Как снимался «солярис» андрея тарковского

Содержание/сюжет

Действие происходит в неопределённом будущем. Соляристика — наука, изучающая далёкую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона, который работал на Солярисе и наблюдал там очень странные явления. Некоторые учёные делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

На огромной полузаброшенной орбитальной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое учёных — Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что её экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» — материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом — они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской холодного и циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина. В предсмертном послании Гибарян говорит: «Это не безумие… здесь что-то с совестью». Земляне, похоже, сами стали объектом исследований со стороны разумного океана планеты.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. Копия Хари тоже постепенно осознаёт свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений. Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса её уничтожить, что они и делают путём аннигиляции. Потом Сарториус и Снаут проводят свой эксперимент — с помощью рентгеновского излучения посылают океану энцефалограмму Кельвина. Попытка приносит результат — визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую непонятную активность: на его поверхности стали появляться странные острова.

В финале Крис Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома в позе персонажей картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.

Экранизации и инсценировки

  • «Солярис» (СССР, ) — телеспектакль, реж. Борис Ниренбург.
  • «Солярис» (СССР, ) — реж. Андрей Тарковский. Экранизация романа Тарковским Лему не понравилась:
  • Московский композитор Сергей Жуков написал двухактный балет «Солярис» по мотивам романа. Либретто А. Соколова и В. Фетисова. Поставлен в 1990 г. в Днепропетровском театре оперы и балета, балетмейстер — А. Соколов, дирижёр Н. Шпак, художник Г. Якубовская, режиссёр Ю. Чайка.
  • «Solaris. Дознание» (Россия, 2007) — спектакль московского театра «АпАРТе». Режиссёр — А. Любимов, художники — М. Кривцова и К. Автандилова. В ролях: А. Фигуровский, А. Зыкова, А. Любимов, Д. Дежин.
  • «Солярис» — радиоспектакль (Россия, 2007, продолжительность — 3 часа 45 минут). Автор сценария и режиссёр Дмитрий Креминский, композитор Тимур Кадочников. Роли исполняют: Сарториус — Александр Филиппенко, Снаут — Армен Джигарханян, Кельвин — Владислав Ветров, Гибарян — Александр Вилькин, Мессенджер — Алексей Жарков, Бертон — Андрей Тушканов, Хари — Татьяна Шпагина.
  • «Solaris» — опера немецкого композитора Детлева Гланерта, премьера которой состоялась на Брегенцском фестивале в 2012 году.
  • «Solaris» — опера японского композитора Даи Фуджикуры, поставленная в Театре Елисейских полей в 2015 году.
  • «Солярис» — балетный спектакль Юрия Смекалова, совместный проект театра «Приют комедианта» и M.A.D. Company (Премьера спектакля состоялась 3 марта 2018 года)

Писать Лем начал ради дополнительного заработка

Начинал Лем в журналах Kuźnica, Tygodnik Powszechny, Nowy Świat Przygód. В них он публиковал стихи, рассказы об оккупации и отрывки из своих первых фантастических произведений. Однако писателю пришлось столкнулся с режимом — его первый частично автобиографический роман «Преображенская больница» 1948 года не прошел цензуру (он вышел только в 1955 году).

Фантастическим произведениям в то время везло больше и цензуру они проходили легче. Поэтому Лем и решил сосредоточиться на научной фантастике, она позволяла свободнее рассуждать на интересующие его темы, пряча острые углы за метафорами. В середине 1950-х годов карьера Лема пошла в гору, его начали издавать просто бешеными темпами. Его книги расходились миллионными тиражами, он приобрел огромную читательскую аудиторию в Польше, Германии и, конечно же, в России.

У Лема вообще были особые отношения с Россией. Он дружил с известными советскими учеными Иосифом Шкловским и Петром Капицей. Станислава Лема читал и очень ценил Сергей Королев, а на встречу с ним приходили космонавты Константин Феоктистов и Борис Егоров. Его уважал Владимир Высоцкий и братья Стругацкие, а книга «Астронавты» вышла в СССР с предисловием Германа Титова.

Во время посещений нашей страны Лем был просто на расхват. 

Сам же Лем из советских писателей очень ценил братьев Стругацких, особенно его впечатлил «Пикник на обочине».

Аркадий и Борис Стругацкие

английский перевод

Различные переводы Solaris , в том числе английский.

Как оригинальная польская версия романа (опубликована в 1961 году), так и ее английский перевод имеют название « Солярис» . Жан-Мишель Ясиенско опубликовал свой французский перевод в 1964 году, и эта версия легла в основу английского перевода Джоанны Килмартин и Стива Кокса (Walker and Company, 1970; Faber and Faber, 1971). Лем, бегло читавший по-английски, неоднократно выражал свое разочарование версией Килмартина – Кокса.

В 2011 году Билл Джонстон завершил английский перевод с польского. Жена и сын Лема более благосклонно отнеслись к этой версии: «Мы очень довольны работой профессора Джонстона, которая, кажется, передала дух оригинала». Он был выпущен в виде аудиокниги, а затем в версии Amazon Kindle (2014 г., ISBN  978-83-63471-41-5 ). Этот перевод не появился в печати из-за юридических проблем.

В ролях[ | ]

Актёр Роль
Донатас Банионис Крис Кельвин Крис Кельвин
Наталья Бондарчук Хари Хари
Юри Ярвет Снаут Снаут
Анатолий Солоницын Сарториус Сарториус
Николай Гринько Ник Кельвин отец Криса Ник Кельвин
Владислав Дворжецкий Анри Бертон Анри Бертон
Сос Саркисян Гибарян Гибарян
Ольга Барнет мать Криса в молодости
Александр Мишарин председатель комиссии
Юлиан Семёнов председатель научной конференции
Георгий Тейх Мессенджер профессор Мессенджер
Баграт Оганесян Тархье Тархье
Тамара Огородникова Анна тётка Криса Анна
Виталий Кердимун сын Бертона
Татьяна Малых племянница Криса
Виталий Стацинский в юности Криc в юности
Ольга Кизилова «гостья» Гибаряна
Симон Бернштейн «гость» Сарториуса
  1. озвучивает Владимир Заманский
  2. озвучивает Владимир Татосов
  3. не отмечен в титрах

В роли собаки отца Криса Кельвина — бульдог по кличке Метан

Следующая экранизация «Солярис» была предложена американским режиссером Стивеном Содербергом в 2002 году

Этот фильм, по сути, ремейк фильма Тарковского. Поэтому совсем не удивительно, что он Лему тоже не понравился.

Основная проблема этого фильма в том, что он опять не о том. У американцев получилась не научная фантастика, а любовная драма. Но позже Лем все же оставил несколько положительных комментариев о фильме Содерберга, отметив захватывающий уникальный климат, потрясающие красочные кадры, музыку, хорошую актерскую работу и понятное повествование. Возможно, это была ирония.

Но интерес к «Солярису» не иссякал на протяжении этого времени. Кроме экранизаций существует радиоспектакль 2007 года режиссера Креминского. По мотивам романа даже есть балет 1990 года, написанный композитором Жуковым, современный балетный спектакль Смекалова и видеоигра для Atari 2600, выпущенная в 1986 году.

Кадр из «Соляриса» Содерберга

Станислав Лем — один из самых ярких писателей, создавший эталон современной фантастики. Он был очень умен и требовал этого от других. Его писательский стиль оригинален, захватывающие сюжеты наполнены неимоверной интеллектуальностью, философской идеей и остроумием. Излюбленной темой произведений Лема была сложность контакта с внеземным разумом — романы-предупреждения.

Умер писатель в возрасте 84 лет. Его жизнь была долгой и наполненной смыслом, как и его произведения.

Фильм одного дубля

Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Оператор Вадим Юсов (спиной) и Андрей Тарковский

Стремясь к максимальной достоверности в кадре, Андрей Тарковский ставил перед оператором Вадимом Юсовым и художником картины Михаилом Ромадиным трудновыполнимые задачи. Изначальная сложность состояла в том, что «Солярис» был фильмом одного дубля: из-за дефицитного количества плёнки Kodak к каждому эпизоду приходилось тщательно подготавливаться и снимать его нужно было с первой попытки. Однако съемочной группе удалось запечатлеть на пленке нужную «теплую» фактуру Земли, с которой как будто вступала в конфликт тусклая, более искусственная фактура «Соляриса».

Принципиальная установка режиссера – не отвлекать внимание зрителей специальными «фантастическими» атрибутами – подразумевала, что быт ученых на космической станции должен выглядеть привычным глазу, не экзотичным:

Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Вадим Юсов и Андрей Тарковский

Отдельного внимания заслуживает и библиотека «Соляриса» – очаг земной жизни в космическом пространстве, в котором разворачивались все ключевые сцены. Именно здесь сосредоточено все наследие материальной цивилизации — от Венеры Милосской до копий картин Питера Брейгеля-старшего. К слову, именно под влиянием живописи Тарковский выстраивал визуальную атмосферу фильма. Так, например, кадр, в котором Крис Кельвин прощается с Землей под дождем, — оммаж художнику раннего итальянского Возрождения Витторе Карпаччо, а заключительный эпизод встречи с отцом — прямая отсылка к полотну Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Те же требования «достоверности» Андрей Тарковский предъявлял и к внешнему облику персонажей. Вот как об этом вспоминает художница по костюмам Нелли Фомина:

Одним из самых непростых моментов для операторской группы стала съемка самоубийства главной героини.

Помимо тяжелого грима, на Наталье Бондарчук — костюм «замороженной» героини, и пока операторы присматриваются к локации, актриса неподвижно лежит на полу. При создании этой сцены обостряются и без того напряженные отношения между Юсовым и Андреем Тарковским, постоянно спорящими по поводу визуальной составляющей кадра.

Голос Океана

Океан в фильме «Солярис»

Звучит эта загадочная субстанция благодаря саунд-дизайну композитора Эдуарда Артемьева, одного из пионеров и признанного лидера советской электронной музыки, которого Андрей Тарковский специально пригласил для музыкального оформления киноленты. «Звуковую массу» картины поделили на природные шумы Земли и полифонию космического мира, которую составляли оркестровая музыка, хор, колокола и синтезаторная музыка.

В то же время главным лейтмотивом «Соляриса» стала фа-минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха, обработанная Артемьевым. Задача каждого нестандартного звукового решения — усилить нужный смысловой оттенок эпизода.

Смотреть онлайн фильм «Солярис» Андрея Тарковского в «Союз. Кинотеатре»:

«Солярис», 1 серия

0.0

Ваша оценка
0.0

Отменить оценку

Андрей Тарковский, Солярис
фантастика,  драма,  детектив

1972

«Солярис», 2 серия

0.0

Ваша оценка
0.0

Отменить оценку

фантастика,  драма,  детектив

1972

Смысл фильма Солярис

Фильм Тарковского наполнен философским, нравственным, духовным и пророческим смыслом.

Остаться человеком

Одна из основных мыслей фильма в том, что даже в космосе, когда родная планета далека, когда одолевают противоречивые чувства, человек должен остаться человеком.

Он обязан сохранить чувство собственного достоинства. Ничто не должно сломить твёрдый дух человека. Самое главное — он не имеет права позволить себе поменять духовное на материальное.

Проблема совести

Загадочный океан вынимает из душ человеческих те существа, перед которыми у главных героев в тайнах сердца скрывается чувство вины. Совесть учёных не знала покоя, она спала. И океан пробудил то, что совесть прятала в себе. Тяжелее приходится тому, кто болезненнее всего переживал свою драму. Проблему совести нельзя разрешить, её можно только пережить. Так проверяет океан человека, испытывает его.

Взаимоотношения с природой

Через все события фильма красной отчётливой линией проходит тема отношений природы и человека

Чахлый зелёный кустик, который чудом вырос на станции, показывает всю важность единения с природой

Фильм показывает, что прогресс может привести к отрицательному результату.

Если человек продолжит свою деятельность, то в будущем мы сможем лишиться возможности созерцать прекрасные места, которые в изобилии есть на планете Земля. Не сможет человек освободиться от обычных деревьев.

Столкновение с неизвестным

Смысл философского фильма ещё и в том, что нельзя приготовиться к тому, что ждёт человека в неизведанных глубинах космоса. Чтобы попытаться разгадать тайну внеземного разума, необходимо полностью отказаться от стереотипов мышления. Важна в этом случае и способность думать, размышлять. Наше мышление отличается хрупкостью. Поэтому перед неизведанным нужно постараться сохранить себя, выработать железную нравственную дисциплину. При этом необходимо не задеть неизвестное, хотя бы для того, чтобы сохранить себя. Отношения с внеземным миром — конфликт внутри самого человека.

Духовный мир

Фильм заставляет человека задуматься над тем, что духовный мир должен одержать верх над материальной деятельностью. Духовная часть должна начать играть главную роль в сердце и разуме, в отношениях между людьми

Важно держать в равновесии духовное и материальное, заставлять их двигаться параллельно

Человеку нужно чаще обращаться к своему сердцу, к душевным тайнам. Иначе познание неизведанного может привести к духовным срывам.

Смысл финала

Создатели постарались показать в конце фильма совершенно новую моральную ступень, на которую ступил человек. В душе его осталась надежда, а важнее этого чувства нет ничего на свете. Но не только это хотели сказать создатели своим зрителям. Они не забыли о мечте.

О мечте возвращения в собственный дом, на родную планету

Важно взглянуть из глубин космоса в самое начало, а затем преодолеть в своей душе новый рубеж в нравственном и духовном выражении

Критика и интерпретации

В интервью Лем сказал, что роман «всегда был сочной добычей для критиков», с интерпретациями, варьирующимися от фрейдизма , критики контактов и колониализма , до антикоммунизма , в котором говорится, что Океан представляет Советский Союз и народ. на космической станции представляют страны-спутники Центральной и Восточной Европы . Он также прокомментировал абсурдность аннотации к обложке книги для издания 1976 года, в которой говорилось, что роман «выражает гуманистические убеждения автора о высоких моральных качествах человека». Лем отметил, что критик, пропагандировавший фрейдистскую идею, на самом деле ошибся, основав свой психоанализ на диалоге из английского перевода, тогда как его диагноз не смог бы основываться на идиомах в исходном польском тексте.

Смысл произведения Солярис

Основной конфликт романа – не внешний: ученые и инопланетный разум, а внутренний – неготовность человека к встрече со своим Я. Исследователь и исследуемый объект поменялись местами: человеческая логика оказалась бессильна при столкновении не только с чем-то могущественным и непознанным, но даже собственными страхами.

Автор поднимает проблему морального выбора ученого, этичности методов познания мира и показывает, что технический прогресс обогнал прогресс личностный. Люди не смогли выдержать испытание встречей с «гостями», которые воплощали их самые потаенные страхи и комплексы, и Океан, поняв сущность человеческой психики, перестал мучить незадачливых ученых. Готово ли человечество к покорению космоса, если не может понять даже устройство собственного сознания?

Смысл финала

Кельвин остается на станции в надежде понять, что из себя представляет Солярис: но не прежними, «человеческими», методами, а с позиции нового опыта. Не покорить, а принять, не убегать, а внимательно анализировать. Океан не отпускает его, продолжает играть с его психикой, а значит, контакт установлен. Финал открыт, и результат непредсказуем, и надежда человечества в лице одного ученого не угасла.

Русские переводы[ | ]

На русском языке отрывок романа впервые появился в переводе В. Ковалевского в № 12 журнала «Знание-сила» за 1961 год (глава «Соляристы»). В 1962 году роман в сокращённом переводе М. Афремовича был опубликован в № 4—8 журнала «Наука и Техника», а затем, в сокращённом переводе Д. Брускина, в № 8—10 журнала «Звезда». Позднее появился более полный авторизованный перевод Брускина. В 1976 году был издан единственный полный перевод романа, выполненный Г. А. Гудимовой и В. М. Перельман (в серии «Библиотека польской литературы»).

В переводах Ковалевского и Афремовича планета и океан называются «Соларис» и это имя женского рода, в соответствии с польским оригиналом (женский род имя океана имеет и в позднем переводе Гудимовой и Перельман). В переводе Брускина используется написание «Солярис», причём это имя имеет мужской род и в этой форме наиболее прочно вошло в русский язык.

На деле тезис о женском происхождении Океана (Соляриса) запустил Александр Генис, который в 2003 году опубликовал в российском журнале «Звезда» статью под названием «Три «Соляриса», в которой и озвучил свою позицию:

Эта «позорная дефиниция» (как говорят поляки, pozorną definicję) получила хождение, хотя является в корне неверной. Более того, сам Станислав Лем в еженедельнике Tygodnik Powszechny 8 декабря 2002 года, разъясняя действия «Соляриса», использует существительное мужского рода twór (в переводе с польского — создание

):

«Если бы Лем захотел присвоить Океану женский род, то заменил бы в упомянутой статье существительное мужского рода twór на его синоним женского рода istota, — указывает критик В. Жуков. — Мало того, известный польский журналист, писатель и постоянный обозреватель издания Gazeta Wyborcza Войцех Орлинский в сатирическом очерке (27 декабря 2004 года) буквально «прошелся катком» по сторонникам выискивания первичных половых признаков там, где это абсолютно неуместно:

В первом русском переводе романа имелись изменения в заключительной главе «Древний мимоид» — был выброшен диалог Кельвина и Снаута о природе Океана как «ущербного бога», неспособного понять и признать приобретённую в процессе очеловечивания способность своих фантомов к самостоятельным поступкам.

Примечания[ | ]

  1. Blade Runner tops scientist poll (англ.). BBC News. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  2. Top 10 sci-fi films (англ.). The Guardian. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  3. Николай Боков. Симон Бернштейн, герой фильма Андрея Тарковского «Солярис»(неопр.) . memorusse.blogspot.com (ноябрь 2006). Дата обращения: 26 апреля 2021.
  4. Фильм Андрея Тарковского «Солярис». Материалы и документы
  5. Зоркая Н. М., Сандлер А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского, 1991.
  6. Духина В. «Солярис» в Японии // Советская культура. — 1971. — № 155. — С. 3.
  7. Киноместа в Подмосковье, где снимались восемь легендарных фильмов (неопр.) . riamo.ru (27 августа 2015). Дата обращения: 26 апреля 2020.
  8. Медиа-архив Андрей Тарковский. Солярис. Альтернативные фрагменты (неопр.) . Дата обращения: 3 июля 2012.
  9. Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы, 2012.
  10. Материалы и документы о съёмках фильма «Солярис» Андрея Тарковского (неопр.) . Журнал «Сеанс». Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  11. Хироси Такахаси. Вадим Юсов. О Тарковском (рус.).Архив . Журнал «Искусство кино» (ноябрь 2013). Дата обращения: 6 января 2014.
  12. MediaVision, 2021, с. 45.
  13. 12 Черненко, 1966, с. 18—19.
  14. Станислав Лем критикует «Солярис» Тарковского (рус.). diletant.media . Дата обращения: 15 августа 2021.
  15. Белов, Игорь. Такой разный «Солярис». Как поссорились Станислав Лем и Андрей Тарковский(неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2021.
  16. 12Гаков Вл. Безмолвная звезда. О судьбе экранизаций произведений Станислава Лема // Если. — 2001. — № 9. — С. 95—104.
  17. Газета «Московские новости» от 18.06.1995.
  18. S. Beres. Rozmowy ze Stanislawem Lemem. — Krakow: WL, 1987. — С. 133—135.
  19. Впрочем, о голливудской версии 2002 года Лем отозвался куда более уничижительно, обозвал её режиссёра Содерберга «болваном» и в интервью 2004 года сказал: «…тогда я понял, что Тарковский сделал совсем неплохой „Солярис“».
  20. 123D. Steven. The Solaris Effect: Art & Artifice in Contemporary American Film (англ.). — University of Texas Press, 2006. — P. 10, 13—15. — ISBN 0-292-71345-2.
  21. Казин А. Л. Феномен Тарковского : Соловьёвские исследования // ИГЭУ : журнал. — 2012. — № 3 (35). — С. 8—16. — ISSN 2076-9210.
  22. Радионов Вадим. «Солярис» задумывался Тарковским как ответ Стэнли Кубрику (рус.).Эхо Москвы . Дата обращения: 25 июля 2021.

Солярис и соляристика

Солярис. Картина Доминика Синьоре

Планета Солярис была открыта более чем за 130 лет до описываемых в романе событий или за 100 лет до рождения главного героя Криса Кельвина. Солярис — спутник системы двойной звезды, который движется по сложной орбите вокруг обоих светил (красного и синего). Местонахождение планеты локализовано Альфой Водолея. Диаметр приблизительно на 20% больше земного, присутствует атмосфера, непригодная для дыхания человека. Первоначально Солярис не привлёк внимания учёных, но через несколько лет обнаружилось, что орбита планеты не соответствует законам небесной механики: по расчётам Солярис должен был через некоторое время приблизиться к одной из звёзд, а затем упасть на её поверхность, однако орбита планеты оказалась стационарной. При последующем исследовании оказалось, что практически всю площадь планеты покрывает океан из живой студенистой субстанции. Океан мог стабилизировать орбиту планеты без каких-либо инструментов, путём непосредственного влияния на метрику пространства-времени. Сначала выдвигалось множество гипотез о природе, организации и уровне развития Океана, но после ряда исследований учёные сделали вывод, что Океан — существо, обладающее высокоразвитым разумом, и действия по коррекции орбиты планеты он предпринимает вполне сознательно.

С момента обнаружения странностей в орбите планеты берёт начало наука соляристика, основной задачей которой стало установление контакта с мыслящим Океаном. Была построена научно-исследовательская станция «Солярис», представляющая собой лабораторию, оборудованную всем необходимым для изучения Океана, которая парит над поверхностью планеты благодаря антигравитационным устройствам. Кроме станции, по круговой орбите вокруг Соляриса вращается саттеллоид (искусственный спутник), предназначенный для контроля орбиты, сбора данных и связи с Землёй.

Обнаружилось, что Океан способен образовывать на своей поверхности замысловатые структуры, построенные с применением сложнейшего математического аппарата. Анализ электромагнитных и гравитационных волн, генерируемых океаном, выявил определённые закономерности. Однако многочисленные попытки контакта провалились одна за другой: хотя Океан и отвечал на различные воздействия исследователей, в его реакциях не удалось найти никакой системы. При этом и сам Океан осуществлял некоторые действия, которые земляне интерпретировали как попытку контакта с его стороны, однако их не удалось понять. Таким образом, все собранные факты ничуть не продвинули исследователей в понимании того, как можно (и можно ли в принципе) общаться с Океаном.

Образования на поверхности планеты Солярис под светом разных солнц (в представлении художника Доминика Синьоре):

Первые 40 лет после открытия Солярис не изучался. Затем к нему была послана экспедиция Оттеншельда, который изучал Солярис с «Лаокоона» без приземления на поверхность. Спустя 13 лет к Солярису отправилась экспедиция Шеннона. Именно эта экспедиция признала Океан Соляриса живым существом. Резервным пилотом этой экспедиции был Андре Бертон, которого признали сумасшедшим за видение гигантского младенца. Физик экспедиции Фехнер стал первой жертвой Соляриса. Классификация «мимоидов» представлена в монографии Гезе. Несмотря на усилия выдающихся учёных, соляристика стала своеобразной описательной наукой, которая накопила огромный массив фактов, но не смогла сделать из них никаких определённых выводов. Через некоторое время наступил застой, всё большее число специалистов разочаровывались в соляристике и склонялись к выводу, что попытки контакта с Океаном бесперспективны из-за слишком больших различий между ним и людьми. Экипаж станции «Солярис» сократился до трёх-четырёх человек, а смысл её существования стал подвергаться сомнению.

Артефакты

Станция Солярис (Stacja Solaris) сделана в виде диска диаметром двести метров с четырьмя ярусами в центре и двумя по краю. Она висела на высоте 500-1500 метров над океаном благодаря гравитаторам. При необходимости, станция могла подняться в стратосферу. Посадочная площадка представляла собой бело-зеленое шахматное поле. На станции имелись именные комнаты (с шкафами и кроватями), лаборатория с сосудами Дьюара, библиотека, радиостанция и соединяющие их коридоры. Из мебели упомянуты столы и надувные кресла. Для общения сотрудники станции используют визиофон, а для записи сообщений магнитофон с бобинами. Для исследования пространства применялись радиотелескопы.

Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года в тогда еще польском Львове

Станислав успешно закончил гимназию и начал изучать медицину в Львовском университете, чему помешала Вторая мировая война. Его семья, имеющая еврейское происхождение, при помощи поддельных документов успешно пережила оккупацию. Лем работал сварщиком и автомехаником в немецкой фирме по переработке сырья и потихоньку переправлял важную информацию еврейскому сопротивлению. После войны Станислав вместе с родителями переехал в Краков, где продолжил изучение медицины. Но не желая быть военным врачом, Лем отказался от сдачи выпускных экзаменов и закончил обучение с сертификатом.

Станислав Лем (справа)

О чем книга

Сюжет произведения включает две основные линии: первая связана с историей исследования планеты, вторая – интеллектуальные и духовные перипетии главного героя – ученого Криса Кельвина. Таким образом, роман объединяет в себе черты разных литературных жанров: документалистики, притчи; научного, психологического, мистического, научно-фантастического романа, романа-исповеди и т. д.

События в романе разворачиваются в далеком будущем. К этому времени люди уже многое знают о планете Солярис − спутнике двойной звезды, обладающем сходными с земными характеристиками: атмосферой, массой. Единственный «обитатель» планеты – вязкий Океан, который оказывает необъяснимое гравитационное воздействие на траекторию небесного тела с помощью непонятных структур, построенных по математическим принципам. После многолетних исследований ученые приходят к выводу, что Океан управляет планетой с помощью «разума», и создают особую отрасль науки − соляристику.

С целью сбора данных на орбиту планеты выводятся исследовательская станция, оборудованная техникой и обширной библиотекой, а также искусственный спутник – сателлоид. Однако новая наука вскоре заходит в тупик в безуспешных попытках установить контакт с мыслящим Океаном. Именно в этот момент на станции появляется Крис Кельвин. Психическое состояние коллег ученого не оставляет сомнений: океан способен вызывать фантомов – материализовавшихся двойников близких людей, которые провоцируют возникновение страхов, депрессии, суицидальных мыслей, так как с ними всегда связаны травмирующие воспоминания, запрятанные в глубинах подсознания. При этом «гости» обладают памятью и человеческими эмоциями, структура их тел идентична человеческой.

В случае Кельвина таким моральным испытанием стало появление Хари – его бывшей жены, покончившей жизнь самоубийством по его вине. Никакие попытки избавиться от фантомов не приводят к успеху. В конце концов, один из коллег Кельвина Сарториус находит выход – уничтожение двойников в аннигиляционной камере. Предварительно Снаут снимает энцефалограмму мозга Кельвина с целью «радиоактивного контакта» с Океаном. Кельвин разрывается между необходимостью следовать голосу разума и иррациональным желанием сохранить «жену». Узнав правду, фантом Хари добровольно убивает себя. Кельвин в состоянии шока хочет нанести аннигиляционный удар по «виновнику» произошедшего – Океану, но внезапно фантомы исчезают. Душевно опустошенный, Кельвин остается на станции, надеясь установить контакт с инопланетным разумом.

В 1973 году Станислав Лем стал почетным членом Американской ассоциации писателей-фантастов SFWA

Но из-за своей прямолинейности уже через три года был из нее исключен со скандалом. Причиной стала критика американской научной фантастики. Лем сравнил ее с фэнтези и обвинил американских писателей в техническом невежестве, бедности сюжетов и стиля, коммерческой заинтересованности.

Чуть позже известный писатель-фантаст Филип К. Дик заподозрил Лема в участии в коммунистическом заговоре и 2 сентября 1974 года написал на него донос в ФБР, утверждая, что под именем Лема действует «целый комитет» марксистов, созданный «партией» за железным занавесом. Печально в этой истории то, что Дик страдал от паранойи, он был уверен, что за ним ведётся слежка и сам писал доносы на многих своих коллег. Кстати, сам же Лем считал Филипа К. Дика «наиболее оригинальным и глубоким мыслителем в американской научной фантастике ХХ века» и очень ценил его творчество, что вполне справедливо.

Филип К. Дик

Съёмочная группа[ | ]

  • Режиссёр: Андрей Тарковский
  • Сценаристы: Андрей Тарковский
  • Фридрих Горенштейн

Оператор: Вадим Юсов
Художник: Михаил Ромадин
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукооператор: Семён Литвинов
Второй режиссёр: Юрий Кушнерёв
Второй оператор: Евгений Шведов
Художник-гримёр: Вера Рудина
Художник по костюмам: Нелли Фомина
Монтажёр: Людмила Фейгинова
Комбинированные съёмки

  • оператор: Василий Севостьянов

художник: Александр Клименко
Ассистенты режиссёра:

Арнольд Идес, Лариса Тарковская, Мария Чугунова

Ассистенты оператора:

Юрий Невский, Владимир Шмыга

  • Редактор: Лазарь Лазарев
  • Директор картины: Гарри Гуткин, Вячеслав Тарасов

Символы

  • Главный герой, доктор Крис Кельвин , психолог, недавно прибывший с Земли на космическую станцию, изучающую планету Солярис. Ранее он был сожителем с Хэри («Рея» в переводе Килмартина-Кокса), который покончил жизнь самоубийством, когда он разорвал их отношения. Ее точный двойник — его посетитель на космической станции и становится важным персонажем.
  • Снаут («Снег» в переводе Килмартина – Кокса) — это первый человек, которого Кельвин встречает на борту станции, и его посетитель не показан.
  • Гибарян , который был преподавателем Кельвина в университете, покончил жизнь самоубийством всего за несколько часов до прибытия Кельвина на станцию. Посетителем Гибариана была «гигантская негритянка», дважды являвшаяся Кельвину; сначала в коридоре вскоре после его прибытия, а затем во время осмотра трупа Гибариана. Кажется, она не подозревает о других людях, которых встречает, или просто игнорирует их.
  • Последний обитатель, которого встречает Кельвин, — Сарториус , самый замкнутый член команды. Он появляется только изредка и с подозрением относится к остальным членам экипажа. Кельвин мельком видит соломенную шляпу, которая может быть посетителем Сарториуса.
  • Хэри («Рея» в переводе Килмартина-Кокса, анаграмма Хэри), которая покончила с собой смертельной инъекцией после ссоры с Кельвином, возвращается как его посетитель. Переполненный противоречивыми эмоциями после столкновения с ней, Кельвин заманивает первого посетителя Хэри в шаттл и запускает его в открытый космос, чтобы избавиться от нее. Ее судьба остальным ученым неизвестна. Снаут предлагает вызвать шаттл Хэри, чтобы узнать о ее состоянии, но Кельвин возражает. Вскоре появляется Хэри, но он не помнит инцидента с шаттлом. Более того, второй Хэри осознает свою преходящую природу, и его преследует то, что он является средством достижения цели Соляриса, воздействуя на Кельвина неизвестным образом. После прослушивания магнитофонной записи Гибариана и, таким образом, узнав о своей истинной природе, она пытается покончить жизнь самоубийством, выпив жидкий кислород . Это не удается, потому что ее тело состоит из нейтрино , стабилизируется каким-то неизвестным силовым полем и обладает невероятной силой и способностью быстро восстанавливаться после всех травм. Впоследствии она убеждает Снаута уничтожить ее с помощью устройства, разработанного Сарториусом, которое разрушает субатомную структуру посетителей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector