Сергий (воскресенский), виленский
Содержание:
- Епархии и епископат Православной Российской Церкви на территории СССР к 29 июля 1927 года
- основные сочинения →
- Белогорский воскресенский монастырь источники
- образование
- Средняя Азия
- Православная Российская Церковь к 1927 году
- Заявление о верности СССР
- Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года
- Ранние годы[править | править код]
- После революции[править | править код]
Епархии и епископат Православной Российской Церкви на территории СССР к 29 июля 1927 года
В таблице представлены сведения о епархиях Российской Православной Церкви, находившихся на территории СССР, и о реальном присутствии на кафедрах епархиальных преосвященных к моменту издания Декларации 1927 г. Епископат, находившийся к июлю 1927 г. на покое, нами не учитывался. Нашей целью было дать единовременный срез состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в 1927 г
При этом было важно понять, как церковно-административный статус того или иного епископа соотносился с его гражданско-правовым статусом свободного гражданина, заключённого, административно-высланного или подследственного. Именно такое соотнесение даёт нам реальную картину состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в рассматриваемый период
Такая постановка задачи обусловила наше обращение к двум типам источников (см. ниже). С одной стороны — к данным, так или иначе восходящим к делопроизводству Московской Патриархии тех лет, что дало возможность прояснить церковно-административный статус епископов. С другой стороны — к информации из следственных дел, что дало сведения о реальном местонахождении преосвященных. Современное состояние источников, работа по публикации и систематизации которых находится в начальной стадии, в будущем, возможно, потребует уточнения и корректировки некоторых наших данных. Но в целом общая картина состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в 1927 г. в представленной ниже таблице воссоздана верно.
Принятые обозначения:
Прямым шрифтом обозначены епархии, предстоятели которых имели статус правящих архиереев (ЗАГЛАВНЫМИ буквами в их названиях отмечены епархиальные центры), курсивом — викарные кафедры. Полужирным и полужирным курсивом выделены имена преосвященных, которые находились в своих епархиях и имели возможность ими управлять. Рядом с именами остальных епископов в скобках мы постарались указать, насколько это возможно по современным источникам, причину их отсутствия в епархии: (закл.) — находился в заключении в тюрьме или в Соловецком лагере особого назначения, (ссылк.) — находился в ссылке, (удалён из еп<архии>) — не допущен в епархию в административном порядке. Пометка (неопред<елённо>) указывает на недостаточность или противоречивость имеющихся сегодня данных о судьбе того или иного преосвященного непосредственно на июль 1927 г.
Составлено по
Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) // Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 717–769;
Епархии Русской Православной Церкви // Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 706–716;
Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского университета: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi bin/code.exe/
martyrs1.htm?ans#work;
Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. // Акты Святейшего Тихона… С. 957–996;
Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг. // Акты Святейшего Тихона… С. 910–956.
основные сочинения →
источники
- Бабкин М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. — М.: Индрик, 2008.
- Виктор (Островидов) св. Новые богословы // Церковь. — 1912. — № 16. — С. 381-383.
- Виктор (Островидов) св. Ответы на пятнадцать вопросов ОГПУ. Публикация и вступ. статья о. Александра Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2006. — № 3(20). — С. 136–147.
- Виктор (Островидов) св. Письмо к ближним. Декабрь 1927 г // Польской Михаил о. Новые мученики Российские. — Джорданвиль, 1957. — Т. 2. — С. 75-76.
- Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. — М.: ПСТГУ, 1994.
- Дамаскин (Орловский) о. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. — Тверь: Булат, 1996.
- Данилушкин М. Б., Шкаровский Михаил. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб.: Воскресение, 1997.
- Димитрий (Першин) о. Патриарх Сергий (Страгородский): миссионер, богослов // Приход. — 2008. — Декабрь. — С. 35–50.
- Елевферий (Богоявленский) митр. Неделя в Патриархии. — Париж, 1933.
- Еремина Вера. Из жизни патриарха Сергия // Альфа и Омега. — 1999. — №02 (20). — С. 196-206.
- Еремина Вера. Подвиг патриарха Сергия // Русский вестник. — 1991. — №16.
- Записка секретаря при Священном Синоде при Святейшем Патриархе Тихоне Н. Нумерова о состоянии Православной Церкви в России (Москва, 1/14 сентября 1921 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 115 об., 119 об.
- Иоанн (Разумов) митр. Святейший Патриарх Сергий (жизнь и деятельность). — М.: Петровский, 2013.
- Иоанн (Снычев) митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. — Сортавала, 1993.
- Левитин А., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
- Лосский В. Н. Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия // Журнал Московской Патриархии. — 1984. — № 11.
- Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том I. От рождения до вступления на Уфимскую кафедру. 1863-1900 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк, 1956. — Т. 1.
- Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том III. Всероссийские церковные труды. 1904-1913 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк: Северо-Американская и Канадская епархия, 1957. — Т. 3.
- Новиков М. Тупики православного модернизма. Критич. анализ богословия XX века. — М.: Политиздат, 1979.
- О положении Православной Церкви в СССР. газета «Правда» // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 57
- Одинцов М. Патриарх Сергий. — М.: Молодая гвардия, 2013.
- Ответ Православной Русской Церкви на интервью митр. Сергия (Москва, 12 марта 1930 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 58-66
- Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2004.
- Патриарх Сергий и его духовное наследство. — М., 1947.
- Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. — Новосибирск, М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997.
- Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. — Киров, 2009.
- Правда о религии в России / Ред. коллегия: митр. Николай (Ярушевич), митр., проф. Григорий Петрович Георгиевский, прот. Александр Павлович Смирнов. — М.: Московская Патриархия, 1942. — 456 с.
- Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — Париж: YMCA-Press, 1977.
- Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. — М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1996.
- Серафим архиеп. Письмо от 17 февраля 1925 г.//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 264 лист 124-125
- Серафим (Соболев) архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. — София, 1943.
- Сикорская Л. Е. Вятский исповедник. Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды. — М.: Братонеж, 2010.
- Сикорская Л. Е. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. — М.: Братонеж, 2008.
- Феофан Полтавский архиеп. О Декларации митр. Сергия Нижегородского (Письмо № 22)
- Фирсов С. Л. Время в судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. — СПб.: Сатисъ, 2005.
- Andreev Ivan. Russia’s Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs. — Platina, Ca.: St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1982.
Сноски
образование
Обучался в Арзамасском духовном училище. В году окончил Нижегородскую духовную семинарию. С по год учится в СПбДА под руководством митр. Антония (Храповицкого) и воспринимает его учение нравственного монизма. Защитил кандидатскую диссертацию «Православное учение о вере и добрых делах» с изложением основ нравственного монизма.
В году назначен исполняющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета в СПбДА. В том же году – исполняющий должность инспектора МДА.
В году защитил магистерскую диссертацию на тему «Православное учение о спасении», ставшую классикой модернизма.
29 июля года определен ректором СПбДС, в том же году назначается инспектором СПбДА. С года — ректор СПбДА.
Средняя Азия
75 |
Туркестанская и ТАШКЕНТСКАЯ Викариатство: Пишпекское и Семиреченское |
Лука (Войно-Ясенецкий), еп. Мелхиседек (Аверченко), еп. |
Ср., например: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 235–236.
Протоиерей Владислав Цыпин. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов // Альфа и Омега. 2002. № 3(33). С. 109–110.
Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 32.
Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. (1917–1922). М., 2005. С. 250–254, 346.
Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. В 2 кн. Кн. 1. М.–Новосибирск, 1997. С. 212. Ср. Покровский Н. Н. Предисловие // Там же. С. 48–49.
Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности // Религии мира. 2004. М., 2004. С. 213.
Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245–286.
Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 155–157.
Ср. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. С. 275.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 498–500; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 222–223; Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997. С. 166.
Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 223–224.
Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 166.
Указ митрополита Сергия с извещением о легализации Патриаршего Синода датирован 22 сентября 1927 г. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 515.
Там же. С. 295, ср. С. 540.
Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 203; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 164. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 8 декабря 1923 г., власть трактовала такое поминовение как “политическую демонстрацию” и считала его достаточным основанием для уголовного преследования клира или, по крайней мере, для отобрания у верующих храма. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 305.
Там же. С. 517–518; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 163.
Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 196.
Послание (Декларация) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти // Акты Святейшего Тихона… С. 512–513.
Ср. Протоиерей Владислав Цыпин. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов. С. 117.
Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 250–261; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. С. 33–34.
Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности. С. 213–214.
Ср.: Следственное дело патриараха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 753; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 136–137.
Освободился из ссылки в феврале 1927 г. В сентябре назначен епископом Краснослободским. Мог не успеть приступить к управлению Мордовской и Саранской епархией между февралём и сентябрём.
Есть сведения, что епископ Григорий (Козырев) в 1927 г. два месяца (не известно точно, каких) провёл в заключении. Возможно, к этому периоду относится назначение на Вольскую кафедру епископа Симеона.
Православная Российская Церковь к 1927 году
29 июля 1927 г. исполняющий обязанности Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) и епископы образованного им Синода обратились к пастве Российской Православной Церкви с посланием, которое стало позднее известно как Декларация о лояльности советской власти. Издание Декларации о лояльности было итогом десятилетнего пути, пройденного Российской Церковью. Напомним, что к 1927 году Православная Российская Церковь находилась в ситуации, которую можно описать как ситуацию двух кризисов — кризиса легальности и кризиса легитимности церковного управления. Оба они, в конечном счете, были следствием политики советской власти в отношении Православной Церкви.
Кризис легитимности церковного управления поразил Российскую Церковь почти сразу после окончания работы Поместного собора 1917–1918 гг. Уже в начале 1919 г. в работе органов Высшего церковного управления (Священного Синода и Высшего церковного совета) принимали участие менее половины их членов, избранных Поместным собором. В 1921 г. трехлетний срок их работы истек, и для избрания новых членов должен был собраться новый Поместный собор, который однако в условиях острого противостояния с властью созвать не было никакой возможности. Ещё более отчетливым кризис легитимности церковного управления стал после кончины в 1925 г. Патриарха Тихона. Патриарх был последним церковно-должностным лицом, избранным Собором 1917–1918 гг. С его смертью необходимость созыва нового собора и урегулирование положения центрального церковного управления стала очевидна не только представителям высшего духовенства, но и широким слоям клира и мирян. Однако советская власть последовательно увязывала своё разрешение на созыв собора с “легализацией” Патриаршей Церкви, то есть с законной регистрацией её центрального и епархиального управления.
Такая регистрация отсутствовала у церковных органов с начала советской власти, но кризисной эта ситуация стала в 1922 г., когда власть осознала, что незаконность органов церковного управления может быть инструментом давления на иерархию. 8 мая 1922 г. московский трибунал в ходе процесса над группой духовенства, обвинявшейся в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей, провозгласил, что он “устанавливает незаконность существования организации, называемой православной иерархией”. В советской риторике определение “незаконный” тесно смыкалось с эпитетом “контрреволюционный” и само по себе было основанием для репрессий в отношении “незаконных” организаций. В случае с Патриаршей Церковью ситуация усугублялась тем, что права “законной” Православной Церкви власти предоставили обновленцам, зарегистрировав их органы церковного управления. Перед лицом репрессий и угрозы превращения Поместной Российской Церкви в обновленческое еретическое сообщество священноначалие Патриаршей Церкви стало рассматривать легализацию церковного управления не только как условие выживания, но и как необходимое условие нормализации церковной жизни через проведение нового Поместного собора.
Стремлением преодолеть взаимосвязанные “кризисы двух л” во многом была продиктована политика предстоятелей Патриаршей Церкви в 1922–1927 гг. Мы не будем здесь останавливаться на деталях этой политики. Напомним лишь, что 1927 год начинался для Церкви трагически. В конце 1926 г., после неудачной попытки провести так называемые “тайные выборы Патриарха” были проведены аресты самого заместителя Патриаршего местоблюстителя и ряда епархиальных преосвященных. Центральное управление Патриаршей Церкви, как и в 1922 — начале 1923 гг., было фактически парализовано. Острота ситуации заставляла церковноначалие искать пути к неотложному компромиссу с властью. Можно предполагать, что когда митрополит Сергий был в тюрьме, между ним и представителями советской власти были достигнуты договорённости, предполагавшие взаимные уступки.
Заявление о верности СССР
Стремясь убедить советские власти прекратить кампанию террора и гонений против Церкви , Сергий, действующий патриархальный местоблюститель , пытался искать пути мирного примирения с властью. 29 июля 1927 года он опубликовал свою знаменитую декларацию : энциклическое письмо, в котором он исповедовал абсолютную лояльность Русской Православной Церкви Советскому Союзу и интересам его правительства. В нем он, в частности, заявил:
Это заявление вызвало немедленную полемику среди русских православных, многие из которых (в том числе многие известные и уважаемые епископы в тюрьмах и ссылках) прервали общение с Сергием. Такое подчинение СССР иногда уничижительно называют « сергианством », в честь митр. Сергия и его заявление, и по сей день некоторые восточно-православные христиане, особенно истинно православные , считают ересью .
Позже некоторые из этих епископов примирились с Сергием, но многие все еще оставались в оппозиции к «официальной церкви» до избрания Патриарха Алексия I в 1945 году.
Сергий также сформировал Временный Патриарший Собор (позже названный Синодом ), получивший признание советского правительства. В 1934 годе Сергий приобрел более возвышенный титул «Блаженнейший митрополит в Москве и Коломне » и в 1936 году, после ложного сообщения о митрополите Петра Крутицкого «s смерти в тюрьме (на самом деле, он был еще жив , пока его исполнение в 1937 г.) Сергий вступил в должность патриаршего местоблюстителя . Несмотря на его заверения в том, что РПЦ не будет вмешиваться в светские дела и будет верна государству, аресты и казни православных священнослужителей ГПУ, а затем НКВД , разрушение восточно-православных соборов, церквей, икон, семинарий и т. Д. были обычным явлением на протяжении 1920-х и 1930-х годов. До немецкого вторжения 1941 года на весь СССР оставалось всего 4 епископа , которые не попали в тюрьмы и не были сосланы. Точно так же из 50 000 русских православных священников в 1918 году к 1935 году осталось только 500.
Патриарший местоблюститель Петр Крутицкий скончался в 1937 году.
Только после вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году Иосиф Сталин наконец начал сворачивать антирелигиозную кампанию , нуждаясь в моральной поддержке церкви во время войны. Рано утром 5 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя первоиерархами Русской православной церкви и пообещал некоторые уступки религии в обмен на их лояльность и помощь. Среди уступок — разрешение на открытие Московской духовной семинарии и академии , освобождение заключенных священнослужителей, возврат некоторого церковного имущества, в том числе знаменитой Троице-Сергиевой лавры . В свою очередь, Советское правительство поставило Церковь под контроль своих секретных служб.
Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года
60 |
Волынская и ЖИТОМИРСКАЯ Викариатства: Владимиро-Волынское Коростенское Кременецкое Луцкое Острожское Полонское |
Аверкий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Леонтий (Матусевич), еп. Амвросий (Казанский), еп. (неопред.) Вдовствующая Вдовствующая(?) Максим (Руберовский), еп. |
61 |
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ (Екатеринославская) и Запорожская Викариатства: Александровское и Мариупольское |
Макарий (Кармазин), еп. (ссылк.) Рафаил (Гумилевский), еп. (закл.) и/или Стефан (Андриашенко), еп. (закл.) Антоний (Панкеев), еп. (закл.) |
62 |
КИЕВСКАЯ и Галицкая Викариатства: Бершадское Каневское Радомышльское и Чернобыльское Таращанское Уманское Черкасское и Чигиринское |
Михаил (Ермаков), митр. (ссылк.) Варлаам (Козуля), еп. (ссылк.) Василий (Богдашевский), архиеп. Сергий (Куминский), еп. (закл.) Георгий (Делиев), еп. Димитрий (Вербицкий), еп. Филарет (Линчевский), еп. (ссылк.) |
63 |
КИРОВОГРАДСКАЯ и Александрийская |
Вдовствующая с 1926 г. |
64 |
Одесская и |
Никандр (Феноменов), митр. |
65 |
(Каменец)-ПОДОЛЬСКАЯ и Брацлавская Викариатства: Винницкое Проскуровское |
Амвросий (Полянский), еп. (ссылк.) Феодосий (Вощанский/Ващинский), еп. (ссылк.) Димитрий (Галицкий), еп. |
66 |
ПОЛТАВСКАЯ и Викариатства: Лубенское Пирятинское Прилуцкое Роменское |
Дамиан (Воскресенский), архиеп. Аркадий (Остальский), еп. (ссылк.) Вдовствующая Василий (Зеленцов), еп. (закл.) Николай (Пирский), еп. |
67 |
ХАРЬКОВСКАЯ и Викариатство: Сумское |
Нафанаил (Троицкий), митр. Константин (Дьяков), еп. |
68 |
ХЕРСОНСКАЯ и |
Прокопий (Титов), архиеп. (закл.) |
69 |
ЧЕРНИГОВСКАЯ и Нежинская Викариатства: Глуховское Городнянское Козелецкое Конотопское Стародубское |
Пахомий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Дамаскин (Цедрик), еп. (ссылк.) Матфей (Храмцев), еп. Стефан (Проценко), еп. Иоанн (Доброславин), еп. (ссылк.?) Памфил (Лясковский), еп. (ссылк.?) |
Ранние годы[править | править код]
Родился 11 января в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.
В окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.
9 мая окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 назначен судовым священником на корабль «Память Азова».
В назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к Петербургской духовной академии. С 13 декабря назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».
В вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.
29 июля определен ректором Петербургской духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 21 января — ректор той же духовной академии.
После революции[править | править код]
В декабре 1917 года был избран членом Учредительного Собрания по нижегородскому округу. Участия в работе Собрания не принимал.
Участник Всероссийского Священного Собора — в Москве. С 10 августа архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. С епархией не управлял.
В январе митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился архиепископ Владимир (Путята). Основанием для его ареста был бракоразводный процесс.
3/16 июня митрополит Сергий вместе с Нижегородским архиепископом Евдокимом (Мещерский) и Костромским архиепископом Серафимом (Мещеряковым) публично признает обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью в так называемом Меморандуме трех. Таким образом, с 16 июня по 27 августа пребывал в обновленческом расколе. Был членом Высшего Церковного Управления; принят по покаянии Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей Церкви. Чин покаяния, в отличие от такового, принесенного большинством прочих епископов, проходил публично, за литургией в день Успения в Донском монастыре.