Государства участники крестовых походов
Содержание:
- Первые завоевания
- Взятие Иерусалима
- Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец
- 5-й крестовый поход
- Крестовые походы
- Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты
- Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты
- Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты
- Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты
- Детский крестовый поход
- Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат
- Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат
- Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
- Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
- Захват Эдессы крестоносцами
- Первые крестоносцы
- Причины крестовых походов
- С кем крестоносцы воевали
- Первый крестовый поход
- 3-й крестовый поход. Под началом великих предводителей
- Взятие Иерусалима крестоносцами
- Девятый крестовый поход
- Итоги крестовых походов. Краткий обзор
- Итоги и последствия крестовых походов
Первые завоевания
Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.
Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.
Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)
В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!
Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.
В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.
Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.
Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству
Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.
Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.
В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.
Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.
Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.
Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.
Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.
Взятие Иерусалима
После взятия Антиохии воины из армии крестоносцев потребовали у предводителей войска немедленно отправиться к Иерусалиму. Они были недовольны тем, что поход затягивается из-за того, что его лидеры делят между собой власть и богатства.
В итоге тактика радикально изменилась. Армия крестоносцев отправилась без задержек к главной цели, обходя встречные крепости и большие города. Некоторая заминка произошла у Триполи. Предводители похода очень хотели захватить этот богатый портовый город. Но быстрого завоевания не получилось. А когда осада стала затягиваться, простые воины начали роптать. И вскоре лидеры крестоносцев были вынуждены отказаться от мечты о захвате Триполи. Ради дальнейшего движения к Святой земле осаду пришлось снять.
Крестоносцы подошли к стенам Иерусалима 7 июня 1099 года. Их армия состояла из 40 тысяч человек, среди которых собственно рыцарей было не более тысячи. Солдаты вставали на колени и молились, увидев издалека святой град. Ради этого они пережили множество лишений.
В этот момент Иерусалим принадлежал Фатимидам — мусульманской династии, которая правила в Египте. Послы Фатимидов попытались договориться с крестоносцами, которым предложили право свободного посещения святых мест. Но те отказались. Им нужна была безусловная власть над главным городом Святой земли.
Осада Иерусалима была похожа на осаду Антиохии. Крестоносцы снова страдали от голода. Воду приходилось привозить из источника в десяти километрах от лагеря. Египетский флот разбил почти все корабли генуэзцев, которые шли на помощь (пробились лишь шесть судов).
Но доставленный груз был бесценным — мощные осадные машины. Мусульмане пробовали помешать доставке машин (в разобранном виде) от побережья к стенам Иерусалима. Но христиане отразили все атаки. После доставки машин в стан осаждающих начался методичный обстрел стен и башен города огромными камнями. Вскоре до крестоносцев дошли тревожные слухи об огромной фатимидской армии, которая движется из Египта. И здесь снова вмешались видения. К одному из монахов якобы явился епископ Адемар Монтейльский, который год назад умер в Антиохии. Тот наказал «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост, тогда на девятый день Иерусалим падёт».
Военный совет постановил так и сделать. Крестоносцы распевали псалмы, молились, длинная процессия дошла до Масличной горы. Мусульмане со стен выкрикивали оскорбления, но тем самым лишь вызвали прилив гнева у воинов-христиан.
Штурм Иерусалима начался 14 июля. Со стен лилось горящее масло и летели стрелы. Первый день не увенчался успехом. На второй день в одном месте удалось засыпать глубокий ров вокруг города. После этого, распевая молитвы, воины пошли снова на штурм. Очевидцы снова писали о безумной ярости, с которой бились крестоносцы: они под ливнем стрел смогли подтащить осадные башни, поставить высокие лестницы и ворваться на стены города. Иерусалим пал…
Крестоносцы вырезали почти всех жителей Иерусалима
По традиции, на улицах города началась страшная резня. По свидетельству западных хронистов, были убиты около 10 тысяч местных жителей. Арабские источники приводят цифры в разы больше. Было уничтожено практически всё прежнее население Иерусалима. Кроме того, осквернялись и разрушались все нехристианские храмы. Главную синагогу крестоносцы сожгли вместе со всеми, кто был внутри здания.
Правителем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Он отказался от титула короля в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 го-да принял титул Защитника Гроба Господня. В последующие месяцы крестоносцы разбили ещё одну мусульманскую армию при Аскалоне. Иерусалим на время оказался в безопасности.
Резня в Иерусалиме. (журнал «Дилетант»)
По итогам Первого крестового похода на востоке образовались несколько европейских государств. Но им требовалась постоянная помощь в битвах с арабами, которые не собирались мириться с утратой контроля над прибрежными землями. Тем более что после захвата Иерусалима многие крестоносцы отправились обратно в Европу.
В итоге последовали новые крестовые походы. А борьба за власть в Святой земле между христианами и мусульманами затянулась на две сотни лет. В то же время, благодаря этим походам, а точнее благодаря контактам с арабами, европейцы открыли для себя обширные познания в математике, географии и медицине. Духовная и культурная жизнь западных стран получила мощный импульс. Без него в Европе не началась бы эпоха Возрождения.
Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба
Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.
При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.
Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.
Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим
Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.
Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.
В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.
Внешняя логика была такова — раз это тоже нехристиане, тем более их предки распяли Спасителя, нужно им отомстить. А некоторые додумывались до еще более «логичного» хода — раз все неверные попадут в ад, то нужно их заставить стать христианами, а если не захотят — убить. Так мы спасем их души! Многие евреи отказывались менять веру и сами убивали своих детей и женщин, после чего совершали суицид.
Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.
Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.
Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.
5-й крестовый поход
В 1215 году Иннокентий III объявляет об очередной кампании. В 1217 году Иоанн Бриенский, номинальный король Иерусалима, возглавил очередной крестовый поход. В это время в Палестине были вялотекущие бои, и помощь европейцев подоспела вовремя. Они быстро захватили египетский город Дамиетту. Султан мгновенно отреагировал и предложил обмен – он отдает Иерусалим, а взамен получает Дамиетту. Но папа отказался о такого предложения, потому что вскоре должен был подойти легендарный «царь Давид». 1221 год ознаменовался неудачным штурмом Каира, и крестоносцы отдали Дамиетту в обмен на возможность отступить без потерь.
Крестовые походы
- Первый крестовый поход (1096 – 1099)
- Второй крестовый поход (1147 – 1149)
- Третий крестовый поход (1189 – 1192)
- Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
- Детский крестовый поход (1212)
- Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
- Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
- Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
- Восьмой крестовый поход (1270)
Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты
— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского
Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты
— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача
Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты
В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим
Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты
— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.
Детский крестовый поход
«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.
Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»
Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат
— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта
Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат
— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами
Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.
Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад
Захват Эдессы крестоносцами
Участники первого крестового похода стремились прежде всего достигнуть Гроба Господня, чтобы исполнить свой обет; напротив, их вожди хотели воспользоваться ими, чтобы завоевать себе княжества на Востоке. Племянник Боэмунда, Танкред, задумал утвердиться в Тарсе на киликийском берегу. Брат Готфрида Бульонского, Балдуин, затеял ссору с ним и изгнал его из Тарса, затем отделился от армии, направился на юго-восток в страну Евфрата и достиг Эдессы, где царствовал армянский князь Форос (Торос). Последний объявил его своим наследником, но Балдуин хотел воцариться немедленно; он принудил Фороса отречься от власти и сделался графом Эдессы (1098).
Первые крестоносцы
По приказу папы призыв разнесли по всей Западной Европе. Служители церкви агитировали своих прихожан, а проповедники занялись крестьянами. Нередко они добивались таких великолепных результатов, что люди в религиозном экстазе бросали все – работу, хозяев, семьи и устремлялись через Балканы к Константинополю. История крестовых походов в самом начале была окрашена кровью простых людей. Тысячи крестьян рвались в бой, даже не задумываясь о том, какие трудности ожидают их в долгой дороге. Они не имели никаких военных навыков, но были уверены, что Бог не даст им погибнуть, а братья-христиане помогут провизией. Но их ждало горькое разочарование – народ с холодом и презрением относился к ордам странников. Участники крестовых походов поняли, что им здесь не рады, и стали искать другие пути.
Крестьяне были вынуждены начать грабить своих собратьев. Это привело к еще большему отчуждению и настоящим сражениям. Даже добравшись до Константинополя, они не находили там радушного приема. Император Алексей велел селить их за чертой города и как можно быстрее переправлять в Азию. А там первых крестоносцев уже ждала расправа от воинственных турок.
Причины крестовых походов
В конце десятого века религиозное рвение в Европе достигло своего апогея. Римские папы решили обернуть себе на пользу такие массовые настроения людей. Они стали призывать граждан исполнить свой долг и отправиться на Ближний Восток, дабы освободить Святую землю от мусульман. Всем желающим вступить в отряд были обещаны небесные и земные блага, о которых простой смертный мог только мечтать. Многих прельщала именно награда, но в основной массе все люди были уверены, что идут сражаться за правое дело. Их называли воинами Христовыми, а на одежду нашивались красные нагрудные кресты. За это их и прозвали крестоносцами. Религиозные мотивы сыграли большую роль – мусульмане рисовались как осквернители святынь, и это возымело свое действие на верующих европейцев.
Одной из самых главных целей крестовых походов стало обогащение и завоевание земель. Экономические стимулы внесли свою лепту. Младшие сыновья феодалов не могли претендовать на отцовские земли. Им приходилось самостоятельно искать способы обретения нужных им территорий. Богатый Ближний Восток манил их своими обширными землями и неиссякаемыми полезными ресурсами. Ради этого они собирали отряды и шли бороться с мусульманами. Крестьяне тоже видели в таких походах выгоду для себя – их освобождали от пожизненной крепостной зависимости.
С кем крестоносцы воевали
Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века
Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не только на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим предлагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестоносцев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство крестоносцев не понимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погромы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.
С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.
Первый крестовый поход
За стихийной толпой первых крестоносцев в поход вышло организованное рыцарство под предводительством самых доблестных и известных рыцарей того времени: Готфрида Бульонского, герцога Лотарингского, и его братьев. Среди участников первого крестового похода был и граф Гуго Вермандуа (младший брат французского короля) и герцог Роберт Норманнский (младший брат английского короля) и множество других очень знатных рыцарей, чьи имена позже не раз будут упоминаться в многочисленных рыцарских романах. Все эти люди стали во главе первого крестового похода.
В отличие от бедных крестьян, ставших крестоносцами ради «теплого места в Раю», это воинство было прекрасно вооружено, организовано, любило и умело воевать. Так что, дойдя до Константинополя и переправившись через Босфор, в первой же битве крестоносцы наголову разгромили турков-сельджуков, а затем осадили Антиохию. Ее осада продлилась целый год и была полна трудностей и лишений, тем не менее, крестоносцы взяли этот город, а затем разгромили втрое превышавшую их числом армию мусульман, пришедшую на помощь осажденной Антиохии. После этой победы путь на заветный Иерусалим был открыт.
И вот, 15 Июня 1099 года свершилось то, чего так хотели крестоносцы – Иерусалим, который находился в руках египетского султана, был осажден и захвачен «воинством Христовым».
Взятие Иерусалима крестоносцами, средневековая миниатюра.
Захватив Иерусалим, крестоносцы устроили в городе страшную резню, убивая не только мусульман, но и тамошних евреев и даже местных христиан, в общем всех без разбору (ведь и так все грехи прощены). Увы, к таким печальным последствиям может привести слепой религиозный фанатизм.
Первый крестовый поход достиг своей главной цели – отвоевал для христиан Святую Землю и, забегая немного наперед, именно он был самым успешным среди всех крестовых походов. Такому блистательному успеху крестоносцев в какой-то мере поспособствовала и разобщенность мусульман, разделенных на два больших лагеря: суннитов из Мосула и шиитов из Египта. Сунниты и шииты друг друга, мягко говоря, не любили, поэтому о совместных действиях против крестоносцев не договорились и позволили тем в результате таки захватить Иерусалим. Таковы вкратце события первого крестового похода.
На завоеванных территориях крестоносцами было создано Иерусалимское королевство, а Готфрид Бульонский был провозглашен первым Иерусалимским королем. А еще крестоносцы умудрились поссориться со своими византийскими союзниками, которым были обещаны часть отвоеванных у мусульман земель. Но крестоносцы нарушили обещание и оставили эти земли себе. Ссора с византийцами им впоследствии аукнулась.
3-й крестовый поход. Под началом великих предводителей
В отличие от христианских военачальников, которые регулярно устраивали разборки между собой, мусульмане начали объединяться. Вскоре они образовали одно государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Султан Салах-ад-дин смог вернуть Иерусалим и разбить разобщенные христианские поселения. В Европе стали готовиться к третьему крестовому походу. Чем такой поход может закончиться, они уже знали, но это не остановило их стремлений. Ричард I Львиное Сердце, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса возглавили поход. Первым погиб германский император при переправе через реку. Его воины лишь в малом количестве смогли добраться до Святой Земли. Римский император имитировал болезнь, чтобы вернуться домой, и в отсутствии английского короля отобрать у него Нормандию.
Ричард I Львиное Сердце принял на себя все управление кампанией. Несмотря на столь неудачное начало крестового похода, результатом стал захват у мусульман Акры и Яффы. Король совершил немало подвигом, чем навсегда прославил свое имя в легендах. Ему даже удалось заключить договор с султаном о беспрепятственном посещении паломниками святых мест. Самым же крупным достижением стало завоевание Кипра.
Взятие Иерусалима крестоносцами
Между тем фатимидский халиф Каира, воспользовавшись затруднительным положением сельджуков, отнял у них Иерусалим (1098); он предложил участникам первого крестового похода приходить на поклонение св. местам, но не иначе, как небольшими группами и без оружия. Вначале крестоносцы попытались заключить союз с Фатимидами против сельджуков; но они не хотели оставлять св. Гроб в руках мусульман. Они шли вдоль побережья, избегая городов, и затем повернули к Иерусалиму. Их оставалось 25 тысяч человек.
Приблизившись к городу, они рассеялись и, взобравшись кучками на высоты, с которых видны были стены, по обычаю того времени простерлись на земле, благодаря Бога за то, что он привел их к св. городу. Но Иерусалим был окружен крепкими стенами; крестоносцы не могли взять их приступом; приходилось начинать правильную осаду.
Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.
В бесплодной местности, которой окружен Иерусалим, эти бойцы первого крестового похода не нашли ни съестных припасов, ни дерева для постройки машин; Кедронский ручей высох, цистерны были засыпаны; при невыносимом зное нельзя было найти для утоления жажды ничего, кроме луж зловонной воды. Генуэзские галеры, приставшие к Яффе, снабдили их съестными припасами и орудиями. Крестоносцы нарубили деревьев на расстоянии нескольких миль от города и построили две деревянные башни и лестницы. Прежде, чем идти на приступ, они босиком и в вооружении совершили крестный ход вокруг города (как повелел им легат Адемар, который явился во сне одному провансальскому священнику). Штурм продолжался полтора дня. Наконец воинам первого крестового похода удалось перекинуть с одной башни несколько балок, которые образовали мост между башней и стеной. Первыми перешли через него два фламандских рыцаря, затем – Готфрид Бульонский и его брат; вскоре после этого норманны с другой стороны проникли в город, пробив брешь в стене. Крестоносцы перебили всех, кого нашли в городе. В мечети Омара, куда спрятались мусульмане, «кровь доходила до колен рыцаря, сидящего на коне». Они на минуту прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение Гробу Господню, и затем снова принялись убивать и грабить (15 июля 1099 г.).
Девятый крестовый поход
Годы | Участники | Цели | Результат |
---|---|---|---|
1271 – 1272 | Эдуард I (впоследствии стал королём Англии, но в тот момент он был лишь принцем, а на английском престоле сидел его отец). | Фактически девятый крестовый поход «отпочковался» от восьмого, когда часть войска под началом английского принца Эдуарда направилась в Акру (современный Израиль) с целью её захвата. | Крестоносцам удалось одержать ряд побед над мусульманами-мамлюками, но затем Эдуард отплыл обратно в Англию, чтобы решить важные вопросы, связанные с престолонаследием. С мамлюками был заключен 10-летний мир, но больше крестовых походов на Восток не предпринималось. Вскоре крестоносцы были окончательно изгнаны с этих земель. |
Таблица девятого крестового похода
Итоги крестовых походов. Краткий обзор
За годы крестовых походов (1095-1270) цель так и не была достигнута. Несмотря на полный провал, этот период существенно повлиял на многие стороны европейской жизни. Единственным возможным плюсом всех кампаний была отсрочка завоевания турками Византии. Ослабленная и разобщенная империя еще некоторое время жила в состоянии предсмертной агонии. После ее гибели турки стали полноправными членами на политической европейской арене.
Сумели извлечь выгоду и итальянские купцы: почти 200 лет они продавали крестоносцам все необходимое для их завоевательных походов. Они смогли наладить торговые отношения с Ближним востоком и полностью монополизировали этот рынок. Предметы роскоши влекли их к освоению новых проходов на восток, что в итоге привело к открытию Америки.
Помимо крестьян, в крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов. Помимо этого, целые рода разорились из-за долгов. В надежде на будущую добычу брались кредиты и закладывалось имущество. Пошатнулся и авторитет церкви. Первые походы, несомненно, укрепили веру в римских пап, но после четвертого всем стало ясно, что можно без потерь нарушать запреты. Во имя выгоды можно было пренебречь распоряжениями, и это существенно снизило авторитет папы в глазах верующих.
Раньше считалось, что крестовые походы стали причиной Возрождения в Европе. Сейчас историки склонны считать это историческим преувеличением. Литература обогатилась множеством легенд, поэтических произведений и сказаний. Ричард Львиное Сердце стал героем «Истории священной войны». Последствия крестовых походов можно назвать сомнительными. Если вспомнить, какое число людей погибло, и сколько средств было затрачено за восемь кампаний.
Итоги и последствия крестовых походов
Крестовые походы имели большое значение. Они окончились крушениями и разочарованиями в Священной Римской империи. Задачи, поставленные перед участниками, не были реализованы. В итоге к 1453 году Византия пала перед турецкой властью.
Несмотря на политическое поражение, крестовые походы стали частью европейской истории и оказали серьезное влияние на другие стороны жизни общества.
Подводя итоги, зафиксируем кратко последствия крестовых походов:
- Усилилась власть и значение римских пап, возвысилась королевская власть.
- Возникли независимые городские общины.
- Произошло обнищание дворянства, приведшее к появлению льгот у крестьян, по которым они получали некие свободы и привилегии.
- Крестьяне, участники походов, получали освобождение от крепостной зависимости.
- Появились успехи в торговле, открылись новые финансовые и торговые пути в том или ином государстве.
- Благоприятно развились географические знания о мире, составлены карты, что привело к дальнейшим исследованиям мира.
- Произошло расширение сферы интересов в общественной жизни, что привело к новым сюжетам в поэзии.
- Появилось светское рыцарское сословие на карте, духовно-рыцарские ордена.
- Образовалось множество новых торговых единиц, сверхприбыль за которые привела к появлению новых путей на Восток и открытию Америки.
- Возникла финансовая аристократия, которая привела к капиталистическим отношениям городов Италии.
- Знатные роды и феодалы разорились из-за долгов, что привело к централизации власти и ослаблению феодальных отношений.
- К четвертому крестовому походу подорвался авторитет церкви, поскольку папа пренебрегал запретами и вступал в контакты с мусульманами.
- Крестовые походы привели европейские державы к феномену культуры эпохе Возрождения, широко освещавшейся в литературе, искусстве и других областях.
- Также был дан толчок к появлению историографии. Появились сказания о походах.
- Возник интерес к протестантизму и гуманизму как реформаторскому религиозному течению.
- Погибли сотни тысяч людей, в результате чего утвердился стереотип о враждебности к миру мусульман и их вере.
В итоге, крестовые походы историческое явление, захватившее все сферы жизни и подтолкнувшее к переменам в жизни простых и влиятельных людей. Они закончились поражением зачинщиков, но в итоге привели к расцвету общемировой культуры и торговли.