Синагоги и еврейские центры в москве

Функции синагоги

«Новая синагога» (Neue Synagoge), Берлин

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от христианской церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский храм может быть построен только на одном месте — на храмовой горе в Иерусалиме.[источник не указан 3086 дней]

В эпоху второго храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с храмом не конкурируя. После разрушения храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух храма.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог, и при каждой две школы — начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Танах, а в бейт-талмуд — Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями; Мишну; Талмуд; сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания, совершеннолетия, выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать местный религиозный суд (бейт-дин).

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

История

Монументальная синагога, построенная в жилом районе в 1854-1859 годах еврейской общиной Пешта по плану Людвига Ферстера , вмещает 2964 места (1492 для мужчин и 1472 места в женских галереях), что делает ее самой большой в Европе. и одна из крупнейших действующих синагог в мире (после Бейт-Мидраша Гер в Иерусалиме , Большой синагоги Белз и Храма Эману-эль в Нью-Йорке ). Освящение синагоги состоялось 6 сентября 1859 года.

3 февраля 1939 года синагога подверглась бомбардировке венгерской пронацистской партией «Крест стрелы» . Она использовалась в качестве базы для немецкого радио, а также в качестве конюшни во время Второй мировой войны. Здание сильно пострадало от воздушных налетов во время нацистской оккупации, но особенно во время блокады Будапешта . В коммунистическую эпоху разрушенное строение снова стало молитвенным домом для сильно уменьшившейся еврейской общины. Его реставрация и реконструкция начались в 1991 году на средства государства и частных пожертвований и были завершены в 1998 году (см. Ниже).

Членство

В 1940 году в ней было зарегистрировано 1622 члена, в 1954 году число членов выросло до 2 600, а в середине 1970-х гг. Достигло 3 000 членов. Уровень членства упал до 2 300 в середине 1980-х, что отражает более широкие тенденции в синагогах и по мере того, как все больше людей переезжают в пригороды. Согласно исследованию 2016 года, проведенному Институтом исследований еврейской политики , синагога находится в категории от 750 до 999 членов семьи.

Синагога уже давно привлекает большое количество семей американских эмигрантов и раввинов, рукоположенных в Еврейский союзный колледж в Цинциннати (Fox 2011). Кроме того, он считается флагманом либерального иудаизма, который сам по себе идеологически ближе к американскому реформистскому иудаизму, чем к Движению за реформистский иудаизм в Соединенном Королевстве.

Основные функции синагоги

Значение этого сооружения в жизни простого еврея сложно переоценить, так как оно имеет очень широкий функционал. Изначально синагоги были призваны объединять народ и сохранять в нем общий дух.

Естественно, что собравшиеся не просто общались, а еще и молились. Таким образом они придерживались правил и поддерживали связь со своими предками, традициями и разрушенным когда-то Храмом.

Со временем при синагогах стали открывать школы для детей. Обычно образование делилось на две ступени:

  • начальное;
  • среднее.

Очень важной частью синагоги является библиотека. Книгами из нее может пользоваться каждый, а приобрести их – это огромная честь для каждого члена общины

При необходимости именно в синагоге проводятся судебные слушания. Чаще всего они носят религиозный характер, но таким же образом могут решаться и мирские вопросы.

Все праздники общины проводятся в здании синагоги. Сюда приходят, чтобы отметить свадьбу, совершеннолетие и иные важные для евреев даты. Их принято праздновать не только в кругу семьи, но и с друзьями, старейшинами и другими членами общины. Таким образом все ощущают себя единым целым, а синагогу воспринимают как родной дом, куда всегда хочется заглянуть на огонек.

Должности

Поняв, каково значение слова «синагога» имеет, стоит немного уделить внимание и тем должностям, которые есть при данных домах молитвы. Так, важным окажется тот факт, что каждая община самостоятельно выбирает свое руководство и должностных лиц

  1. Раввин (рав) — духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.
  2. Хазан (или шлиах-цибур — посланник общины) — человек, который ведет общественную молитву и таким образом представляет людей перед Богом. Этот человек также должен быть весьма образован, знать иврит, параллельно он может выполнять и иные функции.
  3. Шамаш — служка, который выполняет множество обязанностей: следит за порядком в доме молитвы, заботится о сохранности имущества, следит за расписанием. Иногда может заменять хазана.
  4. Габай (парнас) — так называемый административный директор общины. Часто их бывает несколько. В основном они занимаются финансовыми вопросами и решают административные проблемы.

Подача прошения о гиюре

Перед тем как женщине принять гиюр в России, так и мужчине, необходимо предстать перед раввинским судом и выразить искреннее желание принять обязательства соблюдения божьих заповедей и разделить судьбу еврейского народа. При подаче прошения кандидат проходит собеседование с уполномоченным раввином и – при необходимости – экзамен на знание Торы. Если его прошение принимают, он начинает готовиться к гиюру. Например, в Москве действует «Ульпан-гиюр» – нечто вроде обучающих курсов для допущенных к гиюру лиц.

При необходимости проводится вторая встреча, на которой кандидат демонстрирует приобретенные знания и допускается к раввинскому суду. Суд из трех праведных раввинов выясняет обстоятельства его жизни и проводит строгий экзамен, по результатам которого определяется, можно ли провести гиюр. Решение оглашается сразу после проведения суда.

Деятельность

Синагога оказывала поддержку беженцам из нацистской Германии . Раввин Маттак собрал средства, чтобы позволить немецким беженцам приехать в Англию. Деньги, которые собрал Мэттак, позволили 156 беженцам избежать преследований. Прихожане синагоги помогали беженцам найти работу, а Женское общество старалось обеспечить детям, которым они помогали, еврейское образование, особенно если они жили в нееврейских семьях. В синагоге также был клуб для немецких беженцев, где проводились танцы, лекции и музыкальные концерты (Fox 2011). Немецкие беженцы также начали проводить уроки языка и проводить свои собственные службы. В конце концов они основали свою собственную общину, синагогу на Белсайз-сквер .

В 1970-х и 1980-х годах синагога обратила свое внимание на тяжелое положение советских евреев , особенно поддерживая отказников. Комитет советских евреев LJS был основан в 1977 году Дорин Айзекс

Участники поддержали демонстрации и марши, посетили семьи отказников в Москве , Ленинграде , Киеве и Одессе . Они приняли отказников и отправили послания поддержки, открытки на Рош ха-Шана , поздравления на Хануку и службы седера на Песах. Комитет произвел 100 000 услуг седера на русском / иврите, которые были отправлены в Советский Союз . Хаггадот с LJS инициалами напечатанных также был разослан православные приходами, с благословением главного раввина , Иммануил Джакобовитса, Барона Джакобовитса .

Примечания

  1. 12345 Московская Хоральная синагога. Bad Russians (12 апреля 2015). Проверено 21 февраля 2020.
  2. Распоряжение Правительства Москвы «О принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы» № 1608-РП от 10.08.2004 г.
  3. 12 Московская хоральная синагога. Мобильный репортер (26 мая 2014). Проверено 6 марта 2020.
  4. История евреев Москвы. Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Московская еврейская религиозная община». Проверено 21 февраля 2020.
  5. 123 Большой Спасоглинищевский переулок, 10 — Хоральная синагога в Москве. Достопримечательности Москвы (31 января 2014). Проверено 6 марта 2020.
  6. 12345 История синагоги. Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Московская еврейская религиозная община». Проверено 6 марта 2020.
  7. 12 Хоральная синагога. «Узнай Москву». Проверено 6 марта 2020.
  8. 12 Московские синагоги. Архитектура.Строительство.Дизайн.. Проверено 6 марта 2020.
  9. Московская хоральная синагога. «В ОТПУСК.РУ». Проверено 6 марта 2018.
  10. Наше наследство: Синагоги СНГ в прошлом и настоящем. Проверено 6 марта 2020.
  11. 123 Москва. World ORT. Проверено 6 марта 2020.
  12. Московская хоральная синагога. С какой горки весь мир видно?. Прогулки по Москве ─ liveinmsk.ru. Проверено 6 марта 2020.
  13. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41 гг.. World ORT. Проверено 6 марта 2020.
  14. Московская хоральная синагога: описание достопримечательности. «ФБ» (11 мая 2017). Проверено 6 марта 2020.
  15. Голда Меир — посол Израиля в Москве. «Лехаим» (11 июля 2002). Проверено 6 марта 2020.
  16. СПРАВКА: Московская хоральная синагога. Портал-Credo.Ru (19 октября 2006). Проверено 6 марта 2020.
  17. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1953–67 гг.. World ORT. Проверено 6 марта 2020.
  18. 12 Большая хоральная синагога. Проф-ритуал. Проверено 6 марта 2018.
  19. Московскую синагогу поздравляют с возвращением купола. ООО «Лента.Ру» (16 мая 2001). Проверено 6 марта 2020.
  20. Здание Московской хоральной синагоги сдано в эксплуатацию после реставрации. «Благовест-Инфо» (15 сентября 2006). Проверено 6 марта 2018.
  21. Религиозные службы. Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Московская еврейская религиозная община». Проверено 6 марта 2020.
  22. В Москве совершено нападение на синагогу. Грани.Ру (1 октября 2016). Проверено 6 марта 2020.
  23. На исходе шаббата. ООО «Лента.Ру» (2 октября 2016). Проверено 6 марта 2020.
  24. Московская хоральная синагога усиливает охрану из-за нападения, которое произошло накануне. Рамблер (3 октября 2016). Проверено 6 марта 2020.

История

Почтовая марка России — 2,50 руб, 2001 год Купол, 2020 год

Строительство и открытие

В 1859 году царем Александром II был издан указ, благодаря которому строительство синагоги стало возможным. Указ позволял евреям, состоявшим в высшем купеческом звании, жить за пределами черты осёдлости, в том числе и в столичных городах. Вскоре указ распространился и на евреев-учёных, выпускников университетов и ремесленников. Таким образом к 1890 году в Москве стало проживать около 35 тысяч евреев. Глава Московского еврейского общества Лазарь Поляков обратился к генерал-губернатору Москвы князю Владимиру Долгорукову с просьбой о строительстве молельного дома. В 1886 году община смогла выкупить землю в бывшей гончарной слободе. Территория была выбрана неслучайно: в соседнем Зарядье с 1830-х годов образовалось «еврейское гетто», где селились отбывшие рекрутскую повинность евреи. Таким образом можно было добраться до синагоги пешком в шаббат.

Изначально молельня располагалась в арендованном доходном доме Рыженкова, но в 1886 году архитектор Семён Эйбушитц разработал проект синагоги, представляющей собой купольную базилику. 28 мая 1887 года произошла закладка будущего молельного дома. В восточную стену здания была вмонтирована капсула с закладной грамотой. Спустя год строительство синагоги было приостановлено из-за жалобы прокурора Синода Константина Победоносцева. В своей жалобе он указал, что синагога с куполом оскорбляет чувства православных. По предписанию купол был разобран, а с фронтона здания убрали изображения Скрижалей Завета.

В 1891 году строительные работы были завершены, однако московские городские власти запретили открытие молельного дома. В 1892-м Московское еврейское общество получило предписание продать здание или обратить его в благотворительное заведение. Синагога была переоформлена в училище-приют, и такой статус сохранялся до 1897 года.

После революции 1905 года появился царский манифест о свободе вероисповедания. Восстановлением интерьеров занимался приглашённый общиной архитектор Роман Иванович Клейн. 1 июня 1906 года здание синагоги было открыто для верующих.

В годы СССР

Посол Израиля в России Голда Меир в 1948 году возле синагоги Хоральная синагога продолжала свою работу и при СССР, несмотря на существовавшие гонения на верующих. В 1923 году Еврейский комиссариат издал постановление о закрытии синагог и передаче зданий под школы. Однако благодаря протестам верующих решение о закрытии было отменено. В том же году ВЦИК Совета народных комиссаров постановил передать находящуюся в здании библиотеку Белорусскому государственному университету. Спустя три года часть помещений была передана «Текстильстрою», в 1960-х ещё часть отдана под резервную шахту Метрополитена.

11 сентября 1948 года синагогу посетила Голда Меир — первый посол Израиля в СССР. В торжественной обстановке были переданы свиток Торы, привезённый из Израиля, и благотворительное пожертвование.

Встреча московских евреев у синагоги с послом Израиля Голдой Меир на израильской купюре 10 шекелей

В 1957 году в здании молельни впервые в Советском Союзе было открыто религиозное учебное заведение — иешива «Кол Я‘аков».

Требования к строительству синагоги

«Еврейская церковь» может быть устроена абсолютно в любом доме. Это не возбраняется правилами. Тем более, что ни в одном из документов не существует регламента, определяющего архитектурный стиль синагоги. При строительстве евреи должны соблюсти всего лишь несколько простых требований, о которых мы сейчас и расскажем.

Согласно правилам, у синагоги одна стена в обязательном порядке должна быть обращена к Иерусалиму. Здание обычно имеет простую прямоугольную форму без куполов и башней. Издревле синагогу было принято возводить на самом высоком месте в населенном пункте. Однако это условие выполнить на чужбине было крайне сложно, поэтому евреям приходилось применять различные хитрости. К примеру, синагоги строились на холмах, а при отсутствии оных строители закрепляли на крыше тонкий шест. Таким образом они выполняли предписание и не раздражали местных жителей.

В здании должны присутствовать окна. Очень важным для евреев считается видеть небо во время молитвы или изучения Торы.

Также к требованиям можно отнести и обязательное наличие вестибюля. Он мог иметь любые размеры, но его главная функция заключалась в своеобразной фильтрации мыслей. В этом месте человек оставлял все суетное и заходил в главный зал уже, наполненный божественной благодатью.

Синагогальная служба

Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы, и благодаря храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.

Синагога находилась на храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы. Многие храмовые ритуалы, как, например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах Земли Израильской и в диаспоре ещё в период существования храма.

С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в храме. В субботу и праздники Синедрион собирался в храме в качестве бейт-мидраша; во дворе храма законоучители преподавали народу законы Торы. Хранившиеся в храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры книжники делали для них копии с этих книг.

Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании храм продолжал оставаться местопребыванием шхины и единственным местом жертвоприношения Богу. Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира. После разрушения храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух храма.

Краткая история старейшей московской синагоги

То, что евреи всегда находились в авангарде истории, известно давно. В лучшие времена они оказывались на гребне, а вот в худшие — в полной мере ощущали на себе весь гнев социума, в котором существовали.

Можно сказать, что история Хоральной синагоги служит ярким подтверждением сказанного выше. Своим появлением она обязана Александру II, который постепенно впустил в город евреев из предназначенного для них гетто.

Первыми в Москву попали потомственные купцы, снабжавшие столицу деньгами. А за ними потянулись ученые, профессора университетов и другие таланты, которые могли оказаться полезными империи.

В итоге в столице оказалось большое количество евреев, не имеющих места для сбора. Поэтому самые влиятельные члены общины обратились с просьбами о возможном строительства синагоги. После долгих раздумий им было разрешено выкупить по завышенной цене проблемный кусок земли в Спасоглинищевском переулке.

Первый проект синагоги был заказан молодому австрийскому архитектору, который придумал крайне простое здание, напоминающее по многим параметрам больницу или социальный приют. Однако проект так и не удалось реализовать. Его приостановила смерть императора и волнения в стране.

Второй проект синагоги оказался более претензионным. Он предполагал массу барельефов, колонн и даже купола. Этот вариант был принят членами общины с огромным восторгом и первый камень в основание сооружения был заложен в восемьдесят седьмом году девятнадцатого века. Через четыре года синагога открыла свои двери всем желающим.

Однако в этот же год в Москве начались гонения на евреев. Часть из них была выслана за пределы города без права возвращения, а другая – отправилась вслед за своими родными и близкими добровольно. Все это существенно уменьшило еврейскую общину, а чуть позже правительством города было вынесено предписание о реконструкции синагоги. На ней разобрали купол и сняли несколько барельефов. Но это было всего лишь началом трагических событий в истории этого красивого сооружения.

Через год евреям повелели закрыть синагогу или переквалифицировать ее в любое благотворительное заведение. В случае непослушания здание должно было быть конфисковано в пользу города. Общине пришлось разместить в стенах синагоги ремесленное училище, которое просуществовало всего лишь три года. Его тоже приказали закрыть, а в здании обосновался еврейский приют. Его судьба также оказалась печальной – через два года пришло распоряжение о закрытии благотворительного учреждения.

В последующие годы синагогу практически разрушили, а тысячи евреев покинули Москву из-за погромов и угроз. После революции здание передавали от одного ведомства к другому и лишь в начале двухтысячных годов евреям удалось вернуть себе свою собственность. Строение прошло несколько этапов реконструкции пока не приобрело прежний вид. Его украсило несколько новых скульптурных композиций и барельефов. На сегодняшний день синагога признана не только объектом исторической ценности, но и одним из красивейших зданий, украшающих облик столицы.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция храма, который, в свою очередь, повторял устройство скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители по заповеди омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемое «святилищем». Туда могли входить только священнослужители. В глубине святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась святая святых — там стоял ковчег завета, содержавший скрижали с высеченными на них десятью заповедями. Когда царь Соломон построил храм, он воспроизвёл устройство скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю — по возможности, к Иерусалиму, где стоял храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае стена, у которой стоит шкаф, в котором хранятся свитки Торы (арон кодеш), всегда направлена в сторону Иерусалима; и в любом месте евреи молятся, обращаясь лицом к нему.

По правилам, необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога обычно имеет прямоугольную форму; для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел), разделённые преградой (мехица). У входа помещается раковина, где можно совершить омовение рук перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению святилища в храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом. Такой шкаф называется «синагогальный ковчег», символизирующий ковчег завета в Иерусалимском Храме, в котором хранились скрижали с десятью заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение (бима или алмемар). С этого возвышения читается Тора — на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в храме читали Тору.

Над ковчегом располагается «неугасимый светильник» (нер тамид). Он горит всегда, символизируя менору, — масляный светильник храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:

Рядом с нер тамид обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней десятью заповедями.

Богослужение

Для отправления синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев.

Чтение закона Моисеева и пророков производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Священном Писании.

Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического благословения, или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал, установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь произнесение молитв и чтение Священного Писания обыкновенно лежат на обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым проповедником. В новейшее время в некоторых синагогах введен орган при богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и местный.

Синагог у евреев много, а храм — один

Шествие с трофеями из Иерусалима. Рельеф на арке Тита. Рим, 82 год Hulton Archive / Getty Images Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для мо­литвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное зда­ние в Иерусалиме, разру­шенное римлянами в 70 году до н. э. и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священ­ники коэны могли про­водить богослужения, совершая жертвопри­ношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.

Синагога (от греч. συναγωγή — «собрание») — это не храм, а место для мо­литвы и ритуаль­ного чтения Торы. Там собирается иудейская община, там можно изучать священные тексты и отмечать праздники. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убран­стве всех синагог присутствует множе­ство аллюзий, отсылаю­щих к Иеруса­лимскому храму. Например, шкаф для хра­нения свитков Торы (арон а-кодеш) напо­минает о Ковчеге Завета Ковчег Завета — величайшая святыня иуде­ев, ящик с десятью заповедями, манной и посохом первосвященника Аарона, хранив­шийся в Иерусалимском храме., а возвышение в центре зала (бима) — о жертвеннике во дворе храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector