Анализ стихотворения тютчева силентиум silentium молчание

Мне очень в жизни повезло

Спасибо, Господи, спасибо!

Познал я и добро, и зло.

Умом меня ты не обидел.

Я видел, как цветут сады,

В поклоне ветви под плодами,

Игру неведомой воды

В дождинках, струях и тумане.

Я слышал в звездах соловья

И трепет листьев пред грозою,

Беззвучный голос муравья

В борьбе со стихией огневою.

В пьянящем запахе степей

Тысячелистник и полынь,

Как веха уходящих дней,

Безумства каменных пустынь.

Под кроной кедра и сосны,

Покойно думал о грядущем.

Приметы осени, весны

Смешались, что быть может лучше!

Прозрел я сущность бытия,

Понятны мысли, чувства, боли.

Свидетель я – не судия,

Любых явлений страха, воли.

Пустой театр – абсурд души,

Часы без стрелок – все без меры.

Замри иль, хочешь, поспеши —

Во всем ты, Господи, я верю!

Тема

  • Целостность внутреннего мира – это основная тема стихотворения «Silentium». Высказывая все и всем, человек только нарушит внутреннюю гармонию. Лучше пребывать в ней и развиваться, чтобы только близкие люди оценили богатства души. Житейская суета, сумятица быта отвлекают человека, его чувственный мир страдает от соприкосновения с грубой действительностью. Поэтому жизнь души не должна выходить за ее пределы, только внутри она сохранит гармонию.
  • Ложь. Молчание обеспечит человеку необходимую чистоту помыслов, незамутненную желанием понравиться и произвести эффект. Изреченная мысль уже имеет корыстное побуждение вызвать определенную реакцию у собеседника, то есть смысл ее искажается в зависимости от интонации и контекста. Поэтому истинное звучание то или иное соображение обретает лишь в голове, а все дальнейшие ее воспроизведения меняют изначальное значение, оно обрастает фальшью.
  • Одиночество. В данном контексте автор призывает человека к уединению во имя созидания. Оно позволяет ему приблизиться к истине на максимально близкое расстояние. В бесконечных разговорах, напротив, любая, даже самая правдивая мысль, становится банальностью.

Чего нам в жизни не хватает?

Казалось, все уже и есть,

Понятно, что и как бывает,

За что любовь, измена, месть.

Построен дом, где так хотелось.

К познанья древу ветвь привил.

И вырос сын таким умелым,

Дай, Бог, ему здоровья, сил.

И дочь растет душе на радость,

Заботой наполняя дни.

Но, иногда простая шалость,

Напомнит: братцы – вы же пни!

Скрепит жена и днем и ночью,

Преобразуя в тело дух.

Душа болит, как будто в клочья,

Разорвана ударом мук.

Не ищем мы под солнцем мест.

Забудем, что и как бывает,

Не нужно, что уже и есть.

Чего ж нам в жизни не хватает?

Когда-нибудь, когда меня не станет,

Не дай мне, Бог, лежать в земле сырой.

Но пусть мой прах в огне совсем растает,

Чтоб атомы начали новый строй.

Я не хочу в оградке на скамейке

Детей печалить жизни суетой.

За упокой моей души не пейте —

Мы все вернемся в круг очередной.

Мы позабудем радости – печали,

Родных, друзей, пристрастия свои.

Спасибо, Господи, что в бесконечной дали

От нас ты прячешь истину любви.

Расскажут дети внукам,

Что, мол, дед их был чудаком.

Обученный наукам

Он верил в Бога, но грешил при том.

Морочил голову, читая всякую ересь,

Надеялся понять истоки бытия.

Но продолжал в душе заветно верить,

Целесообразна жизнь твоя.

Тема и проблематика

В своём произведении Тютчев поднимает тему, которая касается большинства творческих людей. Одиночество помогало писателю сохранить свой внутренний мир и оставить его неприкосновенным. Причём последняя мысль выражена автором не как констатация факта, а как приказ.

Кроме главной темы, писатель также затрагивает тему лжи, которую считает чем-то непотребным. Зачастую люди используют ложь для того, чтобы изменить мнение окружающих о себе, понравиться другим. Это касается не только повседневной жизни, но и произведений многих писателей. Они стараются получить похвалу от читателей и критиков путём приукрашивания реальности. Тютчев повествует о том, что только молчание способно избавить человека от порочных мыслей.

Проблематика стихотворения заключается в том, что общество любит «примерять» на себя чужие проблемы. Оно пытается добиться невозможного от человека, от чего тот становится способен на ложь. В произведение поднимаются такие проблемы, как:

  • Влияние общественного мнения на личность. Люди часто любят искажать сказанное другим человеком. Порой, когда тот пытается донести до своего собеседника что-то серьёзное, последний просто не воспринимает это и переводит в повседневную болтовню.
  • Несоответствие внутреннего и внешнего мира. Тютчев говорит о том, что всегда лучше держать все переживания в себе. Когда человек пытается сформулировать свою проблему, то уже закладывает в неё ложь. Никто и никогда не может до конца понять то, что его гложет изнутри. Объясняя свою проблему собеседнику, человек не может подобрать нужные слова для её описания, начинает приукрашивать и тем самым опошляет своё душевное состояние.

Тема

Посвящен стих теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие идеи, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.

История создания

Ф. М. Тютчев сочинил стихотворение «Силентиум» в 1830 году, но опубликовал впервые только через 3 года в журнале «Молва». Еще через три года произведение заняло почетное место в более престижном издании «Современник», причем печаталось там неоднократно. Лирическое воззвание отметили выдающиеся представители эпохи. Чрезвычайно высоко его оценил, например, Лев Толстой, говоря об исключительной глубине мысли поэта. Писатель тоже вел аскетический образ жизни и полностью воплотил заветы Федора Ивановича.

Любопытно происхождение названия произведения. История создания «Silentium» началась еще в Германии, когда автор служил в посольстве и посещал лекции в Мюнхенском Университете. Там емкое латинское выражение служило призывом к тишине и вниманию, когда начиналось занятие. Тем же словом предваряли тост на студенческих застольях. Именно тогда Тютчев задумался об оригинальном заглавии для своего призыва к молчанию, которое должно сохранить возвышенные помыслы таковыми, а не уронить их в бесчисленных попытках быть понятым.

Когда в душе покоя нет

Когда сознанье мысли гложут,

От веры лишь приходит свет,

Но жизнь постичь он не поможет.

Кто не родился – счастлив он,

Лишенный всяких испытаний,

Не знать предательства ему,

Не знать обманчивых признаний.

От мук сомнений в стороне

Единый с миром каждый атом,

Но где-то в самой глубине

всезнанья

Бог сам желает быть нам братом.

Кто не родится – тот не удивится

Ни звонкой свежести ветров,

Ни буйной вольнице дубрав,

Ни нежности влюбленных трав,

Ни божьей искре птичьих строф,

Что ткут из наших душ любовь…

Кто не родится – тот не состоится.

Мы ж родились. Хвала Творцу!

И пусть душа в бореньях закалится,

Вселенский разум молчалив и скуп

Творит себя в земном прекрасном мире.

Как монолог без слушателя глуп,

Так человек без друга – просто гиря.

Теснятся в улей пчелы, муравьи

В согласии строят дом свой у дороги,

В единый разум Бог объединил —

Их отношенья меж собою строги.

Один на всех инстинкт для выживания,

И особь клеткой признает себя,

Без права преимущества на знанья,

Себя любить или любить тебя?

Венец творенья вечно одиноко

Живет в себе подобных окруженье.

Словами, мысли делает пороком,

А чувства заменяет ощущеньем.

Есть редкий миг, случайное событие,

Когда два взгляда видят как один,

Когда две мысли вдруг дают развитие,

В единой мысли творческих вершин.

Согласье губит первый грех – гордыня,

Смотри-ка, Я вот перегнал тебя.

Теперь Я – первый, ты – второй отныне,

Смотри и делай так же, как и я.

И нет тебя, ты часть моя без права,

На чувства, мысли, действия и жизнь.

Живая кукла – глупая забава,

В которой тайны нет, зовущей ввысь.

Вселенский разум молчалив и скуп,

Давно постиг единство отрицаний.

Кто в мире ищет славы и признанья,

При всех достоинствах,

Наверно, просто глуп.

От автора

В 1996 году автор вернулся на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт по добыче угля гидравлическим способом (ВНИИГидроуголь), которого теперь уж лет двадцать как нет. Этот единственный в своем роде институт первым в угольной промышленности был лишён государственного финансирования на заре перестройки. Но вопреки трудностям работы в условиях самофинансирования и хозрасчета институт выжил и разработал новую гидравлическую технологию с подземным замкнутым циклом водоснабжения, обогащения угля при разработке угольных пластов короткими очистными забоями. Правда от тысячного коллектива, который ранее трудился в институте, осталось только четыре десятка активных творческих сотрудников. Трудовые успехи сопровождались, как обычно бывает в нашей стране, застольями. В тот год директор отмечал шестидесятилетний юбилей, автор поздравил его стихотворением. На следующий день директор предложил автору использовать стихи для «творческой начинки» застолий, чтобы они носили интеллектуальный характер «что за свадьба без цветов – пьянка, да и всё…», как пел В. С. Высоцкий.

Так был дан толчок к появлению стихов. И хотя стихи в основном имеют личностную ориентацию и могут быть стимулом к воспоминаниям тех, кто был участником тех застолий, они могут вызывать резонанс в душе других читателей.

Написание стихов – это процесс парения фантазии, моментальные ассоциации, которые часто неточны или даже ошибочны.

Более того, когда впервые были собраны эти стихи, по просьбе сотрудников, название рукописного сборника было – «Слово изреченное – есть ложь».

Теперь, по прошествии лет, я понял, что стихи живут какой-то своей жизнью не только во мне, но и без меня.

Создание сборника это желание узаконить их право на самостоятельную, независимую от меня жизнь.

Татьянин день – один из первых

Из приуроченных к святым,

День торжества христовой веры,

И милый праздник именин.

Татьянин день – мой день рождения

Над нами властен Водолей.

Свет знаний – путь из заблужденья,

И рабства похоти страстей.

Чужая боль всегда понятна,

Нет тайн и нет почти проблем.

В кругу друзей жизнь так приятна,

Но Разум жаждет сбросить плен.

Как струны мягко в гриф зажатые

Дают лишь хриплый, жалкий звук,

Так мысли в дружеских объятиях

Теряют свойства всех наук.

Не может долго быть приятным,

Кто мыслям хочет дать полет.

Все знают – есть на Солнце пятна!

Кто ищет, тот всегда найдет!

Татьянин день – вот милый праздник.

Так пусть в такой прекрасный день

Нас общий стол дарами дразнит,

Душа поет от шуток разных,

Вино в бокалах зазвенит,

И души греет и роднит!

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

Вряд ли какое-либо другое произведение Федора Ивановича Тютчева (1803—1873) подвергалось такому множеству противоречивых интерпретаций, как его гениальное стихотворение «Silentium!» («Молчание!») (не позднее 1830 года). Стихотворение состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия, каждое из которых относительно самостоятельно и в смысловом, и в интонацион­но-синтаксическом отношениях. Связь этих трех частей — только в развитии лирической темы.

Из формальных средств в качестве скрепляющего эти три части начала можно отметить одно­родные концевые рифмы — точные, сильные, мужские, ударные — и рифмуемые ими последние в каждом из трех шестистиший строки. Главное, что соединяет все три части в художественное це­лое, — интонация, ораторская, дидактическая, убеждающая, призывная и приказывающая. «Мол­чи, скрывайся и таи», — непререкаемое повеление первой же строки повторяется еще трижды, во всех трех шестистишиях. Первая строфа — энергичное убеждение, приказ, волевой напор.

Во второй строфе энергия напора, диктата ослабевает, она уступает интонации убеждения, смысл которого в том, чтобы разъяснить решительные указания первой строфы: почему чувства и мечты должны таиться в глубине души? Идет цепочка доказательств: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь». Речь идет о коммуникабельности, о возможности одного человека передать другому не свои мыс­ли — это легче, — а жизнь своей души, своего сознания и подсознания, своего духа, — того, что не сводится к разуму, а гораздо шире и тоньше. Чувство, оформленное в мысль словом, будет заве­домо неполным, а значит, ложным. Недостаточным, ложным будет и понимание тебя другим. Пы­таясь рассказать жизнь своей души, свои чувства, ты только все испортишь, не достигнув цели; ты только встревожишь себя, нарушишь цельность и покой своей внутренней жизни: «Взрывая, возмутишь ключи, — / Питайся ими — и молчи».

В первой строке третьей строфы содержится предостережение о той опасности, которую несет в себе сама возможность соприкосновения двух несовместимых сфер — внутренней и внешней жизни: «Лишь жить в себе самом умей. ». Это возможно: «Есть целый мир в душе твоей / Таинс­твенно-волшебных дум; / Их оглушит наружный шум,/ Дневные разгонят лучи». «Таинствен­но-волшебные думы» возвращают мысль к первой строфе, так как они аналогичны «чувствам и мечтам», которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, это меч­тания, ощущения, оттенки душевных состояний, в совокупности своей составляющие живую жизнь сердца и души. Их-то и может «оглушить» «наружный шум», разогнать «дневные» «лу­чи» — вся сумятица «дневной» житейской суеты. Поэтому и нужнб беречь их в глубине ду­ши; лишь там они сохраняют свою гармонию, строй, согласное «пенье»: «Внимай их пенью — и молчи!»

Таково содержание этого совершеннейшего создания тютчевской философской лирики. Оно це­лостно и гармонично

Стоит сосредоточить внимание только на афоризме «Мысль изреченная есть ложь», и стихотворение будет говорить уже о вечной разобщенности людей, и в таком качестве будет живо и актуально для человека всех эпох, потому что поведает нам о том, что коренится в самой природе человека

анализ стихотворения №5

Каждый, кто хотя бы немного знаком с творчеством Федора Ивановича Тютчева, знает, что в начале его «творческого становления» стихи автора были исключительно личными творениями. Тютчев не жаждал народной славы, ведь уже на тот момент он был довольно узнаваемым человеком в широких кругах, ведь он занимал почетное место дипломата.

Впрочем, судьба уготовила ему неплохую карьеру писателя, а произошло все из-за одного случая. Один из коллег-сослуживцев совершенно случайно прочитал некоторые наброски стихов, и они ему очень понравились. Только поэтому Федор Тютчев попробовал опубликовать свои первые шедевры.

Среди крайне интересных работ, которые опубликовал автор, ярко выделялось стихотворение «Silentium!», которое было уникальным и неповторимым, мало какой поэт на тот момент мог опубликовать столь незначительное по объему, но столь значимое по сути произведение.

Проводя анализ стихотворения, начнем с названия. Само слово: «Silentium» (Силентиум) означает «Молчи» (в переводе с латыни). Что означает это «молчи»? Тютчев был довольно интересным философом, и это произведение имеет явный философский смысл, однако Федор Иванович был довольно замкнутым и не хотел делиться своими мыслями. Даже это произведение было опубликовано после целого ряда редактирования, автор посчитал его слишком личным.

Глубинный смысл данного стихотворения заключается в том, что человеку порой очень трудно сказать другому о своих мыслях, переживаниях и чувствах, что человек боится насмешек.

Как сердце высказать себя?

Другому как понять тебя?

Помет ли он, чем ты живешь?

Слово – «Молчи» означает, что нужно доверять свое мышление исключительно самому себе, не нужно разговаривать о личной теме с другим – он тебя не поймет. Гораздо лучше обсудить проблему с самим собой и только тогда ты найдешь решение.

Лишь жить в себе самом умей

Также автор отчетливо говорит, что слушать чужие мнения, россказни о тебе – это глупо и неправильно, что не нужно слушать других, что нужно поступать так, как велит тебе твоя душа.

Есть целый мир в душе твоей

Их оглушит наружный шум

Нужно научиться жить с самим собой, понимать каждую свою мысль, и ни с кем ее не обсуждать, иначе твои мысли поднимут на смех, и ты всю свою жизнь проведешь, сомневаясь: «А правильно ли я думаю, ведь мне же говорят другое». Слушай себя, загляни в свой мир, ищи там ответы на все вопросы, ищи там свой путь и не уходи с него. Не позволяй чужим мнениям менять твой индивидуальный мир!

Вывод

Стихотворение «Молчание» — это прощание Фёдора Ивановича с иллюзиями молодости, это смутное чувство тревоги, это попытка разобраться в собственной душе

Молодой автор будто боится признаться самому себе в собственном благополучии, и осторожно приказывает оставаться с собственными чувствами и мыслями наедине

Это очень лиричное и интимное произведение, где Тютчев словно пророк даёт себе советы и задаёт вопросы, зная ответы за ранее. Такая философия — это ключ к разгадке о великом таланте нашего соотечественника, жившего в XIX веке и оставившего такое наследие, которое остаётся актуальным и в наши дни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector