Пьер де шарден — биография, новости, личная жизнь
Мечта о слиянии
Массовая культура так охотно подхватила идею Шардена благодаря архетипическим страхам и надеждам. Наш разум — сложнейший инструмент адаптации, продуктом которого является самосознание. Всякая личность на верхнем уровне потребностей стремится к пониманию и контакту, потому что в полной мере актуализируется через чужое восприятие. В то же время, само наличие сознания обрекает индивида на одиночество. Развитие эмоционального интеллекта и выстраивание тёплых отношений с другими людьми помогают в бытовом плане. Однако это не решает фундаментальную проблему невозможности разделить уникальный опыт какого бы то ни было переживания.
Представление о посмертном бестелесном существовании в большинстве религий подразумевает встречу с другими людьми, в том числе умершими: это максимизация идеи о том, чтобы быть финально понятым и принятым.
Поэтому современная философия всё чаще обращается к проблеме Другого.
Недавно американские биологи обучили обезьян коллективно решать задачи, объединив их мозги при помощи сверхтонких электродов в сеть, которую назвали brainet. Главное в этом даже не то, что приматы могли двигать виртуальный объект силой мысли, а то, что они делали это, синхронизируясь. Учёные предполагают, что в будущем эти разработки могут помочь людям, находящимся в коме или потерявшим контроль над конечностями — отправивишись в сознание человека, оператор сможет помочь ему восстановить двигательные функции. Слова «отправиться в сознание» скорее подходят для описания фантастического фильма, чем реальной технологии, но, как писал Артур Кларк, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии».
Отражение в культуре
Хотя палеонтологические находки Шардена обогатили науку, его учение остаётся пусть и необычной, но всё же религиозной философией. Идеи Шардена интересны с точки зрения изучения принципов развития систем, а образность привлекает даже физиков. Например, термин «точка Омега» использовал Франк Типлер в исследованиях общей теории относительности. «Точка Омега» регулярно всплывает в дискуссиях о технологической сингулярности, теория которой также предусматривает достижение точки максимальной коммуникативной насыщенности.
Поэтичность и глубокую образность работы Тейяра де Шардена по достоинству оценили фантасты. Идея о том, что рано или поздно мыслящие существа преодолеют необходимость в физических телах и станут чистой энергией, встречается во многих художественных произведениях. Темы коллективного планетарного разума, всеобщего слияния и создания людьми Божества часто появляются в массовой культуре во многом благодаря тейярдизму. Например, на этих идеях основана тетралогия Дэна Симмонса «Песни Гипериона» о кибернетическом Боге, а «Конец детства» Артура Кларкатоже явно написан под влиянием Шардена.
Тейяр де Шарден
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881—1955) — французскийтеолог, философ и естествоиспытатель, один из первооткрывателейсинантропа. Воспитанник иезуитскогоколледжа, Тейяр в 18 лет вступает в «Орден Иисуса». Вся егодальнейшая деятельность протекает под контролем Ватикана. При жизни Тейяра его философские иэволюционные воззрения были мало известны, т. к. он соблюдал запрет, наложенный орденской властью на публикацию его произведений. Цель философии Тейяра —раскрыть причины и содержание эволюционного развитияВселенной, приведшего к появлениючеловека, посредством синтезанаучных данных и религиозного опыта. Человек, по Тейяру, нестатичный центр мира (такоепредставление о человеке характерно для ортодоксальнойкатолической доктрины), а ось и вершина эволюции. Суть разработанной Тейяром эволюционнойконцепции вкратце такова: 1) материя и дух изначально неразделимы. «Ткань универсума» —субстанция одухотворенная. Энергия как свойство материи имеет двесоставляющих: а) тангенциальную, или физическую (подчиненную закону сохранения энергии и принципу энтропии),обеспечивающую связь и компоновкуэлементов Вселенной и б)радиальную, или духовную (неподчиняющуюся никаким законам),действие которой направлено вперед и вверх в порядке усложнения; 2) эволюция мироздания (космогенез) проходит три основных этапа: а) преджизнь —формирование химических элементов,галактик, звезд и планет, оболочка Земли покрывается водно-солевым раствором (возникаютблагоприятные условия для образованиясложных белковых соединений); б) жизнь — развитие и усложнение всех форм живых организмов и в) мысль — возникновение человека и истории человечества до наших дней. Третий этап завершаетсяформированием сферы духа или«ноосферы», что ведет за собойгипотетический четвертый этап — выход в сверхжизнь к духовному эпицентру мироздания — «точке Омега»;этому понятию Тейяр придает особое значение; 3) именно посредством действия «точки Омега» мир, повыражению Тейяра, «ускользает отэнтропии». Омега есть первопричина возникновения мира и вместе с тем конечное следствие его эволюции. Атрибутами Омеги являютсяналичность, автономность,необратимость «и, в конечном счете,трансцендентность». «Инструмент»Омеги — радиальная составляющая единой космической энергии,действие на мир, осуществляемое спомощью этого инструмента —любовь, смысл действия —концентрация, сосредоточение любви в самом себе обратно пропорциональноразлагающейся под влиянием энтропии физической материи. По всейвидимости, соотносимость понятий Омеги и Бога (в общерелигиозном смысле) весьма неопределенна. Омега — гораздо болеефилософское, нежели теологическоепонятие. Учение Тейяра оказалобольшое влияние на развитие какнаучной, так и религиозной мысли XX в.
-
Назад
-
Вперёд
Литература
- Быховский Б. Э. Тейяр де Шарден // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 672—673. — 840 с. — 150 000 экз.
- Вандерхилл Э. Мистики XX века.Энциклопедия / Пер. с англ. Д. Гайдук. — М.: МИФ: Локид, 1996. — 522 с. — ISBN 5-87214-023-3.
- Гильдебранд Д. фон. Тейяр де Шарден: на пути к новой религии // Новая вавилонская башня. Избранные философские работы / Гильдебранд Д. фон.. — СПб., 1998.
- Грене П., аббат. Тейяр де Шарден — христианский эволюционист. — Париж, 1961.(рус. пер. — Б/м, б/г (машинопись), библ. СПбДА).
- Грицанов А. А. // История философии: Энциклопедия / Сост. и глав. науч. ред. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-6656-20-6. ISBN 985-428-461-1.
- Грицанов А. А. // Эзотеризм: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, Е. Н. Вежиновец, Т. В. Дабижа, Л. Н. Мосех, С. В. Силков, К. М. Скуратович. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1040 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-6656-73-7.
- Губман Б. Л. Тейяр де Шарден // Современная западная философия. — М., 1991. — С. 295—296.
- Гутнер Г. Б. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Ермоленко М. Т. К критике теоретико-эволюционных основ тейярдизма // История и теория эволюционного учения. — Вып. 3. — Л., 1975. — С. 152—160.
- Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция. Актовая речь в Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1970 г = (машинопись). — Л., 1970.
- Тейяр де Шарден // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 3: Р—Я.
- Мень А. В. прот. О Тейяре де Шардене // История религии. — М., 2011. — Т. I. Истоки религии. Приложение 10. — С. 315—341.
- Пасика В. М. Тейяр де Шарден // Философская Энциклопедия. В 5-х т / Под ред. Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
- Семенова С. Г. Паломник в будущее: Пьер Тейяр де Шарден. — СПб.: РХГА, 2009. — 672 с. — ISBN 978-5-88812-367-6.
- Струговщиков Е. свящ.. Тейяр де Шарден и православное богословие / по благословению епископа Венского и Австрийского Иллариона. — М.: Дом надежды, 2004. — 256 с. — ISBN 5-86181-314-0.
- Тейяр де Шарден // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.