Новодевичий монастырь
Содержание:
- Виды служб и благотворительность
- Современное состояние
- Новодевичий монастырь как доехать на метро адрес храма и расписание с часами работы для посетителей
- История монастыря
- Новодевичье кладбище
- Святыни
- Новодевичье кладбище
- История монастыря
- Возрождение монастыря
- Архитектура
- Обитель в советского время
- Монастырские храмы
- История
Виды служб и благотворительность
Как и в любом святом месте, здесь ежедневно проводят богослужения. Расписание служб и литургий подробно описано на страницах официального интернет сайта обители www.novodev.spb.ru.
Воскресенскому монастырю передана в дар икона свт. Спиридона Тримифунтского, написанная на о. Корфу и освященная на мощах святого
Храм также осуществляет следующие виды служб:
- крещение;
- соборование;
- венчание;
- отпевание.
Фотография с Таинства Крещения, которое проходило в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Обратите внимание: для посещения верующими храмы на вход открыты ежедневно. Монахинями и из наставниками здесь создан приют для престарелых и детей
Более того, открыта Свято-Владимирская школа при церкви, а также медицинский для диагностики онкологии у женщин
Монахинями и из наставниками здесь создан приют для престарелых и детей. Более того, открыта Свято-Владимирская школа при церкви, а также медицинский для диагностики онкологии у женщин.
Настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря в СПб является Игуменья София (Силина).
Начало занятий в Свято-Владимирской школе в святой обители
Территория монастырского комплекса включает в себя так же следующие места:
- Лавка или магазин. Ассортимент довольно широк. Здесь можно приобрести различную православную литературу, включая детскую, иконы для домашнего иконостаса, сувениры, магниты, освященный мед, чай и многое другое.
- Швейная мастерская, которая изготавливает одежду как для прихожан, так и для церковнослужителей. Одежда выпускается под заказ, хотя есть и готовое облачение.
- Пекарня и столовая или трапезная. Это место, где можно спокойно выпить чая, отпить монастырский квас, сбитень, а также отведать свежих пирожков из печки.
Возьмите на заметку: Если собираетесь в ближайшее время проехать в обитель, помните — добраться до монастыря можно на метро. Выйти на станции «Московские ворота». Идти по направлению убывания нумерации домов по Московскому проспекту.
Территория храма расположена рядом с Московской заставой, по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, 100.
Смотрите видео, в котором рассказывается о православном женском монастыре Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви — Воскресенском Новодевичем монастыре:
Современное состояние
В 2004 году весь ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь очень популярен среди туристов, приехавших в Москву.
В настоящее время в Новодевичьем монастыре продолжают жить и трудиться монахини. Есть мастерские с традиционными церковными ремеслами: иконописным, золотошвейным и швейным. Монастырь является также филиалом Государственного исторического музея и церковным музеем Московской епархии РПЦ. В церковном музее можно ознакомиться со множеством фотографий, документов, икон и других объектов, связанных с личностями и историей монастыря.
Новодевичий монастырь как доехать на метро адрес храма и расписание с часами работы для посетителей
На территории столицы России имеется множество монастырей, храмов, церквей, исторических памятников, музеев, хранящих сокровища многовековой давности. Исторический национальный музей Москвы в своей структуре хранит красивейшую святыню православия – Новодевичий монастырь, как доехать на метро к нему расскажем ниже.
Немного истории
Название возникло на фоне уже имеющихся в те времена монастырских обителей – Зачатьевской и Кремлевской Вознесенской.
Википедия содержит информацию о значимых событиях в истории Новодевичьего монастыря. Основатель его князь московский Василий III.
В 1524 году 8 мая он положил начало ее становлению в память о возвращении в состав Руси Смоленского княжества.
Данные события были связаны с чудотворной иконой Смоленского образа Пресвятой Богородицы. Икона на протяжении многих веков и до нашего времени продолжает являть чудеса помощи и защиты по молитвам верующих. Также среди местных святынь выделяется древняя Иверская икона Божией Матери.
Указом российского президента в 2024 году планируется празднование 500-летие древнего монастыря.
Территория обители
Новодевичий монастырь, адрес имеет следующий: Москва, Новодевичий проезд, д. 1. Территория включает в себя несколько исторических памятников.
Здесь расположены церковь Варлаама и Иоасафа, Некрополь, Часовня Прохоровых, мавзолей Волконских. Каждый из памятников хранит родовые истории.
Многие из членов этих родов, принимали активное участие в деятельности обители.
Со времен правления Ивана Грозного Новодевичий монастырь в Москве получил негласный статус придворного. Здесь проходили монашеский постриг многие царственные особы, отказавшиеся от своего положения ради служения Богу добровольно. Также есть исторические факты, повествующие о том, что для некоторых придворных особ стены духовного центра становились темницей.
Так сформировался Некрополь, где находится множество захоронений известных исторических личностей. К сожалению, многие могилы безвозвратно утрачены в период октябрьской революции. К началу революционных событий их было около 2000, но до наших дней сохранилось около 100.
Сегодня при обители есть одноименное кладбище закрытого типа. Это означает, что там хоронят видных общественно-политических деятелей, ученых, писателей, знаменитых артистов или людей за особые заслуги перед Отечеством.
Территория составляет порядка 7 гектаров и имеет почти 26000 захоронений. Новодевичье кладбище считается пантеоном видных деятелей в различных сферах жизни, не только со времен древней Руси, но и нашей современности.
Часы работы для посетителей кладбища: каждый день с 9 утра до 5 часов вечера, а монастыря с 7.30 до 17.00.
История монастыря
Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.
Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.
Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня
В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.
Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.
Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня
В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.
Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.
Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы
В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Новодевичье кладбище
Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.
Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.
Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.
Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.
Сергей Архипкин
Святыни
- чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская»
- Казанская икона Божией Матери
- икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
- афонская икона Божией Матери XV века с частицами мощей
- ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей правв. Иоакима и Анны
- частица Честного Животворящего Креста Господня
- ковчег с мощами сщмч. Илариона (Троицкого)
- облачение сщмч. Илариона (Троицкого)
- крест с частицами мощей ап. Павла, мц. Цицилии, прав. Анны и частицей колонны Бичевания
- шуйца (левая рука) прп. Иоанна Дамаскина
- ковчег с мощами блж. Матроны Московской
- ковчег с мощами прп. Марии Гатчинской
- ковчег с мощами равноап. вел. кн. Ольги
- чудотворный скульптурный образ Спасителя (Новодевичье кладбище)
Новодевичье кладбище
При Новодевичьем монастыре в Северной столице расположено одноименное кладбище. Официально его открыли в 1848, хотя захоронения на погосте происходили намного раньше. Кладбище является последней обителью по сей день, несмотря на то, что закрыли его в 1834 году.
Кладбище известно тем, что здесь захоронены известные люди, герои русско-французской войны. Здесь можно найти могилы аристократов, знаменитых писателей, композиторов, художников.
После революции 1917 года некрополь забросили, оно подверглось разграблению. Из склепов выносили дорогие украшения, надгробия, плитку. До этих печальных событий на территории погоста располагались две церкви: Казанская и Ильинская. После гражданской войны их полностью разрушили.
Намного позже памятники отреставрировали, начали ремонт и уборку территорию. Сейчас кладбище представляет собой красивый и ухоженный погост.
История монастыря
После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь на открытке конца XIX века (до строительства колокольни)
Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.
Советское время
В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.
В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в начале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.
В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.
В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.
Постсоветское время
С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.
Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.
С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.
Возрождение монастыря
Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами в Воскресенском Новодевичьем монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. В декабре 1996 года в храме появилась обновленная икона Казанской Божьей Матери. Потемневшая и пострадавшая от времени и небрежения икона попала в Николаевский собор.
Образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года, как только решили передать его в Казанский храм. «Пришествие» пречистого образа Царицы Небесной почтили акафистным пением и горячей молитвой. На главном корпусе установили купола, блистающие новой позолотой. На 100-метровой высоте главного купола – 6-метровый позолоченный крест весом 600 кг.
В храме возобновили богослужения с 24 мая 2009 года. 6 и 7 января в храме прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение. К 2002 году монастырю возвратили все здания. При монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. При обители действует воскресная школа, детский хор и благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей.
Для молодых мам с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, устроен приют. Благотворительный медицинский центр «Белая роза» занимается диагностикой женской онкологии. С 2003 года при монастыре действует группа самопомощи для зависимых: в группу алкозависимых принимают по 20 человек, анонимных наркозависимых – 50 человек. Помощь оказывается еженедельно.
Архитектура
Для оформления кирпичного двухэтажного собора с пятью куполами был выбран неовизантийский стиль. Именно поэтому церковь очень похожа на константинопольский Софийский собор. Она построена на гранитном цоколе. Для ее облицовки использовался светлый кирпич, который доставили в Санкт-Петербург немцы. Купола храма украшают различные орнаменты и майолика. На фасадах и в интерьере церкви можно заметить скульптуры в виде:
- апостолов
- пальмовых ветвей
- виноградной лозы
- экзотических птиц, среди которых выделяются фазаны и павлины
Собор украшают три деревянных позолоченных резных иконостаса.
Обитель в советского время
В годы богоборчества Воскресенский Новодевичий монастырь испил чашу скорби сполна. Закрывались, уничтожались, разбирались по кирпичикам великолепные храмы и часовни.
Следовали аресты и расстрелы. 31 мая в 1932 году Воскресенский собор было решено ликвидировать и передать «здание» для устройства… Универмага. В 1933 г. взрывают великолепную колокольню с расположенной в ней церковью Исидора Пелусиота. Дело в том, что звонница, по мнению властей, мешала «прямопролеганию» Московского шоссе. А вот как на самом деле она бы выглядела сейчас, можно увидеть благодаря фото, изображающему проект её воссоздания.
Подверглось надругательству и Новодевичье кладбище.
Духовная жизнь обители, таким образом, замерла в 1937 году. Уникальный церковно-архитектурный ансамбль был изуродован до неузнаваемости, а его внутренние помещения отданы для нужд НИИ электромашиностроения. Но именно тот трагический период стал, по словам церковного историка А. Э. Краснова-Левитина, «величайшим расцветом питерского монашества», которое в первые годы советской власти отличалось небывалой духовной силой и чистотой.
До полного своего закрытия Новодевичья обитель служила резиденцией для Ленинградских митрополитов: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). Что касается уникального Новодевичьего Некрополя, то в советские годы он напоминал варварскую каменоломню, где разбирались и разворовывались ценнейшие надгробья, разрушались часовни и церкви.
В 1933 году кладбище закрыли. Памятники многих известных людей (например, композитора Н. А. Римского-Корсакова и архитектора Л. Н. Бенуа) были перенесены в другие места. С 1960 года под предлогом ликвидации «бесхоза» было уничтожено 400 надгробий. Мне жутковато читать подобные факты, но они помогают больше ценить то, что удивительным образом всё же было сохранено.
Монастырские храмы
На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни.
Воскресенский собор
Воскресенский собор – гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице. Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки.
Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами.
В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа.
Келейные церкви
Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви. С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга – Афонская церковь.
Храмы были построены по проектам Н. Ефимова и Н. Сычева. Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. 28 июля храм освятили в торжественной обстановке, где присутствовала дочь Николая I, Мария Николаевна. Храм из камня вмещал сотню человек. По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе.
Слева была возведена церковь Трех Святителей, где находится образ Божьей Матери «Благоуханный цвет». Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше. Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме.
Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра. Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий.
Кладбищенская церковь Илии Пророка
Храм Илии Пророка расположен у входа некрополя. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом. Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато.
Кладбищенская Скорбященская церковь
Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах. В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона.
Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. М. Карамзина, известного командующего гусарским полком. Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных.
Казанская церковь
Казанская церковь была построена по проекту русского архитектора Василия Антоновича Косякова. Церковь отражает христианскую историю в течение многих веков, он олицетворяет русскую и византийскую культуру.
Храм закончили строить в 1910 году. Стены облицевали зеленым мрамором, а внутреннее убранство расписали в древнерусском стиле. В начала великой отечественной войны экономика страны была подорвана, поэтому строительство приостановили. В итоге двери храма закрылись.
После передачи зданий монастыря машиностроительному институту, Казанская церковь использовалась как механический цех. Постоянно работающие станки нанесли зданию непоправимый ущерб. Лишь в 1992 году деятельность церкви была возобновлена.
Массивные колонны окружают центральную часть церкви. В главном зале расположен основной предел собора. Три резные деревянные иконостасы украшают здание церкви.
Монастырская колокольня
Высокая Свято-Исидоровская колокольня возведена недалеко от Воскресенского собора. Возвели ее в 1985 году по образцу колокольни Ивана Великого. Она закончила архитектурный ансамбль кампуса.
Изображения покровителей и надписи, отлитые на колокольне, символизировали молитву по каждому из них с каждым ударом колокола. В конце 20-х годов монастырскую колокольню взорвали – расширяли Московский проспект.
История
Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.
В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище.
Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс. Также при обители начали действовать:
- рисовальная.
- башмачная,
- иконописная,
- просфорная,
- чеканная,
- квасоварня,
- ковровая,
- ферма,
- поварня,
- огород,
- пчельник,
- сад.
Еще при монастыре начали работать:
- церковно-приходская Князь-Владимирская школа,
- детский приют,
- богадельня.
В советское время облик монастыря был значительно искажен. Монахини были высланы или арестованы. Имущество было распродано или украдено.