Кубертен, пьер

Символика и талисманы Игр

Олимпийская символика – это узнаваемые атрибуты современных Олимпийских игр. Спортивную атрибутику и талисманы используют для распространения идей Олимпизма. Символика олицетворяет олимпийские идеалы мира и имеет притягательную силу для всех поклонников спорта.

Флаг и эмблема

Самые узнаваемые олимпийские символы современных Игр – флаг и эмблема.

Олимпийский флаг – белое шёлковое полотнище с вышитой на нем эмблемой.

Олимпийская эмблема – пять переплетенных колец синего, жёлтого, чёрного, зелёного и красного цветов.

Символ современной Олимпиады разработал Пьер де Кубертен. Впервые флаг представлен на VII Олимпийских играх современности, в 1920 году. Кольца означают континенты. Пять колец – 5 населенных континентов.

По версии Кубертена олимпийский флаг олицетворяет единство спортсменов всего мира. Переплетенные кольца символизируют встречу и единение спортсменов, желающих участвовать в Олимпийских играх.

Олимпийский огонь и факельная эстафета

Возжигание и эстафета олимпийского огня – современная традиция, основанная на древнегреческом ритуале.

За несколько месяцев до открытия современных Игр, в греческой Олимпии проводят церемонию возрождения огня. Одиннадцать жриц (греческие актрисы) исполняют ритуальный танец. Завершив в танец, верховная жрица зажигает огонь от солнечных лучей.

Затем жрица передает факел атлету и начинается факельная эстафета. Факел доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. В день открытия Игр, от факела, в торжественной обстановке, возжигают олимпийский огонь. Он горит непрерывно до закрытия Олимпиады.

В Древней Греции эстафетная передача огня символизировала дорогу очищения и возрождения. Символичный огонь зажигали уже на первых Олимпиадах, еще в VIII веке до нашей эры.  Согласно мифам, олимпийский огонь возжигали у алтаря Зевса и доставляли к месту финиша бегунов.

Впервые в истории современных Олимпиад, символичный огонь зажгли в 1928 году на IX летних Играх. Тогда олимпийский огонь зажгли прямо на стадионе.

Современная факельная эстафета ведет свою историю с 1936 года. Огонь, зажженный в греческой Олимпии, атлеты доставили к месту проведения XI летних Олимпийских игр – в город Берлин.

Клятва и девиз

Олимпийская клятва – один из атрибутов Олимпийских игр, выражающий идею честной борьбы. Античный ритуал клятвоприношения предложил возродить Пьер де Кубертен. Текст клятвы для современников разработал он же.

На современных Играх клятва впервые была произнесена в 1920 году, на VII Олимпиаде. Клятву, от имени всех соревнующихся, произносит выдающийся спортсмен страны, где проводят турнир. Затем один из судей произносит клятву в честном и объективном судействе.

Олимпийский девиз – «быстрее, выше, сильнее!» Девиз придумал французский священник Анри Дидон. Фраза понравились Пьеру де Кубертену. Он посчитал, что слова емко отражают цель атлетов всего мира.

Гимн

Современный олимпийский гимн написал друг Пьера де Кубертена, греческий композитор Спирос Самарас, на слова Костиса Паламаса.

Впервые это музыкальное произведение прозвучало в Афинах в 1896 году. Гимн имел потрясающий успех. Его дважды повторяли на бис. Однако официальным гимном современных Олимпиад он стал только в 1958 году.

Начиная со второй Олимпиады и до 1956 года, каждый раз звучал новый гимн. Музыку писали в стране-хозяйке Игр.

В 1958 году, решением МОК, первоначальный гимн был утвержден официальным гимном современных Олимпийских игр.

В 1960 году, на XVII летней Олимпиаде современности, был возвращен Олимпийский гимн на музыку Самараса. Слова олимпийского гимна обычно исполняют на государственном языке той страны, в которой проводят Игры. Иногда на двух языках – греческом и языке страны-хозяйки.

Талисманы

Олимпийский талисман – современная символика Олимпийских игр, с 1968 года является обязательным атрибутом Олимпиады.

Обычно талисман, это символ страны или города, в котором проходят Игры. Изображают в виде популярного в стране животного или анимированного выдуманного существа. Миссия талисмана – отразить дух страны-хозяйки Игр.

Символом Московской Олимпиады (1980 г) стал медвежонок с очень симпатичным, человеческим лицом. Дружелюбный Олимпийский Мишка навсегда остался в сердцах участников и зрителей XXII летних Олимпийских игр.

В 2014 году частью современной олимпийской истории стали: Белый Мишка, Зайка и Леопард – символы Сочинской Олимпиады.

Белый Мишка символизирует силу, удаль и упорство – качества характерные медведю и всем целеустремленным спортсменам. Горный леопард, живет в горах Кавказа, олицетворяет гордость, ловкость и отвагу. Милый, пушистый Зайка – обогревает сердца душевным теплом и нежностью.

Как возрождалась история

Эпоха просвещения пробудила интерес к Олимпийским играм. Европейские гуманисты стремились возродить античное наследие. Сведения о прославленном эллинском святилище сохранялись в письменных источниках. История Олимпиад волновала умы многих ученых и общественных деятелей.

Поиски олимпийского наследия

Священную Олимпию, как и легендарную Трою, мечтали отыскать многие. Этот интерес стимулировал поиски археологического материала. Но точные сведения о месте нахождения святилища были утеряны. Выдвигалась даже идея, что Олимпийские игры проводили у горы Олимп, в северной части материковой Греции.

В 1766 году, английский исследователь Ричард Чандлер, путешествовал по территории Греции. Чандлер изучал западную часть Пелопоннесского полуострова. В долине реки Алфей, у подножия холма Кронос путешественник обнаружил руины античных сооружений.

Находка Чандлера – часть стен огромного храма и обломки капителей колонн, вызвали живой интерес в среде исследователей. До широкомасштабных раскопок было ещё далеко. Греция на тот момент являлась частью Османской империи. Но остановить исследователей было уже невозможно. На Пелопоннес двинулись путешественники, историки, археологи.

В 1788 году французский писатель и археолог Жан-Жак Бартелеми, в «Описание античной Греции» набросал предполагаемый план Олимпии.

В 1811 году Олимпию осмотрел английский знаток античности Чарлз Коккериль. Через два года был готов подробный план святилища для возможных раскопок.

1829 год — Греция завоевала независимость. Это событие подхлестнуло интерес к исследованию Олимпии и положило начало археологическим раскопкам.

Археологические раскопки

В мае 1829 года начались первые раскопки святилища, под руководством французского археолога Дюбуа. Были обнаружены обломки метоп (мраморные плиты) с изображением Геракла, борющегося с критским быком. Эти и другие находки отправили во Францию.

По-видимому, молодое греческое правительство оказалось против такого подхода к историческому наследию своей страны. В исследовании Олимпии наступил сорокалетний перерыв.

В 1875 году к раскопкам Олимпии приступили немецкие археологи под руководством Эрнста Курциуса. Все обнаруженные памятники истории теперь оставались в Греции. В 1884 году к раскопкам приступили и сами греки.

Первое время находки отправляли в Афины. Но открытий было так много, что было принято решение превратить всю священную Олимпию в музей под открытом небом. В 1887 году в Олимпии был выстроен специальный комплекс, где экспонируют найденные произведения искусства.

Раскопки с небольшими перерывами продолжались до 1942 года. После войны археологические исследования возобновились и проводятся до сих пор.

Родина Олимпийских игр

Античные Олимпийские Игры зарождались, как религиозный праздник. Состязания посвящались олимпийским богам. Проводились они в священном для древних греков месте – в долине Олимпия.

Долина расположена в западной части Пелопоннесского полуострова, между рек Алфей и Кладеон. Местность укрыта холмами. У подножия одного из холмов – Кронос, находился алтарь Зевса. Древнее святилище было известно на всю Элладу.

Сюда, со всего античного мира приезжали, чтобы поклониться верховному богу. Древние греки приносили Зевсу жертвы и проводили в честь него спортивные состязания. Праздник носил общегреческий характер и оказывал значительное влияние на устройство античного мира.

Олимпийские игры в Древней Греции проводили ещё во времена легендарного Геракла. Отчет Олимпиад ведут с 776 года до нашей эры. История сохранила имя победителя этих игр – Кореб.

Имена победителей более ранних состязаний неизвестны. Поэтому, 776 г до н.э., считают годом Первой античной Олимпиады. Всего в Древней Греции было проведено 293 Олимпийских игр.

В 394 году император Феодосий, запретил проведение Игр. Древнее святилище не избежало участи языческого культа.

Нападки религиозных христиан, уничтожение построек, землетрясения, наводнения – люди и природа сравняли святилище с землей. Олимпия, пришла в упадок и покрылась забвением. Когда Греция вошла в состав Османской империи (середина 15 века) про Олимпиады уже никто не помнил.

Начало пути

Он родился в первый день нового 1863 года и прожил 74 года, поровну поделив жизнь между веком XIX и веком XX. Генеалоги утверждают, что Король Франции Людовик IV Толстый из династии Капетингов – его прямой предок. А Людовик Толстый, в свою очередь, правнук нашего Ярослава Мудрого. С такой родословной барон был обречен внести свое имя в скрижали истории. Оставалось только выбрать, в какой области приложить свои усилия.

Родители Пьера видели его в генеральском мундире или, на крайний случай, в церковной мантии. Но юноша выбрал другую стезю: в 1880 году он поступил на философский факультет Сорбонны. Правда, злые языки, а недругов у де Кубертена хватало во все времена, утверждают, что при поступлении в особую военную школу Сен-Сир барон банально провалил экзамены. Что ж, даже если это действительно так, весь мир и олимпийское движение от этого только выиграло.

Смерть

Человек, который поднял из праха самые популярные и значимые соревнования мира, скончался 2 сентября 1937 года. Барон вышел на прогулку по осеннему парку Ла-Гранж в Женеве, где почувствовал себя плохо и, потеряв сознание, скончался. Точная причина его смерти не была озвучена.

Похоронили де Кубертена в Лозанне, но свое сердце Пьер завещал упокоить в Олимпии, где его и поместили в один из мраморных монументов.

Могила Пьера де Кубертена

Также МОК учредили почетный приз — медаль Пьера де Кубертена, особую награду, которая присуждается за проявление выдающегося спортивного духа. В память о роли барона в возрождении Игр в Лозанне создали Олимпийский музей, где можно проникнуться духом спортивных соревнований и сфотографировать скульптуры чемпионов. В Гренобле, на юго-востоке Франции, установлен памятник великому основоположнику Олимпиады.

Литература

  • Кубертен, Пьер де // Большая олимпийская энциклопедия: В 2 т. / Автор-составитель В. Л. Штейнбах. — М.: Олимпия Пресс, 2006.
  • Новоскольцев В. А. Переплетённая радуга: этюды о Кубертене. — М.: Физкультура и спорт, 1964. — 84 с.
  • Новоскольцев В. А. Пылающая эстафета. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 303 с.
  • Franceschini É. Coubertin (Pierre, baron de) / É. Franceschini // Dictionnaire de biographie française :  / sous la dir. de Roman d’Amat,… ; avec le concours de nombreux collab. ; ouvrage publ. avec le concours du Centre national de la recherche scientifique. — Paris : Letouzey et Ané, 1961. — Vol. 9 : Clesinger — Dalliere. — Col. 862–863. — 1528 col.

Критика

Кубертена неоднократно подвергали критике. Его обвиняли в неправильной трактовке Олимпийских игр, их чрезмерной профессионализации и романтизации. Утверждение Кубертена, что Олимпиады помогают сохранять мир, также было подвергнуто критике. Кроме того, исследователи считают, что он преувеличивал свою роль в решении разного рода олимпийских вопросов.

Активно сотрудничал с гитлеровским режимом во время Берлинской олимпиады 1936 года. Намеревался завещать права на свои книги Третьему рейху и выступил с яркой речью по радио, назвав Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». В речи на закрытии Олимпиады 1936 года выразил поддержку германскому нацистскому режиму: «…Вспомним о храбрости, так как храбрость была необходима для преодоления трудностей, с которыми фюрер встретился с момента, когда выставил требование: „Хотим строить“, чтобы противостоять нелояльным и подлым нападениям тех, кто пытается остановить прогрессивное созидательное дело». Пьер открыл в Германии Олимпийский институт, передал туда все свои труды и одобрил идею всегда проводить Олимпийские игры в Германии. В 1937 году, незадолго до смерти, Кубертен написал Гитлеру благодарственное письмо, обращаясь к нему «Ваше Превосходительство (Votre Excellence)»[неавторитетный источник?].
Активно бойкотировал СССР, не допуская советские команды к участию в олимпийском движении.[источник не указан 232 дня]

Критика

Статуя в Лозанне

Ряд ученых критиковали наследие Кубертена. Дэвид К. Янг считает, что утверждение Кубертена о том, что древние олимпийские спортсмены были любителями, было неверным. Этот вопрос является предметом научных дискуссий. Янг и другие утверждают, что атлеты древних Игр были профессионалами, в то время как противники во главе с Плекетом утверждают, что первые олимпийские атлеты на самом деле были любителями, и что Игры стали профессиональными только примерно после 480 г. до н.э. Кубертен согласился с последней точкой зрения и считал, что профессионализация подрывает мораль конкуренции.

Кроме того, Янг утверждает, что попытка ограничить международные соревнования спортсменами-любителями, частью которых был Кубертен, была на самом деле частью усилий по предоставлению высшим классам большего контроля над спортивными соревнованиями, устраняя такой контроль у рабочих классов. Кубертен, возможно, сыграл определенную роль в таком движении, но его защитники утверждают, что он сделал это, не осознавая никаких классовых последствий.

Однако ясно, что его романтизированное видение древних Олимпийских игр в корне отличалось от того, что описано в исторических записях. Например, идея Кубертена о том, что участие важнее победы («L’important c’est de members»), противоречит идеалам греков.

Утверждение Кубертена о том, что игры послужили толчком к миру, также было преувеличением; мир, о котором он говорил, существовал только для того, чтобы позволить спортсменам безопасно добраться до Олимпии, и не предотвратил вспышку войн и не положил конец непрекращающимся войнам.

Ученые подвергли критике идею о том, что спортивные соревнования могут привести к большему взаимопониманию между культурами и, следовательно, к миру. Кристофер Хилл утверждает, что современные участники олимпийского движения могут защищать эту конкретную веру «в духе, подобном тому, в котором Англиканская церковь остается приверженной Тридцати девяти статьям религии , которые должен подписать священник этой церкви». Другими словами, они могут не полностью верить в это, но придерживаться этого по историческим причинам.

Также были подняты вопросы о правдивости отчета Кубертена о его роли в планировании Афинских игр 1896 года. Как сообщается, Кубертен играл незначительную роль в планировании, несмотря на уговоры Викеласа. Янг предполагает, что история о том, что Кубертен зарисовал велодром, не соответствовала действительности, и что он на самом деле дал интервью, в котором предположил, что не хочет, чтобы немцы участвовали. Позднее Кубертен это отрицал.

Кубертен также высказался против женского спорта и Всемирных женских игр : «Непрактично, неинтересно, неэстетично, и мы не боимся добавить: некорректно, такой, на наш взгляд, будет эта женская полуолимпиада».

Сочинения

Общий объём работ Кубертена составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем в 1200 статьях.

Наиболее крупные работы Кубертена
  • Une Campagne de 21 ans.. Paris: Librairie de l’Éducation Physique. 1908.
  • La Chronique de France (7 vols.). Auxerre and Paris: Lanier. 1900—1906.
  • L’Éducation anglaise en France. Paris: Hachette. 1889.
  • L’Éducation en Angleterre. Paris: Hachette. 1888.
  • Essais de psychologie sportive. Lausanne: Payot. 1913.
  • L’Évolution française sous la Troisième République. Paris: Hachette. 1896.
  • France Since 1814. New York: Macmillan. 1900.
  • La Gymnastique utilitaire. Paris: Alcan. 1905.
  • Histoire universelle (4 vols.). Aix-en-Provence: Société de l’histoire universelle. 1919.
  • Mémoires olympiques. Lausanne: Bureau international de pédagogie sportive. 1931.
  • Notes sur l’éducation publique. Paris: Hachette. 1901.
  • Pages d’histoire contemporaine. Paris: Plon. 1908.
  • Pédagogie sportive. Paris: Crés. 1922.
  • Le Respect Mutuel. Paris: Alean. 1915.
  • Souvenirs d’Amérique et de Grèce. Paris: Hachette. 1897.
  • Universités transatlantiques. Paris: Hachette. 1890.
На русском языке

Олимпийские мемуары / Пер. с фр. — М.: Рид Групп, 2011. 176 с., Серия «Библиотека РМОУ», 1500 экз., ISBN 978-5-425-20301-4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector