Электронная книга очарованный странник

1873

Оглавление

Глава первая 385
Глава вторая 395
Глава третья 403
Глава четвертая 406
Глава пятая 413
Глава шестая 425
Глава седьмая 432
Глава восьмая 437
Глава девятая 441
Глава десятая 449
Глава одиннадцатая 455
Глава двеннадцатая 463
Глава тринадцатая 468
Глава четрынадцатая 474
Глава пятнадцатая 480
Глава шестнадцатая 486
Глава семнадцатая 491
Глава восемнадцатая 494
Глава девятнадцатая 498
Глава двадцатая 505

О произведении

Жизнеописание странника, прошедшего сквозь множество невероятных приключений на пути к Богу. Повесть, в которой Лесков приходит к своему языку, стилизованному под народную речь, и начинает цикл о русских праведниках.

— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник

Критика

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

— Н. К. Михайловский. Литература и жизнь (1897)

Его органический, наиболее типичный для него жанр — хроника, построенная по принципу нанизывания ряда приключений и происшествий на героя, который сам и рассказывает о них любопытствующим слушателям («Очарованный странник», «Смех и горе», «Заячий ремиз» и др.): нечто вроде старинных авантюрных романов, еще не имеющих сквозной фабулы. Основной элемент этого жанра, анекдот (большей частью — языковой), есть своего рода атом в природе лесковского творчества.

— Б. О. Эйхенбаум. Чрезмерный писатель (1931)

Форма рассказа о приключениях «Очарованного странника» <…> напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон-Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона о странствованиях Телемака в поисках Одиссея. Ощутимо в «Очарованном страннике» и влияние народно-эпических русских былин.

— И. З. Серман. Н. С. Лесков. Очарованный странник

На плывущем по Ладожскому озеру пароходе собирается компания случайных попутчиков. Среди них — то ли монах, то ли послушник с внешностью былинного богатыря — в миру Иван Флягин. В ответ на расспросы любопытствующих спутников Флягин рассказывает о своей удивительной жизни: татарском плене, роковой цыганке, чудесном спасении на войне и многом другом. Этой повестью Лесков начинает свой цикл о праведниках — но праведниках не канонических, а народных, чья жизнь не укладывается в привычные рамки и становится предметом слухов, мифов и легенд.

<…>

Несмотря на кажущуюся простоту повести (герой из народа, коротая время в пути, рассказывает историю своей жизни), «Очарованный странник» создан Лесковым на пересечении сразу нескольких традиций. Самая явная из них — житийная. О ней напоминает ряд характерных элементов: например, Флягин — «молитвенный сын», обещанный матерью Богу при рождении; бесхитростный герой преодолевает множество испытаний, чтобы в конце концов исполнить своё предназначение и прийти в монастырь; отсюда же — его видения и искушение бесами. Житийную традицию дополняет былинная: помимо характерных примет внешности героя вроде недюжинного роста, есть отсылки, например, к традиционным мотивам укрощения чудо-коней или поединка с басурманином. Кроме того, Лесков использует структуру романа-путешествия, причём сознательно подчёркивает это в разных вариантах названия. Первоначальное название — «Чернозёмный Телемак» — отсылало к странствиям сына Одиссея, отправившегося на поиски отца. Второй вариант, с которым повесть и была впервые опубликована — «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения», — характерен для западного романа подобного типа. Один из главных комментаторов текстов Лескова Илья Серман отмечает также влияние на повесть «Мёртвых душ» Николая Гоголя со всеми поездками Чичикова по помещикам. Наконец, в тексте присутствуют романтические мотивы — и пушкинские, и лермонтовские, — которые улавливали и современники, и исследователи творчества Лескова.

— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник

Н. С. Лесков. Очарованный странник // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 4. С. 385–514.
Электронная публикация РВБ, 2007–2021. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.

Главы 10-14[ред.]

Ушёл Иван из родного имения и попал на ярмарку, где увидел, как цыган пытается продать мужику негодную лошадь. Будучи на цыган в обиде, Иван помог крестьянину. С этого дня он начал ходить по ярмаркам, «руководствовать бедных людей» и постепенно стал грозой всех цыган и барышников.

Один князь из военных просил Ивана открыть секрет, по которому он лошадей выбирает. Начал Иван учить князя, как отличить хорошую лошадь, но тот науку усвоить не смог и позвал его служить у себя конэсером.

Три года жил Иван у князя «как друг и помощник», выбирал коней для армии. Иногда князь проигрывался и просил у Ивана казённых денег отыграться, но тот не давал. Князь сначала сердился, а потом благодарил Ивана за верность. Загуливая сам, Иван отдавал деньги князю на сохранение.

Однажды князь уехал на ярмарку и вскоре велел прислать туда кобылицу, которая очень нравилась Ивану. От огорчения тому захотелось запить, но некому было оставить казённые деньги. Несколько дней Ивана «бес томил», пока не помолился он на ранней обедне. После этого ему полегчало, и отправился Иван в трактир чай пить, где повстречал нищего «из благородных». Тот выпрашивал у публики водку и на потеху закусывал её стеклянной рюмкой.

Пожалел его Иван, поставил ему графин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что перестать пить ему не позволяют его христианские чувства.

Показал нищий Ивану свой дар мгновенно трезветь, который объяснял природным магнетизмом, и посулился снять с него «запойную страсть». Нищий заставил Ивана пить рюмку за рюмкой, делая над каждой пассы руками.

Так «лечился» Иван до вечера, всё время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли казённые деньги за пазухой. В конце концов, собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван твердил, что всё это пустяки. Их вышибли из трактира, и нищий привёл Ивана в «гостиное место», полное цыган.

В этом доме Ивана очаровала певица, красавица-цыганка Груша, и он бросил к её ногам все казённые деньги.

Темы

Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым.

  1. Тема смысла жизни — основная в повести. Герой с самого начала получает напутствие от матери и монаха, но ищет свое место в мире самостоятельно, никому не доверяя. И правильно делает, ведь только его индивидуальный опыт просветил его и подготовил к принятию сана. Благодаря такой насыщенной жизни Иван стал отличным проповедником. Все его приключения стали подготовкой к его истинному призванию.
  2. Тема судьбы. Иван блуждал по всему свету, испробовал десятки профессий, достиг и успеха, и падения, но но не смог уйти от своего предназначения. Его судьба была предопределена, а о был лишь актером в ее спектакле.
  3. Тема любви. Далеко не всегда любовь приносит человеку счастье. Страсть Груши разрушила ее жизнь, а любовь Ивана получила свое воплощение в убийстве Груши. Но духовная связь этих двоих вышла за рамки земной жизни. Груша являлась Ивану во снах и даже принимала участие в его судьбе.
  4. Тема патриотизма. Даже когда Иван жил у татар и был обеспечен всем необходимым, даже двумя женами, он все равно стремился домой и был готов пожертвовать собой ради возвращения. А на войне он проявил это чувство в действии, когда не жалел жизни в бою за интересы Родины.
  5. Тема праведничества. Автор рассказал читателю увлекательную историю о православии и праведничестве. Николай Семёнович описал непростой жизненный путь праведника, который наполнен ошибками и трудностями. Однако их них и складывается человеческое существование. По мнению Лескова, праведником является тот человек, который понимает необходимость осознавать собственные ошибки и каяться.
  6. Тема смелости. В военных действиях Флягин проявляет себя храбрым и мужественным солдатом. Главный герой не страшится смерти, при этом, удача улыбается ему.

Глава шестнадцатая: Судьба Груши

Князь во время разговора с Евгеньей Семёновной попросил у неё денег, двадцать тысяч рублей, которые ему нужны были для покупки суконной фабрики. Так как у барыни не было такой суммы, он предложил заложить её дом и пообещал вернуть ей деньги с процентами в десять тысяч. Он рассчитывал заработать миллионы, продавая красочные, но плохого качества сукна азиатам в город Нижний. Князь хотел послать Ивана, зная его честность, на ярмарку к Макарью с образцами сукна, набрать заказов и задатки у азиатов. Евгенья Семёновна поняла, что целью князя было распространить в обществе слухи о том, что дела его улучшились, что он разбогател, и тогда он сможет жениться на дочери предводителя, взяв большое приданое. Это позволит закрыть все его долги. Евгенья Семёновна согласилась подписать закладную на дом и рассчитывала на то, что вернёт свои деньги и разбогатеет. Барыня спросила у князя, что же он будет делать с цыганкой, которая его очень любит. Князь ответил, что собирается бросить Грушу и устроить её жизнь: купить дом и выдать её замуж за Ивана, сделав его купцом. Евгенья Семёновна заметила:

Князю нужно было встретиться с Иваном. Евгенья Семёновна сообщила ему, что странник в городе, и пообещала прислать его к хозяину.

Документы на фабрику были срочно оформлены. Князь послал Ивана на ярмарку, где тот набрал у азиатов заказов, денег и образцов и выслал все деньги хозяину. В княжеском дворе были возведены новые постройки. Флигель, где жила Груша, был снесён. О её дальнейшей судьбе Ивану ничего не было известно, потому что людям князя было приказано молчать, а у новых слуг он ничего не мог узнать. Ему было очень жалко Грушу. С трудом он узнал у старушки-прислуги о том, что князь увёз девушку в коляске в неизвестном направлении.

Иван понимал, что Груша мешала хозяину жениться на другой девушке, потому что она очень любила его «страстной цыганской любовью». Странник знал, что Груша не сможет покорно принять измену князя и будет бороться, чтобы помешать его свадьбе.

В день венчания князя с предводительской дочерью Иван ушёл в лес до самого вечера, надеясь найти там Грушу. Не найдя её, он вернулся и, сидя неподалёку у дома, где проходила свадьба, он стал её звать, называя сестрицей.

Глава двадцатая: Праведная жизнь

Иван верил, что с самого рождения его предназначением была жизнь, связанная с монастырём. Но оказалось, что в этом святом месте Ивану пришлось переносить новые страдания. Его мучили искушения беса, он терпел различные «пакости и соблазны». Бороться с ними помог опытный старец. Иван рассказал ему о том, что он постоянно видит Грушу, как живую, рядом с собой. Старец научил странника противостоять искушению: молиться, стоя на коленях, помногу раз бить поклоны, соблюдать строгий пост, не принимать пищу и воду. Ему досаждали и искушения мелких бесенят.

В лесу около монастыря повесился жид. Все послушники говорили, что это Иуда, и что он ночами ходит и вздыхает, пугая людей. Как-то раз, ночуя в конюшне после дневной работы, Иван принял монастырскую корову за видение этого умершего человека. Он испугался, ударил её топором, думая, что это ему видится жид. Наутро он понял, что это была корова, и решил, что её подсунули бесенята.

Отец игумен после этого происшествия велел Ивану больше молиться, работать в храме во время вечерней службы. Ему было велено помогать верующим зажигать свечи и ставить их перед иконами. Однажды, во время службы странник уронил свечки на пол. Поднимая их, он нечаянно опрокинул подсвечник. Ивана это рассердило, и он разбросал остальные свечи. Он посчитал, что это были снова проказы бесенят.

Ивана хотели отдать под суд, но за него заступился слепой старец Сысой. В наказание странник был посажен в пустой погреб на всё лето до холодов. Сидя в яме, он молол жерновом соль, много молился, стоя на коленях, читал «житие преподобного Тихона Задонского», напечатанное в газете, которую ему бросал в яму инок Георгий. Под влиянием прочитанного он стал плакать, просить всех, кто подойдёт к яме, молиться за народ русский, и стал пророчествовать войну. Отец игумен приказал перевести Ивана в пустую избу, поставить в ней образ «Благое молчание» и велел поклоняться ему. Так взаперти в молитвах он провёл зиму. Но несмотря на молитвы, он продолжал предсказывать, поэтому был приглашён врач, чтобы установить, не потерял ли Иван рассудок. Выслушав историю жизни странника, врач сказал игумену:

Теперь Иван Северьяныч ходит по святым местам, держит путь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Принял благословение и хочет перед смертью им поклониться. Он продолжает предсказывать войну и собирается идти воевать, говоря о том, что хочет умереть за свой народ.

После своего длинного рассказа, странник замолчал, опустил голову и задумался. Скорее всего, на него вновь нашёл пророческий дух. Слушатели не смели произнести ни слова.

Проблемы

  1. Проблема жестокости нравов. Иван начал свой путь с ошибок. Он был агрессивен и не раз становился виновником чужих смертей. Но он смог преодолеть в себе это звериное начало и стать добродетельным человеком.
  2. Проблема безнравственности. Иван крал, убивал, пропивал чужие деньги, потому что ему не доставало ответственности и совестливости. Он не всегда мог отличить хорошее от плохого, ведь не получил нравственного воспитания. Но со временем он научился разбираться в этом и делать правильный выбор.
  3. Проблема алкоголизма. Даже честный человек вроде Ивана нарушит все клятвы и потеряет все возможности, если даст зелёному змию власть над собой. Ведь Иван пропил деньги своего благодетеля.
  4. Проблема нравственного падения дворянства. Князь разбрасывается унаследованными деньгами и ведет праздный образ жизни, от которого страдают другие люди. Он покупает людей, как свечи на базаре, и рушит их судьбы себе на потеху. Он же обманывает невинную девицу и хочет использовать ее, чтобы получить приданое и новые возможности для порочных развлечений. И никто ему не мешает, что он же дворянин, а значит, неприкасаемый для правосудия.
  5. Социальная несправедливость. В мире Лескова нет равенства и законности. Грушу продают против ее воли в тот век, когда рабство уже повсеместно осуждалось. Иван не может устроиться на нормальную службу, потому что он не дворянин. В то же время сами дворяне ничего не делают, а только пользуются своим могуществом.

Глава двенадцатая: Гипноз

Тёмной ночью шёл пьяный Иван домой, боясь, что на него нападут и заберут кошелёк с большими деньгами. Он думал о том, не был ли предателем его новый знакомый. Ведь из трактира их выставили вдвоём, а проходимец тут же куда-то исчез. Иван позвал магнетизёра, тот сразу же отозвался, но странник долго не мог узнать его, всматривался в его лицо, и казалось ему, что у проходимца два носа. Как будто в бреду слушал он странные речи собеседника, а тот всё по-французски слова говорил. Магнетизёр пообещал Ивану, что даст ему новое понятие в жизни:

Зовёт проходимец Ивана с собой. И, решив напустить в странника ещё больше магнетизма, стал перебирать ему волосы на голове. А Иван всё хуже и хуже себя чувствовать стал, будто смотрел на мир не своими глазами, а глазами магнетизёра.

Иван сам не понял, как очутился возле неизвестного дома, рядом до сих пор проходимец находился, руками перед ним махал, словно колдовал что-то. Странник стал немного приходить в себя. Магнетизёр дал ему кусочек сахару и исчез в неизвестном направлении.

Иван стоял посреди улицы и не понимал, где он находится. В окнах чужого дома горел свет, он решил зайти и спросить дорогу, как домой дойти.

Смысл названия

Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей.

У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании».

Главы 2-5[ред.]

Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.

Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.

Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.

Иван не придал значения словам мёртвого монаха, но вскоре случилась его «первая погибель». По дороге в Воронеж упряжка графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Иван сумел остановить лошадей, а сам упал под обрыв, но чудом выжил.

За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.

Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.

Иван дробил камень так долго, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть насмешки — мол, осудили его за кошкин хвост — и решил Иван повеситься в ближайшем осиновом леске. Только повис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану идти с ним в воры. Тот согласился.

Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.

В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.

Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.

Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».

Тогда явился сожитель дамы, улан. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на деньги, которые тот давал. «Ничего, кроме телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги поднимать не стал, и этим благородством очень понравился Ивану. Попытался улан дитя забрать, Иван сперва не дал, а потом увидел, как мать к нему тянется, и сжалился. В этот момент появился барин-поляк с пистолетом, и Ивану пришлось уехать вместе с дамой и уланом, оставив у поляка свой «беззаконный» паспорт.

В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.

Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцатитрёхлетний богатырь захотел поучаствовать.

Глава пятнадцатая: Любовь графа

Князь был человеком добрым, но имеющим непостоянный характер. Он привык, чтобы все его желания тут же исполнялись. Иван, зная переменчивость его натуры, не ждал ничего хорошего для Груши. Вскоре его опасения оправдались. Любовь князя к девушке постепенно остывала, он стал скучать в её обществе и звал к ним в компанию Ивана, чтобы он слушал пение Груши вместе с ним. Цыганка говорила:

Груша рада была общаться со странником и относилась к нему очень дружелюбно. Когда князь и Груша сидели за обеденным столом, Ивану не положено было сидеть с ними вместе. Но когда цыганка оставалась дома одна, то сажала странника рядом с собой.

Со временем князь становился всё грустнее. Он жаловался страннику на то, что дела его идут плохо, он должен рассчитывать каждую копейку, чтобы заказать себе бутылку вина к обеду. Кроме любви к Груше, ему не хватало общения с другими людьми. Ему хотелось открыть своё дело.

Князь начал торговать лошадьми, но был непрактичен, и эта попытка разбогатеть не увенчалась успехом. Не получилось и строительство мельницы, не дала прибыли шорная мастерская. Долги росли, князь редко бывал дома, а Груша часто оставалась одна. Хоть она жаловалась, что мало его видит, но заметив, что князь скучает в её обществе, сама предлагала ему куда-нибудь поехать прогуляться. Князь просил Ивана общаться с Грушей, беречь её, когда сам был в отъезде:

Груша ревновала князя, стала расспрашивать Ивана Северьяныча о том, где бывает князь во время своих поездок, просила рассказать о том, не решил ли князь жениться, не вернулся ли к той женщине, которую раньше любил. Она попросила его съездить в город, узнать обо всём. Под предлогом покупки лекарств для лошадей, он поехал.

В городе жила прежняя любовь князя, дочь секретаря Евгенья Семёновна, у которой был ребёнок от князя – дочурка Людочка. Евгенья Семёновна была образованной, умела играть на фортепиано, знала иностранные языки, славилась своей добротой к людям князя, была хороша собой. После рождения дочери она располнела, поэтому князь её бросил. Он, имея в прошлом большой капитал, купил барыне с дочкою дом. Больше он не приезжал к ней. Люди князя помнили доброту барыни и заезжали к ней в гости. Иван Северьяныч по приезде в город тоже остановился у неё. Во время разговора с Евгеньей Семёновной он узнал, что князь собирался взять в аренду суконную фабрику. Он прислал ей письмо, что хочет повидаться со своей дочерью. В этот же день князь приехал к Евгенье Семёновне, увиделся с дочерью, с которой был очень ласков. Он отправил девочку с няней кататься в карете. Иван Северьяныч, сидя за тонкой стенкой в другой комнате, подслушивал разговор барыни с князем, чтобы узнать, не задумал ли что-то плохое князь против Груши.

Основная идея

Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей

Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями

Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector