Алексей осипов: статьи и лекции

«Столько лет в храме – а какой был, такой и остался»

Еще один момент, который чрезвычайно важен, и, к сожалению, не понимая которого, мы лишаем себя полностью помощи Божией. Послушайте, что пишет Игнатий Брянчанинов: «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневить Бога малоумием своим. Просящий у Царя Царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его». Преподобный Исаак Сирин пишет: «Как человек, просящий у царя гноя, оскорбляет его, так и тот, кто в молитвах своих просит у Бога земных благ». Вы понимаете, это что такое? Это же ужасно. А я только и молюсь о земных благах. Только об этом молюсь, а тут вдруг такое.

Святые отцы, что они пишут? Говорят, что когда мы просим земных благ – гноя просим у Бога. Пробрался нищий, наконец, к царю, пустили его, царь говорит: «Что ты хочешь?» – «Гноя». – «Ну-ка, казнить его немедленно». Правда, интересно же? Мы в каком-то странном положении находимся. Как же быть? Святые отцы отвечают: да, конечно, у нас масса неприятностей, масса скорбей, всяких недоразумений. Мало ли чего бывает. И как же быть? Неужели не попросить Бога о том, чтобы Господь помог?

Они интересно отвечают: «Голубчик, неужели ты думаешь, что Бог не видит, что это случилось с тобой? Неужели не знаешь, что Он есть Любовь и только Любовь?» И как же тогда надо быть? И они отвечают: «Господи, Ты видишь, как я страдаю, Ты видишь, какая скорбь у меня. Я знаю, что Ты – Любовь премудрая». Поэтому самое главное что? «Господи, да будет Твоя воля». Ой как… Да я ж хочу, чтоб у меня это было, а тут я буду говорить «Твоя воля». А вдруг Его воля – наоборот? Что ж тогда делать? Нет, не пойдет. Изволь, Господи, положить и выложить мне. Мне надо вот это.

Вы слышите, до какого состояния мы дошли? Это неверие, что Бог есть Любовь, что Он вездесущий, что Он есть разум превысший, что Он каждому человеку, в каких бы обстоятельствах тот ни находился, желает блага и только блага. И вот здесь мы оказываемся перед лицом чего? Поверить Богу или не поверить. Если я поверю, то, Господи, да будет воля Твоя. Ты видишь мои страдания, мою скорбь, но да будет воля Твоя. Если мы хотим, чтобы действительно наша молитва была действенной, то мы должны показать верность Богу:

О предопределении, сомнении и зарытых в землю талантах

– Вы привели пример с Рылеевым. Исходя из этого, судьба и жизнь уже известны Богу. Если Бог знает, что человек выберет в этой жизни, то, значит, есть определение Божие. Тогда зачем пост, молитва и вся духовная жизнь?

– Если бы так было, то это верно. Но в том-то и дело, что когда Кальвин, один из отцов Реформации XVI века, вносил учение, что Бог заранее предопределил одних к спасению, других – к погибели, то Церковь осудила это. Заявила: что за страшное такое учение? Бог есть Любовь. Как Он может предопределить кого-то к каким-то мучениям. Наша будущность в наших руках. В наших руках! Потому что Бог – как солнце. Представьте себе, что солнечные лучи при каком-то нашем состоянии здоровья нам необходимы. Мы это точно знаем. Хотите излечиться – пожалуйста, на солнышко. От нас зависит, придем мы на это солнышко или скажем: «Нет-нет-нет, всё это чушь. Да не хочу я никакого солнышка».

Спасение в наших руках, потому что Господь со своей стороны сделал всё необходимое. Всё. От тебя теперь, человек, зависит. Поэтому никакого предопределения нет и даже и быть не может в принципе. Не для того Бог творил человека, чтобы подвергнуть его нескончаемым мучениям, – сказал святой Исаак Сирин. Но помучиться за грехи придется. Ведь что такое грех? Рана. Рана! Тебе говорят: не ходи по гвоздям. А это интересно. Ах, наступил? Ну попрыгай теперь, пока ножка твоя не излечится. Тебе говорят, предупреждают: не ходи по гвоздям. Вот что такое заповеди Божии. Это предупреждение Божье о том, чтобы мы не приносили себе зла, вот и всё. Но когда мы это делаем, естественно, будем страдать, пока наша рана не залечится. А предопределение христианская Церковь решительно отвергает.

– Когда мы произносим слова «Да будет воля Твоя, Господи», мы возлагаем на Господа свою надежду. А как же быть с вопросами веры? Если сомневаться в получении просимого, то сбудутся слова из Евангелия «По вере вашей да будет вам», и мы ничего не получим. Или же Господь дает полезное нам, вне зависимости от того, верим мы или нет?

– Что значит «По вере вашей да будет вам»? Ну что это такое? Я поверю, что улечу в космос, и я полечу в космос, что ли? Речь-то идет о чем? О том, что когда мы обращаемся к Богу, то мы должны знать, сам Христос что сказал? Вот если бы имели веру с зерно горчичное, сказали горе этой: «Двинься», – и она двинулась. А мы как молимся? Посмотрите. Только посмотрите в себя: молимся и не верим. И молимся, и не верим.

Помните, как один сказал откровенно: «Господи, верую. Помоги моему неверию». Здорово сказал, просто замечательно. Веры-то у нас нет. Вот беда-то какая. А если б мы действительно верили, то, наверно, были бы прямыми чудотворцами. Кстати, Иоанн Кронштадтский именно так этот дух, что называется, обнаружил. У него случилось. Он с такой искренней верой помолился о просьбе – и совершилось. Конечно, по вере вашей. Но надо прочитать и наоборот: и по неверию вашему будет вам так же, тогда ничего не получите.

– Можно ли подходить к причастию, если нет твердого решения жить по заповедям? И как заставить себя принять такое решение, если даже мысль об этом вызывает внутреннее сопротивление?

– Пользу от любого таинства можно выразить, знаете, таким высоким научным языком, сказав, что она прямо пропорциональна нашей решимости жить по заповедям. Вот на грош решился – ну на грош и пользу получишь. Действительно решился – ой, какую пользу получишь. А мы так: таинство – значит, уже всё. Да ничего подобного. Любое таинство для человека дается только как семечко, а не весь дар.

Пользуясь случаем, скажу и о крещении. Что происходит? Привожу вам слова Симеона Нового Богослова: «Тогда в крещении Бог-Слово (то есть Христос) входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем, как семя». Вот, оказывается, что происходит в крещении-то. Одно дело – земля незасеянная. Сколько угодно копай, ничего там нет, ничего не вырастет. А другое дело – семя дает. Но только семя. А уже в какой степени это семья разовьется и даст плоды, зависит от нас. Недаром говорят, египетские пирамиды открыли, три тысячи лет лежали там семена пшеницы, и, представляете, никакого плода не дали. Так и у нас часто.

Внимание к своей душе. Что это значит и почему оно столь важно?

Преподобный Симеон Новый Богослов как говорил? Даже тщательное исполнение заповедей Христовых что делает? Вот, я решил и стараюсь изо всей силы. Кажется, согрешаю. Каюсь. И так непрерывно. И к чему оно должно привести, это тщательное исполнение заповедей? Научает человека его немощи. Увидь себя, человек. Ты только сейчас дал себе слово никого не осуждать, и тут же взвился, когда тебе сказали то-то и то-то. Не лицемерить, не лгать. А что у тебя? Да, тот человек, который начнет следить за собой, действительно, приходит к смирению. То есть что значит к смирению? Он начинает видеть, кто он есть на самом деле, без розовых очков. Вот, оказывается, я какой. Я полагал, что я очень неплохой человек. А здесь, когда перед лицом заповедей я увидел, что в моей душе творится, понял и затылок почесал: ничего себе, вот это хорош.

Это познание, видение себя является началом духовной жизни. Пока я не вижу, что я грешный, до тех пор мне и Христа-то не надо. Христос – Спаситель, а я, в общем-то, и ничего, меня нечего и спасать. Вот чего земного, это давай, я молебен закажу даже. А спасать меня? От чего? А оказывается, без видения того, что из себя представляет сама моя душа, без понимания этого не может человек прийти к вере во Христа. Ведь что такое вера во Христа? Это не просто признание того, что Он родился, крестился, распялся и воскрес. Совсем не это. Это знает каждый самый паршивый бесенок и остается бесом. Это бесовская еще вера.

Московскую духовную академию профессор Осипов окончил со степенью кандидата богословия

После окончания Московской духовной семинарии Осипов поступил в Московскую духовную академию. Её он окончил в 1959 году со степенью кандидата богословия.

Защищал будущий профессор богословия свою диссертацию на кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

Профессор Алексей Осипов, встреча в Московской духовной академии. Алексей Ильич окончил в 1959 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия

После того, как Алексей Ильич закончил академию, он получил справку о своём направлении в Смоленскую епархию. Переезд не состоялся, так как осенью этого же года он получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии.

Здесь богослов успешно прослушал курс аспирантуры. По окончании ее, его оставили преподавателем по экуменизму. Эту дисциплину только в то время ввели в академии.

В 1959 году Алексей Ильич Осипов стал кандидатом богословия.

В 1964 году Алексея Ильича Осипова назначили секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

Через год ― пригласили прочитать курс лекций по основному богословию в Московской духовной академии. В 1966 году он читал тот же самый предмет в семинарии.

Далее Осипов читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по западным исповеданиям.

Почему нужно учиться правильной молитве?

Вся внешняя сторона религиозной жизни – это и есть своего рода телесное делание. То есть телесные дела. Это посты и молитвы, хождение в храм и милостыня, и всё такое. Во мне это ничего не изменяет, если я не буду делать чего-то другого. Правда, для многих, которые совершенно ничего не знают о христианстве, конечно, с этого и начинается. Потому что не знают, что такое храм, что в храме делается, что такое исповедь, причащение. Это понятно, но это же детский уровень. А суть в чем? В чем суть духовной жизни? В исполнении, точнее, в понуждении себя жить по заповедям.

Без этого понуждения ни о какой духовной жизни речи не может быть. И речь тут идет не только о том, что человек не должен совершать каких-то грубых грехов, чем очень часто к своему удовольствию мы и ограничиваемся. Я никого не убил и никого не ограбил, представляете? И не изменил, и не нарушил закона, и никого не подвел. Кто я? Хороший человек. Хороший человек, всё

А о чем говорит Христос-то? О чем говорит Евангелие? В данном случае очень важно услышать мысль святых отцов

Оказывается, все наши деяния – как добрые, так и худые – с чего начинаются? С мыслей. Вот он, источник нашей духовной жизни – наши мысли. Интересно бы найти человека, который бы сказал: «Я борюсь с мыслями». Почти никто не борется, живут в этом омуте. Один проповедник очень хорошо сказал: мы поступаем так, как скотина, которая как ни перешла бы пыльную дорогу, свои следы оставляет. Так и у нас, любая скотина приходит и оставляет свои следы: и змея, и волк, и овечка. В общем, свобода мыслей. Только это не свобода, а произвол.

Первое, на что нужно обратить внимание, это то, что на святоотеческом языке называется борьбой с помыслами. Если говорить на современном языке, мы должны делать что? Пришла какая-то дурная мысль, что мы должны сделать? А вот то, что сейчас на всенощной поется: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень»

Пришла мысль, особенно злая, на кого-то, только дай ход – и всё, у человека и сон весь пропадает. Прямо моментально надо убивать это. Как святые отцы и говорят, о камень разбивать этих младенцев, только что пришедшие мысли. Камень – это Христос. Это молитва.

Это будет самообманом, если человек не поймет, что вся суть религии и духовной жизни заключена в молитве. Без молитвы нет религии вообще. Потому что только в молитве наш ум соединяется с Божественным Духом. Только! Здесь связь. Слово «религия» – это связь. Только в молитве это происходит. Без молитвы нет вообще никакой религии в человеке. Да, он верит, что кто-то там есть, Бог. Ну да, хорошо. Что это Троица, Христос. А молитва? Что это такое? Очень многих поражают те строки, которые находим у святителя Игнатия Брянчанинова, когда он говорит: нужно учиться молиться. Учиться.

Фото: gorlovka-eparhia.com.ua

Вы знаете, даже не услышишь этого никогда. Я слышу только призывы молиться: «Возлюбленные во Христе братья, у вас заболела печенка или селезенка – молитесь». Что такое молитва? Как она совершается? Оказывается, тот, кто не учится молитве и не знает, что такое правильная молитва, тот никогда ни к какой духовной жизни не прикоснется. Только через молитву происходит соединение нашей души с Богом. Только в молитве человек может получить помощь Божию. Без нее ничего не может быть.

Почему нужно учиться правильной молитве? По очень простой причине. В церкви стоим, кто-то там читает, кто-то поет. У них один мир, а у меня другой. А я вспоминаю, как с соседом или с соседкой, или прочее. Да у меня, Господи, целый мир, в котором нахожусь в это время. На службочке, знаете, так постою хорошо, такая благодать, что лучше не придумаешь. Вспомнил всё на свете. Всё на свете вспомнил, только Бога не вспомнил.

Решительное слово отцов: там, где нет внимания, там молитвы нет, хоть тараторили бы мы всю вечность. Нет молитвы, это самообман.

Когда мы начинаем обращаться словами молитвы, когда, как кажется, мы молимся, в рассеянии, в невнимании, в небрежении: «Отче наш, Иже еси на небесех!» – та-та-та-та… – нет молитвы. Еще раз повторяю, там и у того, где и у кого нет внимательной молитвы, там религии нет, духовной жизни нет

Молитва только та правильная, которая совершается с вниманием, благоговением, ибо перед Богом мы стоим, а не перед кем-нибудь. И, что крайне необходимо для каждого человека, по-моему, – покаяние

Когда мы это слышим – внимание, благоговение, покаяние, – простите, а как же? А мне надо помолиться, у меня с дочкой там плохо, и что? Там надо экзамен сдать, замуж выйти, поступить на работу. Вот о чем

А что это такое – внимание, покаяние?

Две стороны духовной жизни

У святых отцов дар чудотворения и прозорливости никогда не рассматривался как признак святости

Как это важно сейчас для людей! Например, о некоем духовнике только и слышно: «Ой, он как утешает, он как говорит. Я с ним встретилась, не знаю, что делать

И я после этого замуж вышла так хорошо». «А я женился так хорошо». И вот одно за другим прямо приводят, одно за другим.

Смотришь, это что за оценка? Мы что, материалисты, что ли, дикие? Только об этом мы и думаем? И сколько людей попадается на это: «Чудо. Чудо. Дайте чудо мне и больше ничего». А забыли, что говорят святые отцы? Я вам приведу только одну фразу. Она поразительная. «Часто люди, развращенные умом и совершенно отрекшиеся от веры, именем Господа творят великие знамения и чудеса». Ну-ка, как? Именем Господа. «Ой, старец, всё». – «Развращенные умом и совершенно отрекшиеся от веры».

Не по чудесам и прозорливости узнается, истинный человек или ложный, а совсем по другим критериям, о которых и стоит сегодня чуть-чуть поговорить, поскольку эти вопросы сейчас представляют чрезвычайную важность. Какая-то погоня, стоит только встретить священника в возрасте, седого, худого, со слабеньким голосом – всё, он уже святой

Больше ничего не надо, и толпа идет.

Спрашиваю: «А почему вы идете?» – «Ой, Марья сказала то-то, он ей ответил то-то, и точно так и сбылось». Ах вот как, оказывается. Ну, Марья – авторитет, конечно, великий, еще бы. На что смотрим? Неужели мы не знаем, что часто происходит? Такие прозрения и чудеса от кого бывают? Преподобный Иоанн Кассиан говорит: от трех вещей. Бывают от Бога? Бывают. Бывают от дьявола? Ой как бывают. Об этом мы даже не думаем. Даже не думаем об этом! А бывают от нашего испорченного естества или, как он говорит, по вере человека. По вере человека! И приводит очень хорошие случаи, когда человек исцелялся, думали, что он святой, а на самом деле это разбойник и бандит.

У нас же критерий только один: чудеса и прозорливость. До какого невежества дошел наш православный народ. Вы знаете, чем это грозит? Страшными вещами. Святоотеческое предание говорит, что самым великим чудотворцем кто будет? Антихрист. Он поразит больше, чем кто-либо, своими чудесами. И почва прекрасная, когда для человека чудо – это критерий: всё, он подумает, что антихрист – это и есть Христос.

Святоотеческое предание, то есть учение обращает внимание на то, что как человек двусоставен – тело и душа, – так и духовная жизнь состоит из правильного отношения к телу и душе. Или, как отцы говорят, есть подвиг телесный, и есть подвиг душевный или духовный

А как мы иногда оцениваем, опять-таки? Человек ведет аскетический образ жизни, постоянно ходит в храм, соблюдает посты и так далее. Может быть, действительно ведет аскетический образ жизни. Вы что, думаете, святые отцы так безоговорочно это одобряют? Нет.

Вот что пишет Варсонофий Великий:

Почему он не стал настоятелем церкви?

По мнению большинства людей, знакомых с трудами Алексея Ивановича, он давно должен был принять духовный сан и отойти от мирских дел, однако этого не произошло. Зачем же тогда он потратил лучшую часть жизни на изучение богословия? Ведь логичным завершением карьеры вполне мог стать монашеский постриг. Однако все дело в том, что профессор видит себя именно педагогом — в этом его истинное предназначение, а укрыться в стенах монастыря он всегда успеет.

Профессор Алексей Осипов справедливо полагает, что принимать сан, будучи преподавателем в Духовной академии, как минимум странно. Ведь у священнослужителя должен быть свой Приход и община – его дело направлять людей на путь истинный и молиться о душах детей божьих. Поэтому обладателям церковного сана не следует преподавать в академии, так как там главой является ректор, а студенты — паствой. Вот такое сравнение.

На сайте профессора Алексей Ильича Осипова нет сведений о его семье

Многие почитатели профессора Алексея Ильича Осипова задают вопрос: есть ли семья у выдающегося русского богослова?

Священнослужители и другие представители Русской Православной Церкви обычно на вопрос: есть ли у Алексея Осипова жена, отвечают, что православие требует безбрачия только от монахов.

Сведения о постриге Алексея Ильича отсутствуют, при этом личная жизнь любого человека неприкосновенна

Таким образом, не стоит обращать излишнее внимание на этот вопрос, а лучше сосредоточиться на той деятельности, которые профессор ведёт как богослов и проповедник

Видеоролик: лекция профессора А.И. Осипова «Малая церковь». Город Лобня. На 14 минуте автор говорит о том, что источником брака и его разрушения признаны человеческие страсти.

Подобная деятельность хорошо освещена на личном сайте Алексея Ильича. Так, например, здесь размещена его биография, иметься раздел с видео. Книги профессора, а именно их краткое описание, также расположены здесь. Так на сайте можно прочитать следующие труды автора:

  • «Бог»;
  • «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
  • «Путь разума в поисках истины»;
  • «Любовь, брак и семья»;
  • «Неизданные письма игумена Воробьёва»;
  • «Носители духа».

Детство

Осипов Алексей Ильич появился на свет 31 марта 1938 года в небольшом городке Белев, расположенном в Тульской области. О семье и близких родственниках, а также о ранних годах будущего богослова данных немного, известно, что его родители были обычными служащими: папа – военным, а мать Ольга Михайловна работала в местном магазине.

Из-за специфики профессиональной деятельности отца семья была вынуждена поменять несколько мест проживания, но в конце концов Осиповы переехали в Смоленскую область и обосновались в городе Гжатске, который впоследствии был переименован в Гагарин.

Алеша Осипов в детстве с родными и отцом Никоном

О собственном детстве Алексей Ильич рассказывает скупо и неохотно, каждый раз делая акцент, что принародную исповедь отменили еще в ΙΙΙ столетии до н.э. Уже в те далекие времена люди понимали, человеку следует исповедоваться наедине со священником, поэтому профессор говорит, что большой аудитории ему сказать нечего.

Когда будущему богослову было около семи, его мама начала посещать храм, где настоятелем был отец Никон (А. А. Воробьев). Спустя время батюшка оказал фундаментальное влияние на мировоззрение юного Алексея, а через несколько лет стал духовным наставником парня.

До самой смерти, произошедшей в 1963 году, игумен Никон был для Осипова примером добродетельного христианина, справедливого и грамотного учителя, мудрого и чуткого друга. Школу Алеша окончил в 1955 году в Гжатске. Тогда паренек был очень малорослым (остановился в росте из-за травмы позвоночника).

Позднее на выступлениях богослов рассказывал об этом моменте и врезавшимся в память воспоминании, связанном с наставником игуменом Никоном. На протяжении летних каникул церковный служитель измерял рост мальчика линейкой и ставил зарубку на двери, каждый раз добавляя: «Ну вот, гляди, ты опять подрос».

Алексей Осипов и игумен Никон

Отец Никон так укрепил веру Алеши, что он вырос, и когда паренек 1 сентября пришел в школу, все изумились – он стал выше на целых 15 см. Сейчас Алексей Ильич произошедший феномен объясняет силой убеждения духовного отца и на протяжении многих лет воспитывает в себе это уникальное качество.

Наставник Алексея – игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах

Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь

В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Почему так важно святоотеческое наследие

Видите, какой вопрос поставлен – вопрос о духовной жизни. Если мы хотим об этом говорить, то, наверное, прежде всего стоит вспомнить самое главное: чем принципиально отличается православие от всех других христианских конфессий, то есть исповеданий? Тем, что оно утверждает, что правильным, истинным, верным является только то, в чем мы находим согласие святых отцов. К сожалению, не богословов – история показала, что как только бразды правления даются в руки богословам, начинается такой винегрет, что потом люди не знают, куда деваться. Изумленные народы действительно не знают, что делать – ложиться спать или вставать. Помните?

Так вот, в этом специфика православия, и это критерий, по которому мы можем оценивать многочисленные выступления, книги, публикации, которые касаются какой бы то ни было темы церковной, христианской, духовной жизни. Святые отцы. Почему святые? По очень простой причине. Мы верим, и не без оснований, что душа очищенная видит лучше, чем грязная. Так же, как мы говорим: глаза незасоренные. Если глаза плохо видят, мы начинаем протирать их, чтобы увидеть лучше. Душа видит истину по силе жизни. Это замечательные слова святого Исаака Сирина. Душа видит истину (истину, то есть правильное) по силе жизни, а не по силе вспотения мозга. Мозг подчас, бывает, и очень сильно вспотевает, а проку от этого никакого.

Я очень прошу обратить на это внимание. Особенно в наше время, когда со всех сторон мы слышим и проповеди, и публикации, и выступления, и чего только не слышим

Критерий у нас есть для тех, кто интересуется православием. И критерий этот истинный потому, что душа видит истину по силе жизни, а не по какой-либо причине. Даже огромная эрудиция еще ничего не значит сама по себе. Потому что тут, как в музыке, всё зависит от ключа, который будет поставлен перед нотами, и музыка будет соответствующей. И как она еще меняется, в зависимости от ключа, так и здесь тоже.

Сильнее согрешил – глубже раскаешься?

– Как отличить добро, сделанное Христа ради, от сделанного по природе душевной? Иной раз и врага страдающего пожалеешь и поможешь просто так, из прямого сострадания.

– Мы можем заметить на себе, что даже когда мы хотим сделать что-то ради Бога, у нас всё равно появляется этот змееныш тщеславия, или расчета, или лицемерия, или человекоугодия. Поэтому святые отцы говорят: не смущайтесь тем, что появляется, а боритесь с этим, и познавайте, что в нашей душе есть. Мы думали, что у нас всё, там одна благодать в душе, а оказывается, море пространное, в котором гады, их же нет числа.

Надо просто познавать себя. И тут дается такая возможность. Почему Симеон Новый Богослов и писал, что тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи, открывает ему его немощи. Я же исполняю заповедь, кажется, по заповеди даю человеку. По заповеди! И что вижу? И вдруг вижу «змея Горыныча», который готов меня проглотить.

– Как правильно понять: убийство врага на поле боя не является грехом, более того, является доблестью, но не является враг тем же образом Божиим, убийство которого запрещено внутри страны, и не лицемерие ли это?

– На поле боя, как правило, нет личных отношений, когда вот он мне лично враг, или я ему враг. Там идет борьба не личностей, а борьба совсем другого плана. Идет, допустим, защита своего отечества от зла, от насилия, от издевательств. Над кем? Над тем, кто стоит за мной, народом моим. И я защищаю. Я убиваю не потому, что я злобу питаю к этим, которые нападают, а этот гнев есть праведный гнев.

Не смущайтесь, есть праведный гнев. У меня нет никаких личных отношений с ними, с этими людьми, которые нападают. Это вот идет зло, с которым я должен бороться. Каким образом? Вот таким образом, уничтожая всех тех носителей зла, которые движутся на кого? На того, кто стоит за мной и за кого я должен отдать свою жизнь. Поэтому здесь нет нарушения заповеди «Не убий».

Когда убийство совершается по злобе, по расчету, по неприязни, по корысти – да, это убийство. На войне – совсем нет. Могут быть какие-то элементы, поэтому и говорят, что надо всё-таки покаяться. Но суть дела здесь не в ненависти к человеку, а к тому злу, которое сейчас идет на мой народ.

– Распятый по правую сторону разбойник спасся благодаря раскаянию. Блудный сын раскаялся и был принят отцом с почестями. Всю жизнь я стремилась быть хорошей, и раскаяние мое ни холодное, ни жаркое. А если бы был сильный грех – и раскаяние было бы сильнее. У грешников не короче ли путь к Богу, чем у праведников?

– Ну да, так некоторые считают: сейчас погрешу, а потом раскаюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector