Огюст конт: биография, теории, вклад, работы

Закон трёх стадий О. Конта

Одной из самых известных концепций, предложенных Огюстом Контом, является закон трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Согласно данному закону всё развитие человеческих представлений о мироустройстве можно разделить на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Теологическая

Пока уровень развития естественных наук остаётся низким, большинство физических и природных явлений люди объясняют действиями богов, духов, призраков, демонов, ангелов и прочих сверхъестественных существ. Внутри теологической стадии Конт выделил три ступени:

  • фетишизм – приписывание сверхъестественных свойств неодушевлённым предметам;
  • политеизм – первопричиной отдельных природных явлений считаются самостоятельные божества;
  • монотеизм – первопричины выстраиваются в определённую иерархию, и становится удобнее считать, что за всем стоит единый бог.

Важнейшая особенность теологической стадии развития заключается в том, что абсолютно всё можно объяснить простыми для понимания словами, поэтому необъяснимых явлений не существует.

2. Метафизическая

На метафизической стадии развития человек также стремится к исчерпывающему пониманию всех физических и природных явлений, но теперь уже не опирается на религиозные и мистические концепции. Вместо этого используются вымышленные первичные сущности и фундаментальные основы бытия. В отличие от религии, античная метафизика уже претендовала на научность, однако далеко не все использовавшиеся в ней методы познания можно назвать научными.

3. Позитивная

На третьей стадии развития человек понимает, что знание может считаться истинным только тогда, когда опирается исключительно на подтверждённые факты и следующие из них логические умозаключения. Эту стадию Конт назвал её «позитивной», чтобы подчеркнуть, что речь идёт о «положительных» знаниях, представляющих собой реальную ценность, а не вводящих в заблуждение.

«Третий» позитивизм (неопозитивизм)

Значительные изменения в области теоретической физики, происходившие на протяжении всего двадцатого века, обусловили процесс дальнейшей трансформации позитивизма. В итоге фундаментальные интересы направления немного сместились, и основным вопросом изучения для позитивистов стали вопросы анализа научной сферы и логической структуры ее теорий. В результате этих изменений в 20-ые гг. 20 столетия на смену эмпириокритицизму пришел «третий» позитивизм (или неопозитивизм).

Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.

Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания

Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.

Интеллектуальные влияния

В рамках промышленной революции возникли теории, подобные теории Сен-Симона. В то время Европа переживала различные социальные, экономические и технологические изменения. Философ считал, что со временем индустрия проникнет во все области, включая социальные отношения.

Следовательно, Конт считал, что великие войны закончились и что военная и авторитарная модель исчерпала себя. Французские мыслители разошлись, потому что Конт утверждал, что Сен-Симон пытался украсть одну из его работ и опубликовать ее, не придавая ему никакого значения.

Хотя влияние, которое оказал на него Сен-Симон, было очень важно для мышления Конта, молодой человек хотел найти свое собственное теоретическое тело без опеки. Другими философами Конта оказали влияние такие авторы, как Дэвид Юм и Иммануил Кант

Научная деятельность и творчество

После ухода от Сен-Симона Огюст продолжал поддерживать связь с его учениками, писал статьи для их научного сообщества. В то время мыслитель все больше углублялся в направление позитивной философии, основателем которой считается.

Начиная с 1826 года мужчина выступал с лекциями, которые проводил в собственной квартире, но из-за умственного помешательства их пришлось прервать. Ученый предпринял попытку самоубийства и едва не утопил в озере свою жену, поэтому был помещен в психиатрическую клинику, а затем отправлен на лечение домой.

Спустя 2 года недуг отступил, и Конт продолжил выступать с лекциями. Он был востребованным журналистом и писал для местных газет, параллельно работая над 1-й частью «Курса позитивной философии», в итоге сделавшего его знаменитым.

В собрании из шести томов ученый изложил основные идеи, касающиеся философии. Он предложил классификацию наук в порядке возрастающей сложности и спецификации, а также разработал стадиальную модель общества. Согласно утверждениям Огюста, за время существования человечество прошло 3 стадии — теологическую, метафизическую и позитивную.

Наиболее ранняя ступень заключается в господстве мистических и религиозных знаний. На втором этапе больше внимания уделяется умозаключениям, кроме того, распространяются идеи социальности и демократии. Высшая стадия отождествляется с расцветом научного познания и возникновением направления социологии.

Конт сделал ценный вклад в развитие науки об обществе. Он выделил в ней динамику и статику, где первая характеризует процесс социального развития, а вторая — условия, необходимые для стабильного существования общества.

Портрет Огюста Конта

После публикации мужчина работал при Политехнической школе, с которой была неразрывно связана его жизнь. Он являлся помощником преподавателя и экзаменатором, пока в 1838 году не получил возможность стать полноценным наставником. В этот период ученый также читал лекции по астрономии, что обеспечило стабильный доход.

Однако из-за реформ в учебном заведении он был вынужден искать финансовую поддержку у друзей. На помощь пришел Джон Стюарт Милль, который нашел философу спонсоров, но впоследствии они разругались и перестали общаться.

Второе собрание книг автора «Система позитивной политики» пополнило библиографию уже после смерти Клотильды, что делает его отличающимся по стилю и настроению изложения. В нем впервые был упомянут термин «альтруизм», который по Конту означает «жить для других».

Социальная статика и социальная динамика

Социология Конта – это механизм, способный воедино соединить  прогресс человечества и порядок, которые трактуются ученым в качестве двух видов общественных закономерностей, которые «фиксируют» два компонента социологии —  социальную динамику и социальную статику.

Социальная статика, по Конту, представляет собой отрасль, в рамках которой имеют место процессы социального порядка, то есть некоторой гармонии элементов, находящихся во взаимном притяжении,  связи. Предложенные Огюстом Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали стали основой его видения социального порядка. 

Социальная динамика — отрасль, изучающая  социум в его развитии.

Развитие общества Конт понимает как трехстадийный процесс: 

  • военное господство ( теологическая стадия); 
  • феодальное господство (метафизическая стадия); 
  • промышленная цивилизация (позитивная стадия).

Первым, кто поддержал Конта и его позитивизм стал философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), который был лично знаком с Контом и написал труд «Огюст Конт и позитивизм» (1859). 

Милль уточнил предмет и задачи социологии, дополнил классификацию позитивных наук (политэкономия, психология и этология). Так же Милль предложил индуктивную логику как метод социальных наук, схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, которые  используется до сих пор в социальном эксперименте (на принципе сравнения двух и более групп).

Конт впервые обосновал необходимость научного подхода к исследованию общества и возможность познания законов его развития. Он определил социологию как особенную науку об обществе, которая основывается на эмпирических исследованиях, что должно обеспечить ее объективность и беспристрастность

В своих трудах Конт рассмотрел общество как систему с ее статическими и динамическими закономерностями, акцентировал внимание на изучении социальных институтов и структуры этой системы, механизмов ее модификации

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Огюст Конт

Конт (Comte), Огюст (1798-1857) — французский философ, один из
основоположников буржуазной социологии и философии позитивизма. Философия должна
отказываться как от материализма, так и от идеализма и основываться на
позитивном (научном) знании. Это значит, что: философское знание должно быть
абсолютно точным и достоверным; для его достижения философия должна использовать
научные методы познания и опираться на достижения других наук; основной метод
для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение; философия
должна исследовать только факты и должна освободиться от ценностного подхода и
оценочного характера при исследовании явлений; философия не должна стремиться
стать метанаукой, особым общетеоретическим мировоззрением, а она должна стать
конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных средств и занять свое
место среди других наук. К. также выдвинул закон двойственной эволюции —
интеллектуальной (теологической; метафизической; позитивной) и технической
(традиционное общество; доиндустриальное общество; индустриальное общество).
Основные работы К.: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 172-173.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Был сотрудником Сен-Симона (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Основатель позитивизма и позитивной социологии
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Давидюк Г.П. Философ, методолог и популяризатор науки
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Гутнер Г.Б. Французский философ (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Хаинсон Ю.И. Придумал социологию (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965).

Акмалова А. и др. «Освободил» науку от метафизики и
теологии (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин.
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).

Блинников Л.В. Конт провозгласил создание новой религии
— так называемой религии человечества (Блинников Л.В. Краткий словарь
философских персоналий. М., 2002).

Значительное место в системе Конта занимает
классификация наук (Философский энциклопедический словарь. — М.:
Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Конт О. Дух
позитивной философии (Статья А. Ф. Зотова о работе О. Конта).

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Дух позитивной философии. СПб., 1910;

Соч. и отрывки. — В сб.: Родоначальники позитивизма. Вып. 2,4, 5. СПб., 1910.

Литература:

Маркс К., Первый набросок «Гражданской войны во Франции», К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 17, с. 560-61;

История философии, т. 2, М.,
1957;

Баскин М. П., О. Конт и его место в истории мировой культуры, «ВИМК»,
1957, No 6;

Асмус В. Ф., О. Конт, «ВАН», 1957, No 9;

Gouhier H., La jeunesse
d’Auguste Comte et la formation du positivisme, v. 1-3, P., 1933-41;

Lacroix J.,
La sociologie d’Auguste Comte, P., 1956;

Cresson A., Auguste Comte, P., 1957.

Позитивистская философия Конта

Конт обозначил основы позитивистской философии (он был создателем концепции позитивизма). Согласно Конту, основное предназначение философии – это точное и объективное знание, которое описывает реальные объекты. Философия Огюста Конта положительна, потому что:

  • она имеет дело только с реальными объектами – позитивизм исследует вещи, доступные разуму;
  • рассматривает только полезные темы, потому что хочет улучшить жизнь;
  • ограничивается предметами, по которым можно получить определённые знания;
  • занимается точными вопросами;
  • действует положительно, не ограничиваясь критикой.

По мнению Конта, позитивный философ – это тот, кто понял, что естественные науки создали наиболее совершенную модель научного исследования, используя только чисто фактическое исследование без туманных спекуляций. Положительный философ избегает абстрактных и «безупречных» творений и заменяет их конкретными и относительными.

Конта вдохновляли в первую очередь учёные-натуралисты: Бэкон, Декарт, Галилей, отчасти Ньютон и Дэвид Юм. Он также был обязан некоторыми идеями философу французского Просвещения Жану Д’Аламберу.

В то время были широко распространены планы социальных реформ. Конт дружил с представителем так называемого утопического социализма – Клод-Анри де Сен-Симоном. Возможно, от него Конт перенял многие социальные идеи.

Конт определил сферу применения позитивной философии, ограничив её фактически существующими объектами, о которых можно получить определённое и точное знание, то есть внешними фактами о физических объектах. Следовательно, метафизика не может быть предметом достоверного знания.

Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.

Что же такое позитивизм?

Позитивизм (лат. Positivus — позитивный) — парарадигмальная гносеологическая методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено в результате чисто научного (не философского) знания; Программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии (метафизики) как познавательной деятельности, имеющей синтезирующий и прогностический потенциал в контексте развития конкретного научного познания. 

В соответствии с тем, как позитивные науки — в отличие от предыдущего умозрительного знания — должны опираться на факты наблюдения и эксперимента, полезная философия, по-видимому, должна заняться изучением реального знания и реального процесса познания, как они осуществляются. в уважаемых науках. 

В этом тесте я рассмотрю такие исторические формы позитивизма, как:

  1. Позитивизм, так называемый первый позитивизм (основные мыслители О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль и др.), Где главными идеями являются позитивное знание и очищение философии от метафизических иллюзий. Те. Первый позитивизм стремился повернуть философию на пользу науки, приспособить методологические принципы к быстрорастущему естественнонаучному знанию.  
  2. Эмпириокритицизм, так называемый второй позитивизм, или его еще называют махизмом (представители — Мах, Авенариус). Эта тенденция создает новую философию, основанную на естественном представлении о мире и устраняющую такие воображаемые проблемы, как отношения между бытием и мышлением, субъектом и объектом. Внешнее и внутреннее (окружение и Я) здесь представлены как неразрывно связанные, находящиеся в фундаментальной координации. Они состоят из однородных элементов мира (ощущений), которые в одном соединении выступают как физические, в другом — как ментальные. Точно так же содержание опыта описывается как нейтральное — ни материальное, ни идеальное, и в конечном итоге представляет собой поток ощущений.    
  3. Неопозитивизм, или третий позитивизм, представленный аналитической философией (мыслители Поппер, Дж. Уиздом, П. Страссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Гудман, А. Пап и др.) И Венский кружок. на основе чего складывается логический позитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгл, Г. Хан, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гёдель и др.)
  4. Постпозитивизм, в рамках которого очевидна тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и ориентация на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (мыслители К. Поппер, Т. Кун и др.).

Связь позитивизма с другими научными дисциплинами

Главным внешним конфликтом описываемого направления является противоборство позитивизма с метафизикой, которая, по мнению позитивистов, занимается манипуляцией не соответствующими реальности терминами. Сторонники позитивизма, наоборот, опираются исключительно на эмпирические наблюдения и описания явлений и предметов, они доверяют лишь проверенным научным знаниям, а вся их деятельность направлена на поиски научных методик, свободных от метафизики. Выражать результаты полученных наблюдений, по их мнению, следует при помощи специальных «протокольных предложений», предельно просто и доступно выражающих только научные факты, без их искажения, переделывания, изменений и дополнений. Любой разговор о недостоверных фактах отвергается последователями позитивизма как бессмысленный и бесполезный.

Таким образом, общим для всех позитивистов стремлением стала попытка избавить науку от необоснованных и ненужных «излишеств», являющихся на их взгляд бесполезными. Схожие с позитивистами взгляды и подходы в сфере этики и области познания демонстрировали эпикурейцы, не желавшие выходить за границы эмпирики, а потому отбрасывавшие любые «расширения себя» за пределы фактов.

Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)

Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.

Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.

Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.

Закон трех стадий

Огюст Конт разработал предположение, что знание проходит три дифференцированных и прогрессивных стадии:

На первом месте стояла сцена, которую, по словам Огюста Конта, следует называть «теологической». Это один из самых основных процессов, и, следовательно, он фокусируется на простых целях, таких как природа бытия и явлений, а также их начало и конец.

Он был сосредоточен на концепциях и абсолютных ответах, в которых все сводилось к черному и белому, потому что все считалось прямым продуктом действия какого-то триггера. Более того, в социальной истории это приравнивается к военным и монархическим обществам.

Следующим этапом была «метафизика», в которой сверхъестественные агенты не задумывались, а сущности, производящие видимые эффекты. Это необходимый временный и преходящий этап эволюции, он характеризуется рассуждениями и исследовательской направленностью.

Именно в этом промежуточном процессе могут возникнуть фундаментальные вопросы, а также другие сомнения относительно причины вещей.

Этот этап соответствует правовому обоснованию общества, Конт относил его к эпохе Просвещения, в которой нашли свое место такие концепции, как права человека.

В-третьих, Конт предлагает перейти к стадии, которую он назвал «позитивной». Исследователь, достигший этой стадии, уже согласился с тем, что найти абсолютные ответы невозможно. Усвоив это, цель становится познанием законов, управляющих явлениями.

На этом этапе, на котором преобладает научное рассуждение, используются отношения через наблюдение и сравнение. Этот последний уровень соответствует индустриальному обществу, в котором жил Конт.

Первый позитивизм

Несмотря на то, что в каждой стране позитивизм приобретает свои особенности, можно выделить набор основных черт, позволяющих говорить о позитивизме как о движении мысли.

В отличие от идеализма, позитивизм подтверждает науку как главное: мы знаем только то, что наука сообщает; единственный метод познания — это естественнонаучный метод. 

Натуральный метод работает не только при изучении природы, но и общества.

 Вот почему социология, понимаемая как наука о естественных фактах, т.е. Человеческие отношения — довольно показательный продукт философской программы позитивизма. 

Позитивизм вознес науку до небес как единственное средство решения всех проблем, которые веками мучили человечество.

Общий оптимизм знаменует собой эпоху позитивизма с его верой в неизменность прогресса (иногда понимаемого как автоматический процесс, иногда как продукт человеческой изобретательности), будущего благосостояния и человеческой солидарности.

Позитивизм (за возможным исключением Дж. С. Милля) характеризуется некритичной, часто поспешной и поверхностной верой в непрерывный беспрепятственный рост науки.

Позитивность науки часто ассоциируется с борьбой против идеалистических и спиритических интерпретаций реальности.

То есть позитивизм отказывается признавать априорное знание как единственное средство достижения подлинного знания. Позитивисты выделяют научные методы как единственное средство научного познания. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты считают, что наука способна раскрыть естественное в процессах, происходящих в природе и обществе, и вера в прогресс также характерна для позитивизма.    

Позитивизм Конта

Позитивизм (от латинского positivus – положительный) – это философское учение, согласно которому единственным источником истинного (позитивного) знания может являться эмпирическое исследование, тогда как знание, полученное в процессе философского размышления, познавательной ценностью не обладает.

Ключевые идеи позитивизма прослеживаются ещё у античных стоиков. Но его основоположником считается Огюст Конт, который сформулировал основные принципы учения в нескольких работах, опубликованных им в 1830-х годах. Он считал, что всё человеческое знание делится на 2 вида:

  • позитивное – истинное, достоверное, объективное знание, соответствующее действительности;
  • идеологическое – не поддающееся оценке знание, в основе которого лежит интерес, цель или идея.

При этом истинно ценным он считал только первый вид. Используя слово «позитивный» по отношению к знаниям, он подразумевал, что они являются:

  • достоверными, а не сомнительными;
  • ценными, а не бесполезными;
  • реальными, а не химерическими;
  • эмпирическими, а не вымышленными;
  • чёткими и однозначными, а не смутными;
  • организующими, а не разрушительными.

С учетом этих признаков Конт называл метафизику негативным знанием, неточным и бесполезным. Он считал, что позитивная философия должна заниматься систематизацией и классификацией знаний, полученных исключительно методами научного познания. При этом она должна отказаться от поиска метафизических начал, причин и прочих основ, а изучать только реальные факты, полученные эмпирическим путём.

Конт — основоположник позитивизма

Огюст Конт (1798-1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был студентом и секретарем (а затем решительным противником) Сен-Симона, а также выпускником знаменитой Политехнической школы (бывшая кузница кадров повстанческих войск, позже преобразованная в Школу инженеров и техников). Увлечение математикой не помешало ему прочитать работы английских эмпириков Дидро, Даламбера, Тюрго и Кондорсе. Конта часто называют родоначальником французского позитивизма и отцом социологии.   

Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде Курс позитивной философии (1830 — 1842), в труде Дух позитивной философии (1844) и в труде Система позитивной политики (1852 — 1854 г.).

По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием реальности, ее предметов и явлений, отказавшись от попыток раскрыть их сущность.

В своей работе Курс позитивной философии Конт пишет:… Мне кажется, я открыл великий фундаментальный закон, согласно которому с неизменной необходимостью можно установить, как с помощью наших рациональных доказательств, так и путем тщательного анализа. прошлого, исторической достоверности. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий обязательно проходит три теоретически различных стадии: теологическую, или фиктивную, стадию; стадию метафизическую или абстрактную; научную стадию или позитивную стадию. один… Следовательно, есть три типа философии, или концентрические системы, обобщающие явления, которые исключают друг друга. Первая — это отправная точка, необходимая для человеческого понимания… третья — это фиксированная и определенная стадия, а вторая — предназначено служить перевалочным пунктом.     

На богословской стадии явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия более или менее многочисленных сверхъестественных агентов. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил. Только на положительной стадии человеческий дух, осознавая невозможность достижения абсолютного знания, уже не спрашивает, каковы источник и судьба Вселенной, каковы внутренние причины явлений, а ищет и обнаруживает, сочетая рассуждение с наблюдением, их действующие законы, то есть неизменные связи последовательности и сходства.  

Конт вводит термин социология как науку об обществе. Как физика устанавливает законы природных явлений, так и социология посредством наблюдений и рассуждений устанавливает законы социальных явлений. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи, а социальная динамика изучает законы развития общества, главными из которых являются закон трех стадий и закон прогресса.   

Однако вся социология Конта, подытоживая, состоит из следующих четырех пунктов: Социальная статика изучает условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса; Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно необходимыми этапами, история человечества — это развитие человеческой природы; 3. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к положительной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое чревато настоящим, и человечество состоит больше из мертвых, чем из живых; 4. Социальная физика — необходимое условие рациональной политики. Проблема в том, что политика находится в руках юристов и писателей, которые ничего не знают о функционировании общества.          

Хотя идеи Конта подвергались критике, эта критика не могла предотвратить распространение позитивизма. Такие идеи, как идея о важности науки для прогресса человечества, критика непроверяемых идей, идея социологии как автономной науки, акцент на традиции, признание историчности фактов, идея единство научного метода, мотивы положительного и длительного влияния истории научной мысли. 

Следует также отметить, что закон трех стадий — это не что иное, как метафизика истории, явно противоречащая позитивному методу. Ведь классификация наук полна двусмысленностей: простота и сложность объекта всегда определяются выбранными критериями и не могут рассматриваться как абсолютные атрибуты объектов. 

Краткая биография О. Конта

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в католической семье среднего достатка. Уже в детстве проявились его основные качества – острый ум, жажда знаний и трудолюбие. Благодаря этому он был невероятно успешным учеником, удивляя всех учителей своими познаниями. Однако у него была ещё одна ярко выраженная черта – неуёмная принципиальность, которая часто его подводила. В частности, в 1816 году он был отчислен из Политехнической школы за то, что его рукой было написано коллективное письмо студентов с требованием об отставке одного из преподавателей.

Даже с неоконченным образованием Конт обладал исключительными познаниями в математике, благодаря чему мог зарабатывать репетиторством. Изредка он пытался найти постоянную работу, но его снова подводила принципиальность. К примеру, он устроился секретарём к влиятельному банкиру и политику Казимиру Перье, но не сработался с ним из-за регулярных конфликтов.

С постоянной работой у Конта не складывалось, поэтому помимо математики он начал давать уроки астрономии, которую тоже очень любил. Параллельно он работал над своим «Курсом позитивной философии». Правда, когда курс был готов, он успел дать буквально пару лекций, поскольку из-за сильной интеллектуальной нагрузки весной 1826 года его психика пошатнулась. Он не мог работать и вёл себя крайне агрессивно, в первую очередь, по отношению к своей гражданской жене, вызывавшей у него припадки ревности.

Только к осени 1828 года состояние ученого стабилизировалось, но его репутация к тому моменту довольно сильно пострадала. Поэтому у него снова возникли сложности с трудоустройством. В частности, министр народного просвещения Гизо отказался от старых положительных отзывов о его работах и теперь отзывался о нём как об ограниченном и полоумном фанатике с очень странным видением науки.

Несмотря на то, что 1830-е годы начались для Конта со столь сложных испытаний, именно это десятилетие впоследствии стало для него наиболее продуктивным. В частности, он смог оформить свой «Курс позитивной философии» и издать его в шести томах. В том же десятилетии он сформулировал основные идеи позитивизма, а также издал многие работы, которые впоследствии стали основой для современной социологии.

Благодаря упорному труду, во время которого он не забывал уделять время духовному саморазвитию и самоактуализации, к 1840-м годам Конт сумел восстановить свою репутацию. Его уважали как успешного ученого и философа, а издательства охотно публиковали его труды. Удивительно, что несмотря на свою востребованность, он так и не смог заработать сколь-нибудь приличное состояние.

Умер Конт в 59-летнем возрасте 5 сентября 1857 года. Причиной его смерти стал эмоциональный кризис из-за затяжного конфликта с женой и его самым близким учеником Эмилем Литтре. Незадолго до смерти он сильно заболел, однако потом пошёл на поправку и, казалось, выздоровел. Но после визита Литтре он был взбешён, а через несколько дней умер, предположительно, от инсульта. Многие современные исследователи, изучая его записи, высказывают предположение, что у ученого в последние пару лет жизни возобновились проблемы с психикой, которые и подорвали его здоровье.

Личная жизнь

В молодости у ученого была насыщенная личная жизнь. Первой большой любовью Огюста стала замужняя дама Паулина, которая к тому же была старше. Результатом этой порочной связи стало рождение дочери Луизы, но, будучи болезненной, она умерла в 9 лет, что стало ударом для мужчины.

Следующей избранницей мыслителя стала Каролина Массен, о которой он нелестно отозвался в завещании. Они поженились в 1825 году, после чего отношения стали натянутыми из-за финансовых трудностей и ревности Конта. Тем не менее они не стали разводиться и формально оставались супругами, не живя вместе с 1842 года.

Клотильда де Во

После очередной ссоры с Каролиной мыслитель познакомился с Клотильдой де Во, с которой поддерживал платонические отношения. Через год она умерла от туберкулеза, из-за чего мужчина стал сентиментальнее и проявлял интерес к религиозному и мистическому, что ощущается в последних творениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector