик собора, характерный для традиций белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков, был значительно искажен.
Спасо-Преображенский собор и монастырская звонницаСпасо-Преображенский собор
Высокий иконостас собора был утрачен в XX веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера.
Спасо-Преображенский собор, портал
Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.
Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV века — 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391).
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собораВнутреннее убранство Спасо-Преображенского собораФрески Спасо-Преображенского собораФрески Спасо-Преображенского собораСень и рака с мощами преподобного Евфимия СуздальскогоАмвон
Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого.
Фрески Спасо-Преображенского собора, Евфимиевский приделПридел святого Евфимия с мозаикой «Спас на троне», которая первоначально находилась над входом в мавзолей Пожарских
Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре
Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.
Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.
Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.
Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.
В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.
В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.