О церковном погребении

Подготовка похорон

Подготовку к похоронам следует начинать после мирских процедур — констатации смерти врачом, осмотра полицей и.т.д. Сейчас принято забирать тело усопшего в морг. Если тело усопшего до самих похорон родственники решают оставить дома, чтобы попрощаться, его специально готовят: покойного принято омывать теплой водой, одновременно читают «Трисвятое» в знак омытия от грехов, которые человек совершил при жизни. Это имеет лишь символическое значение, потому что грехи в физическом смысле не «смываются» с помощью воды. После омовение тело человека облачают в чистую одежду, кладут на стол и накрывают саваном в знак обета чистоты, который человек давал Бога во время Крещения. Перед положением во гроб для похорон, тело покойного и сам гроб окропляют святой водой. В гроб кладут лицом верх, а под голову кладут подушку, набитую соломой. Глаза покойного закрывают, а руки складывают крестом. Правую руку кладут поверх левой.

Если усопший не носил нательный крест, его тоже следует одеть. Затем на усопшего кладут погребальное покрывало с изображением креста. Когда тело усопшего омыто и одето, читают канон «Последование по исходе души от тела», этот канон читается мирянином, если нет возможности пригласить священника. Для чтения канона мирянами существует специальный текст.  У «Последования» исключительный строй.

Пока в доме находится тело покойного, зажигается лампада или свеча. В руки усопшему дают крест, а на грудь кладут икону. Мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Пресвятой Богородицы. На лоб усопшего возлагают венчик, прообраз венца Иисуса, предзнаменование Небесного венца, который дается тем, кто жил по Заповедям Божиим. Тело — это храм для души, поэтому у погребению тела относятся с уважением.

Мысль о загробной встрече человека и Бога проходит через все чинопоследование отпевания усопшего. Близкие читают над гробом Псалтирь, потом гроб ставят в храме ногами к алтарю, по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Чин отпевания состоит из песнопений о земном пути человека: изгнание из Рая, обетование о том, что человек не перестает быть Образом и подобием Бога, по милости Господа Церковь умоляет простить усопшему его грехи.

После отпевания гроб с телом покойного переносят на кладбище и опускают в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы восстать из земли по зову Господа. У ног покойного ставится крест, как символ победы Христа над смертью.

Омовение и облачение

Омывают умершего мирянина обычно родственники или специально приглашенные лица. Подготовить тело священника к встрече с Господом поручается только священнослужителям. Втроем они отирают тело умершего влажными губками, совершая крестообразные движения.

Как и мирянина, священника одевают в исключительно новые одежды – рубаха, штаны, сапоги. Но затем мирскую одежду закрывают облачением священнослужителя, соответствующим церковному статусу почившего. Если священнику при жизни было по какой-то причине запрещено служить, облачать его в богослужебные одеяния можно лишь при разрешении архиерея.

В руки умершего священника вкладывают крест, символизирующий спасение живых и мертвых, а также Евангелие в знак того, что человек возвещал людям о жизни Господа и наступлении Царства Божия.

История чинов погребения

Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».

В итоге, чинопоследование, каким Русская Православная Церковь знает его ныне, впервые было полностью сформулировано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке – и с тех пор оно не менялось. В требниках современного образца чин погребения над членом белого духовенства значится как «Последование мертвенное над скончавшимся священником». Примечательно, что тот же чин погребения полагается также и епископам – они формально принадлежат к черному духовенству, однако для них делается исключение ввиду исторических причин.

Любопытно также и то, как на протяжение веков русская православная церковь пыталась урегулировать вопрос погребения священников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям. Например, как следует хоронить священника, который был отстранен от служения – а вскоре умер, так и не получив восстановления в полномочиях? В конечном итоге было решено, что если священнику грозило временное отстранение и перед смертью он покаялся, то хоронят его как священника. Если же он был низведен до мирянина и лишен сана насовсем, то тогда его хоронили как мирянина.

Храмы на кладбищах Москвы

Необходимые условия для обряда

Часто во время подготовки к проведению Чина погребения не уделяют должного внимания условиям, при которых должно совершаться богослужение. Это может стать причиной того, что отпевание будет недействительным. Значит, нужно обязательно узнать, выполняются ли эти требования.

Отпевание усопшего дома

Воля покойного

Считается, что умерший христианин, посещавший церковь, по умолчанию дает согласие на совершение службы над ним после смерти. Однако есть и такие, кто по разным причинам решают отказаться от проведения Чина погребения. Также некоторые желают, чтобы в последний путь помог провести их определенный священнослужитель. Тогда лучше оформить свою просьбу письменно, что займет немного времени, но потом позволит выполнить волю умершего.

Факт крещения умершего

Проведение отпевания возможно без письменного подтверждения факта совершения таинства крещения. Но люди по возможности должны предоставить свидетельство о совершении богослужения. У многих документ сохраняется, а значит, не составит труда подтвердить данный факт.

Церковные свечи и икона

Свидетельство о смерти из ЗАГСа

Родственники усопшего часто пытаются обманным путем добиться проведения Чина погребения. Чтобы богослужение прошло по всем правилам, священнослужители просят представить справку о смерти человека. Она выдается сотрудниками морга после смерти. Но этот документ можно получить обманным путем, даже если умерший покончил жизнь самоубийством. Родные таким способом заботятся о его душе, не понимая всю опасность этого. Священнослужитель не сможет проверить подлинность справки, примет на веру сказанное родственниками.

Свидетельство о смерти, образец

Документы о покойном

Кроме свидетельства о смерти и справки о крещении, предоставляется также паспорт покойного. Такой порядок позволяет удостовериться, что нет ошибки, отпевание проводится над нужным человеком.

Назначение даты отпевания

Предварительно договариваются о времени совершения богослужения. Ранее было принято привозить умершего во храм сразу после смерти. Гроб находился здесь все три дня до похорон. Сегодня эта традиция изжила себя. Но есть возможность оставить покойника в храме за 1 сутки до погребения. Все это время читают Псалтырь. Разрешается произносить священные слова над покойным в часовне при морге или на кладбище. При этом Чин погребения совершается по единым правилам.

Подготовка обрядовой ритуалики

Во храме покойник должен быть полностью готов к погребению

Важно заранее узнать, что нужно для отпевания:

  • нательный крест – берется тот, что носил покойный при жизни, в случае утраты его можно приобрести;
  • венчик – бумажный ритуальный атрибут, означающий венец Славы, который покойник получает за праведную жизнь, попадая в Царствие небесное;
  • саван;
  • крест для положения в руки умершего;
  • икона для положения во гроб на время проведения отпевания, ее забирают перед тем, как будет заколочена крышка гроба;
  • разрешительная молитва – продается в лавке при храме;
  • церковные свечи тоже можно приобрести на месте, где будет проходить богослужение.

Для сравнения цветок допустимо нести на похороны, но не на отпевание. Пришедшим следует держать только свечу. Необходимо узнать стоимость проведения обряда. Например, по Москве – до 5 тыс. руб. На территории регионов (г. Киров, г. Владимир и т. д.) цена меньше. Причем не имеет значения, совершается обряд над гробом или урной после крематория. Часто фиксированная ставка отсутствует, родственники совершают пожертвование на храм.

Ритуал отпевания

Как договориться об отпевании

Отпевание – это церковный обряд. Если умерший не был христианином, его не отпевают. Чтобы договориться об отпевании, нужно подойти в храм или часовню, в которой будет производиться церемония. В церковной лавке для этого нужно будет предъявить свидетельство о смерти и документ, подтверждающий то, что христианин не совершил самоубийство. Иногда вторая бумага не нужна, всё записывается со слов родственников. Если человек наложил на себя руки, но имел психическое заболевание, то нужно идти в ПНД по прописке или в больницу, где он наблюдался, и просить дать бумагу, подтверждающую болезнь. В этом случае самоубийцу могут отпеть.

Отпевание бывает очным и заочным. Самоубийц с психическими заболеваниями по церковным правилам отпевают только заочно. У всех остальных есть выбор. Очное отпевание происходит непосредственно над гробом и стоит дороже. Заочное отпевание может совершаться после проведения похорон. Но по заверению священнослужителей от того, как совершается чин отпевания при похоронах, загробная участь человека сильно не меняется. Однако любого православного христианина надо отпеть хотя бы заочно.

Общую стоимость отпевания назовут в церковной лавке. Карты в церкви не принимают, поэтому нужно заранее запастись наличными. Во время посещения храма у женщин на голове должен быть платок, а мужчины наоборот снимают головной убор перед входом в церковь.

«Может быть, мы не его похоронили?»

Эта бабушка очень хотела быть похоронена рядом со своей сестрой. Хотела, чтобы ее отпели. Она не желала кремации, поскольку верующий человек. Ее последняя воля нарушена.

В крематории нас батюшка не дождался, ушел, а мы хотели, чтобы он отпел. Сейчас в крематориях священники проводят отпевание при закрытых гробах. 

Священнослужители, умершие во время эпидемии Covid-19. Список памяти

Девушка, которая вела церемонию, сказала: «К сожалению, вы не можете попрощаться, мы не имеем права открыть гроб. Для нас самих это тяжело. Перед нами проходит очень много людей, которые прощаются при закрытом гробе, не могут поцеловать, обнять своих близких. К сожалению, мы в таких условиях».

Мама и брат подошли, потрогали крышку гроба — конечно, это все ужасно, потому что действительно не видишь человека, которого ты провожаешь. Там была женщина, которая встала на колени перед санитарами, чтобы открыли гроб с ее мужем. Они ее аккуратно подняли: «Мы не можем, у нас инструкция, приказ. Пожалуйста, простите нас». Они просили прощения.

Женщина потом все время повторяла: «Может быть, это не он, может быть, это какая-то ошибка? Может быть, мы не его похоронили? Он был здоров. Какой COVID? У него ничего не было, никакого COVID. Как же так? У него просто болело сердце, его с инфарктом увезли, при чем здесь COVID? Наверное, они ошиблись, а он так и лежит в реанимации, мы другого человека похоронили». 

Санитары вообще прекрасные люди. Очень уставшие, но тактичные, для каждого находят правильные и нужные слова. Понимают, в каком жесточайшем стрессе люди. Они видели, в каком состоянии моя подруга и ее мама: «Давайте мы вам капельки дадим успокоительные. Вы понимаете, такая ситуация». 

Литургический плат

Во времена земной жизни Иисуса Христа традиция погребения включала покрытие лица умершего особым платком. Такой обычай доныне сохраняется при похоронах священства. Лицо покойного прикрывают воздухом — вышитым платом, возлагаемым на Священные Дары во время богослужения. Так обозначается особая причастность священнослужителя к совершению Святых Тайн Тела и Крови Христовых. С этим вышитым платом покойного и отпевают, и хоронят.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Организация похорон

Где можно получить свидетельство о смерти

Свидетельство о смерти оформляют в территориальном отделении ЗАГСа. Если в городе несколько ЗАГСов, нужно смотреть на то, к какой именно организации относился усопший по прописке. В ЗАГС нужно принести справку о смерти. На ее основании представителям покойного выдадут свидетельство о смерти с гербовой печатью. Это свидетельство нельзя ламинировать и не стоит сгибать. Лучше сделать несколько копий, т.к. они понадобятся при дальнейшей организации похорон умершего. Вместе со свидетельством выдается справка для получения пособия на погребение. Оформить свидетельство можно также в МФЦ (многофункциональные центры «Мои документы»).

Свидетельство о смерти – это важная бумага, которая понадобится при подготовке к погребению. Без этого документа нельзя провести похороны, так как он является подтверждением того, что человек действительно умер. Также свидетельство – это доказательство того, что под видом одного человека не пытаются похоронить другого. Эту бумагу необходимо иметь при себе в день погребения.

Другие материалы по теме «Советы»

Почему православные не кремируют умерших

По окончании жизненного пути человека свершается похоронный обряд. В соответствии с православными традициями, тело человека предают земле. Однако несмотря на каноны, многие сейчас задумываются об альтернативных способах захоронения останков.

Надпись на памятнике маме

Эпитафия — это лаконичная, но емкая фраза, написанная в стихах или прозе в память об умершем человеке. Она размещается на памятнике. Ее цель — выразить мысли и чувства об умершем человеке. В этой статье речь пойдет о надписях на надгробии маме. Они помогают увековечить память о самом близком человеке.

Что делать с вещами умершего до и после 40 дней
Нередко переживая утрату близких, печаль и грусть полностью овладевают нами — мы не можем думать ни о чем другом. Однако после похорон и решения прочих организационных вопросов многие задаются вопросом, куда девать вещи умершего человека. В данной статье мы расскажем вам о том, как правильно поступить.

Можно ли беременным присутствовать на похоронах?
Если у беременной женщины случилось несчастье – умер близкий человек, то перед ней встает сложный вопрос о посещении похорон. В этот волнительный период ее обуревают различные страхи и суеверия. Многие даже не знают, стоит ли ходить на кладбище.

На какой день хоронят человека после смерти у православных

Похороны — печальное событие, с которым часто связывают большое количество мрачных суеверий и народных традиций. Для христиан же смерть — это не конец, а переселение души в мир иной, где она будет находиться до всеобщего воскресения.

Эпитафии на памятник

Надписи на памятниках предназначены для того, чтобы в лаконичной форме выразить скорбь родственников, потерявших близкого человека. Эпитафии также могут содержать перечисление лучших качеств покойного. Текст часто бывает оформлен в виде небольшого стихотворения, однако нередко встречается и проза.

Какими должны быть надписи на венках на похороны

Похоронная церемония сопровождается неотъемлемыми атрибутами, которые являются видимым выражением скорби родных и друзей умершего. При прощании с покойным их последние слова, обращенные к нему, по традиции принимают вид надписи на венках.

Какие цветы можно носить на кладбище

Чтобы почтить память умершего, а также выразить скорбь и уважение, на кладбище часто приносят венки и букеты. Однако при выборе композиции многие люди, особенно молодые, не знают, какие цветы кладут на могилу. В действительности строгих правил не существует, причем традиции в России и за рубежом могут значительно различаться.

Можно ли беременным ходить на кладбище

Существуют как положительные, так и отрицательные мнения по поводу того, можно ли беременным ходить на кладбище. Часто негативное отношение к посещению подобных мест связано с суевериями. Истинные причины происхождения этих поверий сокрыты в глубоком прошлом, однако немало людей продолжают их придерживаться.

Память об усопшем и упоминание его в жизни

Родственники и близкие усопшего поминают его сразу после похорон за поминальной трапезой. Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша их пшеничных зерен с изюмом или сладостями. Человека кладут в землю, подобно зерну, но он рождается для жизни вечной. Мед, изюм или другие сладости — сладость блаженства Царствия Небесного. Во времена первых христиан в этот день милостыню и еду раздавали нуждающимся и голодным. Допускается и употребление алкоголя, но его доза должна соответствовать атмосфере скорби и боли о потере близкого человека, а не радостному шумному праздничному столу. В день похорон близкие человека скорбят о расставании с ним в земной жизни, несмотря на то, что мы верим в жизнь вечную и воскрешение. «Поминки» или поминальная трапеза заканчиваются, так же как и начинаются, молитвой о душе покойного.

Усопших поминают на третий, девятый и сороковой день после кончины. Считается, что в течение первых сорока дней после смерти, душа человека проходит «мытарства», ей тяжело осознать грехи своей земной жизни. В это время решается участь души на Небесах. Несмотря на то, что душа уже отделена от тела и человек ничего не может изменить в уже свершившихся событиях, он способен раскаяться в грехах. Чтобы помочь пройти трудный путь «мытарств», все это время молятся о душе покойного.

В первый день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». После похорон можно заказать в церкви Сорокоуст. В течение сорока дней усопшего будут поминать за литургией. Можно заказать и панихиду, во время панихиды просят Господа о милости к душе покойного.

В некоторых православных Церквях поминают и на двадцатый день. Филипп Солитарий, древний христианский богослов, живший в XI веке объяснял это так: апостолы просто разделили сорокадневный плач по усопшему, который обычно совершался в Ветхом Завете. Третий день — потому что на третий день Христос восстал из мертвых, девятый — потому что Христос являлся апостолам еще раз и сороковой день, когда Иисус Христос Вознесся на Небеса к Отцу.

Существуют и специальные дни для поминовения усопших: на Радоницу принято посещать могилы близких, совершать на них уборку, молиться. Не существует никаких ограничений, связанных с келейной молитвой об умерших. Ее можно совершать в любое время.

Церковь молится об усопших, родственники могут просить о специальных молитвах об усопших или молиться келейно.

Церковь никак отдельно не регламентирует обращение с вещами покойника. Необязательно также мыть полы или закрывать зеркала. Приметы, связанные с физическим миром, никак не связаны с христианскими похоронами. Это не более чем светские ритуалы. Душе покойника от нас требуется только молитва.

Если усопший совершил грех самоубийства, то похороны проходят по-другому. Отпевание не совершается. За исключением тех случаев, когда покойный страдал от психического заболевания. Тогда родственники пишут прошение на имя правящего архиерея, возможно, потребуется приложить справку из психиатрического диспансера. В таком случае Церковь может допустить заочное отпевание. Решение остается за правящим архиереем

Также можно обратиться, если нет уверенности в том, что человек именно покончил с собой, а не погиб по собственной неосторожности, например, во время ДТП

Несмотря на то, что Церковь не поминает тех, кто избрал уход из жизни добровольно, близкие человека, надеясь на милость Божию, могут делать это дома, в келейной молитве. Церковь не запрещает молиться о душе человека в таком случае.

Для христианина важно — не забывать, что жизнь человека не заканчивается вместе с похоронами. Бог создавал нас для жизни вечной

Своими молитвами мы можем помочь душе человека пройти посмертные мытарства, просить Церковь молиться за него и наше молитвенное общение с усопшим не прекратиться. В минуты отчаяния мы всегда можем обратиться к Библии, к священнику, иногда близким усопшего после похорон может потребоваться помощь специалиста: психолога и психотерапевта. Так как нам все равно трудно расстаться с человеком в жизни земной, ведь душа осознает смерть как нечто противоестественное, противное Богу и человеческой природе, созданной по Образу и Подобию Божьему.

Похороны. Читать другие материалы по теме:

  • Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день?
  • «…Не увидит смерти вовек»
  • Любовь к гробам
  • Для чего нужны дни особого поминовения усопших? (+видео)

Крестный ход и колокольный перезвон

Тело мирянина принято выносить близким людям, но не родственникам. А вот тело иерея несут обязательно священники в белых одеяниях. Перед гробом священнослужителя несут Священное писание, хоругви и крест, что делает похоронную процессию похожей на крестный ход.

Колокольный перезвон совершается на похоронах и мирян, и священников. Но если при погребении мирян звучит сначала перебор малых колоколов, а потом вступает большой колокол, а каждый круг такого перебора завершается одновременным ударом во все колокола, что символизирует конец земной жизни человека, то похороны иерея сопровождаются иным колокольным перезвоном. При чтении Евангелия во время отпевания в колокол ударяют столько раз, сколько раз прочитано Евангелие. При внесении гроба в храм, а также после разрешительной молитвы и погребения звучит трезвон.

Чин погребения

Отпевание (или чин погребения) – это богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Оно состоит из молитв и песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека – за преступление заповеди он снова обращается в землю. В Православной Церкви существует несколько чинов погребения: для мирян, для младенцев, не достигших возраста 7 лет, для монахов, для священников и чин погребения на Пасху. Содержание каждого чина составлено в соответствии с образом жизни и служения умершего. Так, при погребении монашествующих поют песнопения, соответствующие их обетам.

Особый чин погребения иереев (рукоположенных священников) появился в греческих Евхологиях (сборниках молитв) в начале XV столетия, а в русских Требниках – в конце того же века. А вот свою нынешнюю форму данный чин получил только в XVII веке. Погребение священника отличает большая сложность, торжественность и продолжительность, чем погребение простых верующих и монашествующих. Чин погребения священнослужителей состоит из 5 апостольских и 5 евангельских чтений, между которыми читают псалмы, исполняют антифоны, тропари и седальны. Многие чтения и песнопения носят общезаупокойный характер, но есть и те, в которых содержатся размышления о жизни, служении и смерти священника.

Правила поминания в церкви

У христиан, исповедующих православие, специфических строгих правил для поминания на полгода не установлено. Нет и соответствующих специальных молитв. Лучше всего заказать в церкви поминальную службу – панихиду. В записках об упокоении пишут только имя умершего в родительном падеже, добавляя перед именем слово «новопреставленный». Это слово пишут в течение первого года после смерти. Если у покойного редкое или иностранное имя и нет уверенности, что оно есть в святцах, лучше спросить у священника, под каким именем поминать этого человека.

До начала службы в храме нужно с молитвой поставить свечу в специальном месте, отведенном для поминания, в большом плоском подсвечнике, стоящем под распятием. При этом, кроме предложенной молитвы, можно мысленно обратиться к Богу и душе усопшего своими словами.
На стоящий рядом стол кладут подаяние – поминальную еду

Потом ее раздают бедным, отдают паломникам, если церковь находится на монастырской территории.
Важно отстоять литургию от начала до конца.
Надо подать записку с именем почившего для поминовения. При этом можно написать не только имя новопреставленного, но и другие имена ранее почивших крещеных родственников.
Заказывают сорокоуст – молитву, которую будут читать в храме 40 дней.

К поминальной молитве в храме стоит подготовиться заранее. Для этого исповедуются и причащаются. Это надо делать после трехдневного поста с соблюдением утром и вечером соответствующего молитвенного правила.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во
все белое, причем погребальная одежда готовилась
заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким
платком с острым верхом и опускающимся на спину
полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного
принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть
закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей
(без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.

Согласно христианской традиции, перед
погребением тело покойного нередко одевают в светлые
одежды — некий знак того, что успение есть не только
скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с
Богом.

Одежда должна хорошо подходить по
размеру

Если человек при жизни заготовил себе костюм
или платье для похорон, его желание важно исполнить. На
руке покойного, если он был в браке, можно, при желании
близких, оставить обручальное кольцо

Хоронить усопшего следует в обуви.
Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь
должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной
форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги,
деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С
православной точки зрения — это пережиток язычества,
когда считалось, что вещи будут продолжать иметь
значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете.
Однако и христиане убеждены, что есть «вещи»,
необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его
близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector