Орда: фильм об отношениях человека и бога

Золотая орда краткое содержание серий: содержание сериала с 1 по 14 серию

1 серия

Монгольский хан Берке стареет, на его замену в правление государством некому прийти. Он узнает, что собирается армия на войну против монголов во главе с персидским ханом Хулагу. Монгольский хан начинает подготовку обороны и отправляет к князю Ярославу хана Менгу-Темира. Монголо-татары контролируют торговые пути и берут дань со славян. Князь Ярослав собирает совет чтоб определить судьбу прошения хана Берке на несколько десятков тысяч людей для войска.

2 серия

Менгу-Темир хочет стать наследником монгольского хана. Берке понравилась жена брата князя Ярослава – Устынья. Менге-Темир ставит Ярославу ословие: если тот отдаст Устынью, прошение сократят на тридцать тысяч людей. Об этом узнает муж Устыньи и планирует подсидеть Ярослава.

3 серия

Устинью забираю в Орду, что вызывает недовольства в государстве. Возрождается ссора между братьями Ярославом и Борисом. Князь обвиняет брата в позоре его народа, Борис на это заявляет, что он выручил его, пожертвовав женой. У князя предстоит сложный выбор нового правителя Переславля, во время недовольства народа. Сын Ярослава объединяется с Борисом против отца из-за его политики.

4 серия

Князь Ярослав спасает утопающую молодую татарку Наргиз, привезенную ханом Менгу-Темиром. Появление князя и Наргиз в княжеском дворе вызывает двоякие ощущения в окружающих. Радмила – жена Ярослава, боится потерять мужа который симпатизирует татарке и решает ее проучить. Князь все еще пытается восстановить доверие народа.

5 серия

Влюбленную в князя Наргиз, сватают к воеводе Еремею. Для ускорения их свадьбы Радмила просит митрополита Филарету поговорить с Ярославом о крещение татарки. Хан Берке злится на Менгу-Тамира, потому тот не исполнил приказ и привез меньше людей. Мать Менгу-Тамира считает виноватой во всем Устинью, беспокоясь о судьбе сына собирается поставить ее на место русскую княгиню.

6 серия

Два половецких клана идут на Новгород, собираясь отомстить князю Владимиру за убитого князя Шигаркана. Ссора между Борисом и Ярославом усугубляется. Монгольский хан Берке собирается жениться на Айжан. Молодая девушка не хочет замуж за него, но не может сопротивлятся. Жена хана Берке отговаривает мужа от свадьбы.

7 серия

Хан Берке и Айжан празднуют свадьбу в Сарай-Берке. Пока князь Ярослав едет воевать с половцами, его брату приказано встретить младшего сына Ярослава Даниила. Брат князя считает несправедливым правление Даниила в Переславле и собирается восстановить утраченную власть.

8 серия

Менгу-Темир еще ближе сближается с Устиньей, после просьбы матери отдать девушку военачальнику Ногаю. Сына князя Яросава берут в плен, потому что Радмила не согласилась пустить половцев. Убиваю князя Федора. Ярослав приезжает с девушкой, которую селит в княжеском тереме.

10 серия

Ярослава пленят и требуют обменять его свободу на Владимира. Наргиз снится князь в беде и та просит Еремея поехать на его поиски. Новая ханша начинает симпатизировать художнику Николка, который в нее влюбляется. Молодую девушку обвиняют в измене и пытаются убить.

11 серия             

Радмира защищает Наргиз, которую проклинает народ. Митрополит Филарет предупреждает что это может повернуть против нее и князя народ и собирается заставить Наргиз покаяться перед народом. Хан Берке отказывается от Менгу-Темира из-за его трусости и отправляет в поход против Хулагу Ногая.

12 серия

Наргиз сбегает, потому что Радира хочет ее отослать в монастырь, из-за недовольства народа. Борис объявляет поиски беглой Наргиз. Ярослава освобождает с плена Еремей.
В Сарай-Берке русские поднимаю бунт. Князь воссоединяется с пленным половцами сыном Даниилом.

13 серия

Отношениями между братьями Ярославом и Борисом, когда князь узнает о пропаже Наргиз. В лесу Борис находит амулет пропавшей девушки и понимает что уже видел такой.Хан Берке делает Устынью своей наложницей, в отместку Менгу-Тамиру. Устынья знакомится с беременной женой хана. Художника Николку приговаривают к смерти.

14 серия

Николке удается сбежать, он узнает что отец ребенка Айжан.Монгольский хан догадывается об измене Айжан и собирается убить ее после родов. Ярослав назначает своим преемником Даниила, Берке понимает что власть на Руси слабнет.

Хан – эффективный менеджер

— Что характерно для мира Орды и насколько он соответствует историческим реалиям?

— Это не конкретная Золотая Орда середины XIV века, которая исторически уже знала ислам. Мы берем тот психологический срез, когда старая религия, старое верование чингизидов начинает утрачиваться, а новое еще не укрепляется, и человек живет своим умом.

Это та Орда, которую мы создаем в фильме. И главное в ее мире – жизнь без Бога. Все, что происходит в Орде – не результат особой жесткости, особого национального или эмоционального состояния народа. Это – своего рода иллюстрация к словам «Если Бога нет, то все позволено».

Бога нет? Тогда надо выстраивать все по очень разумным законам. Слишком много пленных? Значит, лишних следует казнить. Главное – власть? Значит, за нее можно бороться любыми возможными способами.

В картине хан Джанибек задает вопрос: «А какой в Боге толк?» Ему говорят, что Бог и толк – наверное, разное. А он отвечает: «По-моему – одно и то же. В Боге должен быть какой-то толк. Если Он мне не полезен, зачем Он мне нужен?»

— Но ведь на Руси, где знали Бога – отношения между людьми были далекими от идеала. И храмы грабили, и людей убивали, о чем нередко повествуется в летописях. И между князьями, мягко говоря, не всегда царили мир и братские чувства.

— А мы в фильме и не идеализируем. Например, отношения между митрополитом и князем. Там были свои сложности. Но, тем не менее, при всех этих сложностях, реакция самого народа была другая.

Бориса и Глеба убили за два века до событий фильма, во вроде бы нормальной борьбе за власть, на всякий случай. Но что получается? Борис и Глеб становятся святыми.

Да, беспорядки и безобразия можно вспоминать сколько угодно. Но главное – звучащий голос – народа ли, какого-нибудь конкретного человека, — который все-таки раздается.

Возьмите Смутное время, обращение к русскому народу патриарха Гермогена: «Бывшим моим братьям и сестрам. Сегодня не знаю, как вас назвать. Свиньи. Своих убиваете, насилуете, храмы разоряете. Что вы творите?!»

И этот голос прозвучал. Так же, как и голос народа в канонизации Бориса и Глеба. Значит, совесть, Божья правда – живет. Может быть, в одном человеке, может быть, в нескольких.

В фильме после посещения святителя Алексия этот голос начинает звучать и в Орде. Тайдулла говорит внуку, просящему благословить его на ханство: «Бог этого не хочет. А что Он хочет – я не знаю!»

Меняется перспектива жизни целого мира, и её изменяет святитель Алексий. В этом мире появляется Бог. Христианское сознание сталкивается с жизнью целого мира, сильного, могущественного.

Если бы мы сделали фильм о том, как святитель Алексий приезжает в Орду, совершает некоторые культовые действия, он был бы для мира Орды ещё одним великим шаманом. И в Боге был бы толк!

ПРАВДА, ВЫМЫСЕЛ И ПОСТРОЕНИЕ МИРА

АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер:

На мой взгляд, в кино, прежде всего, важна художественная правда, а не бытовая. В любой – даже самой реалистической — картине на историческую тематику кинематографисты врут постоянно. Ведь в каждой эпохе был свой ритм, свое время, своя плотность событий, манера речи, словарный состав и т.д. Поэтому у нас изначально была установка, что мы снимаем миф: не конкретное время, 1357 год, а нечто, что я бы условно называл XIV век. Да, мы изучили много материалов о монголах, их государствах. А потом в соответствии со своими ощущениями спрессовали в «ОРДЕ» 100-150 лет. Кстати, примерно таким же путем шел Андрей Арсеньевич Тарковский в «Андрее Рублеве». И историки эту картину ненавидят. Говорят, после выхода этого фильма на экраны его главному историческому консультанту коллеги перестали пожимать руку. Печально, но так уж приходится работать кинематографистам. Иногда для того, чтобы сказать правду, приходится жертвовать достоверностью.

ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария:

Остались исторические источники, летописи. Но у нас же господствует традиция, выраженная тезисом: «История – это настоящая политика, опрокинутая в прошлое». Я далек от этой точки зрения, но, тем не менее, считаю, что если мы беремся за историческую картину, то она должна отвечать на вопросы сегодняшнего дня. А реконструировать реалии далекого прошлого нужно лишь для того, чтобы зритель не утратил моментально доверия к фильму. Скажем, я не думаю, что великая патриотическая картина Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (или «Иван Грозный») так уж исторически правдива. Но возможные ошибки этих фильмов не идут ни в какое сравнение с проколами сегодняшних исторических картин (как телевизионных, так и предназначенных для кинопроката), где запросто герой может играть на шестиструнной гитаре в XVII веке и т.д. Если говорить о правдивости, такого, мы, естественно, всячески старались избежать. И, как мне представляется, от «ОРДЫ» все же остается ощущение подлинности.

СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:

Орда в середине XIV века начала официально исповедовать ислам, и одним из последствий этого шага стало отрицание изобразительного искусства. Поэтому до наших дней не дошло ни одного визуального источника, запечатлевшего Сарай (от более северных ордынских городов свидетельств материальной культуры сохранилось значительно больше). Каким был город, сколько этажей было в домах?.. На многие из этих вопросов у нас не было однозначных ответов. К тому же Сарай, один из самых крупных городов мира на тот момент, был разрушен Тамерланом до фундамента (и на сегодняшний день он раскопан не более, чем на 2%; а ведь в нем жило более 100 тысяч человек и он занимал площадь семь на три километра). Поэтому часто приходилось изобретать целый мир заново. Но это придавало дополнительную свободу, раскрепощало, давало возможность импровизировать, придумывать.

Мне понравился внеисторический подход режиссера к картине. Андрей сразу сбил с меня желание выстроить на экране что-то ушедшее и забытое, но некогда реальное

Для него было очень важно, чтобы декорации участвовали в сюжетном конфликте не меньше, чем артисты. Поэтому, основной задачей стало не кропотливое воспроизведение былого, а создание мира, который, пусть и уходя корнями в прошлое, был бы интересен сегодняшнему зрителю

СЕРГЕЙ КРАВЕЦ, генеральный продюсер:

Исторические источники, которыми мы пользовались на «ОРДЕ» условно можно поделить на две группы. Первая — русские летописи, жития, предания. Вторая – свидетельства иностранных путешественников, которые подробно описывали устройство Орды. Им мы следовали предельно точно. Воспроизводили подробности дипломатических процедур, приемов; воссоздавали детали одежды и утвари. Хотя, конечно, мы совмещали с этими деталями и наши представления сегодняшнего дня.

Игровое кино в принципе не предполагает стопроцентного следования историческим фактам. Это прерогатива исторических исследований. Как только в дело вступает авторская фантазия, вымысел – верность деталям сразу отходит на второй план. В самом деле, никто же не изучает историю Франции по «Трем мушкетерам», но мы с интересом погружаемся в мир Дюма. И уже не имеет значения, был ли кардинал Ришелье таким как в книге. И даже ясно, что, конечно же, нет! А кино по роли вымысла в нем существенно превосходит литературу. Задача кинематографа – моделируя реальность в деталях, создать наполненное художественной правдой произведение искусства, добиться ощущения духа времени в фильме.

Где снимали сериал “Золотоя Орда”?

Думаю многим зрителям будет интересно узнать, где снимали данный сериал. Замечательные костюмы, красивые крепости и здания, вот что увидит зритель в этой картине.

Сначала на территории заброшенной военной базы недалеко от Ярославского шоссе, прямо на лесной опушке возле небольшого пруда, возвели настоящий деревянный городок: с домами, теремами и церквушками, какие были во Владимире в XIII веке. Все это служило декорацией для событий, происходящих на территории Руси. Вторая часть съемок прошла в Крыму, где снимали события, происходящие в ордынском городе Сарай-Берке. Затем съемочная группа вновь вернулась в Москву, где на киностудии «Амедиа» сейчас снимаются павильонные сцены.

Картина не создана для одноразового просмотра, его захочется смотреть снова и снова и внедриться в эпоху того времени. Лично я считаю, что это история не про войну, а про любовь. Мы здесь увидим искренние чувства.

ВЫБОР АКТЕРОВ

В поисках ордынских персонажей ассистенты по кастингу, работавшие на проекте, проехали практически всю Евразию. В итоге были выбраны актеры из Казахстана, Хакасии и Калмыкии, а основных ордынских персонажей сыграли артисты из Якутии. Кроме того, в картине были заняты актеры из Италии.

Многие занятые в картине российские актеры ранее уже работали с Андреем Прошкиным – Александр Яценко в «Солдатском Декамероне» и «Апельсиновом соке», Виталий Хаев в «Миннесоте», Алексей Шевченков в «Играх мотыльков», «Солдатском декамероне» и «Миннесоте».

Актрису Розу Хайруллину на роль ханши Тайдулы Андрею Прошкину порекомендовал художник-постановщик «ОРДЫ» Сергей Февралев.

АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер:

Актеров мы подбирали мучительно и долго. Скажем, митрополит Алексий – крупная историческая фигура. И тут важна не только внешность или пластичность, но и масштаб личности артиста. Мне кажется, что Максим Суханов – парадоксальный, но при этом самый правильный выбор.

Тяжелее всего было с ролями ордынцев. В поисках нужных актеров мы объездили полматерика – от Монголии до Казахстана, от Киргизии до Бурятии, от Якутии до Калмыкии. У нас снимаются актеры со всей постсоветской Азии, но основные ордынские роли у нас исполнили артисты из Якутии. Честно говоря, я был поражен замечательной актерской школой, существующей в этой республике; самобытностью этих актеров. И мы ведь не то, чтобы сняли «сливки», взяв ведущих артистов из разных театров. Отличных актеров в Якутии реально оказалось гораздо больше, чем мог вместить наш фильм.

ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария:

Мы с Андреем сразу договорились, что на роль Алексия нужно будет взять мощного актера – как раз такого, как Макс Суханов – внешне сильного, но способного при этом передать бессилие перед ситуацией, описываемой в фильме. И только благодаря своему смирению, персонаж Максима совершает невозможное. Это невозможное становится прелюдией к Куликовской битве. И, как следствие, к освобождению Руси.

Награды и номинации

Максим Суханов и Роза Xайруллина. Кадр из фильма

  • 2012 — 34-й Московский международный кинофестиваль:
    • Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссёрскую работу — режиссёру Андрею Прошкину.
    • Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли — Розе Хайруллиной.
    • Премия организации NETPAC, целью которой является поддержка и продвижение азиатского кино, «За восхитительную комбинацию совершенного видеоряда и концепции прощения в годы тирании».
  • Номинации на Кинопремию Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Screen Awards) Лучший фильм и Лучшая кинооператорская работа.
  • Кинофестиваль «Сахалинский экран-2012: Путешествие на край земли» на Сахалине — приз почётного президента фестиваля Аллы Суриковой с формулировкой «за веру в высокое предназначение в человека».
  • Номинация на национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший фильм.
  • Национальные премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший сценарий — Юрию Арабову (за фильмы «Фауст» и «Орда») и за лучшую работу художника — Сергею Февралёву.
  • Фильм претендовал на национальную премию «Золотой орёл» в двенадцати номинациях (получил пять): лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Андрей Прошкин) — победа, лучший сценарий (Юрий Арабов) — победа, лучшая женская роль в кино (Роза Хайруллина), лучшая мужская роль в кино (Максим Суханов), лучшая мужская роль второго плана (Андрей Панин), лучшая операторская работа (Юрий Райский) — победа, лучшая работа художника-постановщика (Сергей Февралёв) — победа, лучшая работа художника по костюмам (Наталья Иванова) — победа, лучшая музыка к фильму (Алексей Айги), лучший монтаж фильма (Наталья Кучеренко), лучшая работа звукорежиссёра (Максим Беловолов).
  • Фильм претендовал на премию «Ника» в одиннадцати номинациях (получил семь): лучший игровой фильм, лучшая режиссёрская работа (Андрей Прошкин), лучшая сценарная работа (Юрий Арабов), лучшая женская роль (Роза Хайруллина) — победа, лучшая мужская роль (Максим Суханов) — победа, лучшая музыка к фильму (Алексей Айги) — победа, лучшая операторская работа (Юрий Райский) — победа, лучшая работа звукорежиссёра (Максим Беловолов) — победа, лучшая работа художника (Сергей Февралёв) — победа, лучшая работа художника по костюмам (Наталья Иванова) — победа, «Открытие года» (Федот Львов).
  • Фестиваль русского кино в Тунисе — приз за лучшую операторскую работу — Юрию Райскому.
  • Национальная премия в области индустрии моды «Золотое веретено» в номинации «Искусство костюма в кино» — Наталье Ивановой («Орда»).

Расцвет Золотой Орды

В первой половине XIV века, во времена правления хана Узбека и его сына Джанибека, Золотая Орда достигает пика своего могущества. 

Узбек показал себя жёстким правителем — он укреплял ханскую власть и держал в страхе своих вассалов. За время его правления в Орде было убито девять русских князей, вызванных к хану «на ковёр». Хан был единоличным правителем Орды, но для управления страной работал развитый государственный аппарат. 

Исполнительным органом власти был диван — канцелярия, в которую входили представители высшей аристократии. Во главе дивана стоял визирь, руководивший сбором налогов.  

Реформы хана Узбека позволили упростить управление страной и сбор налогов. Раньше административное деление было неустойчивым, но Узбек установил чёткую систему. Он поделил Орду на четыре улуса, а каждый из них — на 70 более мелких областей — туменов. 

Во главе улусов стояли чиновники — улусбеки. Им подчинялись темники (начальники тумнов), минбаши (тысячники), йозбаши (сотники) и так далее. Главным улусбеком был беклярбек — верховный военачальник, главный судья и второй человек после хана. 70 знатнейших улусбеков и темников составляли курултай — совет, на котором принимались важные решения. Полномочия и полнота власти курултая при разных ханах менялись. 

Узбек-хан активно развивал инфраструктуру и торговлю — при нём прокладывались новые дороги и учреждались ямы — станции, где гонцы могли сменить лошадей (русская ямская система была заимствована у Орды). Торговые пути становились удобнее и безопаснее. Велась активная торговля с Европой, Ближним Востоком, Индией и Китаем. 

После разгрома армии Византийского императора он женился на его дочери, выдал племянницу за султана Египта, а сестру — за московского князя Юрия Даниловича, чтобы укрепить дипломатические связи.

Узбек построил новую столицу Орды — Сарай-аль-Джедид («Новый дворец»), где процветали ремёсла, торговля и наука. Современники называли этот город одним из самых красивых и богатых на Востоке.   

Хан отказался от традиционного культа огня, объявил официальной религией ислам и обязал принять его всех чиновников и военачальников. С несогласными — жестоко расправлялся. 

Требование сменить веру не касалось простого населения Золотой Орды, в которое входили славяне, финно-угры и византийцы. Вообще ордынцы терпимо относились к другим религиям: храмы и монастыри завоёванных народов даже не облагались данью.

Актеры и роли:

  • Александр Истюгов – сыграл князя Ярослава. Фильмография: “Белые ночи”, “Викинг”, “След тигра”, “Ментовские войны”, “Петя Великолепный” и другие.
  • Светлана Колпакова – сыграла княгиню Радмилу. Фильмография: “Отчий берег”, “Карнавал по-нашему”, “Сын отца народов” и другие.
  • Артур Иванов – сыграл брата Ярослава Бориса. Фильмография: “Тихий дон”, “Кухня”, “Берег женщин”, “Мент в законе”, “Романовы” и другие.
  • Юлия Пересильд – сыграла княжну, жену Бориса Устинью. Фильмография: “Герой”, “Таинственная страсть”, “Пять невест” и другие.
  • Сергей Пускепалис – сыграл роль воевода Еремея. Фильмография: “Елки новые”, “София”, “Счастье – это…”, “Скоро весна” и другие.
  • Владимир Веревочкин – сыграл сына Ярослава Владимира.
  • Сергей Гурьев – фильмография: “Синяя роза”, “Лесник”, “Проснемся вместе?”, “Ранетки” и другие.
  • Евгения Дмитриева – фильмография: “Идеальные”, “Храбрые жены”, “Молодая гвардия” и другие.
  • Лариса Домаскина – фильмография: “Журавль в небе”, “Сальса”, “Гостиница Россия” и другие.
  • Сергей Соцердотский – сыграл Николку.
  • Юрий Тарасов – фильмография: “Что и требовалось доказать”, “Побег”, “Кузня” и другие.
  • Аружан Джазильбекова – сыграла Наргиз. Фильмография: “Дорога к матери”, “Свадьба на троих”, “Асель, друзья и подруги” и другие.
  • Дина Тасбулатова – сыграла Айжан. Фильмография: “А.Л.Ж.И.Р”, “Жибек”, “Честь офицера” и другие.
  • Сабина Ахмедова – фильмография: “Хорошая жена”, “8 новых свиданий” и другие.
  • Санжар Мади – фильмография: “Я-жених”, “Песня птиц”, “Елки”, “Сердце мое-Астана” и другие.
  • Даулет Абдыгапаров – фильмография: “Ольга”, “Соблазн”, “На глубине” и другие.
  • Нафиса Хайруллина – фильмография: “Второе зрение” и другие.
  • Эльмира Калимуллина – у актрисы на данный момент не большой список фильмографии.
  • Виктор Немец – фильмография: “От ненависти до любви” и другие.
  • Сейдулла Молдаханов – сыграл художника Рафика. Фильмография: “Крым”, “София”, “Екатерина. Взлет”, “Родина”, “Доброе имя” и другие.
  • Турар Мураталиев – сыграл Ногая. Фильмография: “Пятницкий. Глава четвертая” и другие.
  • Карина Андоленко – сыграл Настеньку. Фильмография: “Чужая кровь”, “Желтый глаз тигра” и другие.
  • Андрей Удалов – сыграл Тришку. Фильмография: “Измена” и другие.
  • Анна Скиданова – сыграла Стешу. Фильмография: “Камиссарша”, “Екатерина. Взлет” и другие.

СЪЕМКИ И ДЕКОРАЦИИ

Съемки фильма продлились с середины июня по декабрь 2010 года.

Съемки прошли в павильонах киностудии «Мосфильм»; под городом Гороховец (Владимирская область), где была построена натурная декорация древней Москвы; под Астраханью, где были возведены колоссальные декорации города Сарая (столицы Орды) и двора ханши Тайдулы; а также в заповеднике Баскунчак под Ахтубинском.

В съемках некоторых сцен в Сарае принимали участие до 350 статистов — как предварительно набранных артистов массовки, так и обычных местных жителей, которые также помогали при строительстве декораций.

Декорация Сарая была построена всего в 10 километрах от того места, где находился этот легендарный город и где сейчас ведутся археологические раскопки (кстати, город раскопан пока всего лишь на 2%). Декорация стоит до сих пор. Местные власти сделали из нее музей.

Декорацию Сарая строили те же специалисты, что возводили Цитадель для Никиты Михалкова в «Утомленных Солнцем 2». Строить пришлось с весны. Работали даже ночью при искусственном освещении. Но сложнее всего пришлось, когда началось роение мошкары, а затем «змеиные свадьбы». К счастью, обошлось без жертв, хотя одного актера укусил паук-каракурт, и он попал в реанимацию.

Зимние эпизоды были сняты под Астраханью осенью с использованием большого количества искусственного снега (дожидаться реального у группы не было времени).

СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:

Подготовка к съемкам длилась месяцев семь-восемь. Для меня все началось со сбора материала. Я ездил по раскопкам, фотографировал фрески, сидел в библиотеке Исторического музея, делал замеры различных архитектурных строений. Параллельно мы общались с режиссером по разным вопросам, ездили на выбор натуры. Все это длилось месяца три-четыре. Потом были запущены в разработку чертежи и макеты, а затем еще три месяца ушло на строительство декораций.

Русь мы снимали под городом Гороховец во Владимирской области. Естественно, для нашей Москвы мы искали прототип высокого берега реки. Сразу за нашей площадкой начинался громадный стокилометровый лесопарк без единой постройки. Это сразу создавало ощущение девственной природы, древности и первозданности.

С Ордой все было сложнее. Сначала мы искали площадку, напоминающую некий сложный мифический мир в степной зоне, тоже на берегу какой-нибудь большой реки. Проехали по разным областям, видели много интересного, но ощущения «попадания» не было. Но когда мы оказались на раскопках Сарая, столицы Орды, то обнаружили, что нам больше ничего ни искать, ни придумывать не надо. Все было перед нами — практически там же, где когда-то стоял реальный Сарай: на той же реке, в тех же ландшафтах, с тем же небом, с теми же змеями, пауками и перекати-поле…

Декорация Сарая, площадь которой составила 8 тысяч квадратных метров стоит до сих пор. Самое высокое здание в ней – 15 метров. В декорацию вошли площадь, одна длинная изогнутая улица и несколько дворов. В этом пространстве мы и снимали. Кроме того построили дворец, его двор, а также крышу дворца. И отдельно был возведен юртовый городок Тайдулы. В общей же сложности (включая Москву и павильоны), площадь всех декораций «ОРДЫ» составила порядка 20 тыс. кв. м.

Самым сложным для меня было соблюсти баланс при взаимодействии двух стихий – воды и огня. Декорации стояли на берегу реки, их частью были большой акведук, водяное колесо, бассейн и т.д. Были бассейны и в банях: в одном плавали рыбы, в другом – люди. Там же был фонтан, из которого текло вино. Все это серьезные и сложные стройки. Вода тяжелая, требуется определенный расчет конструкции. А огонь – нечто совсем противоположное. Под банями у нас бушует целое море огня, пылают люстры в залах дворца, на улицах Сарая горят костры, главные герои буквально проходят сквозь огонь, чтобы пройти к хану. А декорации-то строятся из дерева, они хрупкие и не огнеупорны, могут вспыхнуть в любой момент. Все это приходилось учитывать, пользоваться специальными пропитками. Риск был, мягко говоря, значительный, зато всем было безумно интересно. Да и вообще, как мне кажется, красоту и феерию без риска воспроизвести невозможно.

Образование Золотой Орды — дата и основатель

В 1227 году, во время осады города Эдзина, Чингис-хан скончался. Его тело в сопровождении почетного эскорта было отправлено на родину и там погребено. Еще при жизни, в 1224 году, Великий хан разделил владения между сыновьями, так что его старший сын, Джучи, получил земли к западу от Иртыша, вплоть до низовий Амударьи и Сырдарьи. Эти территории стали Улусом Джучи, отдельным государством в составе Монгольской империи. Иногда их называли Улусом Бату, а еще позже, уже после исчезновения самого государства, стали называть Ордой или Золотой Ордой. Именно владения Бату вошли в русские летописи под названием «Золотая Орда». Почти три века продолжалось ее господство, пока не было поколеблено в 1380 году на Куликовом поле.

Примечание

Слово «орда» переводится как «войско», сначала страну монголов называли «Татары», но постепенно слово «орда» стало названием страны. Считается, что в устной речи русских людей название «Златая Орда» наряду с названием «Орда» появилось еще в XIV веке. Впервые в письменном источнике «Златой» Орду назвали в 1566 году, а постоянно использовать именно это название стали только в XIX веке.

Некоторые историки считают, что полной независимости от Монгольской империи Улус Джучи достиг в 1266 году, когда хан Менгу-Тимур в первый раз распорядился чеканить монеты с собственной тамгой, а не с тамгой великого хана.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Определение

Тамга — родовой знак, клеймо или печать, обозначавшее принадлежность имущества определенному роду.

Другие историки приурочивают окончательное отделение Улуса Джучи от Монгольской империи к важному событию — курултаю 1269 года, на котором три правителя — Менгу-Тимур, правитель Улуса Джучи, и Борак-хан и Хайду-хан, правители Чагатайского улуса, — признали независимость территорий друг друга

Какую территорию занимала, этапы возвышения

Улус Джучи после 1242 года делился на два крыла. Улус Бату, правое, западное крыло, также известное как Белая Орда, занимал территории современного западного Казахстана, днепровские и донские степи, Кавказ, Поволжье, Крым. Левое, восточное крыло, известное как Синяя Орда, располагалось на территории центрального Казахстана и в долине реки Сырдарья.
На картинке можно увидеть, какую территорию занимала Золотая Орда во второй половине XIII века.

Можно условно разделить историю возвышения Улуса Джучи на три крупных этапа.

  1. Бату, прозванный на Руси Батыем, сын Джучи, возглавил поход монгольских войск на земли Юго-Восточной Европы и Руси. В 1236–1238 годах были завоеваны Рязанское и Владимирское княжества. Монголы подходили и к Новгороду. Лишь морозы, снегопад и отчаянное сопротивление русских заставили войска Бату отступить. Однако уже на следующий год он вновь повел своих воинов на русские земли, теперь в южном направлении. Так к территориям Улуса Джучи присоединились новые земли, а его центром стало Нижнее Поволжье. Покоренные русские князья получали из рук монголов ярлыки на правление в собственных уделах и платили Бату дань. 
  2. В 1251 году Мункэ, сын Толуя, четвертого сына Чингис-хана, при поддержке Бату был избран великим ханом и распорядился казнить всех своих противников из родов сыновей Чингис-хана Чагатая и Угэдея. В благодарность за помощь Бату получил от Мункэ-хана обширные земли, простиравшиеся от Крыма и Днестра на западе до Иртыша на востоке. На северо-востоке ему досталось Булгарское княжество, на юге — Северный Кавказ до Дербента, а на юго-востоке — Хорезм с Ургенчем и нижнее течение Сырдарьи. Менгу-Тимур в 1260-х годах добился полной независимости Улуса Джучи, но после его смерти в стране началась смута.
  3. Узбек и его сын Джанибек, правившие в первой половине XIV века, привели Улус Джучи к расцвету и экономической стабильности. Государство активно торговало с Западной Европой, Малой Азией, Индией, Египтом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector