Солотчинская обитель

Содержание:

Окрестности Солотчи

Село Константиново расположено на противоположном от Солотчи берегу Оки. По прямой от одного села до другого — не больше 30 км (правда, если добираться через ближайший мост — все 60). Константиново знаменито тем, что именно здесь родился С. Есенин, и сегодня в селе работает его музей.

До городка Спас-Клепики от Солотчи можно доехать менее чем за час. Здесь расположено несколько музеев и сохранилась интересная старая каменная застройка. Кроме того, в Спас-Клепиках до сих пор стоит школа, в которой учился С. Есенин.

Примерно в 67 км от Солотчи близ Спас-Клепиков у Клепиковских озёр расположено историческое село Стружаны. Во времена Петра I в селе строили деревянные корабли, струги. Сегодня село примечательно красивой церковью Успения Божьей Матери, выстроенной в 1915 г. и причисленной к памятникам архитектуры.

Мещёрский национальный парк

Этот национальный парк был создан в 1992 г., и его площадь превышает 100 тыс. га. Территория парка — в основном болотистая, с пойменными лугами, полями, озёрами, прекрасными грибными и ягодными местами. Это место очень популярно среди туристов и отпускников, охотников и рыболовов. Кроме того, на территории парка были обнаружены многочисленные стоянки доисторических людей, что привлекает сюда и археологов.

На территории парка находится обширная система живописных Клепиковских озёр. Самое южное из них, Белое, расположено примерно в 65 км от Солотчи. Озёра в основном ледниковые, неглубокие и рыбные, а кроме того, на них живет множество водоплавающих птиц.

Архитектура

Первым храмом монастыря была древесная Покровская церковь, где были погребены князь Олег Иванович Рязанский и его жена Ефросиния. Посреди XVI века в память о походе Ивана Сурового на Казань была выстроена каменная церковь Святого Алексея, митрополита Столичного. Но по сей день эти строения не сохранились — Покровская церковь, стоявшая на обрыве, была утрачена в конце XVIII века во время обвала берега. Церковь святителя Алексея была разобрана в XIX веке из-за ветхости строения.

До наших дней сохранились три храма монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 года), построенная при архимандрите Игнатии Шангине, Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688—1689). Эти сооружения в стиле нарышкинского барокко предположительно построены по проекту конструктора Якова Бухвостова. Не считая церквей на местности монастыря находятся Настоятельный корпус XVII века, пятиглавый Рождественский собор (1691 год), и крепостные стенки (1688 год).

Над созданием изразцовых украшений надвратной церкви работал Степан Полубес, узнаваемый по работам в Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях.

Стенки монастыря со стороны одноимённой площади в Солотче

Собор Рождества Богородицы

Кусок Надвратной церкви Святого Иоанна Предтечи

Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи (вид со стороны монастыря)

Церковь Святого Духа. Вид с алтарной части

Колокольня церкови Святого Духа

Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово)

Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани. При монастыре действует гостиница для паломников.

История

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

Современное состояние

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Павел (Пономарёв).

Сооружения

  • Иоанно-Богословский собор (1689 г.; 1861 г.).
  • Успенский собор (1868—1870 гг.).
  • Колокольня (1901 г.).
  • Иверская часовня (бывш. Святые ворота, 1658 г.).
  • Ледник (XVII в.).
  • Малая колокольня (сер. XVII в.).
  • Братский корпус (XIX в.).
  • Новый братский корпус (нач. XXI в.).
  • Ограда (XVII в.).
  • Святые ворота (нач. XX в.).

Как добраться

Проезд: Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова. На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново

Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки. По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Тел.: 8(4912)24-04-33, 8(4912)24-04-19.

Расписание богослужений

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – с 5:30, Божественная Литургия

в 830. Вечернее богослужение – в 18:00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17:00, утром в 7:30 (по воскресным дням в 7:00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9:00 – Часы и Литургия.

Защита князя от врагов

Легенда относит это событие к 1390 г. Монастырь призван был служить защитой Переславлю Рязанскому со стороны Большой Владимирской дороги. У мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью. Недаром в народе ходила легенда, что от Рязани до монастыря по велению князя был прорыт подземный ход.

Фото: архив

В тот же 1390-й год епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега (в крещении — Иакова) в монашество с именем Ионы. Осенью 1395 г. в Рязань прибыл преподобный Сергий Радонежский с тем, чтобы помирить московского св. блгв. князя Дмитрия Донского с Олегом Рязанским. Мир был скреплён браком дочери князя Дмитрия — Софии и сына князя Олега — Феодора, а также разменом Коломны на Тулу. В Солотчинском монастыре князь Олег строит соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дипломатические браки были весьма распространены в Древней Руси. У Олега первая жена была татарской царевной, вторая — литовской княжной. За выходца из Золотой Орды, мурзу Салахмира (Хоросмира) он выдал сестру свою Анастасию. В 2004 г. на территории Солотчинского монастыря во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста, свидетельствовавшие, что под ней захоронен…татарин Салахмир. Эта находка стала сенсацией в отечественной исторической науке по своей древности и значимости.

После смерти в 1402 году Олег положен был в иссечённом каменном гробе в Покровском храме. Подле Олега, в том же гробе, положена была и супруга его — великая княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, «1405 г. 5 декабря», а по Татищеву — в 1406 г. в тот же день декабря, в субботу.

Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены в первой половине XV века. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г. часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой.

19 мая Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Ибердский Александро-Невский Софрониев монастырь (Ибердский)

Расположен в Кораблинском районе недалеко от поселка Ибердский. Сразу хочу предупредить, если навигатор поведет вас любым другим путем, кроме как через поселок Ибердский, — не верьте, там можно проехать только летом, да и то на внедорожнике, зимой дорогу никто не чистит.

Для меня это, пожалуй, самая «эталонная» обитель. Монастыри и должны быть вот такими — маленькими, среди лесов, где одна церквушка, одна колоколенка и несколько насельников, а вокруг тишина. Именно такой монастырь в Ибреди, до него ехать где-то около 3,5 километров от посёлка, так что лишних людей здесь нет, особенно зимой. Опять немного истории. Сама обитель была заложена в 1892 в честь спасения Александра III с семьей. В становлении обители активное участие принимал старец Софроний, умер он в 1914 году. Сейчас его мощи покоятся в соборе Александра Невского. Как обычно, монастырь закрыли в 1918, в 1949 разрушили. Возрождение обители началось в 1996 году. Сейчас это очень маленький монастырь с храмом Александра Невского и колоколенкой посреди леса.

Дорога к монастырю.

Недалеко от монастыря есть источник.

Воду испить удалось.

А искупаться – нет, обе купели (и мужская, и женская) – замерзли.

Территория почищена и огорожена.

На территории есть беседка, чтобы перекусить.

Плюсы монастыря:

  • Уединение, а за счёт этого особая атмосфера.
  • Есть беседка для принятия пищи.
  • Есть источник и купальни, по крайней мере, летом, можно окунутся.

Минусы:

  • Сложно найти, можно заблудиться.
  • Юбку и платок надо брать с собой.
  • Храмы открыты только во время службы.

Перед революцией

К началу ХХ века в монастыре было 5 храмов: каменный одноэтажный пятиглавый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, холодный каменный двухэтажный храм в честь сошествия Святого Духа на Апостолов (на нижнем этаже которого находилась церковь во имя Преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского). А через капитальную стену — тёплая трёхпрестольная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, над притвором которой была каменная колокольня. Весь монастырь был обнесён оградой с тремя башнями и тремя воротами, главные из которых украшала церковь Иоанна Предтечи. Крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями интереснейший ансамбль.

Время возрождения

Монастырь закрыли в 1923 г., а монахов разогнали или арестовали, здания частично разрушили, остальные пребывали в запустении. Многие святыни погибли, другие — реквизировали в музей (в том числе останки князя Олега и его кольчуга). Сначала в обители создали колонию для малолетних преступников, затем устроили склады. Позже тут разместилась администрация Солотчинского района.

В 60-е годы начались реставрационные работы. Реставрацией руководила Ирина Валентиновна Ильенко. В 80-е гг. был отреставрирован Рождественский храм. На территории монастыря был даже снят известный советский фильм для детей «Золушка».

Фото: архив

Летом 1992 г. на храме Рождества Пресвятой Богородицы после долгих лет запустения вновь появились золочёные кресты. 26 ноября 1994 г. по указу Патриарха Алексия II монастырь был открыт уже как женский. Стараниями насельниц обитель начала возрождаться. В том же году был освящен храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, а на Успение Пресвятой Богородицы состоялся первый иноческий постриг, который совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Стараниями сестёр обитель преобразилась. Снова закипела привычная монастырская жизнь в стенах обители. Ещё не всё восстановлено, но заботливая рука чувствуется повсюду.

Свято-Успенский Вышенский монастырь (Выша)

Сайт: http://svtheofan.ru
Второй по «раскрученности» монастырь Рязанской области, а может и первый, т.к. входит в десятку самых посещаемых монастырей России, о нем я тоже уже рассказывала. Расположен в поселке Выша (ул. Заречная, 20) Шацкого района. Чтобы найти монастырь – проезжаем Шацк (со стороны Рязани) и поворачиваем с трассы направо (ориентир — эта старая мельница, поворот напротив неё направо, за заправкой).

Уже в самой Выше увидите за рекой монастырь.

Перед монастырем есть большая парковка.
Монастырь связан с именем святителя Феофана Затворника, если соберетесь в монастырь, советую ознакомиться с его биографией.

Немного истории. Монастырь впервые упоминается в 1625 году. Но всё, что мы видим сейчас, построено в девятнадцатом веке. После революции, как обычно, обитель разрушили. Вновь возрождение началось в 1990 году, в 2002 в обитель снова вернули мощи Феофана Затворника.
В монастыре два основных храма — Церковь Казанской иконы Божией Матери (между 1831 и 1844).

Второй — Собор Рождества Христова (между 1874 и 1890).

В монастыре есть музей Феофана Затворника, там же расположена небольшая церковь. Экскурсии ведут монахини, и, кстати, очень, очень интересно.

Плюсы монастыря:

  • Достаточно удобно добираться от трассы.
  • Есть источник (в 4 км в селе Эммануиловка, но мы там не были).
  • Есть небольшой музей, который спокойно можно посетить.
  • Хорошая, легкая атмосфера.
  • Неплохая иконная лавка. Можно так же приобрести монастырскую продукцию: пряники, шоколад и т.д.

Минусы:

  • Далеко от Рязани.
  • Когда мы были, шел грандиозный ремонт.
  • Большие храмы открыты не всегда. Чтобы приложиться к мощам и иконе, нам «вызывали» по телефону монахиню (открыть храм).
  • Юбку и платок брать с собой.
  • Ближайшие кафе в Шацке.

Иоанно-Богословский мужской монастырь (Пощупово)

Сайт: http://www.obitel-bogoslov.ru

Расположен в село Пощупово Рыбновского района. Чтобы проехать к монастырю, достаточно свернуть с трассы «Москва — Рязань» (М5) за бывшим постом ГАИ налево (при движении со стороны Москвы), ну а дальше по указателям.
Пощуповский монастырь в силу его расположения, пожалуй, один из самых известных и посещаемых монастырей Рязанской области. В силу его же расположения мы сами бываем в этом монастыре очень часто, и я даже о нем писала.
Если кратко, то датой основания греческими монахами этой обители считается конец XII — начало XIII века. В свое время даже Хан Батый «обошел монастырь стороной», говорят, что ему явился сам небесный покровитель обители — Иоанн Богослов. К концу XVII века монастырь был назван третьим среди монастырей Рязанской епархии, но затем началось его угасание, длилось оно до 1859 года, когда благодаря меценату Давиду Ивановичу Хлудову началось возражение обители. В Советское время монастырь удавалось сохранять до 31 мая 1931 года, но потом он «пал». И повторное его возрождение началось при архимандрита Авеле (Македонове), очень интересная личность, попробуйте найти и почитать о нем книги. Умер он в 2006 году, но в обители его до сих пор помнят и любят. Ну а теперь немного фотографий обители.
Знакомство с обителью обычно начинается со Святых врат.

За ними высятся Большая и Малая колокольни. Высота Большой — 76 метров.

В обители два основных храма – собор св. Иоанна Богослова

Сбоку от него есть вход в небольшой Храм – усыпальницу Серафима Саровского, там же располагается могила Авеля.

Второй большой храм — Успенский собор с очень красивым алтарем.

А вот они два храма вместе.

Насколько я поняла, в монастыре есть Паломнический центр.

Рядом с монастырем стоят палатки, где продается монастырская продукция, можно попить чай.

Так же при монастыре есть святой источник, пройти можно либо от монастыря по тропинке (лучше уточните у местных куда идти), а если Вы на машине, то проще доехать. Для этого возвращаемся назад и поворачиваем в первый поворот налево, не доезжая до вывески «Медведево» (это следующий поворот), со стороны к монастырю соответственно это будет первый поворот после той же вывески (куда поворачивает серая машина).

На источнике есть ключ, где можно набрать воду.

Часовня.

Купальни для мужчин и женщин раздельные.

Здесь же можно купить монастырскую продукцию, подать требы, если Вы это не сделали в монастыре.

Так же здесь же можно посидеть, попить чай. А для деток есть качели.

Плюсы монастыря:

  • Недалеко от Рязани, легко найти, легко доехать.
  • Есть источник с купальнями.
  • В течение дня всегда какой-нибудь храм открыт.
  • Не нужно думать о «дресс-коде»: юбки и платки выдают при входе.
  • Хорошая, легкая атмосфера. Очень ухоженная территория.
  • Неплохая иконная лавка. Можно так же приобрести монастырскую продукцию: чай, молоко, творог, хлеб и т.д., всё очень вкусное. Можно купить чай, пряники и перекусить тут же.

Минус:

В выходные и праздники огромное количество людей. На Крещение сюда вообще лучше не ехать: очереди, очереди, очереди.

История

Основан в 1390 году величавым князем Олегом Ивановичем Рязанским на высочайшем берегу реки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи. Длительное время монастырь являлся северным сторожевым форпостом Переяславля-Рязанского. Согласно одной из легенд, монастырь с дворцом князя Олега в Переяславльском кремле соединял подземный ход.

До самой собственной кончины Олег Рязанский непрестанно хлопотал о монастыре, тут же потом принял иноческий сан и был похоронен. Его отпрыск Федор Олегович, внук Иван Федорович, также следующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря.

Сначала XIV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник авторитетных рязанских фамилий Вердеревских, Апраксиных, Дувановых.

В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Сурового, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь числился одним из главнейших на Руси. Он вошёл в число 46-ти больших и важных обителей Рф. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного.

Новый расцвет монастыря пришёлся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия. Конкретно при нём обитель заполучила собственный сегодняшний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый сберегал, из-за чего обвалилась часть стенок и Покровский храм монастыря.

В 1917 году монастырь был закрыт русской властью, в нём находилась колония для несовершеннолетних преступников. Потом строительный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация построек.

В 1994 году возвращен Российской православной церкви и возобновлен как дамский.

Настоятели и наместники Троицкого монастыря

Список

Симеон (упом. 1628 — упом. 1629) строитель.

Игумены

  • Иосиф (март 1659 — октябрь 1659)
  • Корнилий (упом. 1682)
  • Матфий (упом. 1694)
  • Сильвестр (июнь 1694 — январь 1695)
  • Иоаким (29 февраля 1696—1698)
  • Иосиф (17 апреля 1698 — ?)
  • Сергий (26 августа 1699 — ?)
  • Варсонофий (20 мая 1717—1727)
  • Гедеон (26 ноября 1727 — ?)
  • Антоний (1729—1730)
  • Алипий (1731 — 14 августа 1736)
  • Ефрем (1736 — 28 февраля 1738)
  • Феофан (11 марта 1738 — 17 марта 1740)
  • Геннадий (3 апреля 1740 — 10 февраля 1745)
  • Феодосий (1745 — июль 1747)
  • Симеон (1747—1752)

Архимандриты

  • Антоний (1755—1760)
  • Геннадий (1760—1762)
  • Мелетий (1763—1769)

игумены

  • Парфений (Нарольский) (1769—1772)
  • Досифей (1772—1781)
  • Филарет (4 декабря 1787 — 7 августа 1789)
  • Василий (август 1789 — 5 апреля 1794)
  • Сергий (1794 — 31 июля 1797)
  • Иоаким (3 августа 1797 — сентябрь 1798)

Архимандриты

  • Евграф (19 сентября 1798 — 14 июля 1800)
  • Августин (Сахаров) (июль 1800—1803)
  • Вениамин (1803—1810)
  • Маркелл (1810—1812)
  • Ириней (1812—1813)
  • Мельхиседек (Сокольников) (18 октября 1813 — 5 декабря 1815)
  • Гавриил (Городков) (27 февраля 1816—1817)
  • Амвросий (1817—1825)
  • Илиодор (Чистяков) (15 мая 1825 — 12 декабря 1827)
  • Гедеон (Вишневский) (1 января 1828 — сентябрь 1828)
  • Арсений (Москвин) (11 сентября 1829 — май 1830)
  • Аркадий (июнь 1830—1833)
  • Геннадий (Горнетский) (1833 — 10 август 1837)
  • Иоаким (1837—1838)
  • Ириней (1838—1844)
  • Иоанн (Оболенский) (1 мая 1844 — 17 августа 1851)
  • Афанасий (Перепелкин) (31 декабря 1851 — сентябрь 1868)
  • Иринарх (Попов) (сентябрь 1868—1877)
  • Асинкрит (9 декабря 1877 — апреля 1878)
  • Палладий (май — август 1878) иеромонах, казначей
  • Владимир (Добролюбов) (4 августа 1878 — 20 мая 1896)
  • Полиевкт (Пясковский) (май 1896 — 22 января 1900) еп.
  • Нестор (Ильинский) (январь 1900 — апрель 1902)

епископы Михайловские

  • Владимир (Благоразумов) (5 апреля 1902 — 3 ноября 1906)
  • Исидор (Колоколов) (10 ноября 1906 — 21 мая 1907)

C 1907 до закрытия в 1919 году и с момента открытия в декабре 1995 года настоятелями являются правящие архиереи Рязанской епархии. Наместники

  • Василий (Цветков) (1911)
  • Прокл (Кузнецов) (1912—1919) 1919—1995 — закрыт
  • Андрей (Крехов) (с 26 декабря 1995)

Дальнейшая история обители

Солотчинский монастырь был одним из наиболее известных и богатых как в Рязани, так и на Руси. Многие князья старались что-то построить на его территории, сделать ему богатые дары. В середине XV столетия здесь появилась каменная Церковь чудотворца Алексея, который в то время был митрополитом. Она простояла более 400 лет, а потом была разрушена из-за аварийного состояния.
В конце 1680-х гг. монастырским настоятелем стал Игнатий, с именем которого связывают возвращение обители величия и славы. Он активно занимался восстановлением старых зданий, строительством новых. При нем здесь появился неповторимый архитектурный комплекс, построенный в стиле барокко. В XVII веке тут появились иконописная школа и архив, где были собраны документы XV-XVII вв. Количество земель, которыми владел в то время Солотчинский монастырь, насчитывалось более 8 тыс. га. При этом лесов, озер и хозяйственных угодий у него было в три или даже четыре раза больше. В 1860-х гг. здесь проведены частичные восстановительные работы, во время которых отремонтировали церкви XIV века, монашеские кельи и архив.После революции 1917 г. сакральный комплекс закрыли, а большинство старинных церквей разрушили, уничтожили и разграбили. Святыни были вывезены в неизвестном направлении. Вскоре здесь открылась колония для малолетних преступников, в отдельных же зданиях оборудованы складские помещения, клуб и кинозал. Советские власти долгое время решали участь княжеских мощей, отправленных в Губернский музей в Рязани. Уже в 1990 г. их вернули Русской православной церкви, а в начале XXI века они переданы в монастырь.
Возрождение Солотчинского монастыря началось в начале 1990-х гг. – когда здесь разместилась женская обитель. За два десятилетия полностью отремонтировали две древние церкви, жилой корпус, ограду, кельи архиерея. Тогда же для удобств монахинь возведены корпус для сестер, трапезная, хозяйственные и административные постройки. Большую ценность для памятки православия, историков и ученных представляет библиотека, где собрано множество документов, книг и грамот. Монастырь действует как паломнический центр. Для посетителей тут созданы отличные условия для проживания, молитв, экскурсий и посещения храмов.

Архитектурные памятники монастыря

Самой древней монастырской постройкой считается Покровский храм, где некогда хранились мощи упомянутой выше княжеской четы. В XVI веке все храмовые строения стали перестраиваться на каменные. К сожалению, Церковь святой Покровы была разрушена из-за обвалов.
Всего в монастыре действуют три церкви, построенные в конце XVII столетия. К ним относятся трапезный Храм святого Духа, церкви Рождества Богородицы и Рождества Ивана Предтечи (надвратная). Посещение каждой из них приводит в восторг как православных паломников, так и обычных путешественников, оказавшихся в Рязани.
Важными историческими памятниками являются древние стены монастыря и собор Рождества. Для искусствоведов все постройки обители имеют необычную ценность, поскольку они украшены изразцами. На них изображены картины из Библии. Находящиеся здесь изразцы имеют рельефную форму, полихромны, содержат орнаментальные мотивы.

Солотчинский монастырь в Рязани является не только важным духовным центром, но и историко-архитектурным комплексом. Здесь хранятся исторические документы, рассказывающие о разных периодах истории Рязани, княжества и местной княжеской династии.

13.04.2014 Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

один из двунадесятых праздников. В основе — евангельское сказание о прибытии Иисуса Христа, перед своей мученической кончиной, в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви. В церковном ритуале, сложившемся в России, вместо пальмовых ветвей используются ветки вербы, в связи с чем в народе Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем.

Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий или верб. Отсюда название праздника — Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье.

Праздничное богослужение возглавил прот. Николай Сафонов.

По благословению митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина в нашем монастыре по Воскресным дням, двунадесятым и великим праздникам будут совершаться две Литургии. Ранняя Божественная литургия будет совершаться в 6.30. Начало поздней Божественной Литургии в 9:00.

После поздней Литургией перед чудотворным образом «Влахернской» иконы Божией Матери был совершен водосвятный молебен с чтением акафиста.

Молебные пения перед чудотворным образом служатся ежедневно.

Вотчины монастыря

До секуляризации 1764 года монастырь владел следующими вотчинами:

село Бахмачево, по ревизии 1744 года в нем 206 дворов , 305 четвертей земли. Деньгами и хлебом с этих крестьян монастырь не пользовался, а призывал их на работы по 3 человека в неделю. В бахмачевской вотчине был монастырский двор, но скотины в нем не было. Мельниц, соляных варниц, конных и других заводов также не было. В пользу монастыря в самом селе крестьянами обрабатывалось 16 дес. земли в поле.

село Козарь, в мещерской стороне Рязанского уезда в 20 верстах от города. Крестьян, принадлежащих монастырю в этом селе было 76 душ, земли – 151 четверть 4 четверика. С крестьян этого села денег и хлеба монастырь не брал, но призывал их на работы по 2 человека в неделю. Сенных покосов было на 500 копен. Лес простирался на протяжение 5 верст, но был в общем пользовании. Было озеро, изобиловавшее рыбою, но также в общем пользовании.

село Девичий рукав (Шацкий уезд, Замокшенский стан, при р. Мокше, в 360 верстах от Рязани), по ревизии 1744 года в нем 352 двора, 450 четв. земли . Крестьяне хлеба и денег в монастырь не поставляли, но ежегодно вносили в синодальную канцелярию экономического правления 642 рубля. Не получал также монастырь доходов и от собственной мельницы на р. Варме.

деревни Казмолка и Гранки, Нижнеломовского уезда, в 600 верстах от Рязани. Имеющиеся на те деревни крепости 1742 года, «за ослушанием крестьян», назад в монастырь не были возвращены, крестьяне отвечали, будто они сгорели во время пожара. Деревни платили в синодальную канцелярию экономического правления по 1 рублю в год, а монастырь никаких доходов с них не получал.

начало строительство привратной у ворот обители

3 июня 2013г. Седмица 5-я по Пасхе. Владимирской иконы Божией Матери.

Равноап. царя Константина и матери его царицы Елены.

3 июня (21 мая по ст.ст.) Русская православная церковь отмечает праздник Владимирской иконы Божией Матери. Это наиболее почитаемая в нашей стране икона, она считается чудотворной

Согласно преданию, написал эту икону еще евангелист Лука на доске от стола, за которым сидели за трапезой Иисус Христос,Богородица и Иосиф Обручник.     Сам праздник 3 июня был установлен в память о спасении Москвы от нашествия Крымского хана Мухаммед-Гирея в 1521 году.
Вечернее богослужение с полиелеем и божественную Литургию служил протоиерей Николай Сафонов.

Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея России чудотворца.

В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.

Перед смертью святитель Алексий заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудове монастыре. Скончался святитель «в заутренюю годину» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120-121), на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов, великого князя Димитрия и князя Владимира Андреевича Серпуховского и малолетних сыновей великого князя — Василия и Юрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря.

Праздничное всенощное бдение взглавлял иерей Владимир Решетников. Божественную Литургию служил иерей Александр Братищев.

» Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу«Духом и истиной»отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а так же многие другие места в Евангелиях)»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector