Похороны у старообрядцев

Подготовка тела к погребению

В настоящее время священнослужителей готовят к упокоению следующим образом. Сперва их тела омывают и одевают. Делают это специфическим образом: сперва с помощью влажной губки три священнослужителя трут покойного крестообразными движениями, а затем его тело закутывают в полотно. После этого тело священнослужителя должно быть обмазано елеем с помощью губки и облачено в его богослужебное одеяние. Покойного укладывают в гроб, его лицо покрывают специальным платком (т.н. «воздухом»), в его правую руку вкладывается крест, а в левую — Евангелие. 

Сама по себе традиция покрытия лица при похоронах ведет свою историю еще со времен самого Христа: его лицо было закрыто сударем – специальным платком, которым вытирали пот с лица. Существует версия, согласно которой лица священнослужителей при погребении закрывают, потому что их взор в этот момент должен быть обращен к Господу, а не к миру, однако это, скорее всего, является более поздней рационализацией давнего подражательного обычая. И обычай этот, слегка видоизменившись, дошел до современности: разница в том, что сегодня лица священников укрывают литургическим платом (потому что они были совершителями Тайн Божиих), а на лица послушников кладут особый укрой – все эти детали были изложены уже в Требнике Петра Могилы. 

Как известно большинству верующих православных, при похоронах мирян поются святые гимны, в частности «Господи помилуй», «Трисвятое», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». Когда хоронят православного священника, читаются немного другие литургические тексты и в ином порядке. В том числе их читается и попросту больше. В частности, молитвы и каноны поются при омовении тела священнослужителя, затем – после того, как его облачают в его богослужебное одеяние, затем – перед началом похоронной процессии, а затем еще раз – когда гроб выносится из храма. 

В какие дни нельзя хоронить умерших

Хоронить в день смерти или на следующий день по христианским обычаям не разрешается, если на то нет причин. Связано это с поверьем, что душа не успела покинуть тело. Если христианина похоронить раньше положенного срока, ей некуда направиться. До Третины душа человека находится в кругу своей семьи. Для умершего созерцание захоронения своего тела раньше времени, может привести к большой душевной боли, в следствие чего он останется неупокоенным.

Часто можно услышать такой вопрос:«Почему нельзя хоронить в понедельник, умерших своей смерти или погибших от рук убийцы?». Дело все в том, что раньше в этот день принято было хоронить самоубийц. Похороны усопшего, умершего от естественной или насильственной смерти, переносили на вторник.

Если углубиться в историю, то можно найти упоминание о том, что еще раньше на Руси принято было свозить тела, наложивших на себя руку и неизвестных лиц в специальные строения, именуемых божедомками или убогими домами. Хоронили их после посевных работ, а через некоторое время в четверг накануне Троицы.

Отпевание в храме

Времена меняются и поэтому вопрос, почему не хоронят в понедельник людей, уже не так актуален. Сейчас разрешают погребать умершего в любой день недели, вне зависимости от того, что явилось причиной смерти человека.

Развенчание популярных мифов

Существует целый ряд языческих и народных обычаев, которые до сих пор существуют в православии и не были изжиты временем до конца:

  1. Укладывание в гроб или могилу монет, любимых вещей усопшего либо топора. На самом деле, этот ритуал был сформирован еще в период язычества и никак не относится к христианским обрядам.
  2. Еще один обычай – это помещение в гроб с усопшим его выпавших во время жизни зубов или даже потерянных конечностей. В язычестве считалось, если похоронить человека без руки или ноги, тогда он и в том мире будет оставаться калекой.
  3. Завешивание зеркал – еще один достаточно распространенный обычай, который ведет свое начало с язычества. На самом деле, в христианских обрядах захоронения проводить такую процедуру нет никакой необходимости.

Кроме традиций, которые пришли к людям из язычества, есть также народные приметы и обряды, возникшие из собственной фантазии. Большинство из таких обычаев возникли в дореволюционный период, тогда зародилось большое количество суеверий:

  • класть в гроб к умершему еду или предметы различной надобности;
  • невозможность переноса гроба родственниками;
  • на поминках ставить рюмку водки и кусочек хлеба для усопшего;
  • вливать водку в могилу;
  • хранить рюмку с поминок до 40 дня с момента смерти;
  • говорить устоявшееся выражение «Земля пухом»;
  • если умерший не был отпет как полагается, тогда его душа будет скитаться по земле;
  • нельзя хранить погребальную землю, полученную на заочном отпевании, больше, чем 1 день;
  • кремация тела приводит к возникновению болезней у тех, кто заказал такую процедуру.

У православных

Православные вероучители, считая важными внешние выражения памяти, полагают главным молитвенный долг памяти об усопших. Особыми днями церковных панихид считаются третий, девятый, сороковой и годовщина, причём при отсчёте первым считают день кончины даже если смерть наступила вечером. В эти же дни совершаются предваряемые молитвой поминальные трапезы, на которых вспоминают покойного добрыми словами. Согласно церковным установлениям на поминальном столе не должно быть ни вина, ни водки, чтобы поминки не превращались в заурядное застолье. Не возбраняется поднести ритуальное угощение тем, кто закопал могилу. Это своего рода милостыня, основное назначение которой — создать чувство умиротворения и желание доброжелательно помянуть покойного.

Организация похорон
в Санкт-Петербурге и области

Отпевание
по православному обряду

Разработка сценария
траурных мероприятий

В период траура (от нескольких месяцев до года) основным считается не ношение одежды тёмных цветов и не воздержание от увеселений, а раздача милостыни и совершение молитв в память об усопшем. Если он был крещён, то рекомендуется заказать сорокоуст (поминовение на сорока литургиях) и самим молиться о спасении души. Если же покойный не был крещён или покончил жизнь самоубийством, то возносятся лишь домашние молитвы. Богоугодным считается совершение добрых дел в память об умершем.

Регулярный уход за могилой и возложение символизирующих вечную жизнь венков в форме креста из ветвей ели, кипариса или можжевельника с живыми цветами одобряются православной церковью. Не рекомендуются пластмассовые изделия и искусственные цветы. В любом случае при посещении могилы главным является совершение молитвы за упокой души покойного. По традиции могилы родных и близких навещают на Радоницу, девятый день после Пасхи. В этот день принято поминать усопших, наводить порядок около могил.

После погребения в ногах могилы устанавливают временный деревянный крест, который через год заменяют постоянным памятником из более долговечного материала. Предпочтение отдаётся памятникам в форме восьмиконечного креста из металла, мрамора или гранита. Допускаются кресты другой формы, но без лишних украшений и деталей

«Створю трызну мужю»

О языческих похоронах упоминается еще в «Повести временных лет». Это событие произошло в 945 году, когда князь Игорь погиб во время сбора подати у мятежных древлян. Оплакав смерть мужа, овдовевшая Ольга решила совершить обряд погребения:

После принятия христианства русская княгиня отказалась от языческих погребальных традиций:

С тех пор прошло более тысячи лет. Однако древнеславянские тризны характерны и для нашего времени: под видом поминального обеда на кладбище приносят закуски со спиртным, а на могиле новопреставленного христианина иногда могут поставить даже стакан с вином.

Какое отношение имеет это проявление язычества к истинной вере в загробную жизнь? К сожалению, на все возражения батюшек родственники усопшего отвечают, что у них «так принято».

Православная Церковь учит, что самая важная помощь для души — молитва и милостыня. Этим мы и отличаемся от сектанства, которое отрицает необходимость поминовения умерших.

Современный человек, не являясь воцерковленным, оказывается между двух крайностей: с одной стороны, его пытаются «обработать» еретики-протестанты, с другой — духовные невежды, находящиеся под влиянием различных суеверий и неоязычества.

Свечи за упокой в православном храме

Что говорится по этому вопросу в православной литературе

Чтобы установить дату, касающегося дня проведения определенного обряда, стоит обратиться к православной литературе. Ученик Иоанна Златоуста – Исидор Пелосиотский описал захоронение, в котором указал и сроки. Он написал: «В пятницу Господь испустил дух … один день. Далее продолжил: «С наступлением воскресенья Он восстал». Этот отрывок, описывающий момент наступления смерти и указывающий конкретные дни недели, дает понять, что в последний день недели можно отпевать и хоронить.

По уставу церковь может отказать в погребении усопших в следующие дни:

  • в дни памяти святых мучеников;
  • Главный Крещенский праздник;
  • Успение Пресвятой Богородицы;
  • Светлое Христово Воскресение;
  • на Рождество Христово.

Те, кто утверждает, что хоронить в воскресенье ни в коем случае нельзя, порой сами не могут назвать причины этого. В самой Библии и даже в церковных канонах ничего подобного нет.

День недели и время погребения не играет такой большой роли. Главное в похоронах – соблюдение самого обряда захоронения. Для начала проходит процедура подготовки к похоронам. Тело человека омывают и облачают в предпочтительно светлую одежду. Проводится это работниками морга или самостоятельно – родственниками. Если похороны проходят дома, то читают «Господи помилуй» 3 раза.

4 Прощание с умершим

Одним из важных этапов в захоронении является прощание с усопшим.

Существует традиция у гроба ставить стакан с водой и класть кусочек хлеба. После похорон они должны находиться в доме 40 дней. После этого воду выливают за домом, а хлеб крошат птицам. При прощании с усопшим родные должны постоянно читать псалтырь.

Чтобы процесс прощания был правильным, рекомендуется следовать советам:

  • Родным нельзя идти сразу за гробом.
  • Умершего нужно целовать в венец на лбу при прощании с ним.
  • Нельзя хоронить с иконой в гробу.
  • После того, как все попрощались, лицо покойного накрывается.
  • При опускании гроба голова умершего должна быть направлена на восток.

Те, кто пришел проводить умершего в последний путь, бросают в могилу деньги. Существует народное поверье, что это необходимо для откупа усопшего на том свете.

Свидетельства Ветхого Завета

Традиции, связанные с поминовением усопших, известны еще с ветхозаветной эпохи.

В 26-й главе Второзакония говорится, что «я не ел от нее (от десятины, посвященной Богу) в печали моей… и не давал из нее для мертвого». Из своего имущества можно было выделять средства на поминовение усопших.

Пророк Иеремия, обличая отвергнутых Богом, предупреждает:

Согласно Толковой Библии Лопухина, в осиротевшую семью после похорон присылали хлеб и вино для подкрепления сил хоронивших. Речь идет о проявлении милостыни к усопшим и скорбящим.

Об этом говорится и в других ветхозаветных книгах: Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов. 4,16) и тогда «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости (Сир. 7,36).

Священное Писание подтверждает древний обычай: при погребении или поминовении нужно поставлять трапезу нищим и убогим, а также священникам (для молитвы о душе усопшего).

В истории Маккавеев также идет речь о жертве и молитве за покойников, вернее за погибших еврейских воинов, у которых обнаружили вещи идолопоклонников. В связи с этим Иуда Маккавей организовал сбор пожертвований: было собрано около 2000 драхм серебра. Эти деньги он отправил в Иерусалимский храм — принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2-я Мак. 12:40-45).

Иудеи молились, чтобы искупить грех идолопоклонства: он из-за усопших падал на весь народ и мог стать причиною гнева Божьего.

Накрытый стол в трапезной, в храме

Ритуальные традиции на поминках

Поминки не являются православной необходимостью, но их принято устраивать после похорон и на важные посмертные даты: на 3, 9 и 40 день. Единственное требование со стороны Церкви: поминки должны проходить тихо и спокойно без шумных застолий с алкоголем. Родственники спокойно могут посидеть в тесном кругу и поговорить о покойном, вспоминая самые приятные моменты. Цвет или стиль одежды не регламентированы, но она должна быть чистой и скромной. Женщинам лучше покрыть голову платком, хотя вне церкви это необязательно. Но на лицо в этот день не стоит наносить много косметики.

Поминки – это не повод для банкета, поэтому меню должно быть простым. Обязательно готовят кутью, пекут блины и варят кисель. Также можно помянуть усопшего его любимыми блюдами. Если похороны пришлись на пост, на столе должны стоять постные блюда. Скатерть на поминальных трапезах можно украсить траурными лентами. Использовать яркие светлые и сочные цвета на поминках нельзя.

Вилки на поминках

По законам язычества на Руси было принято складывать все оружие (ножи, мечи, стрелы и т.д.) на входе в помещение, где устраивались поминальные обеды. Традиция не класть вилки на столы на поминки пришла именно оттуда, т.е. она не имеет ничего общего с христианством. Православные священники не запрещают использовать на поминках вилки, ложки, ножи и прочие приборы. Не стоит есть только руками, но и то, не по каким-то религиозным причинам, а из соображений эстетики и гигиены.

Размещение еды на канон

Один из похоронных ритуалов заключается в размещении еды на канон. Эта еда раньше раздавалась нищим за поминовением души умершего человека. Сегодня эта пища является одной из форм пожертвования в храме. Еду раздают бедным и нуждающимся.

Захоронение и канонизация монахов

Захоронение монахов в пещерах, которые именуются оссуариями, криптами или же костницами, присущи для нескольких религий, включая православное и католическое христианство, иудаизм.

В монастырях такой способ погребения чаще всего применяется в связи с тем, что территория достаточно ограничена, а за несколько веков функционирования, кладбища монастырей могли существенно разрастаться. С целью экономии площади, мощи монахов переносятся в оссуарии.

К примеру, в Афоне после того, как плоть становится земным прахом, кости выкапываются, промываются в воде и вине, а потом переносятся в костницу. При этом освободившаяся могила готова принять следующего умершего монаха. Такая традиция объясняется тем, что вокруг храма на Афоне практически нет земли, вместо нее – лишь каменистый грунт.

Также подобный ритуал частично объясняется тем, что именно после того, как мощи изымаются из земли, принимается решение о канонизации, то есть причислению к лику святых умершего монаха. После канонизации мощи помещаются на особое место, и к этому месту могут совершаться целые паломничества.

Готовясь к похоронам, умирающего причащают и читают над ним «Канон молебного исхода души»

Православный христианин не должен умирать, не осознавая того факта, что его земная жизнь скоро окончиться.

Многие родственники больных людей, которые вот-вот умрут, стараются, из благих побуждений, скрывать от них правду. Как известно дорога в ад вымещена благими намерениями. Поступая так, такие люди выказывают лишь своё малодушие, подавая своему близкому человеку призрачную надежду на выздоровление.

Перед смертью православный должен исповедоваться и причаститься.

Если они заботятся о нём, они наоборот должны сказать ему правду, для того, чтобы успеть позаботиться о предсмертном напутствии, а так же позвать священника к умирающему. Последнее делается только с его согласия.

Причащать лиц, которых находятся без сознания или же в беспамятстве запрещено, поэтому священника приглашают заранее. Естественно, что скрыть правду о скорой смерти перед умирающим не удастся, а если же не пригласить священника, то он умрёт без покаяния и причастия.

Мозаичная-композиция-Евхаристия-в-Храме-Покрова-Пресвятой-Богородицы-в-Ясеневе-г. Москвы

Причащаясь, человек соединяется с Божеством

Перед дорогой в иной мир это сделать особенно важно, ведь во время Причастия тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах

Многие священники отмечают, что большое количество даже верующих людей, готовя близкого человека к смерти, придают большое значение внешним атрибутам

Это не правильно, так как важно не похоронить человека «правильно», но подготовить его кончину так, чтобы она была христианской

Основная цель земных приготовлений состоит в том, чтобы душа человека престала перед Господом чистой и безгреховной.

Сделать это можно только на исповеди и причастившись Святых Христовых Тайн. Без этого полный смысл у православного погребального обряда будет отсутствовать.

Венецианов А.Г. Причащение умирающей. 1839 год. В России обряд причащения умирающего всегда строго соблюдался

Как свидетельствуют люди, которые пережили клиническую смерть, при разлучении души с телом человек обычно испытывает некое душевное томление. Многие подтверждают то факт, что им являются нечистые духи в страшных обликах. Могут так же слышаться их ужасные голоса.

Для того чтобы облегчить переход человеческой души в вечность над умирающим обычно читают специальную молитву под названием «Канон молебный на исход души».

Если же для близких важна внешняя атрибутика, то они должны знать, что находящемуся в сознании умеряющему можно давать святую воду и антидор при соблюдении требований об исповеди и причастии.

3 День захоронения

По традициям хоронят человека после смерти у православных на третий день. Это касается только тех людей, которые умерли не насильственной смертью, а своей.

В этот день душа в сопровождении своего ангела-хранителя отправляется на небо. До этого она находится на земле, поэтому раньше третьего дня хоронить человека нельзя. Если душа увидит свои собственные похороны, это станет для нее большим стрессом, она будет мучиться.

Важно правильно рассчитать дату погребения. Если просто прибавить ко дню смерти три дня, это будет неверно

Человек, который умер 18 марта, должен быть захоронен не 21, а 20 числа.

Священники говорят о том, что умершего можно похоронить позже, но раньше нельзя: душа еще очень тесно будет связана с телом. Ей некуда будет деться, если похороны пройдут раньше. Этот момент нельзя игнорировать, так как существует определенный естественный процесс, который предусмотрел Бог.

Три дня в православии — это важный период как для души умершего, так и для его родственников. Душа готовится к прохождению испытаний на пути в рай. А соблюдение всех обычаев и правил по захоронению помогут усопшему предстать перед Высшим Судом.

Если человек умирает накануне своего дня рождения, по православным традициям нет особого запрета хоронить в этот день. По сути, захоронение может проводиться в день рождения усопшего, как и в любой другой. Однако в этом случае на протяжении трех лет нужно обязательно посещать кладбище в день рождения и смерти.

6 Что нельзя делать на похоронах

Православная церковь очень трепетно относится к обряду захоронения. Соблюдение всех правил необходимо не только для умершего, но и для его родственников. Совершение ошибок может навлечь беду. Чтобы похороны прошли правильно, нужно соблюдать следующие правила:

  • Нельзя хоронить на Новый год и в воскресенье.
  • В обряде похорон нельзя принимать участие детям и беременным женщинам.
  • Нельзя, чтобы тело умершего омывали женщины с менструальным кровотечением.
  • Если в доме находится покойник, нельзя стирать, мыть полы и подметать.
  • В присутствии умершего нельзя здороваться в голос, можно только сдержанно кивнуть головой.
  • Запрещено класть живые цветы в гроб.
  • Выносить тело из дома нужно только под церковные песнопения.
  • После того, как из дома будет вынесен гроб с телом, необходимо сразу начать мыть полы.
  • Обходить гроб можно только с головы, при этом следует поклониться умершему.
  • В день похорон нельзя посещать другие могилки.
  • Нельзя смотреть на гроб из окон.
  • После похорон в течение суток нельзя ходить в гости.

На похоронах нельзя сильно плакать и причитать. Считается, что от этого умершему на том свете становится плохо, и переход в жизнь вечную для него осложняется.

Церемониал о погребении преосвященного Варлаама архиепископа Тобольского, 15 января 1805 года, в г. Тобольске (письмо Р.Г. Игнатьева). Письмо в редакцию Тобольских губернских ведомостей.

В числе рукописей в библиотеке уфимского губернского статистического комитета я нашёл «церемониал о погребении преосвященного Варлаама архиепископа тобольского и сибирского, 15 января 1805 года, в г. Тобольске», которую здесь представляю…

Преосвященный Варлаам, архиепископ тобольский и сибирский, – лицо не чуждое оренбургскому краю: значительная часть нынешней оренбургской губернии до 1799 года принадлежала тобольской епархии и преосвященный Варлаам был здесь епископальным архиереем.

До этих пор в некоторых церквах троицкого, челябинского и верхнеуральского уездов оренбургской губернии ещё сохранились св. антиминсы, освящённые тобольскими архиереями и также грамоты за их собственноручными подписами на построение и освящение новых церквей. Но всего более сохранилось в оренбургской губернии св. антиминсов и благословенных грамот на построение и освящение новых церквей, подписанных преосвященным Варлаамом и в особенности после пугачёвского бунта, когда многие церкви края были раззорены или сожжены мятежниками.

Памятниками духовной зависимости более половины нынешней оренбургской губернии от Тобольска, наконец, остались в церквах копии с тобольской иконы Знамения Божией Матери, называемой «Абалацкой», и, должно заметить, эти копии встречаем там, где в оренбургской губернии до 1799 года считалась тобольская епархия.

В 1792 году Екатерина II пожаловала преосвященному Варлааму сан архиепископа, а чрез 7 лет после того отделена от его паствы оренбургская губерния; итак, этот преосвященный был здесь последним из архиереев тобольских.

Жизнь преосвященного Варлаама была описана в журнале «Странник», не помним которого года, и автором описания был покойный Абрамов, учёные заслуги которого для Сибири, по нашему мнению, не ниже, если не более, чем в XVIII столетии историка Сибири академика Миллера.

Покойный Абрамов составил между прочим биографии тобольских архиереев; настоящая же найденная нами рукопись служит дополнением к биографии преосвященного Варлаама, тридцать шесть лет правившего тобольской паствой, чему не было примера среди его предшественников и преемников: о преосв. Варлааме вспоминают и теперь.

За тем обращаюсь покорнейшей просьбой к редакции тобольских губернских ведомостей о напечатании прилагаемой здесь рукописи.

Погребение

По православному обряду предать тело земле нужно до захода солнца. В этом прослеживаются отголоски древних языческих верований. У мусульман тоже есть такая традиция. Разница в том, что они хоронят покойников в день смерти.

Над гробом произносятся прощальные речи. После того как домовину опускают в могилу, присутствующие бросают на крышку горсть земли. Первыми это делают близкие родственники, затем друзья. Ритуал проводится левой рукой.

  • В могилу опускают ритуальные свечи, которые горели в храме.
  • Вслед за гробом, бросают монеты. Это отголоски древнего верования о «плате за переход в иной мир». По этой же причине в гробе принято захоранивать расческу, носовой платок и железную мелочь.
  • На свежем холме помимо цветов и венков оставляют «платок слёз».

На могиле устанавливают деревянный крест. Его потом заменяют на памятник или плиту. Полностью закапывают яму кладбищенские рабочие. Их разрешается угостить ритуальными блюдами, принесенными с собой. Не возбраняется выпить «за помин души» водки. Остатки пищи разбросайте на могиле, чтобы птицы тоже помянули ушедшего в иной мир.

Порядок православных похорон

Правила похорон у православных имеют и христианские и языческие корни. Две культуры тесно переплетены воедино. Ритуал состоит из нескольких обязательных шагов, которые выполняют по канону. Предание тела земле в каждой национальной культуре имеет особенности, отличия и традиции.

Ритуал погребения нужен в первую очередь покойному, а не его ближнему кругу. Соблюсти традиции, выполнить предсмертную волю и пожелания – вот что значит выражение «проводить по-христиански». Душа усопшего должна освободиться от земного бремени.

Этапы православных похорон включают в себя следующие моменты:

  • Подготовка к церемонии прощания
  • Проводы в последний путь
  • Отпевание. Оно может быть как очным в храме, так и заочным, если по каким-то причинам тело нельзя доставить в церковь
  • Погребение
  • Поминки

Порядок действий полностью расписан, но от него можно отступать, если этого требуют обстоятельства. Например, православная церковь разрешает не проводить пышное поминовение за столом. Вместо этого лучше читать молитвы, или помянуть христианина добрым словом в узком кругу близких друзей и родственников.

Такая информация очень важна для верующих. Рано или поздно каждому придется хоронить родственника или друга

Важно знать, как правильно проводить обряд, и не теряться в трудную минуту. Люди не всегда понимают, как на самом деле проводятся православные похороны

Многие приходят в христианство в зрелом возрасте, а до этого момента слишком далеки от религии и веры. Из-за низкой православной культуры похороны обрастают многочисленными суевериями. Человек совершает лишние и бессмысленные действия, которые не дают успокоения и не помогают душе покойного.

Традиции православных похорон: обычаи и суеверия

Православные традиции и обряды настолько тесно переплелись с древнеславянскими, что отделить одно от другого практически невозможно. Особенно это касается похоронных обрядов. Вспомните: всегда, если в доме кто-то умер, завешивают зеркала. Но мало кто знает, что это не православная традиция, а языческая. Батюшка назовет такое действие суеверием, хотя и строго судить не станет. Ведь наши корни и связь с предками настолько сильны, что легче закрыть на что-то глаза, чем пытаться полностью искоренить.

И все же нужно выполнять определенный порядок действий, чтобы провести родственника в последний путь по-православному, без язычества и собственных домыслов.

Это интересно: Хорошие русские православные фильмы для всей семьи: поясняем во всех подробностях

1 Традиции и обряды погребения

Православная церковь утверждает, что похороны должны проводиться с соблюдением всех традиций. Христиане воспринимают смерть, как переход в новую жизнь, поэтому покойный должен быть правильно подготовлен к этому этапу.

Умерший должен предстать перед Высшим Судом чистым как духовно, так и телесно. Омыванием тела не должны заниматься близкие родственники. Процедуру проводят у порога дома.

Посуду, в которой находилась вода для омывания, гребешки и все остальные предметы уносятся на перекресток или в поле. Это необходимо, чтобы умерший не вернулся и не забрал с собой кого-то из близких.

После омовения усопшего необходимо одеть. У русских мужчин по традиции облачают в темный костюм, женщин — в светлую одежду. Для захоронения выбирается самая лучшая одежда или покупается специальный комплект. На ноги обувают белые тапочки без твердой подошвы. Голова женщина должна быть покрыта платком. Если умирает незамужняя девушка, ее хоронят в свадебном платье, а неженатому молодому человеку надевают обручальное кольцо.

Большое внимание должно уделяться гробу. Это последнее пристанище для человека

Для изготовления гроба используется практически любая порода древесины; исключением является лишь осина. Внутри гроб должен быть оббит мягким материалом. Само тело умершего помещают на белую простыню.

Крещеных людей хоронят с крестиками. Руки умершего скрещиваются на груди, а в них ставят зажженную свечу. В гроб могут быть положены вещи, которые при жизни играли большое значение для покойного.

В городах тела для захоронения забирают из морга уже подготовленными.

Прощание должно проводиться в церкви; впрочем, чаще всего вместо этого ограничиваются лишь приглашением священнослужителя на дом. В деревнях чаще всего прощаются с умершим 3 дня; весь этот период гроб с телом находится в доме. Выносить тело принято не раньше 12:00, но в любом случае похоронить его нужно до заката солнца.

Гроб нельзя нести близким родственникам: как правило, для этого специально нанимают людей.

Для траурной процессии существует традиция — первому встретившемуся дарят хлеб, который он должен завернуть в полотенце. Встречный также должен помолиться за умершего. Процессия может останавливаться только у церкви или у кладбища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector