10 561 057
Содержание:
- Язык рукописи
- История книги
- Остромирово Евангелие — самая древняя датированная рукописная книга на славянском языке
- Евангелие Остромира богато оформлено
- Евангелие писалось в течение восьми месяцев
- История обнаружения и издания рукописи
- Послесловие Остромирово евангелия — свидетельство высокой учености его автора
- Литературные особенности
- Внешний вид о оформление книги
Язык рукописи
В отличие от остальных памятников XI в. в Остромировом Евангелии наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ, ь. Данная фонетическая особенность была общей для старославянского и других славянских языков, поэтому русский переписчик по традиции хорошо передавал её на письме, хотя она в то время уже исчезала. Там же, где в XI в. уже наблюдались различия между старославянскими и русскими особенностями, переписчик невольно их смешивал. Это позволяет идентифицировать Остромирово Евангелие как один из первых памятников старославянского языка русской редакции.
Остромирово Евангелие имеет исключительное значение для сопоставления старославянских и древнерусских особенностей в памятниках XI в. Здесь наблюдается ряд древнерусских черт. К таким чертам в первую очередь относится смешение букв, ѧ, ѩ, ѫ, ѭ обозначавших носовые гласные, с буквами ѹ, ю, я. В древнерусском языке XI в. носовые гласные звуки, характерные ранее для всех славянских языков, уже совпали со звуками ѹ, ю, я. Поэтому Григорий, переписывая старославянский текст, не всегда правильно передавал на письме соответствующие буквы. Он пишет:
- рабѫ вместо рабѹ
- въкѹсить вместо въкѫситъ
- нѹждѫ вместо нѫждѫ
- землю вместо землѭ и др.
В Остромировом Евангелии отсутствуют старые формы сигматического и несигматического атематического аориста. Так например слово придѫ было заменено на придошѧ, а сослагательное наклонение было би заменено на бъӏ и т.п; В имперфекте также произошли изменения и вместо привычного окончания _шете/_шета во втором и третьем лице двойственного ч. и во втором лице мн. ч. употребляется _сте/_ста , а исконное окончание двойственного числа _те в большинстве случаев заменено на окончание _та.
Архаичная лексика от первоначального перевода в Остромировом Евангелие так же во многом устранена:
- етеръ заменяется на нѣкыи
- спъӏти — на без оума
- съньмъ — на съборъ
- шюи — на лѣвыи
- прѣпрѫда — на багърѧница
- вълатисѧ — на погрѫжатися
- въслѣпати — на истѣкати
- искрь — на близъ
- пастъӏрь — на пастоухъ и т. п.;
Изменения также происходят и с греческими заимствованиями. Они вытесняются славянскими синонимами. Так вместо vпокритъ читается лицемѣръ; вместо стадии — поприще и т. д. Такие языковые правки свидетельствуют о том, что Евангельская редактура была осуществлена в восточной Болгарии.
Вместо старославянских сочетаний ръ, лъ, рь, ль, передававших слоговые л и р, иногда употребляются древнерусские сочетания редуцированных гласных с плавными л, р:
- вьрхъ вместо врьхъ
- напълнишѧ вместо наплънишѧ
- скърбь вместо скръбь и др.
В основном редуцированные гласные ъ и ь с плавными сонантами р и л пишутся в Остромировом Евангелие с редуцированными после сонантов, как в южнославянских текстах. Но иногда они могут встречаться — прежде всего у первого писца — как отражающие восточнославянский.
Вместо старославянского окончания -омъ/-емъ в творительном падеже. ед. ч. у имён о-склонения в Остромировом Евангелие довольно часто употребляется вост.-слав. флексия -ъмь/-ьмь:
- гласъмь
- вѣтръмь
- доухъмь
- огньмь
- лицьмь
- сьрдьцьмь и др.
Особенно часто в памятнике встречаются древнерусские окончания глаголов третьего лица единственного и множественного числа -ть (оно также по-видимому является вост.-слав. особенностью):
- сѫть вместо сѫтъ
- имѫть вместо имѫтъ
- дасть вместо дастъ
- бысть вместо быстъ и др.
В Евангельском тексте Григорий последовательно передаёт старославянские неполногласные формы слов: гладъ, глава, гласъ и др. В послесловии он пользуется древнерусскими полногласными формами слов: въ новѣгородѣ, володимиръ и др.
История книги
Остромирово Евангелие — уникальный памятник славянской культуры, дошедший до наших дней в практически неизменном виде. Он является символом развития и единства славянских народов. Одна из древнейших сохранившихся на земле книг признана объектом всемирного наследия.
Написание
Работа над рукописью началась 21 октября 1056 г., а закончилась 12 мая следующего года. Эти даты указаны на последней странице книги. Они носят символический характер, так как отражают значимые для православного писца события.
- 21 октября — день почитания святого Иллариона Великого, имя которого носил владыка Илларион. Киевский митрополит оказывал помощь Ярославу Мудрому в формировании древнерусского государства, играл большую роль в процессе просвещения славянских племен и организации русского книгописания.
- 12 мая произошло несколько значимых для восточных славян событий. В IV в. в этот день состоялось освящение нового города, построенного на берегах Босфорского пролива Константином Великим. Константинополь на многие века стал центром православной христианской культуры. Через 7 веков в этот же день был освящён главный храм древнерусского государства — Софийский собор в Киеве.
Указанные даты отражают желание переписчика и заказчика сделать книгу частью общей христианской истории. Она является символом равенства молодого государства другим европейским странам.
Происхождение названия
Заказчиком книги являлся новгородский посадник Остромир. Он происходил из знатного рода, восходящего к Добрыне Никитичу, являющегося дядей Владимиру Крестителю. Высокое положение заказчика было подкреплено дружбой и родственными связями с князем Изяславом Ярославичем.
Текст Евангелия написал дьякон Григорий в XI веке
Существуют предположение, что его жена Феофана была дочерью князя Владимира и византийской принцессы Анны. Остромир, получивший при крещении имя Иосиф, заказывал книгу для новгородского Софийского собора. Вскоре после написания рукописи её заказчик погиб. Но упоминание о нём в послесловии рукописи увековечило имя этого храброго мужа в русской истории.
Судьба фолианта
Сведения об истории уникального памятника мало, но по ним можно отследить его путь. После передачи его в Софийский собор фолиант долгое время хранился в его ризнице. Следующее упоминание о нём в исторических источниках относится к 1701 г., когда книга была обнаружена при описи в Воскресенской церкви на территории Московского кремля.
Считается, что его вывезли из Новгорода во время похода Ивана Грозного. Через 20 лет по приказу Петра I рукопись перевезли в новую столицу российского государства. Новое упоминание о Евангелие появляется в начале XIX в. Его обнаружили в личных вещах покойной императрицы Екатерины Великой.
В 1806 году многовековое путешествие закончилось в стенах Императорской публичной библиотеки, куда её передал Александр I.
В середине XIX столетия рукопись украсили новым окладом из драгоценного металла, украшенного дорогими камнями и эмалями
Уже в советское время этот дорогой переплет привлёк к книге внимание злоумышленников. В 1932 г
водопроводчик, работающий в библиотеке, оторвал ценную обложку, а рукопись бросил в шкаф.
Преступника быстро нашли, а памятник культуры решили больше не украшать. Расплетенные страницы поместили в дубовый ящик, который хранится в специальном сейфе.
Современное хранение
Остромирово Евангелие хранится в Российской национальной библиотеке, расположенной в Санкт-Петербурге. Доступ к нему имеют только хранители библиотечных фондов и учёные, имеющие специальный допуск. Широкая публика для знакомства с памятником может воспользоваться одним из следующих способов:
- работа с фотографиями высокой точности, предоставляемыми в библиотечных залах;
- ознакомление с факсимильным изданием, выпущенным в 1988 г.;
- использование интерактивной версии книги.
Оригинал Евангелия хранится в Петербургской национальной библиотеке
Посредствам этих копий доступ к памятнику мировой культуры имеют специалисты и любители истории во всём мире. Ему посвящены научные работы специалистов из Чехии, Болгарии, Сербии и Польши.
Остромирово Евангелие — самая древняя датированная рукописная книга на славянском языке
Остромирово Евангелие считается древнейшей рукописной книгой русского извода, написанной на церковно славянском языке. Написана она в период с 1056 по 1057 год в виде краткого апракоса.
Это означает, что это служебное Евангелие, предназначенное для использования во время богослужения. В быту оно не использовалось, так как содержащиеся в нём тексты были необходимы при отправлении различных религиозных обрядов священничеством.
Остромирово Евангелие, середина XI век
Остромирово Евангелие, середина XI век. Данное евангелие считается одной из первых русских рукописных книг. Остромирово Евангелие писалось с 1056 по 1057 год.
Оно содержит отрывки церковных текстов, предназначенных для ежедневного чтения начиная от Пасхи и заканчивая Пятидесятницей. Чтения — это фрагмент богослужения проходящего в храме.
Так же здесь можно найти чтения на субботы и воскресенья на весь год. Кроме того, имеется возможность читать по месяцеслову и исполнять различные требы, например, «за болящих».
Древнейшая русская книга XI века написана кириллицей крупным красивым уставом. Необходимо отметить, что к её концу размер букв увеличивается. Объём сочинения 294 страницы.
294
такое количество страниц содержит Остромирово Евангелие
Написано оно в два столбца по 18 строк каждый. Украшено Евангелие заставками и миниатюрами, которые занимают целый лист.
На них изображены святые евангелисты Иоанн, Лука и Марк, при этом тот лист, на котором должен был быть изображён евангелист Матфей, оставлен пустым.
Евангелист Лука. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056 — 1057 годы. На миниатюрах в Остромировом Евангелии изображены все евангелисты кроме Матфея
И сам текст и миниатюры испытывают явное византийское влияние. Это неудивительно, ведь христианство пришло на Русь из Византии. Именно оттуда поступали на русские земли богослужебные книги и иные образцы церковного искусства.
Евангелие Остромира богато оформлено
Материал Евангелия — пергамент.
Буквица из Остромирова Евангелия
Имеющиеся в нём отверстия от укусов оводов зашиты. Начало каждого чтения отмечено заглавными буквами чтений или же крупными инициалами.
Украшена книга в стиле византийских рукописей X — XI веков. Ее автор использовал приемы, характерные для перегородочной эмали.
При оформлении Евангелия его автор широко использовал элементы, характерные для перегородочной эмали.
Инициалы, миниатюры и заставки оформлены красками с использованием накладного золота.
В самих инициалах применены элементы, которые указывают на влияние художественной традиции Западной Европы.
Это географический орнамент и антропо-зооморфические элементы.
Остромирово Евангелие с окладом. После того как злоумышленники сорвали оклад с Евангелия, оно больше не переплеталось и не помещалось в него
Оформление евангелия завершал переплёт-оклад. Изготовили его в девятнадцатом веке по эскизу И.И. Горностаева. Туда вставили драгоценные камни, что привлекло людей со злыми замыслами.
В 1932 году переплет, который завершал оформление Евангелие вырвали и украли.
Злоумышленников задержали сразу же.
Оказывается, что по своему невежеству они решили взять только богатый оклад. Вырвав его, само Евангелие злоумышленники зашвырнули на шкаф.
После этого случая переплёт решили не восстанавливать, так как массивный оклад плохо влиял на состояние пергамента.
В настоящее время артефакт хранится в расплетённом виде в специально изготовленном из морёного дуба ларце. Его, в свою очередь, запирают в сейф.
Первый лист Остромирова Евангелия содержит надпись: «Еуа(г)e е Софэ йское апрако(с)».
Остромирово Евангелие. Первый лист: «Искони бе Слово…» (Евангелие от Иоанна. Гл. 1, 1–7). Это изречение из Евангелия от Иоанна и в переводе на русский означает: «Вначале было Слово»
Она выполнена скорописью XVII века. Исследователи на основании этого факта считают, что книга принадлежала Софийскому собору Великого Новгорода, использовалась в богослужениях здесь и хранилась в нём.
Евангелие писалось в течение восьми месяцев
Автор Остромирова Евангелия писал его с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. На это указывает он сам в послесловии. Книга написана им по заказу новгородского посадника Остромира.
Именно по его имени она получила своё название. Позже, после крещения, Остромир принял имя Иосиф.
Автор Остромирова Евангелия окончил писать его 12 мая 1057 года.
Исследователи считают, что даты написания произведения автор избрал не случайно. Дело в том, что 21 октября Православная церковь чтит память палестинского подвижника третьего века Иллариона Великого.
При этом в то время на Руси широко чтился митрополит Киевский Илларион, написавший «Слово о законе и благодати». Вполне возможно, что его и имел в виду составитель, начиная свою книгу.
Святой Илларион Киевский. Митрополита весьма чтили во времена написания Остромирова Евангелия, видимо, поэтому его автор спешил написать его ко дню почитания святого
Интересна дата, когда автор закончил книгу. Дело в том, что 12 мая — это день основания Константинополя императором Константином.
Это будущий Византий, столица Византии. Отсюда христианство распространилось на Русь. Именно поэтому эта дата почитается среди православных христиан.
История обнаружения и издания рукописи
Остромирово Евангелие. Лист 2.
Остромирово Евангелие. Лист 271 об.
В Остромировом Евангелии присутствует запись скорописью XVII века: «Евангелие Софейское апракос». Исходя из этих данных, рукопись предположительно находилась в Софийском соборе в Великом Новгороде на протяжении нескольких веков, пока не была перевезена в Москву.
Задокументированная история евангелия начинается с XVIII века. В 1701 году рукопись упомянута в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 году по приказу Петра I евангелие было отослано, наряду с другими старыми книгами, в Санкт-Петербург.
Следующее известие об Остромировом Евангелие приходится лишь на 1805 год. После кончины Екатерины II в её покоях рукопись нашел служивший при императрице Я. А. Дружинин. Сохранилась записка одного из первых исследователей евангелия А. Н. Оленина к Я. А. Дружинину, в которой он интересовался историей Остромирова Евангелия. На этой же записке были приписаны ответы Дружинина (датированные 20 апреля 1806 года), из которых ясно только время и место обнаружения рукописи; как и когда она попала во дворец было неизвестно.
Интересно, что именно тогда на последней странице евангелия была обнаружена запись диакона Григория, свидетельствовавшая о дате написания рукописи — середина XI века.
В 1806 году Я. А. Дружинин поднёс рукопись в дар Александру I. Император распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека), где она хранится и поныне.
А. И. Ермолаев, ученый-хранитель Императорской публичной библиотеки, а также один из первых исследователей евангелия, сделал рукописную копию всего текста, которой пользовались во время первого лингвистического исследования рукописи. Копия точь-в-точь воспроизводила каждую строку, надстрочные знаки и пометы оригинального текста. К первой странице книги была прикреплена уже упомянутая записка А. Н. Оленина к Я. А. Дружинину.
Остромирово Евангелие было использовано Н. М. Карамзиным (первым публикатором «Послесловия» диакона Григория) как исторический источник в «Истории государства Российского». Ссылаясь на приписку диакона Григория, Карамзин указал на подлинную дату смерти заказчика рукописи Остромира, отличную от той, которая упоминалась в поздних русских летописях.
Первое научное издание Остромирова Евангелия (под названием «Остромирово Евангелие 1056—1057 года. С приложением греческого текста Евангелий и с грамматическими объяснениями») было подготовлено академиком А. X. Востоковым в г. с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста. Для этого издания (не факсимильного, а наборного) был изготовлен специальный славянский шрифт, по возможности точно воспроизводящий почерк оригинала. (Существует репринт: Wiesbaden, 1964.)
Одним из факсимильных изданий было фотолитографическое издание (черно-белое, с цветными миниатюрами и первой заставкой), выполненное в 1882 году купцом Ильей Савинковым. Благодаря этому изданию Остромирово Евангелие стало известным по всей России, и многие учебные заведения использовали это издание при изучении старославянского языка.
Еще одно факсимильное издание памятника было выполнено при участии Н. Н. Розова в 1988 году.
Интересна судьба памятника в XX веке. Из-за того, что рукопись была украшена переплётом-окладом с драгоценными камнями, она чуть не погибла: в 1932 году её, разбив витрину, похитил водопроводчик. Злоумышленник, оторвав переплёт, закинул рукопись в шкаф (по другим сведениям — на шкаф), где её вскоре нашли.
В связи с празднованием 900-летия Остромирова Евангелия в 1957 году Е. Х. Трей провела первую реставрацию рукописи. Книгу решили не переплетать заново: «листы были сшиты хирургическим шелком», а сама рукопись помещена в «футляр из старого дуба».
Пространные отрывки памятника входили в обязательную программу дореволюционных школ.
Во многом на основе материала Остромирова Евангелия были созданы современные грамматики и словари старославянского языка. Памятнику и его языку посвящено немало исследований, однако язык этой рукописи, особенности её словаря по-прежнему требуют основательного изучения.
Послесловие Остромирово евангелия — свидетельство высокой учености его автора
Диакон Григорий в конце написанного им евангелия оставил послесловие. Такое послесловие характерно для византийских авторов. В нём обычно автор текста делал исторические заметки или же рассуждал на религиозные темы.
Это свидетельствует о том, что Григорий был высокообразованным человеком, знакомым с византийскими текстами и порядок их написания.
Диакон Григорий в конце Евангелие оставил «приписк», где он рассказывает о том, когда Евангелие было составлено.
Кроме того, он говорит о том, кто заказал сочинение и перечисляет его родословную. Так же сообщается о том, какими областями владел князь Изяслав, поручивший своему свойственнику Остромыслу управлять Новгородом.
Остромирово Евангелие. Послесловие Дьякона Григория. Из него исследователи узнали, кто был заказчиком Евангелия и когда оно было написано
Практически все сведения о Евангелии Остромысла учёные взяли из текста этого предисловия. Именно поэтому оно имеет большую историческую ценность.
При этом стоит отметить, что в большинстве других религиозных текстов такие послесловия не встречаются, что свидетельствует о большом авторитете составителя Евангелия.
В послесловии не сказано где именно составлял свой труд Диакон Григорий. Это могло произойти как в Новгороде, так и в Киеве. Дело в том, что Остромысл прибыл в Новгород из Киева по приказу князя Изяслава. Оттуда он взял с собой Григория.
Таким образом, он мог трудиться над книгой в любом из этих городов, ведь и Великий Новгород и Киев в те времена считались центрами богословия и учёности.
Литературные особенности
С XI в. до наших дней в полном объеме сохранилось всего несколько десятков книг. Остромирово Евангелие стоит у истоков русской культуры и письменности.
Идея и суть
Текст представляет собой последний сохранившийся до наших дней литургический памятник, отразивший единство христианской церкви. Как известно, процесс раскола единой Церкви прослеживается, начиная с середины V в., и завершается «великой схизмой» в 1054 г. Причину нестандартного для всей последующей древнерусской традиции состава текста следует искать в особенностях протографа – той рукописной книги, которая послужила оригиналом при создании рукописи.
Структура текста
По своему содержанию и структуре произведение является кратким апракосом, то есть относится к богослужебному типу книг Священного писания.
Текст можно разделить на три части:
- Первая или Основная. Содержит евангельские каждодневные чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные на недели года, следующие далее.
- Вторая. Включает евангельские чтения по Месяцеслову, которые начинаются с сентября, а также ряд дополнительных «на различные случаи» (например, на освящение церкви, «в победу царю на брани»).
- Послесловие.
Чрезвычайный культурно-исторический интерес представляет месяцесловная часть Евангелия. Подавляющее число месяцесловов было избранного состава, включавшего лишь наиболее значительные церковные торжества
Содержание писцовой записи – Послесловия дьякона Григория – не позволяет усомниться в том, что при создании текста была разработана потрясающей глубины идеологическая концепция. Она установила это рукописное творение, а вместе с ним и молодое древнерусское государство на непоколебимый фундамент многовековой традиции.
Жанр произведения
Апракос — это такая разновидность Евангелия, иначе именуемая «Недельным Евангелием». Текст в нем составлен не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе (собор христианской церкви, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия), а календарно. Иначе говоря, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели.
Примерно порядок чтений можно изложить так:
- От Пасхи до Пятидесятницы преимущественно читается Евангелие от Иоанна;
- От пентекостиан до нового лета, которое праздновалось в сентябре, — преимущественно Евангелие от Матфея;
- От нового лета до великого поста — преимущественно Евангелие от Луки;
- Великий пост — четвероевангелие;
- Чтения на «фиксированные», не выходящие из числа праздники, то есть не связанные с датой Пасхи.
Стилистическая специфика
Текст содержит около двадцати выполненных с ювелирным изяществом заставок с орнаментом традиционного эмальерного типа, рисунок орнаментов ни разу не повторяется. Удивительными элементами художественного оформления Остромирова Евангелия являются исполненные золотом и красками инициалы — крупные заглавные буквы. Ими начинается каждое новое чтение. Они искусно вписаны в текст, так что составляют с ним органическое единство. Буквицы выполнены плотными, «тяжелыми» красками, имеющими такую рельефность, что кажутся накладными.
Предназначалась книга для звучания во время торжественного чтения во всеуслышание во время богослужения. Книгу следует рассматривать как синтез словесного и изобразительного искусства. Это была звучащая рукопись.
Все в этой рукописи вызывает восхищение:
- красота композиции;
- твердость и изящество почерка;
- изысканность и красочность заставок и инициалов.
Книга похожа на драгоценное ювелирное изделие, это истинное произведение искусства. Стиль письма очень красивый и торжественный.
Внешний вид о оформление книги
Остромирово Евангелие — подлинный шедевр искусства, имеющий роскошное художественное оформление.
Обложка и переплет
Первоначальный переплет рукописи не дошел до наших дней. При поступлении в 1806 г. в Публичную библиотеку книга имела бархатный переплет. В середине XIX в. на средства, которые пожертвовали П.В. Голубков и придворный ювелир И.П. Сизиков был изготовлен массивный, украшенный драгоценными камнями переплет. Эскиз подготовил художник И.И. Горностаев. С 50-х гг. ХХ века рукопись хранится без переплета в расплетенном виде в специально предназначенном для нее дубовом ларце.
Обложка примечательна богатым художественным оформлением, которое выполнено красками с позолотой в старовизантийском стиле, характерном для византийских рукописей X–XI вв.
Картинки и изображения
В книге содержатся:
- Три миниатюры, на которых изображены евангелисты Иоанн, Лука и Марк.
- Около 20 изысканных заставок с традиционным орнаментом эмальерного типа.
- Более 200 крупных инициалов, орнаментальный рисунок которых ни разу не повторяется.
Особый интерес представляет иконография миниатюры, не имеющая аналогий, на которой изображен евангелист Иоанн. Иллюстрация размещена на самой первой странице произведения.
В самом верху, за пределами обрамляющей эту миниатюру рамки, изображен лев. Символика этого образа неоднозначна: он подразумевает образ Иисуса Христа (в пасхальных песнопениях воскресшего Спасителя сравнивают с пробудившимся львом) и одновременно является классическим византийским императорским знаком. Это соответствует высокому статусу заказчика рукописи и подчеркивает общегосударственное значение самой книги.
Шрифт
Текст написан крупным изысканным шрифтом, который называется устав. Это почерк с четким угловато-геометрическим рисунком. Буквы пишутся в строке без наклона, практически вписываются в квадрат, с незначительным числом выступающих вниз и вверх элементов и большей частью раздельно друг от друга. Шрифт постепенно увеличивается к концу книги (от 5 до 7 мм). Текст разделен на два столбца по 18 строк на площади около 20×24 см.