От «столицы» мордвы до духовного центра россии: что узнали археологи об истории саровской пустыни
Содержание:
- Закрытие монастыря
- Средневековые хроники
- Архитектурный облик
- Кто такой Серафим Саровский
- Современный период
- Настоятели и наместники
- Тайна Мотовилова
- Современный период
- Описание Серафимо-Саровского мужского монастыря | Православные паломничества
- Престольные праздники и святыни
- Исторические достопримечательности «Ядерного щита страны»
- Монастырское кладбище
- Возрождение церковной жизни
- Закрытие монастыря
- Костомарово
Закрытие монастыря
В сентябре года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.
Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.
Средневековые хроники
Саровское городище, открытое учёными ИА РАН в 1990 году, известно как крупнейшее средневековое укреплённое поселение мордвы XII—XIII веков. В ходе Волжской экспедиции 2018 года археологи обнаружили на его территории предметы материальной культуры, рассказавшие об истории средневекового Сарова.
Среди находок — навесные замки и железные ключи, глиняные и каменные пряслица, ножи, пинцет, пряжки, кольцевые застёжки, бубенчики, крупные литые браслеты, амулеты, фрагменты керамики и металлических котлов. Почти пятую часть артефактов составляют бусы из полудрагоценных камней — хрусталя и сердолика.
- Находки на Саровском городище: 1, 2 — бусы и подвески из полудрагоценных камней; 3, 4 — сюльгамы; 5, 8 — кольцевидные застёжки; 6, 7 — костяные амулеты; 9 — фрагмент орнаментированной костяной проколки
Кроме того, учёные обнаружили на территории городища наконечники копий, гарду (часть рукояти) от сабли и многочисленные поясные накладки.
Также по теме
Загадка ростовского саркофага: кто изначально был похоронен в гробнице Успенского собора
Исследователи Института археологии РАН выдвинули две версии о том, кому мог принадлежать пустой саркофаг XIII века, находящийся в…
По мнению исследователей, находки указывают на особый социальный и административный статус средневекового Сарова. Археологические данные соответствуют летописным свидетельствам существования на месте современного города Пургасовой волости — «столицы» одного из территориальных образований объединённых мордовских племён.
«Данные предыдущих раскопок свидетельствуют о том, что поселение было разгромлено в результате нападения и прекратило существование в первой половине XIII века. Во время экспедиции 2018 года археологи получили данные, указывающие на штурм городища: следы пожара, остатки трёх сгоревших домов, в одном из которых были обнаружены частично обожжённые останки человека», — говорится в сообщении пресс-службы ИА РАН.
После гибели поселения его территория на несколько веков была заброшена, и только в конце XVI — начале XVII века здесь была основана Саровская пустынь — важный духовный центр России, связанный с именем преподобного Серафима Саровского.
Архитектурный облик
Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.
Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.
Внешний вид
Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.
Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.
Кто такой Серафим Саровский
Это один из самых почитаемых святых в России. Серафим Саровский (Прохор Мошнин) жил во второй половине XVIII века, умер в первой половине XIX столетия в доме богатого купца. Мальчик рано потерял отца, а в 7 лет и сам упал со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора в Курске. Ребенок ничего не повредил себе. Через некоторое время мальчик заболел и увидел во сне икону Богоматери «Знамение». Ее пронесли мимо дома во время крестного хода, ребенок приложился к ней и выздоровел. В 22 года Серафим паломником дошел до Киево-Печерской лавры, где святая Диосфея благословил его и сказала, что парень должен принять постриг в монастыре «Саровская пустынь». Но монашеская жизнь не задалась: уже через 8 лет Серафим ушел в лес и обустроил себе жилье в уединении. Возле жилья он поставил улей и обустроил огород.
Уединенная жизнь святого богата интересными и необычными фактами: он несколько лет питался одной травой и кормил лесных зверей, в том числе огромного медведя, который ел у Серафима с рук. Тысячу дней святой провел, стоя на камне в молитве, на 3 года принял обет молчания. Однажды на его келью напали разбойники, решив, что монаху привозят богатые пожертвования. Они избили его и оставили умирать, но Серафим не только выжил, но и после поимки преступников попросил не наказывать их.
В 1810 году Серафим Саровский вернулся в монастырь, но уединился в непрерывной молитве на 15 лет. После этого он получил дар исцелять и начал принимать посетителей. В числе прочих к нему приезжал император Александр I.
Житие святого было написано через 4 года после его смерти и несколько раз редактировалось из-за требований цензуры. Икона святого была написана художником Серебряковом с портрета Серафима Саровского, который написали за 5 лет до смерти старца.
В монастыре постарались передать атмосферу, которая сопровождала самого святого, его набожность и любовь к приближенным. Неслучайно на территории поставили копию избушки старца, цитируют его изречения, а всех приходящих встречают словами «Радость моя» — этими словами старец приветствовал своих гостей.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
В период с — гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.
В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.
Настоятели и наместники
- Исаакий, в схиме Иоанн (Степанов) ((1691) 1706 — 1734)
- Дорофей, в схиме Димитрий (Замятнин) (1731 — 1746)
- Филарет (1746 — 1749)
- Маркелл (1749 — 1751)
- Исаакий (1751 — 1758)
- Ефрем (Коротков) (1758 — 29 марта 1777)
- Пахомий (Леонов) (1777 — 1794)
- Исаия I (Зубков) (1794 — 1806)
- Нифонт (Черницын) (1806 — 1842)
- Исаия II (Путилов) (1842 — 1858)
- Серафим (Пестов) (1858 — ноябрь 1872)
- Иосиф (Шумилин) (ноябрь 1872 — конец 1889)
- Рафаил (Трухин) (31 декабря 1889 — 16 июля 1894)
- Иерофей (Мелентьев) (1894 — 1920)
- Руфин (Велькин) (1920 — 24 июля 1924 )
- Мефодий (Коковихин) (1924 — 1926)
- Киприан (Петров) (1926 — 1927)
1927 — 2006 — монастырь закрыт
Варнава (Баранов) (17 июля — 26 декабря 2006)
Андроник (Могилатов) (12 октября 2007 — 27 июля 2009)
Кирилл (Покровский) (27 июля — 29 ноября 2009)
Никон (Ивашков) (ноябрь 2009 — 26 июля 2010) и/о наместника
Никон (Ивашков) (с 26 июля 2010)
Тайна Мотовилова
– Вопрос, с моей точки зрения, заключается в принципиальном различии двух жанров – агиографии и научного исторического исследования на основе критического анализа источников. Буквально сразу же после появления отзыва отца Петра (Мещеринова) в Сети появилась реплика Бориса Кирилловича Кнорре, это известный религиовед, работающий по программам Кенстонского института и Центра Карнеги, преподающий в НИУ-ВШЭ и РГГУ. Вот что он пишет.
– Спасибо.
– Вот какой обмен мнениями. Было бы интересно понять, откуда берется ваша решимость. Ведь многие детали жития, даже, казалось бы, малозначительные, уже приобрели в некотором смысле характер если и не догмы, то некий вероучительный, не побоюсь этого слова, статус. Вы уже говорили о своей боязни кого-то обидеть. Тем более, сейчас такое время, когда модно стало оскорбляться за свои религиозные чувства. Какие переживания в связи с этим у вас были, какие размышления? Расскажите, если можно.
– Я уже говорил, что писать о преподобном Серафиме Саровском, да и вообще о святом человеке, простому смертному, хоть и православному, очень тяжело. После выхода моей первой книги я получил некоторый статус и признание как специалист, пускай и в узком кругу. Потом некоторое время работал редактором в издательстве Свято-Тихоновского университета. Общался, естественно, со многими священнослужителями, не только из ПСТГУ, не только из Москвы, но и из других городов.
Николай Мотовилов
В 2005 году была выпущена книга «Записки Мотовилова», вышла она в библиотеке «Преподобный Серафим Саровский» в издательстве «Отчий дом». Я хоть и вхожу в редакционную коллегию, не был сторонником издания этих записок, но мое мнение не потребовалось, и эта книга была издана. После ее выхода из печати я слышал много высказываний об этих записках, у меня складывалось и свое мнение. Когда же я эту книгу начал внимательно читать, изучать «под карандаш», у меня сложилось впечатление, что, действительно, человек болен, просто болен.
Работая над главой «Тайна Мотовилова» своей книги, я специально привлек врача-психотерапевта высшей категории Андрея Анатольевича Афонина, которому я принес все книги, все рукописи, которые у меня были по Мотовилову, и свои мысли о нем тоже высказал, ответил на его вопросы. Спустя некоторое время он мне выдал профессиональное заключение относительно самочувствия Николая Александровича Мотовилова, и эту записку я в своей книге привожу. Мне стало понятно, что по такому довольно трудному вопросу я имею единомышленников и среди священноначалия, и среди врачей, и среди простых православных христиан.
– Вы обсуждали эти вопросы с кем-либо из священноначалия?
– Да, но имен называть не буду. Разговор о Мотовилове идет давно, называют его еретиком, называют больным человеком. Я, наверное, оказался тем мальчиком из сказки Андерсена, который крикнул в открытую.
– Скажите, никто из ревнителей не пробовал оскорбляться за свои религиозные чувства после выхода ваших книжек – публично или в личном общении?
– Когда я написал свою первую книгу, я отдал рукопись сестрам Дивеевского монастыря на читку до публикации. Отдал эту рукопись и в Санаксарский монастырь игумену Венедикту для читки. Из Санаксарского монастыря мне вернули рукопись практически без каких-либо поправок. А дивеевские сестры мне сказали, что уж больно я горяч и надо бы слог смягчить. Они все-таки монахини, им, наверное, было нужно повествование ближе к житийной литературе.
– Их позиция понятна. С моей же точки зрения, то, что два таких авторитетных для меня человека, как Мещеринов и Кнорре, начали обмен репликами, пускай пока эскизными, по поводу вашей книги, это, вообще говоря, появление хорошего повода обсудить принципиальные вопросы взаимосвязи двух жанров – житийного и научного.
Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского
– Я некоторым образом затрагиваю этот вопрос в своей книге, рассказывая о биографах преподобного Серафима Саровского. Более подробно об этом пишет Лариса Ивановна Алехина, ее статью рекомендую прочесть.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
В период с — гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.
В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.
Описание Серафимо-Саровского мужского монастыря | Православные паломничества
«Стяжи дух мирен и тысячи во круг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.
С этой целью приходят люди в обитель, чтобы через отречение от собственной воли покориться воли Христовой.
На Воронежской земле был основан монастырь, который не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника.
Великий Чудотворец и молитвенник земли Русской Преподобный Серафим Саровский родился в 18 веке и явил образ любви Христовой ко всем людям врачуя их раны телесные и душевные.
«Сим Победиши» – эти слова начертаны на поклонном Кресте, который встречает паломников при въезде в монастырь Серафима Саровского. Обитель расположена в 150-ти километрах от Воронежа, на границе Аннинского и Грибановского районов, неподолеку от села Новомакарово.
Важно
Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея.
Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову.
Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).
Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.
Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.
Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.
Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма.
Совет
Храм освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте.
Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.
Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил.
Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница».
В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».
В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников.
В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.
Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.
Сайт: https://www.serafimov-skit.ru
Паломнические поездки к Серафимо-Саровскому мужскому монастырю
Престольные праздники и святыни
Помимо общехристианских праздников, в монастыре имеются и собственные:
- 15 января — второе обретение мощей Серафима Саровского;
- 5 февраля — Собор Костромских святых;
- 11 февраля — Собор Екатеринбургских святых;
- 17 июля — память страстотерпцев императорской семьи: Николая I. I. , его жены и детей;
- 1 августа — первое обретение мощей Серафима Саровского. В монастыре совершается традиционный трехдневный крестный ход;
- 4 декабря — Введение во храм Богородицы.
Для паломников также будут интересны святыни монастыря:
- Мощи преподобного Серафима Саровского: часть мантии, гроба и епитрахиль;
- Частица Креста Господня и хитона, часть лестницы, по которой он поднимался к Пилату на суд;
- Частица мощей Иоанна Крестителя;
- Мощи Николая Чудотворца;
- Мощи великомученика Пантелеймона;
- Мощи блаженного Павла Таганрогского;
- Часть облачения преподобного Серафима Вырецкого;
- Мощи мученицы Марии;
- Мощи Иоанна Воина;
- Мощи преподобных мучениц инокини Варвары и княгини Елисаветы;
- Мощи преподобного Антония Великого;
- Поздравление на Пасху, написанное императрицей Александрой Романовой и ее детьми.
Среди икон выделяются:
- Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница»: защищает добрых душой людей от несчастий и поддерживает их, помогает найти верный пути и ответ, оберегает женщин при родах и защищает детей;
- Икона Богоматери «Казанской»: дарует силы бороться с несчастьями, помогает обрести физическое и духовное здоровье, увидеть истину, оберегает солдат и военных, охраняется семьи и малышей;
- Список (копия) с иконы Богоматери «Ахтырской»: ей молятся об удачах в делах, о счастливом замужестве, об исцелении от недугов, о помощи в поиске работы;
- Икона Богоматери «В скорбях и печалях утешение»: помогает обрести душевное здоровье и радость, помогает выбрать правильный ответ при трудном выборе, избавляет от страхов, тревог и горя.
Также на территории монастыря поставлены:
- Копия пустыньки (избы) преподобного отца Иоанна Кронштадского и его портрет, написанный при жизни;
- Копия пустыньки Серафима, внутри которой лежит часть камня, на котором святом молился 1000 дней, и часть самой кельи;
- Родник, названный в честь преподобного Серафима: вода из него особенно хорошо помогает при болезнях ног и физических недугах;
- Родник, названный в честь Богоматери «Неупиваемая чаша»: она помогает в физических и духовных недугах, особенно при зависимостях (пьянстве, наркомании и курении).
Исторические достопримечательности «Ядерного щита страны»
Саров известен в мире как родина Советского ядерного оружия. Научные разработки тех, кто жил и трудился в закрытом городе, послужили не только наращиванию мощи оружия. Очень многое ученые сделали и для создания атомного щита страны.
Музей РФЯЦ-ВНИИЭФ
Один из загадочных объектов города – Музей РФЯЦ-ВНИИЭФ. Это первый в стране музей ядерного оружия. Экспонатами здесь являются образцы изделий, ставших легендами в истории страны.
Административный корпус Ядерного центра
Это старинное здание из красного кирпича один из неофициальных символов города.
Построено в 1911-1914 г.г. на данный момент является памятником архитектуры федерального значения.
Бюст Юлия Борисовича Харитона
Установлен недалеко от Дома ученых.
Этот человек был одним из основателей ВНИИЭФ, и руководителем проекта советской атомной бомбы.
Монастырское кладбище
С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище. На нём хоронили монахов и богатых горожан. В 1772 году запретили хоронить у приходских церквей, и кладбище Акатова монастыря стало быстро разрастаться. В «Синоднике» летописцы Елисеевы ведут некрологию похороненных с 1770го по 1800 гг. На кладбище Акатова монастыря в 1773 году был похоронен губернатор Воронежского края . Сохранилась надпись на памятнике: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой почёт был оказан погребению семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Вообще архимандриты Сампсоний, Гервасий и игумен Самуил часто присутствовали на похоронах знати, в том числе и при захоронении на других кладбищах.
Кладбище использовали и в XIX веке и в начале XX века. В частности там были погребены бывший губернский предводитель Н. И. Тулинов (1810—1854), секретарь земской управы И. М. Лабзин (1830—1895), учёный М. С. Цвет (1872—1919).
В начале 1990-х годов, взамен снесённого в Советское время кладбища, был создан символический некрополь.
Возрождение церковной жизни
26 сентября года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в г., хотя зарегистрировать его удалось только в г., уже после обретения мощей преподобного Серафима. 2 августа года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.
14 июля года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых — бывшая монастырская кладбищенская церковь.
В году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.
К августу года на Дальней Пустыньке была воздвигнута и освящена часовня-алтарь с навесом для молящихся. В том же году первостепенная роль Саровской обители в новой истории Русской Церкви нашла отражение на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной по случаю их прославления в году. На четырнадцатом клейме было изображено разорение обители и похищение из неё мощей преподобного Серафима (см. иллюстрацию выше).
В ноябре года епархии был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых (1 августа 2003 года).
17 июля года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Свято-Успенской Саровской пустыни.
Закрытие монастыря
В сентябре года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.
Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.
Костомарово
– В Воронежской области есть удивительные места Дивногорье и Белогорье. О Дивногорье мы узнали из гульбария Татьяны Афанасьевой и решили съездить посмотреть на чудо природы. На дальнейшее путешествие нас вдохновила наш экскурсовод в Дивногорье.
В 1993г. в Костомарово началась расчистка пещерных храмов. В 1997г. здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова).
С этих трех сестер и началась новая история монастыря. За 18 лет были восстановлены пещерные храмы в которых проводятся богослужения, построен храм Матери Божией «Взыскание погибших». В храме ведутся экскурсии монахинями, начинается с рассказа о блаженном Петруше и его даре предвиденья и врачеванья.
В конце 30-х годов его арестовали и он умер в тюрьме, но ходит преданье что блаженный Петруша исчез из закрытой камеры.
Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.
В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).
Особым почитанием паломников, приходящих сегодня в Спасский храм, пользуется икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Она написана на железе (размером в человеческий рост) в «васнецовском» стиле.
Для пещерных храмов иконы писали именно на железе, так как дерево в условиях повышенной влажности быстро приходило в негодность.
Совет
На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом. Во времена гонений церкви икону прятали у себя местные жители в подвалах, для того чтоб её совсем не уничтожили.