Храм в честь собора пресвятой богородицы в нижнем новгороде

Интерьер Строгоновской церкви

Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.

Внутреннее обустройство церкви

В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.

Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.

В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.

Молельный зал

Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.

Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:

  • Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
  • Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
  • Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
  • Моление царя Соломона.
  • Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
  • Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).

Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:

  • Иоанна Златоуста;
  • Тихона Задонского;
  • Игнатия Бренчанинова;
  • Феофана Затворника;
  • Григория Богослова.

Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.

Трапезная

Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.

Ниже – фрески-иллюстрации:

  • беседа Господа с самаритянскою;
  • несение Господом Креста;
  • воскресенье четырехдневного Лазаря.

Вагоновожатые

«Вагон» — церковь по-настоящему народная. Люди создавали ее по зову души, понимая, что помощи ждать особо неоткуда. И потому бабушки здесь полноправные хозяева, они понимают, что без них этой церкви просто не будет. Епархия помогает им по минимуму, а они, что называется, соблюдают приличия, например, не рассказывают о скандалах, которые случались за почти двадцатилетнюю историю церкви. Священник здесь приходящий, своего, постоянного, у церкви нет. На проповеди он говорит об актуальной политико-церковной повестке — запрете молиться и совершать таинства в церквях Вселенского патриархата. По-простому: «Если поедете в Грецию, заходите в церкви только как туристы». Но собравшиеся здесь на воскресную службу вряд ли вообще ездят куда-то дальше своих огородов — и поэтому просто слушают и тихонечко переговариваются. В эту церковь ходят примерно одни и те же люди, местные жители. Иногда заходят студенты из соседнего мединститута и курсанты академии МВД. Здесь, по словам прихожан, в отличие от часовни при академии, особая, домашняя атмосфера. Все по-простому и от души, да и открыта она почти всегда — каждый день с 9 до 18. Внутри все тоже просто, никакой помпезности, золота и того, что есть в богатых храмах. Зато и отношение простое, люди приветливые и нет указаний, что делать, как правильно и неправильно. Это, пожалуй, самое ценное в храме.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Рождественский храм – один из четырех памятников строгановского барокко, сохранившихся в России.

Внешне эта церковь напоминает драгоценную резную шкатулку. Ее фасады покрывает пышная резьба по камню, на которой можно увидеть изображения затейливых раковин и завитков, лоз винограда, цветов и прекрасных плодов.

Храм двухярусный и имеет трехапсидный алтарь, и бесстолпную трапезную. Сверху он увенчан пятью главами, поставленным по сторонам света. Первоначально их маковки были зелеными, но с конца XIX века главки окрашивают в разные цвета, подобно Покровскому собору на Красной площади Москвы.

Архитектура храма

От Строгановых осталось в России пять храмовых сооружений в разных городах, в том числе и в Троице-Сергиевской лавре. В Нижнем Новгороде, как уже упоминалось, ими построено две церкви, но именно Рождественская выделяется изысканной монументальностью и пышностью декоративного оформления.

Храм со стороны Рождественской улицы

Церковное сооружение выполнено в стиле барокко

, которое получило название строгановского, с пышным декором из белокаменнойрезьбы в виде виноградных лоз с гроздьями плодов и прочих растительных фрагментов. Растительно-райские орнаменты украшают и внутреннее храмовое помещение, создавая ощущения райского уголка.

Двухъярусная церковь изначально строилась как сочетание теплого

(зимнего) ихолодного (летнего) вариантов. Второй ярус (теплый) состоял изалтаря с молельным залом,трапезной и паперти. Поскольку основными прихожанами нового храма первое время были только члены семьи Строгановых и их окружение, то службы проходили только на втором этаже.

Церковь в зимнем убранстве

Интересно архитектурное решение по размещению церковных глав

, которые стоят не в углах сооружения, а на специальных крестообразующих выступах. Пять глав изначально были выкрашены в зеленый цвет, нок концу 19 века они окрашиваются как главы Собора Василия Блаженного, и церковь приобретает нынешний праздничный облик.

Главы Рождественской церкви

Вообще, вся архитектурная композиция Рождественского храма выполнена в ступенчато-пиромидальном ключе, что создает ощущение многогранности и декоративной выразительности этому храмовому сооружению.

Высокая колокольня

сооружена по классическим канонам. Над крестом расположенфлюгер – дань времени создания флота в России. На колокольне изначально имелись часы, которые, говорят, ремонтировал сам И.Кулибин. Но механизм часов 18 века до наших дней не сохранился, и сегодня колокольня снабжена новым современным.

Верхние фрагменты Колокольни

Несмотря на то, что после последней реставрации несколько изменился первоначальный облик храма, он и сегодня остается достойным украшением туристической Рождественской улицы.

О других храмах Нижнего Новгорода см. Храмы Нижнего Новгорода

Автор статьи: Касаткина Татьяна

История Успенского храма

По старинному преданию, на месте каменного храма раньше стоял деревянный монастырь с шатровой церковью Успения Пресвятой Богородицы. В письменных источниках эта православная обитель впервые упоминается в 1606 году, и сведения о ней записаны в грамоте русского царя Василия IV Шуйского. Однако, спустя всего 15 лет, в Сотной грамоте об Успенском храме говорится как о приходском. Это значит, что монастырь к тому времени был уже упразднен.

Успенская церковь на Ильинской горе с высоты птичьего полёта

Любопытно, что рядом со старинной обителью находилась усадьба, принадлежавшая родителям знаменитого русского изобретателя Ивана Кулибина. И теперь на этом месте установлен мемориальный знак.

Каменный храм появился в возвышенной части Нижнего Новгорода, в 1672 году. Он был построен на деньги, выделенные местным торговцем Афанасием Фирсовичем Олисовым. Как и многие церкви, Успенскую возвели «по обету». Купец, назначенный главой нижегородской таможни, перед отъездом в Астрахань в 1666 году обещал выстроить на Ильинской горе храм и, чести своей, это обещание сдержал. Новую церковь покрыли серебристым осиновым лемехом, а на маковках установили кованные золоченые кресты.

Общий вид на Успенскую церковь на Ильинской горе

Родословная Олисовых заслуживает отдельного рассказа. Они жили в городе из поколения в поколение. Прадед Афанасия — Давыд Олисов и его брат Степан в 20-е годы XVII века считались вполне зажиточными нижегородцами. Братья занимались мыловарением, понемногу торговали и пользовались среди горожан большим авторитетом. Продолжили торговые дела семьи наследник Давыда – Фирс, а потом и его дети Афанасий, Анисим и Иван, рожденные в 1630-е годы.

Из храмовой летописи известно, что в 1715 году в церкви Успения произошел большой пожар, после которого ее долго восстанавливали. В конце XVIII века оригинальная бочечная кровля обветшала и ее заменили на более практическое восьмискатное покрытие. Следующие перестройки произошли еще через 50 лет – в 1834 году, когда строители заново отстраивали трапезную и колокольню.

Вид на Успенскую церковь на Ильинской горе со стороны Урожайного переулка

Однако, эта колокольня простояла всего три десятилетия. В 1852 году Афанасий Ермилович Турмышев, бывший в те времена губернским архитектором, взялся за строительство нового здания колокольни — в ложновизантийских традициях. Многочисленные служебные разъезды по губернии подорвали слабое здоровье Турмышева. Инспектируя разные стройки и переезжая из села в село, он постоянно простужался и в апреле 1856 года скончался от болезни. В этом же году была закончена и постройка Успенской колокольни. Еще одна перестройка храма на Ильинской горе произошла в 1899 году, когда значительно расширили алтарное помещение.

Вид на южный фасад Успенской церкви на Ильинской горе

В годы советской власти необычный храм закрыли. Такая доля выпала большинству нижегородских церквей, и только три из них оставались действующими. В 1934 году, когда антирелигиозная кампания достигла своего пика, с разрешения городских властей здания трапезной и колокольни просто снесли, а от самой церкви оставили лишь основание.

В 60-е годы прошлого века, словно опомнившись, городские власти принялись восстанавливать поруганный храм. Нижегородским архитектором Святославом Леонидовичем Агафоновым был подготовлен проект реставрационных работ, предусматривавший восстановление и церкви, и трапезной, и колокольни. Однако в то время удалось отреставрировать лишь основной объем храма.

Вид на главный вход и колокольню Успенской церкви на Ильинской горе

В 2003 году его освятили, и здесь стали проходить регулярные богослужения. А спустя год, когда проводилась реставрация Успенской церкви, возвели трапезную, колокольню и полностью обустроили прихрамовую территорию, выложив дорожки аккуратной брусчаткой. В это время бригада иконописцев, руководил которой Алексей Владимирович Анциферов, выполнила большие работы по росписи интерьеров, реставрации алтаря и созданию новых образов для иконостаса.

Успенская церковь стала первым нижегородским храмом, восстановленным в исторической части города — «Ильинской слободе». Чуть позже вторую жизнь дали старинным церквям Илии Пророка и Жен Мироносиц. Масштабные реставрационные работы стали возможными, благодаря большим частным пожертвованиям. И сегодня список тех, что внес деньги на восстановление храма, помещен возле его входа.

История

Храм имеет четыре престола. Кроме главного престола освященного в честь Рождества Христова, придел Покрова Пресвятой Богородицы, придел святого Пророка Илии, нижний придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Под алтарем придела во имя Илии пророка бьет источник. При храме построены часовня и купальня во имя Илии пророка. Рядом с ними разбит сад, в котором все лето цветут прекрасные цветы.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова.

Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии.

В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому.

В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня.

В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище.

В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.

За что Петр I закрыл храм?

Храм начали возводить по желанию купца и солепромышленника Г.Д. Строганова в 1696 году как домовую церковь для его родовитого семейства. Через несколько лет строительство было практически завершено, но из-за случившегося пожара отделочные работы затянулись и были закончены уже после смерти заказчика его супругой, М.Я. Строгановой.

В 1719 году храм наконец-то освятили. Спустя три года, во время своего второго визита в Нижний Новгород, его посетил Петр I. Возмущение всесильного монарха не знало предела — в иконах, украшавших церковь, он узнал те образы, которые сам заказал у французского мастера Луи Каравака для Петропавловского собора! Строгановы перекупили их — и Петр в отместку повелел закрыть церковь.

Только после смерти первого русского императора она вновь распахнула свои двери для прихожан. И все же легкой судьбу этого храма никак не назовешь — он пережил еще несколько пожаров, ремонтов, перестроек и реставраций, в том числе, не слишком удачных, в советское время опять был закрыт, служил помещением для аптечного склада, а затем городского музея истории религии и атеизма, и все же сохранил свой исторический облик и удивительную красоту.

Видение

Началась история «голубого вагона» внезапно — в затоне Памяти Парижской Коммуны. По легенде в начале девяностых годов там появилась некая женщина в белом — видение Богородицы, которая наказала построить храм Божией Матери Державная. Это знамение практически полностью дублирует историю обретения иконы Богоматери Державная в Коломенском, список которой находится в «вагоне». «Кому именно было это видение, мы точно не помним, — говорят прихожане, — но после этого мы решили строить церковь. Уговорили отдать нам территорию на заброшенной части». К тому времени военная часть, которая располагалась на месте, где сейчас стоит заброшенный недострой многоэтажки рядом с вагончиком, была расформирована, и активная группа верующих получила в распоряжение бывший клуб.

История храма

Род крупных землевладельцев и промышленников Строгановых

фигурирует в истории Россиис 15-16 вв . К 18 веку члены этой фамилии носили исключительно графские и баронские титулы. В Нижегородской области Строгановы стали скупать земли и строить усадьбы ужес 16 века – сначала в районе Гордеевки, затем в центральной торговой части города.

Наибольший след в истории города оставил Григорий Строганов

, получивший прекрасное по тем временам образование и огромные земельные владения в наследство. Он часто и подолгу жил в собственном имении, расположенном вселе Гордеевка, находящимся в заречной части – на так называемой Нижегородской Стрелке, которая в те времена не входила в городскую черту.

Г.Строганов много сделал для Нижнего Новгорода в плане благотворительности, но наибольшую известность ему принесло сооружение двух нижегородских храмов – Рождественской церкви

на одноименной улице и Смоленской – в Гордеевке. Обе эти церкви являются памятниками нового архитектурного стиля конца 17-нач.18 вв., названного также по его фамилии –«строгановским барроко» .

После возведения Григорием Строгановым

Церкви Собора Пресвятой Богородицы, которая долгое время служила домовой семейной церковью, недалеко от нее строится каменная усадьба Строгановых.

Усадьба Строгановых на Рождественской улице

Однопрестольная Строгановская церковь появилась в Нижнем Новгороде в самом начале 18 столетия, но из-за пожара была закончена только к 1719 году

. А в 1722 году она была закрытаПетром Первым после его присутствия на одном из богослужений. Чем не угодил храм российскому императору так до конца и не ясно, но до времени его смерти Строгановская церковь не работала. Пожары преследовали этот храм весь 18 век. Трижды она горела, восстанавливалась и вновь горела.

В начале 19 века

один из потомков Строгановых опять-таки на свои деньги осуществил капитальный ремонт здания. А чуть позже для укрепления церкви ниже нее была установлена стенка-крепида. Этот инженерно-архитектурный проект был осуществленА.Бетанкуром, построившим Нижегородскую ярмарку, и И.Ефимовым. Тогда же крытый переход соединяет стоящую отдельно колокольню с церковной папертью. В 70-х гг. 19 века церковь снова реставрируется.

Стенка-крепида

В советский период над храмом нависла угроза уничтожения, однако настоятель церкви — отец Сергий сумел убедить тех, от кого зависела судьба храма, в его историко-архитектурной ценности. В здании храма было решено разместить Музей истории религии и атеизма

, что и спасло его от уничтожения. Причем директором этого музея некоторое время был отец Сергий. Позднее в церковном здании находилсякраеведческий музей .

В 1993 году

церковь была возвращена верующим.В 2004 году храм постигло очередное несчастье – из нее было похищено около двадцати икон. Но одна из икон – «Воскресение Христово», вскоре купленная эстонским коллекционером и опознанная им как украденная, была возвращена храму.

Гнев государя

Выросший на берегу Волги храм стал едва ли не самым изящным памятником архитектуры того времени, и казалось, что несмотря на все трудности, желание Григория Дмитриевича исполнено, но радость оказалась недолгой. Произошло, казалось бы, невероятное: в мае 1722 года государь Петр I, посетив проездом Нижний Новгород и отстояв литургию в Строгановской церкви, вдруг исполнился гневом и приказал закрыть ее. Все были поражены услышанным, но спорить с царем никто не посмел.

Что же послужило причиной столь странного поступка, который государь даже не потрудился объяснить? Об этом историки не перестают спорить и по сей день, но за отсутствием каких-либо документальных сведений вынуждены довольствоваться легендами, появившимися в связи с этим необычайным происшествием.

Воскресенская церковь — центр Соли Камской

Поделиться


Ближе всех к Соборной площади Соликамска находится Воскресенская церковь. Она открывает центральный архитектурный ансамбль, находясь – чуть впереди – между Троицким собором и Соборной колокольней. Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные церкви – Успенская и Рождественская. Пять раз они уничтожались пожарами. Спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-1690 годах. Однако через двадцать лет она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более, что к тому времени почти все церкви Соликамска были каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.

31 июля 1713 года архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий дал храмозданную грамоту, и в следующем году церковь была заложена. Сначала отстроили придел во имя Воскресения Христова и освятили его 10 декабря 1721 года. Значительно позднее из-за нехватки средств – в 1752 году – возвели летнюю церковь во имя Рождества Христова. Но прихожане по привычке называли весь храм Воскресенским. Идя навстречу пожеланиям прихожан, летнюю церковь освятили во имя Воскресения Христова, а зимний придел освятили наново – во имя Рождества.

Это был один из самых больших соликамских храмов. Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров. Приход был очень богат: большинство его прихожан составляли купеческие фамилии. Помимо них, вклады делались приезжавшими в Соликамск и следовавшими через него в Сибирь и назад торговцами, заказывавшими молебны «на обережение в пути».

В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами, а также находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов.

После потери Соликамском торгового значения и переселения значительной части купцов в другие города приход Воскресенской церкви беднеет, вклады делаются редко и невеликие. В XIX веке храм приписали к Троицкому собору, и службы в нем велись только по праздникам.

В конце 20-х годов началась борьба с религией. Была разогнана и община верующих Воскресенской церкви. Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия и прибрали к рукам самоцветы. В начале 30-х иконостас Воскресенской церкви, ее главы́ и колокольню уничтожили, «дабы ничто более не напоминало религиозное сооружение». Далее в разные годы здесь размещались ватная фабрика, пимокатный завод и фабрика по пошиву обуви.

С 1995 года, после ремонта и соответствующего приспособления помещений, в здании Воскресенской церкви находятся отдел фондов музея и городской выставочный зал.

Всё это было бы грустно, если бы мы с вами не знали, что уже принято решение о реставрации храма и планируется восстановление утраченных частей. Далее – останется только передать его верующим.

Строгановская церковь в Нижнем Новгороде. Расписание богослужений

В наши дни уникальный памятник русского храмового зодчества вновь вернул себе статус крупного духовного центра, религиозная жизнь которого возобновилась после долгих десятилетий, омраченных проводившейся в стране политикой тотального атеизма. В завершении статьи мы приводим для всех, кто желает посетить Строгановскую церковь, расписание, проводимых в ней богослужений. По будним дням они начинаются в 8:30 и затем продолжаются в 12:00 и 13:00. Вечерние же службы совершаются в 16:00. По воскресеньям им предшествуют исповеди, начинающиеся в 6:00. Кроме того, в 15:00 проводится еще одно дополнительное богослужение.

Деятельность прихода и святыни

Прихожане храма стараются исполнять заповеди Христовы не только словами, но и делом. Под покровительством церкви действует несколько организаций:

  • воскресная школа;
  • учебный храм Нижегородского епархиального женского училища;
  • ателье по изготовлению священнического облачения;
  • курсы иконописи, чтецов.

В древней церкви хранится несколько старинных икон, датируемых XVII ст. Множество паломников и прихожан посещает обитель, чтобы поклониться им. Особо почитаемыми являются икона Пресвятой Богородицы «Державная» и свт. Николая Чудотворца.

Здесь же прихожане могут поклониться и приложиться к таким святыням:

  • частицы мощей св. старцев Оптиной пустыни;
  • икона прп. Серафима Саровского с частичкой его мощей;
  • икона свт. Филарета Московского с частичкой его мощей.

Внутреннее убранство Рождественской церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector