Гефсиманское борение как школа христианской молитвы

Картина Иисус Христос в Гефсиманском саду

Теперь расскажу о таком произведении искусства, как Иисус Христос в Гефсиманском сад. Картина руки мастера Архипа Куинджи. Это несколько загадочное творение вызывает особые эмоции. Ни один человек не может спокойно смотреть на картину. Архип Куинджи – один из величайших художников. Смотреть на его работы без восхищения невозможно. Каждая из них дарит бурю эмоций, зарождает в душе особые переживания. В 1882 году Куинджи вдруг решает стать затворником. Что особенно странно – ведь в тот момент он был на пике триумфа.

О нем говорили во всем мире. Однако слава не стала преградой мастеру принять такое решение. Он оставался затворником вплоть до смерти – почти 30 лет. Весь этот период он не проводил выставки своих творений, но продолжал писать картины. Только однажды, спустя почти два десятка лет после ухода в затворничество. Мастер сделал небольшую выставку в своей мастерской. Пригласив на нее своих самых близких друзей. Цель – продемонстрировать творение Иисус Христос в Гефсиманском саду. Картина в тот же день была признана одной из лучших работ мастера.

Философская работа

Возможно, именно затворничество повлияло на Куинджи, он мысли философски:

  • о мироздании;
  • роли человека;
  • о грехах и прощении.

Учитывая талант разглядеть красоту мира, прочувствовать его настроение и атмосферу удивительно, что Куинджи был настроен философски. Что и способствовало созданию действительно неповторимой и уникальной картины «Христос в Гефсиманском саду». Как уже говорилось выше, в этом саду Христос часто проводил встречу со своими учениками. Но знаковой стало последнее посещение сада, после Тайной вечери. Под кроны деревьев Иисус пришел вместе с тремя учениками.

Он периодически уходил в глубину, скрывался между растений, дабы помолиться. В наиболее сложные минуты к нему снизошел ангел, дабы помочь и поддержать. Но сад Спаситель покинет не с учениками, и не по доброй воле. Его уведут солдаты, а рядом будет идти некогда соратник, а теперь предатель Иуда. Но ничего этого Куинджи на картине не изобразил. Его работа передает сюжет в уникальной манере. Она темная, мрачная, но все равно просматривается надежда и вера в добрый исход.

Картина Иисус Христос в Гефсиманском саду

Сквозь сумрак, окружающий Христа, проступают очертания деревьев. Как видно из картины, Куинджи не стремился «пересказать» сюжет. Его основная задача состояла в том, чтобы полноценно, максимально реалистично передать эффект лунного света, который освещает Иисуса. И это создает особую атмосферу, добавляет картине драматизма. На суд публике картина первый раз была представлена в 1901 году. Спустя почти два десятка лет после того, как художник решил уйти в затворничество. В тот день ее увидели только четыре человека, ученики Куинджи.

Просмотрите видео 3 мин.

Помимо картины Иисус Христос в Гефсиманском саду, художник представил еще несколько работ. Следующая выставка для ограниченного числа зрителей была организована спустя некоторое время. На нее пришел гениальный химик Дмитрий Менделеев, писатель Иероним Ясинский. Именно последний первым рассказал об этой картине широкой общественности, написав статью-отзыв.

Страдания в Гефсиманском саду

Сильные муки, которые Иисус испытал в Гефсиманском саду, не были вызваны страхом перед лицом физической боли и распятия. Так как Он был Сыном Отца вечного, никто не мог отнять у Него Его жизнь. Однако, в эти ночные часы Ему предстояло побороть все силы тьмы, взяв на Себя всю боль, все грехи, все недуги и страдания этого извращенного мира.

В современном откровении Иисус говорит об этих минутах: «Я, Бог, претерпел все это за всех людей, дабы не страдали они, если покаются. Но если они не покаются, то должны будут страдать именно так, как Я страдал; Кое страдание заставило Меня, самого Бога, величайшего из всех, трепетать от боли и истекать кровью из каждой поры, и страдать телом и духом – и хотел не испить горькую чашу и отпрянуть» (Учение и Заветы 19:16).

В величайших духовных и физических муках Христос пережил невозможное, «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его… И, находясь в борении, прилежнее молился» (От Луки 22:44).

Этот послушный Сын, чье общение с Отцом было настолько совершенным, что Он мог сказать «Видевший Меня видел Отца» (От Иоанна 14:9), стал молиться еще прилежнее. Интересно, о чем Он молился в тот непостижимый человеческому уму момент, когда Иисус взял на Себя наказания за грехи мира и заплатил непомерный долг за наши недостатки, за которые мы никогда не смогли бы уплатить сами.

Икона Моление о чаше

Моление о чаше один из наиболее часто используемых иконописцами сюжетов. Всем христианам хорошо известны последние часы земной жизни Иисуса. Сюжет иконы Моление о чаше предшествует аресту Христа и его крестной казни и раскрывает один из ключевых моментов спасения Иисусом человеческих душ. После вечерни, взяв троих учеников – Иоанна, Иакова и Петра, он направился в Гефсиманский сад. Иисус знал о предстоящих испытаниях, о предательстве Иуды. Он просил учеников побыть с ним и бодрствовать, пока он молится. Но пока Иисус читал троекратную молитву, ученики уснули, опечалив тем самым Христа. Первое моление было просьбой уберечь его от чаши страданий, которая ассоциировалась, в первую очередь, со смертью. Второй молитвой он выразил свою готовность к принятию грядущего, покорность Божией воле. В третий раз Иисус повторил вторую молитву, выражая смирение. В это время к саду приближался Иуда со стражей, намеревающейся схватить Христа. Предатель знал, что Иисус любил этот сад.

Точило

Итак, Гефсимания – это место сокрушения. Это место, где находилось точило. В прошлое воскресение мы с вами посетили горницу, в которой был Иисус. Библия говорит, что Иисус воспел со Своими после установления Вечери Господней. Возможно, это был отрывок книги псалтирь главы с 116 по 119. Или же, по мнению Д-ра Эдерсхайма, они воспели Псалом 137. Этот псалом поется в домах иудеев при окончании праздника Пасхи и до настоящего времени.

Мы читаем, что в ту ночь Иуда совершил свое гнусное дело – предал своего Господа первосвященникам. Иисус предупреждает Своих учеников, что исполняется пророчество Захарии 13:7 о том, что будет поражен пастырь и рассеются овцы. Петр говорит: «Господи, мы не оставим Тебя. Даже если все отрекутся от Тебя, я останусь верен». Здесь наперебой вступают другие ученики со словами: «Пусть Петр не говорит так о нас. Мы тоже не оставим Тебя. Иисус отвечал: «Петр, Петр, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня».

Как непредсказуема человеческая натура.

Затем Иисус ведет Своих учеников в Гефсиманский сад. Гефсиманский сад был обычным местом. Написано «по обыкновению», это значит, что Он часто бывал там. Если человек скрывается от своих врагов, то вряд ли он пойдет туда, где бывает постоянно. Он бы, наверное, отправился туда, где враги не смогли бы его найти. Но Иисус не скрывается от Своих врагов. Он знает, что Иуде хорошо известно, где можно Его найти. Итак, Иисус, прекрасно зная о предстоящем предательстве Иуды, о непостоянстве Своих учеников и установив в горнице порядок Вечери Господней, которую должно совершать в воспоминание Его жертвы, во исполнение пророчества Захарии 13 главы, 21 Псалма и 53 главы книги пророка Исайи, приходит на место предательства. По словам Д-ра Круммахера, «Пастырь начал полагать Свою жизнь за овец». Иисус сказал: «Никто не забирает ее у Меня. Я имею власть отдать ее и имею власть принять ее вновь». Войдя в Гефсиманский сад, Иисус начал сокрушаться и тосковать. В Библии написано, что Он говорит: «Душа Моя скорбит смертельно». Он говорит Своим ученикам: «Побудьте здесь, пока Я пойду и помолюсь». Затем Он берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, бывших с Ним на горе преображения, которые были ближе всего к Нему, которым Он доверял больше всего, чьим общением дорожил. И с ними Иисус отправляется в сад. Затем они остановились, и он отошел от них на вержение камня и пал на лицо Свое, чтобы молиться. Вот как Он молится: «Отче, да минует чаша сия Меня. Но не как Я хочу, а как Ты да будет». После молитвы Он возвращается и находит учеников спящими, упрекает их и возвращается опять, чтобы молиться.

В 22-й главе Евангелия Луки, в 44 стихе, говорится: «И находясь в борении, прилежнее молился. И был пот Его, как капли крови, падал на землю». Это удивительно. У врачей есть для этого специальный термин – гематидроз. Эмоциональное напряжение так велико, что это приводит к тому, что у поверхности кожи капилляры напрягаются до такой степени, что это приводит к их разрывам. Тогда кровь смешивается с потом и выходит через потовые железы». Кровавый пот капает на землю. И мы спрашиваем почему? Как всемогущий Сын Божий может быть в таком сокрушении здесь, на земле? Почему Его дух так омрачен?

В изобразительном искусстве

Моление о чаше, Дуччо, 1308—1311

Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.

Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа. Он, стоящий на коленях, всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа).

В иконописи указание по написанию Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века):

«Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простёрший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною»

> См. также

Гефсиманский сад

В изобразительном искусстве

Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.

Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа. Он, стоящий на коленях, всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа).

В иконописи указание по написанию Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века):

«Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простёрший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною»

Молитва перед иконой

Особого молитвенного последования перед образом не установлено. Удовлетворяя нужде в богообщении, в тяжелые минуты глубокой сердечной скорби, возможно молиться любыми словами от всего сердца, памятую слова молитвы, которую произносил Господь:

(Мф. 26, 39)

Так, один, казалось бы, совсем небольшой фрагмент каждой иконы, небольшое по содержание упоминание в Евангелии открывает нам великую глубину откровения Бога о Самом Себе.

Помня самую первую заповедь, предписывающую нам в том числе познавать Откровение Божие, будем с благоговением постигать величие и глубину вечных книг Евангелия, написанных некогда рыбаками, ставшими на все века ловцами душ человеческих.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Предательство

Возможно, что уже в эту самую минуту Он увидел приближающиеся огни факелов. Это были вооруженные солдаты, которых вел к ним Иуда. «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (От Иоанна 13:18).

Подойдя к Иисусу, Иуда не только поприветствовал, но и «поцеловал Его» (От Матфея 26:49).

Пытаясь предотвратить арест Иисуса, Петр поднял свой меч и отсек правое ухо Малху, слуге священника. Однако, Иисус, дотронувшись до его уха, исцелил его, добавив: «Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (От Матфея 26:53). Ибо настал момент, когда небеса не должны были вмешиваться, и Иисус должен был позволить написанному в Священных Писаниях свершиться.

Когда солдаты схватили Иисуса, «они увидели перед собой утомленного, безоружного человека, кого предал один из Его самых близких товарищей, и чей арест мучительно и безнадежно наблюдала горстка испуганных галилеян». Это было началом долгой, тяжелой ночи допросов. Сначала Его отвели к распутному, жадному Анне – бывшему первосвященнику, отслужившему семь лет. Будучи одним из самых развратных людей на земле, он привел к власти и контролировал нынешнего первосвященника, который выполнял каждое его слово.

История происхождения

На иконе «Моление о чаше» изображается событие, описанное в Евангелие. Иисусу с самого начала было известно о предстоящих ему мучениях. Поэтому по окончании Тайной вечери он удалился в Гефсиманский сад, чтобы помолиться Господу. Его сопровождали три ученика – Иоанн и Иаков Заведеевы и Петр.

Отойдя недалеко от учеников, Христос приступил к молебну. Но ученики, не дождавшись окончания молитвы, уснули. Это очень расстроило Иисуса.

Трижды Христос вознес молитву Господу. Первый раз он просил Отца Небесного избавить его от чаши страданий. Он говорил о своем страхе перед предстоящими муками. Во второй молитве Иисус заверял Господа в том, что готов выполнить его замысел. Третья молитва свидетельствовала о покорности, смирении, готовности исполнения своего предназначения.

Сошедший с неба ангел поднес Христу чашу для укрепления духа. Моленье Иисуса далось Спасителю столь тяжело, что со лба на землю стали падать кровавые капли пота.             После обретения внутреннего покоя и согласия Спаситель вернулся к ученикам. Разбудив их, Он сообщил о скором приближении предателя Иуды со стражниками.

Перед тем, как Христа арестовали, Он завещал ученикам в любой трудной ситуации молиться Отцу Небесному, потому что только благодаря бодрому духу и горячей молитве удастся избегнуть искушения.

Местоположение масличного пресса

Так же, как все созданное в мире свидетельствует нам о Спасителе, так и Гефсиманский сад – там, где отжималось оливковое масло, – несет тихое свидетельство о той страшной ночи

Оливковое масло имело очень важное значение в жизни народа Израилева. Благодаря оливковому маслу, которое использовалось в лампах, темной ночью можно было зажечь свет

Оливковое масло служило целительным бальзамом для ран, а оливковая масса использовалась в качестве топлива. Но единственным способом получить оливковое масло было подвергнуть оливки большому давлению, раздавливая их на каменном прессе. Под этой тяжестью оливки, будучи изначально горькими, давали масло, которое имело сладкий вкус.

Так же и с Искуплением. Из горечи той ночи вышло нечто драгоценное и сладостное – то, что дает свет в ночи. Когда нас помазывают освященным маслом, Исцеление приходит к нам благодаря жертве Христа, Который должен был пережить давление пресса, чтобы дать нам целительный бальзам для наших ран.

Иисус просил Своих апостолов Петра, Иакова и Иоанна не спать, но дважды Он находил их «спящими от печали» (От Луки 22:45). Он сказал им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Затем добавил, пожалев их: «Дух бодр, плоть же немощна». И наконец, в третий раз Он нашел их спящими и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (От Матфея 26:41-45).

Библейское повествование

Подробный рассказ об этом есть у Марка. Дело в том, что Марк излагал в Евангелии устные воспоминания апостола Петра. А именно Петр был одним из очевидцев этой молитвы:

(Мк. 14:33–42)

Но христиане утверждают, что Иисус — воплотившийся Бог.

Мог ли Сам Создатель «ужасаться», «тосковать», просить избавить его от крестных страданий? Удивительно, но именно эти «неудобные» места в Писании всегда подчеркивали — Евангелие истинно. Люди никогда не замалчивали обстоятельств земной жизни Христа, даже если и не понимали их значения по собственной немощи.

Все события имеют огромное значение, в каждом заложен глубочайший смысл. Бог, создавший всё, стал совершенным человеком. Любящим жизнь, тоскующем, плачущим о смерти близких и более всех других, ужасно страдающим.

Спят уставшие апостолы, не разделяя молитвы своего божественного Учителя, приближается Иуда с отрядом воинов, молится Христос, проливая пот, как капли крови

Еще накануне Он воскрешал уже разлагающееся тело Лазаря. Он повелевал ветрам и морю, переносил лодку вопреки законам пространства и времени, явно показывая — Он есть Тот, который установил физические законы, создал всё из ничего, был прежде, нежели было что-либо из сотворенного Им.

И вдруг — Он смертельно скорбит и просит избавить Его от креста. Как же совместить Его божественное достоинство и этот факт? Кого и зачем просит Сам Господь Бог?

В доме Каиафы

После этого усталого Иисуса повели к Каиафе, нынешнему первосвященнику, у которого, по крайней мере, был собран синедрион. И вот, перед ними стоял узник, не совершивший ни одного преступления. «Перед ними стояла очень сложная задача, ибо они сами не могли между собой согласиться по всем обвинениям, кроме одного – что человек по имени Иисус должен быть предан смерти» (Брюс Р. Макконки, Mormon Doctrine). Однако, так как они должны были предъявить Ему какое-то обвинение, они пытались найти ложных свидетелей.

Нашлось много людей, которые жаждали дать ложное свидетельство, но «их свидетельства были настолько ложными, настолько смутными и противоречивыми, что дело никуда не продвигалось». Следя за всеми этими спорами, Иисус молчал, что только еще больше смущало Каиафу пока, наконец, он не спросил: «Ничего не отвечаешь? … заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Тогда Иисус (ибо это уже ни для кого не было секретом) ответил: «Ты сказал» (От Матфея 26:62-64).

Предательство

Возможно, что уже в эту самую минуту Он увидел приближающиеся огни факелов. Это были вооруженные солдаты, которых вел к ним Иуда. «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (От Иоанна 13:18).

Подойдя к Иисусу, Иуда не только поприветствовал, но и «поцеловал Его» (От Матфея 26:49).

Пытаясь предотвратить арест Иисуса, Петр поднял свой меч и отсек правое ухо Малху, слуге священника. Однако, Иисус, дотронувшись до его уха, исцелил его, добавив: «Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (От Матфея 26:53). Ибо настал момент, когда небеса не должны были вмешиваться, и Иисус должен был позволить написанному в Священных Писаниях свершиться.

Когда солдаты схватили Иисуса, «они увидели перед собой утомленного, безоружного человека, кого предал один из Его самых близких товарищей, и чей арест мучительно и безнадежно наблюдала горстка испуганных галилеян». Это было началом долгой, тяжелой ночи допросов. Сначала Его отвели к распутному, жадному Анне – бывшему первосвященнику, отслужившему семь лет. Будучи одним из самых развратных людей на земле, он привел к власти и контролировал нынешнего первосвященника, который выполнял каждое его слово.

Богословское понимание события

Богословы формулировали ответы на эти вопросы веками, в страшных столкновениях и взаимных анафемах. Сегодня нам известна эта выстраданная истина, показанная Христом на Самом Себе. Дело в том, что Иисус Христос — не только истинный Бог, Творец и Промыслитель о всем творении, но и истинный Человек.

Вся его жизнь: нравственные мучения о сотворенных людях, забывших своего Творца, боль от предательства учениками и страшные физические страдания на кресте, не были кажущимся, или переносимыми личиной, оболочкой Бога, всегда пребывающего в постоянстве.

Моление о чаше, роспись

Вся его жизнь была жизнью Человека, имевшего свою волю, по всему подобного нам, кроме греха. Но его воля осталось послушной Богу до самого конца — и этим она покончила с преслушанием Адама, вернув всем нам блаженство Рая Сладости.

Но Он же знал, что в третий день воскреснет

Конечно, знал, и открывал это апостолам. Но разве мы не знаем, что воскреснем Но не ужасается ли человек, умирая? Что же говорить о добровольном предании себя на зверские мучения и смерть? Итак, Иисус Христос есть Бог и Человек, имеющий две воли — божественную и послушную ей человеческую.

Он был истинным, а не призрачно воплотившимся Богом, и он воскрес с телом, навсегда вернув ему страшное божественное достоинство. Для того, чтобы мы воскресли в новых телах, чтобы мы царствовали с Ним.

Знаменитые христианские святыни: Гефсиманский сад

Среди последователей христианского вероисповедания и вообще культурных, образованных людей всего мира места, связанные с жизнью и духовно-просветительской деятельностью Иисуса, считаются особо почитаемыми и обладающими несомненной исторической и культурной ценностью.

Сад в Гефсимании

Гефсиманский сад – одна из таких святынь. Само название «Гефсимания» значит «пресс для масличных культур», «масличный пресс». Это местность в Израиле близ Восточного Иерусалима, расположенная у горы Елеон. Долина Кедрон, раскинувшаяся у её подножья, включает в себя ту самую землю, где некогда рос легендарный Гефсиманский сад. В настоящее время от него остался небольшой фрагмент общей площадью 47х50 м.

Связь с библейскими событиями

В те времена, о которых повествует Новый Завет, так называли всю долину. Гефсиманский сад сейчас примыкает к гробнице Божьей Матери. Согласно Евангелию, именно тут провёл свои последние часы перед арестом Христос. Здесь он молился Отцу Небесному, прося отвести от него тяжкую чашу страданий и в то же время смиренно соглашаясь с Его волей и теми испытаниями, которые ему уготовлены. Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать. Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события. Он расположен среди самых древних оливковых деревьев, возраст которых насчитывает не одну сотню лет.

Гефсиманский сад и христианские традиции

В Библии много страниц отведено повествованию о том, что делал Христос в Гефсиманском саду. Для верующих всех стран христианских конфессий это место ассоциируется со Страстями Господними. Ежегодно сюда устремляются паломники со всех концов земли. Традиция эта повелась с тех пор, как был распят Иисус. А в 14 веке на месте постоянных молений Христа был построен первый небольшой храм – от Византийской Православной Церкви. Новый Дом Божий возвели там же через столетие, когда предыдущий был разрушен. В 17 веке представители католического ордена Святого Франциска (францисканцы) установили над местностью свой надзор. А тот уголок, где молился Иисус в Гефсиманском саду, с середины 19 века огородили высокой стеной, закрыв вход в него всем желающим.

Гефсиманские храмы

На Святой гефсиманской земле в настоящее время открыты и действуют три крупных церкви, имеющие огромное общехристианское значение.

  • В первую очередь это так называемая Церковь Всех Наций. Она принадлежит францисканцам и была возведена в первой четверти 20 века. Главной реликвией храма считается камень, на котором, как гласят предания, слёзно молился Христос перед арестом. Название же церкви связано с тем, что для её постройки были собраны пожертвования от верующих многих европейских государств и граждан Канады. Перед церковью есть алтарь. Достопримечательности храма – мозаичные картины на темы послдних дней Иисуса.
  • Возле гробницы, где похоронена Богородица, построена церковь Успения. Там же расположены места последнего успокоения родителей Девы Марии и св. Иосифа. Воздвигла её ещё в 12 веке св. Елена. Принадлежит храм православной церкви Иерусалима и Армянской православной конфессии.
  • И ещё одна православная святыня, на сей раз русская – это церковь св. Марии Магдалины, построенная императором Александром III во второй половине 19 в. Украшена она иконами знаменитого художника Верещагина. Венчают храм традиционные для русской архитектуры купола с крестами. При храме действует женский монастырь.

Как видим, святыни во все времена остаются для людей святынями.

Иконография

Иконография этого сюжета имеет глубочайший богословский смысл. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, датированы XI веком и являются произведениями византийских православных иконописцев.

Иконы изображают не только упомянутых апостолов и Христа, но и ангела. Об этом эпизоде повествует в своем рассказе о Гефсиманском молении евангелист Лука (22:40-46): «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Моление о чаше в Гефсиманском саду

И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Богословие иконы

Икона Христа Спасителя. 3 типа иконографии Иисуса Христа

Этот эпизод обсуждался не одним поколением святых отцов. На V Вселенском соборе они закрепили православное понимание этого события.

Явившийся Архангел Гавриил воздавал Богу подобающее Ему славословие, славя не только Его Божественную крепость, но и запредельную человеческую стойкость, которую Он явил, став Человеком. Архангел подал пример последующим поколениям христиан в прославлении своего Творца, принесшего Себя за людей.

Впоследствии отпавший от православия католицизм начал уклоняться от богословия иконы в сторону картинной живописи. Так на западе стали появляться изображения с пухлыми ангелами, которые как бы увещают Христа исполнить волю Божию о Нем. Разумеется, Христос, будучи Сам Богом и Человеком, в этом не нуждался.

«Гефсиманское моление» итальянца Людовика Караччи, XVI в. — пример изображения евангельского события на западе. Икона «Моление о чаше» принимает совсем иной богословский смысл: ангел не славит Бога, а будто указывает Христу на волю Бога о Нем. Фото: cdn.gallerix.asia

Исследователи богословия иконы отмечают даже появление ноток языческих мифов в изображениях западных художников. Возросшая популярность этой тематики затронула и христианские сюжеты.

Так, явившийся ангел стал напоминать Гермеса с яблоком раздора, открывающего волю богов Парису, и чаша на этих изображениях изображается уже в руках ангела. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить.

Не будем горделиво клеймить в язычестве и неканоничности западных художников. Хотя бы потому, что традиция переходит и в Россию, прорубившую, как известно, окно в Европу при Петре I.

Икона «Тайная вечеря»

Молитва перед иконой «Моление о Чаше»

В чем помогает молитва перед этой иконой? Традиционный ответ на этот вопрос неофитов прост. Любые молитвы перед любыми православными иконами Богу известны прежде нашего моления.

Молиться можно и нужно перед любыми иконами, важно расположение сердца человека. Икона помогает возвысить ум к Богу

Воспоминая события, изображенные на иконе, мы молимся Богу, ставшему человеку и страдающему куда более нас.

Роспись современного российского храма. Видно влияние западной школы, искажающее богословский смысл события: ангел здесь не славит Творца, а будто открывает волю Божию Христу, в этом не нуждавшемуся. Фото: voznes.ru

Значение иконы Моление о чаше

В первую очередь икона Моление о чаше для всех означает стойкость веры и убеждений. Моление о чаше выражает то, что Иисус Христос имел две воли: Божественную и человеческую. Первая молитва показывает страх перед надвигающимися мучениями и смертью, что присуще любому человеку. С другой стороны, другими молитвами Иисус выражает стремление покориться Божией воли и принять все тяготы. Это очень отважный поступок, потому как Иисус знал, что своей смертью искупит грехи людей и возьмет ответственность за будущие прегрешения.

К иконе обращаются, когда находятся в затруднительном положении, теряют надежду. Икона Моление о чаше помогает не отчаиваться и найти выход из ситуации, определиться с тем, что будет правильнее. Страх может погубить человека. Если кто-то считает, что находится в безвыходной ситуации, он часто выбирает не тот путь, совершает предосудительные поступки, способен оттолкнуть близких людей.

Молятся иконе Моление о чаше, чтобы принять правильное решение, найти верный путь, не совершить глупости или даже страшные деяния.

Молитва перед иконой остается последней надеждой, в таких ситуациях, когда вера в Господа единственное, что держит и спасает. Вседержитель поможет покаявшемуся не поддаться искушению, согрешить.

Чаще всего перед иконой, обращаясь к Богу, читают молитву «Отче наш». Но используют и другие молитвы, например, молитву Святому Духу или к Пресвятой Троице. Молитва укрепит дух и веру, даст утешение и покой страждущему. Молиться нужно прилежно и бодрствовать, и тогда Господь обязательно поможет просящему. Обратиться к молитве во время Великого поста, или Страстной недели будет очень символично. Моление Иисуса Христа происходило в четверг, который сейчас именуются Великим или Чистым четвергом. Это четвертый день Страстной недели, последние дни Великого поста.

Многие верующие стремятся причастить именно в Великий четверг, так как во время последней Тайной вечерни, после которой он отправился в Гефсиманский сад, он установил Таинство Евхаристии. Христиане называют Евхаристией Таинство причащения тела и Крови Христовой, единения верующего с Богом. По сей день Таинство проводиться во всех храмах при каждой Божественной литургии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector