Приходская школа — parochial school

Православная школа «Ретро»

Православная школа «Ретро» расположена в ВАО Москвы по адресу ул. 4-я Гражданская, д.43, к.8. «Ретро» – одна из первых частных школ России. В 2020 году она отметила 25-летний Юбилей. В концепции воспитательного процесса школы лежат дворянские традиции XIX века и религиозная культура.

Дворянское воспитание – это особый образ жизни и стиль поведения. Учащиеся, придерживающиеся дворянской этики, вырастают честными, порядочными и искренними людьми. Учителя уважительно и внимательно относятся к каждому ребенку и требуют того же взамен.

Обучение тесно перекликается с православными традициями. Воспитанникам ненавязчиво, но настойчиво во время встреч с представителями Церкви, на уроках и в быту прививают религиозные принципы.Вместе с педагогами они регулярно посещают церковь, получают аттестат в храме Христа Спасителя.

Школа «Ретро» открыта для детей любой национальности, но обязательно православной веры. Руководство данного образовательного учреждения не стесняет детей в обычной повседневной одежде: воспитанники могут носить то, что хотят. Главное, чтобы наряд был чистым, соответствовал погоде и обстоятельствам. Однако каждая девочка должна иметь в своем гардеробе красивое бальное платье, а мальчик – смокинг или фрак на торжественные случаи: школьные балы, праздники и прочие мероприятия.

Особенности

  • «Ретро» – церковная школа полного дня, работающая с 9.00 до 18.30. Дети учатся, отдыхают, делают уроки под присмотром воспитателей, гуляют на свежем воздухе, посещают спортивные секции и творческие мастерские.
  • Доставка от места проживания до образовательного учреждения на микроавтобусе.
  • Четырехразовое питание.
  • Есть охрана, видеонаблюдение.
  • Во время школьных каникул руководство школы организовывает поездки за рубеж, экскурсии по городам РФ, туристические походы.

Образовательные приоритеты

«Ретро» обладает лицензией на образовательную деятельность и имеет государственную аккредитацию. Образовательная программа включает:

  • Углубленное изучение английского, немецкого и французского языков, русского языка и литературы, а также биологии, истории, экономики и математики.
  • Изучение светского и православного этикета, Истории мировых религиозных культур, Закона Божьего, культуры речи, психологии общения, музыки и хореографии.
  • Бесплатную подготовку к ЕГЭ и ГИА, есть экстернат и подготовка к школе, индивидуальная подготовка к поступлению в ВУЗы.
  • Воспитанники «Ретро» регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах и на олимпиадах.

В школе регулярно проводятся тематические дни и вечера, балы и концерты, уделяется огромное внимание творческому воспитанию. Так, во второй половине дня дети занимаются музыкой (обучение игре на фортепиано и гитаре, вокалу), живописью, танцами, рукоделием, обучаются риторике и ораторскому искусству

Также в «Ретро» есть несколько спортивных секций и театральный кружок.

История ЦПШ

Здание конца XIX века церковно-приходской школы при Воскресенской церкви Царицына Первые школы были созданы в XVII веке в Москве. По утверждению историка П. Н. Сенько, первыми можно считать школы Чудова монастыря, созданную в 1653 году, и Спасского монастыря, созданную в 1665 году

Церковные школы были важной частью образования, и в 1698—1699 годах император Пётр I обсуждал с патриархом Адрианом возможность создания Академии наук

После школьной реформы 1804 года работа школ существенно изменилась.

К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—1870-х годов сыграл Сергей Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-х годах министерство народного просвещения Российской империи фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—1880-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, с начала XX века — трёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входившие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

В связи с началом русско-японской войны 1904—1905 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться.

Определением Временного правительства от 20 июня 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы из введения Святейшего синода в ведение министерства народного просвещения. Передать должны были все начальные школы, включённые в т. н. школьную сеть и получавшие от казны пособие, а также учебные заведения, подготавливающие преподавателей для них: второклассные и церковноучительские школы. Отторгнутыми оказывалась более 37 тысяч учебных заведений, тогда как под управлением Синода оставалось около одной тысячи школ. Это означало фактическое уничтожение церковной школы, так как реквизировали школы вместе со зданиями, где проходили занятия и размещались библиотеки. После 1917 года церковная школа была полностью ликвидирована постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С началом 1990-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви в конце 1994 года предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

С распадом СССР в России вновь появились такие школы. Пример тому негосударственное образовательное учреждение церковно-приходская школа № 1 имени Константина Победоносцева в Москве.

В чем отличие воскресной школы для детей от обычной

Общеобразовательные заведения не защищают детей от пропаганды насилия, наркотиков, алкоголя и добрачных связей. У школьников еще не выработан иммунитет от мирской «грязи», поэтому в этом случае ответственность за воспитание каждого дитяти несут родители и церковь, если ей это доверят.

Детские служения не заменят семью и родителей, но они покажут маленькому человеку, что есть другие ценности, светлый мир добра и любви под именем «Православие»

Важность церковного детского служения трудно переоценить. Основными инструментами духовного воспитания детей является Слово Библии и молитвенное служение за детей

Православные школы принимают детей в возрасте от 6 лет. Уроки в церковных заведениях могут посещать как малыши, так и подростки до совершеннолетия.


Класс церковно-приходской школы

Основными предметами церковных занятий являются:

  • изучение Святого Писания — Библии, Закона Божьего; Катехизиса, Истории Церкви;
  • церковное пение и православный этикет;
  • вероучение по православию, изучение церковнославянского языка;
  • правила поведения на богослужениях, младшие дети приходят к началу Литургии, ибо им сложно простоять на ногах три часа.

Целью занятий при храмах является приобщение детей к познанию благодати православной жизни и подготовка к переходу во взрослую жизнь.

Внимание! Для проведения уроков в учебных заведениях при храмах составлены специальные программы. Они коренным образом отличаются от занятий в общеобразовательных школах

В прихрамовых учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги, которые прекрасно понимают психику детей и их отношение к обычной учебе. Основным отличием от мирских учреждений является атмосфера добра, принятия и общей радости.

Занятия в группах малышей проводятся в игровой форме или в виде сказки, а для подростков разработаны разнообразные квесты по Библии, викторины и даже КВНы.

Воспитанники старшей группы привлекаются к краеведческой работе, собирают материал, касающийся истории церкви и святых икон, жизни святых.

Главная задача воскресной школы для детей привить своим воспитанникам любовь к Творцу и человечеству, к церкви и службам в ней через знания, творческие занятия, образовательные игры, театрализованные спектакли, путешествия по святым местам и жертвенный труд.


Воскресная школа для детей

Подростки с радостью отправляются в паломнические поездки, возвращаясь из них духовно обновленными и закаленными. Православные праздники, крестные ходы, церковные концерты — открытые площадки для развития подрастающего поколения служителей Церкви. Воскресные учреждения при храмах призваны пробудить в детях жажду к общению с Богом через рисование, пение, игры, просмотры христианских фильмов.

Воскресная школа порой может помочь изменить характер ребенка, живущего в атмосфере лжи, пьянства, лицемерия и недоверия к Богу.

Елизаветинская гимназия

Елизаветинская гимназия занимает почетное место среди православных школ Москвы. Расположенная в историческом месте, Марфо-Мариинской обители, она впитала в себя утонченную культуру и благородство, заповеди о нравственном просвещении и духовном укреплении преподобной мученицы Елизаветы.

Обучающий процесс здесь организован в духе христианского миросозерцания. Кроме общих дисциплин, дети изучают церковнославянский язык, общаются с местным священником, Артемием Владимировым. Гимназия тесно взаимодействует с Марфо-Мариинской обителью: каждую среду воспитанники гимназии участвуют в Божественной обедне. Расписание занятий и режим дня составляются с учетом постов и православных праздников. Все ученики носят школьную форму. Чтобы поступить в Елизаветинскую гимназию детям необходимо получить благословение своего священника.

Особенности

  • Елизаветинская гимназия работает в режиме пансиона.Дети могут находиться под присмотром всю неделю.
  • Во время школьных каникул работает лагерь.
  • Есть группа дошкольной подготовки, рассчитанная на 1 год. Если ребенок успешно усвоил материал, он автоматически становится воспитанником гимназии и зачисляется в первый класс.
  • Количество мест в рассматриваемой церковной школе ограничено. Если ребенок не посещал подготовительные курсы, в начале зимы предшествующего обучению года необходимо записаться в лист ожидания.

Образовательные приоритеты

В Елизаветинской гимназии преподают общеобразовательные предметы, утвержденные ФГОС, с углубленным изучением математики, истории и литературы, английского языка. В средней школе дети изучают второй европейский язык, а также латинский и церковнославянский.

Занимаясь нравственным воспитанием учеников, педагоги гимназии, вместе с духовником Артемием Владимировым, прививают любовь к творчеству

Большое внимание здесь уделяется искусству: живописи, поэзии, музыке, театру. В гимназии открыто несколько спортивных секций: танцы, художественная гимнастика, восточные единоборства и шахматы

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

  • В православных гимназиях существует условное деление на классы. В начальных обучаются дети до четырех лет, их приводят матери. Часто случается, что родитель, далекий от религии, становится частым посетителем этого места.
  • Во втором классе обучаются отпрыски от 4 до 8 лет, а в третьем — от 8 до 12 и т. д. Количество зависит от методики преподавания, настоятелей и предписанных программ.
  • Каждое отдельная православная гимназия имеет индивидуальные распорядки и расписания, с которыми следует обязательно ознакомиться. Занятия для мальчиков и девочек, которые должны носить платки и длинные юбки, происходят раздельно. За обучение в воскресных учреждениях не берут плату.
  • Способы преподавания для детей младше 4 лет заключаются в использовании развивающих и интересных игр. Они с большим удовольствием рисуют, поют, занимаются лепкой из пластилина. Каждая поделка создается на тематику Рождества или Пасхи, а истории и рассказы читаются из Библии для детей. Интересные загадки насыщенны религиозными оттенками, что позволяет самым младшим ученикам с раннего детства впитывать дух Церкви.
  • Каждый учебный час начинается и заканчивается молитвенными песнопениями. Старшие дети отправляются вместе с родителями и послушниками на специальную службу. Частое посещение воскресных гимназий дарит ученикам ощущение приближенности к церковным укладам. В окружении праведных людей крепнет индивидуальная вера в Господа.
  • Вторые классы российских православных гимназий подготавливаются к поступлению в обычные школы. Занятия продолжаются три часа, без родительского присмотра. Здесь ученики получают первый опыт самостоятельности и индивидуальных действий. К основным дисциплинам добавляются азы ремесел, театра и т.д. Каждое занятие — это своеобразная благотворительность, которая приносит огромную пользу всем нуждающимся.
  • В третьих классах время ежедневного преподавания увеличивается до 4 часов. Ученики осваивают церковный язык и Священное Евангелие, а также занимаются написанием икон, пением в хоре.

Церковная школа «Живоносный Источник»

 

Православная школа «Живоносный Источник» расположена в ЮАО Москвы возле ст. м. Царицыно. Учрежденная в 1998 году, она дает возможность детям глубже исповедать христианскую веру и получить хорошее образование. Воспитанники школы во время больших православных праздников принимают участие в Литургии.

Двери школы «Живоносный источник» открыты не только для детей прихожан, но и для всех тех, кто желает учиться и освоить истины Евангелия.

Особенности

  • Индивидуальный подход в обучении для каждого воспитанника. Работа преподавателей строится так, чтобы каждый из учеников вышел на предельный для его возможностей уровень.
  • Небольшие классы, численностью до 12 человек.
  • Психолого-логопедическое сопровождение.
  • Есть группа продленного дня, где дети выполняют домашние задания под присмотром воспитателей.
  • Индивидуальные занятия и консультации по предметам.
  • В школе регулярно проводятся экскурсии с посещением театров, выставок, музеев.

Образовательные приоритеты

Помимо общеобразовательных дисциплин, здесь преподают церковнославянский язык, православную культуру, церковное пение. Хор в «Живоносном источнике» существует более 15 лет. За это время ученики школы принимали участие во многих известных конкурсах и фестивалях. В частности, 10 лет назад школьный хор стал лауреатом конкурса «Таланты Московии».

В школе регулярно проводятся предметные недели, конкурсы, спектакли, отмечаются концертами и постановками церковные праздники.

Обучение церковному пению

Вам необходимо:

  1. Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  2. Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  3. Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  4. В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  5. При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.

Что изучают в воскресных школах

В воскресных школах не изучают предметы школьной программы. Их цель — духовное воспитание, приобщение к христианским ценностям и культуре.

В качестве программы для воскресных школ выступают рекомендации отдела образования Российской Православной Церкви. Но что именно и как преподавать, решает руководитель школы. Если школа при монастыре — это монах, а в «мирских» воскресных школах — священник или его жена (матушка). 

Одни школы делают упор на богословское образование, в других главное место уделяется творчеству и общению.

Занятия в воскресных школах проходят в группах по возрастам, хотя деление это не строгое. Если ребёнку хочется заниматься вместе со старшей сестрой и братом — это приветствуется. 

Для каждой возрастной группы — свой круг занятий:

  • Младшая группа (до 4 лет). Дети приходят на занятия вместе с родителями, и пока малыши заняты танцами, рисованием, пением, лепкой или пальчиковыми играми, взрослые могут поговорить со священником. 
  • Средняя группа (от 4 до 8 лет). Занятия длятся 2–3 часа, и дети посещают их уже без родителей. Учителя в игровой форме рассказывают детям библейские истории, ученики рисуют, готовят театральные постановки и изготавливают поделки. В некоторых школах эти вещи продаются на благотворительных акциях. Детей приучают к мысли, что труд во благо других — одна из высших человеческих ценностей. 
  • Старшая группа (от 8 лет). Занятия с ребятами постарше больше похожи на школьные уроки. Они длятся по 3–4 часа в день и могут включать в себя изучение Библии и других священных текстов, церковнославянского языка, истории церкви и религиозного этикета. Также ученики занимаются церковным пением, знакомятся с основами иконописи, практикуются в традиционных народных промыслах. Ребята старшей группы нередко отправляются в паломнические экскурсии. А в преддверии церковных праздников в некоторых школах для подростков организуются квесты, викторины по Святому писанию и даже КВНы. 

<<Форма демодоступа>>

Старшеклассников, особенно тех, кто планирует связать жизнь с богослужением, активно привлекают к краеведческой и архивной работе. Например, могут поручить собрать материал об истории церкви, при которой работает воскресная школа. 

Нередко старшие учащиеся воскресных школ работают волонтёрами в детских домах и домах престарелых.   

В некоторых воскресных школах, особенно при полковых и казачьих храмах, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Иногда для ребят организуют турпоходы и спортивные соревнования.   

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

  • Первый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
  • Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
  • Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
  • Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
  • Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
  • Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
  • Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
  • Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Социальная ориентация

Не все родители, выбирая ту или иную школу, ориентируются только на показатели ЕГЭ и количество иностранных языков. Образовательные запросы у всех разные. Более того, не все дети по тем или иным причинам имеют возможность учиться по усиленной гимназической программе — но и им необходимо хорошее образование и православное воспитание. Несмотря на то что в православных учебных заведениях большое количество детей из многодетных семей (рекорд здесь опять принадлежит Свято-Петровской школе — 95%), не все школы могут считаться социально ориентированными. Не везде принимаются дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем: о наличии инклюзивного образования заявили всего 8 школ из 14, при этом чаще всего речь идет о детях с сохранным интеллектом. Отчасти это объясняется тем, что ни одна из православных школ на сегодняшний день не имеет коррекционных классов и специалистов — дефектологов. По одному коррекционному педагогу есть только в четырех школах, психологи есть в восьми школах, а в целом количество логопедов — по одному на 100 детей. Этого явно недостаточно для школ, где около половина учащихся — из многодетных семей. Хорошая ситуация в школе «Знак», центре во имя Серафима Саровского и школе «Ника». А вот как в школе «София» при наличии инклюзивного образования и детей из детдомов обходятся не только без психологов, но и без логопедов, непонятно.

Таблица 3

Название

Дети из многодетных семей (%)

Инклюзивное образование

Дети из детдомов (%)

Наличие психолога

Наличие коррекционного педагога

Наличие логопеда (кол-во на 100 детей)

Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

42

Есть

Есть

Нет

1

НОУ «Во имя Иоанна Богослова»

47

Нет

Нет

Нет

1

НОУ «Православная классическая гимназия “София”», г. Клин

38

Есть

1%

Нет

Нет

Нет

НОУ «Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа»

47

Нет

Нет

Нет

Нет

1

АНО ЦО «Знак»

19

Есть, 3%

Нет

Есть (2 чел.)

Нейро-психолог

1

НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина»

30

Нет

1

Есть

Нет

1

НОУ «Елизаветинская гимназия»

32

Есть

5 (8 чел.)

Нет

Нет

1

АНО СОШ «Димитриевская»

68

Есть

15

Нет

Есть

2

НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”»

63

Нет

Есть

Есть

1

Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия

10

Есть

Нет

Есть

Нет

1

Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского

Есть

Нет

Есть

Нет

0,5

НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского»

45

Есть

Приемные дети

Есть (2 чел.)

1

1

Православная Свято-Петровская школа

95

Нет

Нет

Нет

Нет

0,3

НОУ школа «Ника»

18,4

Нет

Нет

Есть (7 чел.)

Есть

1,2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector