Эдуард артемьев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Личная жизнь Эдуарда Артемьева

С будущей супругой Изольдой Артемьев познакомился в консерватории. Они вместе учились. В классе педагога Шапорина у Изольды была определенная роль, она обыгрывала свежие сочинения студентов. Когда дело дошло до произведений Эдуарда, молодые люди стали тесно общаться, потому что Изольда играла его музыку на кафедре, на концертах, была даже запись на радио. Они проводили много времени вдвоем, и так постепенно дружеские чувства переросли в нечто большее.

После окончания учебы Эдуард с Изольдой поженились. Она работала преподавателем в училище при консерватории имени Чайковского. В 1966 году у супругов родился мальчик Артемий.

В личной жизни Эдуарду Артемьеву пришлось перенести непростой удар судьбы. Его жена с сыном стояли на троллейбусной остановке, и в них на полной скорости въехал автомобиль. Оба выжили чудом, лежали в разных столичных клиниках. Днем композитор разрывался между сыном и супругой, а ночью еще пытался что-то сочинять. К счастью, все закончилось благополучно.

Сын Артемий пошел по родительским стопам, он музыкант и композитор, работает также в жанре электронной музыки. У Эдуарда и Изольды есть двое внуков – Екатерина и Артемий.

В быту Эдуард Николаевич необычен, как и в своей музыке. Ложится спать в три часа ночи, но до четырех еще читает. Чтобы находиться в нужной форме, ему достаточно пяти часов сна, то есть к девяти утра он уже на ногах. Такого режима композитор придерживается уже долгие годы.

Эдуард с женой и сыном

Никита Михалков говорит, что не знал в жизни более доброжелательного, независтливого, трогательного и искреннего человека, чем Артемьев. Ни разу он не слышал от Эдуарда ни одного завистливого или злобного слова. Режиссер с композитором не просто друзья, а почти родственники. Эдуард Николаевич крестил дочь Михалкова – Анну, Никита Сергеевич – крестный внука Артемьева.

Секрет своего успеха композитор озвучивает так: «Карьера моя складывается сама собой, я для этого не ударил и палец о палец. Просто плыву по течению жизни, верю в Господа и в счастливый случай».

Музыка Артемьева в кино

В 60-х годах кинематографисты проявляли огромный интерес к работе композитора в электромузыке. Первой такая музыка использовалась в качестве сопровождения кино о космосе. Дебютной кинокартиной для композитора стал фантастический фильм «Мечте навстречу».

Эдуард Артемьев написал все саундтреки к картине «Арена». И именно с этого фильма началось плотное сотрудничество композитора с кинематографом. Он первым начал широко использовать в кинолентах электронный звук. Музыкальные композиции к кинолентам Андрея Тарковского были записаны на компакт-диск в 1990 году в Голландии. Суда же вошла композиция «Посвящение А. Тарковскому».

Биография[править]

Родился Захарыч в чешском городе Оломоуц 21 марта 1978-го. Отец военный (соответственно, поэтому и родился в Чехии, где на тот момент были расквартированы советские войска), мать писательница. Младший брат, Павел Артемьев, музыкант, сейчас — солист группы Корни.

Аналитика Захарыч о черном понедельнике 2020 года.

Учился на филологическом факультете института. В какое-то время стал писать рассказы. Сообщает, что жил в США и даже служил там в армии.

Определенное время (в середине 2000-х) жил в гражданском браке с известной телеведущей Туттой Ларсен. В итоге у них даже родился сын, Лука. Долгое время информация не афишировалась.

В 2007 году задерживался ментами по обвинению в ограблении некого гастарбайтера. По версии ментов Артемьев вместе с двумя другими мужчинами задержал этого гастара, после чего вымогал с него некий долг. В итоге они ограничились 5000 рублей и мобильным телефоном.

Занимался журналистикой, как минимум до 2008 года работал колумнистом в Российской Газете. В рейтинге globalmsk.ru занимает 6 строчку в категории «журналисты», 20 строчку в категории «журналистика» и 1513 строчку в категории «московские персоналии».

Оценка фильмов (выбрано)

  • Солярис (Солярис, 1972)
  • Очень английское убийство (Чисто английское убийство, 1974)
  • At Home Among Strangers (Свой среди чужих, чужой среди своих, 1974)
  • Зеркало (Зеркало, 1975)
  • Раба любви (Раба любви, 1976)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (Неоконченная пьеса для механического пианино, 1977)
  • Территория (Территория, 1978)
  • Сталкер (Сталкер, 1979)
  • Сибириада (Сибириада, 1979)
  • Телохранитель (Телохранитель, 1979)
  • Несколько дней из жизни И. И. Обломова (Несколько дней из жизни И. И. Обломова, 1980)
  • Анна: 6 — 18 (Анна: от 6 до 18, 1980–1993)
  • Охота на лис (Охота на лис, 1980)
  • Миллионы Ферфакса (Миллионы Ферфакса, 1980) Fairfax Millions
  • Семейные отношения (Родня, 1981)
  • Поезд остановился (Остановился поезд, 1982)
  • Без свидетелей (Без свидетелей, 1983)
  • Лунная радуга (Лунная радуга, 1983)
  • Возвращение с орбиты (Возвращение с орбиты, 1983)
  • ТАСС уполномочен объявить (ТАСС уполномочен заявить …, 1984)
  • Человек — невидимка (Человек-невидимка, 1984)
  • Секунда на подвиг (Секунда на подвиг, 1985)
  • Курьер (Курьер, 1986)
  • Визит к Минотавру (Визит к Минотавру, 1987)
  • Зероград (Город Зеро, 1989)
  • Близко к Эдему (Урга — территория любви, 1991)
  • Гений (Гений, 1991)
  • Утомленные солнцем (Утомлённые солнцем, 1994)
  • Одиссея (Одиссей, 1997)
  • Война закончена. Пожалуйста, забудьте … (Война окончена. Забудьте …, 1997)
  • Сибирский цирюльник (Сибирский цирюльник, 1998)
  • Насколько мои ноги несут меня (Побег из Гулага, 2001)
  • Дом дураков (Дом дураков, 2002)
  • Водитель для Веры (Водитель для Веры, 2004)
  • (2007)
  • Глянец (Глянец, 2007)
  • Щелкунчик в 3D (Щелкунчик и Крысиный Король, 2009)
  • Дом (Дом, 2011)
  • Фирменный (Москва 2017, 2011)
  • Легенда № 17 (Легенда № 17 , 2013)
  • Почтальон Белых ночей (Белые ночи почтальона Алексей Тряпицын, 2014)
  • Солнечный удар (Солнечный удар, 2014)
  • Наследие любви (Герой, 2016)

Электронная музыка

Переломным моментом в судьбе музыканта стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (названный так в честь Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественном музыкальном искусстве родилось новое направление – электронная музыка.

В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев трудился в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся изучением истории и теории, написав «Заметки об электронной музыке». 

В 1966 году был сотрудником первой в стране студии по созданию электронной музыки и представил миру свое произведение под названием «Мозаика», которое по достоинству оценили на различных музыкальных фестивалях Европы.

Сочинения Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В это время им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», симфоническая сюита «Хороводы», сюита для женского хора и оркестра «Лубки», кантата «Вольные песни», одночастный концерт для альта, музыка к пантомиме «За мертвыми душами».

В его ранних электронных композициях, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы: «В космосе», «Звездный ноктюрн», «Этюд».

«Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств» Артемьев осуществил в композиции «12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр». По уникальности технического замысла она отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.

В 1970-1980-е годы Эдуард Артемьев написал симфонию «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, рок-группы и электронной фонограммы; рок-композицию «Мираж»; поэму для рок-ансамбля «Человек у огня»; кантату «Ритуал» («Ода доброму вестнику») на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве; вокально-инструментальный цикл «Тепло земли»; три поэмы для сопрано и синтезатора  – «Белый голубь», «Видение» и «Лето»; симфонию «Пилигримы».

Его сочинения звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.

А композиция Артемьева «Три взгляда на революцию», написанная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже в 1989 году.

Кроме того, талантливый композитор создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов «Электроника» в Москве и «Советская космическая техника» в Лондоне, которые были отмечены медалями.

«Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, — писала газета «Diario de Lisboa» об Артемьеве. — Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича… Это музыка большой эпической силы и экспрессии».

В 1990 году российская компания «Электрошок Рекордз» выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе. Она названа «Музыкальные приношения» и посвящена памяти Евгения Мурзина (в нее, в том числе, вошли «Мозаика» и «12 взглядов на мир звука» Артемьева).

Карьера

Эдуард Артемьев

Первая работа Артемьева в мире кино связана с фильмом «Мечте навстречу» 1963 года. В те годы на пике моды в советском кинематографе была космическая тематика… Всё это, разумеется, было связано с первым полётом в космос Юрия Гагарина! И гипнотическое электронное звучание было для данной киноленты как нельзя кстати! Ведь именно оно передавало всю самобытность и загадочность неизведанного людьми пространства…

Реальные гонорары советских режиссёров…

1 из 5

Стоимость одного фильма…

Многосерийность…

Гонорар Сергея Бондарчука…

Любопытные уловки…

Многозадачность!

Тогда к работе подключили Эдуарда Николаевича. Как известно, композитор справился со своей задачей на все сто процентов… И стоило ему появиться в титрах — о нём не просто начали говорить. Режиссёры хотели с ним работать!

Вскоре после выхода «Мечте навстречу» Эдуард Артемьев познакомился с ещё начинающим режиссёром Никитой Михалковым: в результате их знакомство переросло в долгую дружбу и плодотворное сотрудничество! Не дадут соврать киноманы: все работы Михалкова сопровождает музыка Артемьева…

Эдуард Артемьев

Длительное сотрудничество Артемьева и Тарковского берёт своё начало в 1970-х. Как известно, Андрей Арсеньевич был очень избирателен в плане саундтреков к своим работам. Но Артемьеву каждый раз удавалось угодить именитому режиссёру… В этот период его имя было известно во всём Советском Союзе! Неудивительно, что вскоре список его друзей пополнили Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Самсон Самсонов и многие другие.

Благодаря Андрею Кончаловскому композитор смог уехать в США, где продолжил создавать музыку для приятеля. Будучи в Голливуде Эдуард Николаевич также писал музыку для зарубежных кинолент. Вернулся на родину он лишь в середине 90-х.

Эдуард Артемьев…

Помимо саундтреков, Эдуард Артемьев написал множество электронных и инструментальных произведений. «Пилигримы», «Тепло земли», «Три взгляда на революцию» — все эти, а также многие другие произведения, произвели фурор и получили высочайшие оценки критиков!

Звания, награды и премии

  • Малая Золотая медаль ВДНХ за музыкальную композицию «Мозаика» (1968)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985)
  • Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Курьер»
  • Почетный гражданин г. Балтимор (США, 1988)
  • Лауреат трех Государственных премий в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы «Урга — территория любви», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник»
  • Народный артист России (1999)
  • Лауреат трех премий «Ника» за лучшую музыку к фильму (1995, 2004, 2008) («Лимита», «Водитель для Веры», «12»)
  • Лауреат пяти премий «Золотой орел» за лучшую музыку к фильму (2007, 2008, 2012, 2014, 2015) («Доктор Живаго», «12», «Дом», «Легенда N 17», «Солнечный удар»)
  • Лауреат премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000)
  • Лауреат премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001)
  • Премия имени М. Таривердиева (1999) за музыку к фильму «Мама»
  • Приз имени М. И. Глинки (2011) за музыку к фильму «Тихая застава»
  • Приз жюри и Российского авторского общества имени Андрея Петрова (2011) за музыку к фильму «Тихая застава»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 августа 2013 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Премия «Человек года» (2015)
  • Член Союза композиторов России и Союза кинематографистов РФ
  • Эдуард Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.

Крышки

  • ППК — Воскрешение (2001) | Обложка темы к Сибириаде
  • Килгад — Сибирьада (2020) | Обложка темы к Сибириаде
  • DJ Feel — Не один (Трое друзей) (2021) | Обложка темы » Дома среди незнакомцев»
  • Гражданская Оборона — Звездопад (2002) | Обложка темы » Дома среди незнакомцев»
  • Папулин и ТониЛав — РАБ ЛЮБВИ / ПОКЛОННИКИ (2016) | Обложка на тему РАБА ЛЮБВИ / ПОКЛОННИКОВ
  • На шипах я лежу — «Черные холодные ночи» из альбома «Angeldust» (2001) | Куплет — также кавер на Тему Сибириады.
  • Digital Mastermind — Космическая тема | Обложка темы к Сибириаде
  • VIZE и Алан Уокер с участием Leony — Space Melody (Эдвард Артемьев) | Кавер на тему Сибириады с добавленными текстами

Творческий путь композитора Эдуард Артемьев

Дебют маэстро начался с того, что он написал музыкальное сопровождение к киноленте «Мечте навстречу». В Советском Союзе тогда процветал пик космической тематики в искусстве. Для передачи космической атмосферы в лентах – режиссёрам требовалось электронное звучание. Артемьеву удалось удовлетворить потребности советских кинорежиссёров.

После презентации фильма, в котором прозвучала композиция Эдуарда – к маэстро потянулись десятки талантливых режиссёров. Тогда же ему посчастливилось познакомиться с Михалковым, с которым позже их свяжу не только рабочие отношения, но и крепкая дружба. Все киноленты режиссёра сопровождены произведениями Артемьева.

Watch this video on YouTube

С ленты «Солярис» в 1972 году стартовала продолжительное сотрудничество с Андреем Тарковским. Режиссёр был требовательным к музыкальным произведениям, но Эдуарду всегда удавалось создавать произведения, которые отвечали запросам кинорежиссёра. Вся кинотусовка того времени была знакома с фамилией маэстро.

Когда ему выпала возможность посотрудничать с Андреем Кончаловским, он воспользовался этим шансом по максимуму. Режиссёр помог Эдуарду посетить Соединённые Штаты Америки для записи композиции для одной из его кинолент.

В Голливуде он начал сотрудничать ещё и с зарубежными кинорежиссёрами. На Родину он вернулся только в середине 90-х годов по просьбе Михалкова. Режиссёр опять решил воспользоваться талантом композитора.

Маэстро написал немало композиций в стиле электронной и инструментальной музыки. Симфонии и другие классические произведения произвели хорошее впечатление не только на поклонников, но и музыкальных критиков. Композиции «Полет на дельтаплане» и «Ностальгия» он написал при поддержке поэта Николая Зиновьева.

Эдуард Артемьев: Биография композитора

Творческий путь

В школе Эдик учился неплохо. Но звезд с неба не хватал. Ему пришлось сменить несколько школ, прежде чем он получил аттестат зрелости. Сам композитор вспоминает, что музыку начал сочинять в пятилетнем возрасте. Он попросту «мурлыкал» себе под нос мелодию, которая зарождалась в его голове. Когда Артемьеву исполнилось шестнадцать, его отправили к дяде, который работал профессором в Московской консерватории. Эдуард легко поступил в хоровое училище. В стенах этого учебного заведения он начал серьезно заниматься музыкальной композицией.  

После училища Артемьев поступил в столичную консерваторию. Здесь его увлекла игра на новом для того времени, музыкальном инструменте – электронном синтезаторе. В 1963 году на экраны вышел фильм «Мечте на встречу». Музыкальное оформление для картины создал начинающий композитор, используя синтезатор. И фильм, и музыку зрители приняли с восторгом. Через четыре года Эдуард познакомился с режиссером и актером Никитой Михалковым. Композитор принимал участие почти во всех проектах культового режиссера.

Краткая биография

  1. 1937 г. Рождение советского и российского композитора.
  2. 1953-1955 г. Обучение в Московском хоровом училище.
  3. 1959 г. Создание музыкального произведения «Я был убит подо Ржевом».
  4. 1960 г. Окончание композиторского факультета Московской консерватории.
  5. 1960 г. Разработка композиции «Хороводы».
  6. 1960 г. Знакомство с известным советским создателем синтезатора Е. Мурзиным. Эта встреча определила дальнейшую судьбу и творческий путь мужчины. Исследование синтезатора в лаборатории НИИ.
  7. 1961 год. Озвучка в фильме «Мечте навстречу». Эта деятельность принесла Эдуарду первую известность. Его фамилия попала на экраны. Для любого человека, показавшегося в титрах, это значило: открылась дорога в кино. В данном случае на работу его приняли по рекомендации композитора В. Мурадели.
  8. 1961 г. Окончание работы над одночастным концертом для альта.
  9. 1962 год. Эдуардом написана сюита «Кубки» для симфонического оркестра.
  10. 1964 г. Работа над небольшой по продолжительности пьесой «Этюд».
  11. 1964 г.-1965 г. Работа преподавателем в Университете культуры (класс инструментовки).
  12. 1966 год. В браке Эдуарда и Изольды родился сын Артемий.
  13. 1966 год. Работа над мелодией к пантомиме «За мёртвыми душами».
  14. 1966 г. Благодаря поддержке советского композитора Шостаковича Эдуард добился открытия Московской студии электроакустической музыки.
  15. 1967 г. Работа над песней к кинофильму «Арена» режиссёра С. Самсонова.
  16. 1968 г. Получение медали ВДНХ за сочинение композиции «Мозаика».
  17. 1972 г. Написана музыка к кинофильму А. Тарковского «Солярис». После работы над кинокартиной началось длительное партнёрство Андрея Тарковского и Эдуарда Артемьева.
  18. 1972 год. Создание симфонии «Океан».
  19. 1975 г. Написана музыка к фильму А. Тарковского «Зеркало».
  20. 1975 г. Автор музыки к театральной постановке «Ван Гог», режиссёр П. Зоданн.
  21. 1979 г. Совместная работа с Андроном Кончаловским над фильмом «Сибириада».
  22. 1985 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
  23. 1988 г. Разработка оперы в двух действиях «Тепло Земли».
  24. 1989 г. Участие молодого композитора в деятельности фирм звукозаписи в Балтиморе.
  25. 1990 г. Композитором получен статус Президента «Российской ассоциации электронной музыки».
  26. 1994 год. Создание первой части концерта для фортепиано с оркестром.
  27. 1995 г. Создание мелодии к легендарному фильму «Утомлённые солнцем».
  28. 1996 г. Разработка заставки для информационной передачи на «Радио России».
  29. 1998 г. Все сочинённые мелодии для кинофильмов помещены в альбом «Территория любви».
  30. 1999 г. Получение Премии им. М. Таривердиева за мелодию к кинофильму «Мама».
  31. 2006 г. Работа над спектаклем «Мария Стюарт».
  32. 2007 г. Работа над оперой в двух актах «Преступление и наказание» по мотивам произведения Ф.М. Достоевского.
  33. 2009 г. Интервью Наталье Черных под названием «Раб любви. К музыке».
  34. 2015 г. Интервью на шоу И. Урганта «Вечерний Ургант».
  35. 2018 год. Написана музыкальная композиция «Девять шагов к Преображению».
  36. 2019 г. Написана музыка к к/ф Андрея Кончаловского «Грех».
  37. 2020 г. Написана мелодия к картине Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер».

Детство

Эдуард появился на свет 30 ноября 1937 года в городе Новосибирске. Его мама, Нина Алексеевна, 1915 года рождения, и папа, Николай Васильевич, 1905 года рождения, были москвичами. Но ребенок родился в Сибири, потому что семья находилась там из-за работы отца. Старший Артемьев имел профессию химика-технолога. По долгу службы ему часто приходилось переезжать из одного города в другой.

В раннем младенческом возрасте с Эдуардом произошел уникальный случай. Первое ощущение себя он запомнил, когда ему было два месяца. Ребенок тогда сильно заболел и оказался на грани гибели. Врач, который его осмотрел, сказал, что мальчик – не жилец. Отец тогда принял решение срочно ехать в Москву. Удивительно, но в сознании малыша отпечаталась эта поездка на поезде. Эдуард ясно помнит, как долгую дорогу мама вязала крючком салфетку, которая потом лежала дома на комоде, как упал с верхней полки подвыпивший попутчик. В столице ребенка вылечили. Позднее медики объяснили, что подобное раннее прозрение сознания было связано с болезнью.

До восьмилетнего возраста Эдуард жил с родителями в разных городах России, куда направляли его отца. Чаще всего это были закрытые территории, где мальчик рос один. У него не было друзей, но Эдик не переживал по такому поводу. Наоборот, одиночество его хорошо воспитало.

С восьми до четырнадцати лет Артемьевы жили в Рязани. Самыми яркими впечатлениями того периода остались поля и заливные луга, цыганские шатры. Каждую весну приезжали цыгане на лошадях и в разноцветных одеждах. Вокруг все говорили Эдику, чтобы он не ходил туда, иначе украдут. Но мама иногда отпускала сына в «ночное». Неизгладимые впечатления на ребенка производили звездное небо, лошади, костры и печеная картошка.

Эдуард с мамой

Эдику было около четырех лет, когда он сам начал придумывать музыку, тихонько мурлыча себе под нос. А в двенадцатилетнем возрасте мальчик впервые услышал, как его дядя играл Скрябина. Он тогда стоял за дверью и боялся пошелохнуться. Это было первым серьезным потрясением в биографии Эдуарда Артемьева, которое дало сильный толчок к тому, чтобы заняться сочинением музыки.

Детские и юношеские годы

Дата рождения маэстро – 30 ноября 1937 года. Эдуард родился невероятно болезненным ребёнком. Когда новорожденному исполнилось всего пару месяцев – он серьёзно заболел. Врачи не давали положительных прогнозов. Лечащий врач сказал, что он нежилец.

До этого семейство проживало на территории Новосибирска. Когда глава семейства узнал о страшном диагнозе сына, то немедленно перевёз жену и Эдуарда в Москву. По долгу службы отцу удалось закрепиться в столице, хоть и ненадолго. Эдуарда удалось спасти местным врачам.

Семья постоянно меняла место жительства, но в подростковом возрасте Эдуард окончательно перебрался в столицу. Молодого человека приютил дядя, который занимал должность профессора в московской консерватории. Три года Артемьев обучался в хоровом училище. В этот период времени он пишет первые музыкальные произведения.

Watch this video on YouTube

В 60-х годах Эдуард окончил консерваторию. Ему выпала уникальная возможность познакомиться с создателем синтезатора. Артемьев предложил  новому знакомому изучить музыкальный инструмент в лаборатории НИИ. Эдуард познакомился со звучанием электронной музыки. В это время стартовала его профессиональная карьера.

Творческий путь

Постепенно увлечение Артемьева электронной музыкой стало приносить плоды. В 1963 году в музыкальном оформлении фильма «Мечте навстречу» (про любовь и путешествия в космос) не могли подыскать композитора для космической линии. Нужна была именно электронная музыка, и кто-то посоветовал режиссерам молодого Эдуарда Артемьева. За работу он получил невероятные деньги – 2500 рублей. Но, главное – его имя упомянули в титрах, а это была прямая дорога в кино.

В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».

В 1967 году Эдуард познакомился со студентом режиссерского факультета ВГИК Никитой Михалковым. Артемьев написал музыку к его курсовой работе «И эти губы, и глаза зеленые…», а через три года и к дипломному фильму Михалкова «Спокойный день в конце войны». С той поры они сотрудничают и дружат уже более полувека.

Знаменитый ныне режиссер Никита Михалков говорит: «Артемьев – это часть моей жизни. Я никогда не работал с другими композиторами, кроме одной картины «Очи черные». Все остальные мои фильмы напрямую сцеплены с именем и творчеством Эдуарда. Для него музыка – это не просто ноты, он слышит ее в любом окружающем звуке: в шагах, дуновении ветра, пении птиц и даже в скрипе калитки или захлопывании крышки на кастрюле».

В 1970 году в Москве появилась пластинка с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Артемьева эта музыка сразила наповал, настолько в ней все было неожиданно и прекрасно. Под впечатлением композиции ему тогда казалось, что вот-вот на московских улицах он встретит самого Христа. В течение года в творческой биографии Эдуарда был простой, он ничего не писал, потому что на фоне услышанной рок-оперы все свои произведения считал полной ерундой. Потом долго приходил в себя, после чего в корне поменялась стилистика его музыки. Это был самый сильный поворот в жизни композитора, который его раскрепостил

Артемьев нашел для себя что-то важное и в таком направлении остался до сегодняшнего дня

В 1972 году в гостях у художника Михаила Ромадина Эдуард познакомился с режиссером Андреем Тарковским. Когда зашел разговор об электронной музыке, Андрей заинтересовался и сказал, что ему как раз нужен необычный саундтрек для нового фильма. Правда, Тарковский выдвинул к музыке массу требований. Но долго мучаясь, Артемьеву все-таки удалось написать саундтрек. Режиссер использовал его в фильме «Солярис», так началось их длительное и плодотворное сотрудничество.

Эдуард Артемьев и Никита Михалков

Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского.

[править] Источники

  1. Сибирский характер. www.sibhar.ru. Проверено 5 мая 2020.
  2. Подвиг народа. podvignaroda.ru. Проверено 5 мая 2020.
  3. Г. ТРИШИНА Болью и счастьем пронзённая жизнь //Ленские вести : Газета. — 2010. — № Июль N 27.
  4. Солдаты Победы (Иркутской области).
  5. Екатерина Мартюшова Я — счастливый человек //Диалог ТВ : Газета. — 2011. — № Февраль N 8.
  6. Командировка на всю жизнь, Восточно-Сибирская правда .
  7. Пшенникова С.К. ПАМЯТЬ. — Редакционно-издательский отдел СПбГИПТ. — г. Санкт-Петербург, 2005. — 179 с. — ISBN 5-89319-083-1.
  8. Тришина Г.М. Я сделал для Победы всё, что смог…. — МУК «Усть-Кутская межпоселенческая библиотека» УКМО. — г. Усть-Кут, 2010. — 96 с.
  9. Драговоз П.К. ХХ век. Гражданская авиация России в лицах. — Воздушный транспорт, 2000. — 558 с. — ISBN 5-88821-038-2.
  10. Тришина Г.М. Почетные граждане города Усть-Кута и Усть-Кутского района. — г. Усть-Кут, 2008. — 25 с.
  11. [https://lv.ust-kut.org/?2010/27/17272010.htm Акция: «Герой нашего района» — Болью и счастьем пронзённая жизнь ( Июль N 27 ( 16.07.2010 ) )]. lv.ust-kut.org. Проверено 5 мая 2020.
  12. Земля моя Усть-Кутская. — ООО «Артиздат», 2011. — 140 с. — ISBN 978-5-93765-052-8.

Биография Эдуарда Артемьева

Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске, где его родители-москвичи оказались проездом по работе. Отец и мать композитора, Артемьев Николай Васильевич и Артемьева Нина Алексеевна, из-за особенностей работы были вынуждены очень часто переезжать. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в Москву к дяде, Николаю Демьянову – известному профессору Московской консерватории и талантливому дирижеру хора.

Именно в исполнении Николая Демьянова маленький Эдуард услышал сочинения Скрябина и начал восторгаться музыкальными произведениями. В доме дяди была огромнейшая библиотека с популярной мировой музыкой, именно она и воспитала талантливого композитора. С самого детства Эдуард предпочитал произведения Стравинского, Беллини, Дебюсси, Доницетти, Пуччини.

Свои первые музыкальные шедевры юноша сочинил  в период обучения в Московском хоровом училище под руководством Мераба Парцхаладзе. В 1955 году молодой композитор закончил обучение и поступил в консерваторию им. Чайковского в Москве. В консерватории Артемьев проучился 5 лет на композиторском факультете, именно эти годы оставили незабываемый отпечаток в музыкальном развитии талантливого композитора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector