М.и. авилов «поединок на куликовом поле»: описание картины
Содержание:
- Где находится куликово поле.
- В поход на Куликово поле вместе с князем Дмитрием отправились два инока боярского рода — Александр Пересвет и Андрей Ослабя
- Поединок Пересвета с кочубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
- Описание 2
- Пересвет и Челубей
- Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
- Описание и анализ
- Что символизировало вольтерьянство. Вольтерьянство
- Преподобный Александр (Пересвет)
- Что символизировало вольтерьянство. Вольтерьянство
- Погребение героя
- Детство и юность
- Великая битва
Где находится куликово поле.
Место исторической битвы русских полков с ордынцами в 1380 году в месте впадения реки Непрядвы в Дон. Считается первым (из трех) ратных полей России.
Важный объект познавательного и исторического туризма, связанного с русским национальным единением и становлением государственности. В последние годы объект получил возрождение и ощутимое развитие.
Кулико́во поле, как место исторической битвы, имеет площадь в несколько квадратных километров. При этом некоторые исторические объекты, например Прощенный колодец, удалены на десяток километров, а организационно в музейный комплекс, в том числе, включены объекты Епифани.
На самом Куликовом поле для организованного посещения открыты три локации:
2 Центр приема посетителей в селе Монастырщино ( Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы ). авг 2019
Никаких ограничений по перемещению по полю, по крайней мере пешком, не существует.
Ближайшие железнодорожные станции: Узловая , Товарковский, Бобрик-Донской в посёлке Донской , Кимовск и Куликово поле в посёлке Куркино. Удобнее ехать через Кимовск, в который идут частые автобусы и маршрутки из Новомосковска через Донской. Далее можно ехать автобусом (прямой автобус в Монастырщино привезёт вас почти прямо к мемориалу), или автостопом. Мемориал расположен в 3 км в сторону от трассы.
В Кимовск также ходят прямые автобусы из Москвы .
Памятник на Красном Холме, установленный в 1848 году по инициативе исследователя Куликовской битвы С.Д.Нечаева, находится в 5км дальше по трассе. Добраться либо на автобусе, либо попутками.
При движении на машине лучше свернуть с М4 на повороте на Товарковский и ехать по Р142 до Крестов, далее свернуть на Р145 .
Между ключевыми объектами Куликова поля организованное транспортное сообщение отсутствует, и при определенной сноровке путь может быть проделан пешком.
Лучшим способом перемещения между объектами является личный автомобиль, в Монастырщино парковка небольшая, у музейного комплекса площади активно расширяются. На Красном холме места достаточно, парковки с двух сторон от мемориального комплекса, более «живая», та которая ближе к храму.
- Место впадения Непрядвы в Дон
- Экологическая тропа
- Урочище Зеленая Дубрава
- Храм Рождества пресвятой Богородицы
- Аллея Памяти и Единства
- Камень-следовик
- Памятник-колонна Дмитрию Донскому на Красном холме
- Храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского на Красном холме.
1 Святой источник «Прощенный колодец» , Тульская обл., Кимовский р-н, с. Грибоедово . Родник, в котором по преданию омывал свои раны Дмитрий Донской после битвы. На месте колодца установлена купель. Находится в 12 км к востоку от мемориала на Красном Холме. При движении на попутках — основная их часть уходит на юг по Данковской трассе, от развилки до родника 2,5 км; есть поток машин непосредственно к роднику.
2 Музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино , с. Монастырщино . +7 (48735) 315 46. В селе находится православный храм Рождества Богородицы. Также аллея памяти городов участников Битвы и памятник Дмитрию Донскому. По преданию, на месте села был разбит лагерь Дмитрия Донского, так же захоронены павшие в битве русские войны. Накануне празднования годовщины Куликовской битвы на берегу реки Дон проходят ежегодный военно-исторический фестиваль.
3 Мемориал на Красном холме , д. Ивановка . +7 (48743) 312 44. Экскурсии: 26 апреля — 30 сентября: с 10.00 до 19.00 (без выходных), 01 — 31 октября: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник), 01 ноября – 31 декабря, 01 января – 31 марта: с 10.00 до 16.00 (выходной день — вторник), 01 — 25 апреля: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник ) . Мемориал на Красном холме Куликова поля представляет собой старейший монумент воинской славы России. Мемориал включает: памятник-колонна Дмитрию Донскому и храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского.
Сувенирные магазины есть во всех трех локациях.
Продуктовый магазин есть в с.Монастырщино работает до 5 вечера, есть также магазин в с.Ивановка в 1 км от мемориала на Красном холме.
В поход на Куликово поле вместе с князем Дмитрием отправились два инока боярского рода — Александр Пересвет и Андрей Ослабя
Чтобы защитить землю русскую, в поход с князем Дмитрием, отправились двое иноков боярского рода, которые хорошо знали военные искусства. И этими воинами были — Александр Пересвет и Андрей Ослабя. Эти имена были даны этим людям перед тем, как Сергей Радонежский постриг их в великую схиму.
Чтобы защитить землю русскую, в поход с князем Дмитрием, отправились двое иноков Александр Пересвет и Андрей Ослабя
Как гласит предание, перед битвой Александр Пересвет очень долго молился в монашеской келье, которая находилась при часовне святого воина Великомученика Дмитрия Солунского, где чуть позднее был основан мужской Дмитриевский Ряжский монастырь.
Он находился в 7 километрах от города Скопино. Когда Александр помолился, он оставил там свой яблоневый посох, после революции в 1917 году этот самый посох был найден и сейчас находится в краеведческом музее в городе Рязани.
Согласно тексту в сказании о Мамаевом побоище, перед началом Куликовской битвы, Александр Пересвет участвовал в поединке с богатырем. Со стороны войск Мамая ему противостоял богатырь, которого звали Челубей.
Поединок Александра Пересвета и Челубея во время Куликовской битвы
Если верить преданиям, Челубей отличался огромной силой и особым мастерством военной техники. Многие источники также сообщают о том, что Челубей был по-настоящему самым непобедимым воином. Именно поэтому люди Мамая и наняли его, чтобы победить войско русское.
Поединок Пересвета с кочубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»
На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Описание 2
Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.
3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.
Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.
Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.
Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.
Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…
На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.
На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.
Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.
Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.
В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.
Пересвет и Челубей
Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.
Поединок Пересвета с Челубеем
После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.
При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.
Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.
По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.
Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.
Куликовская битва
На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.
Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.
Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
Иноки-воины
Согласно легендам, Александра Пересвета и Родиона Ослябю в войско Дмитрия Донского с крестом и мечом послал сам духовный лидер Руси Сергий Радонежский.
Богатыри, принявшие монашеский обет происходили предположительно из Брянска, были боярского рода, а в прошлом своем были опытными воинами. И, согласно официальной версии, оба инока пали на поле Куликовом, хотя на счет Родиона Осляби это — спорный вопрос.
Пересвет погиб, как говорит летописец, поминальный синодик и знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м веке.
А смерть его произошла на виду всего войска в поединке с богатырем, выставленном противной стороной.
Тот самый Челубей
Имя Челубея появилось через 3 века после событий на поле Куликовом, а в других источниках богатырь фигурирует под иными именами: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза и Таврул.
В 3-м издании «Синопсиса», своеобразном «желтом» альманахе 1680-го года, а уж оттуда оно уверенно вошло во все сказания, учебники и исторические труды, совершенно вытеснив и своих предшественников и возможное подлинное имя ордынского поединщика.
А само слово Челубей родом из тюркского языка, это некий культурный термин, обозначавший уважаемого, образованного человека, только в тюркском языке оно звучит, как «челеби».
Возможно Таврула-Челубея-Челобая просто уважали за смелость и силу?
Тактика Челубея
Ордынский богатырь не только отличался необыкновенной физической силой и громадными пропорциями тела, но и владел особой техникой копьевого боя.
Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.
Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?
А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.
Так и произошло. Смертельно раненый Пересвет не вылетел из седла, а последним усилием воли и веры (!) нанес Челубею столь же сокрушительную рану. Только доехав до русского войска, Пересвет упал с седла.
Легенды Куликова поля
- Впрочем, «Задонщина» описывает нам живого Пересвета в разгар боя, а может быть это было написано по ошибке?
- Родион Ослябя упоминается в источниках под 1389-м годом, значит он не погиб на поле Куликовом, а был захоронен рядом с телом друга позже.
- На Рязанщине, в Скопинском районе есть село Вослебово, по местным сказаниям, название села происходит от имени Родиона Осляби, который лечился здесь от ран, либо делал передышку на пути к Москве.
Сосна Дмитрия Донского и посох Пересвета
В том же Скопинском районе есть Дмитриева гора, а на ней Дмитриево-Ряжский монастырь, по преданию, здесь останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращавшееся в битвы на Дону.
На горе князь хоронил умерших от ран воинов, а на месте их последнего упокоения он посадил сосну. Старожилы рассказывали, что огромная в диаметре старая сосна была спилена во время Великой Отечественной войны на дрова местной старенькой учительнице.
Дмитриево-Ряжский монастырь, Скопинский район, Рязанская область
А еще в монастыре долгое время хранился посох Пересвета, сделанный из дерева яблони. Его навершие было искусанным сотнями зубов. Зачем? По легенде, посох богатыря помогал избавлять страждущих от зубной боли.
Ныне посох передан на хранение в музей Рязанского Кремля. А на Дмитриевой горе живет и действует святая обитель.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.
Описание и анализ
В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа). Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка. Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета. Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага. Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения. Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив. Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка. Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.
Что символизировало вольтерьянство. Вольтерьянство
Вольтерьянство ( фр. voltairianisme ) — общественно политическое течение в Российской империи , направленное на идеи Просвещения , опиравшегося на идеи и творчество французского просветителя и философа, писателя Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В вольтерьянстве характерна критика отечественной «Старины» и призыв к немедленным реформам. Рассвет вольтерьянства приходился на конец 1750-60-х годов. Так как в Российской империи не было католицизма и западно-европейского феодализма , идеи на серьёзную просветительскую деятельность не воспринимали всерьез. Были заимствованы лишь внешние черты вольтерянского мировоззрения. С вольтерьянством связано также распространение радикальных идей, некоторых представителей этого течения отличали поверхностный гедонизм и атеизм , насмешки над духовенством. Вольтерьянство приобрело репутацию аморального учения, а после Великой французской революции стало синоним вредного вольнодумства, что сохранилось в XIX веке. Социально-политический идеал вольтерьянства — «царство разума», то есть справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права — свободу, равенство перед законом, право собственности на продукты своего труда.
Преподобный Александр (Пересвет)
Поделиться
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Иванович Авилов 1943 г.
Корень слова «богатырь» — «Бог». Не случайно героев, отдавших жизнь за Отечество и Православную веру, на Руси называли богатырями.
Сегодня мы говорим о преподобном Александре Пересвете и стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет».
В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, известный в истории как Дмитрий Донской, повел русское войско на битву с Мамаем. Мамаева Орда грозила разорить Русь, нужно было дать ордынцам отпор.
Перед тем, как покинуть Москву, князь Дмитрий со своими приближенными отправился в монастырь Святой Троицы под Радонежем — получить благословение игумена Сергия на битву с Мамаем. А еще князь попросил Сергия Радонежского дать в его войско для молитвенной поддержки двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
В стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет» преподобный Сергий Радонежский без промедления откликается на просьбу князя.
АФАНАСЬЕВ:
Молвил князю Сергий, Подавая меч: — С Богом! Ныне свергнем Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы. Не страшись, иди — Пересвет с Ослябей Будут впереди.
Бог и церковь с вами Против всех угроз: Русской силы знамя Освятил Христос.
Решающее сражение с армией Мамая произошло на Куликовом поле возле реки Дон. Русское войско построилось под главным полковым знаменем с образом Спаса Нерукотворного. Два всадника — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — были не в воинских доспехах, а в одежде монахов-схимников. Всем своим видом они внушали презрение к смерти и напоминали, что русское воинство идет на святую битву.
Из лагеря ордынцев отделился всадник гигантского роста, назвавшийся Челубеем. Потрясая копьем, он стал хвастаться своей силой и непобедимостью, вызывая кого-нибудь из русских на поединок. Ордынцы применили свой излюбленный психологический прием — устрашить противника перед боем, заставить усомниться в своих силах.
Вызов принял радонежский монах Александр Пересвет. До принятия монашества он был искусным воином и теперь спокойно выехал навстречу великану с копьем наперевес.
АФАНАСЬЕВ:
Выезжает конный В куколе, с крестом, С ликом, истомлённым Бденьем и постом,
Схимник, бывший воин; Вот и он своё Поднял боевое Длинное копьё.
Без щита, без лат он, В стремени нога, В мантии крылатой Мчится на врага.
На всем скаку противники ударились копьями, и оба бездыханными упали с коней.
Бесстрашие монаха, посрамившего похвальбу Челубея, вдохновило русских воинов. Князь Дмитрий воскликнул: «С нами Бог»! — и на Куликовом поле началась битва, которая закончилась победой русского войска.
Радонежского монаха Александра Пересвета, названного в летописях «первоначальником» великой победы, с почестями похоронили в Москве.
АФАНАСЬЕВ:
Войско несёт с собою Первую жертву боя: Иночества то цвет — Схимник Пересвет.
Верный Христа заветам, Вышел он в битву с тьмой. Пал он на поле этом, Как в пашню зерно весной.
Так Русь проросла Святая Для Веры и Любви, Храмы свои утверждая На мученической крови.
Виктор Васильевич Афанасьев неоднократно подчеркивает в стихотворении, что русский богатырь Пересвет был монахом-схимником и главным его оружием была молитва.
В конце 1990-х годов Виктор Афанасьев — известный поэт, литературовед, церковный писатель — и сам принял монашеский постриг с именем Лазарь в монастыре Оптина пустынь.
Стихотворение «Схимник Пересвет» представляет собой один из ярких образцов духовной поэзии монаха Лазаря.
Что символизировало вольтерьянство. Вольтерьянство
Вольтерьянство ( фр. voltairianisme ) — общественно политическое течение в Российской империи , направленное на идеи Просвещения , опиравшегося на идеи и творчество французского просветителя и философа, писателя Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В вольтерьянстве характерна критика отечественной «Старины» и призыв к немедленным реформам. Рассвет вольтерьянства приходился на конец 1750-60-х годов. Так как в Российской империи не было католицизма и западно-европейского феодализма , идеи на серьёзную просветительскую деятельность не воспринимали всерьез. Были заимствованы лишь внешние черты вольтерянского мировоззрения. С вольтерьянством связано также распространение радикальных идей, некоторых представителей этого течения отличали поверхностный гедонизм и атеизм , насмешки над духовенством. Вольтерьянство приобрело репутацию аморального учения, а после Великой французской революции стало синоним вредного вольнодумства, что сохранилось в XIX веке. Социально-политический идеал вольтерьянства — «царство разума», то есть справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права — свободу, равенство перед законом, право собственности на продукты своего труда.
Погребение героя
Тело Александра Пересвета повезли в Москву. Там его похоронили с воинскими почестями подле храма Рождества Богородицы в личном склепе. Легендарные герои битвы, такие как Родион Ослябя, были погребены вместе с ним.
В 18-ом веке строители нашли под колокольней древнюю гробницу, в которой предположительно и был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм дополнили усыпальницей и поставили надгробие. Оно просуществовало до 20-х годов 20-го века. Сейчас в трапезной храма поставили новое надгробие, которое повторяет чугунный саркофаг Пересвета. Могила открыта для посетителей.
Детство и юность
История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.
Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе. По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни. Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия
Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками. О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году. Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.
О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.
Великая битва
Очень детально изобразил Авилов «Поединок на Куликовом поле». Описание картины представляет композицию, которая в подробностях передает построение войск с обеих сторон перед сражением. Накануне возле места впадения реки Непрядвы в Дон собрались две огромные рати во главе с известнейшими военачальниками Дмитрием Донским со стороны русичей и Мамаем от Золотой орды.
Художник изобразил именно этот сюжет. По обеим сторонам поля выстроились войска, которым не видно конца и края. Расположение воинов на холсте передано именно так, как указано в исторических сообщениях и документах. В руках у русских солдат хоругви с изображением ликов:
- Иисуса Христа;
- Богоматери.
Согласно историческим фактам, чтобы избежать кровопролития и огромных потерь с обеих сторон, было решено закрыть вопрос битвой между двух богатырей, каждый из которых был известен не только в своей армии, но и в стане врага. От Орды выступил Челубей, а от русичей — воин-монах Пересвет. Последний был послан на войну Сергием Радонежским, чтобы укрепить веру людей в силу божьей помощи.
Эти два героя и стали центральными персонажами всего шедевра художника. Они занимают центральную часть картины «Битва Пересвета с Челубеем» и написаны согласно церковным канонам. На самом деле бой проходил рядом с войсками. Но на картине герои изображены гораздо больше всех остальных персонажей, что создает впечатление их дальнего расположения от армии.