Все храмы смоленской иконы божией матери (404 всего, 403 на карте)

Храмы

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Смоленский храм (Санкт-Петербург)Церковь Смоле́нской иконы Божией Матери

или просто Смоле́нская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Согласно преданию в постройке церкви участвовала св. блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Василеостровского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Виктор Александрович Московский.

Святыни

  • мощи блж. Ксении Петербургской (в часовне)
  • Смоленский образ Божией Матери Одигитрии, являющийся списком с чудотворной иконы, находящейся в Смоленске (в храме)
  • список особо чтимой старинной иконы Божией Матери «Милующая», или «Достойно есть», переданной храму по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 г. (в храме)
  • чтимый образ св. ап. и ев. Иоанна Богослова эпохи Петра I (в храме)

Проезд:

от ст. м. Приморская 15 минут пешком или от ст. м. Василеостровская наземным транспортом в сторону Малого проспекта Васильевского острова и Смоленского кладбища.

Адрес:

Санкт-Петербург, Васильевский остров, Камская улица, 24, Смоленское православное кладбище.

Тел.:

Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова

была построена в начале XX века близ главных ворот кладбища и строилась по проекту архитектора В. А. Демяновского. Уже в 1903 году были освящены боковые приделы — во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и Всех Святых, а в 1904 году — главный престол. Архитектура храма для нашего города необычна: настоятель Смоленской церкви протоиерей Алексий Сперанский поручил В. А. Демяновскому разработать проект в духе нарышкинского барокко.

В августе 2007 года началось проведение реставрационных работ.

В первой половине 2010-х годов восстановлены купола. К 2020 году бетонный строительный забор заменён металлической решёткой.

Адрес:

199048, Санкт-Петербург, В.О., Камская ул., д. 11.

Часовня Ксении Блаженной

Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург)Часовня Святой Ксении Блаженной

— действующая православная часовня на Смоленском кладбище. Открыта ежедневно с 10 до 16 часов (в выходные — с 10 до 17 часов).

Ксения Петербургская, умершая в конце XVIII или в начале XIX века, была похоронена на Смоленском кладбище. На её могиле насыпали земляной холмик. Люди, почитавшие Ксению, верили в чудодейственную силу земли с её могилы и брали по горстке с собой. Холмик насыпали много раз и каждый раз его разносили. Позже на месте холмика положили каменную плиту, которую люди также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIX века над могилой построили маленькую часовенку. В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была возведена обширная каменная часовня в псевдорусском стиле.

В сентябре 1940 года часовню закрыли вместе со Смоленской церковью. Тогда же было принято решение снести часовню, однако оно было позже отменено. Во время Блокады Ленинграда в часовне находился склад тары из-под горючих жидкостей. В те годы было утеряно большое количество церковных ценностей.

В 1947 году часовня была открыта и после ремонта, 1 февраля 1947 г. освящена настоятелем Смоленской церкви протоиереем Василием Раевским. По решению властей 18 ноября 1962 года она была снова закрыта и отдана под скульптурную мастерскую.

Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).

В 2003 году над часовней была восстановлена золочёная главка.

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время начала
Понедельник, среда, пятница, суббота Исповедь Литургия Крещение Вечерня 9.45 10.00 12.30 17.00 (18.00)
Вторник Исповедь Литургия Крещение Акафист Кресту Господню, вечерня 9.45 10.00 12.30 17.00 (18.00)
Четверг Исповедь Литургия Крещение Акафист Николаю Чудотворцу, вечерня 9.45 10.0 12.30 17.00 (18.00)
Воскресенье Исповедь Литургия Крещение Акафист, вечерня 7.00 10.00 12.30 17.00 (18.00)

Важно! Вечерние богослужения с марта по ноябрь начинаются в 18.00, в остальное время – на час раньше. Важно! По воскресеньям акафисты служатся по очереди: одна неделя – Ксении Петербургской, следующая – Смоленской иконе Богоматери

Важно! По воскресеньям акафисты служатся по очереди: одна неделя – Ксении Петербургской, следующая – Смоленской иконе Богоматери

История Смоленской иконы Божией Матери

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время начала
Понедельник, среда, пятница, суббота Исповедь Литургия Крещение Вечерня 9.45 10.00 12.30 17.00 (18.00)
Вторник Исповедь Литургия Крещение Акафист Кресту Господню, вечерня 9.45 10.00 12.30 17.00 (18.00)
Четверг Исповедь Литургия Крещение Акафист Николаю Чудотворцу, вечерня 9.45 10.0 12.30 17.00 (18.00)
Воскресенье Исповедь Литургия Крещение Акафист, вечерня 7.00 10.00 12.30 17.00 (18.00)

Важно! Вечерние богослужения с марта по ноябрь начинаются в 18.00, в остальное время – на час раньше. Важно! По воскресеньям акафисты служатся по очереди: одна неделя – Ксении Петербургской, следующая – Смоленской иконе Богоматери

Важно! По воскресеньям акафисты служатся по очереди: одна неделя – Ксении Петербургской, следующая – Смоленской иконе Богоматери

С момента возрождения в церкви служили четыре настоятеля

Митрофорный протоиерей Николай (Коваленко) (1995 — 2008 гг.)

Настоятель церкви протоиерей Николай (Коваленко)

Николай Иванович Коваленко родом из Караганды. Его молодость пришлась на время гонений верующих людей, так что даже крещение будущий батюшка принял тайно.

К Богу Николай Иванович пришёл рано. Ещё в пять лет он прислуживал в церкви, а в двадцать семь понял, что пора действовать решительно и встать на путь священника.

Николай отучился в духовной семинарии и стал постепенно накапливать опыт служения.

Сперва он был священником в родном Казахстане, но затем перебрался в г. Орёл.

В 1995 году он участвовал в возрождении церкви Смоленской иконы Божией Матери. Это была сложная деятельность, практически подвиг. Затем батюшке поручили стать настоятелем этого храма.

1995

в этом году протоиерей Николай активно занимался возрождением церкви Смоленской иконы Богоматери

В 2004 году отец Николай удостоен права ношения митры — высшей церковной награды для человека его сана.

В 2008 году протоиерей покинул пост настоятеля. Сейчас он служит в храме Александра Невского.

Иерей Иннокентий (Нилов) (2008 — 2011 гг.)

Иерей Иннокентий Нилов — настоятель церкви с 2008 по 2011

Владимир Викторович Нилов — уроженец Орла. Через два года после школы он поступил в Московскую духовную семинарию. Свою деятельность в церкви он начал в 2002 году как чтец и певец. На тот момент он уже два года учился в Московской духовной академии, затем пошёл в аспирантуру.

Параллельно с этим он — певчий в хоре Сретенского мужского монастыря (г.Москва).

В 2007 году его рукоположили в пресвитера и зачислили в штат храма Иверской иконы Божией Матери.

2007

в этом году Владимира рукоположили в пресвитера и зачислили в штат Иверского храма

Через год Владимир Викторович председательствует в издательском отделе Орловско-Ливенской епархии. В том же году он — ключарь Орловского кафедрального собора Смоленской иконы Божией Матери.

Впоследствии исполняет обязанности настоятеля и служит благочинным Орловского округа.

В 2011 году его постригают в монахи и нарекают Иннокентием. Сегодня батюшка служит в Красноярске, где он:

  • наместник Свято-Успенского мужского монастыря;
  • ключарь Благовещенского собора;
  • благочинный округа.

Митрофорный протоиерей Александр (Прищепа) (2012 — 2013 гг.)

Предпоследний настоятель церкви, протоиерей Александр

Александр Васильевич Прищепа получил педагогическое образование и работал по специальности. Женат, имеет двоих детей. В 1995 году его рукоположили в сан диакона, и в том же году — в священника.

Затем отец Александр выполнял обязанности настоятеля Свято-Покровского храма в селе Бронное. Впоследствии он стал настоятелем Свято Косьма-Демьянского храма (г. Корца).С 1997 служил в Орле, в Свято-Ильинском храме и параллельно учится в Киевской духовной семинарии.

С 2000 по 2004 его направили в Ливны, в то же время он окончил Духовную академию. В 2011 его назначили настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери, а также местным благочинным. С 2013 года он — настоятель Орловского Свято-Богоявленского храма.

Протоиерей Николай (Шумских) (2013 — по сей день)

Нынешний настоятель церкви, протоиерей Николай (Шумских)

Шумских Николай Дмитриевич — уроженец Харьковской области. В 1983 году он — практикант в местном Вознесенском храме, а затем, по 1990 год, — в Харьковском Благовещенском соборе.

После было два года военной службы.

С 1992 года Николай Дмитриевич — иподиакон.

Через год он поступил в Московскую Духовную семинарию, за время учёбы в которой женился и которую закончил в 1997 году. Служил дьяконом в Троице-Сергиевой Лавре.

После учёбы зачислен в штат Иверского храма (г. Орёл). В 2006 году его возвели в сан протоиерея. С 2008 по 2010 отец Николай выполнял обязанности настоятеля Свято-Никольского храма.

В 2013 году назначен настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери.

Информация для посещения

Найти Смольный Воскресенский собор, история существования которого связана со многими мистическими легендами, можно в центре Санкт-Петербурга на площади Растелли.

Метро и наземный транспорт

Однако, добраться на площадь при помощи метрополитена не получится: от ближайшей станции метро Чернышевская собор находится примерно на расстоянии 2 км.

Но вообще можно усложнить себе жизнь и ждать автобус или маршрутку.

Непосредственно на площади расположены остановки:

  • маршрутное такси № К 46, К 76
  • автобус № 136

Кроме того, в 4-х минутах ходьбы от собора, на остановке Площадь Пролетарской Диктатуры останавливаются автобусы № 46, 54, 74.

Экскурсии

  • По субботам и воскресеньям в соборе проводят экскурсии, стоимость которых для каждого туриста, кроме учащихся и пенсионеров, составляет 200 рублей.
  • Помимо этого проходят детские образовательные приключенческие игры — квесты, в процессе которых дети знакомятся с историей Смольного собора. Стоимость участия в квесте также 200 рублей.

Собранные суммы пожертвований идут на работы по восстановлению храма, которые начались после его передачи в ведомство Церкви. Здесь планируется воссоздать исторические интерьеры.

История Смольного собора

Но в 1774 году во время пожара было полностью уничтожено одно крыло дворца. Взойдя на престол, императрица Елизавета приказала построить на территории Летнего дворца и Смольного двора Воскресенский Новодевичий Монастырь. В то время императрице хотелось завершить свои дни в покое и тишине, посвятив остаток дней служению Богу. Монастырь должен был быть рассчитан на сто двадцать девиц благородного происхождения. Для каждой планировались свои апартаменты, которые бы включали комнату для прислуги, отдельную кухню и кладовую. Для себя же она планировала отдельный домик. Строительство было поручено известному итальянскому зодчему Растрелли. Елизавете Петровне хотелось, чтобы собор Смольного монастыря походил на Успенский собор в Московском Кремле. Потому императрицей было поручено выстроить Смольный собор по всем канонам православия – собор должен был венчаться пятиглавием. Нужно отметить, что во времена Петра I так не строили. По задумке Растрелли монастырский комплекс должен был быть в виде креста, образованного жилыми корпусами, в которых располагались кельи монахинь. Смольный собор должен был стать центром монастырского комплекса. Собор рассчитан на шесть тысяч прихожан. Это поистине величественное строение – купол поднят на высоту в 92 метра. Его подхватывают четыре купола малых звонниц. Весь монастырский комплекс по своему убранству больше походил на дворец: позолота, яркая краска в два цвета, множество декоративных элементов создают праздничное мажорное настроение. Но не все из задуманного удалось воплотить в жизнь известному архитектору эпохи барокко. Растрелли также планировал построить 140-метровую колокольню, которая должна была стать самым высоким строением в Европе. Но желание императрицы принять постриг быстро прошло, да и к тому же началась война с Пруссией, возведение собора было свернуто. Строительство Смольного собора стало одним из самых больших долгостроев – планировалось завершить его за десять лет, а на деле оно затянулось на долгих 87 лет. После окончания войны вкусы двора переменились, на смену пышного стиля барокко пришел более сдержанный классицизм. Завершал строительство архитектор Стасов. После революции собор был разграблен и закрыт. Его стали использовать как склад, а присоборная площадь получила название Растрелли.

Интересные факты про собор Воскресения Христова

  1. Чтобы соорудить макет храма в месте его возведения пришлось рубить стены в 4-х комнатах. На сооружение деревянного макета были приглашены лучшие мастера плотницкого дела. Макет возводился в той же последовательности что и сам собор.
  2. Если бы пятиярусная колокольня была посторена, главный колокол весил бы 327 тонн. Самый большой «царь-колокол» — 200 тонн.
  3. При реставрации были найдены тайные ходы, ведущие на Чернышевскую улицу.
  4. Бомбоубежище в подвалах Смольного собора было первым в России.
  5. При приближении храма может показаться что он уменьшается в размерах. Такой эффект был создан благодаря мастерству и навыкам архитектора.
  6. Автор проекта Смольного института всю жизнь отдавал честь архитектору Растрелли, каждый раз снимая шляпу перед Смольным собором и одаривая его почтительным поклоном.
  7. Собор вмещает более 6000 человек.
  8. Строительство собора заняло 87 лет. Службы велись 87 лет. После революции прошло также ровно 87 лет до первого молебна в храме. Нумерология трактует число 87 как щит и меч.
  9. Многие очевидцы замечают некий силуэт дамы в белом, которая прогуливается по территории Смольного монастыря.
  10. В путеводителях название пункта указывают как «Смольный собор», а не «Смольный монастырь», связано это с тем, что многие помещения комплекса по-прежнему занимают государственные учреждения.
  11. Считалось, что храм проклят и именно по этой причине его возведение заняло более 80 лет. Во время строительства комплекса один из помощников наложил на себя руки прямо в храме. Рабочие говорили, что еще долго видели его блуждающий призрак. А храму необходимо было очиститься после совершения греха, именно поэтому процесс строительства длился так долго.
  12. Смолянки – девушки, учащиеся в Смольном институте. Говорят, что они часто видели призрак мужчины с деловым портфелем, скорее всего это и есть тот самый помощник архитектора. Призрак просто мог стоять в коридоре, а затем раствориться в стене.

Растрелли создал массу красивейших архитектурных творений в Санкт-Петербурге, помимо Смольного собора. Здания и храмы в виде воздушных пирожных или сказочных замков вполне нормальное явление для людей того времени.

Приезжать в город лучше не менее чем на 5 дней, чтобы успеть насладиться всеми произведениями именитых архитекторов, посетить парки и дворцы былой знати, хоть на минуту почувствовать себя частью чего-то великого.

Каждому необходимо посетить Смольный собор и проникнуться атмосферой былых времен Санкт-Петербурга, когда в городе царила роскошь, и процветала духовная радость.

Оформление статьи: Мила Фридан

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Константин Викторович

Нижегородская область

Рождества Пресвятой Богородицы в Гнилицах, церковь (с приделом Смоленской иконы Божией Матери)Смоленской иконы Божией Матери, церковьСмоленской иконы Божией Матери в Гордеевке, церковьСмоленской иконы Божией Матери на Александровском роднике, часовняСмоленской иконы Божией Матери, церковьСмоленской иконы Божией Матери, церковьСмоленской иконы Божией Матери, церковьВознесения Господня, церковь (с приделом Смоленской иконы Божией Матери)Смоленской иконы Божией Матери, церковьСмоленской иконы Божией Матери, церковьВоскресения Словущего, церковь (с приделом Смоленской иконы Божией Матери)Смоленской иконы Божией Матери, церковьСмоленской иконы Божией Матери на кладбище, церковьСмоленской иконы Божией Матери, церковьСмоленской иконы Божией Матери, церковьСмоленской иконы Божией Матери, часовняСмоленской иконы Божией Матери, церковь

Господь ему что-то открывал

— Мои родители, протоиерей Иоанн и Лариса, живут в Новгородской области, и отец Виктор как-то, приехав в родные края, познакомился с ними, — вспоминает диакон Сергий Мороко. — Я ровесник его сына Вани, учился тогда классе в девятом. Отец Виктор приглашал нас в Петербург, мы приезжали к Ксеньюшке, общались с ним, он напоминал мне моего дедушку — тот тоже был седой, с окладистой бородой… Отец Виктор для всех находил доброе слово, он был очень участливым. Тогда я его воспринимал просто как доброго человека. Как священника я его узнал, когда учился в СПбГУ, пришел к нему, и он взял меня певчим в хор. Пока я учился, пел в хоре и имел возможность наблюдать его на службах. К нему всегда можно было прийти по любому вопросу, он приглашал к себе в кабинет, ставил чайник, и беседа могла растянуться очень надолго. Отец Виктор умел слушать и часто подсказывал какое-то необычное решение. Иногда казалось, что он просто отвлекает тебя от грустных мыслей, разговор вроде был совсем на другие темы, но спустя короткое время в памяти всплывали какие-то его слова, и приходило понимание: «О, отец Виктор же подсказал решение проблемы!» Это был, я считаю, дар Духа Святого. Отец Виктор был молитвенником, и Господь что-то открывал ему. Он никогда не изображал какого-то недоступного, солидного человека, не любил никаких почестей.

Особую теплоту, душевность отца Виктора вспоминают и миряне, и священнослужители. Он был открыт для всех, к нему мог прийти совершенно незнакомый человек: любого приглашал к себе в кабинет на беседу. Многие писали ему письма, и он собственноручно отвечал, иногда вкладывая в письмо денежную купюру или иконку, то есть поддерживал людей в сложных обстоятельствах. Он никогда об этом не говорил, это было незаметное служение, но, конечно, клирики храма об этом знали, потому что люди рассказывали.

— Отец Виктор был прекрасным дедушкой, очень любил внуков, просто растворялся в них, — говорит отец Иоанн. — И они его очень любили. Мы часто гуляли вместе, выезжали на природу. У нас очень дружная семья. Когда папа отошел ко Господу, старшая внучка не могла поверить, она всё повторяла, что дедушка не умер, просто приборы неправильно показали…

Смольный собор в Санкт-Петербурге, история кратко

Согласно сохранившемуся преданию Елизавета, дочь Петра I собиралась принять постриг в монахини и подобрала для возведения обители одно из наиболее живописных мест берегов Невы там, где располагался дворец, в котором прошла юность императрицы.

В 1748 г. были начаты строительные работы согласно чертежу, разработанного архитектором Бартоломео Растрелли. Расположение будущей молельни приходилось на центр двора обители, а высота сооружения в 93,7 м дарила ощущение его устремленности ввысь. Вместимость храма составляет около 6000 человек.

Согласно замыслу зодчего неподалеку от богомольни должны были возвести пятиярусную колокольню, самую высокую в России, которая составляла бы 140 м в высоту, что в свою очередь на 18 м превышает высоту шпиля колокольни в Петропавловском храме. Однако этому плану не суждено было осуществиться. В 1771 г. архитектор скончался, так и не узрев в завершенном виде своего творенья. Последователи же его сочли, что в городской пейзаж попросту не впишется такого рода колокольня.

Лучшая статья для Вас, переходите: обор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростов-на-Дону

Следует отметить, что весь комплекс обители возводился на протяжении 87 лет, что побило все имеющиеся рекорды долгостроя. В помещениях внутренняя отделка была завершена только к 1835 г., причем сама по себе она была простой, но в тоже время выглядела довольно торжественно: хрустальная балюстрада, церковные палаты были отделаны мрамором, а также было размещено три величественных красных угла (иконостаса), а сама кафедра была украшена тонким резным узором.

Обитель сначала носила название Воскресенского Новодевичьего, а спустя некоторое время по краткости была переименована в Смольный собор в Питере. Получил освящение как богомольня всех учебных заведений во имя Христового Воскресения, которое проходило в 1748 г. присутствии императрицы Елизаветы.

Начиная с 1765 г. в помещениях обители размещались воспитательные учреждения для девиц, имеющих мещанское или благородное происхождение. Немного позднее Екатерина II образовала в рядом возведенном помещении названным Александровским институтом заведение для девиц из низших сословий. Что касается сооружения то оно выло возведено согласно проекту зодчего Фельтена Ю.М. в стиле раннего классицизма.

В 1864 г. по чертежам архитектора Дж. Кваренги была выстроена в классическом стиле третья часть ансамбля, а именно торжественная постройка Смольного института. В качестве украшения для центральной части сооружения был использован ионический восьмиколонный величественный портик с торцами. В 1917 г. в тот период, когда происходили восстания в этом сооружение находился Петроградский Совет солдатских представителей и рабочих.

Лучшая статья для Вас, переходите: Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

По прошествии революции в 1922-м году проповедническая кафедра богомольни, иконостасы, а также балюстрада из хрусталя были попросту разграблены, а все имеющиеся в молельне помещения стали применять в качестве складов. Храмовый иконостас был демонтирован лишь спустя полвека в 1972 г., а из уцелевших реликвий остались только божественные образы «Введение во храм Пречистой Девы» и «Христово Воскресение».

В соборе в 1990 г. состоялось открытие концертно-выставочного комплекса, который существует и по сей день.

Вторая церковь завершена в 1889 году, но в 1938 году она перестала действовать

Параллельно с перестройкой старого храма почти сорок лет возводили новый. Инициатором этой затеи стал купец Иван Серебрянников.

В 1852 году обнародовали его завещание, в котором купец выделял крупную сумму и регулярные проценты на строительство нового храма в честь иконы Смоленской Божией Матери.

Новую церковь построили в саду старой.

Уже через четыре года появился готовый проект, а в 1857 году заложили фундамент.

Второй храм возвели в 1889 году. Его колокольню достроили лишь через девять лет.

Здесь действовала школа для бедного населения.

В церкви хранились две святые иконы:

  • мученика Мины Александрийского;
  • Смоленской Божией Матери.

1938 год прервал деятельность церкви.

Молитесь, слушайте и пойте

— В нашем храме священники служат десятилетиями, — говорит протоиерей Андрей Алексеев. — Мы как-то привыкли к этому, считаем нормальным, но иногда вдруг осознаешь, что есть храмы, в которых текучка довольно большая. А то, что отсюда никто не уходит и даже не собирается, многое говорит о настоятеле.

— Отец Виктор был настоящим молитвенником, добрым пастырем и для священников, и для прихожан, — дополняет протоиерей Богдан Жук. — Часто говорил нам: «Поддерживайте, любите друг друга! Мы разные, но мы все служим Богу. Без любви служить Богу нельзя». Он был и очень хорошим настоятелем, и администратором. Ремонты часовни, храма, Воскресенского храма, приходских зданий проводились под его руководством. Ему нравилось, когда что-то восстанавливалось, он говорил: «Вот, теперь еще сто лет простоит!» Нас защищал всегда, ведь в храм разные люди приходят, бывают и не очень приятные ситуации. Если нужно было сделать какое-то наставление, он всегда делал его с любовью, чтобы никого не обидеть. Он служил Богу здесь, на земле, и, я уверен, продолжает служение в жизни вечной.

Отец Виктор пел вторым тенором в Хоре духовенства, созданном по благословению владыки Никодима, причем в двух составах: при владыке Никодиме и при митрополите Алексии (Ридигере), в 1988 году, когда хор на какое-то время возродился. В том же году он познакомился с будущим клириком Смоленского храма протоиереем Богданом Жуком, тогда семинаристом, которого тоже пригласили в хор.

— В 1991 году меня рукоположили в сан диакона и направили на практику в Смоленский храм, а потом назначили сюда же штатным диаконом, — продолжает отец Богдан. — Год я был диаконом, а в 1992-м меня рукоположили во пресвитера. Всё мое служение проходило под руководством отца Виктора. Он был человеком творческим, сам хорошо пел и старался, чтобы пение за богослужением тоже было на должном уровне. Очень радовался, когда в клире появлялись священники с хорошими голосами, всегда руководил пением в алтаре. И все священники у нас пели, даже те, у кого поначалу не очень получалось. Он говорил: «Молитесь, слушайте и пойте!»

— У меня слух не очень, бывало, в тон не попадал, а он меня поправлял, — подтверждает протоиерей Андрей Алексеев. — И спустя какое-то время я научился петь, отец Виктор даже хвалил иногда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector