Паломничество и паломники

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.


Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме, на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Путь для избранных или дорога для всех?

Часто человек отправляется в паломничество, надеясь таким образом получить что-то особенное, прикоснуться к особой благодати. Когда человек только приходит к вере, он может встретить советчиков, которые будут ему рекомендовать: «Обязательно поезжай туда и ещё вон туда», — как будто бы где-то есть особенное присутствие Бога, и там с человеком может произойти что-то особое.

Я считаю, что не нужно никуда ехать, чтобы встретиться с Богом и получить Его благодать: у нас есть храмы, в которых находятся Тело и Кровь Христовы — самая большая святыня на земле, иконы и мощи святых, есть Священное Писание и заповеди Божии. У Бога нет разделения на избранных людей, побывавших в особых местах, которым Он открывает какие-то тайны, и «обычных». Господь всё необходимое для спасения дал каждому.

Побывать у великой или малоизвестной святыни, помолиться, поучаствовать в богослужении, совершаемом монастырским чином, — благое дело. Многие любят проводить отпуск в паломничестве. Это и помогает развеяться, посмотреть, как живут христиане в других городах и странах, и даёт возможность помолиться у святынь.

Сегодня люди часто перешагивают здоровую грань почитания святыни и забывают о Христе. Они знают множество разных святых, которые помогают в каких-то конкретных вещах, но при этом ничего не знают о Боге. Помнят даже каких-то малоизвестных старцев и их заветы, но абсолютно не помнят, что написано в Евангелии и апостольских посланиях.

В праздник святителя Николая Чудотворца в храме зачастую больше людей, чем в любой праздник Господень и воскресный день. Люди стремятся получить от святых удачу, помощь в каких-то своих делах, и приходят в церковь как в организацию, которая это обеспечивает. Желание, чтобы в жизни было всё хорошо, никто не болел, — нормальное стремление человека. Но Церковь Господь основал для спасения душ. А спасение происходит посредством личного изменения.

«В монастыре мне благословили…» — это приговор?

У человека, приехавшего за благословением в монастырь, должны быть определённые отношения с теми людьми, у которых он будет его испрашивать. Если это настоятель монастыря, он должен знать его, доверять ему. С другой стороны — человек, который берёт на себя ответственность благословлять, должен понимать: это возможно только в форме совета. На мой взгляд, нельзя требовать от мирян беспрекословного исполнения благословения в личных вопросах. Можно настоятельно просить о соблюдении внутреннего распорядка монастыря — это и паломник должен понимать. Есть определённые правила, дисциплина, устав. Если сказали мыть посуду два раза и два раза ополаскивать — надо слушаться. Но если вы приехали брать благословение на вопросы личного характера, надо быть внимательным. Это избранным людям — таким, как Оптинские старцы, например, — было дано видение нрава и характера человека, его прошлого и будущего. Потому они имели дерзновение говорить что-то конкретное, благословлять.

У человека есть данная Богом свобода выбора. Мы с одним священником обсуждали эту проблему, и он сказал: даже если вам дали благословение и требуют его исполнения, ваш выбор — исполнять его или нет. Понятно, что за этим выбором будут последствия. На мой взгляд, если вас благословляют на то, к чему вы не готовы, пусть решение вопроса будет за вами. Сделайте свой выбор.

У этой проблемы есть другой аспект. Я считаю неправильным, когда человек перекладывает ответственность за свою жизнь на других. У нас очень много людей, которые не хотят сами принимать решения, пользуются духовниками в этом отношении — и их же потом обвиняют: «Это он мне так сказал!», «Я не вышла замуж, потому что мне духовник запретил!» — но ведь тебя не из-под венца увели! Он посоветовал, но решать надо самой.

В своё время я поняла, что есть такое большое чудо и тайна, как послушание — спасительная нить, которая нас связывает со Христом. Оно делает монаха абсолютно счастливым человеком. Хотелось бы подчеркнуть: нельзя путать послушание с нерешительностью, безответственностью, инфантильностью. Если человек не хочет сам принимать решения — он не должен перекладывать ответственность на других.

Слушаться можно только того человека, которому искренне доверяешь. Доверие — это высшая форма человеческих отношений. Если мы не научились доверять себя Богу, если на каждом шагу возмущаемся тем, что нам посылает Господь, мы и в человеческих отношениях будем неспособны слушать другого. Многие опытные духовники, старцы, святые отцы учат, что если всё делать ради Христа, если Он на первом месте, то всё будет в порядке. Помните известную историю о том, как монахи сажали рассаду, и те, кто посадил вверх корешками, получили урожай, а тех, кто посадил правильно, выгнали из монастыря? Суть притчи в том, что первые послушались ради Христа, а другие за своей волей пошли.

Неспособность принять решение и нежелание нести ответственность не надо путать с послушанием. «Я такой несчастный, потому что мне благословение дали»! У меня были такие сёстры, которые, при всём окружающем благополучии, были очень несчастны в монастыре, всё время говорили: «Я не хотела в монастырь, но меня благословили, и я пришла. Зачем же меня благословили, если знали, что мне будет плохо?» Я очень долго пыталась одну из них переубедить, но у меня ничего не получилось. Плохо ей на самом деле не было, но она так настроила себя. Увидев такую инокиню в монастыре, естественно, все подумают, что здесь у нас жуть какая-то.

Должно ли паломнику быть трудно?

Не нужно радоваться случившимся в дороге неприятностям, верить, что благодаря им паломничество непременно пойдёт на пользу. Если мы можем воспринимать какие-то трудности с миром в душе — это хорошо. Это и есть смирение. Но это не значит, что мы не имеем права на нормальный сон, отдых, приём пищи и должны радоваться отсутствию этого. А специально превращать свою жизнь или жизнь окружающих людей в какие-то непонятные страдания, например, вычитыванием продолжительных молитв вместо сна, —просто фанатизм.

Некоторые намеренно отправляются в паломничество, чтобы потрудиться — помочь какому-нибудь монастырю. Труд и перенесение тягот ради других — напротив, хорошее и богоугодное дело. Такое паломничество называется трудничеством. Однако не следует делать это в ущерб своей семье и домашним делам. Если вы всё успеваете дома — тогда смело можете ехать на послушания.

Варианты услуг и стоимость

Это стандартная паломническая программа. Начало поездок в понедельник в 9-00 от отеля (Лимассол). Точное время и место сбора для других дней сообщаем на месте. Последовательность маршрутов в программе может меняться. 

*

 

Цена: от 59500 рублей. Цена зависит от выбранного отеля и даты вылета.

Возможно взять только экскурсионную программу по Кипру (3 дня), (см программу) —  стоимость 265 евро.

В стоимость входит: авиабилет, медицинская страховка, проживание в гостинице, питание — завтраки, сопровождение русского гида, автобус по маршруту.

В стоимость не входит:  экскурсии (по программе) от 265 е, входные билеты в музеи, обеды (от 10 е) и ужины (от 5 е). Дополнительные экскурсии

Дополнительные программы:

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА И КИПР: Амиру, Сфалангиотисса, Глосса

Лимассол – Ашиос Афанасиос – Келлаки – Аракапас – Апсью — Лимассол

Выезд из Лимассола. Предание о том, что Пресвятая Богородица посещала Кипр, — красивый и трогательный православный апокриф. Столь же красивы и три монастыря, которые мы посещаем в ходе этого путешествия. Они расположены относительно недалеко от Лимассола, в деревушках Агиос Афанасиос, Келлаки и Апсью, в них бережно и сокровенно хранят традицию женского кипрского монашества. В монастыре Сфалангиотисса мы побываем в храме, где находится чудотворная икона, помогающая от укусов насекомых и кожных недугов, спустимся к источнику, который бьет рядом с красивым монастырским садом. Обитель Панагии Глосса известна многим паломникам: сюда едут, чтобы попросить помощи в борьбе с болезнями органов слуха и речи у иконы Живоносного Источника. Совсем невелик храм, в котором она находится, но стены его расписаны в византийском стиле красивыми фресками. По пути к деревне Апсью, на окраине которой стоит монастырь Панагии Амиру, мы расскажем о том, как была обретена чудотворная икона, главная святыня этой обители, как вернулось зрение дочери эмира, какими чудотворениями известен источник, что бьет прямо у монастырских ворот. Возможно посещение храма Божией Матери Яматики (Целительницы) в деревне Аракапас с чудотворной иконой.

СВЯТЫНИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КИПРА: Махерас, Тамассос и Лефкара

Лимассол – Тента-Калавассос – Хирокития – Вавла – Лефкара – Махерас – Политико – Эпископи — Лимассол

Выезд из Лимассола. Следуя к центральной части Кипра, мы окажемся вблизи таких поселений эпохи Неолита, как Тента и Хирокития и посетим женский монастырь св. великомученика Мины Котуанского (храм, фрески, частица мощей святого) в деревне Вавла. А в известном центре народных промыслов Лефкаре побываем в храме Честного Креста, где хранится такая христианская святыня, как частица Животворящего Креста Господня. Также посетим храм святого Ксенофонта, покровителя всех путников. На восточных склонах Троодосского массива, где недалеко от вершины горы Киония находится известная многими чудесами икона Пресвятой Богородицы Махериотиссы, мы побываем в ставропигиальном мужском монастыре, месте строгой постнической жизни и непрестанной молитвы. Основание его восходит к византийским временам (к. XII – н. XIII вв.), а в церкви пребывает чудотворная икона, которая привезена была из Константинополя. Писана она, по преданию, св. ап. Лукой. В монастыре много веков бьет чудотворный источник. Спускаясь с восточных склонов Троодоса к долине Месаория, мы издалека увидим золотые купола храма св. Андрея Первозванного и всех русских святых, побываем в нем. Он построен в 2017 году вблизи митрополии Тамассоса, известен своим реликварием мощей русских святых – самым крупным на острове. У вас есть возможность им поклониться. Возможно, если позволяет эпидемиологическая обстановка, посещение самого большого женского монастыря свт. Ираклидия в деревне Политико: пещерный храм с гробницей святого, чудотворная икона.

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ПОД ЭГИДОЙ ЮНЕСКО

Лимассол – Пелендри – Лагулера – Никитари – Галата – Какопетря — Лимасссол

Деревня Пелендри — храм Честного Креста.

Деревня Лагудера – монастырь и храм Панагия Арака.

Деревня Никитари – храм Панагия Асину (Форвиотисса).

Деревня Галата – храм Панагия Подиту, храм Архангела Михаила.

Деревня Какопетря – монастырь и храм св. Николая тис стеги (под крышей).

Фрески, архитектурная уникальность, история создания храмов.

Примечания: при наборе группы менее чем 5 человек, паломническая программа будет проходить 2 дня.

Перечень необходимых документов: загран. паспорт, копия первой страницы

Паломники приезжают молиться или работать?

Я — не знаю, к сожалению или к счастью, — до того, как попала в нашу обитель, ни в одном монастыре не была. Ни на послушании, ни просто в каких-то паломнических поездках — разве что проездом пару раз. Был момент, когда мне хотелось, чтобы всё происходило по-настоящему: сначала пройти путь послушничества, потом иночества, но получилось иначе. В итоге мне неизвестно, как обстоят дела в других монастырях, сложно что-либо комментировать, но я убеждена: если что-то получилось не так, как вы предполагали, нужно об этом спокойно поговорить.

Как это происходит у нас? Одно дело, если в монастырь приехала группа просто посмотреть, помолиться, подать записки, поставить свечи. Мы её встречаем, проводим экскурсию — обычно это делает священник или кто-то из сестёр; если есть возможность, то и я могу. Это занимает час-полтора, два — уже много, люди устают. Мы поим их чаем, и они уезжают. Другое дело — когда человек приезжает, чтобы побыть в монастыре подольше. Уставом нашего монастыря предусмотрено пребывание в обители на протяжении минимум трёх дней, а потом уже паломник смотрит, оставаться на более долгий срок или нет. Когда люди приезжают и говорят: мы хотим у вас пожить чуть ли не месяц, — я отвечаю: давайте, побудете три дня, посмотрите, какой у нас распорядок, как проходит день, как мы молимся, трудимся, а потом решим. В процессе этих трёх дней человек понимает, что от него требуется и насколько это соотносится с тем, что он хотел бы. Если его что-то не устраивает — он уезжает, если всё в порядке — остаётся.

Те, кто хотел бы провести у нас несколько дней, обычно предупреждают об этом заранее, и мы предлагаем приехать в дни, когда есть богослужения — чтобы всё начиналось с молитвы. Потом, если они хотят остаться, мы говорим: у нас следующий распорядок дня и вот такой объём работы — что вы могли бы делать, какое у вас состояние здоровья? Мы всегда об этом спрашиваем, ведь сейчас так много всевозможных недугов у людей. Кто-то не хочет встречаться с людьми, стремится провести время в уединении — думаю, такому человеку нужен хороший, грамотный помощник. Всё это нужно обсуждать и решать.

Человек в монастыре общается не с наместником или игуменьей — с ними он пересекается один-два раза. В основном его день проходит среди людей, которые, как и он, приехали в монастырь, и с сёстрами или братьями, которые окружают его во время послушания. В эти моменты никто ни от чего не застрахован. Паломник может столкнуться с тем, к чему не готов. Настроение окружающих людей, состояние их телесного и духовного здоровья могут не совпадать с вашими. Кто-то расположен поговорить, кто-то — помолиться. Бывает, что паломник не очень хорошо понимает монастырские правила. Например, традиционно в обителях во время исполнения послушания все совершают молитву или слушают аудиозаписи Псалтири, акафистов, проповедей.

Если хотел помолиться, а отправили на кухню — надо разобраться, почему так вышло. Не везде большое число братьев или сестёр, порой настоятель сталкивается с ситуацией, когда какие-то дела просто некому выполнять. У нас так случалось. Например, нас трое на клиросе, и если одна монахиня заболела, а другая вынуждена уехать по срочному делу, я пою одна. Или ещё ситуация: однажды наши повара не вышли на работу по уважительным причинам, — и мы сами приготовили себе поесть после службы. Так что бывает всякое, и не стоит обижаться, если вас попросили помочь. Что касается настоятеля — думаю, прежде всего ему надо быть готовым с людьми разговаривать. В тот момент, когда идёшь к человеку, нужно себя подготовить: быть адекватным, внимательным, а собственные неприятности и проблемы решать наедине с собой.

Дивеево

  • Нижегородская область, Дивеевский район.
  • «Четвертый удел Богородицы на земле» — именно так называют . Дивеевский женский монастырь славится крестным ходом вдоль святой канавки, святыми источниками, духовным наследием преподобного Серафима Саровского. Монастырь конца XVIII века до сих пор принимает паломников. «Дивное Дивеево» — благодатное место, где случилось настоящее чудо. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

  • В Дивеево на шпильках
  • Дивеево: по святым местам

«В паломничестве главное – увидеть живого Бога»

Протоиерей Александр Монич

Святитель Григорий Нисский в письме «О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» пишет: «Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить».

У святителя есть золотые слова о паломничестве. Он называет это «География души». Однако говорит, что можно поехать и в Иерусалим, Палестину или Египет, но ничего оттуда не привнести в сердце свое

С другой стороны, святитель обращает внимание на то, что где бы человек ни находился географически на планете Земля, он всегда может быть со Христом

Ни мышонок, ни лягушка…

Отдельная проблема заключается в том, что поле, на котором работают большинство современных паломнических служб, находится как раз посередине между указанными явлениями.

С одной стороны, предлагаемые ими поездки заявлены как «паломнические», а потому большинство участников настроены на две вещи: 1) доехать до места; 2) за максимально небольшие деньги. Особенно возмущаться уровнем комфорта и качеством обслуживания в такой компании как-то «не комильфо». С другой, отпустить группу на неделю в какое-нибудь Дальнее Зарубежье совсем без удобств и документов тоже нереально.

В итоге термины вроде «договор обслуживания», «трансфер», «бронь отеля» и подобные начинают мелькать на горизонте лишь при дальних, тем более, зарубежных путешествиях. В случае же недалёких внутренних поездок сплошь и рядом бывает так, что никаких вообще бумаг с путешественником не подписывают, предлагая «передать деньги прямо экскурсоводу в автобусе».

В худшем случае, даже если количество групп на маршруте ограничено, а их расписание определено на полгода вперёд, персонал этот может оказаться разово-наёмным.

Кроме того, нередко, паломническая служба (туристическая компания) выступает в роли посредника между заказчиками услуг (паломниками) и многочисленными продавцами их на местах – перевозчиками, отелями, экскурсоводами или же бабушкой из частного сектора в окрестностях Дивеево, которая сдаёт угол на ночь.

Так что вполне возможен вариант дважды поехать по одному маршруту с одной и той же службой – и получить при этом совершенно разный набор информации, услуг и впечатлений.

И, правда, договора на руках у вас нет, а во всех рекламных проспектах из услуг, предоставляемых собственно агентством, прописан обычно лишь «комфортабельный автобус».

Стоит ли отправляться на поиск старцев?

Каждый человек — всего лишь человек. Христианин не должен восхищаться никем из живущих на земле, никого идеализировать. Мы можем спросить совета в чём-то у своего священника или у человека, которого называют опытным старцем, и может быть он, как умудрённый опытом, сможет нам помочь. Господь может действовать не только через них, подсказывая нам ответы. Если наши душа и сердце открыты для Бога, то Он найдёт способ открыть нам Свою волю. Очень часто бывает, что наши близкие могут сказать какие-то слова, которые окажутся кстати. Если мы умеем слушать и доверяем Богу, нам не нужно искать по-особенному мудрого и прозорливого старца.

Если в вашей жизни встретился человек, которого кто-то называет старцем, внимательно посмотрите, на что он опирается, когда даёт советы: будет ли это Священное Писание или просто какие-то его личные идеи? В любом случае, не спешите принимать всё сказанное как истину. Примите это как совет. А решение — уже ваш собственный выбор. Никто не вправе нам приказывать сделать так или по-другому. Когда кто-то так говорит, это противоречит воле Божией, ведь Господь сотворил нас свободными.

Опытный духовник может подсказать на основе Священного Писания, как правильно поступить, или предложить несколько вариантов решения проблемы. Но принимать решение должны только мы сами. Многие люди привыкли на кого-то перекладывать ответственность. Они хотят, чтобы им дали чёткие указания, чтобы потом сказать, если что-то не получилось: вот, вы мне сказали, а всё пошло не так, как я хотел. Человек должен сам принимать решения в своей жизни.

Не стоит ехать в паломничество ради того, чтобы найти себе духовника, отыскать особенного прозорливого старца. В евангельском чтении этой недели рассказывается о юноше, который спросил у Христа, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь ответил ему: «Соблюдай заповеди» и «следуй за Мной» (Мф. 19:16-26). Всё, что нам нужно для спасения, Господь уже дал. Это Он Сам и Его заповеди.

«Ехать надо в любом случае»

Фото: iakovzavedeev.ru

Но если готовности сердца нет, это не означает, что не нужно ездить в паломнические поездки. Ехать надо в любом случае, чтобы стать другим. Господь иногда открывается человеку в непредвиденных ситуациях – в автобусе, во время чтения молитвенного канона, при пении церковного хора на богослужении, в беседе со старцем на исповеди, в момент Причастия Святых Христовых Тайн и т.д.

Нужно понимать, что Господь всегда с человеком, где бы тот ни находился. Он может встретить человека в любом городском или сельском храме, но для этого нужно жить с Богом ежедневно. Господь всегда нас ждет! И нет места определенного, где живет Господь. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне — не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.

  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.

Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым. Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании

Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество — это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.


Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • святые мощи;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия. Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.


Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере. Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Многодневные туры по святым местам

Святые места России – храмы, монастыри, чудотворные источники – представляют особую ценность для каждого человека, даже неверующего. Они очищают и просветляют, даруют спокойствие и радость, исцеляют болезни тела и духа. Поездки в святые места предоставляют возможность прикоснуться к святыням, узнать больше об истории страны, о великих людях и событиях, увидеть красоту монастырей и храмов. Церкви и святые обители возводились чаще всего в самых красивых и выигрышных с точки зрения обзора местах (берег реки, высокий холм, городская или сельская площадь), гармонично вписывались в окружающий ландшафт и становились его доминантой. Они нередко представляют собой выдающиеся архитектурные ансамбли, а наиболее древние их них оказываются немногими дошедшими до нас памятниками архитектуры прошлых эпох. Многие святыни за свое существование неоднократно подвергались разрушениям в ходе вражеских набегов, пожаров, войн и революций. Гонения на церковь в годы советской власти привели к закрытию и разорению церквей и монастырей, и не все из них уцелели в этот период. Но сейчас многие святыни возродились, и поток верующих, паломников и туристов туда не иссякает.

Многие туры, организованные нашей компанией, включают в свои программы посещение монастырей и храмов, находящихся в разных уголках России. Некоторые из них имеют не только всероссийскую, но и всемирную известность, как, например, Свято-Введенская Оптина пустынь, сыгравшая огромную роль в жизни и творчестве многих великих деятелей России, или Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – одно из мест, ежедневно посещаемых Богородицей. Другие более скромны по размерам и менее известны, но значение тех и других для духовного мира огромно. Среди святынь есть очень древние, например, церковь в Кидекше близ Суздаля, всемирно известная церковь Покрова на Нерли в Боголюбово близ Владимира, Георгиевская церковь в Юрьеве-Польском, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире – памятники белокаменного зодчества домонгольского периода. Есть обители, уникальные по своему расположению: Нилова пустынь на острове Столобный на озере Селигер, удивительные пещерные монастыри Белогорья и Дивногорья. Архитектура и внутреннее убранство некоторых храмов и монастырей поражают воображение. Многие из них связаны с великими именами и событиями, например, Ипатьевский монастырь в Костроме, откуда был призван на царство юный Михаил Романов, Святогорский монастырь в Пушкинских горах, где похоронен А.С. Пушкин, Фёдоровский монастырь в Городце, где закончил свои дни князь Александр Невский, и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector