Советские и зарубежные детские фильмы: список самых лучших и любимых всеми фильмов

Содержание:

«Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит» — картина, которую в 1979 году представил на зрительский суд режиссер Владимир Меньшов. Список хороших советских фильмов не может быть полным без этой увлекательной мелодрамы. Кино переносит зрителей в 50-е годы прошлого века, в центре внимания оказывается история трех подруг.

Три юные девушки из глубинки приезжают в столицу в поисках счастья, любви и достатка. Людмила убеждена, что Москва – большая лотерея, в которой каждый может выиграть приз. Катерина готова упорно трудиться, чтобы добиться своей цели. Тася мечтает о большой и любящей семье. Что же ждет подруг в будущем, сумеют ли они найти свое счастье?

1 Гостья из будущего, 1984 год

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Простому, казалось бы, мини-сериалу про Алису Селезневу было суждено стать чем-то большим, нежели просто кино. «Гостья из будущего» — один из главных символов ушедшего в прошлое Советского Союза. А лейтмотивом тут звучит, пожалуй, самая трагичная и светлая песня во всем отечественном детском кино: «Прекрасное далеко».

При этом по сегодняшним меркам «Гостья из будущего» смотрится очень и очень бюджетно: дешевые декорации, не всегда убедительная игра детей-актеров. Но все недостатки искупаются харизмой Наташи Гусевой (сыгравшей Алису), общей «советской» атмосферой и финалом фильма, пропитанным печалью расставания. «Как мы попадем в будущее, если нас туда не пускают?»: эти слова один из персонажей фильма произнес в 1984 году, а уже через несколько лет советский утопический проект с его тягой к светлому завтра был свернут.

Кроме того, на приключения персонажей фильма вправду интересно смотреть: сюжет динамичен, а из Москвы 1984 года мы запросто можем попасть в футуристическую Москву 2084 года.

Дикие лебеди (Вера Цехановская, Михаил Цехановский, 1962)

Конечно, это Андерсен. И это очень своеобразная сказка. Одна из любимых сказок моего детства и очень спорный сценарий, который в ней закодирован: сжать зубы, терпеть и делать свое дело — странный, жертвенный, нуждающийся в осознании. Наверное, в случае этой сказки, лучше сначала читать, потом смотреть. Мы сначала прочитали, поэтому смотрели первый раз в 5 лет. Многие любят старые советские мультфильмы, некоторые из них так слились с исходником, что одно без другого не представляется. Этот мультик не такой. Он вполне так себе оттождим. То есть сказку Андерсена можно представлять себе и не так. Вот и попробуйте.

«Лакомб Люсьен» (Lacombe Lucien, 1973)

Еще одна из самых моих любимых картин, настоящий шедевр великого французского кинорежиссера Луи Маля (1932–1995). Фильм после выхода наделал много шума. Режиссера обвинили в пропаганде фашизма, в симпатии коллаборационистам. На него началась настоящая травля, в результате он был даже вынужден покинуть Францию и уехать в США.

Современный зритель даже не поймет причины, почему фильм был так воспринят: там нет никакой пропаганды фашизма. Правда, нет и прямого, решительного осуждения героя. Режиссер не красит героя одной черной краской, не восхищается им, не одобряет его – он просто «документально» снимает его поступки.

Действие происходит в оккупированной фашистами Франции, в маленьком городке. Молодой парень из очень бедной семьи не может придумать, чем заняться. Просит записать его в партизаны. Его не берут. Тогда он подается к фашистам. Там ему рады. Почувствовав власть и силу, парень стал на глазах превращаться из дикого волчонка в настоящее чудовище.

Луи Маль не видит в своем герое ничего хорошего, он не находит в нем даже проблесков милосердия и доброты, он беспристрастно фиксирует отвратительные поступки героя, но почему-то в конце фильма ты проникаешься любовью к этому несчастному парню. Становится невыносимо жаль, что так повернулась и прошла его жизнь. Настоящее кино о войне – это когда жалко всех: и фашистов, и бойцов Сопротивления, и мирных жителей. Настоящее кино о войне – это не героическое взятие сопки, не «Грозовые ворота» (красивая картинка для тех, кто смотрит кино на диване, поедая чипсы с пивом).

Те, кто воевал, не будут героизировать войну. Они только скажут, что было страшно и что война омерзительна. Вот и от просмотра «Лакомба Люсьена» возникает чувство страха и мерзости. За бездействие всех нас, за нежелание увидеть в ближнем человека, за равнодушие, за нежелание ему помочь, исправить путь оступившегося.

Луи Маль – волшебник. Смотря его фильмы, не видишь камеры, съемочной бригады, написанного сценария… Полное ощущение присутствия в картине. Зритель попадает в мир, который не создал, а только снял Луи Маль. Он только фиксирует то, что происходит и не вмешивается в действие. Как ему удается достичь такого эффекта – непонятно. Но в этом и есть настоящая гениальность.

Потрясающая работа двадцатилетнего актера Пьера Блэйза. После «Лакомба» он успел снятся еще в 3 фильмах и погиб в автокатастрофе в возрасте 23 лет.

Режиссёр: Луи Маль. В ролях:Пьер Блэйз, Хольгер Лёвенадлер, Луми Якобеско, Рене Булок, Пьер Деказ, Сесиль Рикар, Жаклин Сто, Аве Нинки, Пьер Сентон, Жильберта Риве, Жак Риспаль, Жан Буске, Франц Рубник, Жан-Луи Блум, Роже Риффар. Франция, Италия, Германия (ФРГ), 1973 год.

Не болит голова у дятла (Динара Асанова, 1974)

Еще один школьный советский фильм, менее известный, чем предыдущий, но не менее классный. Тема этого фильма — инаковость. Мальчик хочет быть барабанщиком. Слушает стук дятла из соседнего леса. И все гоняют этого мальчика за странное и недопустимое желание, по сути зато, что он не как все — другой. Он недопонят ни дома, ни в школе, другое дело старший брат — баскетболист, вот его спортивные подвиги всем ясны и всем понятны. Ну и конечно это фильм про первую любовь, которая проходит через весь сюжет, показывая не шаблонные отношения, где всё «эффектно», а живые ситуации, где есть ссоры, прощение и понимание. Мы, кстати, далеко не только советсткие фильмы на тему инаковостии и первой любви смотрим и любим, есть общемировые аналоги, напрмер, «Козы» (Ди Джей Карузо, 2012) или «Королевство полной луны» (Уэс Андерсон, 2012) и мы их тоже смотрим с удовольствием и пересматриваем, но это предмет другого обзора.

«Франц + Полина» (2006)

Еще один фильм о второй мировой войне. В маленькой белорусской деревне стоит отряд СС. Молодому немцу Францу понравилась девушка Полина, он пытается за ней ухаживать, но без всякого результата. Спустя какое-то время командование части принимает решение сжечь деревню, и Франц делает все, чтобы спасти свою возлюбленную и даже ради нее решается на дезертирство.

Понятно, какие чувства испытывает Полина после того, что немцы сделали с деревней и родными – она ненавидит Франца, но парень настойчив, он прилагает всевозможные усилия, чтобы изменить отношение девушки к себе. Фильм даже не о любви двух молодых людей, страны которых противостоят друг другу в жесточайшей войне. Он именно о войне. И о том, как во время войны остаться человеком.

Несмотря на драматичность сюжета, невероятно красивая картина – операторская работа заслуживает самых теплых слов. Равно как работа режиссера и молодых талантливых артистов, исполнивших главные роли. Фильм сделан в лучших традициях советского кино и во многом напоминает знаменитый советский фильм «Иди и смотри», также поставленный по произведению белорусского писателя-фронтовика Алеся Адамовича. Стоит предупредить, что есть небольшая сексуальная сцена, но без излишнего натурализма.

Фильм о том, что война – это страшно. Для всех. А также о том, что любовь на войне – возможна. Только вот кончается она чаще всего может только трагедией… Режиссёр: Михаил Сегал. В ролях: Тамара Миронова, Виктор Манаев, Адриан Тополь, Джульетта Геринг, Светлана Иванова, Игорь Сигов, Виктор Рыбчинский, Денис Тарасенко, Алексей Колокольцев, Анатолий Голуб. Россия, Беларусь, 2006 год.

Доживем до понедельника (Станислав Ростоцкий, 1968)

Есть довольно много очень хороших школьных советских фильмов. Про взаимоотношения в классе, взаимоотношния класса и учителей, самих учителей, внутреннюю смелость и первую любовь. И тут тонкий вопрос. Ведь будут те, кто скажет: сейчас много сказок, много фильмов по возрасту. Зачем ребенку показывать это? Можно показать то, что было снято изначально как детское — «Петрова и Васечкина» и «Электроника», например, если мы в категории советских фильмов. Ну, можно. Дочь их тоже посмотрит с удовольствием. Но мы сейчас говорим о совместном просмотре и здесь допустимы вопросы «на вырост». У меня нет однозначного ответа «зачем». Это интуитивное ощущение, что есть когнитивно сложный и когнитивно простой мир. Детскими в узком смысле слова считаются фильмы, где есть простые вопросы и простые ответы. Взрослые фильмы о детях, не имеют однозначных ответов, что такое хорошо и что такое плохо в адаптации по возрасту. Но черту между хорошим и плохим, допустимым и недопустимым они так или иначе проводят. Просто общечеловеческие вопросы поднимаются здесь в общечеловеческом смысле. Например: «Что такое счастье?». Я не буду усаживать дочь смотреть такой фильм. Но если я смотрю его сама, а «котеночек пришел погреться», то выгонять тоже не буду. И вот что характерно, котеночек не уйдет. Она будет сидеть и смотреть, вникать и что-то понимать по своему.

«Курьер»

Открытые источники

Год: 1986Режиссёр: Карен ШахназаровЖанр: трагикомедияДлительность: 88 мин.

1986 год. У выпускника школы Ивана развелись родители. Отец с молодой подругой уехал в экспедицию в Африку, а сам Иван остался жить с матерью. Он провалил экзамены в институт и ждёт повестку в армию. Его мама, чтобы занять сына, нашла ему работу: научный журнал «Вопросы познания» как раз искал себе курьера. Первое рабочее задание — отнести профессору Кузнецову рукопись. По дороге Иван встречает своего друга и значительно опаздывает. Из-за этого профессор встречает курьера с долей недовольства. Однако в квартире Иван знакомится с дочерью профессора. Катя — представитель «золотой молодёжи», она учится в МГУ, родители пророчат ей блестящее будущее. Её жизнь расписана на несколько десятилетий вперёд, Иван же не всегда представляет, что с ним случится завтра.

Молодые люди начинают общаться и погружаются в миры друг друга.

«Курьер» своего рода эпохальная картина, созданная в перестроечное время. В центре фильма — юноша, чьё поведение и отношение к жизни не вписывается в привычную картину советского человека. Проблематика фильма так сильно запала в сердца зрителей, что «Курьер» стал одним из лидеров проката в 1987 году. И до сих пор является одним из самых популярных фильмов о молодёжи.

«Служебный роман»

В список хороших советских фильмов нельзя не включить и «Служебный роман». Эта комедийная мелодрама была снята Эльдаром Рязановым еще в 1977 году, однако до сих пор заставляет зрителей замирать у экранов.

Главный герой истории – простой советский служащий Новосельцев, человек робкий и застенчивый. Он сам воспитывает двух сыновей и постоянно испытывает нехватку средств, поэтому ему жизненно необходимо получить повышение по службе. Старый друг Самохвалов советует Анатолию Ефремовичу подойти к решению этой задачи творчески – приударить за начальницей. Ситуацию осложняет то, что Людмила Прокофьевна имеет репутацию «сухаря в юбке».

«Пробуждение» (Awakenings, 1990)

Фильм основан на реальной истории. В США в первой половине ХХ века прошла эпидемия редкого заболевания – летаргического энцефалита Экономо. Совершенно нормальный и здоровый человек за несколько дней превращался практически в растение – терял двигательные функции, переставал говорить и реагировать на внешние раздражители. Одному врачу удалось вернуть больного к нормальной жизни. К сожалению, возвращение оказалось недолгим.

Очень человечный, добрый фильм, напоминающий нам о хрупкости нашей жизни, о важности любить и ценить каждый миг нашего бытия. Яркая, завораживающая игра выдающихся американских актеров Роберта де Ниро и Робина Уильямса никого не оставит равнодушным

Обязательно нужно смотреть этот фильм вместе с подростками, чтобы они научились ценить свое здоровье и бережно относились к тем, кто его лишен. У режиссера ленты Пенни Маршалл есть еще одна картина, заслуживающая внимания – «Большой» (1988 год) с Томом Хэнксом в главной роли.

«Пробуждение».Режиссер: Пенни Маршалл. В ролях: Роберт Де Ниро, Робин Уильямс, Джон Хёрд, Джули Кавнер, Пенелопа Энн Миллер. США, 1990

«Семь лет в Тибете» (Seven Years in Tibet, 1997)

Среди людей, которые интересуются Тибетом, пожалуй, нет такого человека, кто не смотрел бы этот фильм Жан-Жака Анно с Брэдом Питтом в главной роли. Его смело можно назвать одним из лучших фильмов о Тибете. История, по которой был создан сценарий, вполне реальная.

Перед Второй мировой войной молодой, сильный, красивый австрийский офицер, член нацистской партии Генрих Харрер отправился с некоторой миссией в Гималаи, но скоро попал в британский плен, бежал и оказался в одном из самых закрытых государств на Земле – Тибете, где провел семь лет, которые полностью изменили его жизнь. Позже, после возвращения домой, он написал книгу о своей жизни, в Тибете, о встречах с Далай-ламой, о культуре и быте закрытой и таинственной страны.

Книга стала настоящим бестселлером и с успехом переиздается до сих пор. Стоит посмотреть этот фильм для общего развития, чтобы знать культуру и традиции другого народа. Но фильм поднимает и важные жизненные вопросы – о чести, порядочности, дружбе, любви к ближнему, об уважении к людям, исповедующим иную веру и многое другое.

Так же советую посмотреть фильм «Медведь» этого же режиссера, а кого заинтересовала тема истории Тибета в ХХ веке, советую посмотреть фильм Мартина Скорцезе «Кундун» (Kundun, 1997).

Семь лет в ТибетеРежиссер: Жан-Жак Анно. В ролях: Брэд Питт, Дэвид Тьюлис, Б.Д. Вонг, Мако, Дэнни Дензонгпа, Виктор Вонг, Ингеборга Дапкунайте, Цзямъян Цзямцо Ванчук, Лакпа Тсамшо, Джетсун Пема, Ama Ashe Dongtse, Sonam Wangchuk, Dorjee Tsering, Рик Янг, Ngawang Chojor, Дункан Фрайзер, Бенедикк Блайт. США, Великобритания, 1997 год.

«Кундун».Режиссер: Мартин Скорсезе. В ролях: Тензин Тхутхоб Царонг, Гьюрме Тетхонг, Тулку Джамаянг Кунга Тензин, Тензин Еши Пайчанг.США, 1997 год.

Мы смерти смотрели в лицо (Наум Бирман, 1980)

Несмотря на страшное название (а оно по сути верное) — это очень жизнеутверждающий фильм. Не менее жизнеутверждающий, чем, например «Пока не сыграл в ящик» (это американский фильм на совсем другую тему, но что-то общее в них определенно есть). Солдат бывший балетместер выводит из блокадного Ленинграда своих бывших учеников-пионеров, чтобы сделать из них танцевальный коллектив, который будет выступать перед бойцами. Основан на реальных событиях. Этот фильм лечит от «обмельчания». Приведу пример. У меня была ссора с соседкой по даче. Общественный фонарь светил прямо в окна нашей спальни и не давал спать. Я попробовала договориться с соседями, чтобы повернуть фонарь. Ответ был неумолим: «Он всегда светил так (10 лет пока в нашем доме никто не жил) и будет так светить вечно». Тогда я, пользуясь своими познаниями в светотехнике, пригласила специального человека, который залез на столб и приделал к фонарю козырек. Просто отсекла часть луча, направленного мне в окно. Луч, который светил на общую территорию — тропинку и стоянку, а также на участки соседей, не изменился. Казалось бы, все идеально. Но соседи не довольны: что-то изменилось (пусть не у них), а они были против. Я чувствую себя неуютно: мелкий вопрос, много вариантов решения, почему мы не можем договориться? Почему люди вообще не договариваются? И тут мне попалось это кино. Первый раз я, конечно, посмотрела его одна. Оно прекрасное. Все сразу встало на свои места. Понимаете, есть важные вопросы. И все остальное. Мой фонарь — как бы не решилась эта история — это все остальное. Перед лицом предельных ценностей нелепо переживать, запачкал ли ребенок колени, съел ли ребенок суп, поел ли кашу и собрал ли игрушки. Это не главное. И бесполезно делать из этого тему. Ведь когда-то были дети, которые вообще почти ничего не ели. И они выросли прекрасными людьми. Людьми, которые теряя сознание от голода, думали прежде всего об общем деле и о том, как помочь другим. И я решила показать этот фильм своей маленькой дочери. Это был второй ее фильм о войне, она его посмотрела в 5 лет (первый — «Повесть о настоящем человеке«). И когда мы прочитали вместе с дочкой, сколько эти ребята дали концертов за войну (в конце фильма приведена статистика), мы поняли, что дети танцевали каждый день по 2-3 раза, если считать без выходных. Этот факт, что ДЕТИ могли несколько лет работать без выходных, вообще потряс мою дочь, она вспоминала это несколько месяцев. Ведь уже сейчас она очень ждет выходные своего папы и знает, как их мало. Что по мне, такие фильмы надо смотреть, когда чувствуешь, что жизнь обмельчала и в ней стало слишком много быта. Когда забываешь, что жизнь — сама по себе подарок.

«Опасный возраст» (1981)

Если представителям старшего поколения произнести название «Опасный возраст», то не все вспомнят этот фильм, а вот если сказать, что фильм про «нюхача», специалиста парфюмерной компании Наркиса Родимцева, обладавшего уникальным даром распознавать состав духов по запаху, то фильм вспомнят многие. Необычная профессия и талант выдающегося советского актера Юозаса Будрайтиса намертво засели в памяти зрителей.

Но фильм совсем о другом. Сорокалетние супруги Родимцевы поняли, что не могут жить вместе и приняли решение развестись. Но у них есть сын-школьник (Антон Табаков), который никак не может понять и принять поступок родителей. Он любит маму и папу одинаково и хочет жить вместе с родителями. Стоит отметить, что маму в картине играет великая актриса Алиса Френдлих. Великолепный актерский состав и, к сожалению, актуальная на все времена семейная драма заслуживают того, чтобы фильм посмотреть и обсудить всей семьей.

Фильм о «кризисе среднего возраста» в семейных отношениях снял режиссер Александр Прошкин. В ролях: Алиса Фрейндлих, Юозас Будрайтис, Антон Табаков, Жанна Болотова, Никита Подгорный, Михаил Водяной. СССР, 1981.

«Что гложет Гилберта Грейпа?» (What‘s Eating Gilbert Grape, 1993).

Вторая по счету главная роль молодого Леонардо Ди Каприо, после которой о нем заговорили, как о большом актере. Ему действительно пришлось совершить невозможное и сыграть больного парня. Причем он перевоплотился так, что многие поверили в реальную болезнь актера. Даже Марлон Брандо был уверен, что режиссер использовал для съемок больного ребенка.

Главную роль в фильме исполнила будущая мировая звезда Джонни Депп, продемонстрировавший искусство серьезного драматического актера. Действие происходит в маленьком, забытом Богом городке, вся жизнь которого полна безысходности и беспробудной тоски. У главного героя картины большая семья – мать, две сестры, младший брат, но все они только создают дополнительные проблемы. Самое большое достижение в жизни — научиться терпеливо переносить трудности. Особенно когда трудности создают самые близкие люди. Ведь давно известно, что нет аскезы выше терпения.

Режиссёр: Лассе Халлстром. В ролях:Джонни Депп, Джульетт Льюис, Леонардо ДиКаприо, Мэри Стинберген, Дарлин Кэйтс, Лора Хэррингтон, Тим Грин, Мэри Кэйт Шеллхардт, Кевин Тиг, Пенелопи Брэннинг, Джон С. Рейли, Сьюзэн Лафрэн, Криспин Гловер. США, 1993 год. 

«Старик Хоттабыч»

Фильм по повести Лазаря Лагина о том, как простой советский пионер обнаружил в реке волшебный кувшин, в котором оказался джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, тут же прозванный на русский манер Хоттабычем, был любимым фильмом советских детей на протяжении многих десятилетий.  

Поначалу Лагин  хотел адаптировать для детей иностранное произведение – рассказ английского писателя Энсти «Медный кувшин». Однако злобный джинн Энсти быстро превратился в простодушного старика Хоттабыча, а главными героями стали советские школьники. 

Древнему волшебнику предстояло научиться жить в новом современном мире, отбросить старые предрассудки и стать обычным гражданином. Но перед этим в своем желании помочь юному другу он успеет натворить немало несуразных чудес. 

Фильм, обязательный к просмотру каждому ребёнку: «Маленькие негодяи»

Картина режиссёра Пенелопы Сфирис не настолько популярна, как предыдущие фильмы в списке, но при этом «Маленькие негодяи» — это один из лучших фильмов для детей до 6 лет и после. Главные герои фильма ведут себя, как взрослые и на это очень увлекательно и смешно смотреть. 

Два лучших друга: Клевер и Шлёпа организовал «Клуб мужчин-женоненавистников», куда пригласили приличную компанию друзей мальчишек. Проблемы начались в тот момент, когда один из них, а именно Клевер влюбился в девочку по имени Дарла и начал с ней встречаться за спиной у лучшего друга, а вскоре и вовсе спалил их клуб по глупости. 

Отрывок из фильма Маленькие негодяи/The Little Rascals

Фильм Little Rascals («Маленькие негодяи») — это романтическая комедия с элементами приключений, которая заканчивается, захватывающей дух гонкой на самодельных машинах. К просмотру обязательно.

Три орешка для Золушки (Tri orísky pro Popelku), 1973

Пока Голливуд раз за разом ставит все те же сказочные сюжеты, в каждой новой версии в лучшем случае взвинчивая богатство костюмов и декораций, да поставляя на привычные роли новые актерские лица (вот и совсем недавняя «Золушка» с Лили Джеймс никаких изменений в классическую историю не внесла), пример того, как переосмыслять любимые сказки, давно знают все бывшие дети Восточной Европы. Дело даже не в том, что в «Трех орешках для Золушки» вместо феи волшебные орехи — сама Золушка предстает здесь принципиально иным персонажем, почти эмансипированной героиней, которая сама легко сядет на белого коня и завоюет любого принца.

Дорогой мой человек (Иосиф Хейфиц, 1958)

Еще одна интерпретация темы Служения. Молодой врач Володя любит девушку Варю. Он зовет прожить вместе сподвижническую жизнь (после блестяще законченнго института распределиться в деревню и лечить людей), она же, конечно, хочет жить и учиться в столице. Одно неверно принятое решение приходится пересматривать много лет, в течение которых Варя пытается найти Володю, но безуспешно. Жизнь в столице счастья не дает. Володя служит, делает блестящую врачебную кареру на фронте, но так и остается по сути одиноким. Варя тоже служит, в результате становится геологом и уезжает в Сибирь, а во время войны Володя как врач даже спасает ей жизнь в Берлине. Но пол жизни должно пройти, чтобы два человека все-таки смогли пересмотреть однажды принятое решение. Интересная трактовка темы любви, верности и долга. А также интересное понимание того, что может и не может дать в жизни счастье.

Семейка Аддамс (The Addams Family), 1991

История кино знает, мягко говоря, немало эксцентричных семейств, но ни одно из них по причудливости не сравнится с Аддамсами, особенно в их киношном, а не телевизионном воплощении. Да, сюжет об афере, которой пара мошенников хочет разорить Аддамсов, больше похож не на полноценную историю, а на абсурдный клей для десятков гэгов и хлестких реплик — но разве это имеет какое-то значение, когда юмор оказывается таким упоительно черным (и при этом понятным зрителю абсолютно любого возраста)? Снятые двумя годами позже «Семейные ценности Аддамсов» — тот редкий случай, когда продолжение не уступает первой части.

Обыкновенное чудо (Марк Захаров, 1978) и другие фильмы Марка Захарова

Мы с дочкой с удовольствием смотрим фильмы Марка Захарова. И не только «Обыкновенное чудо», а многие общенародно любимые. И «Тот самый Мюнхаузен», и «12 стульев» и «Формулу любви». Я не показывала ей «Юнону и Авось», потому сама увидела его в первый раз довольно поздно и он был для меня потрясением, это для меня он энергетически очень сложный, к нему надо иметь потребность и готовность для восприятия. А вот комедийные сюжеты, иногда тоже очень глубокие, мы смотрим всей семьей запросто. Конечно, это фильмы для взрослых. Но они тонкие и умные и в них ничего такого, что может покоробить моего ребенка. Это фильмы, во время и после которых она задает довольно много вопросов. Но, когда мне хочется что-то из них пересмотреть, я с удовольствием зову дочь и мы делаем это вместе.

«Барака» (Baraka, 1992)

Невероятно красивый документальный фильм американского кинодокументалиста Рона Фрике о нашей планете, о разнообразии природы, народов, культур, религий. «Барака» в переводе с арабского означает «дыхание жизни», и трудно подобрать слово, более точно передающее смысл картины.

25 фильмов для детей и подростков

Фильм крайне желательно смотреть в хорошем качестве и с хорошим звуком – работа оператора и звукорежиссера выше всяческих похвал. У этого же режиссера есть еще один красивый фильм о человечестве под названием «Самсара» (2011 год).

Режиссер документальной ленты – Рон Фрике. США, 1992.

«Вам и не снилось…»

Любовь – тема, которой пронизаны многие хорошие старые фильмы (советские). Список таковых не будет полным, если забыть включить в него мелодраму «Вам и не снилось…». Картина интересна в первую очередь тем, что ключевыми героями являются подростки

Фильм, увидевший свет в 1981 году, привлек к себе внимание огромного количества зрителей, пользуется популярностью и в наши дни

Школьники Роман и Катя переживают первое серьезное в своей жизни чувство. Однако вмешательство взрослых, которые восстают против их любви, может закончиться трагедией. Сюжет фильма был позаимствован из одноименного произведения Щербакова, некоторые изменения претерпела лишь концовка.

Добровольцы (Юрий Егоров, 1958)

Необычная для сегодняшних дней тема: Жизнь как Служение. Показаны три друга — комсомольцы-добровольцы, с совершенно типичными для своего времени биографиями: метрострой, Испания, вторая мировая война, фронтовая жизнь, послевоенные годы. Всю жизнь они не могут спокойно сидеть на месте, всю жизнь находятся там, где нужно стране, всю жизнь общественные интересы ставят выше личных, всю жизнь сохраняют дружбу, любовь и другие главные человеческие ценности. В общем, есть что вспомнить и обсудить с детьми. Из зарубежных фильмов немного другой (но в чем то схожей) эпохи похожие мысли и чувства вызывает фильм «Три товарища» (1938).

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (Иван Иванов-Вано, 1951), Сказка о царе Салтане (1984) и другие сказки Пушкина в экранизации режиссера Иванова-Вано

Много говорят о том, что детям надо читать Пушкина. Мы сказки Пушкина первый раз прочитали очень рано. В тот период, когда дочке было года полтора и ей все равно было, что слушать, лишь бы мамин голос и картинки в книжке. А книжку с хорошими иллюстрациями я ей подобрала. А меня в который раз поразила Пушкинская речь. Школа забивает в восприятии Пушкина все живое, а у Пушкина речь живая, да такая, что непонятно как вообще можно говорить так просто и естественно, как дышать. Я поняла, что Пушкина надо читать до школы, намного раньше школы. И до всяких там Петсонов и Фидусов, хороших добрых персонажей, которые сейчас модны. Пушкин вне моды

Но внимание от него можно искусственно отвлечь. Чтобы мы не помнили какой он особенный и неповторимый — наш собственный язык

Ведь книга или сказка, которая была создана автором как русская, совсем по другому звучит, чем самая лучшая книга в самом приличном переводе. И тогда, за разными шумовыми эффектами, ребенок может уже «не пропустить» Пушкина в подросшем возрасте. И для этого в помощь есть эти мультфильмы. Разных режиссеров. Прежде всего, Иванова-Вано — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951) и «Сказка о царе Салтане» (1984), «Сказка о рыбаке и рыбке» Михаила Цехановского (1950), «Золотой петушок» Александры Снежко-Блоцкой (1967), есть еще «Сказка о попе и работнике его Балде» в нескольких вариантах, но ее анимационные решения я меньше люблю. То, что снял Иванов-Вано — бесподобно. Это именно так, как мы представляем себе сказки Пушкина. Волшебные, яркие и очень русские.

Повесть о настоящем человеке (Александр Столпер, 1948)

Этот фильм про войну я решила показать самым первым. Во-первых, потому что там почти нет военных действий. Немного показаны воздушные бои в конце, в остальное время действие почти исключительно разворачивается на природе или в госпитале. Кстати, смотря этот фильм с дочкой сейчас, я встретила очень удивленную реакцию окружающих, хотя, я уверена, что в то время, когда он был снят, его смотрели с любого возраста. История главного героя — Алексея Маресьева — в свое время абсолютно всем известная, тоже подлинная. Это летчик, самолет которого был сбит, а он выжил, но повредил ноги и полз много дней по тайге, пересекая линию фронта, чтобы вернуться к своим, а потом попал в госпиталь, где ему отрезали ноги. Но, ведомый своей мечтой — во что бы то ни было снова летать — он научился ходить и даже танцевать на протезах так, что прошел летную комиссию и вернулся в строй и даже получил Звезду Героя за удачные боевые вылеты. Фильм красивый, в смысле там красивые люди, красивый свет. Красивые характеры. Но дело не в этом. Этот фильм про преодоление. Четко показана разница: один человек со сломанной ногой демобилизуется и остается на всю жизнь калекой. Другой человек с отрезанными ногами пляшет и снова садится за штурвал самолета. Казалось бы, это невозможно. Даже тогда. Но Маресьев не один такой, таких людей (в том числе летчиков) в истории было несколько. Людей, у которых была задача и которые поднимались ради нее. Советских детей растили на таких примерах. И в этом была определенная сила. Сила правоты.

«Гамлет» (1964)

Что сказать про фильм, снятый по произведению У.Шекспира выдающимся советским кинорежиссером Григорием Козинцевым с великим советским актером Иннокентием Смоктуновским в главной роли… Смотреть всем, кто не видел. Смотреть вместе с подростком и обязательно обсуждать.

Фильм «Гамлет» был снят режиссером Григорием Козинцевым в 1964 году на киностудии «Ленфильм» по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский» (в переводе Бориса Пастернака). Режиссер долго не мог определиться, кто же будет играть главную роль: подходящего актера все не было. Но вот он познакомился с Иннокентием Смоктуновским и понял, что перед ним – настоящий Гамлет, таким, как он его видит – проникновенный, ранимый, размышляющий…

В других ролях: Анастасия Вертинская, Эльза Радзиня, Михаил Названов, Юрий Толубеев, Владимир Эренберг, Степан Олексеенко, Вадим Медведев, Игорь Дмитриев и другие…

«До свидания, дети» (Au revoir les enfants, 1987)

Фильм одного из самых любимых моих режиссеров Луи Маля о войне, о фашизме, о том, как сохранить себя человеком, когда мир вокруг сошел с ума. Один из лучших фильмов о войне, хотя в нем никого не убивают (только в титрах в конце) и вообще нет никаких сцен насилия.

Действие происходит во французской католической школе для мальчиков во время второй мировой войны. Директор школы прячет от гестапо несколько еврейских мальчишек

Как и многие фильмы Луи Маля, эта картина требует тишины и внимательного просмотра: в ней много созерцательного взгляда большого художника, важно погрузиться в пространство картины и насладиться тонкостью и изяществом каждого кадра. Давно подмечено, что самые страшные картины не те, в которых вурдалаки рвут на части друг друга, а в которых присутствует страх за кадром, когда его ощущаешь не телом, но сердцем, когда страх невидим, но разлит в воздухе, когда он наполняет атмосферу страны, в которой фашизм победил

Режиссёр: Луи Маль. В ролях: Рафаэль Фейтё, Франсин Расетт, Филипп Морье-Жану, Петер Фиц, Франсуа Негре, Бенуа Анриет, Франсуа Берлеан, Ришар Лебёф, Ксавье Легран, Арно Анриет, Жан-Себастьян Шовен, Люк Этьен, Гаспар Манесс, Паскаль Риве, Станислас Каррэ Де Мальбер. Германия, Франция, 1987 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector