Мамай: тот, с кем бились русские на куликовом поле
Содержание:
- Правда о Пересвете и образ русского богатыря
- «Непобедимая Воевода»
- Куликовская битва: сражения
- Значение Куликовской битвы
- Наследие
- Повод к битве – отказ Дмитрия Донского выплачивать дань Золотой Орде
- Пересвет и Челубей
- Рельеф местности
- Странности и нестыковки в различных источниках о Куликовской битве
- Количество
- Князь перед боем поменялся доспехами с оружничьим
- Преподобный Александр (Пересвет)
- ↑ Подготовка к сражению
- Куликовская битва
- Последствия
Правда о Пересвете и образ русского богатыря
Пересвет — фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного. Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества. Далее его судьба была связана с защитой родной земли — много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.
Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали — неизвестно.
К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского — покровителя русского воинства.
Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским. Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него — куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи). Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.
По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был — его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.
Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории. А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет. Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.
«Непобедимая Воевода»
Заступница православных воинов и всего Отечества Донская икона Божией Матери почитается в России 1 сентября. В 2010 году этот день по благословению патриарха Кирилла был объявлен главным праздником православного казачества.
Написана икона предположительно в XIV веке. С 1919 года святыня хранится в Третьяковской галерее, однако последние 20 лет накануне 1 сентября ее регулярно доставляют для поклонения в Донской монастырь. Эта традиция возникла еще в середине XVII века, когда царь Алексей Михайлович велел совершать ежегодный крестный ход с Донской иконой из Благовещенского собора Московского кремля в названный в честь нее монастырь.
В XVI веке участились набеги крымских татар на южные окраины Руси, и именно Донской Богородице — «Непобедимой воеводе» и «Заступнице всех христиан» — чаще всего молились русские люди.
В 1591 году в память об избавлении Москвы от разорения ханом Казы-Гиреем 1 сентября объявлено днем Празднования Донской иконы Пресвятой Богородицы, а на том месте, где содержалась святыня в воинском стане, основан одноименный монастырь.
Православное предание утверждает, что образ находился в стане Дмитрия Донского на Куликовом поле и помогал ему в сражении, которое состоялось в 1380 году в день празднования Рождества Богородицы (21 сентября). Собственно, в память о победе русского воинства на берегах Дона икона и получила наименование «Донской».
Однако сотрудники Третьяковки, изучив особенности ее написания и архивные материалы, пришли к выводу, что икона была написана уже после Куликовской битвы. Итоги исследований представлены в книге искусствоведа Левона Нерсесяна и реставратора Дмитрия Суховеркова «Богоматерь Донская», вышедшей в серии «История одного шедевра».
Куликовская битва: сражения
Известное описание Куликовской битвы указывает, что Дмитрий привел дружину к Дону, переправил ее на правый берег, а мосты после этого витязи уничтожили. Таким образом, большая река защищала тылы войска от возможного удара союзников Мамая.
Южнее реки Непрядвы, впадающей в Дон, для расположения войск выбрано небольшое (2 км на 800 м) Куликово поле, потому и Куликова битва.
Вечером накануне сражения на поле расположили части в задуманном порядке: в центре занял позиции большой полк, впереди него — сторожевой (передовой) полк. Фланги заняли полки по правую и левую руку. Слева от главных сил на берегу Дона спрятался засадный полк.
Наступившее утро оказалось туманным. Когда туман разошелся, разразилась Куликовская битва, дата которой вошла в историю — 8 сентября 1380 года.
Предания повествуют, что, когда началась Куликовская битва, русские шли в бой под багровыми («чермными») знаменами, на которых был образ Иисуса Христа или православный крест.
Битва на Куликовом поле кратко протекала так:
- К полудню показались татарские войска. Передовые отряды противников вступали в короткие небольшие стычки.
- Перед боем по традиции тех времен состоялся поединок самых сильных воинов. На него вышли богатыри воюющих сторон — Пересвет и Челубей (Темир-бей). В столкновении оба погибли.
- Начался бой передового русского полка с авангардом татарского войска. В первом бою сражался князь Дмитрий, но затем он переоделся в доспехи близкого боярина и руководил большим полком. А боярин, отдавший князю свою одежду, погиб под его знаменем.
- Татары обрушили главный удар по левому флангу. Этот полк дрогнул и стал отступать, что открывало путь противнику в тыл основных сил.
- Но в этот момент из засады вылетела русская конница, нанесла неожиданный удар в тыл наступающему врагу. Татарам казалось, что это восстают к бою убитые ими русские воины. Это сеяло паническое настроение. Врагов загнали в реку и перебили.
- В момент наступления засадного полка начинают действовать и другие. От общего натиска ряды татар смешались, ход боя определился в пользу русских дружин.
- У Мамая не было резервов, отступление татарских отрядов некому было прикрыть, поэтому беспорядочно бежало все войско.
Сам князь Дмитрий во время боя был контужен и сбит с коня. Сразу после боя думали, что он погиб, но вскоре нашли его среди павших воинов в бессознательном состоянии. Такое описание Куликовской битвы сохранилось в летописях и преданиях.
Дмитрий Донской: YouTube/Учебник Вслух
Значение Куликовской битвы
Историки сходятся во мнении, что Куликовская битва стала одним из важнейших сражений в истории Московского княжества. Некоторыми эта победа воспринимается, как триумф Европы над Азией.
После Куликовской битвы раздробленные княжества начали объединяться в единое Русское государство.
Предыстория битвы
Куликовской битве предшествовали многие события, и самым главным было то, что в 1374 г. московский князь Дмитрий Иванович отказался платить дань Орде. На тот момент главным княжеством являлась Тверь, поскольку таково было решение хана.
Дмитрий Донской
Московский князь вместе с союзниками пошел войной на Тверь и одержал победу. В результате княжество попало в вассальную зависимость к Дмитрию.
Русский князь стремился сделать Московское княжество главным на Руси и хотел, чтобы данное право передавалось наследственным путем. Само собой разумеется, все эти события серьезно разозлили хана.
Мамай, который хотел стать ханом Золотой Орды, воспользовался этой ситуацией в корыстных целях. Он занялся подготовкой к военной кампании против русских, чтобы смирить их, и в очередной раз продемонстрировать силу татаро-монгольского ига.
Задолго до начала Куликовской битвы, в период 1376-1378 гг. Мамай несколько раз нападал на княжества Руси. Он грабил и разорял города, а также убивал и брал в плен русских граждан.
В 1378 г
произошло важное сражение на реке Воже, в котором русские воины впервые одержали над татарами победу
Куликовская битва кратко, для 4 класса
В 1380 г. Дмитрий Донской узнал, что Мамай организовывает набег на Москву. Более того, на помощь татарскому хану пришел литовский правитель Ягайло, который был давним противником русичей. Вскоре московскому князю доложили, что Олег Рязанский также решил поддержать Мамая в военном походе на Москву.
Не теряя времени, Дмитрий Донской отправил гонцов ко всем великим князям, призывая их сплотиться в одну большую армию и дать отпор неприятелю. Однако никто из них не вызвался на помощь Донскому.
Позже Мамай прислал послов к московскому князю, чтобы объявить ему свои требования. Хан настаивал на том, чтобы ему возобновили выплату дани и беспрекословно выполняли все его приказы.
Донской прекрасно понимал, что сейчас он не может идти войной против татар, поэтому согласился на условия Мамая. Также он послал к нему посла с предложением мира. Тем менее, он продолжал увеличивать войско и готовиться к решающей битве с врагом, которая состоялась на Куликовом поле.
Как и предполагал Дмитрий, татаро-монголы вместе с Ягайлом и Олегом Рязанским все-таки выдвинулись в военный поход против Москвы. На вече князья решили, что должны сплотиться вместе и выступить против татар.
Согласно одному преданию, накануне похода Донской долго беседовал со знаменитым старцем Сергеем Радонежским, который пророчил великую победу русскому войску над ордынскими захватчиками.
Наследие
В память о месте битвы стоит мемориальная церковь, построенная по проекту Алексея Щусева .
Малая планета , 2869 Непрядв , обнаруженная в 1980 годе советского астрономом Николай Степанович Черных , была названа в честь победы России над татаро — монголами .
Литература
Куликовская битва породила беспрецедентно большой пласт средневековой русской литературы; ни одно другое историческое событие не получило такого широкого освещения. Российские историки выделили сборник «Литературных произведений Куликовского цикла». Наиболее важные работы:
- Краткая хроника Tale ( краткая letopisnaia повесть )
- Расширенная летописная повесть ( Пространная летописная повесть )
- Задонщина
- Сказание о побеге Мамая ( Сказание о Мамаевом побоище )
Изобразительное искусство
Картины на тему битвы создавали многие российские и советские художники, такие как Орест Кипренский , Василий Сазонов , Михаил Нестеров , Александр Бубнов , Михаил Авилов . Французский художник Адольф Ивон , позже известный своими работами о наполеоновских войнах, в 1850 году по заказу Николая I написал монументальную картину «Битва на Куликовом поле» .
Повод к битве – отказ Дмитрия Донского выплачивать дань Золотой Орде
Отказ князя выплачивать дань Орде стало основной причиной и поводом для битвы. Но Дмитрий Донской не думал оспаривать право Золотой Орды на взимание оброка. Он был готов платить, дабы не навлечь на себя и свои земли гнев ордынцев.
Дело в том, что дань с него требовал Мамай, который не являлся законным правителем, а был, скорее, захватчиком власти. Великое событие началось с боя великих богатырей.
Куликовское сражение началось с битвы между русским воином Пересветом и монгольским бойцом Челубеем. Они оба друг друга поразили копьями и скончались. Именно после этого события началось великое сражение против татаро-монголов.
Пересвет и Челубей
Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.
Поединок Пересвета с Челубеем
После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.
При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.
Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.
По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.
Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.
Куликовская битва
На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.
Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.
Рельеф местности
К сожалению, археологические раскопки на Куликовом поле, ведущиеся с Бог весть каких времен, не баловали находками, порождая и поддерживая новую волну конспирологических теорий: единичные артефакты не давали картины серьезного сражения, даже с учетом небольшого количества сражающихся.
Дело сдвинулось, когда историки решили восстановить рельеф поля Куликовской битвы. Оказалось, что знаменитое «чистое поле», которое мы привычно представляем себе, в XIV веке было не просто не «чистым», а имело весьма сложный рельеф, который делал его бОльшую часть недоступной для кавалерии тех времен — по балкам и болотам, да еще заросшим деревьями, особо не погарцуешь.
Исследования показали, что на этом «чистом поле» имелось только одно место, на котором могли сойтись даже небольшие, но все-таки конные войска Дмитрия и Мамая. Причем, довольно небольшое — 1,5 км по фронту и 4 км в глубину.
Археологические раскопки в этом месте блестяще подтвердили новый подход: были найдены два скопления артефактов: одно примерно посередине собственно участка, где сражение могло состояться по условиям рельефа, а второе — в тылу войска Мамая у т.н. Хворостянского оврага.
Странности и нестыковки в различных источниках о Куликовской битве
Если идти с конца, то нужно заметить, что идея такого экзотического поведения Пересвета была подсказана монахам Кирилло-Белозерского монастыря (это, кстати, на Вологодчине, то есть, прямо скажем, от Куликова поля далековато) европейским средневековым эпосом. Похожий сюжет потом позаимствует и Томас Мэлори. Он, правда, таким способом убьёт не отрицательного, а положительного героя – короля Артура.
Размеры Челубея даже не нуждаются в объяснении – это типичная для Средневековья (только ли для него?!) тенденция преувеличивать силу и численность врагов, чтобы придать собственному успеху значимость. Хотя с пятью саженями авторы, конечно, погорячились – в зависимости от выбранной единицы (простая, косая, маховая) рост Челубея получится от 7 с небольшим до почти 11 метров.
Обилие различных пересказов обстоятельств поединка объясняется не только тем, что живых свидетелей сражения к моменту написания «Сказания о Мамаевом побоище» не осталось, но и тем, что ни в одном из предыдущих свидетельств о Куликовской битве такого эпизода не записано.
Более того, «Задонщина», созданная минимум на полвека раньше, содержит прелюбопытный фрагмент «Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу». Иными словами, бой в разгаре, а наш герой живёхонек (и, конечно, защищён не только монашеской ризой). Про Челубея же в «Задонщине» нет ничего. Ну а его печенежское происхождение и вовсе странность – от этого народа к XIV веку и следа не осталось. Сначала половцы, а затем и монголы здорово изменили этнический состав Дикого Поля.
Имя у татарского богатыря тоже странное, таких у его соотечественников не было. При этом чётко выделяется корень «бей» — правитель, властитель. Обычно его добавляли к имени собственному, но «Челу» — тоже не встречается у монголов. Зато есть слово «чело», которым в русской военной традиции обозначался «большой полк», главные силы войска. Выходит, Челубей – это и не имя вовсе, а наименование воеводы большого полка.
Ну и в заключение, самое первое свидетельство о Куликовской битве «О побоище иже на Дону…», составленное прямо по горячим следам, конечно тоже не содержит никакой информации о поединке, предварявшем сражение. Оно и неудивительно, ведь такой традиции ни у русичей, ни у монголов в последние века не водилось.
Похоже, правда, об этом поединке заключается в том, что его никогда не было. Впрочем, это нисколько не умаляет подвига того же Пересвета, который действительно сражался и погиб на Куликовом поле, и тысяч его соотечественников, возродивших великие военные традиции Руси.
Еще больше фактов по теме публикации смотрите в ролике ниже.
&t=1s
Количество
Надо сказать, что количество как русских, так и ордынских войск, участвовавших в Куликовской битве росло, можно сказать, в геометрической прогрессии, дойдя до умопомрачительного количества в сотни тысяч человек. Так, например, одно из «Сказаний о Мамаевом побоище» говорит о 300.000 только русских воинов, из которых только в Засадном полку могло находиться до 70.000 человек. Соответственно оценивались и силы Мамая.
Между тем, оснований для обозначения таких цифр нет абсолютно никаких. Сегодня историки обосновывают цифры на пару порядков меньше. Так, О. Двуреченский говорит о 6 — 7 тысячах воинов и 3 — 6 тысячах «обслуживающего персонала» у Дмитрия Донского и до 10 тысяч воинов у Мамая. Ни тот ни другой просто физически не могли выставить больше воинов из-за элементарной нехватки, как сейчас сказали бы, мобилизационного ресурса: оба противника контролировали сравнительно небольшие территории.
Причем, как утверждает О. Двуреченский,
Князь перед боем поменялся доспехами с оружничьим
Истории известен невероятный факт о Дмитрии Донском, который пересказывали друг другу множество лет. Великий князь Дмитрий Донской перед началом боя обменялся доспехом с оружничьим. Им был московский боярин Михаил Бренок. Во время атаки ордынцы специально выискивали среди солдат приметные доспехи полководца, чтобы убить.
Смерть в бою воеводы подкосила бы боевой дух сражающихся. Кроме этого, лишившись мудрого руководства армия бы значительно ослабла и неизбежно потерпела бы поражение. Поэтому можно назвать этот поступок мудрым и продуманным, хоть он и повлек за собой смерть молодого солдата. Однако, если бы он этого не сделал все могло бы сложиться по-другому.
Преподобный Александр (Пересвет)
Поделиться
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Иванович Авилов 1943 г.
Корень слова «богатырь» — «Бог». Не случайно героев, отдавших жизнь за Отечество и Православную веру, на Руси называли богатырями.
Сегодня мы говорим о преподобном Александре Пересвете и стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет».
В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, известный в истории как Дмитрий Донской, повел русское войско на битву с Мамаем. Мамаева Орда грозила разорить Русь, нужно было дать ордынцам отпор.
Перед тем, как покинуть Москву, князь Дмитрий со своими приближенными отправился в монастырь Святой Троицы под Радонежем — получить благословение игумена Сергия на битву с Мамаем. А еще князь попросил Сергия Радонежского дать в его войско для молитвенной поддержки двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
В стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет» преподобный Сергий Радонежский без промедления откликается на просьбу князя.
АФАНАСЬЕВ:
Молвил князю Сергий, Подавая меч: — С Богом! Ныне свергнем Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы. Не страшись, иди — Пересвет с Ослябей Будут впереди.
Бог и церковь с вами Против всех угроз: Русской силы знамя Освятил Христос.
Решающее сражение с армией Мамая произошло на Куликовом поле возле реки Дон. Русское войско построилось под главным полковым знаменем с образом Спаса Нерукотворного. Два всадника — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — были не в воинских доспехах, а в одежде монахов-схимников. Всем своим видом они внушали презрение к смерти и напоминали, что русское воинство идет на святую битву.
Из лагеря ордынцев отделился всадник гигантского роста, назвавшийся Челубеем. Потрясая копьем, он стал хвастаться своей силой и непобедимостью, вызывая кого-нибудь из русских на поединок. Ордынцы применили свой излюбленный психологический прием — устрашить противника перед боем, заставить усомниться в своих силах.
Вызов принял радонежский монах Александр Пересвет. До принятия монашества он был искусным воином и теперь спокойно выехал навстречу великану с копьем наперевес.
АФАНАСЬЕВ:
Выезжает конный В куколе, с крестом, С ликом, истомлённым Бденьем и постом,
Схимник, бывший воин; Вот и он своё Поднял боевое Длинное копьё.
Без щита, без лат он, В стремени нога, В мантии крылатой Мчится на врага.
На всем скаку противники ударились копьями, и оба бездыханными упали с коней.
Бесстрашие монаха, посрамившего похвальбу Челубея, вдохновило русских воинов. Князь Дмитрий воскликнул: «С нами Бог»! — и на Куликовом поле началась битва, которая закончилась победой русского войска.
Радонежского монаха Александра Пересвета, названного в летописях «первоначальником» великой победы, с почестями похоронили в Москве.
АФАНАСЬЕВ:
Войско несёт с собою Первую жертву боя: Иночества то цвет — Схимник Пересвет.
Верный Христа заветам, Вышел он в битву с тьмой. Пал он на поле этом, Как в пашню зерно весной.
Так Русь проросла Святая Для Веры и Любви, Храмы свои утверждая На мученической крови.
Виктор Васильевич Афанасьев неоднократно подчеркивает в стихотворении, что русский богатырь Пересвет был монахом-схимником и главным его оружием была молитва.
В конце 1990-х годов Виктор Афанасьев — известный поэт, литературовед, церковный писатель — и сам принял монашеский постриг с именем Лазарь в монастыре Оптина пустынь.
Стихотворение «Схимник Пересвет» представляет собой один из ярких образцов духовной поэзии монаха Лазаря.
↑ Подготовка к сражению
Московское княжество в 14 веке росло и развивалось быстрыми темпами. В конце 14 века оно представляло довольно сильную раннюю государственную структуру. Несмотря на это, Дмитрий призывает русских князей объединиться в противостоянии войску Золотой Орды.
Под знаменами князя московского собралось войско численностью около ста тысяч ратников, хотя многие князья не откликнулись на призыв, предпочитая остаться в стороне.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского фото
Узнав о продвижении ордынцев к границам русских земель, князь московский срочно выступает с объединенным войском к реке Обь. Эта спешка была вызвана необходимостью не дать возможности Мамаю слиться с союзниками.
За Доном начинались земли ордынского ханства, поэтому Дмитрий Донской не сразу перешел реку. Только после благословения от Сергея Радонежского Московский князь перешел реку по выстроенному деревянному мосту, который был уничтожен после перехода войска.
Куликовская битва, русское войско фото
Позиция была выбрана Дмитрием так, что его рати не было возможности отступления, оставалась только битва на смерть, до победы. Этим местом было Куликово поле у реки Непрядвы.
Тактика Дмитрия вынудила Мамая, не дожидаясь союзников, выдвинуться навстречу.
Куликовская битва
При сближении войск произошёл поединок между русским богатырём (в разных источниках называют Пересвета или Ослябю) с лучшим ордынским воином Челубеем. Оба участника поединка погибли. После этого в бою сошлись основные силы ордынского и русского войска.
Также по теме
Собиратель земель русских: почему фигура Ивана III столетиями была недооценена потомками
580 лет назад родился великий князь Московский, государь всея Руси Иван III. Историки называют его одним из наиболее недооценённых в…
Атаки ордынцев на центр и правую часть русского построения были отбиты. Тогда Мамай бросил основные силы против левого фланга русской рати, который ордынцам удалось потеснить. Неприятель начал выходить в тыл Большого полка. И тут во фланг и тыл мамаевской кавалерии ударил отборный Засадный полк, обративший врага в бегство.
Мамай быстро осознал, что сражение проиграно, и со своей личной охраной покинул поле боя. Его войско было полностью разгромлено.
Князь Дмитрий Иванович сражался в простом доспехе в общем строю и был сбит с лошади. После сражения его нашли в бессознательном состоянии. Пока он приходил в себя, полки собирал князь Владимир Андреевич.
Ягайло не решился вступать в бой с русскими войсками и вернулся в Литву. Ещё раньше от идеи воевать с князем Дмитрием отказался рязанский князь. Похоронив погибших, войско Дмитрия Ивановича, получившего после победы прозвище Донской, вернулось в Москву.
Авторитет Мамая был подорван. Он бежал в Крым и погиб там при не выясненных до конца обстоятельствах. Два года спустя хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на земли Северо-Восточной Руси, хитростью взял Москву и снова начал взимать дань с русских княжеств.
«Общая победа, понимание того, что с ордынцами можно сражаться на равных, консолидировало людей. В единении на Куликовом поле рождалась Россия», — добавил специалист.
- Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Благодаря победам Дмитрия Донского продолжило возрастать влияние Москвы.
«Победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путём и к их освобождению от чужеземного господства», — писал историк Феликс Шабульдо.
По словам советника ректора МПГУ Евгения Спицына, хотя в последние десятилетия учёные ставят под вопрос численность участников Куликовской битвы, это нисколько не уменьшает политическую роль сражения.
«Даже если речь шла о 10—15 тыс. всадников, это были колоссальные армии по меркам того времени
Но принципиально важно то, что при Дмитрии Донском Москва впервые выразила готовность поднять меч в борьбе за свержение ордынских вассальных отношений, и это привело к окончательному установлению суверенитета Московского государства сто лет спустя», — подытожил Спицын
Последствия
Узнав о поражении Мамая, князь Ягайла вернул свою армию Литве. Жители Рязанской земли нападали на отдельные отряды, пришедшие с поля боя, грабили их и брали в плен (вопрос о возвращении пленных оставался актуальным в течение двадцати лет, он упоминался в Московско-Рязанских договорах 1381 и 1402 годов). Московский князь Дмитрий стал готовиться к расправе, но князь Олег Рязанский бежал (по Никоновской летописи «в Литву»), а рязанские бояре приняли московских наместников. Вскоре князь Олег вернулся к власти, но был вынужден признать князя Дмитрия своим государь («старшим братом») и подписать мирный договор.
Мухаммад-Булек, номинальный хан Мамая, погиб в бою. Мамай бежал в генуэзскую крепость Каффа в Крыму . Он собрал новую армию, но теперь у него не было «законного хана», и его дворяне перешли на сторону его соперника Тохтамыш- хана. Мамай снова бежал в Каффу и там был убит. Война с Москвой привела Мамая Орду к полному краху. Одним ударом Тохтамыш получил полную власть, ликвидировав 20-летний раскол Золотой Орды. По мнению историка Горского, именно Тохтамыш получил самую конкретную политическую выгоду от поражения Мамая.
Однако князь Дмитрий, который после битвы стал известен как Донской (Донской), не смог стать полностью независимым от Золотой Орды. В 1382 году хан Тохтамыш начал очередной поход на Великое княжество Московское . Он захватил и сжег Москву, заставив Дмитрия признать его государьём. Однако победа под Куликово была ранним признаком упадка монгольской власти. В последующем столетии власть Москвы выросла, укрепив контроль над другими русскими княжествами. Русское вассальное подчинение Золотой Орде официально прекратилось в 1480 году, через столетие после битвы, после поражения Орды у великого форта на реке Угре .